Связь педагогики с анатомией кратко

Обновлено: 06.07.2024

Связь педагогики с другими науками

Наука едина, потому что изучаемое ею знание целостно. Деление его на предметы есть уступка нашим возможностям. Чтобы хоть как-то познать необъятное, ограниченный человеческий разум вынужден разрывать знание на куски. Достигая при этом некоторого прогресса в глубине познания, мы неизбежно теряем в широте. Вот и приходится говорить о связях между науками там, где мы должны были бы вести речь об одной науке о человеке и среде его обитания.

Педагогика, будучи частью изначально единой науки, развивается в тесной взаимосвязи со всеми другими научными направлениями. Сегодня практически не найти науки, от которой педагогика не берет хотя бы немного для исследования своего предмета и не отдает взамен свои наработки по проблемам обучения, образования, воспитания, управления. Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, эстетика и др.) помогают педагогике определиться со смыслом и целями воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с физиологией и психологией. Последнюю вообще невозможно отделить от педагогики. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека: развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует развитие психики, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии. В дидактике, например, опираются на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психологии и психопедагогики.

ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ И ЕЕ УРОВНИ.

В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики. Методологию можно также понимать как учение о методе научного познания и преобразования мира. Согласно этому определению методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности. Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей. Следовательно, это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам в соответствии с целями, которые требуется достичь. Она может быть дескриптивной, изучающей, или нормативной.

В педагогике выделяется несколько уровней методологии: философский, общенаучный и педагогический. На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности. Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания. К педагогическим методологическим проблемамотносятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований. Возможно изменение актуальности методологических проблем, которое зависит от педагогической практики, а также от ученых-исследователей, занимающихся проблемами изучения методологической науки.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.

· констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

· проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

· созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты. Естественный педагогический эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса. Лабораторный педагогический эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

п формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

- подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

- формирование культуры семейных отношений;

- создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

КОНЦЕПЦИЯ - СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, А ТАКЖЕ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ЧЕГО-НИБУДЬ.
В концепции была дана новая формулировка цели воспитания: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО, ДУХОВНО И МОРАЛЬНО ЗРЕЛОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, СУБЪЕКТА СВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОЦИАЛЬНО, ДУХОВНО И МОРАЛЬНО ЗРЕЛАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ - ЛИЧНОСТЬ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ КУЛЬТУРЫ, ОБЛАДАЮЩАЯ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ, СПОСОБНАЯ К САМОРАЗВИТИЮ И САМОРЕГУЛЯЦИИ С ПРИСУЩИМИ ЕЙ КАЧЕСТВАМИ ГРАЖДАНИНА, ПАТРИОТА, ТРУЖЕНИКА И СЕМЬЯНИНА.

Данная цель была конкретизирована следующими важнейшими задачами воспитания:

- нравственное развитие личности;

- формирование патриотизма и гражданственности;

- развитие самосознания личности;

- формирование трудовых и жизненных навыков;

- формирование ответственного поведения;

- формирование здорового образа жизни;

- развитие эмоциональной сферы личности ребенка;

- развитие чувства прекрасного;

- развитие экологического сознания.

Методологической основой содержания воспитания, согласно концепции, явился культурологический подход. Он позволил сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание - процессом культуротворчества.

Целью воспитания, согласно данному документу, является ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ, НАПРАВЛЕННО ЗРЕЛОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.

Достижение цели воспитания в учреждениях образования предполагает решение следующих основных задач:

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

- подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

- формирование культуры семейных отношений;

- создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Основными составляющими воспитания являются:

- гражданское и патриотическое воспитание;

- нравственное воспитание, формирование этической, эстетической культуры;

- воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, психологической культуры;

- воспитание культуры здорового образа жизни;

- трудовое и профессиональное воспитание;

- воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;

- воспитание культуры быта и досуга.

В данной концепции определены особенности процесса воспитания дошкольников, обучающихся на I, II ступенях общего среднего образования, III ступени общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования с учетом особенностей развития личности и ведущих видов деятельности.

17. Содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт. Источники и детерминанты формирования содержания образования.Содержание образования – это учебный материал, а также воспитательные идеи, которые должны быть усвоены детьми и молодежью. В научном периоде развития педагогики возникали и сменяли друг друга различные дидактические концепции содержания образования:

- политико-социальная (способность выполнять свои политические и гражданские роли);
- коммуникативная (способность общаться с другими людьми);
- способность жить в многокультурном обществе (т.е. взаимодействовать с представителями других рас и народов);
- информационная (владение информационными технологиями);
- способность учиться на протяжении всей жизни.

Учитель, руководствуясь программой, продумывает содержание каждого урока, дополняет учебник собственными примерами, рассказами из собственного опыта, научной или научно-популярной литературы, планирует межпредметные связи. Наконец, разрабатывая календарно-тематическое планирование по своему предмету, учитель вправе даже внести изменения и дополнения в учебную программу (в объеме до 20%). Наконец, в известной степени в формировании содержания образования участвуют ученики. Например, они могут предложить тему творческого проекта, в ходе разработки которого будут усваивать программный материал. В современной дидактике используются принципы отбора содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским:

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Тенденции обновления содержания образования в современной школе:
а) повышение внимания к изучению иностранных языков;
б) увеличение учебного времени на изучение математики, физики и естественнонаучных предметов;
в) формирование экологической грамотности и навыков охраны окружающей среды;
г) ознакомление с устройством компьютеров, овладение навыками работы с ними. вместе с тем, материал, включаемый в содержание учебного предмета, должен быть безупречным с научной точки зрения.
2. Принцип единства содержательной и процессуальной стороны обучения. При проектировании содержания общего образования необходимо учитывать педагогическую реальность, реальные возможности массовой школы, состояние ее материально-технической и методической базы. Например, при разработке учебной программы по биологии нельзя, к сожалению, включить в нее экскурсию в зоопарк, при очевидной полезности данного мероприятия. Ведь в нашей стране имеются только три зоопарка – в Минске, Гродно и Витебске. И хотя из любого населенного пункта в принципе возможно организовать экскурсию для учащихся в один из этих зоопарков, данное мероприятие может быть только необязательным, дополнительным. 3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Данный принцип предполагает преемственность и согласованность учебного материала, изучаемого на разных ступенях школы, реализацию межпредметных и внутрипредметных связей. В результате выпускник школы должен овладеть более или менее завершенным кругом знаний. 4. Принцип гуманизации и гуманитаризации содержания общего образования. Можно сказать, что этот 18.2принцип означает поворот содержания образования к личности учащегося. Содержание образование должно быть таким, чтобы на его основе не только обучать, но и воспитывать, и развивать личность. Так, изучение не только истории с литературой, но и естественнонаучных предметов должно вводить ученика в широкую гуманитарную проблематику. 5. Принцип фундаментализации содержания общего образования. Данный принцип требует опоры на осознание учащимися методологии познавательной и практической деятельности. В процессе обучения должны формироваться не только конкретно-научные знания и умения; школьник должен познавать глубинную сущность явлений, философские основы науки, а также активно овладевать методами добывания новых знаний, методами научного исследования. Поэтому современное образование на всех ступенях должно иметь исследовательскую направленность. 6. Принцип взаимосвязи теории и практики. В содержании каждого учебного предмета, каждой темы должны сочетаться теоретические понятия и законы науки с ее прикладными аспектами. 7. Принцип дифференциации содержания образования. Содержание образования должно учитывать:

а) возрастные и другие топологические возможности учащихся. С одной стороны, предлагаемое школьникам содержание должно быть посильно для усвоения. Так, чрезмерно сложные разделы науки (той же физики или математики) в учебный предмет не включаются даже в старших классах. С другой стороны, содержание учебного предмета даже в I классе не должно быть слишком простым; учебный материал всегда должен требовать от учащихся некоторого напряжения, иначе затормозится психическое развитие ребенка. Содержание образования отличается и в зависимости от пола учащихся (трудовое обучение, физическая культура для девочек и мальчиков). Учитываются также региональные и местные особенности. б) индивидуальные склонности и интересы учащихся. В этой связи в последние десятилетия в отечественном и мировом мире образовании получили большое развитие факультативные занятия, курсы по выбору, олимпиады и другие необязательные для всех учебные мероприятия.

19 Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: образовательный стандарт, типовой план, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Документами, определяющими содержание образования, являются учебный план, учебная программа, учебная литература. Учебный план - это утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок прохождения предметов по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. В учебном плане выделяются государственный и школьный компонент. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные.
На основе учебного плана по всем предметам составляются учебные программы.
Учебная программа - это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся. Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений и т.д.).

Среди всех видов учебной литературы особое место занимаетшкольный учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе и предмету. Функции учебника (Д. Д. Зуев):

- информационная функция - обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

- трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;

- систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

- функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

- интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

- координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

- развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

- обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для саморазвития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Значение знания анатомии и физиологии органов слуха и речи для специальной пе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Значение знания анатомии и физиологии органов слуха и речи для специальной пе.

Значение знания анатомии и физиологии органов слуха и речи для специальной педагогики Составитель: Фомин А.А.

древняя наука. Попытка познать строение человека, его внутренних органов сопр.

Основная задача физиологии – раскрыть законы жизнедеятельности организма. Сре.

Основная задача физиологии – раскрыть законы жизнедеятельности организма. Среди множества ветвей физиологической науки выделилась возрастная физиология, рассматривающая деятельность организма в возрастном аспекте. Особенно важным является раздел возрастной физиологии, изучающей функции детского организма от его зачатия, т. е. онтогенез. В возрастной физиологии используются данные эволюционного учения, прослеживаются основные этапы развития тех или других органов и систем у животных. Эти связи лежат в основе возрастной и эволюционной физиологии, т. е. филогенеза и онтогенеза (филогенез – развитие организма на разных этапах животного мира; онтогенез – развитие непосредственно данного индивидуума). Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, происходящих в нем, и механизмах его деятельности.

Педиатрия обращает внимание на анатомические структуры не только в норме, но.

Педиатрия обращает внимание на анатомические структуры не только в норме, но и в патологии, т. е. при различных отклонениях от нормального развития, знание которых важны для коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологии). Анатомия и физиология неотделима от педиатрии – науки о различных болезненных состояниях, наиболее часто встречающихся в детском возрасте.

Курс анатомии и физиологии раскрывает перед педагогами и воспитателями основн.

Курс анатомии и физиологии раскрывает перед педагогами и воспитателями основные закономерности развития детского организма в различные возрастные сроки. Значение этих закономерностей является базисом для изучения курса общей и специальной психологии и коррекционной педагогики. Анатомия и физиология дают основание познакомить воспитателей и педагогов с физиологическими и гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса в детском саду или в школе. Физиология является базой для изучения психологии и педагогики, формирует у учителя и воспитателя научный подход к воспитанию детей. Что делает физиологию естественно-научной основой всей системы педагогического образования. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка необходима для определения его уровня развития и отнесения к определенной группе с целью организации необходимых условий физического, моторного, психического и речевого развития.

В деле предупреждения и правильного, своевременного лечения ушных заболеваний.

Дети, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы.

Дети, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы: 1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. 2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. 3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма. 4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями. 5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Эти дети часто не посещают дошкольные учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены. Они наблюдаются специалистами в домашних условиях (обучаются надомно) или пребывают в специализированных диспансерах (стационарах).

Значение групп развития необходимо знать не только медицинским работникам для.

Значение групп развития необходимо знать не только медицинским работникам для проведения профилактических мероприятий (дополнительных осмотров, вакцинации, лечебных мероприятий), но и педагогам, воспитателям – для организации режима дня, необходимого биоритма (чередования труда и отдыха), создания благополучной обстановки в дошкольном учреждении, поддержания лечебных и санитарно-гигиенических условий.

Таким образом, анатомия и физиология человека служат естественно-научной осно.

Таким образом, анатомия и физиология человека служат естественно-научной основой специальной педагогики, позволяют продуктивно подойти к разработке вопросов организации воспитательно-образовательного процесса детей раннего, дошкольного и школьного возраста, что является необходимым в условиях пребывания ребенка в общеобразовательном и в специальном (коррекционном) учреждении. В современных условиях педагог, воспитатель, логопед должны владеть определенным объемом медико-биологических знаний. Которые нужны для осуществления современного медико-педагогического подхода к проблемам воспитания и обучения. Для успешного осуществления этой цели раскрываются причины и механизмы возникновения патологий органа слуха у детей и развития речи.


Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:

3) школьной гигиеной;

5) фольклористикой и этнографией.

Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.

Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения.

Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука — педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики — народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:

1) анатомией и физиологией человека;

Педагогика использует их следующим образом:

1) заимствует научные идеи;

2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками.

Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др.

Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения.

Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.

Читайте также: