Своеобразие теоретической мысли кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Философская и литературно–критическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме.

2. Развитие литературно–критической мысли в Средние века и эпоху Возрождения.

4. Литературно–критическая мысль эпохи Просвещения.

1. Аристотель. Поэтика. М., 1957.
2. Гуляев Н. Теория литературы. М., 1985.
3. Основы литературоведения. М., 2000.
4. Хрестоматия по теории литературы. М., 1982.

В Средние века литературно–критическая мысль полностью заглохла. Разве что какие–то ее отблески можно найти в краткий период так называемого каролингского Возрождения (конец VIII– нач. IX века). В стенах основанной Карлом Великим Академии ученые–литераторы (Алкуин, Павел Диакон и др.) реанимировали некоторые идеи Аристотеля и Горация.
Но только в XIII в. появился оригинальный и влиятельный мыслитель, определивший отношение доминировавшей в то время церковной идеологии к литературе, художественному творчеству. Это был Фома Аквинский, официально провозглашенный католической церковью в 1879 году величайшим мыслителем всех времен.
Эстетические и литературные взгляды Фомы Аквинского – это своеобразная христианская переработка идей Платона и Аристотеля.
Как и Аристотель, Фома связывает прекрасное с гармонией, соразмерностью и ясностью. Вслед за Платоном он видит источник красоты в Боге, а ее атрибутами называет объективность, неизменность, абсолютное совершенство. Произведения литературы и искусства, утверждает Фома, диктуются художнику свыше и есть, прежде всего, проявление божественного разума и воли. И вообще все земное может называться прекрасным, если оно пронизано божественным светом, высшей духовностью. И только божественное может быть абсолютно прекрасным. Добро и красота, по учению Фомы, едины, то есть доброе (понимаемое в христианском духе) всегда прекрасно и наоборот.
Учение Фомы Аквинского влияло и на более позднюю эстетическую и философскую мысль. В XX в. на Западе вспыхнул даже культ Фомы, выразившийся в широком распространении философии неотомизма. Идеи Фомы Аквинского используют представители религиозного течения в современном литературоведении. В частности, сохранило свое значение оригинальное учение Фомы о художественном образе. Последний, по определению Фомы, не является и не должен быть отражением видимой природы. Он должен выражать как раз то, что не воспринимается органами чувств, что лежит за пределами предметного, реального мира. Вполне очевидно, что в таком понимании художественный образ превращается в символ, главным в котором является второй, надреальный план. Подобное понимание образа и символа будет характерно для очень многих писателей и ученых, начиная от романтиков и кончая К. Юнгом в XX в.

Любите ж разум вы, пусть он в стихах живет,
Один и цену и красу дает.

Чуждайтесь низкого, оно всегда уродство,
В простейшем стиле все ж должно быть благородство.

Философия Древнего Востока основывается на учениях мыслителей Египта, Китая, Индии. Их идеи формировались не одновременно, оказывали влияние друг на друга, изменялись с течением времени, имели противоречия.

Тем не менее, при изучении догм и постулатов древних философов разных стран, можно увидеть много общего.

Общие черты древневосточной философии

Древневосточную философию пронизывали мистические образы. Люди верили в существование духов, богов, поклонялись силам природы. Даже при возникновении науки они не отказывались от подобного мышления.

002

На Древнем Востоке уважали предков, а значит и знания, переданные ими. Люди не опровергали их, а слепо доверяли, не сомневаясь в их правдивости.

На первом месте стояло именно развитие общества, взаимоотношения между жителями. Уделялось внимание политическому устройству, и искались пути верного взаимодействия между правителями и обычными людьми.

Человек был неразрывно связан с природой, а его внутренний мир занимал центральное положение в философии, неразрывно связанной с религией. Поэтому много говорилось об эмоциях человека, его чувствах и способах самосовершенствования, поиске гармонии.

Ключевые моменты философии Древнего Китая

В Древнем Китае существовали две философские школы, учения которых сформировали менталитет народа и отразились на его историческом развитии. Рассмотрим их.

Даосизм

Основоположник учения – Лао Цзы.

Лао-Цзы

Центральное место в философии занимает Дао, это путь, которому должен следовать человек. Он не может ничего изменить в мире, ему остается только плыть по течению, не мешая законам вселенной. Человек не должен проявлять индивидуальность, смиряясь с происходящим вокруг.

Центральная идея философии Лао Цзы

От страстей и желаний нужно отказаться, освободиться. Дао – закон, единый для всех, не только для людей, но и для Земли и Неба. Нужно познать его, слиться с ним - только так можно достичь гармонии и счастья.

Конфуцианство

Основатель философского учения Кун Фу Цзы, известный как Конфуций.

Конфуций

Великий философ говорил о необходимости соответствия звания человека его поведению. Если его наделяют определенными обязанностями, он должен выполнять их, делать то, что предписывает должность.

Основные положения конфуцианства

Так, правитель заботится о жителях, руководя страной, муж – обустраивает дом и зарабатывает средства, нужные для жизни, любит жену и детей. Задача императора, по мнению Конфуция, объяснять людям, что от них требуется, разговаривать, проявляя уважение. Тогда они будут любить его и выполнять принятые им законы.

Самое главное – нельзя прибегать к наказаниям, чтобы добиться послушания. Необходимо создать общество, где все будут почитать друг друга.

Легизм

В противовес Конфуцианству существовал легизм, основали который Шань Ян и Хань Фэй. Они считали, что в стране должна быть жесткая иерархия, признавали тиранию и деспотизм. Посмотрим на основные черты:

Чтобы в обществе был порядок, насилия не избежать.

Правительство занимается не только государственными делами, но и вмешивается в личную жизнь граждан. Оно следит за их поведением, поощряя и наказывая.

Сущность философии Древней Индии

Основное учение Древней Индии – буддизм. Оно было основано Буддой Шакьямуни, названного при рождении Сиддхартха Гуатама.

Будда Шакьямуни

Он считал, что смысл человеческой жизни заключается в стремлении к нирване. Это состояние наивысшего блаженства. Чтобы достичь его, нужно отказаться от мирских наслаждений, похоти и стремления к славе. Ведь именно люди своим образом жизни и желаниями не дают свершиться собственному счастью.

Чтобы стать просветленным, необходимо следовать постулатам. Кратко их можно описать следующим образом:

действовать только в согласии с собой, не причиняя никому зла;

быть честным, усердным и трудолюбивым;

контролировать свои мысли и постоянно работать над улучшением жизни.

Древнее учение джайнизм также говорило о стремлении к нирване. Его основателем считается Джина Махавира. Философия призывала заниматься самосовершенствованием души. Только это приведет к всезнанию и всеведению.

Душа есть не только у людей, ей наделено все живое в мире. Поэтому важно относиться ко всему с добром и любовью, также как к себе. Это обязательно воздастся в будущем.

Основой индуизма, одного из популярных в мире религиозно-философских учений, является ведизм, появившийся еще во II-I тысячелетии до нашей эры.

Индуизм

Он основан на ритуалах и мифологических образах. Ведизм опирался на обожествление природных сил.

Позже он развился в брахманизм. Он основан на ведах, сборниках мантр, применяемых в качестве молитв. Брахманы же – это наставники, представители высшей варны или сословия Древней Индии.

Школы, признававшие веды священными книгами, названы ортодоксальными. Среди них Веданта, Санхья, Вайшешика. Все они говорили о существовании материального и духовного начала и верили в продолжение жизни после смерти.

Ключевые особенности философии Древнего Египта

Философия Древнего Египта представляет собой совмещение философских и мифологических мыслей. Она обучала управлению и тесно была связана с правосудием. Она призывала людей контролировать свои эмоции, управлять ими.

Философия Древнего Египта

Практичность – еще одна черта древних учений. Классовые отношения и цивилизация в Египте зародились намного раньше, чем в других странах.

Основу философии составляли:

мифы, объясняющие устройство мира и рассказывающее о том, что происходит с человеком после смерти;

учения о происхождении космоса и небесных тел.

Одним из священных символов Древнего Египта был Сфинкс - бык с головой человека. У него крылья орла и когти льва. Такое сочетание говорит о единстве стихий земли, воды, воздуха и огня.

Египетские пирамиды и сфинкс

Это словно божественный проводник, символизирующий единение человека и природы. Также считается, что Сфинкс – воплощение богини Египта Исиды. Она олицетворяет женственность и материнство.

Но философы Древнего Египта не забывали и о материальной стороне жизни. На научных знаниях основаны великие творения местного народа – пирамиды. Математические доказательства и формулы заставляли задуматься о характеристиках объектов, единстве количества и качества.

Среди мыслителей Древнего Египта известны имена:

Имхотеп – мудрец и астролог, впоследствии почитаемый как бог медицины.

Птаххотеп – мыслитель, говоривший о том, что богатство и жадность мешают человеку. Они не помогут после смерти, не изменят моральной облик человека, представшего перед судом Осириса, бога возрождения и царя загробного мира.

Заключение

Философия Древнего Востока – основа религиозной мысли и научных идей не только жителей Китая, Индии и Египта. Через предания и мифы раскрывалась тайна мироздания, роль человека во вселенной, его предназначение.

Постулаты древних мыслителей легли в основу правовых отношений людей и управления государством.

Философы создавали облик идеального человека, к которому должен стремиться каждый в своей жизни, будь он правителем или обычным жителем. Считалось, что только так можно достичь гармонии и счастья.


Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности.

Психологические особенности эмпирического и теоретического мышления

Рациональное познание окружающего социального и предмета, происходит постепенное осмысление и понимание его отношений и связей. При этом, в зависимости от цели, используемых субъектом средств и структура его познавательной деятельность, понимание может относиться к одному из видов мышления.

В случае, если исследуется только наличное бытие, то есть внешняя сторона действительности, то в работу включается эмпирическое мышление индивида. Если же осуществляется акт опосредованного, внутреннего или сущностного бытия, то в этом случае индивид использует теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление – это мышление, которое направлено на познание внешних свойств и связей предмета, и находится в тесной взаимосвязи с восприятием.

Используется эмпирическое мышление в том случае, если индивиду необходимо осуществить группировку предметов по общим сходным чертам или характеристикам. То есть мышление протекает в виде рассудочной деятельности, в результате которой из предметов выделяют абстрактно-общее содержание, то, что в них совпадает или повторяется.

Таким образом, отличительной чертой эмпирического мышления можно назвать его направленность на конкретные внешние связи или свойства предмета, явления или действия, формальный характер обобщения которых позволяет индивиду их классифицировать и обобщать.

Теоретическое мышление качественно отличается от эмпирического и характеризуется рядом специфических особенностей.

Теоретическое мышление – это мышление, направленное на осмысление отдельных связей и изменений в окружающем действительном мире, где они могут замещаться друг другом или преобразовываться в нечто иное.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретическое мышление имеет свое особенное содержание, которое отличается от содержания эмпирического мышления. Так, в его содержание входят сфера объективно связанных и зависимых между собой явлений, которые составляют общую целостную систему. По своей структуре исследуемые посредством теоретического мышления системы органические и развивающиеся.

Еще одним отличием является форма теоретического мышления, которая в отличие от эмпирического мышления, достаточно устойчивая и постоянная.

Таким образом, теоретическое мышление представляет собой структурированную мыслительную деятельность, направленную на воспроизведение системы связей исследуемого предмета и его сущности.

Общая психологическая характеристика эмпирического мышления

Основными чертами эмпирического мышления является то, что оно направлено на исследование внешних свойств и характеристик предмета. Его содержание имеет обобщенный и формальный характер, рассудочное и логичное оперирование общими представлениями о предмете (явлении, действии, ситуации и т. д.).

Основной целью эмпирического мышления является классификация и упорядочивание исследуемых объектов.

В настоящее время на формирование эмпирического мышления направлено вузовское обучение.

Функции эмпирического мышления:

  1. Обеспечение человеку осознания различного и сходного в предметах, действиях и явлениях. Данная функция используется тогда, когда человеку необходимо сгруппировать предметы или разделить по некоторым признакам.
  2. Определение меры различия и сходства предметов и явлений. В зависимости от практическо-жизненной ситуации человек одни и те же предметы, ситуации и явления может определять как различные или сходные.
  3. Предоставление человеку возможности группировать или классифицировать предметы по их характерным (родовым) признакам.

Общая психологическая характеристика теоретического мышления

Теоретическое мышление – это мышление, которое не ведет к непосредственному практическому действию.

Теоретическое мышление направлено на поиск истины. Оно руководит мыслями и поведением созидателя. Содержание теоретического мышления состоит в том, что индивид задается вопросом, что ему необходимо сделать, чтобы достичь желаемой цели.

В настоящее время в психологии достаточно остро стоит проблема развития теоретического мышления. В частности, ряд исследователей предлагаю использовать в данном направлении разнообразные обобщенные методы, направленные на решение зада, способствующих формированию умения анализировать, выявлять основное, моделировать и мысленно экспериментировать.

Проблема развития теоретического мышления является одной из наиболее актуальных проблем в развитии человека. Это обусловлено тем, что наличие развитого теоретического мышления способствует формированию у индивида собственных познавательных способностей. Наличие этих способностей и является свидетельством развитого теоретического мышления.

В теоретическом мышлении выделяют ряд мыслительных действий, сформированность которых является основным критерием его развитости.

Мыслительные действия теоретического мышления (по А. З. Заку):

  1. Осуществление качественного анализ условий и факторов, которые оказывают влияние на характер исследуемого объекта.
  2. Осуществление мыслительного моделирования явления и мыслительного экспериментирования с выбранной моделью.
  3. Осуществление осмысления результатов и характера собственных познавательных действий.

Таким образом, в теории познания выделяются два основных уровня познания - эмпирический и теоретический. Соответственно и мышление подразделяется не теоретическое и эмпирическое (практическое). Основанием для такой классификации служит характер деятельности субъекта научного исследования в процессе познания им окружающего мира.

Мышление — это процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных заявлений. Однако в психологии существует множество других определений мышления.

Например, — высший уровень обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Определение до сих пор оспаривается.

Мышление рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Теоретическое и эмпирическое мышление - Концепция мышления

Концепция мышления

Мышление — это высший уровень познания человека, процесс рефлексии об окружающем реальном мире, основанный на двух принципиально разных психофизиологических механизмах: Формирование и постоянное пополнение концепций, идей и принятие новых суждений и выводов. Мышление позволяет получить знания о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно с помощью первой сигнальной системы. Формы и законы мышления являются субъектом логики, а психофизиологические механизмы — субъектом психологии или физиологии.

В процессе ощущения и восприятия человек узнает окружающий его мир в результате своей прямой, сенсорной рефлексии. Тем не менее, внутренние законы, сущность вещей, не могут быть непосредственно отражены в нашем сознании. Никакая закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Человек приобретает определенные знания в результате размышлений о различных процессах в живой природе и т.д.

В познании мира человек подводит итоги чувственного опыта, размышляет об общих свойствах вещей. Недостаточно просто заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим достоянием вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные когнитивные проблемы.

Мысль дает ответ на такие вопросы, которые не могут быть решены прямым, сенсорным отражением. Таким образом, при расследовании на месте преступления, следователь находит некоторые следы прошлого события. Установив существенные и неизбежно повторяющиеся связи между ними, он реконструирует возможную последовательность событий через логическое мышление. Эта реконструкция осуществляется опосредованно, путем понимания связи между внешними проявлениями и сущностью того, что на самом деле произошло. Эта опосредованная рефлексия возможна только на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению, человек правильно ориентируется в окружающем его мире, применяя ранее полученные обобщения в новой, конкретной ситуации.

Человеческая деятельность осмыслена на основе знания законов, отношений объективной реальности.

Мысль является опосредованным и обобщенным отражением существенных, регулярных отношений реальности. Это обобщенная ориентация в определенных ситуациях реальности.

Мысль, как идеальное отражение реальности, имеет материальную форму своего проявления. Механизм человеческой мысли — скрытая, тихая, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой артикуляцией слов, микро-движениями органов речи, невидимых человеку.

Язык — это инструмент абстракции. Инструментом мышления является значение слов.

Мысль социально обусловлена, она сначала возникает в социальных условиях существования человека, основывается на знаниях, на опыте человечества.

Первоначально мышление человека было непосредственно связано с его материальной деятельностью, человек думал, действовал практически. Но постепенно отделенные от практических действий самостоятельные ментальные, мыслящие действия, которые готовят, направляют практические действия.

Типы мышления

В историческом развитии человеческий интеллект изначально формировался в ходе практической деятельности.

Самый ранний тип мышления — практическое — реальное; определяется действиями с объектами.

На основе практико-деятельностного манипулятивного мышления формируется визуально-воображающее мышление. Она характеризуется тем, что работает с визуальным изображением в сознании. Самый высокий уровень мышления — это абстрактное, абстрактное мышление.

Индивидуальное мышление также делится на образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе человеческой деятельности на первый план выходит один из этих типов мышления.

По содержанию мыслительная деятельность делится на практическую, художественную и научную.

  • Практическое мышление — это действие;
  • художественно-образный;
  • научно-концептуальный.

В зависимости от глубины обобщения, существует эмпирическое и теоретическое мышление.

  • Эмпирическое мышление дает первичные обобщения, основанные на опыте. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое мышление представляет собой самый низкий, элементарный уровень знаний. Эмпирическое мышление не следует путать с практическим мышлением.
  • Теоретическое мышление раскрывает универсальное отношение, исследует объект знания в системе его необходимых отношений. Ее результатом является построение теоретических моделей, формирование теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразующую деятельность человека. Теоретическое мышление неотделимо от практики, но имеет независимость в конечных результатах.

Зависит от стандартизации — нестандартизация решаемых задач:

  • Алгоритмическое мышление основано на предопределенных правилах, общепринятой последовательности действий, необходимых для решения типичных задач.
  • Дискурсивное рассуждение основано на системе взаимосвязанных умозаключений.
  • Эвристическое мышление — это продуктивное мышление, которое заключается в решении нестандартных задач.
  • Творческое мышление ведет к новым открытиям, к принципиально новым результатам.

Эмпирическое мышление

Эмпирическое мышление сохраняет свою связь с восприятием. В эмпирическом мышлении известный объект отражается со стороны его внешних связей и свойств. В процессе познания субъект фокусируется на внешних условиях существования объекта и на содержании внутри него, непосредственно доступном для восприятия и наблюдения.

Результатом эмпирического мышления является знание непосредственной реальности. Эти знания отражают внешнее сходство узнаваемых объектов, т.е. это знание формально распространено.

Эмпирических рассуждений вполне достаточно, когда речь идет о разграничении классов объектов по сходным свойствам. Это позволяет охарактеризовать его как аргументированную активность мысли. Человек, мыслящий на уровне рассуждений, ищет в объектах только абстрактно-общее содержание, т.е. то, что в них последовательное и повторяющееся.

Можно выделить, по крайней мере, три основные функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление заставляет человека осознать, что похоже, а что нет. Столкнувшись с большим количеством предметов и явлений, окружающих его, человек чувствует необходимость их заказать. Реальность сама помогает ему в этом, она устроена так, что есть более или менее совпадающие, похожие и более или менее разные, расходящиеся моменты предметов, явлений, ситуаций. Главная задача мысли перед лицом бесконечного множества чувственно обусловленных свойств и отношений вещей — разделить их, указать, что похоже, а что нет, выработать общее восприятие вещей.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определить меру сходства и различия. В зависимости от практических жизненных задач человек может определить те же самые объекты, явления и ситуации, которые более или менее похожи или отличаются друг от друга.

В-третьих, эмпирическое мышление позволяет группировать объекты по родовым отношениям, классифицировать их. Эмпирическое мышление обобщает реальность, различает похожие и разные, меру сходства и различия, соотносит объекты и явления друг с другом и квалифицирует их как принадлежащие или не принадлежащие к одной группе, классу, роду и т.д..

Таким образом, основными особенностями эмпирического рассуждения являются ориентация на внешние свойства и связи узнаваемых объектов, формальный характер обобщения этих объектов, рассуждения при работе с общими представлениями. Эти особенности обеспечивают решение главной задачи эмпирического мышления — классификации и упорядочения узнаваемых объектов.

Теоретическое мышление

Даже Аристотель различал созерцательное (теоретическое) мышление, направленное на поиск истины, мышление, направляющее поведение, и созидание — творчество.

Теоретическая концепция функционирует как такая структура мыслительной деятельности, в которой формируется система взаимосвязей объекта, его сущности.

Понятие функционирует одновременно как форма отражения материального объекта и как средство его умственного воспроизведения, конструирования, то есть как особый акт мышления.

Ментальная активность практики фокусируется на переходе от абстрактного мышления к практике. Особенностями практического мышления являются тонкое наблюдение, умение сконцентрировать внимание на отдельных деталях события. Теоретическое мышление раскрывает универсальное отношение, исследует объект знания в системе его необходимых отношений.

Ее результатом является построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразующую деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но имеет относительную независимость в конечных результатах.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: