Сюжет фильма жизнь других 2014 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Фильм был выпущен в прокат в Германии 26 марта 2006 года. В то же время киносценарий фильма был опубликован Suhrkamp Verlag.

По всему миру кассовые сборы фильма на март 2009 года составили более 77 млн $ [1] .

Содержание

Сюжет

Восточный Берлин, ноябрь 1984 года. За пять лет до своего низвержения восточно-германское правительство обеспечивает свои притязания на власть беспощадной системой контроля и сыска. Преданный партиец капитан Герд Вислер надеется подняться по служебной лестнице, выполняя работу по сбору улик против драматурга Георга Дрaймана и его подруги — знаменитой театральной актрисы Кристы-Марии Зиланд.

Однако он не ожидал, что погружение в мир объекта наблюдения меняет и самого сыскного агента. Погружение в жизнь других — в любовь, литературу, свободу мысли и слова — приводит Вислера к острому осознанию скудости его собственного существования и открывает ему совершенно новый образ жизни, противостоять которому становится всё сложнее. Но когда система уже запущена, она не может быть остановлена. Опасная игра началась…

В ролях

  • Мартина Гедек — Криста-Мария ЗиландКапитан Герд Вислер
  • Себастьян Кох — Георг Дрейман
  • Ульрих Тукур — Подполковник Антон Грубиц
  • Томас Тиме — Министр Бруно Хемпф
  • Ханс-Уве Бауэр — Поль Хаузер
  • Фолькмар Кляйнерт — Альберт Йерска
  • Маттиас Бреннер — Кард Валнер

Награды и номинации

Примечания

Ссылки

Ничья земля (2001) · Нигде в Африке (2002) · Нашествие варваров (2003) · Море внутри (2004) · Цоци (2005) · Жизнь других (2006) · Фальшивомонетчики (2007) · Проводы (2008)

Победители (1947–1960) · Победители (1961–1980) · Победители (1981–2000) · Победители (2001–наст.время)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Жизнь других (фильм)" в других словарях:

Жизнь Пи (фильм) — Жизнь Пи Life of Pi Жанр … Википедия

Жизнь взаймы (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Жизнь взаймы (значения). Жизнь взаймы … Википедия

Жизнь других — Das Leben der Anderen … Википедия

Двойная жизнь Вероники (фильм) — Двойная жизнь Вероники La Double Vie De Veronique Жанр притча Режиссёр Кшиштоф Кеслёвский Автор сценария Кшиштоф Кеслёвский Кшиштоф Писевич В главных ролях Ирен Жакоб … Википедия

Жизнь после людей — Life After People Жанр … Википедия

Жизнь как чудо (фильм) — Жизнь как чудо Живот је чудо Жанр Трагикомедия Режиссёр Эмир Кустурица Продюсер Эмир Кустурица … Википедия

Жизнь как чудо — Живот је чудо … Википедия

Жизнь и ничего больше — La vie et rien d autre Жанр драма … Википедия

Жизнь Дэвида Гейла — The Life of David Gale … Википедия

Жизнь Дэвида Гейла (фильм) — Жизнь Дэвида Гейла The Life of David Gale Жанр драма Режиссёр Алан Паркер Продюсер Алан Паркер … Википедия

Несомненно выдающуюся картину "Жизнь других" немцы вначале проворонили. Для Берлинале она им показалась излишне "скучной" и излишне "немецкой". И только когда Европейская киноакадемия признала "Жизнь других" лучшим фильмом 2006 года, а наши заокеанские коллеги присудили ей "Оскар" как лучшему иностранному фильму, соотечественники режиссера фон Доннерсмарка неохотно признали свою неправоту.


Трейлер

Жизнь других

Жизнь других (2006)
The Lives of Others
драма
Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
В ролях: Мартина Гедек, Ульрих Мюэ, Себастьян Кох, Ульрих Тукур, Томас Тиме
Премьера: 19 июля 2007 года

На московские экраны выходит немецкий фильм "Жизнь других", удостоенный в этом году "Оскара". Забавно, что Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, дебютант в кино и совсем еще молодой человек едва за тридцать, помнит Ленина. Во всяком случае, толчком к его фильму о кознях печально известной организации "Штази" против собственного народа послужило одно примечательное ленинское замечание. Это когда вождь мирового пролетариата в сердцах сетует, что, мол, не надо бы ему слушать "Аппассионату" и таким образом расслабляться и умиляться, "гладя людей по головке" . Потому что по этим неразумным и не понимающим пользы принудительного счастья головкам надо бить.

Кадр из фильма "Жизнь других"

Кадр из фильма

Так вот, пока, стало быть, г-н Доннерсмарк, человек с воображением, пытался представить себе Ленина, слушающего Бетховена, в его голове родился образ некоего тайного агента-спецслужбиста, вынужденного постоянно слушать ну тоже в своем роде "Аппассионату". Условно говоря, конечно. То есть разговоры, споры и любовный лепет двух любящих, мужчины и женщины, неугодных властям, за которыми назначена слежка. И как ни странно, этот самый агент, прежде совершенно уверенный, что совершает правое дело, в результате начинает перерождаться. Стараясь не окончательно погубить диссидентствующую пару, красавицу-актрису и ее мужа-режиссера, а, наоборот, спасти их. Причем ценой собственной карьеры. Скажете – притянуто за уши, слишком литературно? А вот и нет: выясняется, что в реальной жизни были сюжеты и покруче: некий офицер "Штази", застуканный за чтением закрытых для него протоколов допросов инакомыслящих, не стал оправдываться, а взял и сказал правду. Что, дескать, идеалы, исповедуемые его начальством, не кажутся ему теперь ни возвышенными, ни полезными для Германии. Так вот, этого офицера-идеалиста безжалостно казнили. Нашего героя агента Вислера, правда, ждала участь помягче: его отправили на работу в почтовое отделение, где он должен был до конца своей жизни вскрывать письма. А через четыре года к власти пришел Горбачев, рухнула Берлинская стена, и мир, как мы знаем, переменился до неузнаваемости.

Интересно, что сами немцы эту несомненно выдающуюся картину вначале проворонили. Для Берлинале она им показалась излишне "скучной" и излишне "немецкой". И только когда Европейская киноакадемия признала "Жизнь других" лучшим фильмом 2006 года, а наши заокеанские коллеги присудили ей "Оскар" как лучшему иностранному фильму, соотечественники фон Доннерсмарка неохотно признали свою неправоту. С кислой, однако, миной: дескать, "Оскар" – не такая уж престижная награда. Чуть позже массмедиа распространили информацию, что Доннерсмарк переезжает в Штаты.

Очень жаль. Ибо этот режиссер наследует именно немецкую, и никакую другую, кинематографическую традицию. Его стиль ироничен, беспощаден, аскетичен, как это было в лучших картинах другого выдающегося немца – то есть Фассбиндера. Доннерсмарк – так же, как и Фассбиндер, – наделен особым даром социального чутья, в котором нет и следа политической конъюнктуры. Редкое свойство.

Жизнь других | Das Leben der Anderen | 2006

Режиссёр: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

Герд Вислер ( Ульрих Мюэ) – работник Штази. Он – образец верности и преданности работе и режиму. На дворе – 1984-й год. Мало кто в Восточном Берлине знает, что скоро Берлинская стена падёт, страна объединится, а социализм станет пережитком прошлого. Поэтому Штази работает в штатном режиме. Руководство даёт Вислеру задание: следить за успешным драматургом Георгом Драйманом (Себастьян Кох) и его подругой, не менее успешной актрисой Кристой-Марией Зиланд (Мартина Гедек).

С одной стороны, они восхищают, так как Вислер и его коллеги работают как единый, идеально отлаженный механизм. Менее чем за 10 секунд экранного времени уходит на взлом двери, обыск и установку жучков в квартире Драймана. С другой стороны, приходишь в ужас при осознании того, что всё это направлено не против шпионов, диверсантов или террористов, а против простых людей, которые привлекли внимание не тех людей из правящей верхушки.

Если дом Драймана – уютный и всегда наполнен жизнью, то Вислер большую часть времени проводит на чердаке прямо над ним. Тёмный, грязный и лишённый жизни, в этом чердаке Вислер изредка балует себя общением с другими людьми. Как правило, это его сменщик, который относится к слежке как к прослушиванию очередного подкаста. Даже у себя дома Вислер показан как тень: скромный, незаметный, без настоящей дружбы и любви. Однако его персонаж всё равно вызывает симпатии.

Сценарий мог легко испоганить задумку фильма. Вислера могли сделать нарочито отрицательным персонажем, карикатурным до пошлости олицетворением политического режима. Но и здесь мы имеем дело с живым, сложным персонажем, смысл которого не сводится к банальному противостоянию с невинными и просто так угнетаемыми людьми.

Главным героем следует назвать Вислера, так как самые главные изменения происходят именно с ним. Слежка за Драйманом начиналась как своеобразная игра, вызов, ведь никто точно не мог сказать, в чём он виновен (и виновен ли вообще). Вислер взялся за дело, чтобы проверить свои навыки и показать начальству, что его считают профи не просто так. Однако со временем Вислер, который всё больше и больше узнаёт о Драймане, начинает сопереживать ему. Он начинает сомневаться в своей работе и в себе самом.

Но вопрос остаётся открытым: почему Вислер ни с того ни с сего изменился в лучшую сторону? Сам режиссёр не даёт конкретного ответа . Может быть, он что-то скрывает от нас, и какая-то мельчайшая, несущественная деталь фильма содержит ответ на этот вопрос. А может, не нужно причин, чтобы даже закоренелый работник тайной полиции проявил сострадание? В любом случае жизни Драймана и Кристы становятся отчасти и жизнью самого Вислера. Если раньше он был простым наблюдателем, то теперь он превратился в непосредственного участника, пусть о его существовании даже не подозревают.

Этот вопрос возникнет скорее всего после просмотра фильма, так как действие держит напряжение до самого конца. Напряжение из-за тотальных слежки и контроля постоянно напоминает о себе. Оно никуда не пропадает, даже если речь идёт о сердце Штази – штаб-квартире Министерства государственной безопасности ГДР. Именно там мы и знакомимся с Вислером, который учит студентов эффективным методам допроса, делясь своим собственным опытом. Позже мы возвращаемся сюда, чтобы наблюдать за незначительной казалось бы сценой: один из молодых сотрудников рассказывает шутку об Эрике Хонеккере (глава ГДР), что равносильно анекдоту о Сталине. Вислер и его начальник и здесь выступают в роли сторонних наблюдателей (точнее, слушателей). Несложно догадаться, какая участь может ожидать любителя подобных шуток…

Сюжет:
Восточный Берлин, 1984 год. Сотрудник Штази капитан Герд Вислер получает задание следить за драматургом Георгом Драйманом и его подругой, известной актрисой Кристой-Марией Зиланд. Драйман подозревается в сочувствии к капиталистическому режиму Западной Германии.

Заказавший слежку министр культуры ГДР Бруно Хемпф ссорится со своей любовницей и сожительницей Драймана Кристой-Марией Зиланд и приказывает арестовать её за хранение и употребление наркотиков. В Штази её допрос поручают Вислеру, который уговаривает её стать внештатным агентом и выдать, где Драйман прячет печатную машинку, на которой он написал статью о самоубийствах, так как по машинке и имеющемуся в распоряжении спецслужбы оригиналу статьи можно установить его авторство. Когда сотрудники Штази вновь приходят к драматургу с обыском, они не обнаруживают машинку, так как её уже успел вынести Вислер, пробравший за несколько часов до этого в квартиру и вскрывший тайник. Присутствовавшая при обыске Криста-Мария не выдерживает напряжения и, считая, что Георга из-за неё арестуют, выбегает из квартиры и попадает под автомобиль. Непосредственный начальник Вислера, встретив его у квартиры Драймана после обыска, понимает, что тот связан с этим и отправляет его служить почтовым цензором.

1989 год. Почтовый цензор Герд Вислер, вскрывая очередное письмо для проверки, слышит по радио новость о падении Берлинской стены и вместе с другими цензорами прекращает работу и уходит с рабочего места. Объединённой Германии их служба не нужна.

1991 год. Георг Драйман присутствует на премьере новой версии спектакля по его пьесе. Не досмотрев до конца, он выходит из зала, не выдерживая воспоминаний о Кристе-Марии Зиланд, игравшей когда-то в этой пьесе главную роль. Выйдя из зала он встречает бывшего министра Бруно Хемпфа, который тоже терзается воспоминаниями о Кристе-Марии. Хемпф упрекает драматурга в том, что тот ничего не написал после объединения Германии. Драйман заводит разговор о том, что не понимает, почему за ним не следили и дали опубликовать статью, на что бывший миинстр ему отвечает, что слежка велась. Недоумённый Драйман посещает находящиеся в свободном доступы архивы Штази, где смотрит своё дело. Он читает материалы прослушки и видит, что там нет ни слова о его намерениях. После этого, просматривая дело Кристы-Марии, он видет, что в день гибели она была завербована и, сопоставляя факты понимает, что его спас от ареста следивший за ним агент.

Потрясающая и прекрасная история про офицера тайной полиции (Штази) Восточного Берлина, как бы парадоксально это ни звучало.

1984 год. Капитан госбезопасности Герд Вислер (Ульрих Мюэ) - не знающий жалости и сострадания палач Германской Демократической Республики. Он собственноручно подвергает пыткам инакомыслящих, а студентов учит, как эффективно добывать информацию из заключённых, не забывая поставить галочку напротив фамилии того, кто сомневается в гуманности подобных методов.

Однажды Вислеру дают задание – установить слежку и найти компромат на знаменитого во всём мире, хотя и лояльного к власти, драматурга, живущего с известной театральной актрисой. Драматург (Себастьян Кох) – самодовольный тип, как раз из тех, кого Вислер особенно недолюбливает. Но тут с ним происходит удивительная метаморфоза – из гонителя капитан штази превращается в ангела-хранителя любовной парочки, всячески оберегая её от своих сослуживцев, игнорируя даже откровенные издёвки драматурга над госбезопасностью.

Некоторые попрекают сценариста в том, что за кадром остался источник этой трансформации. Почему офицер вдруг взял и изменился? Услышал в наушниках вместо антиправительственных разговоров красивую музыку и проникся? Нет, не может искусство из палача сделать человека. Одного искусства, наверное, недостаточно.

Но, мне кажется, в фильме показано гораздо больше причин, повлиявших на эволюцию Вислера. И прежде всего это то, что он человек идейный, верящий в правильность своего дела. Но он и умный, и тонкий человек, способный замечать и анализировать самые мелкие детали. Когда он получает задание следить за драматургом и его пассией, то понимает, что как бы ни был ему лично драматург неприятен, дело вовсе не в политической деятельности писателя – тот в этом смысле совершенно аморфен, он способен покорять сердца пьесами об общечеловеческих ценностях, но его идеи ни коим образом не пересекаются с интересами государства. Дело в безобразной похоти жирного министра, положившего глаз на актрису, драматург – просто удачливый любовный соперник этого монстра. Реальность и убеждения Вислера вступают в когнитивный диссонанс, и именно этот момент является отправной точкой его трансформации. А затем уже на него накладывается и всё остальное: влияние красоты и искусства, одиночество, кризис среднего возраста, проснувшаяся совесть, дар эмпатии, обращённый прежде во зло, а теперь поменявший полярность, даже, возможно, любовь. В фильме есть и это всё, и многое другое, недоговорённое, едва заметное, ускользающее, но реально существующее.

Есть те, кто утверждает, что это в принципе невозможно – столь глубокое и полное изменение палача. Почти всегда, наверное, так и есть. Но история знала немало и подобных случаев. Были палачи в историю гонения христианства, которые под влиянием подвига погибающих христиан, сами принимали веру и погибали вслед за теми, кого казнили (или кого отказывались казнить). Был гонитель христиан Савл, которого теперь мир знает как апостола Павла. Человеку, которые придерживается какой-либо крайности, больше шансов впасть в крайность противоположную, чем тому, кто всегда посерёдке.

Картина меня тронула. Умные и глубокие актёры, владеющие полутонами, умеющие без слов выразить целую гамму чувств и мыслей. Замечательный оператор, работающий в приглушённых серо-зелёных тонах. Тонкая красивая негромкая музыка (хотя главная по сюжету мелодия – Соната о хорошем человеке - меня не особо зацепила). Финал потрясающий - тихий, интеллигентный, изящный и прекрасный, пересматривала несколько раз.

Читайте также: