Значение смерти страхов кратко

Обновлено: 25.06.2024

Страх смерти — переживание, с которым так или иначе сталкивался каждый человек. Но что стоит за этим чувством и почему Ирвин Ялом считал, что страх смерти — это на самом деле страх жизни? Клинический психолог Владимир Перебейносов разбирает это непростое экзистенциальное переживание с точки зрения метода позитивной и транскультуральной психотерапии и рассказывает о его основных проявлениях (от обезличенной тревоги до навязчивой потребности в достижениях) и тех жизненных аспектах, которые требуют пересмотра, когда возникает этот страх, а также о том, почему так важно исследовать страх смерти и задавать себе честные вопросы о своей жизни.

Страх смерти — это переживание страха и/или тревоги, вызванное мыслями о собственной смерти или смерти близких нам людей, сигналами нашего тела (например, при старении), известиями о смерти кого-либо из нашего окружения. Кроме того, страх смерти может вызываться новостями о несчастных случаях, либо другими косвенными факторами.

С точки зрения позитивной и транскультуральной психотерапии, принято обращать внимание на культурные факторы, которыми окружен человек.

С уверенностью можно сказать, что в нашей российской культуре не принято говорить и рассуждать о смерти. Например, утрату кого-либо из близких нам людей мы переживаем, скорее, с помощью каких-то действий или ритуалов, нежели с помощью диалога с близкими людьми. Но, несомненно, и то и другое необходимо нам для полноценного переживания утраты и восстановления эмоционального благополучия.

Я достаточно редко встречаюсь с примерами того, чтобы с детьми, интересующимися темой смерти, рассуждали и вели диалог. Отчасти поэтому смерть в наших представлениях о ней ассоциируется у нас с чем-то таинственным, неизвестным и пугающим, а страх смерти приобретать различные формы.

Так, страх смерти может проявляться:

  • Навязчивыми мыслями о смерти.
  • Тревогой. Особенно неопределенной и обезличенной, которая, будто дементор, преследует человека в его повседневной жизни.
  • Паническими атаками и другими телесными проявлениями страха.
  • Чрезмерной осторожностью, как будто человек пытается предвидеть абсолютно всё. Уровень осторожности и контроля может доходить до симптомов обсессивно-компульсивного расстройства.
  • Уходом в какую-либо форму зависимости, чтобы хоть как-то снизить остроту и тяжесть переживания тревоги (алкоголь, наркотические вещества и т.д.).
  • А также постоянным желанием достижений, без которых, по внутренним ощущениям, жизнь кажется пустой, а человек чувствует себя умирающим.

В психологии и психотерапии есть отдельное направление — экзистенциальное, которое помогает нам более разумно и осознано заглянуть в смысл переживания страха. Не поддаться ему и раствориться в нем, а наоборот, решить определенные трудности и найти ответы на множество возникающих внутри нас вопросов.

В экзистенциальной психотерапии считается, что смерть и страх умирания это те переживания, которые есть абсолютно у каждого человека, но в повседневной жизни они спрятаны и в определенные моменты жизни выходят наружу. Тогда и возникает состояние, именуемое экзистенциальным кризисом.

Я предлагаю рассмотреть страх смерти с точки зрения позитивной и транскультуральной психотерапии, которую я практикую. С позиции этого метода я бы рассматривал страх смерти как симптом. Для тех, кто не знаком с позитивной психотерапией, отмечу, что в нашем подходе есть так называемая модель баланса, исходя из которой вся жизнь человека делится на 4 жизненные сферы: тело, смыслы, деятельность и контакты. Всё, что касается нашей жизни, можно поместить в ту или иную сферу.

Предположим, молодой человек, не задумываясь о смерти, случайно наткнулся на известие о несчастном случае своего ровесника. Он не может выбросить этот случай из головы и постоянно думает об этом на протяжении длительного времени. Появляются навязчивые мысли о собственной смерти или смерти близких ему людей. Со временем возникают телесные симптомы: тяжесть в грудной клетки, невозможность сделать глубокий вдох и перманентное ощущение тревоги, будто рядом постоянно находится кто-то и напоминает о неизбежности собственной смерти. Таким образом запустился страх смерти, фантазии о ней, размышления и навязчивые мысли. То есть в этом случае симптом находится в сфере смыслов из вышеупомянутой мной модели баланса. Однако этот симптом, на самом деле, очень интересен тем, что он достаточно обширен и охватывает собой практически всю жизнь человека.

Если рассматривать его смысл и функцию, то можно обнаружить, зачем и для чего он нужен.

Страх смерти будто говорит человеку:

— Ecce Homo: психология Ницше, или как становиться самим собой

Ирвин Ялом писал, что страх смерти — это на самом деле страх жизни и одновременно её желание. То есть глубокий внутриличностный конфликт между желанием жить, исходя из своего внутреннего видения жизни, ценностей, целей и стремлений, и одновременно с этим — страх, напряжение от того, что́ для этого придется предпринять, найти в себе, открыть другим и реализовать.

Разберу упомянутый внутриличностный конфликт несколько глубже.

Представим, что страх жизни — это оборотная сторона страха смерти. Что он подразумевает, требует от нас? Самые общие ответы могут быть следующими:

  • Проживать жизнь исходя из собственных глубинных ценностей;
  • Строить глубокие отношения со значимыми для нас людьми;
  • Жить так, как видим это мы, а не кто-либо другой;
  • Наиболее полно реализовывать свой потенциал;
  • Иметь возможность чувствовать и ощущать жизнь.

Но загвоздка в том, что это не так просто, как кажется. Понимание этих вещей и возникающее на этом фоне противоречие, потому что многие из нас привыкли жить без опоры на вышеназванные вещи — и есть страх жизни, то есть страх изменений, страх реализации, страх неизвестности. Реализовываться — означает открываться, заявлять о себе, брать за что-то большую ответственность, идти на риск, зачастую — меняться. Именно в этом и заключается та самая обратная сторона страха смерти.

То есть в случае возникновения страха смерти мы будем разбирать жизнь самого человека, и почти всегда приходить к тому, что в разных сферах жизни, на самом деле, присутствует неудовлетворенность. Чтобы обнаружить ее причины, необходимо будет ответить на ряд вопросов.

В самой сфере смыслов:

  • Ставлю ли я перед собой те цели, которые действительно являются моими?
  • Ощущаю ли я осмысленность собственной жизни?
  • То, что я делаю — это я? Или больше навязанные мне роли?

В сфере тела:

  • Забочусь ли я о своей телесной составляющей?
  • Я питаюсь тем, чем хочу питаться, или тем, что навязывают мне другие под предлогом правильности и здоровья?
  • Удовлетворен ли я тем, как я выгляжу?

В сфере деятельности:

  • Занимаюсь ли я тем видом деятельности , которым хочу заниматься?
  • Какую часть моей жизни занимают обязательства и дела?
  • Сколько времени я трачу на работу?

В сфере контактов:

  • Нравится ли мне мое окружение?
  • Ощущаю ли я связь с другими людьми? С друзьями? Со своим окружением?
  • Насколько мне это необходимо?

Зачастую получается так, что энергия, уходящая на проживание страха смерти, мешает нам. Отдаляет нас от тех вопросов и несоответствий, которые присутствуют в других сферах (и вместе с этим, помогает нам к ним прикоснуться). Но если мы ответим себе на вопрос, что такое смерть и зачем нам ее познание, мы придем к тому, что наиболее полная жизнь, в которой нет мешающего нам страха смерти, предполагает наблюдение, познание, принятие, исследование, а иногда и изменение определенных сторон себя и разных сфер жизни для того, чтобы ближе и ближе подводить ее к нашим внутренним истинным ценностям.

Однако бывает и по-другому: стремление к идеалу жизни оказывается настолько сильным, что приходит идея о необходимости стать максимально самореализованным, великим и популярным и что только в этом случае собственная жизнь и я сам буду достоин её проживания.

В случае присутствия таких концепций и представлений о самом себе в качестве конфликтных и проблемных на первый план будет выступать тема смысла жизни — как мы убедились, не менее глубокая и болезненная, чем тема смерти.

Таким образом, переживание страха смерти помогает понять нам те ценности, тот способ жизни, который по-настоящему является нашим. Артур Шопенгауэр писал:

То есть, наследие, которое сам Шопенгауэр считал ценным и важным, он ставил выше собственной биологической сущности.

В качестве вывода хочется сказать следующее: экзистенциальные переживания и кризисы абсолютно нормальны. И исследуя страх смерти, говоря о нем, мы приходим к исследованию ценности человеческой жизни.

Читайте другие материалы по теме

— Страх конца: четыре истории бессмертия, которые мы рассказываем себе

— Страх перед жизнью: о чем нам говорит психосоматика

Связаться с Владимиром и записаться к нему на консультацию можно, посетив его сайт или написав ему в Instagram (@vladimir.psychology).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Типология страхов. Самые распространенные страхи и фобии

Вне зависимости от того, является страх рациональным или иррациональным, его нужно понимать, чтобы определять свои дальнейшие действия и вообще уметь оценивать свое состояние. Поэтому и необходимо узнать основные особенности страха. Далее мы расскажем вам о том, какие существуют формы страхов, и познакомим с самыми распространенными их видами.

Формы страхов

Страхи можно классифицировать по разным критериям. О некоторых из них мы поговорим чуть ниже, а пока рассмотрим классификацию эмоциональных состояний, так или иначе связанных со страхом, исходя из интенсивности, объективности и силы восприятия. Здесь все предельно просто, ведь вы и сами не понаслышке знакомым с такими вещами как:

  • Спокойствие. Состояние полного эмоционального покоя, когда человека ничто не тревожит, ему комфортно психологически, он не испытывает никаких негативно окрашенных состояний, связанных со страхом.
  • Тревога (опасение, беспокойство). Состояние, в котором человек чувствует неопределенность ситуации, ожидает плохого поворота событий. Чаще всего тревога не имеет под собой объективного стимула и является иррациональной.
  • Волнение. Состояние, проистекающее из тревоги, и представляющее собой усиленную ее форму. При нем человек испытывает более интенсивное нервное возбуждение, т.к. не знает, что с ним может произойти, и боится этого.
  • Страх. Состояние, обусловленное реальной или предполагаемой угрозой. Напомним, что есть здоровый страх, предостерегающий от опасности, а есть страх нездоровый – не имеющий под собой оснований. Именно с ним необходимо уметь справляться.
  • Ужас. Состояние, порождаемое сильным страхом. Оно способно повергнуть человека в оцепенение, дрожь, шок. Активная реакция человека при ужасе отсутствует, устранить источник страха он не в силах.
  • Паника. Состояние, представляющее собой еще одну крайнюю форму страха, но выражается оно не в оцепенении, а в том, что человеком начинают управлять его чувства. Его действия при этом не подчинены никакой логике и часто вредят ему самому.

Также мы можем выделить еще одно состояние, связанное со страхом. Это состояние бесстрашия. В случае с реальной угрозой оно может привести к крайне печальным последствиям. Наблюдать состояние бесстрашия можно у людей с гипертрофированным и нездоровым чувством уверенности в себе, людей, не имеющих чувства самосохранения и страдающих психическими отклонениями (о ситуациях, когда быть бесстрашным требуют обстоятельства, мы здесь речь не ведем).

Но это лишь начальная классификация страхов, дающая общее представление о том, как вообще может выражаться страх. Далее мы приводим другую классификацию – разработанную советским и российским психиатром и психотерапевтом Борисом Дмитриевичем Карвасарским. Он разделял страхи на восемь больших групп:

  • Пространственные страхи (сюда относятся батофобия – страх глубины, акрофобия – страх высоты, агорафобия – страх открытого пространства, клаустрофобия – страх замкнутого пространства и т.п.)
  • Социальные страхи (сюда относятся неофобия – страх любых перемен, гетерофобия – страх противоположного пола и т.п.)
  • Страх болезней.
  • Страх смерти.
  • Страх секса.
  • Страх навредить окружающим.
  • Страх страхов (именно это страх, кстати говоря, служит причиной всех фобий).

Однако классификация страхов Б. Д. Карвасарского является довольно сложной и относительной. Более конкретно к категоризации страхов подошел австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, разделивший страхи на два класса:

  • реальные страхи;
  • невротические страхи.

Подобным же образом классифицировал страхи и канадско-американский психиатр Гарольд Ирвин Каплан. Он разделили их на:

  • конструктивные страхи;
  • патологические страхи.

Но интереснее всего то, что два этих ученых сошлись в том, что первые страхи (реальные и конструктивные) необходимы человеку, чтобы он мог спасти свою или чью-то жизнь, а вторые (невротические и патологические) можно рассматривать в качестве признака разрушающего человека недуга.

Есть также и интересная теория у специалиста по исследованию стресса Юрия Викторовича Щербатых, предложенная им в 2000 году. Согласно его концепции, существуют три вида страхов:

Грань между тремя этими группами страхов очень тонка и увидеть ее крайне сложно. К примеру, если человек испытывает внутренний страх перед засасывающей его трясиной, его в определенной мере можно отнести и к социальному, и к природному страху. Страхи могут хитро между собой переплетаться и оказывать на человека необъяснимое влияние.

Но и на этом всем классификация страхов еще не заканчивается, ведь существует еще и их градация по возрасту:

  • Детские страхи. Когда ребенок только начинает жить, у него работает генный запас рефлексов. Так, малыш может бояться, что его подбрасывают вверх, когда слышит громкие звуки или видит незнакомцев. Такие реакции являются нормальными и конструктивными, но жизнь идет вперед. Если родительское воспитание было неправильным или на ребенка повлияли какие-то особые обстоятельства, у него могут развиться невротические страхи. Например, если дитя наказывали запиранием в кладовке, у него может развиться клаустрофобия, а если мама однажды потеряла его в торговом центре, он может начать бояться открытых пространств и больших скоплений людей.
  • Страхи взрослого человека. Адекватный взрослый человек прекрасно понимает, что в темном шкафу нет Бугимена, однако его может бросать в ужас от одного вида змей, пауков или богомолов. Точно так же он может бояться, что его оставит любимый человек, или испытывать страх перед сценой; бояться оказаться хуже других или считать себя недостойным многих благ; чрезмерно контролировать свою вторую половину или постоянно переживать за детей и т.д.
  • Страхи пожилых людей. Страхи пожилых людей могут отличаться от страхов детей и взрослых. Они являются специфическими. К боязни темноты, мышей и ураганов может добавиться страх заболеть и стать в тягость своим родным. Но в то же время исчезают страхи, которые раньше беспокоили, например, страх быть непонятым окружающими, страх не испытать любви в жизни. Однако некоторые страхи могут доходить до крайностей: бабушка, боясь незнакомцев, не открывает дверь даже родным, дедушка, опасаясь транспорта, не подходит к дороге ближе чем на 200 метров и т.д.

Такова первичная классификация страхов. На самом деле эта тема достойна более тщательного изучения и написания серьезной научной работы. Но мы лишь ставили перед собой задачу – показать, насколько многообразно это уникальное явление под названием страх, и надеемся, сумели эту задачу выполнить.

Самые распространенные фобии

Фобия представляет собой проявление иррационального страха или повышенной тревожности, связанной с реальными или ожидаемыми объектами или ситуациями, вызывающими страх. Это навязчивое состояние, обостряющееся в конкретных условиях и не поддающееся логическому объяснению. Под воздействием фобии человек боится и старается избежать определенных ситуаций, видов деятельности или объектов.

Далее мы приводим список самых распространенных фобий в алфавитном порядке:

  • Агорафобия – боязнь открытых пространств. Люди с этим страхом предпочитают всегда находиться в помещении.
  • Аквафобия – боязнь воды. В гипертрофированной форме может перерасти в страх выпить даже глоток воды.
  • Акрофобия – боязнь высоты. Страх вызывает подъем на любые возвышенности, начиная табуреткой и заканчивая горами.
  • Арахнофобия – боязнь пауков. Считается свойственной большей части людей в мире.
  • Астрафобия – боязнь грома и молнии. Очень распространенный страх, заставляющий людей прятаться в убежище во время грозы.
  • Аэрофобия – боязнь полетов и воздушных судов. Является помехой для многих людей, желающих путешествовать.
  • Гемофобия – боязнь вида крови. При виде крови даже по телевизору человек с такой фобией может потерять сознание.
  • Геронтофобия – боязнь старости. Чаще всего этот страх наблюдается у людей среднего возраста.
  • Гомофобия – боязнь, а точнее неприятие гомосексуальности и людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
  • Дентофобия – боязнь стоматологов. Люди с этой фобией предпочтут терпеть острейшую зубную боль, нежели сядут в кресло зубного врача.
  • Какоррафиофобия – боязнь неудачи. Свойственна в основном людям, ориентированным исключительно на успех.
  • Кинофобия – боязнь собак. Еще один вид фобий, свойственных огромному количеству людей.
  • Клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств. Человек с обостренной формой этой фобии начинает паниковать в обычном лифте.
  • Ксенофобия – боязнь незнакомых людей. Может развиваться на половой, межрасовой и религиозной почве.
  • Мизофобия – боязнь микробов и грязи. Человеку с этим страхом неприятно прикасаться к любым предметам вне своего дома, где всегда идеальная чистота.
  • Монофобия – боязнь одиночества. Может выражаться в виде страха быть брошенным любимым, остаться одному в мире или оставаться одному в помещении.
  • Некрофобия – боязнь покойников. Яркий пример страха перед неизвестным.
  • Никтофобия – боязнь темноты. Несмотря на то, что ей страдают преимущественно дети, она отмечается и у огромного количества взрослых людей.
  • Офидиофобия – боязнь змей. Очередной пример часто встречающегося страха. Является подвидом гепертофобии – боязни рептилий.
  • Социофобия – боязнь внимания общества. Сюда можно отнести даже страх появляться в местах общего пользования.
  • Танатофобия – боязнь смерти. Этот страх парализует волю человека и не дает ему жить нормальной жизнью.
  • Трипанофобия – боязнь игл, уколов и инъекций. Обычная прививка становится для людей с этой фобией испытанием на прочность.
  • Трипофобия – боязнь открытых ран и любых отверстий на коже – как на своей собственной, так и на кожном покрове любого живого организма вообще.

Мы, конечно, могли бы привести еще с десяток другой распространенных фобий, но при желании вы можете провести свое небольшое исследование, например, почитать, чего боятся люди, в Интернете. А мы добавим изюминки нашей статье и коротко перечислим несколько самых странных фобий, встречающихся в современном мире:

И этот список фобий далеко не исчерпывает темы, что говорит о том, что найти какой-либо страх, пусть даже в слабовыраженной форме, можно, пожалуй, у любого человека в мире. Причем с течением времени и изменением специфики каждой эпохи появляются все новые, порой совершенно абсурдные страхи.

Тревога смерти: важный детерминант человеческого опыта и поведения

Ветви культурального древа, вырастающего из страха смерти и искания бессмертия, простираются очень широко, уводя далеко за рамки этой книги. Из числа авторов, писавших на эти темы, следует отметить Нормана Брауна (Norman Brown), Эрнеста Бекера (Ernest Becker) и Роберта Джея Лифтона, которые блестяще продемонстрировали, что страх смерти пропитывает собой всю нашу социальную ткань. Меня здесь интересует воздействие тревоги смерти на внутреннюю динамику индивида. Я буду говорить о том, что страх смерти является первичным источником тревоги. Хотя этот тезис прост и созвучен житейской интуиции, он влечет, как мы увидим, обширные последствия для теории и клинической практики.

Тревога смерти: определение

Исследователи, занимавшиеся этим вопросом, выдвинули гипотезу о том, что страх смерти составлен из нескольких отдельных страхов. Так, например, Джеймс Диггори и Дорен Ротман опросили большую выборку (N=563) из общей популяции, предлагая проранжировать по значимости несколько событий, сопутствующих смерти. Список распространенных страхов, связанных со смертью, если их расположить в порядке уменьшения частоты, выглядит так:

Моя смерть причинит горе моим родным и друзьям.

Всем моим планам и начинаниям придет конец.

Процесс умирания может быть мучительным.

Я уже не смогу ничего ощущать.

Я уже не смогу заботиться о тех, кто зависит от меня.

Я боюсь того, что со мной будет, если окажется, что есть жизнь после смерти.

Я боюсь того, что будет с моим телом после смерти.

Тревога смерти: клинические манифестации

Могу привести пример из личного опыта. В период работы над этой книгой я попал в автомобильную аварию. Это было лобовое столкновение. Я ехал по тихой пригородной улице и вдруг увидел перед собой машину, потерявшую управление и движущуюся прямо на меня. Удар был достаточной силы, чтобы разбить оба автомобиля, и другой водитель серьезно пострадал, однако мне повезло: я не получил никаких значительных травм. Двумя часами позже я уже сидел в самолете и в тот же вечер смог прочесть лекцию в другом городе. Но, конечно, это была большая встряска. Я был в каком-то оцепенении; меня била дрожь, и я не мог ни есть, ни спать. Следующим вечером я был настолько неблагоразумен, что сел смотреть страшный фильм, и он так напугал меня, что я не досмотрел его до конца. Через два дня я вернулся домой, не ощущая явных психологических последствий происшедшего, если не считать эпизодической бессонницы и тревожных сновидений.

Однако появилась странная проблема. В то время у меня была годичная стипендия в Центре передовых исследовании по поведенческим наукам (Centre for Advanced Study in tlie Bchavioial Sciences) в Паоло Альто, Калифорния. Я получал большое удовольствие от общества своих коллег, и в особенности от ежедневных неторопливых ученых бесед за ланчем. И вот, сразу же после аварии, эти ланчи стали вызывать у меня сильнейшую тревогу. Как мои коллеги будут оценивать меня? Не выставлю ли я себя идиотом? Спустя несколько дней тревога достигла такой силы, что я начал искать предлоги, чтобы завтракать где-нибудь в одиночестве.

Клиницист редко сталкивается с тревогой смерти во всей полноте, поскольку она модифицируется стандартными защитами (такими как вытеснение, смещение, рационализация), а также некоторыми другими, характерными только для нее (см. главу 4). Разумеется, это обстоятельство не должно слишком нас обескураживать: его не может отменить никакая теория тревоги. Первичная тревога всегда трансформируется во что-либо не столь ядовитое для индивида — на то и существует вся система психологических защит. Говоря во фрейдистских терминах: клиницист редко может наблюдать незамаскированную кастрационную тревогу, обычно он имеет дело с некой ее трансформацией. Например, пациент-мужчина может страдать женофобией, или бояться соперничества с мужчинами в определенных социальных ситуациях, или иметь склонность к получению полового удовлетворения иным путем, чем гетеросексуальный акт.

Джойс, тридцатитрехлетняя преподаватель университета, находилась в процессе мучительного развода. У них с Джеком было первое свидание, когда ей было пятнадцать лет, и в двадцать один она вышла за него замуж. Три года назад, после нескольких лет трудного брака, они разошлись. Но, хотя у Джойс сложились удовлетворяющие ее отношения с другим мужчиной, она никак не могла оформить развод. Собственно, ее главной жалобой в начале терапии было то, что при разговоре с Джеком она всякий раз начинала рыдать и ничего не могла с этим поделать. Исследование ее реакции плача позволило раскрыть несколько важных факторов.

Таким образом, вполне банальная проблема Джойс уходила корнями в первичную тревогу смерти. Как экзистенциально ориентированный терапевт, я рассматриваю все эти клинические феномены — желание, чтобы любили и вечно помнили, желание остановить время, веру в личную неуязвимость, стремление к слиянию с другим — как служащие Джойс для выполнения одной задачи: ослабления тревоги смерти.

После того как Джойс проанализировала каждый из этих симптомов и пришла к пониманию их общего источника, ее психическое состояние значительно улучшилось. Самое удивительное: освободившись от своей невротической зависимости от Джека и перестав использовать его в своих механизмах отрицания смерти, Джойс впервые смогла обратиться к нему подлинно любящим образом, и в результате их брак восстановился на совершенно новой основе. Но это уже другая тема, о которой речь будет идти в главе 8.

Когда мы исследовали ее дилемму, стало ясно, что она чувствует необходимость установить прочные отношения: она устала от жизни одинокой женщины и отчаянно хочет иметь детей. Это давление необходимости еще более усиливалось ее озабоченностью тем, что она стареет и может выйти из детородного периода.

Прочувствовав все это в терапии — свое навязчивое стремление всегда быть впереди самой себя, свой страх старения, смерти и застоя — Бет стала тревожней, чем когда-либо. Однажды вечером после сессии, когда мы с ней проникли особенно глубоко, она испытала состояние сильнейшего ужаса. Она гуляла с собакой, и вдруг у нее возникло жуткое чувство, что ее преследует какое-то сверхъестественное существо. Она стала озираться вокруг, затем пустилась бежать без оглядки и так добралась домой. Позже начался ливень, и она всю ночь лежала без сна, против всякого здравого смысла ожидая, что вот-вот с ее дома сорвет крышу или он будет смыт потоками воды. В главе 5 я буду говорить о том, что нередко в тех случаях, когда страх чего-то конкретного (в случае Бет — страх замужества или неправильного выбора) осознается как то, что он есть на самом деле — страх ничто, – тревога усиливается. У Бет и страх замужества, и внутреннее понуждение к нему отчасти были поверхностными отзвуками идущей в глубинах психики борьбы за сдерживание тревоги смерти.

У клиницистов можно найти описания тревоги смерти и ее трансформаций во всем спектре клинической психопатологии. В главе 4 эта тема обсуждается подробно, а здесь я лишь коснусь ее. Р. Скуг сообщает, что более 70 процентов пациентов с тяжелым неврозом навязчивых состояний на этапе начала заболевания пережили нарушающий чувство безопасности опыт встречи со смертью. С развитием своего синдрома эти пациенты все более сосредоточиваются на контролировании своего мира, предотвращении неожиданностей и случайностей. Они избегают беспорядка и неопрятности и создают ритуалы, имеющие целью отвратить зло и угрозу. Эрвин Штраус отмечает, что отвращение к болезням, микробам, гниению, распаду, грязи, характерное для страдающих навязчивостями пациентов, имеет непосредственную связь со страхом личного уничтожения". У.Швиддер делится наблюдением, что защиты, выражающиеся в форме навязчивостей, не вполне эффективны в связывании тревоги смерти. В работе, описывающей исследование ста с лишним человек с навязчивостями и фобиями, он указывает, что более трети из них боялись удушья и темноты, и несколько большая часть пациентов испытывала явную тревогу смерти.

Герберт Лазарус и Джон Костан в своем обширном исследовании гипервентиляционного синдрома (очень распространенного состояния, на которое жалуются от 5 до 10 процентов всех людей, обращающихся за консультацией к врачу), указывают на основополагающую для данного состояния динамику тревоги смерти, трансформируемой в ряд различных фобий. Гипервентиляционная паника является результатом неспособности в достаточной мере связать тревогу смерти.

В нескольких клинических исследованиях говорится о центральной роли тревоги смерти в деперсонализационных синдромах. Например, Мартин Рот нашел, что у более чем 50 процентов пациентов толчком к манифестации деперсонализационного синдрома являлась смерть или тяжелая болезнь.

У этих невротических синдромов имеется одно общее качество. ограничивая человека и причиняя ему неудобства, они, тем не менее, успешно защищают его от ужаса неприкрытой тревоги смерти.

Тревога смерти: эмпирическое исследование

Последние три десятилетия в эмпирических социальных науках наблюдался постоянный, хотя и слабый поток исследований на тему смерти. Практически каждая научная статья, посвященная смерти, начинается с призыва к исследованиям и жалобы либо возмущенного протеста по поводу недостаточности тщательных изысканий. После обзора литературы мне остается лишь выразить то же самое. Расхождение между количеством спекулятивных или импрессионистических текстов на тему смерти, с одной стороны, и методологически выдержанных исследовании — с другой, не может не поразить. В частности, библиография по этой теме до 1972 года включает более 2600 книг и статей, из которых лишь менее двух процентов посвящены эмпирическим исследованиям, а непосредственное отношение к экзистенциальной теории и терапии имеют и того меньше.

Для того чтобы исследование имело хотя бы отдаленное отношение к настоящей дискуссии, в нем должны быть затронуты следующие вопросы: распространенность тревоги смерти; корреляции между тревогой смерти и рядом параметров — демографических (возраст, пол, семейное положение, род занятии, вероисповедание, образование и т.д.), личностных (шкалы MMPI, уровни общей тревоги и депрессии), жизненного опыта (ранняя утрата близких, пребывание в специальном детском или лечебном учреждении); связь тревоги смерти с психопатологией и другим психологическим содержанием, особенно с фантазиями, сновидениями и кошмарами.

Но, как указывают Роберт Кастенбаум и Рут Айзенберг в своем вдумчивом обзоре, научные исследования, за немногими исключениями, либо охватывают очень узкий спектр переменных, либо методологически несостоятельны. Исследуемые понятия зачастую точно не определены; например, не разграничиваются страх собственной смерти, страх смерти другого и страх последствий собственной смерти для других.

Однако еще более серьезная проблема состоит в том, что в большинстве работ оцениваются сознательные позиции по отношению к смерти или осознаваемая манифестная тревога. Вдобавок, словно для того, чтобы еще больше осложнить ситуацию, в научных исследованиях (за редкими исключениями) используется второпях придуманный инструментарий — доморощенные шкалы, валидность и надежность которых остаются загадкой.

Согласно результатам нескольких научных программ, у глубоко религиозных людей тревога смерти ниже. Студенты, потерявшие одного родителя, имеют более высокую тревогу смерти. Большинство исследований не обнаруживают значительных различий в зависимости от возраста, хотя наблюдается позитивная корреляция между тревогой о смерти и близостью смерти. Исследование наиболее распространенных страхов, проведенное среди тысячи студентов колледжа, показывает, что в этой группе связанные со смертью страхи занимают очень большое место.

В нескольких научных отчетах продемонстрировано, без попытки объяснения, что у женщин осознаваемая тревога смерти выше, чем у мужчин.*

* Тематический Апперцептивный тест

Тревога смерти и психопатология

Клас Магни оценивал бессознательную тревогу смерти иным способом. В тахистоскопической проекции с возрастающим временем экспозиции предъявлялись изображения, имеющие отношение к смерти (похороны, разложившиеся и изувеченные трупы и т.д.). Магни измерял время, требующееся испытуемому для распознавания изображения. Он показал, что у студентов-богословов, собирающихся стать приходскими священниками, это время было достоверно меньше (и, предположительно, меньше бессознательная тревога смерти), чем у студентов-богословов, планирующих для себя академическую или преподавательскую карьеру. Несколько работ, где использовались данные интервью или ТАТа, указывают на то, что индивиды с более высоким уровнем невротизма отличаются и более высокой тревогой смерти.

Исследования бессознательной тревоги смерти у престарелых, проведенные с использованием ТАТа и неоконченных предложений, показывают, что пожилые люди, которым предоставлено отдельное жилье с обстановкой, приближенной к привычной, испытывают меньшую тревогу смерти, чем обитатели традиционных учреждений для престарелых". Более того, престарелые люди, вовлеченные в различную жизненную активность, меньше подвержены тревоге смерти. Тревога смерти по ТАТу положительно коррелирует с невротическими шкалами MMPI (ипохондрией, зависимостью, импульсивностью и депрессией). Исследование бессознательной тревоги смерти (прожективный тест неоконченных предложений) среди взрослых от среднего до престарелого возраста продемонстрировало, что у более молодых из них тревога смерти выше.

Если страх смерти — первичный источник тревоги, то он должен обнаруживаться в сновидениях, где неосознаваемые содержания зачастую представлены в относительно открытой форме. Большое нормативное исследование показало, что 29 процентов снов свидетельствуют о явной тревоге смерти. Обширное исследование кошмаров выявило, что в тревожных сюжетах, наиболее распространенных у взрослых, они умирают или их убивают. В других часто встречавшихся сюжетах также присутствовала тема смерти, умирал член семьи или другой человек; жизни сновидца угрожал несчастный случай или преследователь. Имеется ли корреляция между сознаваемой тревогой смерти и частотой ночных кошмаров? Результаты исследований противоречивы и разнятся в зависимости от того, каким образом измерялась тревога смерти. Однако испытуемым, пережившим (особенно в возрасте до десяти лет) смерть близких друзей или родственников, кошмары с участием смерти снятся чаще. В одной работе получен интригующий результат: сознательная тревога смерти и тема смерти в сновидениях соотносятся по криволинейному закону. Иначе говоря, смерть чаще снится людям с очень высокой либо очень низкой сознательной тревогой смерти. Может быть, высокая сознательная тревога смерти отражает слишком высокую бессознательную тревогу, которая не поддается сдерживанию и выплескивается в неудавшиеся сны (кошмары) и в сознание. Очень низкая сознательная тревога смерти (ниже среднего уровня) может свидетельствовать о высокой бессознательной тревоге смерти, которая у человека в состоянии бодрствования сдерживается с помощью отрицания и вытеснения, но цензор сновидений перед ней капитулирует.

В целом можно сказать, что данные исследований тревоги смерти весьма ограниченно могут способствовать нашему пониманию роли страха смерти в психопатологии и психотерапии. Большинство этих работ заключается в оценке соотношения сознательной тревоги смерти (определяемой по достаточно грубым шкалам) с рядом демографических и психометрических переменных. В них показаны определенные положительные корреляции высокой тревоги смерти с депрессией, ранней потерей значимого другого, слабой либо отсутствующей религиозностью и выбором профессии. В других исследованиях, предметом которых являются более глубокие пласты психики, показано, что значительная доля тревоги смерти находится вне сознания; по мере движения от сознательных переживаний к бессознательным тревога смерти возрастает; страх смерти подстерегает нас в наших сновидениях; люди престарелого возраста больше боятся смерти, если они психологически незрелы или мало вовлечены в жизненную активность; наконец, тревога смерти, как сознательная, так и бессознательная, связана с невротизмом.

Танатофобия — боязнь умереть. Это необычное психическое расстройство, несущее с собой массу проблем. По словам психологов и психиатров, оно прячется глубоко в подсознании, но при этом влияет на все сферы нашей жизни. Более того, оно сказывается на состоянии физического здоровья. Можно ли от него избавиться? Как защитить себя от депрессии и неврозов, вызванных этой боязнью?

Определение понятия

страх смерти

Танатофобия возникает в тот момент, когда люди чувствуют угрозу своей жизни или социальному положению. Часто страх смерти является следствием глубоких размышлений о смысле жизни и существования, правильности выбора сферы деятельности (творческий и профессиональный кризис).

Интересно, что о танатофобии говорил еще Зигмунд Фрейд. По его словам, внутри человека находится две противоборствующие силы: созидающая любовь Эрос и разрушающая сила Танатос. Между ними всегда идет непримиримая война, которая и приводит к развитию чувства страха смерти.

Понимая свою смертность, человек испытывает небывалую тревогу. Он, конечно, пытается отогнать от себя эти мысли. В этом ему помогает механизм психологической защиты, который прячет мысли о смерти или в подсознание, или еще глубже — в область бессознательного.

По мнению психологов, патологический страх смерти — это трудно поддающаяся лечению болезнь. Больной боится умереть всегда, каждую минуту. Даже тогда, когда видимой угрозы и опасности для его жизни нет. Самое неприятное — то, что это не пассивная фобия. Она проявляется в навязчивом ожидании смертельного исхода, депрессии и других неприятных симптомах. Порой человек даже не понимает, что стало причиной такого состояния.

Психологи выделяют 4 уровня навязчивого страха смерти:

  1. Соматический. Человек боится физических страданий. Он переживает о том, что станет с телом после того, как он умрет.
  2. Личностный. Здесь больному важно знать, что будет с его сознанием. Он боится утратить контроль над самим собой, остаться в одиночестве, стать неполноценным и несостоятельным человеком.
  3. Социальный. На этом уровне индивида страшит смерть близких. Он не хочет потерять те отношения, которые у него есть сейчас.
  4. Духовный. Людей страшит неизвестность, то, что будет с их душой. Они боятся бесследного исчезновения, возможной расплаты за свои земные поступки и т.д.

Сильный страх смерти двойственен сам по себе. Некоторые танатофобы боятся неизвестности, которая ждет их после того, как они умрут. Для других самое страшное — последние дни, страдания перед кончиной. Особенно тяжело тем, кто верит в религиозные учения о небесной каре и неминуемом наказании за грехи.

Симптомы танатофобии

паническая атака

Условно симптомы страха внезапной смерти делят на 3 группы:

  1. Физиологические. Сюда относятся: дрожь в руках и ногах, аритмия, учащенное дыхание, тошнота, чрезмерное потоотделение, озноб или жар, нарушения в работе органов ЖКТ и даже проблемы в половой сфере.
  2. Психические. Речь идет о панических атаках, которые практически невозможно контролировать, утрате чувства реальности, депрессии, проблемах со сном. Больной бурно, а подчас неадекватно реагирует на упоминание того, чего он боится.
  3. Эмоциональные. Это повышенная тревожность, постоянное напряжение, немотивированная агрессия. Человек всегда уклоняется от разговоров о смерти.

Еще одна проблема — торможение развития личности. В особо серьезных случаях больные деградируют.

Отдельно стоит сказать о симптомах танатофобии у творческих людей. Их сильно беспокоит, что они оставят после себя. Из-за этого они просто одержимы какими-то сверхидеями. Они становятся эгоистичными, упрямыми, невосприимчивыми к критике и мнению окружающих. В их мыслях только скорая смерть.

Тяжелая форма танатофобии также имеет свои признаки:

  1. Практически полный отказ от общения с родными и близкими людьми. Ограничение круга общения.
  2. Утрата работоспособности, целей, ориентиров, смысла жизни.
  3. Нарушение в работе внутренних органов и систем.
  4. Стремление преодолеть страх смерти с помощью алкогольных напитков или наркотиков.
  5. Бессонница, прерывистый сон с частыми кошмарами.

Большинство танатофобов одиноки. Так происходит из-за того, что они замыкаются в себе, ведут себя агрессивно и раздражительно.

Причины страха смерти

личностный кризис

Точного ответа на вопрос, что является причиной развития страха смерти или танатофобоии, не существует. Больной не может сказать, в какой именно момент у него возникает это гнетущее чувство. Каждая ситуация индивидуальна.

И все же психиатры выделили ряд факторов, провоцирующих появление танатофобии:

Есть и другая версия того, почему появляется страх смерти. Некоторые психологи считают, что это вполне нормальное явление, которое возникает в процессе роста и развития каждой без исключения личности. Вопрос лишь в том, что человек будет делать дальше. Осознание смертности ставит его перед выбором: идти дальше или остановиться в развитии, деградировать. Первый вариант автоматически запускает размышления о смысле жизни и существования.

Как избавиться от страха смерти

Как побороть страх перед смертью? Для начала нужно осознать, что полностью избавиться от него невозможно. Он будет присутствовать в вашем подсознании всегда. Вопрос лишь в том, как сильно он будет проявляться.

Лечение танатофобии должно быть комплексным и включать в себя медикаментозную и психотерапию.

Прием медикаментов

Это эффективный способ избавиться от навязчивых плохих мыслей при танатофобии. Но врач назначает прием лекарств только в тяжелых случаях. Важно сочетать их с психотерапевтическими методами лечения, главная цель которых — найти причину заболевания, избавиться от деструктивных установок и составить новую модель поведения.

Из медикаментозных препаратов для лечения танатофобии используют:

  • антидепрессанты;
  • бета-блокаторы;
  • нейролептики.

Они помогают снизить степень проявления симптомов заболевания, уменьшить количество панических атак и неврозов.

Психотерапия

Психотерапия

Как бороться с танатофобией с помощью психотерапии? Чтобы помочь больному перебороть страх смерти, психологи используют такие методики:

  • конфронтация;
  • управление внутренней энергией;
  • стимулирование производства адреналина;
  • гипноз; ; .

Что дают перечисленные способы лечения? Во-первых, они помогают изменить мышление танатофоба. Во-вторых, они учат его противостоять стрессовым ситуациям. И в-третьих, обучают его приемам расслабления, самоконтроля, сохранения ясного мышления даже в критических ситуациях. Программа для каждого больного подбирается в индивидуальном порядке.

Хорошо зарекомендовал себя гипноз. По сравнению с другими техниками, он имеет ряд преимуществ:

  • безопасность;
  • отсутствие дискомфорта для больного;
  • безболезненность.

С каждым сеансом степень выраженности симптомов танатофобии снижается. Человек не только избавляется от депрессии, навязчивого страха умереть, тревоги. Он получает мотивацию к дальнейшему движению, саморазвитию, реализации каких-то планов и идей. Кроме того, в его организме запускаются процессы восстановления. Улучшается работа сердца и кровеносных сосудов.

Самостоятельная работа — советы психологов

Итак, вам нужно понять и принять несколько важных истин:

Также для борьбы с танатофобией психологи рекомендуют определиться с мировоззрением. Четкая жизненная позиция поможет вам сформировать свой особый взгляд на смерть. Вы поймете ее природу и неизбежность, но это не будет вас пугать. Наоборот, вы сделаете все, чтобы прожить жизнь достойно.

Как преодолеть страх смерти близких

концентрация

Как и от танатофобии, от него нельзя избавиться насовсем. Да и не нужно до тех пор, пока он не превратится в навязчивую идею.

Не впадайте в депрессию. Если близкий вам человек тяжело заболел, ваши негативные эмоции сделают хуже и вам, и ему. Поэтому лучше сконцентрироваться на том, чтобы улучшить его жизнь. Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной с родными людьми.

Помните, что некоторые процессы мы, к сожалению, контролировать не в силах.

Интересный факт

Выше сказано, что страх смерти — это вполне нормальное явление. Но у некоторых людей он отсутствует. И это — патология. К таким людям относят:

  • тех, у кого нет эмпатии;
  • тех, кто совсем не умеет сопереживать;
  • тех, у кого явно выражена мизантропия (ненависть к окружающим);
  • лиц, у которых отсутствует инстинкт самосохранения, сильно занижено чувство опасности;
  • лиц со склонностью к садизму или имеющим криминальные наклонности.

Такие личности не получают удовольствия от общения. Также у них часто снижена чувствительность к боли.

Заключение

Танатофобия в той или иной мере есть у каждого из нас. Мы боимся собственной смерти или утраты кого-то из близких. И в этом нет ничего плохого. Главное — не допустить, чтобы ее проявления вышли за грани разумного. Для этого наполняйте свою жизнь положительными эмоциями, отводите время для саморазвития и общения с родными и друзьями. А также ограничивайте время просмотра телевизора и чтения плохих новостей. Только так вы сможете отвлечься и получать удовольствие от того, что происходит с вами в настоящий момент.

Психологическая смерть предшествует биологической. Человек может быть совершенно здоров телесно, жить обычной жизнью, улыбаться, общаться, работать – и неожиданно погибнуть во цвете лет. Не обязательно от болезни; причиной может стать несчастный случай, авария, нападение – все, что угодно. И окружающие горестно удивляются: как же так? Он был такой молодой еще, такой крепкий на вид, он мог бы жить и жить… Не мог. Потому что ученые давно поняли: очень часто биологическая смерть происходит после смерти психологической и социальной.

психологическая смерть

Ситуаций, которые приводят к психологической смерти, немало. Но в обычной жизни человек должен жить, работать, общаться, содержать себя и семью, достигать чего-то – много обязанностей у человека. И надо вести себя достойно, улыбаться и скрывать свое состояние. Даже от самого себя. Надо приспосабливаться! А мудрый Фрейд давным-давно написал о том, что каждое приспособление – тоже частица смерти. Мы подавляем себя, честь своей личности, живем не своими эмоциями и не своей жизнью…

Читайте также: