Кратко охарактеризуйте сущность объективного материализма

Обновлено: 02.07.2024

Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Содержание

История материализма

Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был Аджита Кесакамбала. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

Античный материализм

Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э., когда старые родоплеменные отношения были окончательно вытеснены рабовладельческим строем, который способствовал занятиям аристократией различного рода искусствами и философией. Город Милет в то время являлся одним из крупнейших греческих колониальных городов побережья Малой Азии, её политическим и торговым центром.

Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха.

В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Боги считались неотъемлоемой частью мира, душой могли наделяться любые объекты.

Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун, индийские мыслители школы чарваки, Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Средневековье

Материализм Нового времени

В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса, в отличие от многих остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.

Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.

Cовременные теории

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

Вообще вопрос материализма/идеализма назван основным вопросом философии. Философы, которые относятся к той или иной когорте, кладут в основу своих взглядов отношение мышления к материи, сознанию и бытию. Если рассматривать эту проблему со стороны раскрытия соотношения материи к сознанию, то можно выделить несколько направлений: идеализм, материализм и дуализм.

Материализм и идеализм

Согласно с доктриной материализма, утверждается первичность возникновения материи по отношению к сознанию. Идеализм, в свою очередь, утверждает обратное. Дуализм же трактует, что сознание существует и развивается параллельно с материей, и независимо друг от друга. У каждого из этих течений есть несколько направлений. Так, например, выделяют следующие виды материализма:

  1. Наивный материализм древних. Самое примитивное учение о первичности материи. Материю представляли как совокупность конкретных, основных первоначал (Гераклит - огонь, Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Демокрит - атомы и пустота). Эти взгляды можно найти и сегодня в слаборазвитых культурах мира (шаманские и магические культуры).
  2. Метафизический материализм. Расцвет этого периода припадает на период 18 века и представлен такими известными учеными как Дидро, Ламетри, Гельвеций. Идея первичности материи здесь сохранялась, но при этом полностью отбрасывалось сознание.
  3. Диалектический материализм. Была сформирована Марксом и нашла свое продолжение в работах Энгельса и Ленина. Здесь уже учитываются особенности сознания, его ставят на второстепенное место по отношению к материи. При этом между сознанием и материей существует некая связь, при помощи которой сознание может посредством человека влиять на материю и преобразовывать ее.

Как и у материализма, у идеализма существуют свои разновидности:

  1. Объективный идеализм. Согласно этой концепции, идеализм соглашается с существованием некой идеи, идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека.
  2. Субъективный идеализм (один из самых известных представителей епископ Дж. Беркли). В основных постулатах утверждается, что весь внешний мир зависит от внутреннего, то есть от сознания человека. Но у этого учения есть и крайняя форма, такая как солипсизм, согласно которой, только личное сознание человека и его комплексы есть реальными.

Кроме этих двух популярных точек зрения существует еще и иррационализм. Согласно этой теории, разумное и логическое познание действительности невозможно.

Таким образом, согласно доктрине материализма, мир - это объективно существующая реальность. Точка зрения материалистов основывается на том, что мир подлежит познанию, а все знания, полученные в результате этого познания, являются эффективной основой для функционирования этого мира.

У идеалистов же, наоборот, первичным признается дух и сознание. Согласно их доктрине, материальное является продуктом духовного. Однако тут стоит отметить, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Соотношения материи и сознания тут понимается по-разному, в зависимости от направления идеализма. В целом, выделяют два вида - субъективное и объективное.

Если придерживаться взглядов субъективного идеализма, то рано или поздно человек уткнется в проблему солипсизма, то есть к отрицанию всего существующего мира, кроме одного только субъекта, что и познает этот мир. Субъективные идеалисты пытаются донести до общества ту мысль, что познание объективного мира является возможным, в то время как объективные идеалисты считают окружающий мир познаваемым, но у них познавательная способность человека напрямую зависит от воли Бога (духа, идеи).

Дуализм

Нельзя не упомянуть и таких философов, которые рассматривают сознание и материю, как два параллельных мира, что не соперничают между собой, а просто существуют и развиваются параллельно. Такой подход называется дуалистическим.

Среди основных представителей этого подхода можно выделить: Ф. Вольтер, Р. Декарт, И. Ньютон и др. На некоторых моментах материализма и идеализма стоит остановиться отдельно, так как их объяснение позволит прояснить общую картину мира в целом.

Всех идеалистов можно условно поделить на две группы: тех кто вообще отбрасывает существование материи, и тех, кто отводит ей вторичное место в философской системе. Если с первым типом все просто - материи нет, а значит говорить о ней бессмысленно, то у вторых материю создали по сути из ничего, то есть ее создал Бог, космический разум или любая другая высшая сила.

Также стоит остановиться на вопросе, кто же такие материалисты.

Материалист - это человек, который придерживается мнения, что материя объективна, а следовательно, даже если сознание исчезнет, то материя продолжит свое существование.

Но тут стоит сделать ремарку, что материалист ни в коем случае не может апеллировать к природе вещей в виде воле творца или высшего разума. Создание/существование материи сводится здесь к тому, что это просто невозможно эмпирически доказать, а потому опускается из виду, так как человек не может этого постичь. Если начать углубляться в вопрос о создании материи, то можно зайти в определенный тупик.

Есть некоторые вещи, между которыми просто невозможно провести грань, так как они начинают противоречить друг другу (материализм и идеализм). Например, возьмем операцию лоботомии. При рассечении мостика между полушариями мозга, в одном человеке появляется два сознания. Со стороны это кажется довольно просто для понимания, но при практическом применении этих знаний возникают определенные проблемы.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Во-вторых, есть диалектический материализм. Он преодолевает все недостатки наивного и механистического (метафизического) материализма. Диамат был официальной философией в Советском Союзе. Кроме диамата еще был истмат и только это считалось научной философией. Все остальные философии объявлялись ненаучными. Философский плюрализм был запрещен, это противоречило природе философии, потому что по своей природе она глубоко плюралистична. Именно этим философия создает необходимый диапазон и простор для свободного выбора мировоззрения, а также ценностей, идеалов, принципов. Мировоззренческая нетерпимость (нетолерантность) диамата и истмата была одной из причин появления диссидентства, появления оппозиционных течений и партий, что привело к падению коммунистического режима в СССР.

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.




Во-вторых, есть диалектический материализм. Он преодолевает все недостатки наивного и механистического (метафизического) материализма. Диамат был официальной философией в Советском Союзе. Кроме диамата еще был истмат и только это считалось научной философией. Все остальные философии объявлялись ненаучными. Философский плюрализм был запрещен, это противоречило природе философии, потому что по своей природе она глубоко плюралистична. Именно этим философия создает необходимый диапазон и простор для свободного выбора мировоззрения, а также ценностей, идеалов, принципов. Мировоззренческая нетерпимость (нетолерантность) диамата и истмата была одной из причин появления диссидентства, появления оппозиционных течений и партий, что привело к падению коммунистического режима в СССР.

Проблема основного вопроса философии является основной для понимания специфики философского знания . И в данной статье мы кратко рассмотрим суть основного вопроса философии и две его стороны.

Онтологическая сторона основного вопроса философии

Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.


Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Диалектический материализм (марксизм) – единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, происходящем по законам диалектики. В процессе самодвижения материя приобретает новые формы и проходит различные этапы развития. Идеальное признается особой реальностью, которая существует относительно автономно. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог представляет собой идеальный образ, который был создан человеком для объяснения неизведанных и непонятных явлений. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс.

Идеализм

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).

Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии


Данный вопрос допускает два ответа:

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

Читайте также: