Этические идеи средневековой педагогики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.

Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других.

Он полагал, что взаимоотношения учителя и ученика должны строиться на основе размышления и созерцания. Учитель и его ученики должны развивать в себе такие качества как усердие и благонравие. Благонравие, по мнению ученого, это смирение, проявляющееся в отсутствии высокомерия и стремлении к постоянному познанию.

Пьер Абеляр (1079 – 1142) философ-схоласт, основоположник диалектической схоластики. Блестящий полемист и лектор, создал свою школу преподавания, прошел школу бродячего школяра, позже принял сан аббата, стремился обосновать религиозные догматы на основе разума.

Требовал от преподавателя не красноречия, а умения обосновывать избранную точку зрения логическими доводами. Он был противником априорно признаваемого авторитета учителя.

У Абеляра впервые нашла яркое выражение идея противопоставления образования, основывающегося на знании, образованию, получаемому в результате собственных исследовательских усилий. Эта идея имела огромное значение в условиях появления университетов, дающих высшее образование и являющихся одновременно центрами средневековой науки.

Он призывал к смягчению воспитания, предлагая завоевывать познавательный интерес детей шуткой и играми. Важной идеей можно считать его тезис о недопустимости использования в процессе обучения телесных наказаний. Он призывал педагога действовать исключительно убеждением и принуждением, а наказывать телесно воспитанника лишь в крайних случаях.

В XIII в. своего расцвета достигла схоластика. Фома Аквинский (1225 – 1274) - средневековый философ и богослов. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. Во время пребывания в Италии познакомился с трудами Аристотеля. В 1323 г. был причислен к лику святых.

Фома Аквинский четко определил область науки и веры. Задача науки, считал он, объяснение закономерностей мира. Науке под силу достижение объективного знания, поскольку разум правильно сориентирован на объект. Но охватить все наука не может, поэтому, по мнению философа над царством научного и философского познания находиться царство богословия. Так как область существенных таинств христианской веры (триединство, воскресение и т. д.) остается вне возможностей разума.

Однако, по мнению Аквинского, между наукой и верой нет противоречия, так как истина откровения выше разума, но не противоречит ему.

Предпосылкой нравственного поведения средневековый богослов считал свободу воли. Воспроизведя четыре традиционные греческие добродетели (мудрость, отвагу, умеренность и справедливость), он добавил к ним веру, надежду и любовь. Смысл жизни Фома Аквинский видел в счастье, которое он понимал как любовь к Богу и созерцание Бога.

Таким образом, Фома Аквинский способствовал утверждению рационалистически-индивидуалистических установок, исключительно значимых для социокультурных и в том числе педагогических традиций Западной Европы.

В Центральной, Западной и Южной Европе время с V по XVI в. — это эпоха Средневековья. Для этого периода был характерен феодальный общественный строй и безраздельное господство католицизма во всех областях жизни, которое стало возможно благодаря сильной церковной организации, обладавшей политическим и экономическим могуществом. До IV в. н.э. христианская церковь преследовалась, но в 313 г. она получает статус официальной религии.

В Средневековье воспитание опиралось на восприятие человека как такового перед Богом (что было совершенно новым для многих родовых обществ) и человека как представителя сословно-корпоративиой субкультуры, ведь именно в это время происходит окончательное формирование устойчивых социальных групп. Строгая корпоративность стала одной из характерных черт того периода истории. У каждой социальной группы был свой юридический статус, свои правила поведения, моральные нормы, внешние формы отличия, права и привилегии. Следовательно, полноценное поддержание традиций влекло за собой создание строгой системы воздействия на личность человека. Усвоение социальных норм начиналось с самого рождения. Нарушение правил поведения каралось очень строго, а переход из одних социальных групп в другие был практически невозможен.

. Проказой страждущий Ивен,

Увечный, в струпьях, в черном гное,

Пришел он тоже и с собой

Не меньше сотни приволок

Таких, как он: один без ног,

Другой без рук, а третий скрючен,

И, как пузырь, четвертый скручен.

В трещотки бьют, сипят, гундосят

И скопом милостыню просят.

Крестовые походы — это один из способов насильственного насаждения духовных ценностей, уклада жизни, культуры целым народам, имеющим свои национальные особенности и правила жизни. Их социально-педагогическое воздействие было направлено на огромное количество людей. В большинстве случаев народы защищали свои традиции и верования. Некоторые крестоносцы даже оставались на Востоке, забыв свои родные места. Они перенимали обычаи другой страны, богатели и не хотели возвращаться на Запад.

В основе крестовых походов лежали религиозные (распространение христианства), демографические (резкий рост населения), экономические (завоевание новых земель) и национальные мотивы. Крестовые походы — это значительное социальное явление, оказавшее влияние как на те народы, в отношении которых был поднят меч, так и на сам средневековый Запад, который был инициатором Священной войны. Историк Ж. Ле Гофф, анализируя средневековые источники, считает, что крестовые походы самому Западу ничего хорошего не принесли. Напротив, еще раз находит свое подтверждение мысль, что жестокость (и жесткость) чаще всего оборачивается против того, кто ее и применяет, развращая душу человека.

Иногда кажется, что в некоторых случаях (например, при работе с наркоманами и алкоголиками на первых этапах) такие методы, как принуждение и жесткое наставление, могут быть необходимы и оправданы. Но, несмотря на очевидную положительность цели (заставить человека жить нормально, порвав с пагубными привычками, отказавшись от неправильного образа жизни), бывает трудно не переступить ту черту, за которой мы воздействовали на человека именно ради него, а не ради своих каких-то интересов. Если в социально-педагогической практике начинают применяться какие-то насильственные методы, то это говорит либо о низком профессиональном мастерстве педагога, либо о неудачно выбранной стратегии социально-педагогического воздействия. История нам демонстрирует на примере Священных войн, к чему может привести такая социально-педагогическая политика государства.

Еще не сложился профессиональный педагогический язык, поэтому используются философские, теологические, этические понятия и категории. Еще не существовало и собственно текстов, посвященных одной теме. Каждое произведение — это целый комплекс проблем, вопросов, идей, которые имеют отношение ко многим сферам человеческой жизни.

Средневековая педагогика ставила во главу угла воспитание верой. Делался акцент не на получение научного знания, а на спасение души и ее нравственное формирование, воспитание добродетелей и мудрости, которая основывается на разуме, воле и вере. Если в язычестве человек что-то значил только как средство для других, посторонних практических целей, например, государства, касты, сословия и т.д., то, согласно христианской идее, абсолютное достоинство человека заложено прежде всего в нем самом, так как в человеке, созданном по образу и подобию Божию, непрестанно пребывает сам Бог. Соединиться с Богом — вот главное назначение для каждого человека.

Процесс воспитания в Средневековье подразумевал обязательное восприятие христианских идей и формирование на этой основе социальных навыков, принятых в данном сообществе, иначе они не могли быть признаны в нем; профессиональных навыков, которые позволят выполнять свою работу и культивировать в себе нравственные и духовные качества, которые будут вести человека к жизни вечной.

Общие педагогические идеалы были переориентированы с рационально мыслящей личности, стремящейся к полноценной, нацеленной на получение удовольствий земной жизни, на человека, стремящегося к Богу, обладающего смиренной душой и развитыми религиозными чувствами.

Христианство в соответствии со своими постулатами осуждало те профессии, которые способствовали впадению в один из смертных грехов: к сластолюбию могла привести работа в трактире или бане, корыстолюбие — в некоторой степени профессиональный грех адвокатов, судей и нотариусов и т.д. Низкими или дурными профессиями являются те, которые ничего не создают (например, торговля).

В XI—XIII вв. ситуация начинает меняться. В связи с развитием ремесел появляются новые социально-профессиональные категории, которые благодаря своей возросшей численности и роли требуют уважения и статуса, который бы соответствовал их экономической силе. Происходит оправдание жизни практической, деятельной, во-первых, исходя из идеи о всеобщем благе, во-вторых, благодаря тому, что труд перестает быть знаком низшего положения и становится достоинством. Затрачиваемый труд оправдывает не только занятие, но и тот доход, который он приносит.

— Бога лицезреть может только личность, а общество, созданное из единомышленников, должно помочь достигнуть этого каждому человеку (Фома Аквинский);

— добродетельное поведение должно быть воспитано в процессе развития и ума и воли (Винцент из Бове);

— чтобы жить правильно, надо понимать смысл норм и человеческих поступков. Понять же их можно только, приобщившись к духовному знанию.

Основными добродетелями человека считались: скромность, терпеливость, щедрость, смирение, мужество и т.д. Человеку как существу греховному присущи такие качества, как строптивость, вспыльчивость, лень и т.д. Эти качества не только мешают ему достичь жизни вечной, они усугубляют земное существование, сея вражду и ссору между людьми.

Несмотря на жесткую регламентацию жизненного уклада, люди достаточно часто поступали вразрез с принятыми нормами (особенно в делах любовных), но такой конфликт никому не проходил даром. Любой случай необычного поведения в кругу близких не оставался незамеченным и вызывал резонанс: у одних осуждение, у других — сомнение, у третьих — подражание. Неканоническое поведение становилось выразителем революционных идей, детонатором общественного спокойствия.

Таким образом, в самом процессе мирской жизни и подготовке к жизни вечной огромное значение придавалось индивидуальному воздействию, научению человека.

Через подобное мировосприятие опосредованно проводится подготовка к праведной жизни, в том числе и социальной. Истинная вера должна подсказать, как правильно вести себя в любой жизненной ситуации. Подобное воспитание не отрицало и мирского образования, но лишь как дополнительного, второстепенного по отношению к главному.

Так как разногласий о том, какую личность надо воспитывать, в Средневековье не возникало, то основное внимание уделялось поиску кардинально новых методов воспитания в связи с утверждением нового педагогического идеала. Религиозность, построенная на незыблемой священной традиции, предполагает некритичное отношение к обычаям, жесткое соблюдение всех канонических правил и норм поведения.

Средневековье выработало модель авторитарного патриархального воспитания, опиравшегося на традицию, авторитет и волю.

Для женщин было предусмотрено только домашнее обучение, которое осуществлялось под строгим присмотром матери или же в монастыре. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда женщины оказывались образованнее мужчин-рыцарей. Поэтому духовенство использовало эту ситуацию: воздействовало на феодалов через женщин, воспитанных в религиозном духе.

Обучение непривилегированных сословий заключалось в усвоении социальных норм поведения на основе религиозных наставлений, семейного воспитания, а также постижении мастерства ведения хозяйства, рукоделия. Здесь обучение имело большую профессиональную направленность.

Важным фактором усвоения верующими предписываемых норм и образцов поведения было усиление церковного контроля над их соблюдением. Одним из проявлений этой акции можно считать ужесточение наказаний за нарушение христианских заповедей. В Средние века широкое распространение получает инквизиция (от лат. incvisitio — розыск), а с XIII в. она действует как регулярный церковный суд. Изначально инквизиция была направлена против ересей, но потом стала часто использоваться против всяческих проявлений вольнодумства. Очень действенными мерами воздействия на массы (как поучительно-назидательный пример неминуемого наказания за нарушение принятых норм поведения) признавались публичные казни (аутодафе — букв, акт веры) и жесточайшие пытки.

Широко процветалапродажа индульгенций (от лат. indulgentia — милость) — грамот об отпущении грехов как бывших, так и предполагаемых. Практика индульгенций способствовала развитию порочных наклонностей у представителей влиятельных социальных групп, вызванных безнаказанностью. Это в значительной мере подрывало авторитет церкви как института, призванного стоять на страже воспитания нравственности и других положительных качеств, способствовало появлению новых еретических движений, что в свою очередь еще больше усиливало общественное беспокойство.

Значительным событием для католического мира было принятие к XII в. догмата о Чистилище — временном загробном пристанище между жизнью вечной и земной смертью человека. За время, проведенное в Чистилище, человек может на определенных условиях искупить свои легкие грехи, не прощенные но причине скоропостижной смерти. Введение нового догмата внесло изменения в систему социально-педагогических воздействий на индивида, обогатив, усложнив и драматизировав многие поступки.

Оборотной стороной идеи ответственности становится призыв занять социально активную позицию, которая подразумевает и деятельное противостояние злу (образ христианина-воина).

Христианские педагоги детально проработали вопросы нравственного развития человека, семейного воспитания, влияния окружающей среды на индивида, роль такого важного социального института, как церковь, в социально-педагогическом процессе в обществе. Были разработаны специфические методы воздействия на целые коллективы и отдельного человека: научение, проповедь, причастие, исповедь, покаяние и т.д. Особое внимание уделялось разработке системы, свойственной для социально-педагогического процесса учитель — ученик, так как воспитание — это подражание учеников Иисусу Христу. Средневековая педагогика стала основой для гуманистических воззрений эпохи Возрождения.

В XV в. начинаются кардинальные изменения в обществе. Происходит обмирщение социального уклада: светские формы социальных отношений признаются приоритетными над религиозными. Этот процесс характерен для всех сфер деятельности: от семьи до государства. Усиливается светская власть, расцветает светская культура.

Появление мануфактур, развитие производства привело к возникновению людей, которым стало тесно в условиях средневековых корпораций и корпоративного мышления. Купцы были заинтересованы в свободном развитии своих детей. Стала цениться и осознаваться необходимость формирования гражданских добродетелей и социальных качеств, которые помогут научиться общаться с другими людьми. Этому могли способствовать как новая система образования членов общества, создающая новые качества, так и культура, которая поможет развивать социальные контакты, украсит жизнь и утешит в старости и несчастьях. Объективной основой появления нового течения являлось утверждение и развитие буржуазных отношений, которые будут впоследствии опираться на частную собственность, личное предпринимательство, гражданские свободы.

Гуманисты обращают внимание на обстоятельства, в которых существует личность и которые будут либо способствовать, либо препятствовать ее самореализации. Это и общественно-политические условия, и господствующие правы, и бытовая среда, наличие хороших учителей и т.д. Особое внимание уделялось социально-педагогическому воздействию на личность: воспитанию и обучению. Это позволяло улучшить как человека, так и общество (через обучение государей). Выдвигая в качестве главной задачи воспитание нового, более совершенного человека, гуманисты, вслед за Аристотелем, прежде всего понимали его как общественное существо, готовое к социальной жизни в новом более совершенном обществе, выделяя разные стороны человеческого общения.

Возвращение к античным идеалам совмещалось с использованием опыта европейской культуры этого времени. Это был удивительный синтез античной традиции с ее культом гражданской свободы и традиции средневековой с ее обращенностью к интимным глубинам человеческой души, каждый обладатель которой был равен перед Богом и являлся венцом творения. Социальность гуманистов — это уже не корпоративная социальность средневекового общества. Гуманисты чтут человека не за родословную, а за благородство души, за добрые дела но отношению к другим людям. Они учат строить отношения с другими на равных, учитывая лишь их возрастные особенности.

По мнению гуманистов, воздействовать необходимо на ум, сердце, чувства и волю. Они были уверены, что знание способно сделать человека лучше и содействовать его более тесным связям с другими людьми. Эта социальная цель воспитания соединялась с целями интеллектуального и нравственного развития.

В условиях зарождения новых капиталистических отношений, которые привели к большей специализации на рынке труда и социальной мобильности, у людей (особенно представителей имущих слоев и горожан) резко возросли возможности индивидуального выбора в процессе самосовершенствования.

Особой заслугой гуманистов Возрождения является публичное обсуждение проблемы жестокости в средневековой школе. Они подняли проблему плохого учителя, которую они трактуют как зло и как социальное бедствие. Христос взял на себя все грехи, следовательно, человек свободен от природы. Любое угнетение, насилие над личностью противоречит как природе, так и христианскому учению. Взамен жестокости и принуждения были провозглашены свобода, достоинство и права человека, особенно ребенка. Гуманисты считали, что при этом свобода предполагает и ответственность как моральную, так и юридическую.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что гуманистический идеал — это и социальность и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе.

Указанные подходы нашли свое яркое воплощение в работах Эразма Роттердамского (1492—1538), Рудольфа Агриколы (1444—1485) и Хуана Луиса Вивеса (1492-1540), Франсуа Рабле (1483-1553) и Мишеля Монтеня (1533—1592). Они создали педагогику, ориентированную на индивидуальность, с гражданским пафосом, задачи которой были направлены на воспитание счастливых и удачливых людей.

Эразм Дезидерий Роттердамский (Герхард Герхардс) прославился как поэт, переводчик, педагог. Написал большое количество книг, которые были переведены на многие европейские языки и снискали большую популярность. Не менее популярными были и его педагогические труды, которые можно было бы условно разделить по двум направлениям:

Эразм поднял вопрос о значимости раннего развития ребенка. Задача отца и матери заключается в том, чтобы следить за развитием ребенка, так как многие формы физических и психических отклонений легко устранить с помощью правильного ухода и питания. Он считал, что если не замечать или откладывать их исправление на более поздний срок, то можно их только усугубить.

В связи с тем, что у Эразма Роттердамского было резко отрицательное отношение к школьному воспитанию, то вслед за христианскими педагогами он отдавал предпочтение семейному. Ребенок имеет право на правильное воспитанием и со стороны родителей, и со стороны государства. Детство вне воспитания — это преступление.

По мнению философа, новая система, построенная на признании свобод человека, требует, чтобы:

— отношения строились на законах морали и прав;

— утверждались правовое сознание и правовые отношения в качестве нормы жизни;

— воспитывалась национальная гордость и веротерпимость. Выполнение этих норм требует не делать исключение ни для одного гражданина, в том числе и государя.

В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.

В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.

Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.

Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.

Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.

Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.

После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.

Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.

Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г .

Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.

К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.

Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других.

Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.

Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.

До семи лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена.

С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы.

В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.

В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения.

Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами.

Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем.

Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.

Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов.

Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри.

Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ.

Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя.

Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны.

В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием.

До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.

Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв.

Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.

С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку.

Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах).

Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли.

Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам.

Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы.

Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения.

К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние.

Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический.

Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками.

Тема 4. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

4.1. Развитие христианской педагогической традиции в Византии

Византия образовалась как государство в 359 г. на территории Восточной Римской империи и была завоевана турками-османами в 1453 г. В период IV–V вв. в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока. Христианство как новая религия сложилось в I в. в Палестине. В христианском учении был сформулирован идеал человека, определивший логику и содержание образования Византии, средневековой Европы и России, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико.

Система церковного образования была основана на особом типе взаимоотношений учителя и ученика, базирующемся на духовном единении, послушании и наставничестве. Первые церковные школы появились в VI в. и представляли собой школы богословия, где весь процесс обучения строился на основе изучения Священного Писания. Монастырские школы Византии достигли расцвета в XV в.

4.2. Воспитание и образование в период раннего Средневековья

Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности. Содержание и специфика организации образования и воспитания в этот период определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества. В Средневековье религия формировала определенную непротиворечивую картину мира и знание о человеке, регулировала поведение и образ жизни, формулировала этические императивы.

В самом начале эпохи Средних веков появляются школы для обучения тех, кто желал стать членом христианской общины и познать основы религии. Школы катехуменов (оглашаемых) своей главной целью считали изучение псалмов и основ христианской морали. Со временем в содержание образования в этих школах было включено чтение катехизиса, и школы стали называться катехизическими. Постепенно эти учебные заведения трансформировались в школы более высокого типа, дававшие как общеобразовательную подготовку детям из любых сословий, так и служившие для обучения священников. Позднее на базе этих учебных заведений образовались кафедральные, или соборные, школы.

Уже в VII в. церковные школы подразделяются на закрытые – внутренние – для подготовки к монашескому постригу и открытые – внешние – для обучения детей прихожан, иначе их называли епископскими, или кафедральными, так как они учреждались при кафедре городского собора. Вплоть до XII в. внутренние монастырские школы имели большие распространение и значимость, чем кафедральные. Огромное значение во всех церковных школах уделялось воспитанию нравственности, постам, отказам от благ и т. п.; умственное развитие и образование не было приоритетным в эпоху Средневековья. В церковных школах существовали разные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение); средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика); повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки). В результате распространения монашества по всей Европе средоточием образования и воспитания долгое время оставались монастырские школы.

Во время правления Карла Великого (768–814) была предпринята попытка создания образовательных учреждений для обучения светского населения. Открывались школы при монастырях и церковных приходах, в них учили чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счету. Однако во второй половине IX в. светские тенденции в культуре постепенно угасали, образовательная деятельность вновь сосредоточилась в монастырях, многие школы были закрыты.

4.3. Воспитание и образование во время развитого Средневековья

В период XI–XIII вв. на смену идеологии раннесредне-вековой школы пришло новое философское учение – схоластика (от греч. shcolastikos – школьный, ученый). Она вырабатывала новый тип культуры, ориентированный на формальную логику и абстрактное богословие. Схоластика определила организацию, содержание и методы образования в период развитого Средневековья, сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов. Кроме того, она способствовала формированию в обществе представления о том, что интеллектуальная деятельность и люди, ею занимающиеся, достойны самого высокого социального статуса. Философ и теолог Фома Аквинский (1226–1274) разрабатывал схоластику как вероучение в научной форме, соединяя постулаты учения Аристотеля и католического богословия, веру и научное знание, отдавал при этом приоритет божественному, считая его наивысшим интеллектуальным учением.

Развитие схоластики привело к упадку старой церковной школы: грамматику и риторику вытеснили логика и новая латынь, усилился формально-логический компонент обучения, в содержании образования учебный материал стал распределяться в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчеркивали необходимость начинать образование ребенка как можно раньше. В связи с этим содержание и логика обучения в монастырских школах изменились: в каждом монастыре учреждалась школа средней ступени, а для завершения обучения – высшей ступени. Курс обучения был рассчитан на 6–8 лет: два года изучалась философия, два года – богословие, церковная история и право, два года углубленно – богословие. По завершении средней ступени образования изучался тот же цикл, но на более высоком уровне. Через 13–16 лет обучения молодой человек получал степень бакалавра и высший духовный сан.

К XII–XIII вв. с ростом городов, усилением торговли, развитием ремесленного производства сформировалось третье сословие. В этот период для обучения детей горожан возникают самые разнообразные начальные школы – магистратские, цеховые, гильдейские. Это были независимые от церкви частные учебные заведения различного типа: школы счета, латинские школы, школы родного языка. В XII в. рост числа школ схоластической направленности повлек за собой увеличение числа людей, занимающихся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединялись в корпорации, называемые университетами. Иначе говоря, впервые в истории образования появились учебные заведения, подразумевавшие высшее образование.

Девочки из знатных семей воспитывались дома под руководством учителя-монаха либо посещали монастырские или частные школы для знатных девушек. Женское воспитание предусматривало наставления в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, рукоделием. Обучение грамоте не было обязательным, но обычно знатные девушки умели читать и писать, хорошо разбирались в поэзии, слагали стихи, умели петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Женщины из феодального сословия часто получали более широкое образование, чем мужчины, владели греческим и латинским языками.

Дети ремесленников в рамках ученичества обучались ремеслу у мастера, обучение длилось от двух до шести лет, работа подмастерья давала возможность накопить денег и после обучения открыть собственное дело. Центрами ремесленного образования с XII в. были цехи.

В XIII в. наметился значительный прогресс в области естественных наук (в медицине, географии, механике, технике, химии), что отразилось на подходах к обучению и воспитанию. Постепенно рациональное познание, основанное на эмпирическом (опытном) исследовании, было положено в основу образования, вместе с тем не исчез интерес к гуманитарному знанию. К XII–XIII вв. выделилось сословие учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье, авторитет и социальный статус которых были гораздо выше, чем у учителей в эпоху Античности. Увеличивалось количество библиотек, которые функционировали при монастырях, университетах, собирались во дворцах королей, знати и зажиточных граждан.

Однако уже к концу XIII в. в связи с экономическим развитием общества школьное образование переживало кризис. Преподавание многих дисциплин сводилось к минимуму, необходимому для понимания схоластических трактатов. В городах школьное образование было представлено всего лишь курсами 2-3-летнего обучения. Рост числа школ привел к деградации схоластического обучения, сама схоластика утратила свое значение и в период позднего средневековья – эпоху Возрождения и Реформации – стала предметом осуждения со стороны философов, ученых и педагогов.

4.4. Возникновение и развитие средневековых университетов

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

Читайте также: