Ревизия букс колесных пар кратко

Обновлено: 04.07.2024

25.1.1 Настоящее Руководство распространяется на колесные пары:

25.1.3 Гарантийный срок эксплуатации подшипников кассетного типа в буксовых узлах при соблюдении правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации:

- типа TBU 130 составляет 8 лет с момента первого монтажа и истекает при первом демонтаже подшипников или после пробега 1млн. 200 тыс. км;

25.1.4 При проведении обыкновенного и полного освидетельствования колесных пар разборка и ремонт подшипников не производятся. Разборка и ремонт подшипников производятся в специализированных сервисных центрах предприятий-изготовителей подшипников.

25.1.5 Для проверки состояния при эксплуатации и ремонте, а также для контроля за качеством подкатываемых под вагон колесных пар установлена система их освидетельствования:

- промежуточная ревизия буксовых узлов;

- полная ревизия буксовых узлов.

25.2 Промежуточная ревизия

25.2.1 Промежуточную ревизию буксовых узлов производят:

а) при проведении обыкновенного освидетельствования колесных пар;

б) при обточке колесных пар без демонтажа подшипников;

в) при единой технической ревизии пассажирских вагонов;

г) в качестве профилактической меры по отдельным указаниям (профилактическая ревизия).

25.2 2 Промежуточную ревизию осуществляет слесарь, имеющий квалификацию не ниже 4-го разряда и соответствующее удостоверение.

25.2.3 Перед промежуточной ревизией у выкаченных колесных пар:

а) проворачивают буксы для визуального определения неисправностей (трещин, раковин и других);

б) производят проверку состояния подшипников буксовых узлов на вибродиагностической установке, согласованной к применению в установленном порядке;

в) при обнаружении дефектов буксовые узлы колесной пары подвергают полной ревизии.

25.2.4 При промежуточной ревизии производят:

25.2.4.1 Снимают смотровую крышку.

25.2.4.2 Проверяют надежность торцевого крепления подшипников обстукиванием головок болтов молотком, при этом должен быть характерный металлический звон.

25.2.4.3 При обнаружении дефекта по п. 25.2.4.2:

а) болты М20 освобождают от стопорения и динамометрическим ключом проверяют их затяжку (вращением по часовой стрелке);

б) при наличии хотя бы одного из болтов с крутящим моментом менее
5 кг м все болты отворачивают и проверяют визуально состояние резьбы М20 в отверстиях в торце оси и на болтах:

1) осматривают места перехода стержня болта к головке;

2) при обнаружении задиров в месте перехода стержня болта к головке радиусом менее 0,8 мм или без подголовника или других повреждений болты к дальнейшей эксплуатации не допускаются;

3) при изломе головки или стержня болта оставшуюся часть болта выворачивают из оси без повреждения резьбы резьбового отверстия;

4) поврежденные болты заменяют новыми;

5) при обнаружении срыва более трех ниток резьбы в резьбовых отверстиях оси или затруднений при заворачивании болтов допускается резьбовые отверстия исправлять метчиком;

6) при повреждении более шести первых ниток резьбы в резьбовых отверстиях оси колесная пара не допускается к дальнейшей эксплуатации до специального указания;

в) болты, имеющие затяжку крутящим моментом более 5 кг м, доворачивают с усилием 23-25 кг м;

г) заворачивание четырех болтов должно быть равномерным и произведено по схеме 1-2-3-4-3-4-2-1 (рис. 25.1) с последующим стопорением.


Рис. 25.1 Расположение четырех болтов М20 для крепления вкладыша

25.2.4.4 При обнаружении дефектов вкладыша, болтов, отсутствие клейм на стопорной шайбе буксовый узел подвергают полной ревизии.

25.2.4.5 Запрещается перемещение колесной пары со снятым вкладышем подшипника: допускается фиксация передней крышки подшипника с уплотнительными кольцами технологической шайбой и болтами при перемещении колесной пары от позиции демонтажа торцевого крепления до позиций проведения ультразвукового контроля и токарного станка для обточки колесной пары.




25.2.4.6 Запрещается закладывать смазку в переднюю часть буксовых узлов, а также производить замену и добавку смазки в подшипники кассетного типа.



Рис. 25.2 Схема измерения осевого зазора подшипника в габаритах 130х230х150

или вкладыш подшипника (по отверстию диаметром 195*)

25.2.5 Проверить осевой зазор подшипников.

а) снять буксу, предварительно отвернув болты крепления задней крышки;

в) установить на кольцо индикаторную головку с ценой деления 0,01 мм с упором ножки головки в торец верхнего кольца подшипника.

25.2.5.2 Произвести подготовку к проверке осевого зазора подшипника в габаритах 130х250х160 типа TBU 130х250, установленного в корпус буксы, до установки смотровой крышки (рис. 25.3):



Рис. 25.3 Схема измерения осевого зазора подшипника в габаритах 130х250х160 типа TBU 130х250 и кронштейн для установки на крышку при измерении

а) установить кронштейн на крепительную крышку по отверстию М12 (под крепление смотровой крышки);

в) установить на кронштейн индикаторную головку с ценой деления 0,01 мм с упором ножки головки в торец передней крышки подшипника.

25.2.5.3 Проверить осевой зазор подшипника:

б) фиксировать показания стрелки индикаторной головки;

в) определить величину осевого зазора по разнице показаний индикаторной головки в крайних положениях подшипника на оси, замеренной в одном осевом сечении подшипника;

г) допускается применение других схем контроля осевого зазора, например с использованием магнитной стойки с индикаторной головкой.

25.2.5.4 Если величина осевого зазора составляет менее 0,01 мм или более 0,35 мм, то подшипник должен быть снят с оси и направлен на предприятие-изготовитель или в сервисный центр.

25.2.7 Установить переднюю крепительную крышку или корпус осевого датчика на буксу, закрепить болтами М20 с пружинными шайбами крышки заднюю и переднюю. Между крышками и буксой ставят резиновые прокладки, новые или бывшие в употреблении, принятые ОТК.

25.2.8 Для обточки поверхности катания колесной пары, взамен снятой смотровой крышки на буксу устанавливают специальную технологическую крышку с отверстием для прохода центра колесотокарного станка.

25.2.9 О проведенной промежуточной ревизии букс в журнале формы ВУ-92 (приложение Е) делают соответствующие записи:

а) в графе 4 дополнительно к номеру колесной пары указать тип оси;

б) в графе 5 фиксировать случаи ослабления болтов М20 в торцевом креплении подшипника.

25.3 Полная ревизия

25.3.1 Полную ревизию буксовых узлов производят при полном освидетельствовании колесных пар:

25.3.1.1 При повреждении вагона от динамических ударов при падении груза, после крушения, аварии.

25.3.1.2 После схода вагона с рельсов у колесных пар сошедшей тележки.

25.3.1.3 При окончании срока эксплуатации подшипника.

25.3.1.4 При отрицательном результате вибродиагностического контроля состояния подшипников буксового узла колесной пары.

25.3.1.5 При формировании и ремонте колесной пары со сменой элементов.

25.3.1.6 При неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования на торце шейки оси.

25.3.1.7 При отсутствии бирки или неясности клейм на ней, обнаруженных при ремонте или подкатке колесной пары.

25.3.1.8 После удаления волосовин, плен, неметаллических включений и других дефектов.

25.3.1.9 При наличии на поверхности катания колес:

а) ползуна 1 мм и более;

в) неравномерного проката (проверка неравномерного проката производится измерением его в сечении с максимальным износом и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм):

1) 2 мм и более для колесных пар для скорости до 140 км/час;

2) 1,5 мм и более для колесных пар для скорости до 160 км/час;

3) 1 мм и более для колесных пар для скорости свыше 160 км/час и редукторных колесных пар.

25.3.1.10 При проведении сварочных работах на вагоне или тележке без соблюдения следующих требований:

1) сварочные работы на вагонах и тележках, должны выполняться так, чтобы подшипники не были включены в сварочную цепь;

2) запрещается использовать рельсы в качестве обратного провода, подвод тока должен осуществляться по двухпроводной системе с присоединением обратного провода от источников питания дуги и непосредственно вблизи места сварки так, чтобы сварочная цепь не замыкалась через буксы, автосцепку, редукторы и другие разъемные соединения;

3) сварочные машины и трансформаторы должны быть тщательно изолированы от ремонтных путей.

25.3.1.11 При недопустимом нагреве буксы или повреждении буксового узла, требующего демонтажа букс.

25.3.1.12 При обнаружении в передней части буксы масла, воды или льда при промежуточной ревизии буксового узла.

25.3.2 При неисправности одной буксы обязательно производить полную ревизию второй буксы колесной пары.

25.3.3 Полную ревизию букс производят под непосредственным руководст-

вом и контролем мастера или бригадира и мастера ОТК, имеющих удостоверение о сдаче испытаний на право полного освидетельствования колесных пар и полной ревизии букс.

25.3.4 При полной ревизии букс колесных пар производят:

а) снятие крепительных задней и передней крышек, осевых датчиков, корпусов букс;

б) снятие вкладышей, подшипников, колец;

в) промывка, осмотр элементов буксового узла (кроме подшипников);

г) ремонт элементов буксового узла;

д) сборка буксовых узлов.

25.3.6 После полной ревизии буксовых узлов на бирке установленной под правый верхний болт М20 передней крепительной крышки и на стопорной шайбе правой буксы, выбивают номер колесной пары, условный номер ремонтного предприятия, производившего полную ревизию и полное освидетельствование колесной пары и дату согласно разделу 31 настоящего Руководства.

25.3.7 Записать данные о проведенной полной ревизии буксовых узлов в журнале формы ВУ-90 (приложение Г):

а) записать в графе 11 дополнительно посадочный диаметр задней крышки подшипника;

б) записать в графе 12 дополнительно натяг на посадку задней крышки подшипника;

в) записать в графе 16 все данные о подшипнике;

г) не заполнять графы 13, 17 и 21.

ТРЕБОВАНИЕ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ УЧАСТКУ

Форма удостоверения приведена в приложении В.

26.2 При размещении оборудования в отделениях необходимо соблюдать поточность технологического процесса ремонта буксового узла.

Общую площадь демонтажного, комплектовочного и монтажного отделений определяют из расчета 10 м 2 на одну монтируемую колесную пару в смену.

26.3 Демонтажное отделение оснащают рельсовыми путями для размещения колесных пар, стендами для демонтажа букс, кран-балкой грузоподъемностью не менее 2 тс для транспортировки колесных пар, корпусов букс, моечными машинами для промывки корпусов и деталей букс, рольгангами для транспортировки букс и деталей, приспособлений и инструмента.

Демонтаж букс и промывку можно производить не в отдельном помещении, а на площадке, которая располагается на площади колесного или тележечного цеха или должна, как правило, примыкать к нему.

26.4 Комплектовочное отделение предназначается для осмотра, проведения входного контроля, комплектования и хранения подшипников. Оно размещается в чистом, сухом, светлом и изолированном помещении рядом с демонтажным и монтажным отделениями и должно иметь температуру не ниже +10ºС. Это отделение оборудуют столами, обитыми листовой сталью для осмотра подшипников, стеллажами для хранения подшипников и других деталей, а также шкафами для хранения приборов, инструмента и приспособлений.

26.5 Монтажное отделение, предназначенное для проверки, подготовки и монтажа букс, а также хранения проверенных, отремонтированных и готовых к монтажу корпусов букс и деталей буксового узла, оснащают:

а) рельсовыми путями,

б) стендами для монтажа букс,

в) гайковертами для заворачивания болтов крепления крышек, корпусов осевых датчиков,

д) столами, обитыми листовой, оцинкованной или нержавеющей сталью, для подшипников и деталей букс,

е) стеллажами для корпусов букс.

Отделение размещают в чистом, светлом, сухом и изолированном помещении с температурой не ниже+10ºС.

Рельсовый путь для удобства монтажа целесообразно укладывать на высоту 0,4 м от уровня пола.

26.6 Допускается расположение монтажного, комплектовочного и ремонтного отделений в одном помещении при условии, что перемещение кран-балки будет ограничено площадью монтажного отделения, либо над комплектовочным и ремонтным отделениями устраивают легкое перекрытие, исключающее возможность загрязнения подшипников и приборов.

ДЕМОНТАЖ БУКСОВЫХ УЗЛОВ

27.1 Колесные пары, подлежащие обыкновенному и полному освидетельствованию, в комплекте с буксами поступают в демонтажное отделение.

27.2 Обточка колесной пары без демонтажа подшипников.

27.2.1 Снять смотровые крышки перед обточкой колесной пары.

27.2.2 Снять электронный модуль ОДМ-3 с буксы в следующей последовательности:

а) снять с торца оси стрободиск и элементы крепления стрободиска (фланец, бобышку, шайбу) и при необходимости вкладыш подшипника, отвернув
болты торцевого крепления подшипника;

б) снять импульсный датчик с передней крепительной крышки. Закрыть отверстие под датчик технологической заглушкой.

а) снять с передней крепительной крышки датчик отвернув два болта. Закрыть отверстие технологической заглушкой;

б) при необходимости снять индуктор и вкладыш подшипника, отвернув
болты крепления индуктора и болты торцевого крепления подшипника;

27.2.4 Закрыть буксы технологическими смотровыми крышками с отверстиями под центра токарного станка.

27.3 Демонтаж буксовых узлов.

27.3.2 Демонтировать противоюзные модули (см. п. 27.2.2) или датчики (см. п. 27.2.3).

27.3.3 Демонтаж букс осуществляется с помощью механических устройств.

Сбрасывать буксы при демонтаже на пол не допускается.

27.3.5 При демонтаже подшипников усилие распрессовки должно передаваться:

Не допускается прилагать усилие к наружному кольцу подшипника.


Рис. 27.1 Закладное разрезное кольцо

б) через лабиринт на заднюю крышку подшипника типа TBU 130х250.

Не допускается прилагать усилие к корпусу буксы.

27.3.6 При выпадении уплотнительных колец из кожухов подшипников они должны быть установлены на прежние места, а в случае их повреждения — заменены.

В процессе эксплуатации и ремонта за буксами необходимо систематически ухаживать и проводить их ревизию. Различают промежуточную и полную ревизию букс. Промежуточную ревизию букс выполняют на ТР-2. При этом осматривают буксы, проверяют состояние уплотнений, вскрывают крышки и снимают торцовые упоры, проверяя состояние трущихся поверхностей упоров и торцов оси, состояние войлочного фитиля. Наружным осмотром определяют состояние крайнего роликоподшипника и шарикового подшипника у бесчелюстных букс крайних осей.

Выборочно берут на лабораторный анализ смазку из одной буксы. Если смазка окажется загрязненной, проверяют смазку в остальных буксах и заменяют ее, если обнаружат недопустимые отклонения от установленных показателей.

При техническом обслуживании локомотивные бригады проверяют надежность болтовых креплений, нет ли трещин в корпусах и крышках букс, чрезмерных зазоров в буксовых направляющих, ослабления и расслаивания резины торцовых амортизаторов буксовых поводков, повышенного нагрева подшипников.

При обнаружении ненормального нагрева подшипников машинист должен убедиться в возможности дальнейшего следования с поездом на пониженной скорости, следя за неисправным узлом. Во избежание появ ления трещины в шейке оси запрещается применять искусственное охлаждение подшипников (водой или снегом) .

Полная ревизия букс может быть первого или второго объема. Ревизия первого объема производится при текущем ремонте тепловоза ТР-3, а также во всех случаях обнаружения каких-либо неисправностей, влекущих разборку буксы, н прн наличии на поверхности катания бандажа ползуна глубиной более 1,5 мм. При ревизии первого объема производится снятие букс с шеек колесной пары и полная их разборка. Внутренние кольца подшипников и лабиринтное кольцо в данном случае с шейки оси не снимаются.

Ревизию второго объема выполняют при полном освидетельствовании колесной пары и во всех случаях выявления дефектов, которые нельзя устранить при ревизии первого объема. При ревизии второго объема производится полная разборка буксы со снятием внутренних колес подшипников дистанционного и лабиринтного колец. Внутренние кольца подшипников, дистанционные и лабиринтные кольца снимают индукционным нагревателем.

После очистки деталей подшипников их тщательно осматривают и измеряют. Обращают внимание на состояние поверхности дорожек качения и бортов. Особое внимание следует уделить выточкам в бортах наружных колец и в лабиринтном кольце, где могут возникнуть трещины. У сепараторов проверяют, нет ли трещин в местах сопряжения перемычек с основанием, недопустимых износов, ослабших или оборванных заклепок. После осмотра подшипников их измеряют для определения радиального зазора, осевого разбега, диаметра отверстия внутренних колец под посадку на шейку оси, зазора плавания сепаратора. Натяг внутренних колец подшипников, а также лабиринтных колец восстанавливают путем осталивания, цинкования или нанесения клея ГЭН-150(В). Клей в данном случае применяется по специальному разрешению и только при ремонте букс в депо Перед сборкой буксового узла подшипника проверяют на легкость вращения и подбирают попарно по радиальному зазору и осевым разбегам. При сборке буксы внутреннее пространство роликоподшипников заполняют консистентной смазкой ЖРО в количестве 1,5 кг. Собранная букса должна поворачиваться на шейке оси и перемещаться вдоль нее свободно от руки. Целесообразно не раскомплектовы-вать буксовые узлы с колесной парой.

В процессе эксплуатации вагонов, оборудованных буксами с роликовыми подшипниками, возникает необходимость проведения промежуточной ревизии букс.

Эту работу выполняют в случаях, когда нагрев букс был выявлен приборами либо устройствами сигнализации нагрева букс пассажирских вагонов в пути следования поезда, а также при обнаружении неисправностей буксового узла при техническом обслуживании вагонов. Кроме этого, для пассажирских вагонов промежуточная ревизия проводится через шесть месяцев после планового ремонта или предыдущей ревизии и при летнем и зимнем техническом обслуживании.

Промежуточную ревизию проводят и как профилактическую меру. Ее выполняют слесари высокой квалификации, имеющие разряд не ниже четвертого и соответствующее удостоверение, в присутствии осмотрщика-ремонтника, бригадира или мастера с правом полного освидетельствования колесных пар с буксами на подшипниках качения.

Промежуточная ревизия буксового узла с роликовыми подшипниками может быть выполнена на вагоне в составе поезда или после его отцепки. Колесные пары пассажирских вагонов с редукторами от средней части оси при промежуточной ревизии из-под вагона выкатывают.

Для проведения промежуточной ревизии необходимо иметь металлическую тару для сбора отработанной смазки, чистую буксовую смазку, набор слесарных инструментов в сумке или металлической готовальне, металлическую проволоку диаметром 1,5—2 мм, набор скребков, лопаточек из цветного металла для извлечения старой смазки и лупу с семи кратным увеличением.

Перед началом промежуточной ревизии у выкаченных колесных пар буксы надо провернуть вручную. Если при вращении чувствуются толчки или слышен посторонний шум, то букса подлежит полной разборке, а у колесной пары проверяют поверхность катания. При наличии раковин, ползунов, выбоин, отколов и др., такие колесные пары подлежат обточке на колесотокарных станках в вагонных депо или в вагоно-колесных мастерских.

При промежуточной ревизии с корпуса буксы снимают смотровую крышку, очищают от грязи и протирают место ее прилегания к корпусу буксы. У редукторных колесных пар снимают редуктор и промежуточную часть. Места прилегания крышки или промежуточной части к корпусу протирают обтирочным материалом вторично.

Снятые детали и узлы укладывают в закрытую металлическую тару. Перед этим из передней части буксы смазку лопаточками перекладывают в снятую крышку. При выполнении работы по удалению смазки и во всех последующих технологических операциях соблюдают условия, исключающие попадание в буксы или на внутренние поверхности снятых узлов и деталей различных загрязнений и металлических включений.

При осмотре внутренних деталей буксового узла прежде всего определяют техническое состояние смазки. При обнаружении в смазке металлических включений, механических и других примесей, выявленных на ощупь, буксу подвергают полной ревизии в депо. Изменение цвета смазки при отсутствии различных включений и загрязнений не является браковочным признаком.

Далее контролируют техническое состояние переднего подшипника, который считается исправным, если не обнаружен излом внутреннего или наружного кольца или сепаратора. Если обнаружена хотя бы одна из перечисленных неисправностей, то необходимо провести полную ревизию буксы.

При исправном состоянии роликового подшипника проверяют плотность крепления подшипников на шейке оси колесной пары отстукиванием болтов крепления стопорной гайки, торцовой шайбы.

Под ослабленные болты устанавливают новые пружинные шайбы, и болты плотно заворачивают. Проволоку болтов стопорной планки заменяют, если прежняя неисправна, а также когда заменяют пружинные шайбы под болтами ее крепления. Плотность крепления торцовой гайки проверяют легкими ударами слесарного молотка по оправке из цветного металла, упирающейся в шлиц в одну из граней коронки. Удары направляют в обе стороны вращения гайки. Если торцевая гайка ослабла у подшипников на горячей посадке, колесная пара подлежит выкатке из под вагона.

Промежуточная ревизия букс с исправными роликовыми подшипниками и узлами их крепления заканчивается укладкой необходимого количества смазки в форме валика на торцевую гайку и видимую часть сепаратора переднего подшипника (с учетом заполнения только одной трети свободного пространства передней части буксы). Общая масса годной старой и свежей смазки для букс с диаметром подшипника 250 мм не должна превышать 1,0—1,2 кг.

Посадочные поверхности крышек и корпуса буксы, болты М20 и М12 и резьбовые отверстия под них покрывают легким слоем смазки ЛЗ-ЦНИИ. Смотровую крышку после очистки внутренней поверхности и установки резиновой прокладки толщиной 3 мм крепят к крепительной крышке четырьмя болтами, под которые устанавливают пружинные шайбы. Крепительную крышку после очистки внутренней поверхности и установки резинового кольца из круглой резины диаметром 4 мм крепят болтами к корпусу буксы. Под болты ставят пружинные шайбы, а под два или один болт (в зависимости оттого, как предусмотрено конструкцией) устанавливают бирку, если она стояла до снятия крышки буксы. Затягивание всех болтов крышки выполняют равномерно, поочередно и по диагонали. Резиновые кольца и прокладки, имеющие остаточные деформации или другие повреждения, перед постановкой крышек заменяют новыми.

О проведении промежуточной ревизии, в том числе и профилактической, на смотровой или крепительной крышке буксы правой шейки оси (по наличию клейма формирования) на предварительно очищенном месте наносят надпись по трафарету масляной белой краской о месте и времени проведения ревизии, например Р-1У-00-375.

4.2.3.1 Ревизия второго объема подшипниковых узлов производится:

– по буксовым узлам – при полном освидетельствовании колесных пар;

– по тяговым электродвигателям и тяговым генераторам – при их среднем и капитальном ремонте;

– по моторно-осевым подшипниковым узлам с подшипниками качения- при полном освидетельствовании колесных пар со сменой колесных центров и зубчатых колес;

– по узлам шестерни тяговых редукторов локомотивов и электропоездов, входным и ведущим валам осевых редукторов дизель-поездов, автомотрис (рельсовых автобусов) и тепловозов с гидравлической передачей: при среднем и капитальном ремонтах локомотивов или соответствующих по объемам работ видам технических ремонтов локомотивов новых серий; при капитальных ремонтах КР-1, КР-2 моторвагонного подвижного состава; при поступлении на локомотиворемонтный завод колесных пар вместе с редукторами;

– по опорным подшипникам тяговых (осевых) редукторов – при ремонте колесных пар на локомотиворемонтных заводах и локомотивных депо. В локомотивных депо не реже, чем через одну смену бандажей. Ревизия также необходима при замене хотя бы одного подшипника или ослабления деталей подшипниковых узлов на средней части оси;

– во всех случаях выявления дефектов узлов, которые нельзя устранить при ревизии первого объема.

4.2.3.2 Ревизия второго объема, кроме работ первого объема, предусматривает полную разборку подшипникового узла со снятием с шеек осей или валов внутренних колец подшипников, лабиринтных колец, крышек корпусов узлов. Все детали промываются, осматриваются и при необходимости ремонтируются или заменяются новыми.

При монтаже подшипниковых узлов измеряются: посадочные диаметры наружных и внутренних колец подшипников; шейки осей и валов; посадочные места под лабиринтные кольца; посадочные места лабиринтных и упорных колец; посадочные места под наружные кольца подшипников; наружные диаметры подшипниковых щитов; посадочные места корпусов и остовов под подшипниковые щиты. Полученные замеры проверяются на соответствие их размеров установленным нормам.

4.2.3.3 Ревизия второго объема подшипниковых узлов ТПС предусматривает следующий порядок применения новых и отремонтированных подшипников.

Роликовые и шариковые подшипники буксовых узлов заменяются новыми при капитальных ремонтах пассажирских локомотивов. При средних ремонтах локомотивов всех типов, а также капитальных ремонтах грузовых и маневровых локомотивов допускается применение отремонтированных буксовых подшипников.

Роликовые подшипники буксовых узлов моторвагонного подвижного состава заменяются новыми при капитальных ремонтах КР-2.

Подшипники кассетного типа буксовых узлов колесных пар заменяются в условиях предприятия – изготовителя колесных пар или ремонтного предприятия, оснащенных необходимым оборудованием. Подшипники кассетного типа ремонтируются в условиях сервисного центра компании изготовителя подшипников.

Якорные подшипники, игольчатые подшипники карданных приводов тяговых электродвигателей заменяются новыми при капитальных ремонтах тяговых электродвигателей и тяговых генераторов.

Моторно-осевые подшипники качения заменяются новыми при капитальных ремонтах локомотивов.

Подшипники всех типов, применяемые в тяговых редукторах и их опорных узлах, заменяются новыми при капитальных ремонтах локомотивов и капитальных ремонтах КР-2 моторвагонного подвижного состава.

Случаи применения новых и отремонтированных подшипников при ревизиях второго объема рассматриваемых узлов локомотивов и моторвагонного подвижного состава представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Случаи применения подшипников при ревизиях второго объема подшипниковых узлов локомотивов и моторвагонного подвижного состава

Вид и место расположения подшипника, тип тягового подвижного состава* Наименование ремонта тягового подвижного состава, вид подшипника
Средний ремонт локомотива, капитальный ремонт КР-1 МВПС Капитальный ремонт локомотива, капитальный ремонт КР-2 МВПС
Буксовые подшипники пассажирских локомотивов и МВПС Отремонтированные и/или новые Новые
Буксовые подшипники грузовых локомотивов и маневровых тепловозов* Отремонтированные и/или новые Отремонтированные и новые
Моторно-якорные подшипники ТЭД Отремонтированные и/или новые Новые
Моторно-осевые подшипники качения ТЭД Отремонтированные и/или новые Новые
Игольчатые подшипники карданных приводов ТЭД Отремонтированные и/или новые Новые
Подшипники тягового генератора Отремонтированные и/или новые Новые
Подшипники тягового редуктора Отремонтированные и/или новые Новые

Ревизия подшипниковых узлов дизелей и вспомогательного оборудования

4.2.4.1 Ревизии подшипниковых узлов агрегатов дизелей и вспомогательного оборудования производятся при текущих, средних и капитальных ремонтах локомотивов, текущих, капитальных ремонтах КР-1, КР-2 моторвагонного подвижного состава, когда полностью разбираются агрегаты дизеля, гидропередачи, вспомогательных машин и механизмов, а также в случаях, указанных в разделах 4.1.4, 4.1.6.

* При полном освидетельствовании колесных пар в условиях колесно-ремонтных мастерских ремонтных локомотивных депо допускается применение отремонтированных подшипников.

4.2.4.2 Ревизия подшипниковых узлов рассматриваемых агрегатов и оборудования предусматривает применение новых подшипников при средних и капитальных ремонтах локомотивов, капитальных ремонтах КР-1, КР-2 моторвагонного подвижного состава.

При текущих ремонтах локомотивов и моторвагонного подвижного состава допускается применение отремонтированных подшипников.

Порядок производства работ при ревизиях

Подшипниковых узлов

Разборка подшипниковых узлов

Общие требования к промывке подшипниковых узлов

5.1.1.1 Колесные пары перед разборкой буксовых узлов и другие загрязненные узлы промываются в моечных машинах или очищаются с применением технических моющих средств. Передние крышки буксовых и других подшипниковых узлов при промывке в моечных машинах снимать запрещается. При наличии технологических отверстий в корпусе буксы или его крышках они закрываются технологическими заглушками.

5.1.1.2 Опорные стаканы, обоймы подшипников и их крышки опорных подшипниковых узлов тяговых редукторов не снимаются при промывке колесных пар. Опорные подшипники тягового редуктора закрываются защитным кожухом (рисунок 4).

5.1.1.3 Подшипниковые узлы запрещается оставлять после промывки без разборки более 24 часов.

Полную ревизию букс с роликовыми подшипниками производят при полном освидетельствовании колесных пар.

При полной ревизии букс производят:

- промывка, осмотр, проверка и дефектоскопирование деталей роликовых подшипников, других деталей буксового узла и колесных пар;

- ремонт деталей буксового узла и колесных пар;

- измерение радиальных и осевых зазоров, посадочных отверстий внутренних колец при их установке, посадочных поверхностей корпусов букс;
- монтаж букс.

^ Промежуточная ревизия буксовых узлов

Промежуточную ревизию производят:

- при обточке колесных пар без демонтажа букс;

- при обыкновенном освидетельствовании колесных пар.

Перед промежуточной ревизией у выкаченных колесных пар буксы проворачивают, при вращении буксы с толчками и ненормальным шумом производят полную ревизию.

При промежуточной ревизии снимают крышку буксы. Места прилегания крышки предварительно очищают от грязи и протирают. Из передней части буксы смазку перекладывают в снятую крышку для контроля и дальнейшего использования. Букса с загрязненной и обводненной смазкой (стальные, латунные включения, механические и другие примеси) подлежит полной ревизии. При хорошем состоянии смазки производят дальнейший осмотр. Проверяют состояние переднего подшипника. При обнаружении масла от редукторно-карданного привода (пассажирские вагоны), излома или износа сепаратора, приставного упорного кольца или других дефектов буксу подвергают полной ревизии.

При торцевом креплении гайкой независимо от состояния крепления снимают стопорную планку для проверки и клеймения, торцевую гайку и упорное кольцо для визуального осмотра резьбы шейки оси и гайки. Колесные пары или гайки с поврежденной резьбой к дальнейшей эксплуатации не допускаются. При исправном состоянии резьбы производят затяжку гайки с последующей установкой стопорной планки.

При торцевом креплении тарельчатой шайбой болты М20 освобождают от стопорения и проверяют их затяжку. При наличии хотя бы одного из болтов с крутящим моментом менее 5 кгс/м все болты вывертывают и проверяют визуально состояние резьбы отверстий в торце оси и болтов крепления, а также состояния места перехода стержня болта к головке. При обнаружении повреждений болты к дальнейшей эксплуатации в торцевом креплении не допускаются. При повреждении более шести первых ниток резьбы в резьбовых отверстиях оси колесная пара не допускается к дальнейшей эксплуатации.

При обточке поверхности катания колес с торцевым креплением шайбой взамен снятой смотровой или крепительной крышки устанавливают специальную временную крышку с отверстием для прохода центра станка. После обточки колесной пары снимают временную крышку, проверяют состояние смазки, надежность крепления торцевой гайки. Ослабленные гайки снимают и осматривают состояние резьбы шейки оси и гайки. Колесные пары и гайки с поврежденной резьбой к дальнейшей эксплуатации не допускают. При торцевом креплении тарельчатой шайбой и болтами М 20 производят проверку состояния крепления, осмотр резьбовых отверстий в оси и болтов, а также последующую их затяжку.

При промежуточной ревизии в случае необходимости в буксу добавляют свежую (не бывшую в употреблении) смазку. Затем устанавливают смотровую или крепительную крышку.

Читайте также: