Связь символизма с романтизмом кратко
Обновлено: 02.07.2024
1. Опубликованием Жаном Мореасом 18 сентября 1886 года своего манифеста было ознаменовано возникновение символизма во Франции как литературной школы, но символизм проявил себя не только в литературе, но и в искусстве в целом - в частности, в творчестве Вагнера, Скрябина, английских прерафаэлитов, Чюрлениса, Метерлинка, Ибсена и др.
Так, согласно эстетическим воззрениям Бодлера, мир разделен на истинный (мир идеальных сущностей), где властвует гармония и порядок, и предметный - мир хаоса. Предметный, видимый мир – мир иллюзорный, получающий право на существование лишь как отражение мира истинного: Природа в своем внешнем проявлении, считал он, предстает как мертвая, безжизненная и беззвучная, а весь видимый мир лишь как вместилище образов и знаков. Но за внешними проявлениями, по мнению Бодлера, скрыта природа живая, основанная на созвучиях и соответствиях запахов и красок.
Иносказательной реализацией Идеи в тексте являлся Символ. При этом символисты решительно отделяли его от аллегории (в традиции западно-европейской
2. В России, в отличие от Франции, символизм проявил себя и как литературная школа, и как философское течение, в котором должны были найти обоснование теория и практика новой культуры России.
Осуществление же познания Абсолютного возможно только в человеке, который сопричастен миру эмпирическому и абсолютному одновременно: Частные или ограниченные существования, по словам В.Соловьева, сами по себе не имеющие достойного или идеального бытия, становятся ему причастными через свое отношение к абсолюту во всемирном процессе, который и есть воплощение его идеи. Так в человеке мировая душа (София) впервые внутренне соединяется с собственным Логосом в сознании как частной форме всеединства: «Природа человекообразна, - писал С.Н.Булгаков, - она познает и находит себя в человеке, человек же находит себя в Софии и
4. Различное толкование символа, в свою очередь, привело к теоретическому и практическому размежеванию течения.
Так, Брюсов, Блок, Бальмонт (вслед за французскими символистами) восприняли символизм как литературную школу. Основной формой самопознания человечества, согласно Канту, они считали время - условие внутреннего опыта, условием же внешнего
интеллектуального видения. Символ, в конечном итоге, должен был указывать на идею вещей, на их неизменный, но личностный, идеальный архетип, пробуждая в читателе дремлющий душевно-духовный потенциал. При дешифровке символ вытягивал за собой бесконечную цепочку значений, то есть в идеале связывал (или отождествлял) начало и конец времени. Пространство же воспринималось как некое препятствие, которое необходимо преодолеть. Стремление к синтезу пространственно-временных форм способствовало выработке определенного типа восприятия культурного целого как некоего живого организма, а культурного процесса как подверженного мутациям. - Показателем изменений становился ритм, а не количество, пространство пронизывалось временем, его ритмом; само же время разворачивалось как пространственное явление. Таким образом, в символическом мироощущении время оказывалось замкнутым или сведенным в точку. (Такое понимание символизма сближало эстетику русского символизма с символической природой мышления, проявившей себя в японской культуре).
Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я и не то же:
Так были мы где-то похожи,
Что наши смешались черты.
Символическое мышление, свойственное еще средневековой культуре Японии, базируется на философии даосизма, буддизма и матаяны. Отличительной особенностью его является то, что приобщение к красоте осуществляется, минуя процесс рассуждения о ней: красота не объект для размышлений, а способ приобщения к миру, переживание единства с ним. (Возможно, в этом как раз и скрыто стремление «видеть форму бесформенного, слышать голос беззвучного). Исходными же моментами такого приобщения могут явиться следующие тезисы:
1. Все в мире одухотворено.
5. Так как все связано со всем подвижным типом связи, ни о чем нельзя иметь достоверного представления. - Реальны не вещи, а ритм движения (магические движения, движения танца).
6. Красоту находят в отношениях, в промежутках, в пустоте, которая не сковывает, а позволяет быть самим собою.
7. Дао (абсолют, первопричина) туманно и неопределенно. Однако в его неопределенности и туманности скрыты образы. В его туманности и неопределенности скрыты вещи. В его глубине и неясности скрыта жизненная сила. Эта жизненная сила и есть Истина (Макото). В ней – искренность.
8. Красота не отделима от истины.: Красота и есть Истина и есть Добро.
1. Опубликованием Жаном Мореасом 18 сентября 1886 года своего манифеста было ознаменовано возникновение символизма во Франции как литературной школы, но символизм проявил себя не только в литературе, но и в искусстве в целом - в частности, в творчестве Вагнера, Скрябина, английских прерафаэлитов, Чюрлениса, Метерлинка, Ибсена и др.
Так, согласно эстетическим воззрениям Бодлера, мир разделен на истинный (мир идеальных сущностей), где властвует гармония и порядок, и предметный - мир хаоса. Предметный, видимый мир – мир иллюзорный, получающий право на существование лишь как отражение мира истинного: Природа в своем внешнем проявлении, считал он, предстает как мертвая, безжизненная и беззвучная, а весь видимый мир лишь как вместилище образов и знаков. Но за внешними проявлениями, по мнению Бодлера, скрыта природа живая, основанная на созвучиях и соответствиях запахов и красок.
Иносказательной реализацией Идеи в тексте являлся Символ. При этом символисты решительно отделяли его от аллегории (в традиции западно-европейской
2. В России, в отличие от Франции, символизм проявил себя и как литературная школа, и как философское течение, в котором должны были найти обоснование теория и практика новой культуры России.
Осуществление же познания Абсолютного возможно только в человеке, который сопричастен миру эмпирическому и абсолютному одновременно: Частные или ограниченные существования, по словам В.Соловьева, сами по себе не имеющие достойного или идеального бытия, становятся ему причастными через свое отношение к абсолюту во всемирном процессе, который и есть воплощение его идеи. Так в человеке мировая душа (София) впервые внутренне соединяется с собственным Логосом в сознании как частной форме всеединства: «Природа человекообразна, - писал С.Н.Булгаков, - она познает и находит себя в человеке, человек же находит себя в Софии и
4. Различное толкование символа, в свою очередь, привело к теоретическому и практическому размежеванию течения.
Так, Брюсов, Блок, Бальмонт (вслед за французскими символистами) восприняли символизм как литературную школу. Основной формой самопознания человечества, согласно Канту, они считали время - условие внутреннего опыта, условием же внешнего
интеллектуального видения. Символ, в конечном итоге, должен был указывать на идею вещей, на их неизменный, но личностный, идеальный архетип, пробуждая в читателе дремлющий душевно-духовный потенциал. При дешифровке символ вытягивал за собой бесконечную цепочку значений, то есть в идеале связывал (или отождествлял) начало и конец времени. Пространство же воспринималось как некое препятствие, которое необходимо преодолеть. Стремление к синтезу пространственно-временных форм способствовало выработке определенного типа восприятия культурного целого как некоего живого организма, а культурного процесса как подверженного мутациям. - Показателем изменений становился ритм, а не количество, пространство пронизывалось временем, его ритмом; само же время разворачивалось как пространственное явление. Таким образом, в символическом мироощущении время оказывалось замкнутым или сведенным в точку. (Такое понимание символизма сближало эстетику русского символизма с символической природой мышления, проявившей себя в японской культуре).
Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я и не то же:
Так были мы где-то похожи,
Что наши смешались черты.
Символическое мышление, свойственное еще средневековой культуре Японии, базируется на философии даосизма, буддизма и матаяны. Отличительной особенностью его является то, что приобщение к красоте осуществляется, минуя процесс рассуждения о ней: красота не объект для размышлений, а способ приобщения к миру, переживание единства с ним. (Возможно, в этом как раз и скрыто стремление «видеть форму бесформенного, слышать голос беззвучного). Исходными же моментами такого приобщения могут явиться следующие тезисы:
1. Все в мире одухотворено.
5. Так как все связано со всем подвижным типом связи, ни о чем нельзя иметь достоверного представления. - Реальны не вещи, а ритм движения (магические движения, движения танца).
6. Красоту находят в отношениях, в промежутках, в пустоте, которая не сковывает, а позволяет быть самим собою.
7. Дао (абсолют, первопричина) туманно и неопределенно. Однако в его неопределенности и туманности скрыты образы. В его туманности и неопределенности скрыты вещи. В его глубине и неясности скрыта жизненная сила. Эта жизненная сила и есть Истина (Макото). В ней – искренность.
8. Красота не отделима от истины.: Красота и есть Истина и есть Добро.
Романтизм – художественное направление, которое образовалось в конце 18 века, как реакция на классицизм. Отличительными чертами романтизма является внимание к личным чертам человека, естественность и раскованность, в отличие от классицизма, где всё было подчинено вековым традициям. Романтики отзывались о классицизме, как о скучном и безликом искусстве и поставили во главу нового жанра эмоциональность и воодушевление. Это более вольная живопись со свежим взглядом на всё искусство. Если раньше главенствующим в живописи были сдержанность и смирение, то теперь это мощные эмоциональные образы, призванные вызвать яркое впечатление.
Излюбленными темами для живописцев-романтиков были живописные горные пейзажи, выразительные руины. Здесь очень часто присутствуют динамичность композиции, объем, большое пространство, богатый спектр света, светотень. Стоит сказать, что прерафаэлиты и неоготический стиль также относились к романтизму.
Салонное искусство
Салонное искусство – есть обозначение нарицательное, которое обозначает банальность исполнения, бессодержательность произведения или наоборот излишняя многозначительность. Салонным искусством также обозначают имитирование, копирование художественных ценностей, произведений мировых мастеров в коммерческих целях.
Салонное искусство, как термин и понятие, появилось в конце 19 века при поддержке жюри Парижского Салона и признанием верхушкой общества. По их мнению, наглядная внешняя привлекательность, незатейливая и понятная каждому эффектность должна быть главенствующей в искусстве. Простота и легковесность принимались многими людьми, в том числе и сильными мира сего, за художественную ценность. Со временем, когда люди постепенно просвещались и стали всё более лучше разбираться в искусстве, салонное искусство стало приобретать нехорошую окраску и стало означать невзыскательный вкус, даже скорее безвкусицу, зависимость от популярных течений и веяний моды.
Салонное искусство рассчитано на художественно неподготовленного зрителя и привлекает его зачастую антихудожественными ценностями, которые основываются лишь на вызубренных правилах искусства для консервативной публики. Плохой тон в искусстве обращается к широкой публике и агрессивно навязывает свою точку зрения; простое и понятное гораздо лучше усваивается людьми, чем настоящее, сложное и высокое.
Справочная служба города Костанай. Здесь вы найдёте всё, от бытовой техники до услуг по капитальному ремонту и многое другое.
Символизм в искусстве
Символизм – течение в искусстве, которое появилось во Франции в конце 19 века. Символисты выступали против реализма и пытались с помощью живописи и литературы воссоздавать мысли и состояние души. Зачастую символисты передают через свои произведения чувства потустороннего и необычного. Они часто обращаются к темам религии и мифов, смерти, смысла жизни и т.д.
Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.
Для выражения своих идей автор показывает не реальный мир, а использует силу слов и образов, создаваемых им.
"Жизнь и смерть", художник Густав Климт, (1908 – 1911)
Вместо того, чтобы чувствовать угрозу от смерти, люди на картине Климта, кажется, игнорируют её. Несмотря на всеобщий душевный негатив того времени, в этой картине художник изображает нотку надежды.
Известно, что в то время сам художник приближался к своей смерти, и, возможно, эта работа символизирует его собственное смирение с грядущим будущим.
Символизм в искусстве
Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.
Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.
Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).
В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.
Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.
Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.
Особенности символизма
Мастера этого стиля не пытаются построить свои работы на реализме, они отображают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работы выражают их собственные идеологии, они верят, что способны раскрывать правду.
В своих работах символисты часто обсуждают такие темы:
- оккультизм;
- религиозная мистика;
- мир снов;
- извращение;
- эротика;
- меланхолия;
- патология;
- зло;
- декаданс;
- смерть.
Художники-символисты, также как и писатели и музыканты этого движения, стремились указать лишь нюансы и намёки в личных, наполовину заявленных, неясных упоминаниях.
Символизм дал возможность перехода мирового искусства от романтизма (начало 19-го в.) к модернизму (начало 20-го в.).
Русский символизм
В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.
Картина "Демон (сидящий)", 1890 г., художник М. А. Врубель (1856 – 1910)
Символизм в русской литературе
В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.
В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.
"Старшие символисты" — это те, которые сделали свои первые шаги в поэзии в 1890-е годы. Они начали развивать русскую поэзию. Например: В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб (Тетерников), К. Д. Бальмонт.
"Младосимволисты" ("младшие символисты") — поэты, которые появились в литературном обществе в 1900 – 1904 годах. Считается, что они превратили символизм в самостоятельное направление, придав ему законченный вид. Например: В. С. Соловьёв, А. А. Блок, А. Белый (Б. Н. Бугаев).
Представители символизма
Символисты в литературе
Примеры русских писателей и поэтов-символистов:
- К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);
- В. Я. Брюсов (1873 — 1924);
- Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);
- И. Ф. Анненский (1855 — 1909);
- А. А. Блок (1880 — 1921);
- А. Белый (1880 — 1934).
Примеры иностранных поэтов-символистов:
- Поль Верлен (1844 — 1896);
- Артюр Рембо (1854 — 1891);
- Стефан Малларме (1842 — 1898);
- Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).
Символисты в изобразительном искусстве
- Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910);
- Эдвард Мунк (1863 — 1944);
- Гюстав Моро (1826 — 1898);
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911);
- Обри Бёрдслей (1872 — 1898);
- Джеймс Энсор (1860 — 1949);
- Фелисьен Ропс (1833 — 1898);
- Фердинанд Ходлер (1853 — 1918);
- Макс Клингер (1857 — 1920);
- Лайош Гулачи (1882 — 1932);
- Арнольд Бёклин (1827 —1901);
- Франц фон Штук (1863 — 1928);
- Поль Гоген (1848 — 1903);
- Одилон Редон (1840 — 1916);
- Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898);
- Яцек Мальчевский (1854 — 1929).
Символисты серебряного века
Серебряный век русской культуры — это фаза русской культуры с 1890 года до начала 1920-х. Принято считать, что литература этого времени уступает "золотому веку" (пушкинская эпоха), т. к. название было придумано по аналогии. Например:
Старшие символисты (ещё их называют "декаденты") — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:
- Д. Мережковский;
- З. Гиппиус;
- К. Бальмонт;
- В. Брюсов;
- Ф. Сологуб;
- А. Добролюбов;
- Н. Минский;
Младшие символисты ("младосимволисты") — младшее поколение символистов начала XX века.
- А. Блок;
- А. Белый;
- С. Соловьёв;
- Вяч. Ив. Иванов;
- И. Анненский;
- Ю. Балтрушайтис.
Также к этой эпохе причисляют некоторых художников того времени. Например:
- М. Врубель;
- B. Бopиcoв-Mycaтoв;
- художественное объединение "Гoлyбaя poзa" (например, П. Кузнецов);
- художественное объединение "Mиp искусства" (например, К. Петров-Водкин).
Символизм в живописи
После того, как символизм был принят литературным миром, он появился и в работах молодого поколения художников, которые тоже отвергали условности натурализма.
Художники-символисты считали, что искусство не обязано отображать объективность, оно может показывать человеческие идеи и эмоции.
Они вернулись к Романтизму XIX века, когда ценность произведения было в воспроизведении эмоционального опыта у зрителя через композицию, цвет, линии и т. д.
"Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность", художник Одилон Редон, 1882 г.
Символизм в музыке
Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.
Он превращал аккорды в символы. Таким стал "прометеев" аккорд или "прометеевский" аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.
Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.
Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.
История символизма
Основоположником стал французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году опубликовал свой сборник стихотворений "Цветы зла" ("Les Fleurs du mal"). Таким образом, направление началось с литературы.
Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Притом суд посчитал книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил убрать из сборника несколько стихотворений.
Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символистском движении, опубликовав в сентябре 1886 года в литературном приложении французской газеты Le Figaro один из своих манифестов.
Жан Мореас не только впервые использовал название "символизм", но и описал его основные принципы (нового, на то время, направления).
Именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный в то время декаданс.
В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Густавом Каном и Полом Адамом), но долго оно не просуществовало.
В 1890-х годах символизм продолжил своё развитие с такими знаменитыми именами как: французские поэты Стефан Малларме, Артюр Рембо и Поль Верлен; бельгийский писатель Морис Метерлинк.
После символизм пленил и другие виды искусства, начиная с французского живописца Одилона Редона.
Акмеизм, футуризм и имажинизм
Акмеизм — модернистское течение русской поэзии, которое появилось в начале 20 века как ответ на максимализм символизма.
Ему характерны: ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей и др.
Футуризм — это авангардистское художественное направление начала 20 века, которое характеризуется почитанием будущего и отрицанием прошлого, отказом от реализма, для формирования собственного, нового стиля.
Имажинизм — авангардистское литературное направление 1920-х, существовало прежде всего в русской поэзии.
В целом общефилософская система символизма представила для себя эклектическое объединение идеалистических учений Платона, Канта, Шопенгауэра, Ницше.
На перевале времен, когда век девятнадцатый сменялся новым веком, и предугадывание великого слова чувствовалось абсолютно во всем, русская культура внезапно и сильно расцвела. Данный совсем небольшой отрезок эпохи – с начала 1890-х до середины 1910-х годов – принято называть Серебряным веком, данное слово появилось по аналогичности.
При всех условностях разделения реального литературного процесса на течения и группы расположения творчества которые делятся по разделам – символизм, акмеизм, футуризм, творчество крестьянских поэтов, а также поэтов, которые не входят ни в какие группы, - дает возможность увидеть литературный процесс во всей его красоте и полноте, и в тот же период создания живой конкретности.
Первым по времени становления и наиболее существенным из литературных течений Серебряного века был символизм. Его история начала существовать с двух литературных кружков, образовавшихся практически в одновременно в Москве и в Петербурге. В петербургскую группу входили Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Н. Минский, соединившие поиски новых возможностей в искусстве с идеей религиозной общественности. В отличие от них московские символисты – В. Брюсов, К. Бальмонт, С. Поляков сконцентрировались на вопросах поэтики, стихосложения, самоценности искусства. Несмотря на многочисленные отличия, эти две группы выступали как одно целое, они были объединены кроме эстетических взглядов, но еще и глубокими религиозно – философскими устремлениями.
Читайте также: