Афанасий афонский житие кратко

Обновлено: 05.07.2024

Афанасий является основателем Великой Лавры, находящейся на Священной горе Афон. Преподобный монах также известен в качестве идейного создателя общинного образа жития в монастырях Греции. Родился в Каппадокийской городе Тразепунд, осиротел в детстве, воспитывался у праведной монахини, после был при дворе правителя Романа II, в середине X столетия поселился на горе Афон. Будучи монахом, Афанасий объединял скиты и давал отпор разбойникам-сарацинам.

Начало служения

Родился в 930 г. в Каппадокийском городе Трапезунд в благородной и верующей семье, при ритуале крещения получил имя Авраамия. Уже в раннем детстве он остался без отца и матери, мальчика взяла к себе благодетельная монахиня Канита, супруга знатного городского помещика, приходящаяся будущему святителю родственницей. В детстве Авраамий сторонился шумных игр, предпочитая уединение в лесной чаще или пещере с одним-двумя друзьями. Родственников радовало то, что мальчик легко обучался и рос сообразительным.

В 963 г. преподобный Афанасий основал Великую Лавру на Священной горе Афон. Большинство построек возводилось за счет финансирования византийских императоров. Обитель процветала и становилась больше и богаче, получая пожертвование в виде золота и земельных территорий. Кризис пришел со времен, когда обитель стала подвергаться нашествиям пиратов и разбойников. Состояние ухудшилось после частых землетрясений и налогообложения турецкого ига. Главный храм Лавры — кафоликон с двумя приделами, в одном из них находится гробница святого Афанасия.

Преподобный старец Михаил сказал братии, что сделает Афанасия свои преемником. Некоторые иноки стали докучать последнему льстивыми и сладкими речами. Однако ученик Михаила не возжелал брать на себя роль игумена, поэтому обратился в бегство, захватив только одежду и две священные книги. Афанасий отправился на гору Афон, которой он восхищался с юных лет.

  • Здешние отшельники жили в собственноручно построенных шалашах, они игнорировали заботу о телесной оболочке и не возделывали землю. Преподобный восхищался их грандиозным аскетизмом, а спустя время стал учеником одного святого старца. Афанасий поселился рядом с мудрецом и представился всем здешним инокам простым и безграмотным моряком, потерпевшим кораблекрушение. Он сделал это, чтобы избежать излишнего внимания к себе.
  • Вскоре монахи раскрыли тайну новоприбывшего, но, войдя в его положение, обещали не выдавать секрет людям, которые попытаются найти святителя. Протоиерей Стефан выделил Афанасию удаленную келью, где последний мог жить в безмолвии и уединении, занимаясь переписью священных книг.
  • Спустя время помощники императора Никифора обнаружили сбежавшего от мирской суеты монаха. Афонские иноки, увидев привилегии, которыми окружен Афанасий, стали просить о расширении главного храма, — правитель дал согласие.

Он исцелял людей силою молитвы, но, чтобы скрыть свою силу, прописывал им лекарственные снадобья. После непосредственного диалога со святым подвижником человек возвращался домой свободным от грубых недостатков мировоззрения.

Окончание земного пути

Преподобный получил божественное откровение, где узнал о своей скорой кончине. В этот период шло расширение Великой Лавры, Афанасий решил объявить о знамении, облачился в самые торжественные одежды и взобрался на строительную площадку, вокруг которой шла непосредственная работа. Неожиданно на основателя и на шестерых его помощников обрушился купол. Монахи погибли мгновенно, но Афанасий, находясь под тяжестью материала, на протяжении 3 часов повторял молитву.


Когда братия разобрала обломки, преподобный скончался. Тело хранили в течение 3 дней, оно не подверглось тлену, из единственной раны струилась свежая кровь, которая стала целебной. Ритуал захоронения произошел в Великой Лавре.

Почитание святого

Память преподобного отмечается 5 июля.

В молитве, обращенной к Афанасию, говорится, что святой монах наставил большое количество людей на путь истинной веры, всегда стремился утешить скорбящих, подавал руку немощным, был всегда любезен и милостивым. Его называют образованным христианином, рассудительным и мудрым наставником, победителем уныния и тоски.

Прилежание в изучении литературы не мешало Авраамию вести подвижническую жизнь, которую он полюбил с детства.

Так он явил себя монахом еще прежде пострига и борцом прежде, чем вступить в духовную брань. Он избегал вкушать блюда с богатого стола стратига, а обменивал яства, приносимые ему слугами, на кусок ячменного хлеба, который ел раз в два дня. Святой не ложился спать и боролся со сном, орошая лицо холодной водой. Свою одежду он раздавал нищим, а если дать было нечего, прятался в укромном месте и снимал с себя исподнее.

К Авраамию приходило учиться все больше учеников.

Стали переходить те, кто раньше учился у Афанасия, не только из-за того, что он больше знал и умел обучать, но главным образом потому, что он был приветлив, вел святую жизнь и имел богоподобный облик. Император Константин VII Багрянородный перевел его в другое учебное заведение, однако ученики были привязаны к нему крепче, чем побеги плюща к дубу. Тогда, чтобы не быть причиной ссоры и не соперничать с бывшим учителем, Авраамий, стыдившийся всяких явных почестей, решил отказаться от учительства, а вместе с ним и от всех других попечений века.

После трехлетнего пребывания на берегах Эгейского моря Авраамий и стратиг вернулись в Константинополь. Зифинизер познакомил юношу со своим родственником святым Михаилом Малеином (память 12 июля), игуменом лавры на Киминской горе, которого хорошо знали все представители византийской знати. Покоренный этим достойным человеком, юноша открыл ему свое желание принять иночество. Когда их беседа подходила к концу, навестить преподобного Михаила пришел его племянник Никифор Фока, занимавший в то время пост стратега фемы Анатолик [3] . Он сразу же проникся к Авраамию теплыми чувствами и восхищением.

Так Авраамий обрел духовника, какого желал всем сердцем, и отправился за святым Михаилом на Киминскую гору. Там он вскоре был пострижен с именем Афанасий.

Старец понял, что его юный ревностный ученик сильно преуспел в аскетических навыках, и желал сделать его воином Христовым, закаленным в послушании. Поэтому он не дал ему разрешения есть лишь раз в неделю, а велел принимать пищу раз в три дня, спать не сидя, как тот уже привык, а лежа на тюфяке. В послушание Афанасий переписывал книги и был помощником пономаря, с готовностью смиряя собственную волю. За это восхищенные соученики прозвали его Сын послушания. Святой проявил такое усердие, что менее чем через четыре года достиг чистоты ума и как залог больших даров получил от Господа начатки созерцания и был сочтен достойным перейти к жизни в безмолвии.

Преподобный Михаил позволил ему удалиться в маленькую отшельническую келью, отстоящую на полтора километра от монастыря. Также Афанасий получил благословение питаться через день сухарями и водой и бодрствовать всю ночь. В этом уединении Афанасия посетил Никифор Фока и выразил желание подвизаться вместе с ним, как только позволят обстоятельства [4] .

Вскоре преподобный Михаил дал понять окружающим, что желал бы видеть Афанасия своим преемником в благодати и наставлении душ. Некоторые монахи, решив, что речь идет об игуменстве, стали докучать молодому подвижнику льстивыми речами. Всецело устремляясь к безмолвию и чуждаясь почестей, святой обратился в бегство, взяв с собой лишь одежду, две книги и клобук духовника. Он отправился прямо на Святую Гору Афон, которой восхищался еще во время пребывания на берегах Эгейского моря, на острове Лемнос.

Афонские отшельники в то время жили в шалашах из веток. Они, чуждые заботам о теле, ничего не имели и не обрабатывали землю. Во время краткого пребывания Афанасий восхищался их образом жизни, а теперь вверил себя руководству старца, получившего дар простоты. Афанасий обосновался рядом с ним в северной части полуострова, называемой Зигос, и выдавал себя за моряка по имени Варнава, потерпевшего кораблекрушение, а чтобы никто не мог заподозрить его происхождения, притворился неграмотным и неспособным даже выучить буквы.

Светильник не может долго оставаться на горе незамеченным. Когда брат Никифора, Лев Фока, прибыл паломником на Афон, чтобы поблагодарить Бога за победу в походе против варваров, он обнаружил Афанасия. Афонские иноки, поняв, что с блаженным считаются такие высокопоставленные лица, стали просить его обратиться к Льву, чтобы тот помог восстановить и расширить храм Протата. Афанасий тотчас же получил обещание сделать это и, расставшись с могущественным другом, вернулся в келью.

Иноки постоянно приходили к нему за советом, поэтому он снова бежал в поисках безмолвия и укрылся на южном мысу Святой Горы, в пустынной, овеваемой ветрами местности, называемой Мелана. Там он подвергался нападениям диавола, который прибегал ко всяким ухищрениям, особенно к искушению унынием – самому трудному для отшельника. Враг нагонял на него такую духовную тоску, что, дойдя почти до полного отчаяния, Афанасий даже захотел покинуть это место, но, собравшись с силами, решил все же протерпеть до конца года. Когда подошел последний день и преподобный, так и не выдержав испытания, собирался уже покинуть Мелану, его вдруг пронизал небесный свет. Он наполнил отшельника несказанной радостью и послал ему свыше дар умиления. С тех пор Афанасий проливал слезы без всякого усилия до конца своих дней, поэтому Мелана стала для него местом столь же дорогим, сколь была раньше ненавистным.

Между тем Никифор Фока принял командование над всем византийским войском, чтобы освободить Крит от арабов, приводивших в ужас все побережье пиратскими набегами. Он отправил послания во все монашеские центры того времени, в том числе на Афон, так как узнал от брата, что Афанасий находится там, и просил прислать ему иноков, которые могли бы помочь молитвами. Отцы Святой Горы сумели победить сопротивление приверженца безмолвия, напомнив, что несколько иноков находятся в плену у арабов.

Тогда, вскоре после блестящей победы, одержанной Никифором (961), Афанасий отправился на Крит вместе со старцем по имени Феодосий. Охваченный радостью встречи с духовником, Никифор подтвердил, что все еще хранит желание удалиться от мира, и умолял его приступить к учреждению монастыря недалеко от его пустыни. Божий человек считал, что трудиться над спасением собственной души и так уже тяжкий груз, и, избегая всяких отвлекающих забот, отказался от предложения и вернулся на Афон. Никифор послал ему вслед одного из своих приближенных, Мефодия, который впоследствии стал игуменом лавры на Киминской горе. И ему удалось убедить Афанасия основать обитель.

На золото, подаренное Никифором, вскоре построили часовню во имя Иоанна Предтечи с отшельническими кельями для Афанасия и Никифора [5] . Через полгода после отъезда Мефодия приступили к строительству большой церкви во имя Богородицы и лавры, которую назвали Меланской [6] , на том самом месте, где Афанасий был избавлен от уныния видением божественного света.

Диавол препятствовал созданию обители. Он своими кознями обездвиживал работающих на строительстве. Тогда Афанасий молитвой отогнал нечистого духа. Рабочие, видя такое чудо, решили принять монашество и были пострижены святым. Перед тем как взять их в ученики, сам Афанасий принял схиму от Исаии – отшельника, подвизавшегося в окрестностях.

В тот год (962–963) страшный голод поразил всю империю, и снабжение лавры было прервано. Афанасий отправился за советом к старцам в Карею, но в пути ему явилась Богоматерь и извела перед ним многоводный родник [7] , сказав, чтобы он не печалился, ибо отныне Она Сама становится Домостроительницей монастыря [8] . А когда святой возвратился в обитель, Пречистая указала ему на полные закрома.

Казалось, все происходит наилучшим образом, но тут пришло известие о восшествии Никифора на императорский престол (16 авг. 963). Опечаленный Афанасий расценил поступок Никифора как измену. Сказав, что отправляется в Константинополь, святой поднялся на палубу судна с тремя учениками. Как только корабль отчалил от берега, он отправил одного из них к императору с письмом, в котором сообщал о сложении с себя обязанностей игумена, поручил второму, по имени Феодот, сообщить новость в лавру, а с третьим, по имени Антоний, отправился на Кипр. Там они прибыли в монастырь, называемый обителью Пресвитеров [12] , и представились паломниками, решившими не идти в Святую Землю, занятую сарацинами, и попросили разрешения поселиться рядом, чтобы вести подвижническую жизнь.

Когда к императору прибыл посланник от преподобного Афанасия, Никифор несказанно обрадовался, но радость его померкла, когда он прочитал письмо духовника. Никифор тут же послал людей на розыски Афанасия. Между тем лавра, лишенная отца, стала приходить в упадок, а осиротевшие иноки не могли обрести ни утешения, ни покоя.

Когда святой Афанасий и Антоний узнали, что игумену обители Пресвитеров известно о том, что император разыскивает двух иноков, похожих по приметам на них, они обратились в бегство. Судно, на котором они плыли, было отнесено морскими ветрами к побережью Малой Азии, к Атталии. Здесь Афанасий получил откровение о плачевном состоянии лавры и о том, что ей суждено блестящее будущее под его руководством. Они не сразу решили вернуться, а только когда по Божественному Промыслу встретили Феодота, направлявшегося на Кипр. Он хотел найти там святого и рассказать ему о положении дел на Афоне. Вернувшийся в монастырь Афанасий был встречен иноками словно Спаситель, входящий в Иерусалим, и вскоре жизнь в лавре возродилась.

Вернувшись на Афон, святой вновь встал во главе работ по возведению обители. Во время строительства причала он повредил ногу и вынужден был неподвижно лежать три года. Однако преподобный Афанасий воспользовался этим для большего служения Богу и духовного наставления братии.

Никифор Фока был убит Иоанном Цимисхием, занявшим престол (969–976). Новый властитель был отрицательно настроен по отношению к святому, потому что тот был дружен с его предшественником. Некоторые афонские отшельники, будучи людьми простыми и привыкшими к старому образу жизни, стали обвинять Афанасия в том, что он превратил Святую Гору в мирское место возведенными постройками, угодьями и учреждением крупного монастыря. Император призвал Афанасия в Константинополь, и преподобный произвел на него такое впечатление, что Иоанн Цимисхий полностью изменил свое отношение к нему и своим указом предоставил пособие вдвое больше прежнего. Затем он послал на Афон Евфимия Студита, чтобы тот уладил разногласия, вспыхнувшие по наущению диавола, и придал Святой Горе первую официальную форму организации (972) [14] . С этого времени на смену отдельным кельям стали приходить общежительные монастыри [15] , отшельники примирились с иноками обителей и поделились друг с другом обретенными благами. Первые передали инокам свое усердие в безмолвии и искусство непрерывной молитвы, а те, в свою очередь, передали отшельникам устремление к порядку и гармонии под руководством игумена, поставленного в центр общины как образ Христов. В то время можно было наблюдать, как отшельники покидали пустыни, игумены уходили из монастырей и даже епископы отказывались от кафедр, чтобы встать под духовное водительство Афанасия. Учиться на Афон шли из Италии, Калабрии, Амальфи [16] , Грузии [17] и Армении. Почитаемые отшельники, такие как блаженный Никифор Нагой [18] , отказывались от своего сурового образа жизни, чтобы получить наставления у святого игумена и обрести совершенство через подвиг смирения и послушания.

Молитва святого была сильна против бесов, которые невидимо кружили над Святой Горой, не принося вреда инокам, но постоянно осаждая самого Афанасия. Как-то раз они внушили одному неприлежному иноку такое отвращение к высоким подвигам святого, что тот замыслил его убить. Ночью он пришел к дверям кельи игумена, но как только Афанасий вышел и по-отечески обнял его, несчастный выронил меч, упал к ногам подвижника и признался в злых намерениях. Игумен тут же простил его и с тех пор выказывал даже большую привязанность, чем к другим ученикам.

Афанасий делал все для всех (ср.: 1 Кор. 9: 22) – как для иноков общины и подвижников окрестных мест, так и для паломников, отовсюду стекавшихся в лавру для исцеления души и тела. Святой Афанасий при этом не прерывал ни постоянного общения с Богом, ни подвижничества. Во время поста он всю неделю ничего не ел, а в обычные дни питался так, как иноки, на которых наложена самая строгая епитимья. Когда он присутствовал на трапезе, то незаметно раздавал свою долю, а сам питался лишь антидором, который раздается в конце литургии. В то время, которое у него не было занято наставлениями или исповедью учеников, он со слезами молился, поэтому его платок всегда был влажным. От этого платка многократно исцелялись болящие.

Будучи почитаемым главой и пастырем, не терпевшим никаких возражений, он при этом, по образу Христа, был слугой каждому. Особенное внимание святой уделял больным и ухаживал за ними, выполняя такую работу, которой брезговали другие иноки. Прокаженных он считал самым великим сокровищем лавры и поручал уход за ними самым испытанным ученикам. Когда умирал кто-нибудь из братии, святой обливался у его тела слезами, но то были не рыдания от горя, а слезы заступничества во имя спасения почившего, при этом лицо его пылало, как от огня, и он славил Господа, передавая Ему своего ученика в благоприятную жертву.

Как-то раз инок Герасим отправился в келью, куда удалился преподобный, и там увидел его с пылающим как огонь лицом. Вначале он испугался и отступил, а когда подошел вновь, увидел, как лицо его сияет в лучах света. Герасим вскрикнул, обнаружив свое присутствие. Афанасий заставил инока поклясться, что он никому не расскажет об увиденном.

Такая близость к Богу наделила преподобного божественной мудростью, которая проявлялась во всем: и в руководстве общиной, и в исправлении недостатков братии. Если он налагал епитимью на монаха, то и сам исполнял предписанное. На людях он держал себя строго и величественно, а с учениками один на один или на совместных монастырских работах был простым, жизнерадостным и мягким.

5 июля 1981 года в Великой лавре состоялось празднование по случаю возвращения к общежительному уставу после многих веков идиоритмии. Тогда на стекле киота иконы, находящейся у могилы преподобного Афанасия, выступило благоуханное миро, свидетельствуя об одобрении святого.

[2] Он был родственником знатных семейств Фок и Малеинов, а его сын женился на двоюродной сестре и подруге детства Афанасия.

[3] Одна из военных провинций Малой Азии, включающая берег Эгейского моря вплоть до Ликаонии и Исаврии.

[4] В другом житии сказано, что Никифора и его брата Льва доверил духовному руководству Афанасия св. Михаил.

[5] Эти кельи сохранились доныне и находятся в пяти минутах ходьбы от лавры.

[6] Названная лаврой в память о больших полуотшельнических монастырях, она с самого начала учреждалась как общежительный монастырь.

[7] На том месте, где теперь Агиасма св. Афанасия. Об этом явлении не сказано в житии, но рассказ о нем сохранился в устной традиции.

[10] В ней был 21 стол из монолитного мрамора, сохранившиеся в лавре доныне, как и многие другие предметы эпохи святого, в частности пастырский жезл и тяжелый железный крест, который он носил.

[11] Типикон (Завещание) св. Афанасия (см.: Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Leipzig, 1894. S. 115).

[12] Известную ныне под именем Агиа Мони, у Пафоса.

[13] Этот статус указывал на то, что ктитором монастыря является сам император. Это обеспечивало обители особые привилегии. Афонские монастыри, имевшие такой статус, носят его до сих пор.

[14] Документ, называемый Трагос, подписанный императором, Афанасием и 57 игуменами и иноками и санкционировавший такое действие, хранится в Карее и выносится лишь в редких случаях в присутствии всего святого собрания.

[15] Именно в это время (X в.) были основаны монастыри Ватопед, Иверский, Ксенофонт и Дохиар.

[16] Монастырь амальфитанцев, важнейший из трех итальянских монастырей на Афоне, вероятно, жил по уставу св. Венедикта и существовал до XIII в. До наших дней от него сохранилась башня в местности, называемой Морфону.

[17] Афанасий питал такие теплые чувства к Иоанну Иверскому, что в своем Завещании назначил его эпитропом Великой лавры. В обязанности последнего входило следить за порядком в монастыре и назначением игумена. Сам Афанасий жаловался на то, что так и не сумел найти достойного преемника. Св. Иоанн скончался уже после смерти святого, его сын, св. Евфимий, также был назначен эпитропом, но не смог должным образом выполнять эти обязанности из-за распрей между греками и грузинами, возникшими в Иверском монастыре. Тем не менее оба монастыря поддерживали дружественные отношения, а игумен Иверской обители ежегодно возглавлял празднование памяти св. Афанасия.

[18] После видения ангела св. Фантину (память 30 августа) он с учениками, в том числе с Никифором Нагим, уехал из Калабрии. После кончины тело св. Никифора источало миро. Он не упоминается в Синаксарях и его не следует путать с Никифором, поминаемым 4 мая.

[19] В XI в. их число достигнет 700.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Афанасий Афонский

Святой Афанасий Афонский икона

Имя Афанасия Афонского навсегда связано со Святой Горой Афон. Он жил абсолютным монашеством и нестяжательством. Святой Афанасий Афонский с невероятной динамичностью и мудростью посвятил себя заботе о Саде Богородицы, оставив свой след в истории Афона XX века.

Житие Афанасия Афонского

Преподобный Афанасий Афонский родился в Трапезунде в 927 году. Точная дата его рождения неизвестна, но есть достоверные свидетельства, что рожден он был в обеспеченной семье. Отец был из Антиохии в Сирии, а мать — из Колхиды в Понте. Еще до его рождения умер его отец, а после его рождения умерла и его мать. Он был крещен и получил имя Авраам. Заботу о мальчике взяла на себя его родственница-монахиня. Безусловно, такой опекун оказал весомое влияние на жизнь Авраама, который в будущем сам последовал эти путем. В детстве он выделялся своим стремлением к образованию, но также и своей преданностью Богу.

Вскоре Авраам доказал свою ценность. Он приобрел много учеников и репутацию мудрого учителя. Из года в год число учеников увеличивалось, но, так как жизнь святого Афанасия отождествлялась с принципами христианства, его главным желанием было полностью посвятить себя Богу через монашество.

В Константинополе ему посчастливилось встретиться с Никифором Фокой, который в будущем стал императором. На встрече присутствовал и Михаил, считавший, что Авраам достоин вести более мирную и аскетичную жизнь, чтобы предаваться духовной борьбе и посвятить свои духовные дары на благо Православия.

Названный "Варнава". Прибытие на Афон

Несмотря на спокойствие, царящее во владениях преподобного Михаила и, конечно же, при его участии, судьба Афанасия сложилась иначе. Он покинул Киминскую гору и впервые посетил Гору Афон.

Практически сразу после прибытия он объездил многие места на афонском полуострове и встретил много добродетельных монахов и аскетов. Афанасий был впечатлен тяжелой аскетической жизнью, суровыми условиями и множеством лишений. Первоначально он поступил в послушание простому одинокому старцу, не раскрывая, кем он был, возле монастыря Зигу.

Префект отправился на Афон, встретился с Протом Стефаном и передал просьбу. Стефан стал искать Афанасия. Приближалось Рождество — старейшины Афона собирались трижды в год: на Рождество, на Пасху и 15 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. На собраниях под председательством Первого присутствовали отцы, живущие аскетами на территории Кариесской Лавры.

Итак, на Рождество того же года Афанасия наконец узнали. Все афониты теперь знали, что Варнава был образованным монахом, но не догадывались, кем он был на самом деле, потому что он просил Прота сохранить его тайну, иначе он оставит Гору Афон. Прот выделил ему покинутую келью возле Кариеса. Там Афанасий поселился со студентом по имени Лукицис и занимался каллиграфией. Он оставался там до 959 года.

Примерно в 960 году брат Никифора Фоки — Лев Фока, командующий западных войск, прибыл на Афон после своей победы над скифами, чтобы поблагодарить Бога за свои успехи на полях сражений. Именно тогда он встретил Афанасия, в результате чего все узнали, кем на самом деле был Варнава и каковы его отношения с семьей Фокас. Тот аскетизм, с которым Афанасий жил все это время на Афоне, вся его личность и его отношения со славной семьей империи вызвали фурор среди святогорцев. Многие бросились к нему, желая остаться с ним.

Из сада Богородицы на Крит

В то время (около 960 года), по освобождении Крита от арабов, Никифор Фока возглавил кампанию византийской армии. Конфликты были ожесточенными и неоднозначными. Византийская армия страдала от холода и недостатка еды, в отличие от арабской армии.

Желая поднять боевой дух солдат, Фока напомнил, что целью кампании было освобождение христианских земель и населения. Кроме того, арабы или сарацины, имея Крит в качестве базы, совершали набеги на все Эгейское море, даже на Гору Афон, откуда, помимо добычи, они брали в заложники монахов.

Встреча двух мужчин была трогательной. Афанасия с большим почестями принял его духовный друг Никифор Фока. Миссия и пребывание на Крите увенчались полным успехом.

Афанасий очень хорошо знал, что Никифор Фока с занимаемой им должностью сможет помочь Лавре. Действительно, благодаря стараниям святого Афанасия, император передал в дар три золотых буллы (специальные императорские указы) в пользу Лавры. В своей золотой булле Фока указал очень важный пункт: никто не имел права вмешиваться в дела Лавры, кроме императора. Так Лавра стала царско-имперской обителью.

Никифор, покровитель монастыря, благодетельствовал ему на протяжении всей своей жизни и владел им, а после его смерти он перешел к Афанасию, который был настоятелем обители на протяжении всей жизни. Фока своим золотым указом запрещал передачу Лавры чужеземцу, светскому или церковному, или же другому монастырю. В то же время он ежегодно предоставлял Лавре финансовые льготы, необходимые для ее содержания. Таким образом, Лавра превратилась в императорский монастырь со всеми вытекающими отсюда преимуществами.

Встреча с Богородицей, фреска монастыря Великой Лавры

В то же время, благодаря славе святого Афанасия и впечатляющему развитию Лавры, сюда стали устремляться монахи из многих регионов. Среди них были выходцы из Рима, Италии, Грузии, Армении и др. Все они нашли убежище в Лавре, которая, помимо Протата, в то время (964-972) была единственным важным монастырским учреждением на Афоне.

Этот беспрецедентный подъем Лавры вызвал определенную реакцию со стороны многих афонских подвижников, отшельников и монахов монастырей. Главный протест заключался в том, что при большой экономической активности, обильных финансовых пожертвованиях и т. д. уединенная традиция и характер аскетического духа Афона были изменены.

Убийство Никифора Фоки стало началом новой эры и внесло много изменений в обычное течение жизни на Святой Горе. Несогласные с Афанасием сочли этот момент подходящим, чтобы прекратить его курс. Они отправили делегацию к новому императору с целью высказать свои недовольства в отношении святого.

Новый курс

Новый император Иоанн Цимискис (Цимисхий) (969-976) пригласил святого Афанасия в Константинополь. Во время встречи император, зная о тесной связи Афанасия с убитым Никифором Фокой, не только не проявил к нему неприязни или враждебности, как ожидали недоброжелатели, но показал дружеское свое отношение. Это смягчило противоречия и привело к примирению двух сторон.

В результате этой встречи на Гору Афон для окончательного решения вопроса император отправил своего представителя и выпустил золотую буллу в пользу Лавры, которой утверждал все постановления своего предшественника.

Устав Афанасия Афонского

Устав, составленный святым Афанасием, можно разделить на три части:

  • Пункты, которое касаются административных вопросов, таких как выборы игумена, обязанности, полномочия, послушания, наследование, обязанности выдающихся братьев и т. д.
  • Короткий текст о способе избрания настоятеля, назначения уполномоченных и т. д.
  • Литургическая часть, которая описывает совершение служб в течение церковного года.

Афанасий был признан лидером Реформации и патриархом афонского монашества. Его вклад в установление и признание статуса афонского государства получил широкое признание.

Святой Афанасий Афонский умер около 1000 г. н.э. Афанасий Афонский был признан святым, и его память отмечается 18 июля (5 июля по старому стилю).

Чудеса святого Афанасия Афонского

Явление Девы Марии. Источник Афанасия Афонского

Убежденный, святой Афанасий Афонский ударил о камень перед собой, и тут же хлынула вода, и это место с тех пор называют святым источником Афанасия Афонского.

В чем помогает преподобный Афанасий Афонский?

Преподобному Афанасию Афонскому молятся об исцелении тяжело больных. Святого можно просить о вразумлении неверующих, о возвращении в лоно православной церкви заблудших и попавших под влияние сект душ.

Святой Афанасий Афонский помогает определить участь тяжело больных. Молитва Афанасию Афонскому возносится о скором выздоровлении или же о скорейшем определении участи.

Молитва святому Афанасию Афонскому

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче, во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, подающым руку помощи подавый и всем любезен, милостив и сострадален отец бывый!

Ты и ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в мори житейстем различие бедствующым, искушаемым духом злобы и страстьми, воюющими на дух.

Часовня у пещеры Афанасия Афонского

Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити: искушения же вражия победити и свирепое страстей море да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Тропарь преподобного Афанасия Афонского

Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим

Преподобный Афанасий Афонский

18 июля святая Церковь молитвенно чтит память преподобного Афанасия Афонского, житие которого читайте ниже:

Преподобный Афанасий родился в городе Трапезунде, в благочестивой семье, но мать и отец рано умерли, и мальчика воспитала некая инокиня. Когда же и она умерла, Афанасий отправился в Константинополь, где благодаря своему благонравию и прилежанию смог получить хорошее образование. Он сделался известным самому императору и был назначен им преподавателем в государственном училище.

Но в душе Афанасия год от года зрело желание все оставить и вступить на иноческий путь. Он пришел в Кименскую обитель на горе Афон к преподобному Михаилу Малеину, и тот постриг его в монахи. С первых дней Афанасий принял на себя великие подвиги послушания и воздержания. Ел он очень мало и не каждый день, носил жесткую и колючую власяницу, но главное — ничего не делал без благословения своего духовного отца и настоятеля. За это вся братия любила Афанасия, а преподобный Михаил намеревался поставить его игуменом монастыря после себя, так как уже чувствовал приближение кончины. Но Афанасий считал себя совершенно недостойным настоятельства и, чтобы избежать его, решился тайно оставить монастырь. Он странствовал по Афонской горе, переходя из обители в обитель, посещал многих великих подвижников и подолгу жил с ними, обучаясь их необыкновенным подвигам воздержания и умерщвления страстей. При этом Афанасий всячески старался не быть узнанным, чтобы его не возвели на начальническую должность.

Но по промыслу Божию его разыскал и узнал племянник преподобного Михаила, будущий император Никифор. Он уговорил Афанасия создать новый монастырь и дал на это денег. Во время строительства преподобный совершил чудо: по действию диавольскому у рабочих, возводивших церковь, стали отниматься руки, но святой Афанасий помолился, и все прошло.

Вскоре собралось множество братии и стали жить в строгом общежитии: все у них было общее и выдавалось с благословения игумена, все пребывали в молитве и в полном послушании старшим и через них — Богу.

Однако сатана, видя добрые дела преподобного, исполнился к нему особой ненависти и побуждал некоторых неопытных и душевно немощных монахов на вражду с Афанасием. Некоторые клеветали на него, хотя и безуспешно, а один погрузился в такое помрачение, что решил убить преподобного. Он взял меч и, подойдя к келье Афанасия, постучал. Святой, ничего не подозревая, открыл ему, но тотчас Бог поразил преступника, и тот замертво упал на землю. Преподобный Афанасий молитвой исцелил его и, преподав наставление, отпустил. Слава о святом подвижнике распро-

странилась по всему свету, и к нему стали приезжать христиане из разных стран за советом и утешением, ибо Бог наградил его великими дарованиями. Однажды преподобный плыл куда-то по монастырским делам на корабле, и поднялась страшная буря, так что многие оказались смытыми в море, один только Афанасий остался на корабле. Он стал призывать иноков по именам, и волны, как живые, послушно выносили людей на корабль, где их и принимал преподобный.

Однажды инок Герасим невзначай заглянул в окно кельи Афанасия и увидел, что лицо святого как бы объято пламенем. Такой благодати сподобился от Господа великий подвижник. Чудеса, им творимые, не прекратились и после его блаженной кончины (1000 г.).

Когда тело преподобного уже лежало в гробу, на третий день из раны на его ноге вдруг потекла кровь, и некоторые из отцов отерли ее полотенцами, которые сохранили как святыню. И от этих полотенец многие болящие получили исцеления во славу Господа и Его угодника, преподобного Афанасия Афонского.

Читайте также: