Свадебные обряды кабардинцев и балкарцев кратко

Обновлено: 02.07.2024

Обычай сватовства как и в других регионах Кавказа ничем почти не отличается, за исключением того, что у Кабардинцев в делегации сватов обязательно должен присутствовать старший мужчина семьи. Получает согласие, заключается помолвка, молодые уже жених и невеста и начинается подготовка торжества .

Расселение молодых по разным домам. Очень интересным свадебным обрядом является расселение молодых по разным домам, но для начала девушка покидает родной дом. Особенность другого обряда кроется в самом названии “ схождение с подушки”. На красивую расшитую подушку встаёт новобрачная рядом располагаются друзья и родные, а старшие мужчины со стороны жениха должны выкупить невесту и отдают заранее оговорённый калым ( выкуп), только после этого жених может протянуть руку невесте чтобы та правой ногой уверенно переступила порог отчего дома, считалось что споткнутся для невесты было дурным знаком. В разных домах для молодых пока ещё помолвленных приготовлены комнаты, с этого момента жених не общается с родными около 4 недель, это время молодые должны уделить психологической подготовке к торжеству и предстоящей семейной жизни.

Благословение. Как и положено прежде всего молодые должны получить благословение имама (священнослужителя), после заключается никях (брак в исламе) и молодые люди считаются мужем и женой.

Кабардинские свадьбы проходят так же весело танцы, угощение , подарки и множество пожеланий для молодых и их родителей .

Есть несколько адатов (обычаев),которые соблюдаются неукоснительно на каждой кабардинской свадьбе:

1. Жених садится да стол с мужчинами с обоих сторон, когда же заканчивается знакомство со старшими рода ,гасится свет и у жениха пытаются украсть головной убор, а вот задача жениха не допустить, таким образом проверяется ловкость и смекалка жениха.

2. Прежде чем красавица невеста осветит зал торжеств своим присутствием, на полу расстилают шкуру барана на которую и встанет невеста, родственники же в свою очередь дёргают из под неё шкуру, новобрачная должна держать равновесие и не упасть

3. Когда все испытания пройдены новобрачные танцуют и осыпаются пшеном и и монетами с пожеланиями достатка и благополучия в семье .

“Побег старушки. Есть и ещё один обычай, но он уже после свадебный скажем так назван он “побег старушки“, бабушка жениха уходит из дома, а супруги должны найти и вернуть домой, таким образом они показывают уважение к старикам а так же что им всегда рады в доме молодой семьи.

Post scriptum. Вообще свадьба по Кабардинским адатам ( обычаям ) дело очень трудоёмкое, молодые должны проявить огромное терпение для соблюдения всех обрядов, но именно благодаря этому торжество выглядит впечатляющим и бывает таким задорным и веселым.

Как отмечают сами кабардинцы, сегодня празднование свадьбы в национальных традициях становится редкостью. Поэтому каждое подобное мероприятие превращается в событие знаменательное и обсуждаемое. Конечно, в современной интерпретации свадьбы выглядят иначе, чем 100 лет назад, многие нюансы опускаются. Теперь современным молодоженам приходится максимально насыщать один день всеми ритуалами, которые их предки растягивали на неделю.

Глазами невесты

От жениха пришли пять человек: близкие родственники и друг семьи. Что и как у них происходило, в точности я не знаю, но мне сообщили главное — свадьба будет через месяц и пройдет в соответствии с традициями. По нынешним понятиям месяц — это огромный срок. Обычно все ждут свадьбу уже через неделю после визита сватов.

Столь скорая подготовка становится возможной за счет того, что расходы делятся между всеми членами рода. Семья невесты за это время должна успеть собрать приданое. Но я в этом вопросе решила отойти от традиций и отказалась от золота и вещей, а попросила все подарки готовить в денежном эквиваленте. С собой же в дом жениха приобрела лишь домашнюю одежду. Со свадебным платьем тоже не было больших сложностей — я выходила замуж в национальном наряде, украшенном старинными серебряными нагрудником и поясом, переданными мне от женщин рода жениха.

Но было у нас с Муратом и еще одно дело, которое мы хотели успеть сделать до свадьбы. Поскольку было решено исключить из самого торжества совершенно не присущую традициям адыгов поездку в загс, то заявление подали
заранее. В итоге получилось, что уже за две недели до церемонии мы были официально женаты.

Само же торжество произошло 27 июня 2014 года. Все события еще свежи в памяти. День начался с того, что в дом родителей приехало множество гостей. Мужчины проводили время за беседами, а женщины были заняты хлопотами по дому и моими сборами. В полдень прибыл свадебный кортеж, состоявший из мужчин и женщин рода жениха и муллы. Всех их проводили в отдельную комнату, где мулла написал никях. Это событие всегда ознаменовывается произнесением трех тостов.

После чего началась самая веселая и занимательная часть. Ко мне в комнату прошли родственники жениха, чтобы забрать с собой. Но сестры и подружки, находившиеся рядом, так просто меня не собирались отдавать. Начались споры, шутки, торговля. Дело в том, что есть определенные традиции, связанные с выводом невесты. Гостям приходится платить за каждый ее шаг: за то, чтобы встала с кровати, за возможность дотронуться до ее рукава, за то, чтобы она пошла, чтобы переступила через порог. Так с шутками и прибаутками, выторговывая каждое движение, меня посадили в машину. Однако не успел автомобиль тронуться, как перед носом закрыли ворота. И опять-таки родственникам жениха пришлось откупаться. По дороге нам еще не раз пытались преграждать путь, но на этот случай заранее были припасены напитки и еда.

Меня сразу же привезли в ресторан. Он стал символическим домом жениха, куда по традиции вводят невесту. Этот старинный обряд называется унэишэ и сопровождается песней — уэредадэ. Около входа уже ждали женщины — представительницы рода жениха. Они щедро обсыпали меня деньгами и просом с пожеланием счастья и достатка.
После этого ритуала последовало еще два знаковых действа: сначала я перешагнула порог с правой ноги, а после зашла на шкуру жертвенного барана. По повериям невеста, наступившая на нее, будет счастлива.

Текст песни ввода невестки в дом жениха:

Орайда, наша счастливая невестка! Подпев хора: уойра!
Арба, на которой тебя везут, покрыта
шелком и золотом.
Подпев хора: уойра!
Бока серебряные.
Подпев хора: уоредэ, бэри махуэ!
Орайда, наша счастливая невестка! Твои серебряные пуговицы на атласе, Рукава из золотистого атласа.
Орайда, наша счастливая невестка! Лицо твое, как месяц в небе, Светлоликое разворачивается.
Орайда, наша счастливая невестка! Парящий с соколом женится на тебе, Пусть проживешь с ним до старости.
Орайда, наша счастливая невестка! Большими стальными ножницами кроишь, Маленькой стальной иголкой шьешь.
Орайда, наша счастливая невестка! Сидишь на подушке, подобно голубке. В делах проворна, как львица.

В доме жениха предстояло знакомство с новыми родственниками, в частности — со старшими представительницами рода. Каждая из них поочередно подходила ко мне, говорила теплые слова. Но я не имела права даже глаза поднять. Мне намазали губы маслом с медом. Считается, что после этого речи невестки будут сладкими.
Познакомившись с многочисленной родней, я покинула зал и все оставшееся время провела в отдельной комнате в окружении подруг. Что там происходило, могу судить только по имеющемуся видео да рассказам гостей.

Глазами жениха

— Во времена наших далеких предков кабардинец, желающий жениться, сообщал об этом своим родственникам через близкого друга или брата, а сам уходил из дома на все время подготовки и до окончания свадьбы. Сегодня этот обычай покидать дом заменен на безмолвие жениха. Он не может участвовать в организации торжества, а его мнение могут спросить только по ключевым вопросам, и то это делается не напрямую, а через посредника.
Мой случай не стал исключением. Единственное, о чем я попросил, — это игнорировать модные сегодня европейские традиции.
Могу сказать, я абсолютно доволен тем, как прошла свадьба. Было много гостей — пришли порядка 400 человек. Столы ломились от угощений — шашлык, индейка, куры, паста — переваренная пшенная каша, нарезанная кусками, лыбжьэ — традиционное блюдо с жаренным мясом, салаты, различные напитки. Но самое главное, что было на свадьбе, — это прекрасное настроение всех собравшихся, поддерживаемое бесконечной музыкой, песнями и танцами, называемыми джэгу.

Всеми этими процессами руководил ведущий — хьэтиякгуэ. Он следил за тем, чтобы соблюдался определенный порядок выхода в круг. Первыми приглашались друзья, приехавшие издалека. По традиции молодого человека представляют и выбирают ему напарницу. Таким образом каждый из присутствующих получает возможность показать себя.

Так прошло не менее трех часов, по истечении которых был устроен хоровод — удж. Парни и девушки выстраиваются парами и берутся за руки. В этот момент, как правило, происходят знакомства, начинается общение. Подобные игры имеют древние корни — тогда они являлись одной из основных возможностей для завязывания отношений. Только раньше все было очень строго. Их проводили в часы после захода солнца и до его восхода, в хоровод допускались только старшие незамужние и неженатые представители семей, приглашенные на свадьбу, а танцевали они исключительно под наблюдением взрослых.

Пока гости развлекались, родственники жениха и невесты проходили через ответственную процедуру знакомства друг с другом — благъэзэгъэцгыху. С каждой стороны был выбран человек, хорошо знающий всех членов рода. После подробного представления старейшины произнесли несколько тостов, и произошел обмен подарками. Все это занимает достаточно много времени.

Уже под конец праздника подается мясо жертвенного барана. Оно предназначено исключительно для старших. В этот же момент совершается и еще один ритуал — гадание по лопатке ягненка. Это право предоставляется старейшине. Он очищает лопатку от мяса и смотрит ее на свет. По очертаниям пятен на кости и делается предсказание. Завершение сеанса знаменуется надламыванием мягкой кости лопатки.

После этого старшему тамаде вручается правая часть головы барана для ее раздела. Но он в знак уважения предлагает это сделать старшему гостю, а тот — старшему дома. В итоге один из них ее делит. Первым отрезают ухо и отдают самому молодому участнику застолья. Потом делится все остальное. Часть головы с мозгом старший оставляет себе.
В финале подают бульон из того же барана. Это является сигналом для всех присутствующих, что торжество подошло к концу. Тогда старший со из гостей объявляет, что желает покинуть застолье. Но отпускать его после первой просьбы считается не приличным. Поэтому только со второй попытки тамада отпускает гостей, но перед этим предлагает им отведать мясо жертвенного — хьэщэныш и выпить бульон — лэпс. После всего гости встают и перед уходом поднимают чашку — шэсыжыбжьэ.

Все это время я находился в другом зале со своими друзьями и не видел происходящего, так же, как и невесту. Но когда уехали гости со стороны невесты, настал мой черед появиться. К нашему столу от стола старейшин пришел мужчина и объявил, что они готовы меня принять. Этот старинный обычай называется обрядом возвращения жениха — щауэишыж и сопровождается песней уэредадэ. Ее поют присутствующие мужчины и молодые парни, под нее выводят жениха. Хьэтиякуэ из моего окружения сообщает, что они привели того, кого звали. Тогда старейшины говорят тост, встречая новых людей. Те в свою очередь уточняют, искали ли старейшины именно того человека, которого они привели.

Это все проходит в шуточной форме. Старейшины, чтобы убедиться, что привели того, кого надо, называют имя жениха, имя его отца и всех родственников до седьмого колена. Так друзья жениха обращаются к зовущим три раза, при этом каждый раз делают вид, будто их что-то не устраивает, порываясь уйти. И только на четвертый раз остаются.

Порой эти препирательства могут длиться очень долго. Но когда стороны, наконец, обо всем договорились, заводят жениха, то есть меня. Здесь очень важно отметить, что хотя я и был одет не в национальный костюм, но на мне в обязательном порядке присутствовал головной убор. Без него стоять перед старшими не подобает.

И вот я, опустив глаза, подошел к их столу. Мне сказали приветственные слова и приняли обратно в дом. В честь этого вручили чашу с традиционным напитком махъсымэ. Ее я передал одному из двух шаферов, стоящему слева. Он должен был отпить из нее и передать другим сопровождающим. Потом эта чаша возвратилась обратно к старейшинам, и те, в свою очередь, угостили меня куском баранины со своего стола.
Это выглядело так: мне на подносе поднесли угощения, которые я передал шаферу, стоящему справа. На этом обряд был окончен. Но мне еще надо было вырваться от друзей, желающих заполучить мою шапку. По древнему обычаю они должны сорвать ее с меня, а я — всячески сопротивляться. Вот, собственно, и все. Под утро я вернулся домой. Там меня уже ждала молодая супруга.

Песня возвращения жениха:

Орайда, наша счастливая невестка! Счастливого жениха возвращаем. Возвращаем в дом к белорукой. Белорукая красавица встает. Встает из уважения к жениху нашему!
Текст периодически повторяется и дополняется шуточными куплетами друзей. Далее зовут жениха.

Лыбжьэ — тушеное мясо по-кабардински

Буквальный перевод — то, что жарилось, тушилось на огне:
говядина или баранина — 800 г, репчатый лук — 2-3 шт., морковь — 1 большая, сметана — 1 ст. ложка, мука — 1 ст. ложка, соль, острый красный перец или молотая паприка по вкусу.
Говядину или баранину режем на ровные кусочки. Выкладываем в сковороду, добавляем стакан воды. Солим.
Пока вода испаряется, режем лук средними кубиками, а морковку — соломкой. Лука должно быть по объему столько же, сколько и мяса. Как только вода испарилась, добавляем к мясу подсолнечное масло и подрумяниваем кусочки со всех сторон.
Добавляем репчатый лук, молотую паприку или острый красный перец (по вкусу), перемешиваем и обжариваем. Затем кладем морковь, также перемешиваем и обжариваем. Добавляем ложку муки и ложку сметаны. Затем — стакан воды, и тушим до готовности.

Традиции, обычаи, основные этапы подготовки и проведение красивой кабардинской свадьбы- Обзор +Видео

Кабардинцы — это малая народность Ближнего Востока. Живут они обособлено, обладают вольным нравом. Территориально проживают в предгорьях Кавказа и имеют свои традиции и обычаи практически во всем. Ярким представление их культуры можно считать традиционную кабардинскую свадьбу.

Это зрелищное и самобытное мероприятие проходит по древним традициям, соблюдая обычаи своих предков со времен 4 тыс. до н.э.

Сватовство и помолвка

  1. Самым наилучшим вариантом считается, когда получено положительное решение с обоих стороны брачующихся. Молодые и родители сторон дают свое согласие на свадьбу.
  2. По обоюдному желанию только будущих супругов. А разрешение на брак от родителей получают позже.
  3. Без согласия стороны невесты. В таком случае жених может похитить невесту для проведения обряда бракосочетания.

Процедура выбора невесты не требует спешки. Кабардинцы считают, что нельзя адекватно оценить и понять, насколько девушка ему подходит, и в будущем будет ему хорошей и примерной женой. Вот поэтому первыми присматриваются к молодым девушкам родственники жениха. Оценивают их достоинства, возможности, таланты и конечно же уровень воспитанности. Это занимает очень много времени, но он позволяет собрать более полную информацию о будущей избраннице.

Жених также самостоятельно обращает внимание на незамужних девушек и проводит их оценку. В случае выбора девушки в невесты и отсутствие у родственника возражений по поводу предоставленной кандидатуры, к родителям невесты отправляют сватов.

Традиции, обычаи, основные этапы подготовки и проведение красивой кабардинской свадьбы- Обзор +Видео

По старым обычаям среди сватов обязательно должен быть старший мужчина в семье. Именно он высказывает желание породниться. Родители невесты имеют право сразу дать отказ, или взять время на обдумывание. В течение 4-5 месяцев родители невесты принимают окончательное решение и приглашают сторону потенциального жениха на повторную встречу. В случае, если родственники жениха изначально получают отказ, а жених настойчив и имеет самые серьезные намерения. Мужчина старается выяснить что не понравилось семье невесты, проясняет и исправляет эти моменты. А затем повторно отправляет сватов для получения заветного разрешения.

На повторной встрече озвучивается окончательное решение родителей невесты. В случае, если оно положительное, стороны приступают к обсуждению размера калыма. Этот опрос может занимать до 3 месяцев. Финансовые вопросы не любят суеты. Да и к тому же, считается подозрительным, если такое соглашение заключается в достаточно короткий срок.

Помолвка считается завершенной, когда условия заключения брака удовлетворяют обе стороны брачующихся.

Смотрины и выкуп невесты

После сватовства обязательно проводят смотрины и выкуп невесты. И только после этого обряда можно смело готовится к процессу бракосочетания и празднования торжества.

Важным считается обряд и для жениха. Для обдумывания и осмысления факта женитьбы, молодому человеку было запрещено видеться и общаться с родственниками, невестой и старейшинами до дня свадьбы. Он должен был эти дни провести наедине с самим собой, своими мыслями. И только после этого можно было приводить невесту в дом будущего супруга.

Все эти традиции была направлены для того, чтобы морально подготовить молодых к будущему браку.

Проведение кабардинской свадьбы

Все современные кабардинские свадьбы проходят по обоюдному согласию обеих сторон. В прошлые времена было разрешено воровать невест. И если до наступления ночи женщину не возвращали в дом, то родителям приходилось давать свое согласие на регистрацию брака. В противном случае женщину ждал позор. Ведь было не допустимо молодой девушке не ночевать в ночное время вне родного дома.

  1. Любое бракосочетание у кабардинцев проводит имам. Он проводит соответствующий обряд и произносит свое благословение. После этого брак считается заключенным. Молодую жену приводят в дом к жениху, где они буду жить отдельно о родителей. На следующее утро супружество считается подтвержденным. Для этого иногда по мусульманским традициям для подтверждения показывают простыню молодожёнов со следами их супружеской близости.
  2. В течение второго дня родители жениха отмечают свадьбу, поют песни, говорят тосты и пожелания молодым, исполняют традиционные кабардинские танцы. На следующий день к их празднику присоединяются родные невесты. Вместе с собой они привозят приданное невесты. Совместно планируют и готовиться к торжественной части свадьбы.
  3. Для регистрации брака молодые приезжают в ЗАГС и оформляют свои отношения официально. На этой церемонии родители сторон не присутствуют.
  4. После ЗАГСА молодожёны отправляются на празднование свадьбы в дом жениха.

Кабардинская свадьба просто пронизана традициями и обычаями. Даже во время празднования есть свои особенности, которые стараются обязательно придерживаться. Ну изначально следует заметить, что женщины и мужчина на свадьбе сидят отдельно и празднуют по отдельности, не пересекаясь друг с другом.

Жениха размещают в центре стола с мужчинами обеих сторон. В процессе праздника они общаются, ближе узнают друг друга и обязательно знакомятся со старейшинами. В определенный момент неожиданно в комнате выключают свет и сидящие рядом люди пытаются снять с головы жениха шапку и украсть ее. Главной задачей молодого человека проявить всю свою смекалку и предотвратить потерю головного убора.

Для невесты тоже свои проверки и испытания. Перед входом девушки в праздничный зал, на полу расстилают шкуру барашка. Невеста становится на нее, а родственники обеих сторон пытаются вытянуть шкуру из-под ее ножек. Главной задачей молодой жены устоять на ногах. Она может не много покачиваться, а вот падать на пол просто недопустимо.

Как танцуют

Во второй половине торжества, когда все обряды и испытания пройдены. Молодожёны выходят на совместный танец, а родственники и друзья посыпают пару пшеном и различными монетами. Согласно приметам это должно принести в семью достаток и благополучие. Лицо невесты во время празднования должно быть закрыто полупрозрачной тканью, потому что на свадьбе могут присутствовать мужчины, кровно не считающие родней ни жениху не стороне невесты.

Обряд после свадьбы

Влияние современного мира на празднование кабардинской свадьбы

Под влиянием всемирного технического прогресса и распространению европейской моды, большинство традиций и обычаев отходят на второй план при проведении свадеб. Молодые предпочитают одевать костюмы по последней моде, вместо национальный нарядов. Отмечать бракосочетание в дорогих ресторанах и замках, пренебрегая домашней и уютной обстановке. Перевозят молодых дорогие автомобили. А организацию сценария свадебного торжества доверяют совсем посторонним людям, да еще и за деньги.

По этому поводу мнения многих коренных кабардинцев разделилось. Одни приветствуют нововведения, другие остаются сторонниками старый нравов. Решать то, каким будет свадьба остается только молодым и их родственникам. Несмотря на то, в соответствии с чем будет проводиться кабардинская свадьба. Она все равно будет яркой, веселой и запомниться на долгие годы.


Современный быт кабардинцев все более меняется и урбанизируется, однако в нем по-прежнему сохраняется немало традиционных черт. В большой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – устоявшегося веками морально-этического кодекса, регулирующего правила и нормы поведения. Регулирует он и семейные отношения.

Семья играет важнейшую роль. В отношениях преобладают вежливость и непременное уважение ко всем членам семьи. Старшему поколению оказывается особенный почет. В присутствии старейшины, почитаемого наравне с богом, младшие члены семьи не заговаривают первыми и никогда не позволят себе перебить. За столом старейшине отводится самое почетное место, так как возраст ставится выше звания и социального статуса.

Кабардинская семья, царящие в ней нравы и устои являются для юного поколения основным источником, откуда оно получает уроки жизни. Начинаясь с самого детства, воспитание в семьях продолжается всю жизнь. Нормы поведения передаются от поколения к поколению, а в основе всего лежит личный пример родителей.

Гостеприимство


Обязательным атрибутом любого дома кабардинцев является традиционное гостеприимство, обеспечивающее каждому человеку, переступившему порог, абсолютную защиту. Даже кровный враг мог рассчитывать на соответствующие почести. Принять гостя в любое время, накормить его и устроить в доме – святая обязанность кабардинца. За нарушение традиций гостеприимства, за оскорбление гостя предусматривались серьезные штрафы.

В доме кабардинца гость находится в полной безопасности. Для него на стол ставятся лучшие блюда, и отводится лучшая комната – кунацкая. Гость обычно ест в одиночестве, хозяин может присоединиться к нему лишь после убедительных уговоров. Если же они равны по положению и возрасту, то тогда к трапезе приступают вместе.

По обычаю ни хозяйка дома, ни дети не садятся за один стол с гостем и мужчинами. Но при этом они находятся поблизости, ведь их помощь всегда может понадобиться. Если в городах эту традицию почти забыли, то в сельской местности ее неизменно соблюдают.

Традиции и обычаи кабардинцев

Само название республики говорит о том, что здесь живут два народа – кабардинцы и балкарцы. Народы эти говорят на разных языках, но с древнейших времён их объединяет общность исторических судеб, близость бытового уклада. Много сходного и в устной литературе кабардинцев и балкарцев – в их фольклоре.

Гость адыга в крепости сидит

Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.

Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.

Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества

Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.

Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать

Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.

Свадьба


Обычаи кабардинцев включают много интересных обрядов. Одним из самых ярких является свадьба. С решением вступить в брак кабардинцы не торопятся, подходя к этому делу очень серьезно. Зачастую между выбором будущей супруги и днем бракосочетания проходит несколько месяцев и даже лет. Свадебную церемонию предваряют следующие ритуалы:

Есть несколько обычаев, которые неукоснительно соблюдаются. Жениха сажают за стол с другими мужчинами, после этого выключают свет и стараются стянуть с него головной убор. Жених должен не позволить этого. Для невесты на полу расстилают шкуру барана, ставят на нее невесту, а потом резко пытаются выдернуть шкуру из-под ног девушки. Задача новобрачной – сохранить равновесие. После всех испытаний наступает черед танцев и осыпание молодоженов пшеном и монетами.

Постепенно обычаи утрачиваются, и теперь самая красивая свадьба кабардинцев не включает в себя полный набор обрядов. Современная интерпретация традиций сводится зачастую только к распространенным элементам – традиционным нарядам, музыке, пению, напутственным словам. Изменилось место празднования. Если раньше это был дом, то теперь часто торжество отмечают в кафе/ресторане. Девушка вправе просто вернуться к родителям, если она не желает брака.

Традиции и обычаи кабардинской свадьбы


Одной из малых народностей Ближнего Востока, проживающей в предгорьях Кавказа, являются Кабардинцы. Из-за обособленной местности и вольного нрава они стараются сохранить свою культуру, и кабардинская свадьба является яркой демонстрацией их обычаев.

Корни традиций, по которым проходит праздник, а также предшествующие ему обряды, по разным данным, восходят к 2–4 тыс. до н. э. Настолько древние истоки делают всё торжество очень необычным и самобытным, что идеально подходит для новобрачных, желающих провести уникальную свадьбу.

Рождение ребенка


Обычаи кабардинцев, относящиеся к рождению детей, очень любопытны. При появлении на свет сына на доме вывешивался красный либо белый флаг, при появлении дочери – пестрый флаг. В честь младенца обязательно сажали фруктовое дерево. Это делал дед по линии отца.

Если рождался мальчик, это радостное событие о. Для игры-состязания на двух высоких столбах привязывали копченый сыр и смазанную маслом кожаную веревку. По ней соревнующиеся мужчины добирались до сыра, откусывали кусок и получали за это небольшой приз.

Для первых шагов малыша также устраивали специальный праздник – Лъэтеувэ. Ножки ребенка перевязывали ленточкой, потом старшая женщина в семье разрезала ее с помощью ножниц. Это символизировало, что в будущем ничто не помешает ребенку идти вперед.

Таким образом, рождение ребенка отмечалось как народный праздник − торжественно и пышно. Воспитанием нового члена общины занимались и женщины, и мужчины.

Аталычество

Вызывает большой интерес традиция аталычества – ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в приемную семью. С рождением детей в семье кандидаты на роль аталыка выстраивались в очередь. И чем богаче оказывалась семья, тем длиннее была очередь. По истечении какого-то времени воспитанник возвращался в родительский дом.

По традиции кабардинцев помимо сыновей на воспитание отдавались и дочери. В доме своей воспитательницы они учились всему тому, что могло понадобиться для успешного ведения хозяйства. Потом они возвращались к родителям. С наступлением времени замужества выкуп за невесту отдавали аталыку. Привязанность к приемным родителям сохранялась на всю жизнь.

Как влияют современные европейские традиции на празднование кабардинской свадьбы?

Современные европейские веяния проникают в традиции всех народов, живущих за пределами Европы. С каждым годом национальные обряды забываются, теряется самобытность. Теперь ни одна свадьба не обходится без дорогостоящего автомобиля, все присутствующие стараются облачиться в наряды по последнему писку моды. Ну и, конечно, торжественное событие обязательно должно быть заснято на видео, записано на цифровой носитель информации. Также подготавливаются специальные кабардинские тосты на свадьбу.

Мнения коренных жителей разделились на противоположные: одни одобряют нововведения, другие остаются приверженцами традиций предков.

В конечном итоге право выбора того, как праздновать свадьбу, предоставляется родственникам молодоженов. В любом случае кабардинские свадьбы проходят весело и зрелищно.

Кабардинская свадьба − это не только зрелищность и веселье, это и споры, возникающие в ходе мероприятия. И дело здесь кроется не в плохой организации торжества или в конфликтности присутствующих. Это старинная национальная традиция, которая насчитывает несколько десятков лет.

Традиционное действо длится не один день и начинается с поиска невесты родственниками жениха. Как только подходящая кандидатура будет найдена, в дом к невесте направляется сам жених, его близкие родственники. Они просят у отца невесты благословения на свадьбу. Следует отметить, что согласие на брак жених не всегда получает сразу. В случае отрицательного ответа он приходит к родителям невесты второй, третий раз. Иногда на получение согласия уходит несколько месяцев.

Как только цель была достигнута, семьи будущих супругов начинали вести переговоры о калыме. Этот неспешный разговор длился столько, сколько требовалось для принятия обоюдного решения. После того, как решение было принято, наступал следующий этап кабардинской свадьбы.

Интересные обычаи и приметы


Кабардинцы считали, что от выбора места для строительства дома зависит благополучие их семьи. Подходящим местом считался тот участок земли, на котором находили любые железные предметы, с густой растительностью и водой поблизости. Пригодность места также проверяли следующим методом: на ночь в нем оставляли ведро либо чашку молока. Если к утру количество молока не менялось, место признавалось хорошим. Обычай этот сохраняется и поныне.

У кабардинцев существовало много различных примет, связанных с домов. Главным местом жилища считался очаг, расположенный в самой большой комнате. Его почитали как святыню. Слово, произнесенное у очага, становилось священным. Было запрещено переступать порог дома левой ногой, вбегать или запрыгивать в дом. По обычаю предков это приносило несчастье. Также нельзя было приветствовать друг друга через окно.

Гостю запрещалось касаться веника, который находился в углу, около входной двери. Считалось дурной приметой, когда веник падал перед входящим в дом гостем. Подметать или выбрасывать мусор ночью было нельзя. Передавать нож, швейную иглу и прочие острые предметы острием вперед так же запрещено. Нельзя выплескивать воду, в которой купался, через порог − это считалось плохой приметой.

С погребением умерших у кабардинцев тоже связано много обычаев. Веря в загробную жизнь, они заботились, чтобы у покойного на том свете имелось все, что ему нужно. С этой целью на могильных камнях и памятниках изображали необходимые вещи. В гостевом доме обязательно устраивались поминки. Там же на протяжении года хранилась одежда усопшего, вывернутая наизнанку – это означало, что родственника всегда ждут обратно.

Традиции и обычаи кабардинцев приписывали к смерти равнодушное отношение. Поэтому в годовщину поминок по усопшему не горевали, а устраивались состязания по стрельбе в цель, скачки с призами, детские соревнования.

Подготовка к свадьбе

Первым обычаем, который относится уже к организации свадьбы, является расселение жениха и невесты по разным домам. Но для этого сначала нужно, чтобы девушка покинула отчий дом.

Старшие мужчины принимающего рода должны выкупить невесту. Чаще всего за девушку вносят только часть оговорённого калыма. После того, как девушку выкупили, её подводят к жениху – для того, чтобы он вывел её из отчего дома. При этом женщина должна уверенно переступить порог правой ногой, это означает, что путь в новую семью будет лёгким, и беспроблемным.

Если же невеста спотыкается, то это расценивают как дурной знак. Данная традиция возникла из-за того, что раньше прах предков закапывали под порогом, чтобы они охраняли род от дурных людей. Шествие отводит в подготовленные комнаты сначала невесту, а после –жениха, при этом они живут в разных домах. После этого мужчина не имеет права контактировать со своими родственниками на протяжении 3–4 недель. В некоторых селениях тот же запрет распространяется и на женщину, но его применяют редко.

Читайте также: