Связь педагогики с другими науками и ее структура кратко

Обновлено: 04.07.2024

5. Связь педагогики с другими науками

Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и др. Развитие педагогики, как науки, протекает в тесной взаимосвязи с множеством наук, и все они являются частями одного целого научного понимания о мире и человеке.

Педагогика, основанная на теории экзистенциализма, предполагает развитие личности, как отдельного обособленного мира, благодаря которому существует все вокруг. Объективные знания и догмы отвергаются вовсе. Предметом наблюдения и исследований этого философского направления является индивидуальное бытие человека.

В противоречие экзистенциалистам и неомистам, существует теория диалектического материализма, последователи которой превозносят роль общества, коллектива. Личность же воспринимается как объект общественных отношений. Сознание считается результатом возникновения и деятельности материи. Педагоги, опирающиеся на методологию диалектического материализма, считают решающим в становлении личности процесс воспитания.

Основатели прагматической педагогики руководствуются в своей деятельности главным образом опытом, полученным человеком в результате собственной деятельности. Поэтому основными методами образования и воспитания при таком подходе является практика, как средство познания и приобретения знаний.

Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с психологией и физиологией, связь эта традиционна, т. к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология. Каждый раздел педагогической науки заимствует наработки из определенных разделов психологии. Взаимодействие педагогики и психологии стало основой для возникновения таких новых научных направлений как педагогическая психология и психопедагогика, однако, педагогика занимается воздействием на формирование человеческой личности, а психологию интересует главным образом развитие психики человека. Поэтому, несмотря на активное взаимодействие, каждая наука является вполне автономной и имеет свой предмет исследований. Физиологические данные о человеческом организме используется в педагогике с точки зрения определения возможностей и способностей человека к обучению, эффективности восприятия информации посредством различных органов чувств.

Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Даже при осуществлении стандартной педагогической деятельности необходимо учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс. Так, например, людям с ослабленным зрением не следует предлагать большое количество наглядного материала, а при обучении людей с нарушениями слуха наоборот делать акцент на визуальное восприятие.

Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой. История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности, будучи кладезем жизнеописаний исторических личностей, опыта предков разных социальных групп и народов. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого. Исследуя изменения в развитии личности с древних времен до наших дней, возникало и возникает до сих пор много инновационных методов обучения, воспитания и образования. Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений. Получение образование немыслимо без специализированной литературы по предметам, изучаемым в рамках приобретения конкретной профессии. Такая литература является одним из основных источников информации, без которой накопление и пополнение знаний было бы практически невозможным. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске правильной на его взгляд идеологии, нравственной позиции, формирует мировоззрение человека, дает основу для размышлений, анализа, классификации, сравнения, повышая тем самым способность человека к обучению.

Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Педагогика, выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии на адекватную в данное время и в данной социальной группе личность, характеризуя ее определенными качествами, на выработку которых направлен педагогический процесс.

Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология. В задачи педагогики входит формирование личности, готовой к жизни и деятельности в существующей и прогнозируемой государственной политической обстановке.

Только тесное комплексное взаимодействие педагогики с остальными науками может обеспечить полноценный научный подход к предмету своего исследования и корректного построение педагогического процесса.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде знать его тоже во всех отношениях. Науки, изучающие мир живой и неживой природы, связь человека с этим миром, дают педагогу знания для обучения на научной основе. Передача опыта подрастающему поколению не должна сводиться лишь к бытовому уровню, уровню из личного опыта.

Для успешного осуществления педагогического процесса необходимы специальные знания. Поэтому при своем становлении и развитии педагогика опиралась на другие науки. Прежде всего она использует основные идеи, теоретические положения и обобщающие выводы психологии, философии и социологии. Связь процесса обучения и воспитания с этими науками – необходимое условие развития педагогической теории и практики.

Педагогика и философия

Связь педагогики с философией наиболее длительная и продуктивная. Философия – это фундаментальное основание, концептуальный каркас духовной сферы жизни общества. Философские науки служили методологическим основанием педагогики, так как они в общем виде рассматривают вопрос о целях воспитания.

На основе философских идей разрабатывалось построение теории педагогики как науки, создавалась педагогическая концепция – завершенная и структурированная система взглядов, описание содержания деятельности в целом. Это предопределено самой сущностью философского знания – целостное, теоретически осмысленное мировоззрение о месте человека в мире, определении его связей с миром.

От того, каких философских взглядов придерживаются исследователи, зависит и направление педагогического поиска. На протяжении истории человечества философия предлагала разную картину мира: экзистенциальную, прагматическую, неопозитивистскую, материалистическую. На их идеях и определялась сущность образовательного процесса.

На основе философского знания определяется смысл воспитания, его цели, практикуется принцип действия общих закономерностей человеческого бытия и процесса познания. Если в обществе происходят идейные перемены, то направленность воспитания корректируется под другим углом зрения в соответствии с новым философским течением.

Педагогика взаимодействует с такими направлениями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования личности. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и психология

Глубокая предметная связь педагогики и психологии бесспорна. Эта связь очевидна, потому что психология как наука изучает развитие и функционирование психики и поведения человека.

Все педагоги, исследующие теорию и практику, считали важным в работе знать естественные нужды и возможности обучаемого, понимать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, учитывать свойства человеческой природы. Обучение и воспитание выстраивается в соответствии с этими знаниями.

В процессе учебной деятельности преподавателю важно знать и учитывать:

  • по каким законам развивается личность в условиях обучения и воспитания;
  • как учащийся воспринимает, понимает и запоминает учебный материал;
  • психологическую структуру личности;
  • особенности усвоения знаний, мотивацию учения в разном возрасте;
  • особенности психики учащихся в разном возрасте;
  • индивидуальные различия при усвоении знаний, формировании умений, навыков;
  • по каким законам формируется творческое активное мышление;
  • почему происходят изменения в психике обучаемого.

Результаты психологических исследований позволяют педагогам организовать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы. Каждый раздел педагогики опирается на определенный раздел в психологии. Педагогическая теория обучения, например, опирается на теорию познавательных процессов, в теории воспитания используются знания психологии личности.

Педагогика и социология

Социология определяет цели воспитания, так как образование ориентируется на традиционные накопленные человечеством наиболее значимые нравственные ценности. Работа учителя – передавать учащимся знания, оценивать их успехи, приобщать к культуре общества – это социальная функция.

Социальная направленность воспитания была обозначена в многочисленных работах отечественных педагогов. Человек – прежде всего существо общественное, поэтому воспитание и обучение должны создавать предпосылки для гармоничной жизни среди людей.

Вместе с социологией педагогика планирует образование, выявляет основные направления развития разных социальных групп или слоев населения, изучает закономерности вхождения личности в социальную среду, принципы воспитания личности в семье, в коллективе. Социология помогает педагогике перевести общие результаты социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Родство педагогики и социологии состоит в том, что в педагогике широко используются методы исследования, применяемые в социологии: анкетирование, ранжирование, интервью, опрос.

Педагогика и естественные науки

К базовым для педагогики наукам относятся биология, антропология, медицина. Они исследуют строение и развитие здорового человеческого организма и больного. Изучают условия, при которых учащийся может нормально и успешно развиваться физически и психически. При решении проблем, определении целей, сущности и путей воспитания и обучения педагоги опираются на законы и закономерности, исследуемые естественными науками, исходят из природы ребенка.

На знаниях по анатомии и физиологии строится представление о человеке как о биологическом субъекте: работа органов чувств, функционирование первой и второй сигнальных систем, высшей нервной деятельности.

Антропология – это отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию развития человека и его рас как биологического вида. Связь педагогики и антропологии состоит в изучение человека как объекта воспитания во всех проявлениях его природы. Педагогика интерпретирует знание о природе и сущности развития личности, общества и познания и создает целостный и всесторонний взгляд на воспитание.

От успехов медицинских наук и медицинской техники напрямую зависят целые области педагогики. Это, прежде всего, физическое воспитание, коррекционная педагогика со всеми ее ответвлениями, гигиена. Еще древние мыслители обращали внимание на то, что воспитание и обучение может быть эффективным только в том случае, если воспитуемый здоров и физически активен.

Связь педагогики с гуманитарными науками

Педагогика взаимосвязана с экономической теорией и экономикой по многим проблемам и вопросам. Связь заключается в решении проблемы экономики образования и организации экономического образования. Острыми и актуальными являются вопросы финансирования образования, заработной платы учителей, улучшения материально-технической базы учебных заведений.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда связана с идеологией правящих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика изучает условия и механизмы становления человека как субъекта политического сознания, имеющего свои политические взгляды, мировоззрение.

Используя опыт других наук, педагогика прежде всего опирается на свои теоретические исследования: она изучает, как учебно-воспитательный процесс объективно протекает в жизни, и на этой основе создает свои системы взаимодействия. В конкретном моменте повседневной работы учителю могут понадобиться знания, принадлежащие какой угодно науке: физиологии, лингвистике, истории.

5. Связь педагогики с другими науками

Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и др. Развитие педагогики, как науки, протекает в тесной взаимосвязи с множеством наук, и все они являются частями одного целого научного понимания о мире и человеке.

Педагогика, основанная на теории экзистенциализма, предполагает развитие личности, как отдельного обособленного мира, благодаря которому существует все вокруг. Объективные знания и догмы отвергаются вовсе. Предметом наблюдения и исследований этого философского направления является индивидуальное бытие человека.

В противоречие экзистенциалистам и неомистам, существует теория диалектического материализма, последователи которой превозносят роль общества, коллектива. Личность же воспринимается как объект общественных отношений. Сознание считается результатом возникновения и деятельности материи. Педагоги, опирающиеся на методологию диалектического материализма, считают решающим в становлении личности процесс воспитания.

Основатели прагматической педагогики руководствуются в своей деятельности главным образом опытом, полученным человеком в результате собственной деятельности. Поэтому основными методами образования и воспитания при таком подходе является практика, как средство познания и приобретения знаний.

Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с психологией и физиологией, связь эта традиционна, т. к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология. Каждый раздел педагогической науки заимствует наработки из определенных разделов психологии. Взаимодействие педагогики и психологии стало основой для возникновения таких новых научных направлений как педагогическая психология и психопедагогика, однако, педагогика занимается воздействием на формирование человеческой личности, а психологию интересует главным образом развитие психики человека. Поэтому, несмотря на активное взаимодействие, каждая наука является вполне автономной и имеет свой предмет исследований. Физиологические данные о человеческом организме используется в педагогике с точки зрения определения возможностей и способностей человека к обучению, эффективности восприятия информации посредством различных органов чувств.

Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Даже при осуществлении стандартной педагогической деятельности необходимо учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс. Так, например, людям с ослабленным зрением не следует предлагать большое количество наглядного материала, а при обучении людей с нарушениями слуха наоборот делать акцент на визуальное восприятие.

Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой. История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности, будучи кладезем жизнеописаний исторических личностей, опыта предков разных социальных групп и народов. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого. Исследуя изменения в развитии личности с древних времен до наших дней, возникало и возникает до сих пор много инновационных методов обучения, воспитания и образования. Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений. Получение образование немыслимо без специализированной литературы по предметам, изучаемым в рамках приобретения конкретной профессии. Такая литература является одним из основных источников информации, без которой накопление и пополнение знаний было бы практически невозможным. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске правильной на его взгляд идеологии, нравственной позиции, формирует мировоззрение человека, дает основу для размышлений, анализа, классификации, сравнения, повышая тем самым способность человека к обучению.

Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Педагогика, выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии на адекватную в данное время и в данной социальной группе личность, характеризуя ее определенными качествами, на выработку которых направлен педагогический процесс.

Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология. В задачи педагогики входит формирование личности, готовой к жизни и деятельности в существующей и прогнозируемой государственной политической обстановке.

Только тесное комплексное взаимодействие педагогики с остальными науками может обеспечить полноценный научный подход к предмету своего исследования и корректного построение педагогического процесса.

Педагогика – это самостоятельная наука, занимающаяся изучением закономерностей передачи накопленного социального опыта подрастающему поколению.

Педагогика как наука

Свои истоки, педагогика как наука берет из философии. Впервые интерес к организованному воспитательному процессу, возник у философов Древней Греции. С этого момента начинается постепенное развитие педагогики и выделение ее в самостоятельную научную отрасль.

Целью педагогики является изучение закономерностей воспитания и обучения человека, в основном в детско-юношеском возрасте.

Объектом педагогики выступают разнообразные явления действительности, обуславливающие процесс становления и развития личности индивида, в результате целенаправленного воздействия на него со стороны конкретного педагога и окружающего общества, например, одним из объектов педагогики выступает процесс образования, являющийся целенаправленным и специально организованным.

Предмет педагогики – это целенаправленно и сознательно организованный педагогический процесс.

Таким образом, педагогика как наука занимается исследованием сущности, принципов, закономерностей, тенденций и перспектив развития воспитательно-образовательного процесса, разрабатывает технологию и теорию ого эффективной организации, осуществляет совершенствование содержание и создает инновационные методы, средства, формы и приемы педагогической деятельности.

Связь с общественными науками

Педагогика находится в тесной взаимосвязи с общественными науками, так как они способствуют определению смысла и цели воспитания, позволяют правильно учитывать действия закономерностей человеческого мышления и бытия.

Наиболее тесная связь педагогики с философией. Так как философия, по сути, является ее фундаментальным источником. В настоящее время, несмотря на то, что философия и педагогика, самостоятельные науки, они занимаются исследованием ряда общих проблем и вопросов:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Исследование основных проблем целей воспитания.
  2. Исследование проблем формирования мировоззрения.
  3. Исследование проблем взаимосвязи личности и коллектива.
  4. Исследование ряда гносеологических проблем, которые связаны с разработкой теорий познания, как основных форм познания личностью окружающей ее действительности.

Помимо философии, педагогика тесно связана с ее отраслями – этикой и эстетикой. Данные дисциплины способствуют решению ряда педагогических задач эстетической и нравственной направленности, а также способствуют формированию у детей научного мировоззрения.

Кроме указанных взаимосвязей, большое значение имеет связь педагогики с социологией. На основании данной взаимосвязи сформировалась относительно новая учебная дисциплина – педагогическая социология.

Педагогическая социология – это наука, появившаяся на стыке педагогики и социологии, она занимается изучением общих результатов и данных социологических исследований о характере и структуре изменений в социальной структуре современного общества, профессиональной занятости людей, роли семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка и т.д. в педагогической плоскости.

Теснейшим образом педагогика связана с экономикой, а в частности с ее областью – экономикой образования. Данные, которые предоставляет экономика образования, оказывают значительное влияние на решение следующих проблем:

  1. Определение затрат на обучение одного учащегося в соответствии с уровнем экономики страны.
  2. Определение средней стоимости обучения в различных видах образовательных учреждений, в соответствии со ступенью образования.
  3. Определение средних затрат на педагогические кадры, обеспечение образовательного учреждения материальным, техническим и методическим оснащением.

Связь с биологическими и техническими науками

Связь педагогики с биологическими науками обусловлена тем, что они являются естественнонаучной базой воспитания и обучения.

В своих исследованиях педагогика опирается на фундаментальные труды таких отечественных физиологов как И.П. Павлов, И.М. Сеченов и другие.

Особое значение для решения конкретных вопросов воспитания и обучения, разработки эффективного режима отдыха и труда имеет возрастная физиология.

Возрастная физиология – это наука, занимающаяся изучением особенностей строения и функционирования человеческого организма, школьной гигиены и гигиенической организации учебных занятий.

Связь педагогики с медициной обусловило появления такой отрасли педагогического знания как коррекционная педагогика.

Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся изучением особенностей воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в физическом или психическом развитии.

Коррекционная педагогика занимается разработкой индивидуальных коррекционных программ по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии, а также разрабатывает и внедряет инновационные методы, средства и формы организации коррекционного педагогического процесса.

Большое значение имеет связь педагогики с психологией. Данная связь обусловлена тем, что психология способствует пониманию человеческой природы, ее естественных потребностей и возможностей, учет механизмов психического развития личности. В процессе взаимосвязи педагогики и психологии произошло возникновение следующих отраслей – возрастная педагогика и педагогическая психология, занимающиеся изучением закономерностей психических процессов в рамках целенаправленного педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей.

В настоящее время педагогика связана и с рядом технических наук. Так связь педагогики с кибернетикой способствовала появлению программированного обучения, являющегося одной из инновационных технологий современной педагогической науки.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания - народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.

Читайте также: