Карло гольдони биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Карло Гольдони родился 25 февраля 1707 года в городе Венеция, Италия. Мальчик вырос в интеллигентной семье, которая хотела видеть его юристом и заставляла изучать право. Но с ранних лет ребенок полюбил театр. В четырнадцать лет убежал из Римини, где обучался философии, и уехал с труппой бродячих актеров. Через четыре года его выгнали из училища в Павии за то, что написал сатирическую пьесу, где высмеял своих учителей. Получив степень доктора стал адвокатом, адвокатурой почти не занимался, так как настойчиво пробовал свои силы в драматургии.

Порвать идеально со всем тем, что в комедии масок когда-то было так дорого итальянскому зрителю, Гольдони при всем при том не решился. Так сберег в своих комедиях наиболее популярные маски комедии импровизации. У него фигурируют и Панталоне, и Доктор, и Арлекин, и Бригелла, и Коломбина. Но они нечасто сохраняют ту характеристику, которую пронесли посредством два века своей истории. И та переработка типов, которую Гольдони предпринял, включив в свои комедии старые маски, всецело подсказывалась его умением чутко улавливать господствующие общественные настроения.

Карло Гольдони скончался 6 февраля 1793 года в Париже.

Переводы на русский

Экранизации

В 1957 году по призыву Всемирного Совета Мира торжественно отмечен его юбилей - 250-летие со дня рождения.

Почтовая марка СССР, 1958 год.

В Италии, в том числе и Венеции, драматургу воздвигли несколько памятников.

Карло Гольдони — итальянский драматург и комедиограф. Произведения автора написаны как образцы commedia dell'arte. В числе его заслуг — преобразование традиционного жанра комедии масок. Библиография мужчины состоит из пьес, сказок и либретто, а также мемуаров, по которым потомкам удалось восстановить хронологию событий в жизни литератора.

Детство и юность

Карло Гольдони — уроженец Венеции. Он родился 25 февраля 1707 года. Ударение в фамилии писателя ставится на второй слог. Гольдони рос в образованной семье. Его дед работал юристом и был обеспеченным человеком, а отец реализовался как врач. В семье любили театр, искусство и не ограничивали творческие порывы. Это способствовало развитию фантазии Карло. Мальчик увлекался чтением книг, которые находил в домашней библиотеке, и даже пробовал самостоятельно писать небольшие пьесы.

Юношу определили на учебу в одну из городских школ. Затем он получил образование в иезуитской коллегии в Перудже и Римини, а впоследствии с 1723 по 1731 год обучался в Павии и Модене. Защитив диссертацию по юридическому профилю, Карло получил докторскую степень и начал карьеру адвоката.

Работа не мешала венецианцу мечтать о театре. В свободное время он поглощал одну за другой античные трагедии и комедии, произведения Мольера; часто бывал на спектаклях, которые представляли бродячие актеры.

Личная жизнь

В биографии Карло Гольдони большое внимание уделяется его персоне и практически ни слова не говорится о супруге, которая составила счастье венецианца в личной жизни.

В молодости, путешествуя из одного города в другой, комедиограф был достаточно ветреным молодым человеком. Однажды в Генуе он увидел красовавшийся в окне силуэт привлекательной девушки. Легкий поклон, которым обменялись юные люди, положил начало романтической связи, переросшей в законный брак. Супруга поддерживала Карло во всех начинаниях и мотивировала к началу адвокатской деятельности, ведь семья требовала содержания.

Поселившись с женой в Пизе, Гольдони подумывал о том, чтобы расстаться с театром, но именно в этот момент ему предложили выгодный контракт, положивший начало театральной карьере итальянца.

Творчество

С 1748 по 1753 год Карло был увлечен разработкой театральной реформы, которая распространялась на тексты пьес и формат их воспроизведения актерами. Изучая драматургию в молодости, Гольдони был уверен, что итальянской литературе требуется новое веяние, которое в своей основе имело бы национальные традиции.

Важным нововведением со стороны Гольдони стало закрепление литературного текста там, где раньше властвовала импровизация. Теперь, воплощая героев на сцене, актеры должны были придерживаться заранее прописанного сюжета и реплик. Из привычного фарса выросла благородная и содержательная комедия с воспитательной подоплекой. Постепенно из произведений пропадали маски, хотя привычные Арлекин, Коломбина, Бригелла, Панталоне и влюбленные оставались неизменными. Автор подарил им индивидуальные черты.

Будучи демократом, Карло Гольдони выступал за права народа, чем вызывал недовольство власть имущих. В числе его оппонентов оказался сказочник Карло Гоцци, который выступал защитником традиционной commedia dell'arte. Будучи невероятно успешным, Гоцци постепенно затмевал Гольдони, который принял решение покинуть родину. Обосновавшись в Париже, литератор работал в Итальянском театре.

Главным достоинством творений Гольдони является сценичность. Его пьесы написаны специально для постановки в театре, чьи законы Карло знал не понаслышке. На подмостках он выступал и драматургом, и режиссером. Творчество литератора ценили представители французского просвещения Дени Дидро и Вольтер, просветители Иоганн Гете и Готхольд Лессинг.

Смерть

В 1793 году Национальный конвент назначил комедиографу пенсию, но революция отменила это решение. После кончины писателя денежное вознаграждение получала его вдова. Карло Гольдони скончался 6 февраля 1793-го в преклонном возрасте. Причиной смерти стали сопутствующие заболевания.

Точное расположение могилы литератора неизвестно, но в родной Венеции в его честь установлен памятник, а портрет комедиографа красуется на страницах школьных и институтских учебников. Цитаты, афоризмы, фразы и сюжеты из его сочинений до сих пор используются в кинематографе и среди любителей классического театра.

Карло Гольдони – прославленный венецианский либреттист и драматург 18 века. Один из признанных мировых классиков. В этой статье мы поговорим о биографии и творчестве знаменитого итальянского писателя.

Карло Гольдони: биография

карло гольдони

Родился Гольдони 25 февраля 1707 года в Венеции в семье врача. Его родители мечтали о юридической карьере для сына, поэтому насильно отправили мальчика изучать право. Однако Карло с детства был пленен театром. И когда его в 14 лет отправили изучать философию, он сбежал от учителей и присоединился к бродячей театральной труппе. Пробыл Гольдони среди артистов недолго и через 4 года оказался в училище в Павии. Но и здесь надолго не задержался, Карло исключили за то, что он написал сатирическую пьесу, где высмеивал своих учителей.

В конце концов, благодаря стараниям семьи, Карло в 1732 году удалось получить докторскую степень и выйти в адвокаты. Однако адвокатурой будущий драматург занимался недолго и больше времени тратил на сочинительство. В 1738 году выходит в свет пьеса Momolo cortesan, которая стала началом его драматургической деятельности. Однако ранние произведения писателя были не особенно удачными.

Драматургический успех

карло гольдони биография

Жизнь в Париже

К 1762 году Гольдони понял, что родная венецианская публика начала отдавать предпочтение фантастическим пьесам Гоцци. Не желая видеть, как угасает его слава, Карло Гольдони перебирается в Париж. Перед отъездом он написал одну из красивейших своих комедий - Una della ultime sere del Carnevale. Эта пьеса стала своеобразным прощанием с родной Венецией.

карло гольдони краткая биография

В Париже драматург прожил следующие 30 лет. Во Франции писатель продолжил заниматься любимым ремеслом. Здесь была написана одна из лучших комедий драматурга Le bourru bienfaisant. В Версале 6 февраля 1793 года в возрасте 85 лет и умер Гольдони.

Уже в старости он написал свои мемуары, которые стали ярчайшим образцом литературного и театрального мира. Последние годы своей жизни великий драматург прожил в нужде. Ему приходилось давать уроки итальянского языка, чтобы как-то продержаться. Несмотря на то что конвент насчитал ему пенсию, писатель умер раньше, чем начал ее получать.

Новаторство Карло Гольдони

Фото картин с изображением драматурга и памятника, посвященному творцу, можно увидеть в данной статье. Гольдонни является известным драматическим новатором и реформатором. Долгое время итальянский театр был представлен только комедией масок, основанной на импровизации. К середине 18 века она окончательно устарела, но попыток, которые предпринимались для ее разнообразия, явно было недостаточно.

Только Гольдони удалось изменить положение дел. К своей цели драматург шел постепенно. Его первая пьеса Momolo cortesan была частично сценарием. А к 1750 году Гольдони окончательно отошел от старой сценарной техники. Однако полностью забыть о комедии импровизаций драматург так и не решился, поэтому оставил самые популярные и наиболее любимые итальянским зрителем маски: Доктор, Панталоне, Бригелла, Арлекин, Коломбина и пр. Однако все эти образы были тщательно переработаны писателем, и характеры их изменились.

Изменение характеров масок

карло гольдони фото

Сатира Карло Гольдони была не столь суровой, как в классической комедии масок, что повлияло и на персонажей. Доктор, до этого описывавшийся как пьяница и болтун, стал добропорядочным семьянином. Бригелла, в прошлом мошенник и плут, у Гольдони предстает хозяином трактира или мажордомом.

Особенно отчетливо проявился морализаторский характер пьес писателя в маске Панталоне. Прежде герой изображался как скупой, смешной и похотливый старик. Теперь же Панталоне преобразился и стал пожилым почтенным купцом, носитель лучших качеств венецианской буржуазии. Он становится рупором демократических идей, наставляет аристократов. Говорит о том, что у всех людей есть одинаковые права.

Буржуазия в Италии, пропагандирующая в те годы среди народа свои идеалы, находила в произведениях Гольдони как ласковое поучение, так и поощряющую похвалу. Драматург активно пропагандировал идею о том, что буржуазия выше опустившегося дворянства в нравственно-духовном плане. Такая идеологическая направленность делала творчество писателя еще более популярным среди населения.

Послесловие

карло гольдони творчество

Карло Гольдони. Биография и обзор творчества


Начало творчества

Карло Гольдони родился 27 февраля 1707 года в Венеции, в семье врача Джулио Гольдони. Дед драматурга — Карло-Алессандро Гольдони, в доме которого прошли годы раннего детства будущего писателя, был видным юристом и довольно состоятельным человеком, В семье Гольдони очень любили театр, и мальчик рос в атмосфере, которая способствовала раннему пробуждению у него театральных интересов. Карло рано пристрастился к чтению комедий из отцовской библиотеки, пробуя сочинять собственные пьесы.

После окончания начального курса средней школы в Венеции Гольдони обучался в иезуитской коллегии в городах Перудже и Римини, а затем в университетах Павии и Модены (1723—1731). В 1731 году он защитил докторскую диссертацию, получил диплом юриста, после чего начал заниматься адвокатской практикой. Но все помыслы и желания Гольдони были обращены к театру. Каждую минуту досуга он тратил на чтение классиков комедии — Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра, Мольера, посещал спектакли многочисленных бродячих трупп.

В Вероне в 1734 году Гольдони встречается с театральной труйпой Имера и надолго связывает себя с ней, став ее постоянным драматургом. Приехав с труппой в Венецию, он ставит свои пьесы в театре Сан-Самуэле (одном из семи театров города). И в родном городе, и во время частых гастролей труппы по Италии его незаурядный талант все более привлекал к себе внимание публики.

Первый период творчества. Реформа Гольдони

Еще в студенческие годы, знакомясь в старинных частных и университетских библиотеках с памятниками мировой драматургии, Гольдони был поражен бедностью итальянской драматургии сравнительно с драматургией других народов — античной, испанской, английской, французской. Уже в то время Гольдони приходит к убеждению, что поднять итальянскую драматургию необходимо, руководствуясь прежде всего актуальными общественными потребностями современной ему эпохи и опираясь на прочные национальные традиции.

Рассказывая об успешных спектаклях этой комедии, Гольдони добавляет, что среди зрителей были люди, гнева которых он имел основания опасаться.

Важной стороной реформы Гольдони было устранение импровизации и введение в комедию точного литературного текста, которого актеры обязаны были строго придерживаться. Роль актеров ограничивалась сценическим истолкованием и воплощением того ли тературного материала, который им давал драматург. Благодаря Этому усилилось идейное и общественное значение комедии, ее общественно-воспитательная роль, связь театрального искусства с литературой.

В комедии Гольдони остались многие черты комедии дель арте переплавленные в горниле его творческого гения и получившие новое художественное качество и идейную направленность. Гольдони унаследовал и развил демократические, гуманистические и реалистические стороны комедии дель арте. Он сохранил многие маски (Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин, Коломбина, влюбленные), по осмысливал их по-своему, наполняя конкретным жизненным содержанием. Из абстрактных условных фигур родились живые индивидуализированные характеры его современников. Как и в комедии дель арте, в пьесах Гольдони герои говорят на разных наречиях. От комедии дель арте Гольдони заимствовал в значительной мере и построение интриги пьесы, легкое стремительное действие, динамический диалог, остроумие и жизнерадостность, освободив их от грубости и примитивизма, умение устанавливать контакт со зрителем. Высокая сценичность комедии Гольдони во многом обусловлена использованием творческого опыта комедии дель арте.

Гольдони удалось создать реалистическую комедию характеров, или комедию нравов, на литературном итальянском языке, изображающую реальных живых людей, его современников. Огромное значение его реформы заключалось также в утверждении реалистических принципов актерской игры.

Реформа Гольдони имела большое общественно-политическое значение. Она была связана с общественным подъемом, который переживала Италия в середине XVIII века. Итальянская комедия стала глашатаем передовых идей эпохи Просвещения, направленных против феодальных устоев, аристократических предрассудков, против церкви и католической реакции, политической раздробленности страны. Театр и драматургию Гольдони считал важным средством общественного воспитания. Его реформа оказала огромное воздействие на всю итальянскую культуру XVIII века. Это была победа большого демократического и реалистического искусства, в котором общественно важные идеи преподносились в чрезвычайно живой, непринужденной и яркой форме, со всем блеском, остроумием и жизнерадостным смехом комедийного жанра.

Второй период творчества

В комедии громко звучат шум и веселье венецианского карнавала, тонко переданы своеобразная атмосфера жизни Венеции XVIII века, нравы и обычаи ее жителей. Главным действующим лицом является очаровательная молодая вдова Розаура. В нее влюблены англичанин лорд Рюнбиф, француз мосье Лебло, испанец ДОН Альваро де Кастилья и итальянец граф ди Боско Неро, которые, путешествуя по Италии, прибыли в Венецию и встретились в одной гостинице. Они ухаживают за Розаурой, добиваясь предпочтения. Англичанин дарит ей бриллианты, француз — свой роскошно оправленный портрет, испанец — свое родословное древо (список знатных предков), а итальянец посылает ей письмо,полное глубокой и искренней любви. Решив испытать степень чувства каждого из претендентов, Розаура во время многолюдного карнавала отправляется в кафе на площадь Святого Марка, в маске, поочередно встречается со своими поклонниками, одетая каждый раз в соответствующий национальный костюм. Англичанин, француз и испанец быстро влюбляются в незнакомую им женщину. Лишь Боско Неро грубо отвергает кокетничанье незнакомки, говоря, что он любит только Розауру. Таким образом, Розаура убеждается, кто питает к ней настоящее серьезное чувство.

В почти пародийной фигуре кавалера Лебло остроумно высмеяны национальные предрассудки и тщеславие французских аристократов, их пренебрежительное отношение к другим народам и смешные претензии считать все нации, кроме собственной, неотесанными и достойными лишь порицания.

Мастерство драматурга проявляется в обрисовке характеров героини и ее четырех поклонников. Каждый из них наделен яркими индивидуальными качествами, своеобразными национальными чертами.

Индивидуализированы также и характеры слуг: Берифа — лакея лорда, Фолетто — лакея графа и традиционного Арлекина — лакея в гостинице, срочно поступившего на службу к двум хозяевам одновременно — испанцу дону Альваро и французу Лебло.

Во время встречи с маркизой крестьянская делегация требует, чтобы молодой барин прекратил свое самоуправство и перестал соблазнять их жен и дочерей. Крестьяне объявляют законной владелицей и своей госпожой Розауру, дочь прежнего хозяина Монте-фоско, снискавшего у них добрую славу.

Гнев крестьян нарастает, в селении каждую минуту может вспыхнуть восстание. Однако конфликт завершается мирно. Маркиза проявляет большую ловкость и гибкость в защите своих дворянских прав и интересов. Она устраивает брак своего беспутного сына с законной наследницей вотчины Розаурой, одновременно успокаивая крестьян обещаниями. Розаура оказывается, в конечном счете, в одном лагере не с крестьянами, с которыми ее вначале роднило положение несправедливо обиженной, а с людьми своего класса. Флориндо обещает уважать интересы крестьян и вести себя прилично. Крестьяне, в свою очередь, делают уступки и просят прощения за то, что погорячились. Все довольны.

В финале автор затушевывает остроту социального конфликта пьесы и завершает ее умеренным просветительским морализированием. Но, несмотря на такую примирительную концовку, в этой комедии Гольдони все же довольно отчетливо показал классовый антагонизм между дворянством и крестьянами, не желающими нести бремя феодального гнета.

Панталоне — почтенный, состоятельный, добрый старик. Он проявляет большую заботу о брате Роэауры, а также выступает в роли резонёра, комментирующего от имени автора ход пьесы, осуждающего порочного помещика и одобряющего действия крестьян.

Граф Альбафьорита — человек иной формации. Это буржуа, купивший себе дворянский титул. Он богат и позволяет себе делать большие расходы.

Граф и маркиз не любят друг друга, между ними часто происходят стычки. Они соперничают во всем и особенно в настойчивом стремлении завоевать расположение молодой и обаятельной хозяйки гостиницы. Они ухаживают за ней, льстят ей, преподносят подарки, граф _ дорогие, а маркиз — мелкие, но безуспешно, так как Миран-долина — женщина строгой нравственности. Состояние маркиза не позволяет ему успешно соперничать с щедростью графа, который постоянно унижает его перед Мирандолиной и слугами, подчеркивая его нищету. На ртом контрастном сопоставлении графа и маркиза Гольдони строит ряд забавных комических эпизодов.

Мирандолина, привыкшая к поклонению, чувствует себя задетой поведением кавалера. Она решила прибегнуть к утонченной мести. С помощью хитрости и ловкого притворства она старается завоевать его симпатии. Вскоре цель эта достигнута: кавалер безумно влюбился в нее. И когда он стремится объясниться с ней, ищет с ней встреч, просит снисхождения и ласки, Мирандолина выражает к нему полнейшее равнодушие и презрение. Одновременно заигрывая с другими мужчинами, она заставляет кавалера испытывать муки ревности, доводит его до отчаяния, унижает в присутствии обитателей гостиницы и даже перед слугами. Пьеса заканчивается тем, что Ми рандолина, одержав победу над кавалером, демонстративно выходит замуж за Фабрицио — слугу ее гостиницы. Она оказывает предпочтение плебею перед знатными и гордыми аристократами. Женщина из народа благодаря своему уму, воле, энергии и ловкости торжествует над высокомерным и закосневшим в предрассудках дворянином.

Фабрицио также относится к аристократам с презрением и чувством скрытой вражды. Мирандолина и Фабрицио знают себе цену, чувствуют себя сильными и свободными. В них воплощена демократическая устремленность пьесы.

Третий период творчества

Выразителем старых взглядов здесь является богатый купец Фи-либерт. Свою дочь Жаннину он прочит в жены богатому человеку, с нетерпением ожидая его приезда из Индии. Жаннина и Де ла Кот-ри — молодой французский офицер — любят друг друга. Однако их брак невозможен вследствие бедности Ла Котри. В пьесе сложная интрига соединена с отчетливой социально-моральной тенденцией.

Жаннина, пустив в ход всю свою хитрость и изворотливость, ведет тонкую игру. Обманутый ею Филиберт, желая причинить неприятности своему конкуренту — богатому откупщику Рикардо, которого презирает как выскочку, дает Ла Котри советы, как жениться на дочери Рикардо Констанции вопреки согласию отца и даже ссужает на это деньги. Жаннина и Ла Котри тайно обвенчаны. Филиберт с радостью ждет посрамления Рикардо, но сам попадает в ловушку, которую готовил другому. Он потрясен, узнав истинное положение вещей, но вынужден примириться с происшедшим.

В комедии показано, как постепенно нарастает протест против Этого деспотизма самодуров. Феличе, жена Канчано, сумела освободиться от гнета • своего домашнего тирана и заставляет его делать все, что она хочет. Феличе доказывает недопустимость грубости и самодурства, призывает быть учтивее, радушнее, мягче, человечнее. Ее старания в значительной степени увенчались успехом — самодуры усовестились и несколько укротили свой нрав. Гольдони полон гуманистической веры в добрые стороны человеческой природы и верит в возможность исправления дурных людей.

Четвертый период творчества

Четвертый и последний период жизни и деятельности Гольдони относится ко времени его пребывания в Париже (1762—1793), где он жил до конца своих дней. Он дает уроки итальянского языка, принимает участие в культурной и театральной жизни. Здесь им написано несколько комедий и оперных либретто.

Особенности творческого метода. Место Гольдони в итальянской и мировой культуре

Комедии Гольдони обладают глубоким идейным и художественным своеобразием. По своему творческому методу Голь тонн — ррд тишг Он выдающийся мастер изображения человеческих характеров и жизненных конфликтов, взятых в комедийном плане. Мировоззрение и творчество Гольдони как представителя театра Эпохи Просвещения противоречивы. Народность и демократические устремления сочетаются с исторической ограниченностью, либеральным прекраснодушием, идеализацией буржуазных деятелей. Кроме того, Гольдони в силу своеобразия общественного развития Италии в XVIII веке был политически более умеренным деятелем сравнительно с представителями французского Просвещения.

В творчестве Гольдони значительно слабее выражена рационалистическая окраска и прямолинейный политически-тенденциозный характер просветительского реализма. Антифеодальные политические и этические принципы Гольдони утверждал в менее абстрактной, умозрительной форме, чем большинство французских и немецких просветителей. Его образная система более свободна от просветительской условности и рассудочности, обладая большей степенью эмоциональности и непосредственности.

Аристократию и феодальные устои он критиковал прежде всего в моральном, а не в политическом плане.

Несмотря на умеренность мировоззрения Гольдони и неприятие революционных методов изменения мира, его творчество близко к освободительным и гуманистическим идеалам французского Просвещения и Великой французской революции. Неслучайно его так высоко ценили Вольтер и Дидро, а революционная Франция проявила заботу об одиноком и больном драматурге, доживавшем свои последние дни в Париже. 7 февраля 17-93 года Национальный Конвент по докладу французского революционного драматурга и порта Мари-Жозефа Шенье принял решение выплачивать Гольдони пенсию, отметив его заслуги перед всем свободолюбивым человечеством, а когда стало известно о внезапной смерти Гольдони, Конвент через Два дня новым декретом постановил выплачивать пенсию его вдове.

Творчество Гольдони ценили представители просветительской мысли и литературы других стран, в Германии — Лессинг и Гёте, а впоследствии — швейцарский ученый Сисмонди.

В России пьесы Гольдони начали переводить и ставить еще при жизни драматурга. В числе первых его переводчиков были Хмельницкий и Шаховской. Глубокий интерес к Гольдони проявляли Островский и Сухово-Кобылин.

Советские ученые и писатели много сделали для изучения и популяризации творчества Гольдони. Об этом свидетельствуют работы и переводы С. С. Мокульского, А. К. Дживелегова, А. А. Гвоздева, Т. Л. Щепкиной-Куперник и др.

Гольдони был противником реакции и варварства. Его сочинения, проникнутые глубокой человечностью, демократизмом, оптимизмом, верой в лучшее будущее, не только доставляют эстетическое удовольствие, но и сближают людей всех наций. Демократические и гуманистические стороны наследия Гольдони дороги всему прогрессивному и миролюбивому человечеству. В 1957 году по призыву Всемирного Совета Мира был торжественно отмечен его юбилей — 250-летие со дня рождения.

Читайте также: