Связь логопедии с другими науками кратко

Обновлено: 05.07.2024

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами спец. обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы.

Предмет логопедии - нарушение речи и процесс воспитания людей с ТНР. Объект изучения- человек.

Структура логопедии - дошкольная, школьная, логопедия подростков и взрослых.

Цель науки – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания людей с нарушениями речи, а также профилактика нарушений речи.

Задачи науки:

  • Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных нарушениях.
  • Определение симптомов и степеней речевых нарушений.
  • Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека.
  • Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений.
  • Изучение особенностей формирования речи у людей с другими отклонениями в развитии.
  • Изучений этиологий речевых нарушений.
  • Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
  • Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
  • Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Логопедия опирается на следующие основные принципы:

  • Принцип системностиопирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
  • Принцип комплексности - для логопед. заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.
  • Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  • Онтогенетический принцип - разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.
  • Принцип обходного пути - используется в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем, т. е. формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
  • Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

Связь с другими науками:

  • Общая педагогика (методические приёмы, принципы);
  • Специальная педагогика (расстройства речи связаны с другими расстройствами);
  • Тифлопедагогика (слепые и слабовидящие);
  • Сурдопедагогика (глухие и слабослышащие);
  • Олигофренопедагогика;
  • Общая и возрастная психология;
  • Анатомия и физиология органов слуха и речи;
  • Невропатология (кора, подкорка, мозжечок - что доразвить, чтобы ребенок заговорил);
  • Частные методики;
  • Лингвистика;
  • Психолингвистика;

Значение логопедии: Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности) - все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Предмет, задачи, принципы, методы логопедии. Связь логопедии с другими науками.

Предмет, задачи, принципы, методы логопедии. Связь логопедии с другими науками.

Предмет, задачи, принципы, методы логопедии. Связь логопедии с другими науками.

Логопедия связана со многими науками. Традиционно связи логопедии делят на внутрисистемные и межсистемные.

Внутрисистемные связи — с педагогикой — наукой о воспитании человека; раскрывающей сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения; включающей теорию воспитания, дидактику, школоведение;

специальной педагогикой — отраслью педагогики, изучающей особенности развития, обучения и воспитания детей с аномалиями развития; включающей олигофренопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями), сурдопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями слуха), тифлопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения);

методикой обучения русскому языку;

психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной);

Межсистемные связи представлены медико-биологическими и лингвистическими науками. Медико-биологические науки:

анатомия и физиология детей и подростков;

нейрофизиология и высшая нервная деятельность;

клиника умственной отсталости;

Взаимосвязь логопедии со всеми перечисленными науками обусловлена необходимостью знаний о речи и личности ребенка, об этиологии и механизмах речевых расстройств, особенностях коррекционной работы и профилактических мероприятиях. Знание медицинских наук помогает правильно проанализировать анамнестические сведения (сведения о развитии ребенка), что позволяет более точно и дифференцированно сделать логопедическое заключение, а также наметить наиболее эффективные пути коррекцион-ного воздействия. Нормы языка и последовательность их усвоения ребенком — важный аспект при дифференциальной диагностике речевых нарушений. Педагогу необходимы психологические

О.В. Елецкая: логопедам

О.В. Елецкая: логопедам

О.В. Елецкая: логопедам запись закреплена

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность.
Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявле­ния и преодоления.
Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Для решения поставленных задач необходимо:
• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;
• осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;
• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутрисистемные и межсистемные, связи:
К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.
К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией.

Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).
Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагности­ка возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога.
Эти данные имеют важное значение для правильного педа­гогического анализа речевого нарушения и организации ло­гопедической работы выбора профиля специального учреждения.
Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

ЗАДАЧИ:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

11.Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.
Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.
Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

3-4. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии с другими науками.

Связь логопедии с другими науками

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико- биологическими и лингвистическими науками.

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение
П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.

Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения, абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и не речевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации высших психических функций, о мозговой организации речи.




5.Личность учителя-логопеда, педагогическая деонтология .

системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, которые формируют у него представления о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия. - Уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, проводить профилактическую работу. - Владеть специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку. - Хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией. - Личность логопеда имеет первостепенное значение для эффективной работы. Логопед должен обладать следующими качествами:

-социальная и организаторская активность

-нравственная зрелость

-увлеченность профессией

-любовь к детям

-требовательность к себе

-искренность, скромность, ответственность

Умения, которыми должен обладать логопед: - Учебно-познавательные(работа с литературой, моделирование пед. процесса). - Учебно-организационные(перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий). - Учебно-педагогические(анализ каждого случая, выбора адекватных средств коррекции). - Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение её требует от логопеда понимания психологии родителей ребёнка с речевыми расстройствами. - Логопед должен быть терпелив, тактичен, доброжелателен, осторожен в оценке тяжести и механизмов нарушений речи.Важным условием пед. деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом.Соблюдение правил пед. деонтологии имеет первостепенное значение в повышении эффективности коррекционно-логопедической работе.

Цель и задачи логопедии на современном этапе её развития .

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

ЗАДАЧИ:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

11.Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.
Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.
Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

3-4. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии с другими науками.

Связь логопедии с другими науками

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико- биологическими и лингвистическими науками.

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение
П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.

Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения, абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и не речевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации высших психических функций, о мозговой организации речи.

5.Личность учителя-логопеда, педагогическая деонтология .

системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, которые формируют у него представления о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия. - Уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, проводить профилактическую работу. - Владеть специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку. - Хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией. - Личность логопеда имеет первостепенное значение для эффективной работы. Логопед должен обладать следующими качествами:

-социальная и организаторская активность

-нравственная зрелость

-увлеченность профессией

-любовь к детям

-требовательность к себе

-искренность, скромность, ответственность

Умения, которыми должен обладать логопед: - Учебно-познавательные(работа с литературой, моделирование пед. процесса). - Учебно-организационные(перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий). - Учебно-педагогические(анализ каждого случая, выбора адекватных средств коррекции). - Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение её требует от логопеда понимания психологии родителей ребёнка с речевыми расстройствами. - Логопед должен быть терпелив, тактичен, доброжелателен, осторожен в оценке тяжести и механизмов нарушений речи.Важным условием пед. деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом.Соблюдение правил пед. деонтологии имеет первостепенное значение в повышении эффективности коррекционно-логопедической работе.

Читайте также: