Связь социологии и культурологии кратко

Обновлено: 16.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Взаимосвязь культурологии с другими науками.

Культурология возникла на стыке истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствоведения и т. д., поэтому культурология является сложной социально-гуманитарной наукой. Их междисциплинарный характер соответствует тенденции современной науки к интеграции, взаимному включению и взаимопроникновению различных областей знаний при изучении общего объекта исследования. С точки зрения культурологии развитие научного познания приводит к синтезу культуроведения, формированию связного комплекса научных представлений о культуре как целостной системе. При этом каждая из наук, с которыми соприкасается культурология, углубляет понимание культуры и дополняет его своими собственными исследованиями и знаниями. Философия культуры, философская, социальная и культурная антропология, история культуры и социология наиболее тесно связаны с культурологией.

Культурология и философия культуры.

Культурология, как отрасль знаний, выделяющаяся из философии, сохранила свою связь с философией культуры, которая выступает как органическая часть философии, как одна из относительно автономных теорий се. Философия как таковая стремится выработать системный и целостный взгляд на мир, пытается ответить на вопрос, познается ли мир, какие возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы, философия и культура должны показать, какое значение имеет культура в оболочке бытия, пытается определить оригинальность и методологию познания культурных явлений, внедрение высшего общества, абстрактный уровень исследовательской культуры. Как методологическая основа культурологии, она определяет общие когнитивные ориентиры культурологии, объясняет сущность культуры и ставит перед ней важные для жизни человека проблемы, например, смысл культуры, условия ее существования, структура культуры, причины ее изменений и т. д.

Философия культуры и культурология различаются тем, насколько они подходят для исследований культуры. Культурология рассматривает культуру как отдельную систему в своих внутренних отношениях, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте таких философских категорий, как бытие, сознание, познание, личность, общество. Философия рассматривает культуру в определенных формах, в то время как культурология фокусируется на объяснении различных форм культуры с помощью философских теорий среднего уровня, основанных на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет получить целостную картину человеческого мира с учетом универсальности и разнообразия происходящих в нем процессов.

Культурология и история культуры.

История исследует человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования.

Эти формы и условия не остаются неизменными раз и навсегда, то есть они едины и универсальны для всего человечества. Они постоянно меняются, и история исследует общество с точки зрения этих изменений. Поэтому культурная история выделяет исторические типы культур, сравнивает их, выявляет общие культурные закономерности исторического процесса, на основе которых могут быть описаны и объяснены специфические исторические особенности развития культуры. Общий взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, согласно которому культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система локальных культур, находящихся в стадии развития и заменяющих друг друга. Можно сказать, что исторический процесс происходит как совокупность специфических форм культуры. Каждый из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и поэтому представляет собой относительно независимое целое. Каждая культура имеет свою изначальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий существования.

Культурология, в свою очередь, изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В связи с этим исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, раскрыть законы исторического развития Се. С этой целью культурология изучает историческое разнообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру. Таким образом, создается история культуры, изучающая развитие культуры отдельных стран, регионов и народов.

Культурология и социология

Культура является продуктом общественной жизни человека и невозможна вне человеческого общества. Если это социальное явление, то оно развивается по своим законам. В этом значении культура является предметом изучения социологии.

Социология культуры опирается в своих исследованиях на множество специальных социологических теорий, близких к объекту исследования, которые существенно дополняют представления о культурных процессах и устанавливают междисциплинарные связи с различными областями социологических знаний - социология искусства, социология морали, социология религии, социология науки, социология права, этносоциология, социология возрастных и социальных групп, социология преступности и девиантного поведения, социология досуга, социология города и т. д. Социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология культуры, социология Каждый из них не способен создать целостное представление о культурной реальности. Таким образом, социология искусства предоставит богатую информацию о художественной жизни общества, а социология досуга покажет, как разные группы населения используют свое свободное время. Это очень важная, но частичная информация. Очевидно, что требуется более высокий уровень обобщения культурных знаний, и эту задачу выполняет социология культуры.

Культурология и антропология.

Антропология - это область научного познания, в которой изучаются основные проблемы существования человека в естественной и искусственной среде. Сегодня в этой области существует несколько областей: физическая антропология, основной темой которой является человек как биологический вид, а также современные и ископаемые человеческие приматы; социальная и культурная антропология, основной темой которой является сравнительное изучение человеческих обществ; философская и религиозная антропология, представляющая собой не эмпирические науки, а собрание философских и богословских учений о человеческой природе.

Культурная антропология изучает человека как объект культуры, описывает жизнь различных обществ, находящихся на разных стадиях развития, их жизнь, нравы, обычаи и т. д., изучает конкретные культурные ценности, формы культурных связей, механизмы передачи культурных способностей от человека к человеку. Это важно для культурологии, поскольку она может понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные или личные формы. Можно сказать, что культурная антропология исследует этнические культуры, описывает их культурные явления, систематизирует и сравнивает их. По сути, она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности.

В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческого потенциала в деятельности и ее результатах. Культурная антропология раскрывает "узлы" социализации, аккультурации и инкультурации человека, особенности каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников, поколений, которые уделяют особое внимание психологическому обоснованию универсальных явлений, таких как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.

Аспект взаимодействия культуры с обществом раскрывает закономерности ее функционирования как относительно самостоятельной субстанции. Определяясь общественными отношениями и одновременно воздействуя на них, культура все же имеет свои специфические особенности развития. Это объясняется тем, что культурный процесс не всегда находится в прямой зависимости от данного типа общества, он черпает свою энергию в традициях культуры прошлого.

Поэтому часто наблюдается культурный ренессанс в тех странах, которые находятся на значительно более низкой ступени общественного прогресса. Например, Германия в XIX в. заметно уступала Англии и Франции по степени развития цивилизации, зато преобладала их в культурном развитии.

Прогресс в области культуры осуществляется через механизм преемственности как способа репродукции составляющих культурного генофонда и новаторства как способа выработки ценностей, созвучных новому времени.

Соотношение между репродуктивным и новаторским моментами в социокультурных рамках может иметь следующие варианты:

  • традиции и новаторство сосуществуют при доминанте традиционных элементов;
  • традиции и новаторство активно взаимодействуют, создавая при этом синтезированный образ новой культуры;
  • традиционные нормы активно вытесняются, а новые идеи, потеряв связь с прошлым, не вписываются в новую культурную среду, что может привести к упадку культуры.

Среди общественных факторов, влияющих на становление культуры, можно выделить: способ производства, политический режим, социально-классовую структуру, положение индивида в социальной группе, которое характеризует степень проявления его индивидуальной свободы или зависимости от коллективных форм общежития, степень сакрализации сознания.

Способ производства определяет не только удовлетворения материальных потребностей человека, но и меру проявления его творческих потенций точки зрения предельных возможностей исторического прогресса. Представим себе на мгновение расширения свободы личности в нынешних масштабах в далеком прошлом, при тогдашних возможностях производства. Это, безусловно, должно трагические последствия для человечества, ибо парадокс культурного прогресса именно в том, что в древние времена при низком уровне производства жесткий внеэкономическое принуждение сыграл положительную роль, поскольку создавал необходимый фундамент для свободной, культурно ориентированной деятельности только незначительной части общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, достижения культуры базировались не только на свободе человека, но и на внеэкономическом принуждении, определяемом как исторически ограниченными возможностями производства и потребления, так и границами восприятия и понимания людьми сути природного и общественной среды.

Культура в изучении социологии

Подъем культуры хотя и зависело от способа производства материальных благ, но в значительно большей степени определялось типом государственности, политическим режимом. Демократический общественный и государственный строй всегда создает благоприятные условия для духовного развития, развития творческих потенций личности, ориентации общественного поведения в рамках моральных и правовых норм; и наоборот, тоталитарный политический режим парализует духовную жизнь, культивирует в массовых масштабах потребительский эгоизм, политическую инфантильность и правовой нигилизм.

Социально-классовая структура общества определяет определенную иерархию культурных ценностей и норм, способствует соревнованию культурных направлений, выражающих эстетические предпочтения различных социальных групп. В зависимости от характера социально-классовой структуры (динамическая или статическая, иерархически вертикальная или горизонтальная, замкнутая или открытая, дифференцированная или монолитная) можно говорить о степени эластичности культуры, ее способности выйти не только за национальные рамки, но и за рамки существующего типа общественных отношений. Чем больше динамичность и дифференцированность общественной структуры, тем сильнее питательные источники культуротворчества, тем лучше предпосылки для сближения и взаимодействия культурных типов.

Хотя уже на ранних исторических этапах культура отражала классовую специфику общества, однако это не означает, что ее создателем был какой-то один класс или социальное положение. В культурном создании участвовали представители различных социальных слоев, представляющих различные течения, направления, отличающиеся по социально-классовому форме, но близкие по своей культурологической сути. Однако сказанное не снимает вопрос об удельном весе того или иного класса или социальной группы в конкретных исторических условиях.

Содержание культуры обусловлен также положением индивида в обществе с точки зрения приоритета частного или коллективного. Опыт истории свидетельствует, что коллективные формы сожительства по сравнению с частными обеспечивали значительно худшие условия для развития цивилизации и культуры, поскольку они парализовали инициативу человека, сковывали персональную ответственность, ослабляли внутренние пружины самореализации и самоидентификации личности.

Однако сказанное не имеет универсального значения, а касается только определенных исторических периодов и отдельных регионов. Например, в наше время образ жизни и мышления, основанный на коллективизме в органическом сочетании со свободной предпринимательской деятельности и демократическими институтами, оказался более благоприятным для исторического и культурного прогресса человечества, чем способ с явно выраженным частным направлениям. Подтверждение тому - развитие Японии по сравнению с США, которые имеют значительно более слабые исторические традиции коллективных форм общежития. Поиски оптимального соотношения коллективного И частного в современном типе общества является актуальной проблемой.

Культура как предмет в изучении социологии

Всякая культура черпает сакральный (священный)смысл и содержание в источниках общественного сознания. От степени сакрализации общественного сознания или ее секуляризации (освобождения от религиозного) зависит соотношение священных и прагматических моментов в культурной архитектонике.

Исторический опыт учит: когда из сознания витисняться элементы сакрального смысла и она наполнится только элементами реально-прагматического смысла или наоборот, культурный прогресс может остановиться.

  1. В первом случае полная секуляризация приводит к ориентации людей на прагматические ценности, способствует омищаненню способа их существования и в конечном итоге ведет к потере культурного смысла социального бытия.
  2. Во втором - полная сакрализация побуждает к воинствующего фанатизма или абсолютного отречения существующего общественного порядка, также антикультурные по своей сути.

Без достаточного духовно-культурного потенциала общество не способно перейти на качественно новый виток своего развития, а при неблагоприятных обстоятельствах может быть отвергнуты далеко назад. В тех странах, где культурная среда была пронизана авторитарно-патриархальными традициями, стереотипами сервилизму и идолопоклонства, на руинах деспотизма быстро вырастали тоталитарные режимы. Это объясняется тем, что народы, которые долгое время находились в состоянии иностранного или внутрирежимного порабощения, не могли создать резерв культурно-духовных сил, способных противостоять авторитарному мышлению и тоталитарным структурам.

Отсюда следует, что тоталитарный общественный и государственный строй является своеобразной аберрацией (отклонением) сознания масс, которые, стремясь свободы и социальной справедливости, но недостаточно понимая их истинный смысл, пытаются быстро и решительно уничтожить бастионы деспотизма и в результате вручают свою судьбу еще более коварному монстру. Эта тенденция отчетливо проявляется и в наше время, когда на обломках советской империи формируются суверенные государства.

Так, народы Средней Азии и Закавказья, которые подверглись более ощутимых духовных деформаций, интенсивной энтропии культуротворческой энергии, с большим трудом и социальными эксцессами переходят на принципы построения цивилизованного общества. Для народов Прибалтики, которым удалось сохранить национально-культурные ценности менее поврежденными, легче не только стабилизировать ситуацию, но и значительно радикальнее реформировать общественную жизнь.

Итак, влияние культуры на общество следует рассматривать как залог предотвращения угрозы реанимации тоталитаризма, предупреждения национальных конфликтов, сохранения социального равновесия при переходе на принципиально новые общественно-политические принципы, очистки от догм предрассудков прошлого. Анализ общих закономерностей влияния культуры на общество будет не полный, если не выяснить специфики их преломление через национальные отношения, национальную культуру.

Культурология тесно связана и с такой наукой, как психология , изучение которой позволяет понять многие не только современные культурные ценности, но и культурные ценности древнейших времен. То, что производит человек, обусловлено не только его сознанием, но и бессознательными порывами души. Многие ценности культуры закрепляются в архетипе и национальном менталитете, а поведение человека обусловлено его психо-физическими инстинктами, которые не всегда можно отнести к достижениям культуры. Человек – это все же животное, хотя и социальное.

Краткий ответ - нет, нельзя. Культурология - это междисциплинарная наука, и её предмет пересекается с социологией. В широком смысле культурология исследует историю и теорию культуры. В той или иной степени культуру изучают философия культуры, психология, история. Социология же мыслилась её создателем Огюстом Контом как одна из естественных наук, она изучает общество как некую естественную величину - его структуру, состав, процессы, которые в нём происходят. У социологии есть специфические методы - например, анкетирование, опрос, интервью.

На стыке социологии и культурологии есть дисциплина социология культуры, которая изучает культуру, используя некоторые методы социологии. Это область социологии смотрит на общество не как на набор категорий, страт, которые можно посчитать, а как на систему взаимодействия ценностей, убеждений, верований, как на коммуникацию людей, обусловленных своим социальным и культурным бэкграундом. Эту область, изучающую культуру, можно считать частью социологии, однако культурология и социология - две самостоятельные и очень разные дисциплины, хотя обе относятся к категории социальных или общественных наук.

Ситуация осложняется тем, что многие социологи дополнили теоретическую базу культурологии, но как упоминалось выше, культурология - междисциплинарная наука.

Читайте также: