Священные тексты индуизма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Точное количество священных книг в индуизме не известно. Часть из них имеют общеиндуистское значение, часть — только для представителей конкретных школ и направлений. Но вся эта литература делится на две категории:

В состав Шрути входят: четыре Веды (Риг, Яджур, Сама и Атхарва), Араньяки, Брахманы и Упанишады. В состав Шрути иногда включаются Калпа-сутры. Вся остальная литература включается в состав Смрити и подразделяется на Итихасу, Пураны, тантрико-агамическую литературу и др.

Ниже приводится алфавитная (кириллическая) библиография части текстов индуизма. Этот список далеко не полный.

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Священные писания индуизма — тексты, являющиеся частью литературной традиции индуизма, большая часть которых была составлена на санскрите. Ключевую роль в изучении Вед и других санскритских текстов индуизма, играют морфология и лингвистическая философия.

Священные писания индуизма делятся на две категории:

Содержание

Шрути

Веды являются древнейшими произведениями санскритской литературы [1] и самыми древними священными текстами индуизма. [2]

Веды в основном сосредоточены на ведических жертвоприношениях, проводимых четырьмя священниками, каждый из которых представляет одну из Вед. Эти ритуалы карма-канды производятся через посредство бога огня Агни. Считается, что только через посредничество Агни, священники (и с ними остальные члены общества) могут войти в контакт с девами.

Насчитывается четыре Веды:

Каждая из Вед представляет определённую шакху, или, ветвь знания. В каждой шакхе существуют свои комментарии, примыкающие к одной из Вед.

Каждую Веду принято делить на четыре части:

Упанишады

Упанишады являются частью писаний шрути индуизма, в которых в основном обсуждается философия и природа безличностного аспекта Абсолютной Истины — Брахмана. В них также содержатся записи различных философских дебатов и обсуждений. Существует канон из 108 Упанишад, называемый муктика, хотя некоторые относят к основному канону 123 Упанишады. Из 108 Упанишад, 11 (по другим версиям — 13) принимаются всеми индуистами и составляют канон мукхья. Упанишады представляют собой комментарии к Ведам. Направление индуизма, возникшее на основе Упанишад, называют веданта.

Величайшая философская и поэтическая значимость Упанишад признавалась как западными, так и восточными учёными и философами — от Шрёдингера, Торо и Эмерсона до Рабиндраната Тагора, Махатмы Ганди и Ауробиндо Гхоша.

Смрити

Пураны

Дхарма-шастры

Средневековая литература индуизма

Другие писания

Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: тексты откро­вения (шрути) и тексты предания (смрити).

Слово “шрути” означает “услышанное”. В соответствии с ин­дуистскими представлениями, откровение было получено древними мудрецами (риши), кото­рые своим чутким неземным слухом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название Веды. Тексты Вед многослойны и созда­вались в разные исторические эпохи. Древнейший слой Вед – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Следующим слоем ведической литературы являются брахманы, то есть тек­сты – комментарии Вед, подробно разбирающие технику совершения жертвопри­ношений, а также излагающие мифы, объясняющие те или иные ритуалы.

За брахманами следуют араньяки (дословно: “лесные”). Араньяки предна­значались для анахоретов – людей, удалившихся в леса на третьей ступени сво­его жизненного пути. Араньяки содержат наставления о совершении “внутренней жертвы” размышлени­ем и созерцанием. Заметное место в них занимают элементы религиозно-философских рассуждений.

Завершают ведический корпус Упанишады (буквально: “сидеть рядом с учителем и внимать его наставлениям”), произведения, составляющие завершаю­щий цикл канонического свода Вед, содержания которых посвящены размышле­ниям над проблемами мироздания и человеческого бытия. Именно в Упанишадах детально разработано представление о Брахмане и Атмане, там также содержатся доктрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигае­мого через единение Атмана и Брахмана. С Упанишад началась индийская фило­софия. Первоначально Упанишады предназначались для санньясинов, т.е. людей, вступивших в последний этап жизненного пути. Позже Упанишады стали объек­том пристального изучения философов.

Упанишад очень много. Наиболее авторитетными для религиозной традиции считаются 108 Упанишад. Они создавались в течение очень длительного времени: если ранние упанишады датируются VIII – VII вв. до н.э., то поздние появлялись и на рубеже нашей эры и даже еще позднее. Наибольшее число Упанишад соз­дано, видимо, в середине I тыс. до н.э. Вместе с Араньяками Упанишады состав­ляют комплекс текстов, называемый Веданта, что буквально означает “конец вед”.

Все брахманы, араньяки и упанишады группируются по четырем самхитам и соотносятся с ними, образуя полный текст четырех Вед. В индуистской тради­ции Веды рассматриваются в качестве абсолютного религиозного автори­тета, что не мешает существованию различных, порой взаимоисключающих комментариев к этим текстам.

Тексты предания – смрити – обладают меньшей сакральностью, чем Веды. В отличие от Вед, они доступны представителям всех сословий, что способствовало огромному влиянию этих текстов на формирование не только элитарных, но и ни­зовых форм индуизма. Слово “смрити” буквально означает “запомненное”. К смрити в первую очередь относятся тексты индийских эпосов — Махабхараты и Рамаяны. Следует отметить, что они (особенно Махабхарата) содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-философского характера. Важ­нейшим из них является Бхагавадгита (Песнь Господа), оказавшая огромное влияние на формирование индуизма и всей духовной культуры Индии.

В состав текстов смрити также входят пураны, тексты эпохи поздней древ­ности и раннего средневековья. Пураны представляют собой сочинения богослов­ского характера, в которых теологические и религиозно-философские идеи пере­плетаются с пере­сказом древних мифов, сюжетов из эпосов и наставлений куль­тового уровня индуизма. Кстати, большинство индийских мифов возникло из­вестно именно из текстов пуран. Основных пуран насчитывается 18. Пураны удо­стоверяют человека в сакральности описываемых в них древних событий. Пураны оказали огромное влияние на формирование средневекового и современного ин­дуизма, который может быть назван “пураническим” в том же смысле, в каком древней­ший индуизм (или протоиндуизм) называется “ведическим”.

Кроме эпосов и пуран в состав текстов предания входят также итихасы (“итихаса” – буквально – “именно так и было”) – исторические предания, утвер­ждающие абсолютную достоверность героических событий прошлого; дхарма-сутры –тексты, посвященные повседневным обязанностям человека во всех пе­риодах его жизни; а также другие произведения. Формально статус смрити значи­тельно ниже статуса шрути, но реальная роль священного предания в системе ин­дуизма всегда была поистине огромной.




Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: тексты откро­вения (шрути) и тексты предания (смрити).

Слово “шрути” означает “услышанное”. В соответствии с ин­дуистскими представлениями, откровение было получено древними мудрецами (риши), кото­рые своим чутким неземным слухом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название Веды. Тексты Вед многослойны и созда­вались в разные исторические эпохи. Древнейший слой Вед – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Следующим слоем ведической литературы являются брахманы, то есть тек­сты – комментарии Вед, подробно разбирающие технику совершения жертвопри­ношений, а также излагающие мифы, объясняющие те или иные ритуалы.

За брахманами следуют араньяки (дословно: “лесные”). Араньяки предна­значались для анахоретов – людей, удалившихся в леса на третьей ступени сво­его жизненного пути. Араньяки содержат наставления о совершении “внутренней жертвы” размышлени­ем и созерцанием. Заметное место в них занимают элементы религиозно-философских рассуждений.

Завершают ведический корпус Упанишады (буквально: “сидеть рядом с учителем и внимать его наставлениям”), произведения, составляющие завершаю­щий цикл канонического свода Вед, содержания которых посвящены размышле­ниям над проблемами мироздания и человеческого бытия. Именно в Упанишадах детально разработано представление о Брахмане и Атмане, там также содержатся доктрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигае­мого через единение Атмана и Брахмана. С Упанишад началась индийская фило­софия. Первоначально Упанишады предназначались для санньясинов, т.е. людей, вступивших в последний этап жизненного пути. Позже Упанишады стали объек­том пристального изучения философов.

Упанишад очень много. Наиболее авторитетными для религиозной традиции считаются 108 Упанишад. Они создавались в течение очень длительного времени: если ранние упанишады датируются VIII – VII вв. до н.э., то поздние появлялись и на рубеже нашей эры и даже еще позднее. Наибольшее число Упанишад соз­дано, видимо, в середине I тыс. до н.э. Вместе с Араньяками Упанишады состав­ляют комплекс текстов, называемый Веданта, что буквально означает “конец вед”.

Все брахманы, араньяки и упанишады группируются по четырем самхитам и соотносятся с ними, образуя полный текст четырех Вед. В индуистской тради­ции Веды рассматриваются в качестве абсолютного религиозного автори­тета, что не мешает существованию различных, порой взаимоисключающих комментариев к этим текстам.

Тексты предания – смрити – обладают меньшей сакральностью, чем Веды. В отличие от Вед, они доступны представителям всех сословий, что способствовало огромному влиянию этих текстов на формирование не только элитарных, но и ни­зовых форм индуизма. Слово “смрити” буквально означает “запомненное”. К смрити в первую очередь относятся тексты индийских эпосов — Махабхараты и Рамаяны. Следует отметить, что они (особенно Махабхарата) содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-философского характера. Важ­нейшим из них является Бхагавадгита (Песнь Господа), оказавшая огромное влияние на формирование индуизма и всей духовной культуры Индии.

В состав текстов смрити также входят пураны, тексты эпохи поздней древ­ности и раннего средневековья. Пураны представляют собой сочинения богослов­ского характера, в которых теологические и религиозно-философские идеи пере­плетаются с пере­сказом древних мифов, сюжетов из эпосов и наставлений куль­тового уровня индуизма. Кстати, большинство индийских мифов возникло из­вестно именно из текстов пуран. Основных пуран насчитывается 18. Пураны удо­стоверяют человека в сакральности описываемых в них древних событий. Пураны оказали огромное влияние на формирование средневекового и современного ин­дуизма, который может быть назван “пураническим” в том же смысле, в каком древней­ший индуизм (или протоиндуизм) называется “ведическим”.

Кроме эпосов и пуран в состав текстов предания входят также итихасы (“итихаса” – буквально – “именно так и было”) – исторические предания, утвер­ждающие абсолютную достоверность героических событий прошлого; дхарма-сутры –тексты, посвященные повседневным обязанностям человека во всех пе­риодах его жизни; а также другие произведения. Формально статус смрити значи­тельно ниже статуса шрути, но реальная роль священного предания в системе ин­дуизма всегда была поистине огромной.

Начиная со второй половины II тысячелетия до н. э. арийские жрецы были заняты очень важной и весьма трудоемкой работой — составлением вед, сакральных текстов, открывающих историю древнеиндийской книжности. На основе самхитов (первых четырех вед) были созданы сотни произведений, которые объединяют под общим названием ведийского канона.

Первоначально веды хранились в памяти брахманов, в XII веке были записаны жрецами (на санскрите), а позднее — кодифицированы ученым брахманом Саяной, который установил правила их рецитации. Тексты в редакции Саяны считаются каноническими.

Структура ведийского канона

Каждое из произведений, входящих во вторую и трепло группы, восходят к одной из четырех вед (например, одни упанишады относятся к Ригведе, другие — к Сама-веде и т. д.).

Традиция смрити включает эпические произведения (Рамаяну и Махабхарату), пураны (псевдоисторические сказания), дхармашастры (тексты, посвященные дхарме — закону).

На протяжении всей истории индуизма создавалась литература, посвященная толкованию вед (так иногда для краткости обозначают все книги ведийского комплекса). Такого рода тексты именуют ведангами. Из некоторых веданг, содержащих сведения по ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимологии и астрологии, развились самостоятельные научные дисциплины. Изучение веданг составляло важнейшую часть традиционного образования ритуально полноценных индусов. Авторство многих веданг принадлежит представителям философской школы веданта.

Традиция шрути

Древнейшим источником и главной сокровищницей ведической мудрости считается Ригведа (время создания — приблизительно 1200 год до н. э.). Согласно преданию, несколько десятков тысячелетий тому назад Брахма передал ее великому риши (мудрецу) на берегу озера Мансоравара.

К нашему времени сохранилось более 200 упанишад. Самыми древними и авторитетными из них признают Брихадараньяку и Чандогью — тексты-наставления, адресованные ученикам и построенные в форме диалога. Такая форма позволяла моделировать перестройку сознания тех, кто вставал на путь философского поиска. Как и другие произведения ведийского канона, упанишады анонимны, хотя некоторые из них освящены именем того или иного авторитета. Наиболее значительные из мудрецов — Шандилья, Яджнявалкья и Уддалока.

Упанишады рассматривают важнейшие для индуизма и индийской культуры в целом понятия Брахмана и Лтмапа, пуруши и пракрити, кармы и сансары, излагают учения о стихиях, о посмертной судьбе человека, исследуют понятие дхармы (закона) и т. п.

Традиция смрити

Пураны

В пуранах разрабатывается концепция тримурти, объединившая враждующих прежде богов Брахму, Вишну и Шиву в единое целое. Идея троичности божественных сил встречается уже в Ригведе, однако лишь в пуранах эта мысль получает теологическое обоснование. Признается, что равновеликие Брахма, Вишну и Шива выполняют каждый свое предназначение. Брахма — бог-демиург, создатель вселенной, Вишну — хранитель мира, Шива — его разрушитель.

Одновременно авторы пуран предприняли успешную попытку соотнести мифологию с теологией и философией. С этой целью они разработали доктрину вьюх, согласно которой аватара есть эманация божества и в то же время существенная часть его природы.

Дхармашастры

брахмачаръя — этап ученичества, предполагающая изучение самхитов;

саньяса — кульминация жизни, этап отшельничества и полного уединения, необходимого для постижения мудрости упанишад.

Ключевые слова конспекта: Индуизм, три бога, переселение душ, карма, йога, варны, веды

Индуизм

Индуизм — национальная религия индийцев, большинство населения Индии и сегодня является приверженцами индуизма. Возникла около 5000 лет назад. Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство.

Бог Брахма — создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например, от потопа. Бог Шива — грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога-пастушка Кришну. В картине мира индуизма наблюдается редкая ситуация в мировых религиях, когда бог представлен в практически равных женском и мужском началах. У мужского божества есть его шакти, энергия, представленная в вечном женском образе. Например, Вишну имеет жену Лакшми, свое второе воплощение. Кришна — Радху, а Рама — Ситу.

Наличие души признает не только за человеком, животные и растения также имеют душу. Душа каждого существа вечна, она может переселяться после его смерти в другое тело. Судьба души человека после смерти зависит только от его поведения при жизни. Например, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. В то время как легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу.

индуизм

Доктрина личностного освобождения предполагает не только духовное совершенствование, но и физическое. Но в некоторых школах индуизм доходит до аскетизма. В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека — йога.

Мокша

Дхармическая деятельность (выполнение священного долга, предписанного ведами) была призвана нейтрализовать действие кармы и привести к мокше. Успех зависел, главным образом, от усердия индивида, однако были и определенные сословные предубеждения. Так, шудра, следовавший своей дхарме должен был родиться в следующей жизни вайшьей. Тот, как считалось, рождался затем кшатрией, если был верен своей дхарме. Кшатрия, если он исполнял свой долг, рождался брахманом в следующем рождении. А тот, в свою очередь, был достоин освобождения, если также был дхармичен.

Варны

варны

Система варн способствовала консервации индийского общества. Поскольку варны взяли на себя часть функций государства, государственный аппарат в Индии не стал таким сильным и влиятельным, как в других цивилизациях Древнего Востока.

В настоящее время система кастовых различий в Индии отменена, но соблюдается населением на бытовом уровне.

Веды

Большинство ученых считают Веды самыми древними священными писаниями в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления Риг-веды около XVI века до нашей эры, достиг своего апогея с созданием различных шакх (частей, ответвлений, вариаций) в Сев. Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н.э. Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет.

Четыре канонических Самхиты, которые являются Ведами как таковыми, это: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда.

веды структура

Самхиты

датировка вед

Читайте также: