Свентовит бог славян кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бог Свентовит (Святовит) был Высшим небесным богом у западных славян. Его предназначение – нести свет, любовь, озарение людям. Иногда Свентовита также называют богом, который борется с тьмой. Корме того, он – бог воин и побед. Именно поэтому часто Свентовит изображался в образе всадника на коне.

Основными символами бога были меч, рог и лук.

Свеновит был богом древних славян, некоторые из которых называл себя православными (не христианами, а староверами). Его почитали за то, что он помогает во всех начинаниях (в добродетельных). Главное, чтобы дела приносили благополучие и доброту.

Праздник Свентовита

Существовали и специальные праздники в честь этого бога. Они славились своеобразными поединками в мудрости между молодыми людьми. Особенностью их было то, что участниками должно быть более шестнадцати лет. Суть поединков заключалась в определении у молодежи развития родовой памяти, смекалки, сообразительности и интуиции.

Храм Свентовита

Как известно, для богов древние славяне сооружали специальные языческие храмы – капища и святилища. Так вот, самое известное святилище Святовита было в Араконе (балтийско-славянский город). Это был храм из камня, покрашенный в красный цвет. Как и во многих храмах славян, там стоял идол Святовита с четырьмя лицами. При раскопках идолы Святовита находили в разных уголках России. Это означает лишь то, что этого бога почитали и уважали повсеместно.

Также святилище бога было местом хранения его боевых принадлежностей: меча, знамени и копья. При святилище держали белого священного коня. Согласно преданиям, ночью сам Святовит садился на него и ехал на сражения с врагами.

У славян-язычников принято было приносить богам какие-либо жертвы (требы). Для Свентовита приносили большой пирог, разрезанный на четыре куска.

Боги и магия

Сегодня я расскажу о Световите (Свентовиде, Святовиде), четвертой ипостаси великого Даждьбога, который завершает годовой коловорот. Его имя можно разложить на Свет и Вит (vita – жизнь), что означает жизнь в свете, победу света над тьмой. Хочу напомнить, что верования наших предков сильно отличались друг от друга в зависимости от локации поселения.

В некоторых местах Световида рассматривали не как ипостась Даждьбога, а как отдельного бога из высшего пантеона, чтили как вторую эманацию Рода, в некоторых его вообще приравнивали к самому Роду и чтили как верховного Бога – основателя родовой ветви. Если рассматривать его в таком ключе, то его функции во многом схожи с функциями Сварога и Даждьбога. Световит здесь — бог света, плодородия, подателя благ земных, защитник. Так же он Бог-воин, Бог благочестивой войны (когда славяне не нападали, а защищали свои земли) и, разумеется, победы.

До середины 12 века на Арконе действовал храм Световиту, он практически последний из древних капищ просуществовавших так долго (остальные были разрушены христианами гораздо раньше), так как был территориально расположен в отдалении.Это был храм, где поклонялись Световиту как верховному богу, его чур был с 4-мя головами, направленными по разные стороны света, что символизировало, что Бог зорко стережет свои границы, в одной руке он держал меч, показывающий его боевую ипостась, а в другой – кубок. Кубок издревле ассоциировали с чашей, из которой изливаются блага (чаша Грааля), ее можно встретить во многих культурах и верованиях. Ежегодно жрец наполнял кубок свежим вином, а в конце года, перед тем, как наполнить его снова, смотрел, осталось ли вино в кубке или нет. Если оставалась хоть капелька, это означало, что следующий год будет во всех отношениях удачным для племени.

Однако такое отношение к Световиду больше культивировалось у западных славян, жители т.н. средней полосы, в основном, его чтили как 4-го солнечного бога, он и его правление — последняя, завершающая фаза годового коловорота. Здесь Световит рассматривается как Бог-Старик, мудрый, добрый, щедрый (время урожая), но постепенно слабеющий и теряющий силы. Его праздник – осеннее равноденствие (21-24 сентября). В эти дни он наиболее активен и преисполнен силы и могущества. Как правило, урожай уже снят или почти снят, и славяне могут отдохнуть после трудной работы, поэтому Световита праздновали особенно широко. Пекли караваи, пироги (обязательно круглой формы), пили сладкое вино, угощали друг друга и обязательно – самого Световита.

Его символы — любые свастические солярные, а также Крест Световита и собственно Световит — символ вечной взаимосвязи между Земными Водами и Небесным Огнем. От этой связи рождаются новые Чистые Души, которые готовятся к воплощению на Земле в Явном Мире. Беременные женщины вышивали этот Оберег на платьях и сарафанах, чтобы рождались здоровые дети.

Требы Световиту – любой, собранный вами самостоятельно урожай, славяне всегда отдавали ему первый колос, первый гороховый стручок и т.д. Пироги, круглые пряники, караваи, любая круглая выпечка (лучше всего сделанная своими руками) с мясной или ягодной начинкой, блины, мед, вино.

Его животное – белый конь, птица – орел, цвет- красный.

Световит может помочь, если мы хотим, но не можем избавиться от чего-то старого и ненужного, будь то отжившие отношения, старый образ жизни, мешающие убеждения или вредная привычка. Его мы просим о мудрости, когда необходимо принять сложное, но важное решение. Ну и конечно же, Световит, прожив достойную и праведную жизнь, богат. Прежде всего, своими внутренними качествами, но богат и в материальном аспекте, ведь когда снят урожай, и кладовые набиты запасами, земледелец чувствует себя наиболее защищенным. Поэтому, чествуя его, смело просите о материальном, финансовом благополучии, только не забудьте пообещать, а в дальнейшем сдержать обещание, что распорядитесь им вы только во благо. Не забудьте, что Световит щедр, поэтому, чтобы заручиться его поддержкой, будьте щедры и вы.

Разумеется, к нему можно обращаться круглогодично, но в дни его максимальной силы не забудьте его поздравить, выехать на природу и разжечь очищающий костер. Если с костром будут сложности, хотя бы просто зажгите свечу, поблагодарите Световита за все хорошее, что у вас есть (ваш урожай), и мысленно отпустите то, от чего вы хотите избавиться.

святовид-иванов-храм свентовида

ВНЕШНИЙ ВИД: Четырехликий Световит — высший бог, связан с войной и победами и потому считался божеством войны и победы, его часто представляли в образе воина — всадника; его атрибуты — меч, знамя, боевые значки, в т. ч. изображавшие орла, и копья.

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО. Как светлый Воин, владел он тайнами врачевания ран, помогал исцеляться раненым, за что и причислялся к покровителям целителей.

Иванов- Храм Свентовида в Арконе

Храм Свентовида в Арконе, худ.В.Иванов

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Воины считают его своим Покровителем, как в мирные будни, так и в битвах. Верили, что Световид (сын светлого бога), на белом коне, приносит на землю рассвет, воюя с врагами дня. Бог, которому поручено блюсти, чтобы на Земле, в Небесах и в подземном царстве соблюдались Священные Поконы Прави. Световид также является Богом плодородия. К нему, к четырем его ликам, обращались с молитвой об изобилии земных плодов, по его рогу, наполненному вином, гадали о будущем урожае.

МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ: Культовый центр Световита — четырёхстопный храм в балтийско-славянском городе Аркона. Святилище это описано в многочисленных хрониках, в которых говориться, что представляло оно собой каменный храм, выкрашенный в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырехликого идола Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье.

ДАРЫ И ПРИНОШЕНИЯ: В пожертвование Световиду приносят: каравай, золото, оружие, часть урожая, хлеб, медовые пироги, вино, блины, мёд.

Световид. Картины художников: М.Кулешов, А.Гусельников и Дывоока Васильева

СВЕТОВИД. Картины художников: М.Кулешов, А.Гусельников и Дывоока Васильева

-свентовид-оберег

СИМВОЛЫ: Священная птица Световида – Кур (Петух) и орел. Животное: белый конь.

ДНИ В КАЛЕНДАРЕ: Празднуют День Световида на третий день осеннего равноденствия, принося ему круглый медовый каравай, величиной почти в рост человека.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Пора мне, — не ответила на вопрос боярыня и накрыла ладонью его рот. — Я князю Рюрику сказывала, токмо на волхвов глянуть иду, что из святилища Святовита, с Руяна. Как бы не заподозрил чего. А.Прозоров, Кровь Ворона (Ведун-8)

Конь Свентовида, Рис.В.Барскова

Конь Свентовида, Рис.В.Барскова

КОНЬ СВЕНТОВИДА. При храме жил белый священный конь. Считалось, что по ночам бог выезжает на нем, чтобы принять участие в сражениях с врагами.

За конем ухаживали, поили-корми, гриву и хвост расчесывали, и — наблюдали.

Было поверье, что конь, оставленные вечером привязанным в загоне, утром уставшим будет и взмыленным, будто на нем всю ночь скакали.

А еще с помощью этого коня гадали. Жрец вел его в поводу, а все смотрели, какой ногой он переступит через порог — правой или левой — и как именно он это сделает, не споткнется ли?

Он – Бог Света Рода и сам зримый свет Сварога, который проникает во всё, неся Правду и Лад.

Погружаясь в удивительный мир славянской мифологии, мы знакомимся с самыми разными божествами. Самыми могущественными среди них являются боги Белого Света – такие, как, к примеру, Святовит, о котором и пойдёт речь. Некоторые исследователи считают его одним из воплощений доброго Белобога, другие – самостоятельным божеством.

Несомненно, Святовит играл важную роль в мирозданье и ежедневном жизненном цикле. Мы не можем представить нашу жизнь без дня и ночи, без света и тьмы, что сменяют друг друга. Однако сам Святовит был необычным светлым богом. Он выступал покровителем войны и честного сражения Какие же функции исполнял древнеславянский бог? Что сохранилось о нём в старинных источниках?

Имя Святовита

В фольклоре западных славян встречаются самые разные вариации имени Святовита. К примеру, можно увидеть формы Свентовид или Световид. Несмотря на различия в написании и звучании, речь идёт об одном и том же божестве. Конечно, происходит имя бога от славянских слов.

Первая часть его сразу же указывает на принадлежность Святовита к светлой стороне. Вторая же часть имени вызывает вопросы исследователей. Корень “вит” может указывать на родство со словами “витязь”, “воин”. Если такая трактовка верна, то Святовит – это “светлый воин”, что совершенно точно характеризует бога.

Облик божества

Как же выглядел Святовит? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, поскольку ни одно из старинных изображений бога не дошло до наших дней. В некоторых источниках упоминается об Арконском храме, где располагался идол Святовита. Внешне он напоминал могучего воина. Крепкие доспехи защищали тело бога, под ним был добрый конь, что напоминал богатырского скакуна.

Однако в облике Святовита была одна необычная деталь. У него было четыре головы. Каждая из них была обращена в свою сторону и увенчана шлемом. Вероятно, именно благодаря такой способности видеть весь мир Святовит мог вовремя противостоять тёмным силам

“Посреди города (Арконы) была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей”.

Почитание Святовита

Аркона была одним из главных культурных и политических центров балтийских славян, в частности, племени руян. Не исключено, что для них Святовит занимал главное место в пантеоне, затмевая могущество знаменитых Перуна или Сварога. К изваянию божества приносили подношения дважды в год – видимо, речь идёт о празднествах, посвящённых Святовиту. Саксон Грамматик отмечает особенные аспекты в облике бога:

“В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Кроме того, этот бог имел также храмы в многих других местах. Кроме того, при нем был конь, совершенно белый…”

Бог с особыми атрибутами

В этом описании можно отметить две важных детали. Святовит был не только воином, но и богом, дарующим процветание и плодородие (на это указывает рог). Кроме того, интересным символом является наличие четырёх голов. Это – не только четыре стороны света, но и четыре грани мира, четыре времени года. По сути, Святовит олицетворял собой весь мир, что был бескрайним и единым, поскольку соединялся в одном боге.

Меч в руке Святовита указывает на его принадлежность к светлому воинству, а также на связь с грозами. Обителью божества считалась небесная высь. Согласно преданиям западных славян, во время грозы происходила битва Святовита и тёмных духов, что желали захватить наш мир. Конечно, добрый бог одерживал победу.

Функции и способности бога

“Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской, так как он — самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают”.

Особое место при храме Святовита занимал конь бога. Его отбирали среди самых лучших лошадей. За животным тщательно ухаживали, давали ему лучшими кормами. Рассказывали, будто именно на этом коне бог каждую ночь совершает своё путешествие по небу. Как говорили в народе, случалось такое, что конь, оставленный на ночь в загоне, к утру был взмыленным и уставшим. Этот священный конь Святовита помогал предсказывать будущее.

С его помощью даже гадали. Животное жрец вёл под уздцы. Всё зависело от того, какой ногой и как переступит конь порог храма. Если первый шаг в святилище зверь делал с правой ноги – это сулило удачу. Если же спотыкался – следовало ждать трудностей и бед.

Святовит не так известен как Перун или Велес, однако для племён западных славян этот бог был главным в пантеоне. Он олицетворял собой свет, хотя оставался воином. Святовит был истинным защитником, витязем, что вынужден был каждую ночь вступать в битву с тьмой – во имя прихода нового дня, победы света.


СВЕНТОВИТ (СВЯТОВИД, СВЕТОВИТ) – четырёхликий Бог прошлого, настоящего и будущего, бог воинского духа, покровитель воинов.

РОДОСЛОВНАЯ: — Сын Сварога и Лады

ВНЕШНИЙ ВИД: Четырехликий Световит — высший бог, связан с войной и победами и потому считался божеством войны и победы, его часто представляли в образе воина — всадника; его атрибуты — меч, знамя, боевые значки, в т. ч. изображавшие орла, и копья.

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО. Как светлый Воин, владел он тайнами врачевания ран, помогал исцеляться раненым, за что и причислялся к покровителям целителей.



Храм Свентовида в Арконе, худ.В.Иванов

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Воины считают его своим Покровителем, как в мирные будни, так и в битвах. Верили, что Световид (сын светлого бога), на белом коне, приносит на землю рассвет, воюя с врагами дня. Бог, которому поручено блюсти, чтобы на Земле, в Небесах и в подземном царстве соблюдались Священные Поконы Прави. Световид также является Богом плодородия. К нему, к четырем его ликам, обращались с молитвой об изобилии земных плодов, по его рогу, наполненному вином, гадали о будущем урожае.

МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ: Культовый центр Световита — четырёхстопный храм в балтийско-славянском городе Аркона. Святилище это описано в многочисленных хрониках, в которых говориться, что представляло оно собой каменный храм, выкрашенный в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырехликого идола Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье.

ДАРЫ И ПРИНОШЕНИЯ: В пожертвование Световиду приносят: каравай, золото, оружие, часть урожая, хлеб, медовые пироги, вино, блины, мёд.



СВЕТОВИД. Картины художников: М.Кулешов, А.Гусельников и Дывоока Васильева

СИМВОЛЫ: Священная птица Световида – Кур (Петух) и орел. Животное: белый конь.

ДНИ В КАЛЕНДАРЕ: Празднуют День Световида на третий день осеннего равноденствия, принося ему круглый медовый каравай, величиной почти в рост человека.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Пора мне, — не ответила на вопрос боярыня и накрыла ладонью его рот. — Я князю Рюрику сказывала, токмо на волхвов глянуть иду, что из святилища Святовита, с Руяна. Как бы не заподозрил чего. А.Прозоров, Кровь Ворона (Ведун-8)



Конь Свентовида, Рис.В.Барскова

КОНЬ СВЕНТОВИДА. При храме жил белый священный конь. Считалось, что по ночам бог выезжает на нем, чтобы принять участие в сражениях с врагами.

За конем ухаживали, поили-корми, гриву и хвост расчесывали, и — наблюдали.

Было поверье, что конь, оставленные вечером привязанным в загоне, утром уставшим будет и взмыленным, будто на нем всю ночь скакали.

А еще с помощью этого коня гадали. Жрец вел его в поводу, а все смотрели, какой ногой он переступит через порог — правой или левой — и как именно он это сделает, не споткнется ли?

Дополнительная статья: Праздник Свентовида

Он – Бог Света Рода и сам зримый свет Сварога, который проникает во всё, неся Правду и Лад.

(21)Подборка выполнена специально для сайта

Святовит — многоликий бог славян

В пантеоне балтийских славян Святовит — самый первый. Бог войны, победы и одновременно — бог земли и плодородия. Свентовит, как называли его сами славяне, внушал страх, трепет и благоговение. На острове Руяне в Балтийском море, в священном для всех балтийских славян городе Аркона Святовиту воздвигли храм — великолепную деревянную постройку. В ней стоял дубовый идол выше человеческого роста — великан с четырьмя головами: каждая голова Святовита смотрела на одну из частей света, и ничто не могло скрыться от его взгляда.

Бог сжимал в руке рог, который каждый год наполнялся вином, рядом лежал громадный меч, поднять который можно было лишь вдвоем. Здесь же хранилось знамя руян, которое называлось станица. Его всегда брали в поход и берегли, как зеницу ока. Все эти предметы неслучайно окружали славянского бога. Вино символизировало плодородие и достаток, меч и знамя — готовность Святовита и всех жителей Руяна встать на защиту славянского мира.

В храме Святовита имел право постоянно находиться только один человек — жрец: длиннобородый, длинноволосый старец — уважаемый и почитаемый всеми руянами. Рядом, в конюшне, держали коня белой масти с густой гривой. На нем, как считалось, ненастными ночами, когда ледяной ветер с Балтики дует особенно сильно, Святовит выезжает, чтобы осмотреть свои владения. Скачет по острову Руяну, затем, с легкостью перемахивая через пролив, углубляется в земли лютичей и ободритов. Не оставляет без внимания и германцев, живущих поблизости, — данов и саксов. Утром нередко замечали, что белая шерсть коня свалялась, что конь мокрый, грязный, усталый. “Святовит выезжал на прогулку”, — говорили руяне.

Красивые истории о Святовите нам оставил датский летописец Саксон Грамматик. У него правда восхитительно переплетается с вымыслом. И если ночные путешествия Святовита — явно фантазии хрониста, то обряды, которые регулярно совершались в храме, скорее всего, правда. Славяне, впрочем, как и все язычники, гадали, каким будет лето, каким будет урожай, много ли рыбы зайдет в прибрежные воды.

Праздник Святовита отмечался каждый год в начале осени, когда с полей был собран урожай. И про военные походы на этот раз не говорили. Руяне шли в храм, жрец подходил к идолу и первым делом заглядывал в охотничий рог, чтобы узнать много ли там осталось с прошлого года вина. Если много, значит следующий год будет также урожайным. Узнать, какие хлеба уродятся следующим летом, можно было и иным способом. Под контролем жреца пекли огромный пирог, величиною в человеческий рост, а то и выше, ставили его перед идолом. После этого жрец прятался за пирогом и спрашивал собравшихся:

— Видите ли вы меня?

Ему отвечали гулко:

— Не видим, не видим!

Это означало, что в следующем году руянскую землю ждет сытость и благополучие.


Святовита, в отличие, например, от греческого Ареса или римского Марса (тоже богов войны), считали добрым богом. Сильным, могущественным и справедливым. Однако иногда, как пишут немецкие хронисты, Святовит мог показать зубы. Это случалось во время войн, которые руяне вели довольно часто и вели в основном с германцами, христианами. Очень не везло тому христианину, который попадал в плен к славянам. Обычной казнью дело не ограничивалось — несчастного приносили в жертву могущественному Святовиту.

“Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской, так как он — самый убедительный в ответах, — пишет в “Славянской хронике” монах Гельмольд из Босау. — Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека — христианина, какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Святовиту”.

Впрочем, далее по тексту Гельмольд пускается в такие нелицеприятные описания славян, их нравов и образа жизни, что напрашивается вывод: хронист слегка (а может, и не слегка) приукрасил.


Расправа данов над идолом Святовита в Арконе. Картина Лаурица Туксена. Источник: Википедия

Если дата рождения Святовита теряется в глуби веков, то дата смерти хорошо известна — 1168 год. В этом году король Дании Вальдемар I, победив князя Яромира, смог покорить остров Руян. Островитяне упорно сопротивлялись, но силы были слишком неравны — на помощь данам пришли… славяне: поморянские князья Казимир и Богуслав, а также князь ободритов Прибислав. Это был нож в спину…

Захватив Аркону, Вальдемар учинил расправу и над славянским богом.

“И велел король вытащить этот древний идол Святовита, который почитается всем народом славянским, и приказал накинуть ему на шею веревку и тащить его посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросить в огонь”, — заключает Гельмольд из Босау.
0

Богъ Свентовитъ (Святовит, Световид)

Богъ Свентовитъ (Святовит, Световид)

БОГ СВЕНТОВИТ (Святовит, Световид) — Вышний Небесный Бог, который несет Чистый Духовный Свет Благости, Любви, Озарения и Просвещения Мира Прави, в Души всех Белых людей из Родов Расы Великой, а также в Души потомков Рода.

Православные Староверы из различных Славяно-Арийских Общин почитают Бога Свентовита за его повседневную Духовную помощь во всех благих созидательных деяниях и начинаниях, которые направлены на благо и процветание наших Древних Родов.

На праздниках в честь Бога Свентовита проводились состязания в познании Древней Мудрости среди молодежи. К состязаниям в познании Древней Мудрости допускались только те молодые люди, кто уже достиг Круга Лет, т.е. возраста 16 лет.

Смысл состязаний, которые проводили Жрецы Свентовита, сводился к тому, чтобы определить, насколько у подрастающего поколения развита Родовая память, образное мышление, интуиция, ловкость и смекалка.

В самом начале состязаний Жрецы Свентовита загадывали молодым людям вопросы на различные темы и загадки. Победителем считался тот, кто быстрее и остроумнее ответит на большее количество вопросов и загадок. Далее для победителей первого состязания проводились состязания, которые определяли ловкость и мастерство молодых людей в различных единоборствах, умение в обращении с мечем и ножем, меткость при стельбе из лука.

Прошедшие вышеуказаные испытания проверялись также на выносливость; для этого молодые люди отправлялись в лес на три недели, или как говорили в старину, на тридевять дней, т.е. на 27 суток, ибо Неделя в славяно-Арийском календаре состоит из 9 дней.

Гимн-Правьславление:

Свентовит, Бозе наш Светлый! Славим и Триславим Тя все-Родно! И просвети Ты Души наша и ниспошли озарение во сердца наша, ибо Благий Бозе Ты еси, ДА ко всем Родам наша. Тя извечно величлем и в Роды наша призываем, да буде Души наша со Тобою, ныне и присно и от Круга до Круга, да во вси времена, пока светит нам Ярило-Солнце!

Читайте также: