Связь сказуемого с подлежащим кратко

Обновлено: 02.07.2024

В таких случаях можно говорить о согласовании сказуе­мого с подлежащим. Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не обязательно, возможно неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой (Пушкин) — соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел — нескончаемые хлопоты — несоответствие форм числа.

Грамматическая связь главных членов предложения рас­сматривается как координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная в сравнении с согласованием. В нее могут вступать разные слова, их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу.

При координации главных членов предложения возника­ет проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежа­щее указывает на множество предметов, но выступает в един­ственном числе.

1) Существительные большинство, меньшинство, множе­ство и подобные, несмотря на грамматическую форму един­ственного числа, обозначают не один предмет, а много, и по­этому сказуемое может принимать не только форму единствен­ного числа, но и множественного. Сравним: На этом-то пруде. выводилось и держалось бесчисленное множество уток (Тургенев); Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь (Лесков). Какой же из форм отдать предпочтение?

2) При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. Глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие, как правило, ставятся в един­ственном числе в отличие от тех, которые называют активное действие. Сравним: На столе было три телефона. — Три телефона зазвонили одновременно.

Однако для таких предложений еще следует учитывать и характер числительного, употребленного в составе подлежа­щего. Так, числительное один подскажет единственное число сказуемого: Двадцать один человек подтвердил это.

Числительные два, три, четыре чаще других требуют употребления сказуемого во множественном числе: Три дома на вечер зовут; У сарая стояли три тройки (Пушкин). Однако чем большее количество указывается, тем легче нам осмыс­лить его как одно целое, поэтому сказуемое может иметь форму единственного числа: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали. Выбор формы сказуемого в подобных случаях подчеркивает или не­расчлененный характер действия (тогда сказуемое в единствен­ном числе), или, напротив, индивидуальное участие каждого в выполнении действия (и тогда сказуемое во множественном числе). Сравним: В крендельной работало двадцать шесть человек (Горький).Тридцать два человека — гремяченский актив и беднота — дышали одним духом (Шолохов). В подоб­ных случаях в официально-деловом стиле используется един­ственное число, в экспрессивной речи возможны варианты.

Единственное число сказуемого не вызывает колебаний при обозначении меры веса, пространства, времени (того, что вос­принимается как нерасчлененное множество): Прошло сто лет (Пушкин); До барьера осталось пять шагов; На ремонт ушло семь банок краски.

Если количество обозначается приблизительно или уточ­няется словами только, лишь, всего, сказуемое ставится в единственном числе: Сидело нас всего человек двадцать в боль­шой комнате с раскрытыми окнами (Толстой); В кружок запи­салось всего пять человек.

3) Колебания в форме числа сказуемого возникают и при однородных подлежащих. Если вначале перечисляются одно­родные подлежащие, а сказуемое следует непосредственно за ними, то оно принимает форму множественного числа: Гим­назист и Саша всю дорогу плакали (Чехов). При иной последо­вательности членов предложения возможны варианты: Из района приехал следователь и врач (основной носитель дей­ствия — следователь); В комнате остались только хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович (Толстой).

Если однородные подлежащие связаны разделительны­ми союзами и надо подчеркнуть, что действие совершает попеременно то одно, то другое лицо (или из нескольких возможных субъектов действие выполняет какой-то один), сказуемое употребляется в форме единственного числа: То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке (Твардовский); Московс­кий или Петербургский университет проведет эту конфе­ренцию. Но если подлежащие разного рода или стоят в раз­ных числах и сказуемое постпозитивно, оно принимает форму множественного числа: То ли куст, то ли кочка виднелись вдали (. то ли кочки виднелись). Ту же форму сказуемого определяет и употребление сопоставительного союза как, так и, подчеркивающего идею множественности: Как тяжелая, так и легкая промышленность наращивают темпы произ­водства.

Особый интерес вызывает координация сказуемого с под­лежащим, выраженным некоторыми местоимениями. Срав­ним несколько примеров: Кто-то из поэтов сказал. ; Не­кто в парике, с наклеенными ресницами и яркими губами, кивнула в мою сторону; Никто из учеников, даже самые способные, не могли решить этого уравнения; Никто из де­вочек, да и сама Лена, не могла ничего придумать. Мы ви­дим, что от предложения к предложению усиливается влия­ние контекста, который определяет координацию сказуемо­го. Однако предпочтение смысловому принципу придает высказыванию разговорную окраску. В книжных стилях та­кая координация сказуемого стилистически не оправдана: при этих местоимениях оно должно стоять в форме единственно­го числа мужского рода, независимо от того, что местоиме­ния указывают на женщин, на множество людей.

При подлежащем, выраженном сложным существительным типа кресло-кровать, роман-газета сказуемое согласуется со словом, обозначающим более широкое понятие: В магазине продавалось кресло-кровать новой модели. Роман-газета распространялась через киоски.

Варианты согласования определений и приложений

Не задумывались ли вы над тем, почему говорят два чер­ных кота, но две черные кошки, употребляя в первом случае прилагательное в родительном падеже, а во втором — в име­нительном? Ведь существительные и в том и в другом сочета­нии стоят в одинаковой форме — в родительном падеже.

Секрет в том, что в сочетаниях существительных с числи­тельными два, три, четыре форма определения зависит от рода существительного. Для современного русско­го языка характерны такие сочетания:

с существительными мужского и среднего рода: с существительными женского рода:
два новых дома три светлых окна три вкусных пирожных два опытных портных две большие комнаты четыре новые столовые три большие парикмахерские

Варианты возможны в разговорной, сниженной речи. Однако картина меняется при ином порядке слов. Прила­гательное, предшествующее количественно-именному сочета­нию, обычно выступает в форме именительного падежа мно­жественного числа (независимо от формы рода существитель­ного): последние два проекта, крайние три окна, светлые четыре комнаты. Только прилагательные добрый, полный, целый не подчиняются этому правилу: Съел целых две та­релки; Ждали добрых три часа; Принес полных два ведра.

Прилагательные, употребленные после количественно-именного сочетания, могут варьировать свои формы: Поздно вечером . подкатили к колхозному амбару два грузовика, груженные мукой.. Стояли четыре больших ящика, набитых японскими трофейными продуктами. В стилистическом отношении предпочтительнее первая кон­струкция.

Во всех других сочетаниях существительных с числитель­ными (за исключением числительных два, три, четыре) форма определения зависит от порядка слов: препозитивное опреде­ление употребляется в форме именительного падежа множе­ственного числа независимо от формы рода определяемого су­ществительного(последние пять страниц, первые десять столбцов, светящиеся восемь окон). Постпозитивные опре­деления и стоящие в середине количественно-именного соче­тания принимают форму родительного падежа множествен­ного числа: пять последних страниц, исписанных мелким почерком; десять новых столбцов, набранных петитом.

Стилистический интерес представляют и варианты форм согласования определения, употребленного при нескольких однородных именах существительных: талантливо написан­ные стихотворение и поэма — опубликованный текст и комментарии. Определение в форме множественного числа подчеркивает наличие нескольких предметов, в форме же единственного числа оно возможно в тех случаях, когда и так ясно, что определение относится ко всем предметам. Таким образом, варианты возможны во втором случае.

Приложения, как правило, должны согласоваться с существительным, к которому они относятся. Однако при их употреблении иногда появляются варианты: в городе Москве, но в городе Клинцы, на реке Москве и на Москва-реке. Боль­ше всего вариантов дают сочетания географических назва­ний с родовым наименованием. Известно правило, по которо­му все русские (и шире — все славянские) наименования сле­дует согласовать со словами: город, село, поселок, река: в городе Суздале, на реке Каменке, школа в деревне Волчихе (сочетание на Москва-реке имеет разговорную окраску). Не согласуются с родовыми наименованиями лишь географичес­кие названия, имеющие форму множественного числа: в го­роде Мытищи, к поселку Жаворонки, а также составные: к городу Великие Луки, в селе Красная Горка. Исключение со­ставляют наименования, совпадающие с именами людей (из поселка Ерофеич, недалеко от села Миронушка).

Тенденцию к несклоняемости обнаруживают географичес­кие названия на -о, -е: в городе Пено, у села Молодечно. Ис­пользование их в начальной форме исключает разночтения при употреблении малоизвестных названий. Однако согласу­ются такие названия, как Одинцово (в городе Одинцове, под поселком Перхушковом).

Следует склонять и русские географические наименова­ния сложного состава: в городе Петропавловске-Камчатском, храм в селе Никольском-Архангельском, выехать из города Камня-на-Оби. Остаются без изменения лишь топонимы с тесно спаянными элементами: в деревне Спас-Клепики, из поселка Усть-Илима, в городе Соль-Вычегодске. Однако не изменяют­ся топонимы, у которых первая часть среднего рода: из Ликино-Дулева, к Пошехонье-Володарскому, под Юрьево-Девичьим, что, однако, не исключает согласования их второй части с родовым наименованием: приехал из города Орехово-Зуева.

В специальной литературе и официально-деловом стиле многие географические наименования употребляются как несклоняемые.

Разночтения в согласовании географических наименова­ний с родовыми понятиями касаются в особенности названий островов, озер, мысов, заливов, пустынь. Так, названия стан­ций, портов, как правило, даются в начальной форме: подъе­хали к станции Тула, на станции Злынка, из польского пор­та Гдыня, в порту Одесса.

Традиционно используются в начальной форме, например, такие наименования: на озере Байкал, на горе Арарат, у горы Казбек, близ мыса Челюс­кин, на канале Волго-Дон; не согласуются составные наиме­нования: на реке Северный Донец, в бухте Золотой Рог, у острова Новая Земля.

Русский синтаксис отличается богатством и разнообрази­ем вариантов управляемых конструкций. Например: Проеха­ли лес — проехали через лес — проехали лесом — проехали по лесу и т. д.; работаю вечерами — работаю по вечерам; отдыхал неделю — отдыхал в течение недели; пятью минутами раньше — на пять минут раньше — за пять минут до. — за пять минут перед и т.п.

Многие из этих конструкций отличаются лишь оттенками в значении, которые мы достаточно определенно разграничи­ваем. Например, сочетание обеспечить кого-то чем — значит: снабдить в достаточном количестве (обеспечить аль­пинистов инвентарем); обеспечить кому-то что — значит: сделать что-нибудь несомненным, верным, гаранти­ровать что-либо (обеспечить больным хороший уход).

Разница между конструкциями просить деньги — просить денег, искать место — искать места и т.п. заключается в том, что первые варианты указывают на определенный, конкретный объект (определенную сумму денег, свое место), а вторые имеют общее значение (какую-то сумму, неопределенное, любое место). Разница между конструкциями выпить воду — выпить воды, купить книги — купить книг, принести хлеб — принести хлеба и т.п. заключается в том, что родительный падеж обозна­чает распространение действия не на весь объект, а лишь на некоторую часть или количество его, а винительный падеж указывает, что действие полностью переходит на предмет.

Стилистический интерес вызывают те варианты управле­ния, которые получают стилевое закрепление (замечания студенту — замечания в адрес студента ; гово­рить о друзьях — говорить про друзей ; отсутство­вать из-за болезни — отсутствовать вследствие болезни ).

В русском языке ряд управляемых конструкций выража­ют совершенно однородные отношения: учиться в институте — учиться на курсах; был на пятом курсе — был во втором классе; работать на почте — работать в мастер­ской; живет в деревне — живет на хуторе и т.п. Эти синтак­сические конструкции характеризуются большой устойчиво­стью в русском синтаксисе, и выбор нужной формы управле­ния в таких случаях не представляет сложности.

Синонимические слова нередко требуют употребления раз­ных падежей:

восхищаться отвагой — преклоняться перед отвагой

презирать опасность — пренебрегать опасностью

увлекаться (интересоваться) музыкой — любить (изучать) музыку

возмущаться безобразиями — злиться (сердиться) на безоб­разника

робеть перед необходимостью — страшиться необходимости

быть недовольным отзывом — разочароваться в отзыве

делать выговор сотруднику — упрекать сотрудника

понимать необходимость. — отдавать себе отчет в необхо­димости

извещать автора — сообщать автору и т. д.

При использовании их в речи иногда возникают ассоциа­тивные ошибки, близкие словосочетания смешиваются: Ав­тор описывает о событиях (вместо: рассказывает, повеству­ет о событиях или: описывает события); Он этим не успо­коился (этим не удовлетворился, на этом не успокоился); Уверенность в свои силы (уверенность в чем? в своих силах; вера во что? в свои силы),

При параллельном использовании вариантов беспредлож­ного и предложного управления, совпадающих в значениях, можно рекомендовать отдавать предпочтение более опреде­ленным конструкциям с предлогами, так как в них грамма­тическое значение выражается более четко. Сравним: письмо матери — письмо к матери, письмо от матери.

Чтобы избежать искажения смысла высказывания, сле­дует с особой осторожностью относиться к вариантам управ­ления, допускающим двоякое толкование. Так, может воз­никнуть неясность в словосочетаниях: портрет Репина (пор­трет, написанный Репиным, или портрет самого художника?), директору надо посоветовать (директор сам будет кому-то советовать или должен выслушать совет другого лица?). По­добные конструкции требуют исправления:

Учителю надо было еще многое объяснить. Учитель должен был еще многое объяснить.
Объяснение ответа брата представляется неубедительным. Объяснение ответа, предложенное братом, неубедительно.
Приказали нам помочь в работе. Приказали, чтобы мы помогли…

Неуместный каламбур может возникнуть и при употреб­лении производных предлогов, неожиданно проявивших в тексте свое первичное значение: Пожар произошел благода­ря сторожу (за что его благодарить?); Прошу дать мне академический отпуск ввиду болезни (нельзя предвидеть бо­лезнь!).

Нельзя не учитывать книжной окраски некоторых пред­ложных конструкций, игнорировать канцелярский оттенок, привносимый в речь отыменными предлогами. Например, под влиянием официально-делового стиля в современном русском языке закрепляются конструкции с предлогами о, по: ука­зать о необходимости, отметить о важности, останавли­ваться об этом, обсуждать о чем-либо, выразить согласие о том, что, иметь в виду об этом, излагать об этом (пра­вильными будут беспредложные конструкции: отметить важность, обсуждать что-то, иметь в виду это, а также конструкции с иными предлогами: указать на необходимость, выразить согласие с чем-то и т.п.). Из парных словосочета­ний: отклик по этому произведению — отклик на это про­изведение; рецензия по этой статье — рецензия на эту ста­тью; показатели по этим предприятиям — показатели этих предприятий и т.п. — первые имеют канцелярскую окраску.

При двух или нескольких управляющих словах общее за­висимое слово может употребляться лишь в том случае, если эти главные слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, выписывать и запоминать цитаты. Неправильно построены словосочета­ния: организовать и руководить группой (организовать — что? руководить — чем?); проявить заботу и внимание о детях-сиротах (забота — о ком? внимание — к кому?). Исправление таких предложений обычно требует использо­вания местоимения: организовать группу и руководить ею; но иногда приходится еще добавить и другое управляющее слово: обратить внимание на детей-сирот и проявить забо­ту о них.

Сложнее ответить на вопрос: Скучаем по вам или по вас? Если в сочетаниях с существительными (скучаем по сыну, скучаем по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучаем по ним) предлог по управляет да­тельным падежом, то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог употребляется с предлож­ным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам). Таковы капризы этого предлога.

Ему присуща также стилистическая особенность: при обо­значении предмета, который нужно достать, добыть, упот­ребление предлога по имеет разговорно-просторечный харак­тер, например: идти по грибы (за грибами).

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Примеры, правило и теория. Что это за ошибка? Как ее обнаружить? Советы сдающим ЕГЭ по русскому языку. В каком числе и в каком роде должно быть сказуемое в зависимости от подлежащего? Разбор правил с примерами. Сложные случаи.

Фото Связь подлежащего и сказуемого. Нарушение связи подлежащего и сказуемого. Примеры

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым - грамматическая ошибка, при которой используется неправильная форма сказуемого: не тот род, число или лицо.

Пример ошибки: Любой, кто сдает ЕГЭ, должны помнить о согласовании. Подлежащее - любой, единственное число. Сказуемое - глагол в форме множественного числа должны.

Правильный вариант: Любой, кто сдает ЕГЭ, должен помнить о согласовании. Теперь и подлежащее, и сказуемое даны в единственном числе - любой должен.

При решении ЕГЭ по русскому языку эту ошибку нужно уметь найти, чтобы успешно выполнить задание номер 7.

Что такое подлежащее и сказуемое

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения, составляющие его грамматическую основу.
Подлежащее обозначает предмет или лицо, о котором говорится. Отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое обозначает действие или состояние этого лица или предмета. Отвечает на вопросы что сделал? что делает? что будет делать? каков он? что о нем говорится?

Летящей походкой ты вышла из мая.

Кто? Ты. Это подлежащее.

Что сделала? Вышла. Это сказуемое

При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое - двумя чертами.

Связь подлежащего и сказуемого

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица.

Согласование подлежащего и сказуемого. Пример

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

А.С. Пушкин

Мы видимо четкое согласование подлежащих со сказуемыми. Мчатся тучи. Луна освещает. Небо мутно. Ночь мутна. В каждом из случаев используется одно и то же число, лицо, род.

Но соответствие грамматических форм не всегда обязательно:
Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой (А.С. Пушкин). Здесь есть соответствие форм числа, но разные формы рода.
Наш удел - вечные хлопоты. Здесь неизбежно несоответствие форм числа.

Типичная ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Примеры

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым - грубая грамматическая ошибка.

Ошибка в том, что не совпадает число подлежащего и сказуемого, не совпадает род подлежащего и сказуемого или не совпадает род подлежащего и сказуемого.

Пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым

Ошибка: Повествование в романе ведутся от имени трех рассказчиков.

Подлежащее - повествование. Единственное число.
Но сказуемое ошибочно дано во множественном числе - ведутся.

Правильный вариант - и подлежащее, и сказуемое использованы в единственном числе:
Повествование в романе (что делает?) ведется от имени трех рассказчиков.

Ошибка: Каждый, кто бывал в Москве, видели Кремль.

Подлежащее дано в единственном числе - каждый. Сказуемое дано во множественном числе - увидели. Налицо рассогласование подлежащего со сказуемым.

Правильный вариант: Каждый, кто бывал в Москве, (что делал?) видел Кремль.

Как проверить, есть ли ошибка согласования подлежащего со сказуемым?

Проверьте, согласовано ли сказуемое с подлежащим, а не с второстепенным членом предложения. Сказуемое нужно согласовывать именно с подлежащим, а не с другими словами.

Род, число и лицо сказуемого должны совпадать с родом, числом и лицом подлежащего.

В каком роде? Сложные случаи согласования подлежащего со сказуемым

Если подлежащее - существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, или существительное общего рода, род сказуемого определяется из контекста.
К нам приехала профессор из Америки.
Вася, ты ужасный плакса!

Если подлежащее - сокращение и аббревиатура, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
СССР распался в 1991 году. (СССР - союз, мужской род)

Местоимения кто, никто, кое-кто употребляются с глаголом в единственном числе и мужском роде.
Никто нам этого не говорил.

В каком числе? Сложные случаи согласование подлежащего со сказуемым

Единственное число, если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
К нам приехал двадцать один студент.

Единственное число, если подлежащее имеет только единственное число: молодежь, крестьянство, народ, студенчество.
Народ проголосовал за принятие новой конституции.

Единственное число, если подлежащее имеет в своем составе слова много, немного, мало.
Много веков прошло с тех пор.

Единственное число, если перед подлежащим есть частицы только, лишь.
Лишь небольшая часть граждан участвовала в выборах.

Согласование подлежащего со словами ряд, большинство, меньшинство, несколько

В каком числе должно быть сказуемое, если подлежащее содержит слова большинство, меньшинство, несколько, ряд? Например: большинство избирателей, несколько человек, ряд организаций.

В единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов
Большинство одобряет политику президента.
На заседании присутствовало меньшинство.

В единственном числе, если речь идет о неодушевленных предметах
Большинство поправок не вызывает возражений.
Меньшинство школ перешло на новую систему.

Во множественном числе во всех остальных случаях.
Ряд министров выступили за продолжение реформы. (Подлежащее - одушевленное существительное).
Часть собранных средств пойдут на благотворительность. (При подлежащем есть причастие или придаточное со словом который).

Такие предложения имеют \(2\) грамматические основы, в которых одно подлежащее все / те сочетается с формами множественного числа, а второе подлежащее кто — только с формами единственного числа, даже если речь идёт о многих лицах.

ЕГЭ.jpg

Всегда проверяй, какое слово сочетается с местоимением кто — это одно из самых распространённых нарушений связи между подлежащим и сказуемым.

*Часто мы подвергаемся осуждению тех, кто сами ничего в жизни не добились .

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым - распространенная ошибка не только у школьников и студентов, но и среди взрослых.

В интернете часто можно видеть тексты и предложения, в которых сказуемое не согласуется с подлежащем либо по падежу, либо по роду.

Правила согласования подлежащего со сказуемым

Согласованность подлежащего и сказуемого

Определить, когда предложение построено правильно, можно по следующим признакам:

Форма сказуемого не зависит от обособленного оборота.

Во многих случаях неправильно используется падежная форма. Чтобы построение было правильным, поможет таблица падежей.

Часто предлог помогает понять, как связаны в предложении слова.

Таблица падежей


Примеры нарушения связи между подлежащим и сказуемым

Рассмотрим несколько примеров, выявим ошибки и объясним как правильно писать.

Правила согласования подлежащего и сказуемого


Пример 1

В данном случае допущена ошибка. Придаточная часть подчиняется главной, но сказуемое придаточной части зависит от слова, к которому относится.

Пример 2

Произошло нарушение связи между главным и придаточным предложением.

Правила согласования

Пример 3

Это простое предложение не согласовано, в нем упоминается о рабочих, но действие совершается в отношении коллектива.

Поэтому правильно будет так:

Пример 4

Очень частый случай написания. Предложение несогласованное, правильный вариант:

Особые условия

Пример 5

Это частая ошибка многих студентов. В предложении говорится об интересной теме, а не о произведениях.

Написать следует так:

Теперь между членами предложения проявляется связь.

Пример 6

Вопрос нужно ставить от существительного в главной части, а не от слова, которое выделено запятыми.

Правильно будет так:



Читайте также: