Сущность и структура морали кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Отличие морали от правовых норм

  1. Правовые нормы обязуют беспрекословное подчинение правилам, а мораль – свободный и осмысленный выбор.
  2. Ценности различны для каждого народа, эпохи, социальных групп, но мораль общая – задаёт правила поведения всему миру.
  3. Исполнение правовых норм основано на страхе и привычке, а мораль базируется на совести и чувстве долга.

Моральные принципы

Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.

3. долг и Совесть, как морально-психотерапевтические механизмы.

4. Самоконтроль личности.

функции и Понятие морали

Моралью значительно чаще именуют идеально-теоретический уровень нравственного сознания.

Мораль – это форма публичного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра и зла, несправедливости и справедливости и закрепляющая в форме нравственных совершенств, правил, правил и норм поведения требования, предъявляемые обществом либо классом к человеку в его повседневной жизни.

Функции морали.Своеобразная сущность морали конкретно раскрывается во сотрудничестве ее исторически сформировавшихся функций:

а) регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Сущность в том, что не одни люди осуществляют контроль жизнь вторых, а любой сам сооружает собственную позицию, ориентируясь по моральным сокровищам. Идет саморегуляция и саморегулирование личности социальной среды в целом;

б) ценностно-ориентирующая. Мораль содержит крайне важные для человека ориентиры. И пускай они не носят конкретно практического значения, они нужны чтобы жизнь отечественная была людской, а не только биологической. Это представления о смысле судьбы, о предопределении человека, о ценности всего человеческого. Мы не думаем об этом каждый день, и лишь в то время, когда ценности нашей жизни постигает кризис, снова и снова задаемся вопросом: для чего живем? Так, задача морали – придавать повседневности отечественного бытия верховный суть, создавая его совершенную возможность;

в) познавательная. В морали имеется знания о нравственных понятиях, о правилах общежития людей, т.е. это не знание само по себе, а знание преломленное в сокровищах. Эта функция морали доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентируют его в мире окружающих культурных сокровищ, предопределяет предпочтение тех либо иных, каковые отвечают его интересам и потребностям;

г) воспитательная. Мораль ставит задачу приобщения индивида к ее понятиям, к выработке стереотипа поведения, превращения баз этики в привычку.

В разные исторические эры существуют различные структуры нравственного сознания. Однако, возможно сказать о некоторых неспециализированных чертах структуры морального сознания. Ее главными элементами являются система ценностей и ценностных ориентаций, этические эмоции, нравственные суждения, и нравственные совершенства. В качестве элементов теоретического уровня нравственного сознания в его структуру входит исторически сложившаяся совокупность категорий морали (категории носят конкретно исторический темперамент – зло не всегда зло). Это категории хороша и связанные с ними категории смысла жизни, счастья, справедливости, совести. Разглядим эти элементы.

Моральные нормы – это устойчивая, утвердившаяся в публичном сознании расстановка узловых моральных сокровищ, воплощающаяся – с теми либо иными вариациями – и в сознании личном. В моральных нормах, как регуляторах публичной судьбе, в особенности четко выступает их особенное свойство – повелительность (императивность). В нормах аккумулируется в виде повеления нужный социально-исторический опыт многих поколений людей. Осознанная совокупность принципов и норм в большинстве случаев определяется как моральный кодекс.

Степень моральности личности сильно зависит от укорененности в ее психике стойких ориентаций на ценности судьбы (причем ориентаций настоящих и действенных). Лишь тогда, в то время, когда у человека выкованы такие ценностные ориентации, можно считать, что обеспечена его неспециализированная моральная надежность.

Этика является наукой о нравственности, морали, это объект ее изучения и разработки. Предмет этики исторически изменяется. Во-первых, изменяется сам объект изучения – нравственность, являя на каждом историческом этапе своего развития нечто иное, особое, специфическое по сравнению с тем, с чем имела дело этика ранее. Во-вторых, предмет изменяется в результате развития самого этического знания, открытия новых сторон, особенностей, регулятивных механизмов морали, знаменуя собой различные ступени ее познания, теоретического углубления в ее сущность.

Таким образом, этика зарождается по мере того, как конкретно-историческим ценностным установкам, выражающим потребности функционирования классовой цивилизации, придается абстрактная, абсолютная форма. Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей “души”, дает оценку своим действием. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Целью данного реферата является изучение и понятие что такое мораль, структуру и функции морали, как она проявляется в жизни общества.

Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (например - правовое, политическое, эстетическое), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Мораль — исторически первый способ социальной регуляции, обеспечивающий согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны). Любое общество на любом этапе своего развития нуждается в механизмах регулирования, в соблюдении определенного порядка. Зависимость индивидов друг от друга и от общества в целом устанавливается не автоматически, а вполне осознанно. Мораль как продукт социального опыта поколений и итог этической рефлексии помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Поэтому моральные устои общества необходимы как для общественного, так и для индивидуального благополучия. Таким образом, объективная сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения с помощью системы моральных принципов, норм и идеалов.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по- своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма. В первом случае человек подчиняет свои интересы общественным, видит свой долг в служении обществу. В случае индивидуалистической направленности он ориентируется на самого себя, на свои силы, разум, предприимчивость.

Структура морали – это элементы морали как системы и способы их взаимодействия.

Элементы морали:

  • моральное сознание,
  • нравственное сознание и нравственность,
  • нравственная деятельность.

Моральное сознание.

Моральное сознание включает в себя взгляды, идеи, представления, идеалы, нормы, принципы, обычаи, убеждения чувства и т. д.

Моральное сознание предписывает людям определенные виды поведения и поступки в качестве их долга. Оно дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступок, его мотивы, поведение, образ жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям.

Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти.

Нравственное сознание.

Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения.

Нравственная деятельность.

Нравственная деятельность — объективная сторона утверждения морали и может быть реализована в следующих формах:

а) этическое просвещение;

б) нравственное воспитание;

в) нравственное самовоспитание.

Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации.

Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Элементы, образующие структуру морали как функциональной системы:
  • моральные нормы,
  • принципы,
  • нравственные идеалы,
  • моральные ценности и др.

Моральные нормы.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением.

Основу моральных норм составляют реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле, действующие в обществе, и т. д.

Нарушение моральных норм влечет за собой моральные санкции: в отрицательная оценка и осуждение поведения человека.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (Десять заповедей от Моисеея), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Основные моральные принципы:

  • гуманизм – признание человека высшей ценностью,
  • альтруизм – бескорыстное служение ближнему,
  • милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся,
  • коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу;
  • отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Принципы, относящиеся к способам выполнения моральных требований:

  • сознательность,
  • формализм,
  • фетишизм,
  • фатализм,
  • фанатизм,
  • догматизм.

Нравственные идеалы.

Нравственные идеалы – это конечная цель, обобщенный образ, к которому направлено нравственное развитие.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания.

Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Высшие ценности морали.

Верховным регулятором социальных отношений выступают понятия о высших ценностях морали как таковой.

Читайте также: