Суть антропологического пессимизма макиавелли кратко

Обновлено: 03.07.2024

Биографические сведения. Никколо Макиавелли (1469—1527) родился и большую часть жизни прожил во Флоренции. Он был государственным деятелем (14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики), историком, поэтом и писателем (в част­ности, военным писателем); был другом Леонардо да Винчи и Мике­ланджело. В 1512 г. герцогу Медичи удалось вернуть власть над Фло­ренцией, и в числе многих других деятелей Флорентийской республи­ки Макиавелли был арестован и брошен в тюрьму, позднее отправлен в ссылку в деревню. Именно там он написал большинство своих соци­ально-политических работ.

Будучи человеком ренессансной культуры, образцы правильного поведения правителей Макиавелли усматривает прежде всего в дея­тельности древних римлян (преимущественно республиканского пери­ода).

Политический реализм. Социально-политическое учение Макиа­велли можно назвать политическим реализмом.Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной чело­веческой природы. А человек по своей природе не является ни хоро­шим, ни плохим, впрочем, как замечал Макиавелли, плохого в нем больше. Следовательно, умелый политик должен больше принимать в расчет слабости и недостатки людей, нежели их положительные ка­чества.

1 В этом Макиавелли следует Телезио, который предложил принцип автономного Рассмотрения отдельных областей исследования.

Говоря о природе человека, Макиавелли неоднократно под­черкивает, что люди скорее забудут смерть отца, нежели потерю иму­щества. Поэтому борьба между людьми достигает особого накала там и тогда, где речь идет об обладании собственностью. Такая борьба не­избежна и может приводить к полезным последствиям (например, именно она привела Рим к свободе, т.е. республике).

Макиавелли осуждает христианство за то, что оно учит смирению и, концентрируя интересы человека на небе, отвлекает от земных дел. Как и все гуманисты, он оценивает человека по его личным делам и заслугам, и потому резко обрушивается на бесполезное дворянство, живущее чужим трудом.

Политическим идеалом для Макиавелли была Римская республи­ка — мощное, стабильное образование, сохранявшее внутренний по­рядок не одно столетие и сумевшее распространить этот порядок на громадные завоеванные территории. При республиканской форме правления каждый гражданин несет ответственность за судьбу госу­дарства. Но в современных ему условиях наилучшей формой правле­ния он считает наследственную монархию. В основе государства ле­жит сила, не связанная ни с какими моральными нормами, поэтому государство нуждается в аппарате принуждения, и прежде всего ар­мии. Он противник наемной армии и выступает за всеобщую воин­скую повинность.

В случае необходимости монарх (особенно придя к власти) может и должен применять крайне жестокие меры, например переселить це­лые народы, разрушить старые города и построить новые, сделать бога­тых бедными, а бедных — богатыми. Все меры оправданы, когда речь идет о сохранении стабильности и порядка в государстве. Так, если есть хотя бы возможность бунта, то лучше заранее казнить несколько десятков ни в чем не повинных людей, которые могли бы возглавить его, чем допустить сам бунт, в котором наверняка погибнут тысячи.




Утопизм

В эпоху Возрождения появляются модели земного идеального госу­дарства, где социальный гнет, нищета и человеческие пороки устраня­ются за счет разумного государственного устройства и правильного воспитания граждан (Т. Мор), к которым еще добавлялось развитие науки (Т. Кампанелла).

В Новое время — в XVIII и особенно в XIX вв. — появилось мно­жество работ в рамках утопического социализма(Сен-Симон, Фу­рье, Оуэн), где акцент делался на необходимость общественной соб­ственности на средства производства и справедливое распределение произведенной продукции.

Ренессансный утопизм

Томас Mop(More) (1478—1535)— английский гуманист, фило­соф и государственный деятель (1529—1532 — канцлер Англии). Ког­да король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от папы римского, а самого себя — главой английской церкви, Мор отка­зался это признать, был обвинен в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен. В 1886 г. католическая церковь причислила его к лику блаженных, в 1935 г. — канонизировала.

Схема 96. Утопизм: основные периоды развития


Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1972. Т. 2.

Балла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев-Москва, 1998.

Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. М., 1999.

Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

Макиавелли Н. Государь // Макиавелли. Избранные сочинения. М., 1982.

Монтень М. Опыты. М., 1991.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1986.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчук и др. М., 1967.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994—1997. Т. 3.

Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000—2001. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993—1995.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1986.

Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. М., 1972.

Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй поло­вины XIV — первой половины XV вв. М., 1977.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.

Биографические сведения. Никколо Макиавелли (1469—1527) родился и большую часть жизни прожил во Флоренции. Он был государственным деятелем (14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики), историком, поэтом и писателем (в част­ности, военным писателем); был другом Леонардо да Винчи и Мике­ланджело. В 1512 г. герцогу Медичи удалось вернуть власть над Фло­ренцией, и в числе многих других деятелей Флорентийской республи­ки Макиавелли был арестован и брошен в тюрьму, позднее отправлен в ссылку в деревню. Именно там он написал большинство своих соци­ально-политических работ.

Будучи человеком ренессансной культуры, образцы правильного поведения правителей Макиавелли усматривает прежде всего в дея­тельности древних римлян (преимущественно республиканского пери­ода).

Политический реализм. Социально-политическое учение Макиа­велли можно назвать политическим реализмом.Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной чело­веческой природы. А человек по своей природе не является ни хоро­шим, ни плохим, впрочем, как замечал Макиавелли, плохого в нем больше. Следовательно, умелый политик должен больше принимать в расчет слабости и недостатки людей, нежели их положительные ка­чества.

1 В этом Макиавелли следует Телезио, который предложил принцип автономного Рассмотрения отдельных областей исследования.

Говоря о природе человека, Макиавелли неоднократно под­черкивает, что люди скорее забудут смерть отца, нежели потерю иму­щества. Поэтому борьба между людьми достигает особого накала там и тогда, где речь идет об обладании собственностью. Такая борьба не­избежна и может приводить к полезным последствиям (например, именно она привела Рим к свободе, т.е. республике).

Макиавелли осуждает христианство за то, что оно учит смирению и, концентрируя интересы человека на небе, отвлекает от земных дел. Как и все гуманисты, он оценивает человека по его личным делам и заслугам, и потому резко обрушивается на бесполезное дворянство, живущее чужим трудом.

Политическим идеалом для Макиавелли была Римская республи­ка — мощное, стабильное образование, сохранявшее внутренний по­рядок не одно столетие и сумевшее распространить этот порядок на громадные завоеванные территории. При республиканской форме правления каждый гражданин несет ответственность за судьбу госу­дарства. Но в современных ему условиях наилучшей формой правле­ния он считает наследственную монархию. В основе государства ле­жит сила, не связанная ни с какими моральными нормами, поэтому государство нуждается в аппарате принуждения, и прежде всего ар­мии. Он противник наемной армии и выступает за всеобщую воин­скую повинность.

В случае необходимости монарх (особенно придя к власти) может и должен применять крайне жестокие меры, например переселить це­лые народы, разрушить старые города и построить новые, сделать бога­тых бедными, а бедных — богатыми. Все меры оправданы, когда речь идет о сохранении стабильности и порядка в государстве. Так, если есть хотя бы возможность бунта, то лучше заранее казнить несколько десятков ни в чем не повинных людей, которые могли бы возглавить его, чем допустить сам бунт, в котором наверняка погибнут тысячи.

Утопизм

В эпоху Возрождения появляются модели земного идеального госу­дарства, где социальный гнет, нищета и человеческие пороки устраня­ются за счет разумного государственного устройства и правильного воспитания граждан (Т. Мор), к которым еще добавлялось развитие науки (Т. Кампанелла).

В Новое время — в XVIII и особенно в XIX вв. — появилось мно­жество работ в рамках утопического социализма(Сен-Симон, Фу­рье, Оуэн), где акцент делался на необходимость общественной соб­ственности на средства производства и справедливое распределение произведенной продукции.

Ренессансный утопизм

Томас Mop(More) (1478—1535)— английский гуманист, фило­соф и государственный деятель (1529—1532 — канцлер Англии). Ког­да король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от папы римского, а самого себя — главой английской церкви, Мор отка­зался это признать, был обвинен в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен. В 1886 г. католическая церковь причислила его к лику блаженных, в 1935 г. — канонизировала.

Схема 96. Утопизм: основные периоды развития


Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1972. Т. 2.

Балла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев-Москва, 1998.

Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. М., 1999.

Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

Макиавелли Н. Государь // Макиавелли. Избранные сочинения. М., 1982.

Монтень М. Опыты. М., 1991.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1986.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчук и др. М., 1967.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994—1997. Т. 3.

Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000—2001. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993—1995.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1986.

Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. М., 1972.

Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй поло­вины XIV — первой половины XV вв. М., 1977.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.

Краткая биография флорентийского философа Н. Макиавелли, его представления о сущности человека и идеальном правителе. Антропологический пессимизм в трактате "Государь". Анализ учения Мартина Лютера. Мотивы неотвратимости рока в работе "О рабстве воли".

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.07.2016
Размер файла 27,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Кафедра философии

Философские взгляды Н. Макиавелли и М. Лютера

студентка II курса дневного отделения

кандидат философских наук

Введение

Под антропологическим минимализмом понимают убеждение в слабости и несовершенстве человеческой природы.

Такой взгляд на человека сформировался в эпоху позднего Ренессанса и отчетливо представлен, в частности, в работах таких знаменитых философов, как Никколо Макиавелли, Мишель Монтень, Мартин Лютер, а также в творчестве великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира.

Мартин Лютер жил в эпоху реформации (религиозного и общественно-политического движение в Западной и Центральной Европе XVI -- начала XVII века, направленного на реформу католицизма) и , надо заметить, играл в этом движении далеко не последнюю роль: был одним из его инициаторов.

Если верить учебнику А. М. Руденко, то “реформация стала возможной в силу кризиса феодализма на фоне зарождения и укрепления класса торгово-промышленной буржуазии, ослабления феодальной раздробленности и становления европейских государств.

Руководители государств и политических элит не имели заинтересованности в чрезмерной власти церкви.

Все это наряду с кризисом и моральным разложением католической Церкви, а также распространением идей гуманизма и ростом самосознания личности привело к увеличению влияния антикатолических религиозно-философских учений” Руденко А. М. Философия в схемах и таблицах : учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - С. 123. .

Идеи Никколо Макиавелли относят к политической философии. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом и Церковью, политическая философия изучала “проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей и приемы политической борьбы”. Руденко А. М. Философия в схемах и таблицах : учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - С. 127.

Свои представления об идеальном правителе, изложенные в работе “Государь” Макиавелли строил применительно к политической ситуации в Италии в первой половине XVI века. Подчеркнем, что бесконечные войны конца XV - первой половины XVI вв. оставили свой след в истории этой страны.

Положение усугубляла феодальная раздробленность. Предпринимались различные попытки борьбы со сложившейся ситуацией, и флорентийский философ не остался в стороне, предложив свою концепцию государя.

1. Николо Макиавелли (1469 - 1527)

1.1 Биография

Макиавелли родился 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье. Его малой родиной стала деревня Сан-Кашано, расположенная недалеко от Флоренции. Макиавелли получил хорошее образование, благодаря прекрасному знанию латыни мог читать в оригинале древних авторов, имел хорошее представление об итальянской классике.

С 1498 г. Макиавелли был секретарем Второй канцелярии, в том же году его избрали секретарем Совета Десяти, отвечающего за военную сферу и дипломатию. На протяжении 14 лет Макиавелли выполнил большое количество поручений правительства, в составе посольств ездил в различные итальянские государства, а также в Германию и Францию, составлял справки и доклады по текущим политическим вопросам, вел обширную переписку.

Летом, 22 июня 1527 года, находясь в родной деревне, выдающийся философ скончался.

(дата обращения: 09.12.2015) .

Действительно в суждениях Макиавелли часто проскальзывают тезисы о несовершенстве человеческой природы.

Показательной в отношении антропологической философии Макиавелли является 17 глава (“О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх”). В ней отчетливо отражается антропологический пессимизм философа:

2. Мартин Лютер (1483 -1546)

2.1 Биография

Мартин Лютер родился в семье горняка и крестьянки в Саксонии. В 1501 году он поступил в Эрфуртский университет, где получил степень бакалавра.

В 1505 году Лютеру была присвоена степень магистра свободных искусств. В это время философ пребывал в состоянии духовного поиска: ему не давала покоя библейская идея греховности падшего человека. Он решил поступить в Августинский монастырь в Эрфурте, вопреки воле своих родителей. В монастыре Лютер изнурял себя строгой жизнью, стремясь достичь праведности. Мыслитель принял монашеский обет в 1506 г., а в 1507 его посвятили в священники.

В 1508 г. Лютер отправился преподавать в новый университет в Виттенберге. Там он впервые познакомился с работами Августина Блаженного. антропологический философ макиавелли лютер

В октябре 1517-го мыслитель вывесил в Виттенберге на замковой двери плакат с известными 95 тезисами. За выступления, направленные против Рима, Лютера объявили еретиком.

Последние годы жизни философ много болел и умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

Также о невозможности противостояния воле Бога со стороны простого смертного мыслитель говорит:“…все, что мы делаем, все, что совершается, даже если это и кажется нам изменчивым или случайным, свершается, однако, если принимать во внимание Божью волю, необходимо и неизменно. Ведь воля Божья сильна, ей ничего не может противостоять, потому что в ней заключается природное могущество Божье; и еще -- Он мудр, Его нельзя обмануть. Если же воля нерушима, то и само дело нельзя нарушить, потому что неминуемо оно свершится в том месте, в то время, тем образом, в той мере, в какой Он сам это предвидит и этого желает” Роттердамский Э. Философские произведения. - М.: Наука, 1986. - С. 309 .

Человек, считает Лютер, не должен пытаться постигнуть замысел Бога, он обязан довериться ему и “просто молиться, воздавать Ему славу, ибо один только Он праведен, мудр и справедлив ко всякому” Роттердамский Э. Философские произведения…С. 328 . Именно тот, кто перестанет бороться и пытаться изменить свою судьбу, кто дойдет до крайней стадии отчаянья, тот, по мнению философа, окажется “ближе всего к благодати” Роттердамский Э. Философские произведения…С. 328 .

Лютер отмечает незначительность людей, их крошечное значение в мире по сравнению с великим Господом: “Как же мы, жалкие люди, должны славить Бога…” Роттердамский Э. Философские произведения…С. 324 .

3. Сравнение двух философий

Нет сомнения, что Н. Макиавелли и М. Лютер великие мыслители. Тем не менее в их философиях больше кардинальных расхождений, чем схожих черт.

К примеру, свобода в понимании Макиавелли есть стремление создавать историю; человек, по мысли философа, сам распоряжается своей волей в то время как для Лютера понятия свободы как таковой просто не существует.

В соответствии с его философией человеком управляет Бог, он не вправе распоряжаться своей жизнью, его судьба - целиком и полностью в руках Бога.

Список литературы

1.Антисери Д., Реале Дж. - Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / в переводе и под ред. С. А. Мальцевой. СПб.: Пневма, 2002. - 808 с.

2.Бачинин В. А. Мартин Лютер о свободе и рабстве воли // Свободная мысль. - 2012. - № 3-4 (1632).

3.Зорина Е.В., Рахманкулова Н.Ф. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Алексеева А. П., Яковлевой Л. Е. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 336 с.

6.Роттердамский Э. Философские произведения. - М.: Наука, 1986. - 703 с.

7.Руденко А. М. Философия в схемах и таблицах : учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 382 с.

8.Шкляев Д.О. Политическая философия Никколо Макиавелли // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2015. - № 10-5.

Подобные документы

Краткая биографическая справка из жизни Н. Макиавелли. Политические взгляды философа в работах "Государь" и "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия". Учение о государственной власти. Качества, которыми должен обладать правитель для удержания власти.

презентация [1,1 M], добавлен 17.11.2014

Характерные особенности политической концепции итальянского философа Николо Макиавелли, высказанной в трактате автора "Государь". Психологические характеристики государя в философском труде автора. Методология захвата власти, конкретные методы правления.

реферат [13,3 K], добавлен 28.05.2015

Содержание книги "Государь" Никколо Макиавелли. Сущность идей автора: способы захвата престола; удержания тиранической власти в завоёванной стране; борьбы против угрозы политических заговоров. Качества характера, которыми должен обладать государь.

реферат [27,2 K], добавлен 20.08.2015

Человек, чьи слова и мысли идут в разрез с общечеловеческими. Краткая биография Никколо Макиавелли. "Государь" - гениальное произведение, великолепный учебник правителя. Узкий круг читателей. Особенности "Государя". Основные качества правителя.

анализ книги [40,0 K], добавлен 19.05.2011

Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения. Исторические предпосылки возникновения. Учения основных представителей: Николай Кузанский, Миколо Макиавелли, Николай Коперник, Джордано Бруно, Мишель Монтень, Томас Мор. Реформация Мартина Лютера.

реферат [18,7 K], добавлен 15.02.2009

Николо Макиавелли. Историческая справка. "Государь" Макиавелли. Понятие "макиавеллизма". Макиавеллизм и современность (проблемы мотивации лидеров). Его работа "Государь" является настольной книгой политических деятелей разных стран.

реферат [25,8 K], добавлен 16.07.2004

Взгляды Н. Макиавелли как составляющая часть философского аспекта в его общественно-политическом учении. Размышления философа о религии, имеющей, по его мнению, рационалистическое объяснение и реализующейся как практическое средство управления державой.

С Никколо Макиавелли (1469—1527) начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стремится отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии, принимая в качестве методологического принцип спецификации предмета исследования, который должен изучаться, по выражению Телезия: iuxta propria principia — т.е. автономно, не будучи причастным к другим областям, и, освободившись от методологической нагруженности, мог стать пригодным для политического исследования. Позицию Макиавелли можно выразить формулой "политика для политики", которая собирательно и гибко выражает не что иное, как концепцию автономии.

Естественно, этот резкий поворот от гуманизма объясняется, по большому счету, новой политической ситуацией, сложившейся во Флоренции и в Италии в целом. Кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что "есть" (вещи, как они реально существуют) и тем, что "должно быть" (вещи, как они должны были быть, если сообразовываться с моральными ценностями). Но возводился этот разрыв в принцип и помещался в основу нового видения фактов политики.

Моменты мысли Макиавелли таковы: а) политический реализм, который тесно связан с антропологическим пессимизмом; б) новая концепция "добродетели" государя, эффективно управляющего государством и со знанием дела противостоящего "судьбе"; наконец, с) "возвращение к началам", как условие восстановления и обновления политической жизни.

Что касается политического реализма, то в основополагающей XV главе "Государя" (написанного в 1513, но опубликованного только в 1531, спустя 5 лет после смерти автора) тематизируется принцип, "правды в обстоянии вещей как они есть", и оставляется без внимания то, что "должно было быть". Вот точные слова Макиавелли: "Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что избрав тот же предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности" (цит. по: Макиавелли Н. Изб. соч. М., 1982, стр. 344—345).

Макиавелли смог прямо сказать, что монарх может оказаться в таких условиях, что должен будет применять методы крайне жестокие и бесчеловечные. Крайнее зло требует крайних мер, потому следует избегать, в любом случае, половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив только крайне вредны.

Вот образец жесткой трезвости в "Рассуждениях на первые десять книг Тита Ливия", (написанных в 1513—1519 и опубликованные в 1532): "Когда кто-нибудь становится государем какой-нибудь страны, или города, особенно не имея там прочной опоры, и не склоняется ни к монархическому, ни к республиканскому гражданскому строю, то для него самое надежное средство удержать власть — это, поскольку он является новым государем, переделать в этом государстве все по-новому: создать в городах новые правительства под новыми наименованиями, с новыми полномочиями и новыми людьми; сделать богатых бедными, а бедных богатыми, как поступил Давид, став царем: "алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем", а кроме того — построить новые города и разрушить построенные, переселить жителей из одного места в другое, — словом, не оставить в этой стране ничего нетронутого. Так, чтобы в ней не осталось ни здания, ни учреждения, ни состояния, ни богатства, которое не было бы обязано ему своим существованием. Он должен взять себе за образец Филиппа Македонского, отца Александра, который именно таким образом из незначительного царя стал государем всей Греции. Писавший о нем автор говорит, что он перегонял жителей из страны в страну подобно тому, как пастухи перегоняют свои стада. Меры эти до крайности жестоки и враждебны всякому образу жизни, не только что христианскому, но и вообще человеческому. Их должно избегать всякому: лучше жить частной жизнью, нежели сделаться монархом ценой гибели множества людей. Тем не менее, тому, кто не желает избрать вышеозначенный путь добра, надобно погрязнуть во зле. Но люди избирают некие средние пути, являющиеся самыми губительными, ибо они не умеют быть ни совсем дурными, ни совсем хорошими [. ]" (цит. по: Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982, стр. 422).

Эти самые горькие рассуждения связаны с пессимистическим видением человека. Согласно Макиавелли, человек сам по себе ни хорош, ни плох, но, скорее, склонен к тому, чтобы быть плохим. Следовательно, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен принимать преобладание отрицательного и действовать в соответствии с этим. Поэтому не нужно бояться показаться устрашающим, следует принять необходимые меры, чтобы держать в страхе. Конечно, идеальный государь должен быть в одно и то же время и обожаемым и внушающим страх. Но эти две вещи трудно совместимы, и потому, государь выбирает самый эффективный из способов управления государством.

Такие достоинства государя названы Макиавелли "добродетелью". Разумеется, политическая "добродетель" Макиавелли совсем не та, что "добродетель" в христианском смысле. Он использует этот термин, который в древнегреческой традиции звучал как arete в натуралистическом понимании без спиритуализованного представления об arete как о "благоразумии", свойственного Платону, Аристотелю, Сократу. В частности, оно ближе к понятию arete, которое было у некоторой части софистов.

Л.Фирпо описал это очень хорошо: "Добродетель это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать; она есть сильнейшая воля, ставящая плотину полному разливу событий, которая дает правило — увы! всегда частичное, как древний хаос, который строит с неодолимым напором порядок в пределах мира, но ведет к обвалу и распаду. Людьми управляют малодушие, неверность, алчность, безумие; непостоянство в намерениях; невыдержанность, необязательность, неумение страдать ради достижения цели; едва только палка или плеть выпадают из руки повелителя, тотчас же порядок нарушается, подданные его бросают, отворачиваются, предают. В духе традиции средневековой христианской политики грешный человек, в массе своей презирающий все святое, целиком отдан в распоряжение гражданских властей, меча и суровой наказующей длани монарха".

И эта добродетель знает, как противостоять судьбе. Для гуманистов тема противопоставления "свободы" и "судьбы" была очень важной, как и для Макиавелли. Многие полагали, что судьба движет событиями и потому бесполезно напрягаться, стремиться противостоять ей, и лучше было бы прекратить попытки бороться с ней. И Макиавелли стремиться приспособиться к этому мнению. Но решение проблемы в следующем: одна половина всего человеческого зависит от судьбы, другая — от добродетелей и свободы. Вот образ, ставший чрезвычайно известным (типичный образец мышления того времени): ". фортуна не постоянна, а человек упорствует в своем образе действий, поэтому, пока между ними согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию приходит конец. Ибо фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать — таким она поддастся скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина — подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают" (цит по: Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982, стр. 375).

Политическим идеалом Макиавелли все же не был принцип, им описанный, который скорее был продиктован необходимостью исторического момента, а республика, основанная на свободе и добрых обычаях. И описывая эту республику, он толкует в новом смысле ту же концепцию "добродетели", в частности, когда обсуждает старый вопрос о том, полагался ли римский народ, завоевывая господство, на судьбу более, нежели на добродетели, и отмечает, без тени сомнения, что "добродетель важнее чем судьба в завоеваниях империи".

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис". . Антисери Д., Реале Дж. . 1994 .

Это направление в антропологической философии, противоположное оптмизму. При антропологическом оптимизме (вообще антропология, как считается зародилась еще в Греции) человек является мерой всех вещей, то при пессимизме все наоборот, челове лишь крупица в этом мире.

Жизнь человека передана в безраздельную власть судьбы, превосходящих его стихий и сил. Эта мысль четко прослеживается в мифах.

А существует пессимизм не антропологический? То есть, предполагается пессимизм никак не связанный с человеком?

Наверное, Макиавелли можно рассматривать как своеобразного механика государственной машины, сердце которого болит от того, что она эксплуатируется молодыми, неопытными водителями, грубо и неумело, и в конце концов ломается. Макиавелли стоит как бы на точке зрения самой машины и защищает ее собственные ценности. В этой связи одним он кажется аморалистом, а другим — революционером, обнажившим беспощадную по отношению к людям природу государства. Но оно, может быть, не плохое и не хорошее. Созданное человеком или выросшее в процессе его выживания и развития естественно, в любом случае оно представляет собой самостоятельную реальность, которая живет уже по своим собственным законам и, более того, требует от человека таких качеств, чтобы он мог быть частью этой реальности — политическим существом.

Читайте также: