Связь между сенсорно двигательными и речевыми нарушениями кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сенсорные и двигательные нарушения могут быть обусловлены воздействием различных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на структуру, метаболизм и функцию клеток.

Около 20 % кислорода, поступающего в организм, потребляют клетки головного мозга, поэтому нервная система (НС) (особенно ее центральные отделы) чувствительна к гипоксии. Когда происходит внезапное прекращение подачи кислорода в головной мозг, человек теряет сознание по истечении 5-6 минут, через 15 минут нормальная биоэлектрическая активность мозга прекращается. При более длительной ишемии интеллект и память человека необратимо утрачиваются. Подобное развитие событий возможно в случае нарушения мозгового кровообращения, а также при вдыхании газовых бескислородных смесей.

Различные отделы ЦНС неодинаково чувствительны к кислородному голоданию. Более стойки нейроны головного мозга, входящие в состав сосудодвигательного и дыхательного центров. Они способны переносить гипоксию длительностью до 30 минут.

Физические факторы, провоцирующие сенсорные и двигательные нарушения

К таким факторам относят:

  • Электромагнитные излучения
  • Ионизирующая радиация
  • Вибрации
  • Электрический ток
  • Воздействие высоких и низких температур
  • Механические травмы

К примеру, при общем или местном переохлаждении скорость обменных процессов в клетках снижается, соответственно ухудшается их способность генерировать потенциал действия и проводить его далее по нервным отросткам.

Сенсорные и двигательные нарушения возможны в случае воздействия слишком высоких температур, например, при лихорадке или перегревании обмен веществ в организме повышается, процессы повреждения компонентов НС с сопутствующим развитием запредельного торможения и истощения их энергетических ресурсов усиливаются.

Сенсорные и двигательные нарушения могут спровоцировать естественного или синтетического происхождения токсические вещества. Выделяют группу нейротропных токсических веществ, способных выборочно ускорять биоэнергетический процесс в клетках, нарушать нормальные механизмы образования, выделения, транспорта и метаболизма нейромедиаторов.

Сенсорные и двигательные нарушения наблюдаются также при изменении в крови концентраций ионов и электролитов водорода. Такие процессы характерны для голодания, когда организм не получает необходимое ему количество витаминов, в особенности витаминов группы В.

Сенсорные и двигательные функции НС могут давать сбой при патологических нарушениях работы эндокринных желез.

Следует обратить особое внимание на особенности работы НС в связи с возрастным фактором. Ранее предполагалось, что с 25-ти летнего возраста в организме человека постепенно начинает отмирать определенное количество нервных клеток. На сегодняшний день установлено, что они не отмирают, а подвергаются атрофии. Таким образом, с возрастом масса мозга снижается. В разных зонах процесс уменьшения массы нейронов начинается в разное время и протекает с неодинаковой скоростью.

К сенсорным и двигательным нарушениям могут приводить реакции организма на некоторые социальные факторы. К примеру, нарушения провоцируют сильные эмоциональные стрессы – спонтанные или хронические. Человек может годами накапливать неудовлетворенность своим социальным статусом, внешностью, быть слишком восприимчив к критике окружающих людей.

Негативно сказывается чрезмерное умственное напряжение. Часто возникающие или длительно существующие конфликтные ситуации, а также интенсивная умственная деятельность без должного периода отдыха могут послужить причиной нарушениям работы эмоциональных центров, развития невротических состояний, а также психических заболеваний.

Причиной сенсорных и двигательных нарушений может служить генетический фактор. Наследственные патологии проявляются нарушением метаболизма в определенных группах нейронов, а также недоразвитием отдельных структур нервной системы. Наследственные заболевания могут носить и вторичный характер. Например, первичным нарушением при фенилкетонурии является нарушение обмена фенилаланина, а вторичным – нарушение работы нервной системы ввиду интоксикации продуктами возбужденного обмена этой аминокислоты.

Сенсорные и двигательные нарушения могут быть вызваны патологическими процессами, протекающими в организме – воспалениями, местным нарушением кровообращения, новообразованиями. Воспаление периферических нервных проводников вызывает нарушения чувствительности и деятельности внутренних органов.

Воспаление клеток центральной нервной системы, как правило, локализуется в мозговых оболочках. Следствием служат нарушения мозгового кровообращения, оттока спинномозговой жидкости, повышение внутричерепного давления. Подобного рода нарушения могут спровоцировать развитие энцефалита.

В качестве патогенеза двигательных и сенсорных нарушений хорошо изучены только механизмы нарушения в нейронах. К ним относят потерю клеткой способности генерировать потенциал действия, проводить его по отросткам, поддерживать необходимую величину мембранного потенциала.

Функциональные возможности НС определяются возможностью ее клеток взаимодействовать между собой. В определенных отделах мозга один нейрон способен формировать до 2 млн контактов с другими нервными клетками. В ходе протекания различных патологических процессов в организме человека происходит снижение количества межнейронных контактов, что является причиной нарушений нормальной системы.

Одним из звеньев в патогенезе разладов двигательных и сенсорных функций нервной системы выступают нарушения образования, распада и выделения медиаторов.

Нарушение функций медиаторов и нервных клеток

К основным функциям НС относят:

  • Генерирование потенциала действия
  • Проведение по нервным волокнам возбуждения
  • Передача возбуждения другим клеткам – железистым, нервным, мышечным

Обеспечивается нормальное функционирование нейронов за счет протекающих в нем обменных процессов. В нейроне в процессе метаболизма создается ассиметричное распределение ионов внутри и на поверхности клетки, определяющее в свою очередь потенциал действия и потенциал покоя. За счет обменных процессов энергия поставляется натриевому насосу, который крайне активно преодолевает на мембране электрохимический градиент Na+. Из этого напрашивается вывод, что все процессы и вещества, повышающие метаболизм и ведущие к уменьшению продуцирования энергии в нервной клетке, резко снижают возбуждаемость нейронов. Речь идет об отравлениях динитрофенолом, азидами, цианидами, а также гипоксии.

Степень функциональных возможностей нейрона варьирует с изменениями концентрации 1 и 2-валентных ионов в окружающей среде. Способность к возбуждению нейрон целиком теряет в среде, полностью лишенной Na+. К+ и Са 2+ также значительно влияют на величину мембранного потенциала.

Неспособность волокон НС проводить возбуждение наблюдается в случае развития дистрофических нарушений в миелиновой оболочке, воспаления, охлаждения нерва или его сдавливания, гипоксии, под действием отравляющих веществ.

Когда происходит сильное повреждение нерва, сопровождающееся потерей его связи с телом нейрона, он подвергается дегенерации, то есть прекращается транспорт веществ и аксоплазматический ток. Спустя одни сутки после повреждения нерва начинает отходить от узлов нервного волокна миелин. Затем он собирается в крупные капли, которые в свою очередь со временем рассасываются. Фрагментации поддаются нейрофибриллы. Вследствие таких нарушений структуры нерва от него остаются лишь узкие трубочки, состоящие из нейролемоцитов. Спустя несколько дней с начала дегенерации нерва он теряет возбудимость. В дальнейшем отростки нейролемоцитов проникают в синаптическую щель, отделяют терминалы от постсинаптической мембраны и фагоцитируют их.

Сенсорные и двигательные нарушения у детей

Недоразвитие у детей органов зрения или слуха приводят к невозможности полноценно получать информацию, вследствие чего малыш отстает в психическом развитии. Выраженность подобного рода отставания в большой степени зависит от времени возникновения и тяжести сенсорных дефектов, а также от момента начала коррекционной работы.

Отставание в умственном развитии детей с патологиями слуха обусловлено нарушением развития речи. В свою очередь отставание в развитии речи прямо пропорционально степени снижения слуха и времени возникновения данного дефекта.

Ввиду отсутствия ранней своевременной коррекционной работы происходит вторичная задержка психики детей, так как недоразвитие речи приводит к недостаточности абстрактно-логического мышления.

Нарушения слуха у детей

Дети с нарушениями слуха могут быть:

  • С нормальным интеллектом
  • С умственной отсталостью
  • С вторичной задержкой развития

Неравномерное развитие интеллекта также обуславливается и причинами нарушения слуха. При определенных наследственных формах патологий слуха у ребенка могут отсутствовать другие первичные отклонения в психической сфере. Умственное развитие таких детей может быть абсолютно нормальным при условии своевременно начатой коррекционной работы.

Ситуация обстоит куда менее оптимистично в случаях наследственных патологий слуха, сопровождающихся нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и другими соматическими отклонениями.

Когда причиной патологии слуха стала родовая травма, менингоэнцефалит, гемолитическая болезнь новорожденных и пр., как правило, имеют место и другие психопатологические синдромы, нередко в паре с двигательными расстройствами.

Во многих случаях дети с нарушениями слуха тяжело поддаются социальной адаптации в связи с поведенческими и эмоциональными расстройствами, формирующимися как вторичные, за счет социальной и сенсорной депривации в неадекватных условиях воспитания ребенка. Крайне негативно на психике сказываются прогрессирующие расстройства слуха.

У слабовидящих и слепых детей отмечается слабое абстрактное мышление, ограниченность представления об окружающем мире, неточное предметное соотношение значения слов. Патологии зрения зачастую тормозят двигательные навыки, наблюдается общая медлительность. Явно выражена малая психическая активность, медлительность, повышенная истощаемость у детей с органическими поражениями НС.

Детский церебральный паралич

Типичные особенности имеют дети с церебральными параличами. Характерна непропорциональность развития мышления и высших психических функций.

В случае детского церебрального паралича наблюдаются нарушения умственной работоспособности, мышления, речи, памяти, личностные расстройства и эмоционально-поведенческие.

Уровень интеллекта детей с церебральными параличами довольно широкий – от нормального развития до олигофрении, различной по степени выраженности и структуре.

При некоторых формах заболевания определяются несоответствия между удовлетворительным уровнем абстрактного мышления с недостаточным пространственным представлением. В дальнейшем у подростка зачастую возникают сложности со счетными операциями.

Как правило, у детей с диагнозом церебральный паралич имеет место задержка психического развития.

Сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи, развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

ВложениеРазмер
sensornoe_razvitie_dlya_detey_s_tnr.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

детей с речевыми нарушениями

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Знакомство с окружающим миром начинается у ребенка уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать например, потребности в счете.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно это возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и фундамент математического развития дошкольников. Форма, также как и величина, является важным свойством окружающих предметов, она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определять форму предметов и их частей. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связанны с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, в неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи отличается качественным своеобразием.

Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов – с другой, формируется и развиваются под влиянием слова, последнее же. В свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи, развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Автор: Нагавкина Оксана Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида" № 15
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь сенсомоторного и речевого развития детей
Раздел: дошкольное образование

Взаимосвязь сенсомоторного и речевого развития детей

(Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов «Психическое развитие детей

(восприятие, внимание, память).

деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или

иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или

коррекции сенсорной информации

ученых сенсорное развитие – это формирование

новых, ранее не существовавших у ребенка сенсорных процессов. Конечно,

созревание анализаторов (слухового, зрительного, кожного, обонятельного и

др.) является важным условием для развития ощущения, восприятия, их роль

сенсорного развития, которые невозможны без приобретения чувственного

слуховой и т.д.) не изолирован от процессов мышления и речи, а является

ступенью их формирования. (А.П. Усова, А.В. Запорожец «Педагогика и

психология сенсорного развития и воспитания ребенка. Теория и практика

сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С 15-16).

Согласно психологическим и нейропсихологическим исследованиям

(Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия, З.А. Репина), речь оживляет целый комплекс

ассоциаций, т.е. активизирует различные виды взаимодействий (ситуативные,

понятийные, категориальные, звуковые и т.д.), сформировавшиеся в процессе

подтверждение в памяти сенсомоторного опыта. Познавательные чувства как

бы повторяют пройденный путь в обратном порядке – от лингвистической

Речь не является функцией органов артикуляции, это прежде всего

результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей

головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления,

памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым

словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в

предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.

тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга. Усваивание сенсорных

эталонов позволяет ребенку активизировать словарь.

рамках теории формирования перцептивных действий.

Предлагаются ребенку для усвоения и использования в

качестве образца при обследовании объектов и анализе их свойств. Их

усвоение обеспечивает процесс развития человеческого восприятия.

Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы

родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном

Различают словарь пассивный (тот, который понятен ребенку) и активный

количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

Особенности речевого и сенсомоторного развития детей 3-4 лет в норме

и с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь.

К 3 годам, в основном, заканчивается анатомическое созревание речевых

областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами

речевом развитии он произносит к 3 годам — более 1000 слов, а к 4 – около

В отечественной логопедии под термином общее недоразвитие речи (ОНР) понимается такая патология речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, которая характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы [Левина, Никашина, 1968].

Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей с ОНР задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость, объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. При относительно сохранной смысловой и логической заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая в общем полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.

Клинико-психолого-педагогические исследования показали, что эта группа детей крайне неоднородна не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по его структуре и механизмам возникновения; неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. В 50—60-х годах XX века сторонниками феноменологического подхода (Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др.) был выработан единый педагогический подход к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития детской речи и решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния речевой системы. Это позволило представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. В зависимости от выраженности речевого дефекта были выделены три уровня речевого развития [Левина, Никашина, 1968].

2 уровень — начало развития фразовой речи. Активный словарь состоит из искаженного, значительно отстающего от возрастной нормы, но уже постоянного запаса общеупотребительных слов. Наблюдаются трудности понимания и употребления предложных конструкций, а также грубые аграмматизмы. Морфологические элементы постепенно приобретают смыслоразличительное значение. Фонетическая сторона характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений [Методы обследования речи детей, 2003]. Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. Сохраняются нарушения в звукослоговой структуре: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов, многосложные слова редуцируются. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков различной контрастности.

3 уровень — появление бытовой фразы. Понимание речи значительно развивается и приближается к возрастной норме. Сохраняются элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечается недостаточное понимание изменений значений слов, выражаемых приставками, суффиксами. Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточности употребления многих лексических значений, аграмматизмы, упрощение слоговой структуры слов, недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров). Дети не умеют пользоваться способами словообразования, с трудом овладевают звуковым анализом и синтезом. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Практическое изучение групп детей с общим недоразвитием речи раскрыло многообразие клинических проявлений этого диагноза. Условно можно выделить три группы [Жукова, Мастюкова, Филичева, 1990].

У детей первой группы выявляются признаки общего недоразвития речи без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности, поражения центральной нервной системы отсутствуют. В одной трети случаев анамнез содержит сведения о токсикозе второй половины беременности, что приводит к осложнениям в пренатальный и натальный периоды, соматической ослабленности ребенка в первые месяцы и годы жизни. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоциональной незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи подтверждает наличие малых неврологических дисфункций: нарушение регуляции мышечного тонуса, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированность кинетического и динамического праксиса.

У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом таких неврологических и психопатологических синдромов, как гипертензионно-гидроцефальный синдром, характеризующийся повышенным внутричерепным давлением, церебрастенический синдром, проявляющийся в виде повышения нервно-психической истощаемости и эмоциональной неустойчивости, синдромы двигательных расстройств. При таком осложненном варианте общего недоразвития речи церебрально-органического генеза у детей отмечается моторная неловкость, трудности переключения с одного движения на другое. Автоматизированное выполнение простых ритмов, других двигательных заданий становится невозможным. Наблюдается нарушение общего и орального праксиса, недостаточность фонематического восприятия. Незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с низкой умственной работоспособностью и эмоциональной лабильностью. Деятельность таких детей периодически может носить непродуктивный характер.

У детей третьей группы наблюдается стойкое, специфическое речевое недоразвитие системного характера, которое клинически обозначается как моторная алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Характерным признаком моторной алалии является выраженное недоразвитие всех сторон речи. Резкое снижение возможностей самостоятельных высказываний проявляется на фоне относительно сохранного понимания речи. Речевая активность у таких детей крайне низкая, из форм общения с окружающими для них предпочтительнее мимика и жесты. Более всего страдает фразовая речь. В норме усвоение родного языка возникает непроизвольно в процессе речевого общения, имеет неосознанный, эмоциональный характер и играет важную роль в гармоничном развитии ребенка. При моторной алалии происходит дезавтоматизация речевого процесса, недоразвитие динамического стереотипа речевой деятельности, что обусловливает формирование патологического типа лингвистического поведения, основным дефектом которого является несформированность произвольной речевой деятельности. Кроме специфического речевого дефекта у многих детей с моторной алалией отмечаются нарушения неречевых функций (затрудненность формирования познавательной деятельности, недоразвитие общей и мелкой моторики, неврологические и психопатологические отклонения, в том числе поведенческий негативизм и т. д.) [Ковшиков, 2001].

Патогенетический анализ структуры дефекта крайне важен при отборе детей в специализированные учреждения и их дальнейшем обучении. Данный подход предполагает уточнение структуры первичного речевого дефекта и отграничение речевой патологии от внешне сходных различных аномалий познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы (отграничение ОНР от ЗПР, легких форм умственной отсталости, текущих нервно-психических заболеваний, приводящих к недоразвитию речи, своеобразного психического развития по типу раннего детского аутизма) [Мастюкова, 1997].

Читайте также: