Сущность парламентского контроля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

Контрольные функции парламента, по мнению ряда исследователей, могут проявляться уже непосредственно в его законотворческой деятельности: депутаты и комитеты в ходе разработки и принятия законов обсуждают сложившееся положение, существующие проблемы и дают оценку работе ответственных органов государственной власти [1] . Однако в целях осуществления парламентского контроля законодательный орган, как правило, наделяется рядом особых полномочий и использует специальные процедуры. Обязанность отчитываться перед парламентом также может быть конституционно закреплена за правительством и иными государственными учреждениями.

Формы и методы парламентского контроля также различаются в зависимости от формы правления, государственного устройства. Наибольшее значение имеет в парламентских и полупрезидентских республиках. В президентских республиках его значение существенно меньше [2] .


В государствах, где право на парламентский контроль закреплено за законодательным органом, закон также устанавливает и обязанности подлежащего данному контролю круга лиц и учреждений по отношению к парламенту в рамках осуществления им контрольных функций. Сюда может входить обязанность отвечать в установленный срок на парламентские и депутатские запросы, являться на заседание палаты для ответа на вопросы её членов, обязанность предоставлять все запрашиваемые парламентом документы и материалы, обязанность уйти в отставку в случае выражения недоверия.

Парламентский контроль носит, как правило, политический характер [2] . В этой связи в ряде государств существуют ограничения для членов правительства на критику действий кабинета и на конкретные шаги, направленные против него. Так, например, концепция коллективной ответственности правительства (англ.) русск. в Великобритании предполагает, что член правительства не только не имеет права публично выступать против решений кабинета министров, но также голосовать против них в палате общин.

Реже парламентский контроль имеет административную природу и осуществляется через специальные органы: счётную палату, счётный суд и другие. Как правило, это касается финансового и финансово-экономического контроля [2] .

Примечания

  1. Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Парламентский контроль // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М .: Юридическая литература, 2002. — С. 224 — 225. — 432 с. — ISBN 5-7260-0987-8
  2. 123Парламентский контроль. Энциклопедический словарь экономики и права. Ведомости

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Парламентский контроль" в других словарях:

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ, форма государственного контроля; носит общий политический и административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет парламентский контроль над деятельностью… … Энциклопедический словарь

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — одна из форм государственного контроля. Носит общий политический и реже административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет П.к. над деятельностью правительства, главными методами и… … Юридический словарь

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — одна из форм государственного контроля. Носит в основном общий политический и реже административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет П.к. над деятельностью правительства, главными… … Юридическая энциклопедия

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — одна из форм государственного контроля. Носит в основном общий политический и реже административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет П.к. над деятельностью правительства, главными… … Энциклопедический словарь экономики и права

парламентский контроль — одна из форм государственного контроля. Носит общий политический и реже административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет П.к. над деятельностью правительства, главными методами и… … Большой юридический словарь

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — одна из функций парламента. заключающаяся в проверке и корректировке деятельности исполнительной власти и. возможно, главы государства. иных государственных органов и должностных лиц в пределах предоставленных парламенту полномочий. Основными… … Энциклопедия юриста

Парламентский контроль над военной организацией государства — центральный компонент демократического гражданского контроля трактуется в контексте данного Закона как деятельность по созданию и обеспечению адекватного применения системы правовых установлений и административных мер, осуществляемых парламентом… … Официальная терминология

КОНТРОЛЬ ПАРЛАМЕНТСКИЙ — ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ … Юридическая энциклопедия

КОНТРОЛЬ ПАРЛАМЕНТСКИЙ — (см. ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Статья 5. Формы парламентского контроля

Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:

1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

2) проведение палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;

5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

7) направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов;

8) направление членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы запросов членов Совета Федерации, запросов депутатов Государственной Думы (далее - депутатский запрос);

10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;

11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

12) осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";

13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

15) направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;

16) приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ
"О парламентском контроле"

С изменениями и дополнениями от:

4 ноября 2014 г., 14 декабря 2015 г., 9 марта 2016 г., 28 марта 2017 г., 3 августа 2018 г., 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 23 апреля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
7 мая 2013 г.
N 77-ФЗ

Принят Закон о парламентском контроле.

Его проводят Совет Федерации и Госдума РФ, их комитеты и комиссии, члены и депутаты, Счетная палата РФ. Субъектом контроля также является парламентская комиссия по расследованию соответствующих фактов и обстоятельств.

Среди целей контроля - обеспечивать соблюдение Конституции и законов страны, противодействовать коррупции, выявлять ключевые проблемы в деятельности госорганов. Кроме того, изучается практика применения законодательства России, вырабатываются рекомендации по его совершенствованию.

Перечислены формы парламентского контроля. Так, Госдума рассматривает вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает его ежегодные отчеты и доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности Банка России. Проводятся парламентские слушания и расследования. Направляются депутатские запросы. Представители ФС РФ могут привлекаться к работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения ЧС и ликвидации их последствий.

Государственный и местный органы, организация или соответствующие должностные лица обязаны рассмотреть предложения палаты ФС РФ, подготовленные по итогам проведения парламентского контроля, и в определенный срок уведомить ее о принятых мерах.

Правительство РФ должно ежеквартально информировать парламент страны о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами.

Парламентский контроль осуществляется гласно. Информация о нем должна быть открытой для общества и СМИ, в т. ч. через Интернет.

Общее руководство организацией и проведением парламентского контроля возлагается на председателей палат ФС РФ и их заместителей.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 мая 2013 г., в "Российской газете" от 14 мая 2013 г. N 100, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 19 ст. 2304

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 330-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Соломатина Е.А., доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Проблема формирования и совершенствования эффективного парламентского контроля за деятельностью правоохранительных органов в Российской Федерации стоит во всей полноте - контроль должен организационно соответствовать управленческому механизму, объективным закономерностям реализации функций государственного управления.

Контроль является одним из важнейших атрибутов демократического государственного управления, отражающих интересы и волю граждан. Ни одно государство не может полноценно функционировать без развитой системы контроля. Он проявляется в сложной системе сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей, в открытости и доступности государственных органов, в их подотчетности избирателям и всему народу, в их сотрудничестве со средствами массовой информации, социальными институтами гражданского общества. Сильная и стабильная власть невозможна без контроля, дисциплины и ответственности. Общество и государство могут эффективно взаимодействовать, только опираясь на принцип взаимной ответственности.

Контроль следует рассматривать не как чрезвычайную меру, а как неотъемлемую часть управленческой деятельности, как обеспечение законности в работе правоохранительных органов.

Главное назначение контроля, его действенность должны быть направлены на строительство демократического, правового, социального государства. Состояние контроля позволяет судить об эффективности функционирования правоохранительной системы, о том, насколько точно и добросовестно должностные лица соблюдают свои обязанности перед гражданами и обществом, действуют в рамках правовых и иных социальных норм.

В настоящее время в научных кругах нет единого подхода к определению сущности парламентского контроля, а тем более однозначного представления о раскрывающих ее аспектах. Спектр мнений исследователей широк и разнообразен. Анализируя их, можно выделить один из наиболее часто встречающихся аспектов контроля законодательной власти - оценка (с точки зрения законности, целесообразности и т.д.) каких-либо управленческих действий (включая издание правовых актов), получение информации о неправомерности действий подотчетных субъектов и оценочные выводы, позволяющие корректировать применение законодательной базы в определенной сфере правового регулирования.

Здесь необходимо сказать, что началом для определения понятия, сущности и правовой природы контрольных полномочий законодательной власти является теория разделения властей. Логика, которая лежит в ее основе, проста: закон (решение), его реализация (исполнение) и контроль за исполнением - это важные слагаемые деятельности парламентской власти.

Теория разделения властей предполагает наличие единого источника власти, каковым является народ, что на государственно-правовом уровне выражается в создании единого государственного механизма реализации его воли с учетом меняющейся политической, экономической, социальной обстановки, исходя из потребностей жизни, общества и граждан. Парламент как орган, олицетворяющий законодательную власть, должен стать форумом, где публично сталкиваются мнения, разделяемые теми или иными стратифицированными слоями населения, предложения, выражающие те или иные "групповые" интересы, впоследствии законодательно преобразующиеся.

Для правового государства концепция контроля законодательной власти не является новой. Она вытекает из структуры демократических форм правления, установленных конституциями ряда стран. К сожалению, в России эта концепция не получила своего развития.

Контроль законодательной власти следует рассматривать как разновидность государственного контроля, вид деятельности парламента, осуществляемый посредством закрепленных Конституцией и другими нормативными актами способов и форм через специально создаваемые для этого органы в целях обеспечения законной и эффективной деятельности высших органов государственной власти страны.

Таким образом, понятие контроля законодательной власти следует рассматривать в следующих трех основных аспектах, а именно:

  1. контроль как систематическая и конструктивная деятельность парламента, одна из основных функций осуществления его компетенции, т.е. контроль как вид деятельности, реализующийся через закрепленные правовые формы;
  2. контроль как система мер, обеспечивающих обнаружение негативных явлений и тенденций в состоянии и функционировании подконтрольных объектов, проверки законности и выполнения легитимно принятых норм, отражающих общегосударственные интересы;
  3. контроль как конечный элемент процесса управленческой деятельности, направленный на систематизацию мер предупредительного, исправляющего, пресекающего, а иногда и карательного воздействия.

Для понимания парламентского контроля за деятельностью правоохранительных органов важно уяснить цели и задачи его осуществления.

Мы полагаем, что целями такого вида контроля, с одной стороны, являются: охрана конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина; обеспечение режима законности, верховенства и прямого действия Конституции России; обеспечение исполнения правоохранительными органами и их должностными лицами Конституции Российской Федерации и нормативно-правовой базы, регулирующих деятельность указанных органов; наблюдение за тем, чтобы законы и другие нормативно-правовые акты, принимаемые ими, не противоречили Основному Закону страны; повышение эффективности государственного регулирования, поддержание стабильности государственного устройства, а также в случае обнаружения отклонений от заданных параметров формулирование требования об устранении этих отклонений.

С другой стороны, к целям контроля можно отнести предупреждение коррупции в деятельности сотрудников правоохранительных органов, злоупотребления должностными полномочиями, связь с организованной преступностью, вымогательство, взяточничество, нарушение прав и свобод граждан и других видов противоправной деятельности, часто встречающейся в осуществлении своих полномочий субъектами правоохранительных органов.

Информация, полученная при осуществлении контрольной деятельности, необходима также для обнаружения противоправных и нецелесообразных действий или финансовых затрат и иных ресурсов, выявления виновных и привлечения их к ответственности.

Парламентский контроль в условиях реформирования правоохранительных органов в России должен решать три основные задачи: 1) соблюдение правовых документов и других нормативных актов, что позволило бы поддерживать стабильность правопорядка в государстве и общего устройства, вовремя вскрывать отклонения от заданных законодателем направлений, а в случае необходимости вводить "нужную" корректировку; 2) повышение эффективности работы правоохранительных органов. Она касается не только их численности и взаимодействия, а также противодействия бюрократизации правоохранительной системы, но и повышения правопорядка в стране, обеспечения общественной безопасности; 3) целенаправленное использование средств, необходимых для улучшения работы правоохранительных органов, целесообразность и точность прохождения их по адресатам.

В решении поставленных задач особое место принадлежит функциям контроля. Функция контроля законодательной власти вытекает из его сущности и определяется назначением контроля в обществе. Функция - это такое направление его воздействия на общественные отношения в правоохранительной сфере, потребность которых порождает необходимость существования контроля как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направления необходимого воздействия контроля, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (законодательное регулирование правоохранительной системы, бюджетный контроль парламента). Функция выражает наиболее существенные, главные черты контроля и направлена на осуществление конкретных задач, стоящих перед парламентом в процессе регулирования правоохранительного аппарата.

Рассматривая функции парламентского контроля за деятельностью правоохранительных органов, выделим следующие функции: корректирующую, предупредительную, правоохранительную, диагностическую, воспитательную, ориентирующую и стимулирующую.

Корректирующая функция заключается в приведении деятельности правоохранительных органов в соответствие поставленным перед ними задачам; в выявлении и фиксации нарушений действующего законодательства, отклонений от требований управленческих решений с последующим принятием мер по корректировке деятельности подконтрольного субъекта или способов воздействия на него в соответствии с нормативно-правовыми требованиями. Контроль, осуществляемый парламентом, также может устранять недостатки правореализационной деятельности правоохранительных органов с целью обеспечения точности ее осуществления и соответствия требованиям законности.

Предупредительная функция состоит в осуществлении парламентом на основе полученных фактических данных о деятельности правоохранительных органов профилактической работы с целью предупреждения возможных правонарушений, беззакония, взяточничества и коррупции, исключения причин и условий их совершения, а также проверки соблюдения правовых норм, приказов, правил, стандартов на всех этапах деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц для недопущения, предотвращения отклонений от заданных параметров.

Правоохранительная функция парламентского контроля выражена в осуществлении парламентского контроля за деятельностью правоохранительных органов через реализацию контрольной функции государства, осуществлении охраны права от его нарушений. Решения органов парламентского контроля направлены на устранение выявленных нарушений, на прекращение неправомерных действий со стороны должностных лиц правоохранительных органов, на отмену или изменение нормативно-правовых актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации, действующему законодательству.

Диагностическая функция - одна из главных, ведущих функций парламентского контроля за деятельностью правоохранительных органов, выявляющая подлинное состояние дел в развитии правоохранительных органов, определяющая современные проблемы в их деятельности.

Воспитательная функция парламентского контроля регулирует контрольные общественные отношения через воздействие на волю и сознание их участников, в том числе должностных лиц правоохранительных органов, позволяя правильно оценить реальную роль контроля, эффективность его осуществления. Воспитательная функция направлена на формирование правосознания у граждан и должностных лиц для установки их правомерного поведения, а также гражданской позиции непримиримости и борьбы с правонарушениями.

Ориентирующая и стимулирующая функции контроля проявляются в том, что те вопросы, которые чаще контролируются законодательным органом государственной власти, приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания законодателя. Если ориентирующая функция контроля держит в поле зрения парламентариев всю работу правоохранительных органов, то стимулирующая нацелена на выполнение правовых предписаний сотрудниками правоохранительных органов.

Целенаправленность парламентского контроля предполагает, что он всегда воздействует на определенный объект и предмет. Объект контроля законодательной власти за деятельностью правоохранительных органов определяет то, на что он направлен; в то время как предмет отражает конкретные направления и вопросы, подлежащие контролю. Тем самым названные категории соотносятся как общее и особенное.

Таким образом, объектом контроля законодательной власти за деятельностью правоохранительных органов является система общественных отношений, обеспечивающих реализацию контроля законодательной власти в осуществлении функций государства.

Предметом контроля законодательной власти за деятельностью правоохранительных органов является сущность, содержание, формы и функции контроля законодательной власти, механизм его осуществления. Например, в качестве предмета контроля может выступать исполнение конкретных нормативно-правовых актов правоохранительными органами, деятельность правоохранительных структур по реализации конкретных указов Президента, федеральных программ, государственных концепций ( ).

Рассматриваемую контрольную деятельность могут непосредственно осуществлять: очередные, внеочередные пленарные заседания Совета Федерации и Государственной Думы; комитеты и комиссии обеих палат; отдельные члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; оппозиция.

Анализ исходных теоретических положений организации парламентского контроля за правоохранительными органами будет неполным, если не сказать о принципах его проведения. Под принципами парламентского контроля следует понимать научно обоснованные и апробированные практикой, закрепленные прямо или косвенно в нормативно-правовых актах основы организации и осуществления парламентского контроля, которые обеспечивают его эффективность.

С учетом общетеоретических наработок по данному вопросу можно предложить следующие принципы парламентского контроля за деятельностью правоохранительных органов: а) общие принципы контроля: принцип законности; гласности (публичности или открытости); независимости контрольных органов; объективности; принцип эффективности; сбалансированности; целесообразности и ответственности; б) специфические принципы контроля, присущие только законодательной власти: принцип своевременности предварительного контроля; приоритета финансового контроля; принцип адекватной законотворческой деятельности в сфере осуществления парламентского контроля; принцип информационного, научного и кадрового обеспечения парламентского контроля; принцип эффективной организации обратной связи.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что парламентский контроль за деятельностью правоохранительных органов может реализовать надежды по предоставлению обществу объективной информации о работе силовых ведомств на основе глубокого и всестороннего изучения их деятельности. Известно, что самоконтроль и внутриведомственный контроль не обеспечивают такой объективности. Отчеты о своей деятельности правоохранительные органы подчас превращают в саморекламу. Общая теория контроля говорит о нахождении контролирующего субъекта не внутри контролируемого органа, а над ним.

Однако требуют дальнейшего научного осмысления такие вопросы, как определение оптимальности пределов контроля законодательной власти; объем информации, необходимой для осуществления данного вида контроля; обоснование критериев оценки контрольной деятельности; совершенствование форм и методов контроля; нормативное закрепление юридической ответственности государственных служащих и должностных лиц за незаконные действия в осуществлении или применении контрольных функций; полнота и своевременность правовой и организационно-технического обеспечения контрольной деятельности. Теоретическое и практическое решение этих задач позволит поднять контроль законодательной власти в системе разделения властей на качественно новый уровень, на уровень современных демократических требований.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: