Сын александра дюма биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Когда портниху Катрин Лабе начало мутить по утрам, ее новое состояние встревожило Александра Дюма-отца, тогда ещё 22-летнего молодого человека, еще больше, чем саму женщину. Нерожденного еще младенца он считал страшной обузой, а на подругу стал смотреть с подозрением, что она все специально подстроила, чтобы связать его узами брака. Чем тяжелее протекала беременность, тем нетерпеливее становился будущий отец, хотя юному повесе очень нравилось весело проводить время в обществе хорошенькой Катрин, и они оба находили весьма презабавным называть себя мужем и женой, официально свои отношения они не зарегистрировали.
Все закончилось тем, чем и…

Александр Дюма-сын - французский писатель.

Когда портниху Катрин Лабе начало мутить по утрам, ее новое состояние встревожило Александра Дюма-отца, тогда ещё 22-летнего молодого человека, еще больше, чем саму женщину. Нерожденного еще младенца он считал страшной обузой, а на подругу стал смотреть с подозрением, что она все специально подстроила, чтобы связать его узами брака. Чем тяжелее протекала беременность, тем нетерпеливее становился будущий отец, хотя юному повесе очень нравилось весело проводить время в обществе хорошенькой Катрин, и они оба находили весьма презабавным называть себя мужем и женой, официально свои отношения они не зарегистрировали.
Все закончилось тем, чем и должно было закончиться – Дюма отправился искать новых муз, а Катрин родила мальчика. Случилось это 27 (28) июля 1824 года в Париже. Он появился на свет, когда его тогда еще подающий надежды отец вовсе не хотел обременять себя рождением ребенка.

Лабе решилась на безумный план: накопить денег и сбежать с сыном туда, где папаша его не найдет, но этот дьявол узнал о ее приготовлениях и явился за ребенком в сопровождении полиции еще до того, как женщина сумела что-либо предпринять.

Отец усыновляет мальчика, даёт свою фамилию. Было ли Александру-младшему комфортнее у отца, чем у матери? Если говорить о еде и об учебе, то да – Дюма-отец для сына ничего не жалел. Но все равно два родных человека не очень быстро нашли общий язык, мальчик был гораздо больше привязан к матери, с которой ему доводилось видеть нечасто. Маленький Александр ужасно страдал от разлуки. Видел он и боль своей матери, тоже тосковавшей по сыну, и это еще больше усиливало его страдания. Возможно, поэтому в его пьесах и романах главное место отводилось трагическим женским образам. Однако отец не мог уделять сыну достаточно времени и оказывать на него хоть какое-то влияние. На протяжение всей последующей жизни сын попеременно восхищался отцом и резко осуждал его за многочисленные любовные увлечения, ломающие, как ему казалось, судьбы соблазненных и брошенных женщин.

По совету сожительницы Александра-старшего мальчик был помещен в пансион. (Эта женщина имела от Дюма-отца дочь, которую он также признал официально и так же, как Александра, впоследствии забрал у матери.) Одна, другая, третья школа. Жесткая муштра, грубые отношения между учениками ранили нежного ребенка, избалованного любящей матерью. А больше всего его угнетало, что в школе его в открытую дразнили незаконнорожденным сыном. И соответственно, большинство из сверстников презирали ни в чем не повинного мальчишку и смеялись над его матерью. Детские и школьные его годы были омрачены сознанием своей неполноценности – позднее он возвращался к тогдашним переживаниям в нескольких книгах.

Дюма получил образование в Институте Goubaux и колледже Бурбон, но покинул школу, чтобы посвятить себя написанию книг.

При такой наследственности подросший Дюма-сын не брезговал и женщинами легкого поведения, и актрисами, и замужними дамами. По меткому выражению современников, юный Дюма получал не только старые туфли отца, но и бывших любовниц папеньки, которые последнему наскучили. При таких обстоятельствах и произошло знакомство 20-летнего Дюма-младшего с куртизанкой Альфосиной Плесси, называющей себя Мари Дюплесси. Эта особа была очень красива собой, и молодой Дюма настолько ею увлекся, что готов был прощать ей все. Александр познакомился с ней осенью 1844 г. и сразу полюбил.

К 20 годам у Александра-младшего были достаточно большие долги, впрочем, и отец их имел выше крыши. А потому на очень серьезные отношения молодые люди рассчитывать не могли (Мари находилась на содержании у престарелого графа де Штакельберга). И каждый раз, когда она убегала на встречу с возлюбленным, ей приходилось врать графу, что отправляется поболтать с подружкой. Догадывался ли о настоящем времяпрепровождении содержанки седой вельможа, сказать сложно. Вряд ли и он, со своими деньгами, мог рассчитывать на то, что Мари хранит ему верность.

Впрочем, помимо Дюма ветреная красавица встречалась еще с другими мужчинами. На этой почве у любовников то и дело вспыхивали ссоры, они могли днями не встречаться, а потом их, как два огромных разноименных магнита притягивало друг к другу. В их бурном романе постоянные ссоры чередуются с трогательными примирениями.

У него возникла связь с Надеждой Нарыжкиной, которая была замужем. У них родилась дочь в 1860 году, и четыре года спустя они поженились. Она была очень ревнивой, ее подозрения обрели под собой почву лишь через много лет супружества, когда Александр неожиданно влюбился в молодую женщину, Генриетту Ренье, которая стала его любовницей в течение восьми лет. Жена покинула его, однако просить у нее развода Дюма не счел возможным. Только после ее смерти он женился на своей пассии, но прожил всего пять месяцев в новом браке и скончался в 71 год.

Умер в Марли-ле-Руа (Marly-le-Roi или Le-Port) - местечко во французском департаменте Сены и Уазы, на левом берегу Сены, в 12 км от Парижа. Замок с садами, основанный Людовиком XIV, проданный и разрушенный во время революции.

Писатель, отвернувшийся от романтических утопий к реальной жизни, за основу своих сюжетов затрагивает тему о женщине - проблемы ее положения в обществе, брака, семьи, проституции и т. д. Его произведения охватывают в большинстве случаев вопросы социальной морали, темы общественной "несправедливости".

Элемент морализирующей риторики и надуманных положений, являясь еще наследием романтических влияний, очень силен в драмах Дюма и оставляет на долю "быта" и "реализма", в том понимании, которое мы обычно вкладываем в эти понятия, весьма мало. Такой реализм - процесс дальнейшего развития драматургии (в частности драматургия Д. имела большое влияние на Ибсена).

Характерное и определяющее в пьесах Дюма-сына и его современников - отказ от романтического парения и мистического презрения к жизненным будням, отсутствие боязни взять темой не только сегодняшний день, но даже и такие вопросы его, которые романтической эстетикой считались "низменными" и вне искусства лежащими, хотя бы те же темы проституции, "полусвета. "Сцена театра принадлежит всем слоям общества", - декларирует Дюма-сын в предисловии-манифесте к "Даме с камелиями". После традиций французского классицизма, которые еще давали о себе знать; после всяческой надземности романтических фабул, драматургия Дюма-сына - новая грань, новая веха по пути развития литературно-сценического стиля, переход от романтизма к реализму.

Пьесы Дюма примечательны стремительным развитием действия, диалогами и умело построенной интригой, но вместе с тем они явно перегружены декламациями и морализаторством.

В своих работах Дюма подчеркивал важность брака и моральную цель литературы. Дюма был против эмансипации женщин, прелюбодеяния и проституции, и писал острые предисловия к своим пьесам. Дама с Камелиями и Полусвет Дюма (1855 г.) отразили изменяющуюся идею любви и семьи середины 1850-ых годов. Женщина с сомнительной репутацией – это опасность для буржуазной семьи: она должна быть удалена из социума, поскольку являлась центром инфекции. Если Вы уже обольстили такую девочку, то нужно также жениться на ней. Если Вы принесли внебрачного ребенка в мир, то нужно узаконить его.

Выборочный краткий обзор библиографии

Обличению падших женщин и неверных супругов посвящены драмы Диана де Лис (Diane de Lys, 1853), (основана на его отношениях с женой российского посла во Франции) Полусвет (Le Demi-monde, 1855) и Любитель женщин (L"Ami des femmes, 1864). В лице грубого тщеславного Жиро, персонажа пьесы Денежный вопрос (La Question d"argent, 1857), одной из самых популярных у Дюма, подверглись осмеянию беззастенчивые нувориши. Он выступил в защиту прав незаконнорожденных детей в почти автобиографической пьесе Незаконный сын (Le Fils naturel, 1858); косвенным образом та же тема затрагивалась в драме Блудный отец (Un Père prodigue, 1859), написанной по воспоминаниям о юных годах в обществе отца. Дюма выступил также за равноправие женщин и снисходительность к их прошлым грехам в пьесе Понятия мадам Обре (Les Idées de Madame Aubrey, 1867). В драме Принцесса Жорж (La Princesse Georges, 1871) он подверг критике законы о браке, не позволяющие жене расстаться с неверным мужем, а в пьесе Жена Клода (La Femme de Claude, 1873) обосновал моральное право мужа убить неверную жену.

Детство и юность

В 9 лет мальчика отдали в пансион, где среди одноклассников был будущий романист Эдмон де Гонкур. В 1839 году Дюма-младший поступил в Королевский колледж Бурбона, сейчас известный как Лицей Шапталя. Через 2 года юноша покинул учебное заведение, чтобы стать одним из самых известных парижских модников.

Личная жизнь

Ревнивость и скандальность супруги вынудили Дюма-младшего закрутить интрижку с Анриэттой Эскалье, которая была младше его на 40 лет. После смерти Надежды литератор женился на любовнице.

Книги

Тогда же юноша впервые увидел куртизанку Мари Дюплесси. Роман со сверстницей, славившейся красотой, остроумием и связями с влиятельными французскими мужчинами, среди которых был композитор Ференц Лист, закрутился у Александра в 1844 году и закончился через год по инициативе литератора.

В основу многих пьес и романов Дюма-сын положил разбор этических основ. Литератор выступал за права незаконнорожденных детей, за верность мужей и развод как способ разрешения изживших себя супружеств. Вместе с тем Александр считал убийство неверных жен мужьями не только допустимым, но и должным.

Смерть


Алекса́ндр Дюма́ (сын) (фр. Alexandre Dumas fils , 27 июля 1824 — 27 ноября 1895) — сын Александра Дюма, знаменитый французский драматург, член Французской академии (с 1874).

Содержание

Раннее творчество


Другие пьесы. Характеристика драматургии

Публицистика

Семья, дети

Внебрачная дочь от связи с Надеждой Ивановной Нарышкиной (1827 — 2.04.1895) (урождённой Кнорринг):

Мария-Александрина-Анриетта (20.11.1860 — ) — удочерена 31.12.1864 г.

Брак с Нарышкиной (31.12.1864) был заключён после смерти её первого мужа:

Дочь Жаннина (03.05.1867 — ) в замужестве де Отерив.

Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье).

Литература

    Три Дюма // Собр. соч., т.т. 1 — 2. — М.: Пресса, 1992. ISBN 5-253-00560-9

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Александр Дюма сын

Александр Дюма сын родился 27 июля 1824 года в Париже.

Отец - Александр Дюма (Alexandre Dumas; 1802-1870), великий французский писатель и драматург, мастер приключенческого романа. Один из самых популярных писателей в мире.

Мать - Катрина Лабе (Marie-Laure-Catherine Labay; 1794-1868), белошвейка.

Его родители в браке не состояли.

Мать - уроженка Бельгии, имела французское происхождение. Вскоре после ее рождения семья перебралась на историческую родину, поселившись в Руане. Со слов самой Катрины, в Руане она вышла замуж, однако брак был неудачный и вскоре супругам пришлось расстаться. Эту версию она поддерживала всю свою жизнь, однако спустя несколько лет после рождения сына в 1831 году ей пришлось признать, что она никогда не была замужем. Она вынуждена была сделать такое заявление во время официального усыновления Александра Дюма-сына. В противном случае из-за ложных сведений документы об усыновлении маленького Александра могли счесть недействительными и официального усыновления не состоялось бы, что для Катрины стало бы большим ударом.

В какой-то момент Катрина Лабе в поисках лучшей жизни покидает Руан и переезжает в Париж, где открывает небольшую мастерскую по пошиву и починке одежды, в которой работало несколько женщин, выполнявших заказы парижан. Поселившись на Итальянской площади, Катрин невольно стала соседкой по этажу Александра Дюма, который только что приехал покорять французскую столицу. Несмотря на заметную разницу в возрасте, между молодой привлекательной женщиной, слегка склонной к полноте, и темпераментным молодым человеком разгорелся роман. Дюма под предлогом экономии средств переселяется в квартиру Катрины и там родился Александр.

Акт об усыновлении от 17 марта 1831 года вызвал ожесточенное сопротивление Катрины Лабе, не желавшей отдавать сына. 21 апреля 1831 года Катрина попыталась официально усыновить Александра, но её решение не имело силы, так как отец имел право первенства. Она некоторое время безуспешно сопротивлялась решению суда. Однако в итоге семилетнему Александру Дюма-сыну пришлось оставить мать, после чего он оказался в пансионе.

Окончив пансион, Александр сохранил привязанность к матери и испытывал к ней даже бо́льшую любовь, чем к отцу. Дюма-младший, испытывая симпатию к обоим родителям, не оставлял надежды соединить, а может, даже наконец и поженить их, но неудачно.

Александр Дюма сын в молодости

Творчество Александра Дюма сына

Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие.

писатель Александр Дюма сын

Во многих из этих пьес Александр Дюма - не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорождённых детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам, таким как Маргарита Готье.

Умер 27 ноября 1895 года в Марли-ле-Руа.

Личная жизнь Александра Дюма сына:

С 1951 года состоял в отношениях с Надеждой Ивановной Нарышкиной (1825-1895), урождённой баронессой Кнорринг. Совсем юной девушкой Надежда Кнорринг была выдана замуж за весьма богатого Александра Григорьевича Нарышкина - представителя одной из знатнейших русских фамилий. Брак этот оказался неудачным и вскоре фактически распался.

Надежда Ивановна Нарышкина (баронесса Кнорринг) - первая жена Александра Дюма сына

Надежда Ивановна Нарышкина (баронесса Кнорринг)

От этой добрачной связи у него была дочь Колетт Дюма (настоящее имя Marie-Alexandrine-Henriette Dumas; 20.11.1860-17.11.1907). Официально удочерена 31.12.1864 во время брака с Нарышкиной, заключённого после смерти её первого мужа. Сын Колетт Дюма - Александр Липпман - был известным фехтовальщиком, он выиграл пять медалей на трех различных Олимпийских играх.

Затем у пары родилась вторая дочь - Жаннина (03.05.1867-1943), в замужестве де Отерив.

Колетт Дюма - дочь Александра Дюма сына

Колетт Дюма

Вторая жена - Анриетта Эскалье (урождённая Ренье, 1864-1934). С ней он был в связи с апреля 1887 года. Оформил брак 26 июня 1895 года.

Также у Александра Дюма сына в разные годы было много любовниц: Луиза Прадье (1843), Альфонсина Плесси (Мари Дюплесси) (1844-45), Анаис Льевенн (1845), мадам Дальвэн (1849), Лидия Закревская-Нессельроде (1850-51), Оттилия Гендли-Флаго (1881).

Мари Дюплесси - любовница Александра Дюма сына

Мари Дюплесси

Библиография Александра Дюма сына:

Пьесы Александра Дюма сына:

Читайте также: