Сухой павел осипович кратко

Обновлено: 07.07.2024

Павел Осипович Сухой (1895-1975) – советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из создателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Лауреат ряда наивысших государственных наград и премий.

В биографии Павла Сухого есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в этой статье.

Итак, перед вами краткая биография Сухого.

pavel-suhoj

Биография Павла Сухого

Павел Сухой появился на свет 10 (22) июля 1895 г. в селе Глубокое, Виленской губернии. Он рос и воспитывался в семье сельского учителя Осипа Андреевича и его жены Елизаветы Яковлевны. Кроме Павла у супругов родилось еще 5 дочерей.

Детство и юность

Когда будущему авиаконструктору исполнилось 5 лет он вместе с семьей обосновался в Гомеле. Здесь его отцу доверили возглавить школу, в которой обучались дети железнодорожников. Кроме своих прямых обязанностей, Сухой-старший открыл для учеников кружок хорового пения.

Позднее отец Павла собрал крупную личную библиотеку. Примечательно, что все члены семейства проявляли интерес к чтению, пению и игре на скрипке. В 10-летнем возрасте Павел Сухой начал посещать местную мужскую гимназию, которую окончил с Серебряной медалью в 1914 г.

Любопытно, что именно в студенческие годы Сухой заинтересовался авиацией. Однажды, возвращаясь домой после занятий, он увидел пролетавший над ним аэроплан. Эта картина навсегда запечатлелась в его памяти.

В последующие годы биографии Павел Сухой изучал разные авиационные пособия на немецком и других языках. В 1915 г. он поступил на математическое отделение Московского университета, но через 1 год продолжил получать образование в Императорском Московском техническом училище.

Однако, по причине мобилизации, связанной с Первой мировой войной (1914-1918), Сухой был вынужден прервать учебу. В результате, он был определен в артиллерийские войска. Когда в 1917 г. разразилась Октябрьская революция, Восточный фронт прекратил свое существование.

Авиастроение

В середине 1921 г. у Сухого появилась возможность возобновить обучение в стенах уже Московского Высшего технического училища. После окончания занятий, он подрабатывал в КБ Фомина, где разрабатывались модели дирижаблей.

Одновременно с этим, Павел посещал авиационный кружок, желая получить как можно больше знаний и опыта в этой области. В 1924 г. он начал трудиться чертежником в отделе ЦАГИ. Тогда же он занялся написанием диплома, который ему в конечном счете удалось успешно защитить.

В результате, Сухой стал дипломированный инженером-механиком. Еще до окончания учебы на него обратил внимание Андрей Туполев, который позже предложил ему место в АГОС. Так молодой специалист начал трудовую деятельность в качестве инженера-конструктора в Конструкторском бюро.

pavel-suhoj-1

За годы научной биографии Павел Сухой сконструировал свыше 50 модификаций самолетов и удостоился ряда наивысших государственных наград. С 1958 по 1974 год он был членом Верховного Совета СССР. Современники описывали его как сдержанного, молчаливого и вежливого человека, которому не были присущи эмоции.

Коллеги Сухого отмечали, что он неоднократно прибегал к решениям, которые казались другим неверными или малоэффективными. И только когда проходило какое-то время становилось ясно, что его предположения были точными.

Способность Павла Осиповича предвидеть те или иные нюансы, удивляла его сослуживцев. Один из передовых авиаконструкторов СССР – Архип Люлька говорил, что Сухой спроектировал модели самолетов на грани научной фантастики.

Личная жизнь

Женой Сухого была учительница французского языка Софья Феликсовна. В этом браке у пары родились дочь Ирина и сын Дмитрий. Супруга помогала мужу осваивать техническую литературу, переводя издания с французского на русский.

Смерть

В последние годы биографии у мужчины обострились последствия некогда перенесенного туберкулеза, в результате чего он был вынужден прибегать к кислородной маске. Павел Сухой умер 15 сентября 1975 г. в возрасте 80 лет.

Фото Сухого

pavel-suhoj-5

Павел Сухой в юности

Павел Сухой: гений авиационной мысли


Павел Осипович Сухой – один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации – был не только талантливым инженером, но и выдающимся организатором. Созданное им конструкторское бюро продолжает эффективно работать по сей день, развивая идеи своего основателя и подтверждая верность принципов его научной школы. В КБ Сухого было разработано более 100 типов самолетов, практически каждый из которых являлся прорывом в отечественном и мировом авиастроении.

С удивительным упорством Павел Осипович добивался получения лучшего образования из возможных: сначала в Московском университете, куда поступил в 1914-м, а затем в Императорском Московском техническом училище (впоследствии – МВТУ, а ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана). Из-за Первой мировой войны, а затем революции ему пришлось прервать обучение. Но в 1920-е он вернулся в училище и в 1925-м получил-таки диплом инженера.

Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Именно он разглядел в молодом инженере талант авиаконструктора и пригласил на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) в Москве. Первым проектом, к которому привлекли Сухого, был истребитель АНТ-5 (И-4). Следующим – цельнометаллический И-14.


Самолет АНТ-25

Самолет АНТ-37

Самолет Су-2

В военные годы Павел Осипович Сухой продолжал создавать все более совершенные боевые машины. В 1943-м за разработку штурмовика Су-6 его наградили Сталинской премией I степени.


Самолет Су-9

Однако в 1949 году, по решению правительства, конструкторское бюро Сухого расформировали. Павел Осипович стал заместителем Андрея Туполева и под его руководством работал над модификацией Ту-2 – самолетом УТБ.


Самолет Су-17


Еще одним легендарным советским истребителем-бомбардировщиком стал Су-17, разработанный в ОКБ Сухого в середине 1960-х годов. Это первый отечественный самолет с крылом изменяемой стреловидности. Угол отклонения крыла по отношению к оси симметрии летательного аппарата стало возможно поменять прямо во время полета, что позволило значительно увеличить эффективность летательного аппарата.


Самолет Су-24


В 1970 году впервые в небо поднялся советский бомбардировщик Су-24 – всепогодный самолет с крылом изменяемой геометрии, который эксплуатируется до сих пор.


Самолет Су-27

Павел Сухой.

История отечественной авиации состоит из удивительного переплетения судеб тех людей, которые стояли у её истоков.

Один из пионеров русской авиации Сергей Уточкин, ради её популяризации совершавший показательные полёты в различных уголках Российской империи, не мог даже предположить, какое значение будет иметь его обычный полёт над Гомелем.

Когда Уточкин пролетал над городом, внизу за его полётом с восторгом наблюдали гимназисты, один из которых в этот день решил связать свою судьбу с авиацией. Звали гимназиста Павел Сухой.

Будущий основатель знаменитого КБ, самолёты которого сегодня считаются одними из лучших в мире, родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи в семье учителя.


В 1900 году Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников в Гомеле. Так семья Сухих перебралась из села в город.

У Осипа Сухого было шестеро детей — пять девочек и единственный сын, Павел. Отец старался дать детям хорошее образование и расширить их кругозор. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением, выпускали домашний рукописный журнал.

В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию. Учился он хорошо, а на выбор жизненного пути повлиял тот самый полёт лётчика Уточкина.

Игорь Сикорский, фотография Карла Буллы, 1914 год.

Роковые копии

Выпускник гимназии Сухой мечтал о поступлении в Императорское высшее техническое училище в Москве, поскольку на тот момент лишь в нём в России изучались теоретические и технические вопросы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха.

Отец поддерживал стремление Павла и через родственника, проживавшего в Москве, отправил документы сына, необходимые для допуска к экзаменам. Родственник Сухих оказался человеком осторожным, подав в приёмную комиссию не оригиналы, а копии документов. Это было нарушением действовавших правил, из-за чего Павлу Сухому было отказано в допуске к экзаменам.

Но Павел не пал духом, отправился в Москву сам и успешно поступил на математический факультет Московского университета.

О своей мечте Сухой не забыл. Спустя год он подаёт документы на поступление в Техническое училище так, как положено, и успешно сдаёт экзамены. Поступив в училище, он становится членом кружка воздухоплавания, который возглавляет один из основоположников русской авиации Николай Жуковский.


Война и другие беды

Казалось, Павлу Сухому удалось сделать шаг к своей мечте. Но к тому моменту вовсю бушевала Первая мировая война, и студента Сухого мобилизовали в армию. Окончив школу прапорщиков, он до октября 1917 года служил артиллеристом на Западном фронте. После того как Россия фактически вышла из войны, Павел вернулся в Москву, но тут обнаружил, что Техническое училище закрыто.

Сухой вернулся в Гомель, а затем получил место учителя математики в городе Лунинец, в Западной Белоруссии.

Сергей Ильюшин в кабине спортивного самолёта, 1937 год.

Судьба продолжала испытывать его на прочность: сначала пришлось бежать в Гомель, спасаясь от польской армии, оккупировавшей Западную Белоруссию, затем необходимо было искать пропитание для семьи. В это время Павел переболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Он сумел выжить, но осложнения на горло привели к тому, что у него навсегда изменился голос, который стал звучать приглушённо. Скорее всего, именно поэтому те, кто работал с Сухим, называли его человеком немногословным и суховатым в общении.

Ученик Туполева

В 1920 году Совет народных комиссаров выпустил постановление о возвращении студентов в вузы. Открылось и Техническое училище в Москве. В 1921 году 26-летний Павел Сухой едет в Москву, чтобы продолжить учёбу, прерванную на целых шесть лет.

Он не только учился, но и по вечерам подрабатывал в КБ Николая Фомина, где проектировались дирижабли. Сухому нужны были деньги — в 1923 году он женился на своей землячке, учительнице, с которой познакомился в Западной Белоруссии.

Ещё до окончания училища, в 1924 году, Павел Сухой стал работать чертёжником в экспериментальном отделе Центрального аэрогидродинамического института.

Наступило время дипломного проекта, и руководителем Сухого стал авиаконструктор Андрей Туполев.


Авиаконструктор Андрей Туполев.

Лёгкий бомбардировщик Су-2, первый собственный проект Сухого, выпускался серийно с 1940 года. Всего было построено около 900 экземпляров Су-2 и его глубокой модификации Су-4.

Су-2 не входит в число наиболее известных советских самолётов, несмотря на высокие показатели живучести в бою. Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су-2, советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. Это примерно в 1,6 раза ниже, чем средние потери советской бомбардировочной авиации за первые месяцы войны.


КБ Сухого продолжало работы и над новыми машинами. В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павел Осипович Сухой был удостоен Сталинской премии I степени. Однако этот проект не пошёл в серию, так как военные эксперты отдали предпочтение конкуренту — штурмовику Ил-10.

Вины КБ Сухого в происшествии не было, лётчик благополучно приземлился на парашюте, однако решено было сделать оргвыводы. Конструкторское бюро закрыли, а сам Сухой вернулся к Туполеву на ту же должность, с которой уходил, — заместителя генерального конструктора. Проекты Су-15, а также ещё нескольких самолётов, были свёрнуты. Впоследствии под этими названиями появятся новые разработки КБ Сухого.


Лучшие в мире

Жизнь не баловала Павла Осиповича Сухого. На его долю выпало немало испытаний, он поздно пришёл в профессию, ему пришлось пережить закрытие собственного КБ, чтобы затем всё начать сначала.


Несмотря на это, под его руководством было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.

Начиная с 1960-х годов КБ Сухого вышло в лидеры в военном авиастроение сначала в нашей стране, а затем и во всём мире.

В 1957 году Павел Осипович Сухой был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а в 1965 году он стал дважды Героем.

Выдающийся авиаконструктор умер 15 сентября 1975 года в Москве в возрасте 80 лет. В том же году он был посмертно удостоен золотой медали имени академика Туполева Академии наук СССР за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники. Павел Сухой стал первым конструктором, удостоенным награды.


Павел Осипович Сухой сумел создать целую школу проектирования авиационной техники, отличающуюся нестандартным подходом к решению задач, новаторским духом и смелостью инженерных решений. Сегодня ОКБ Сухого в России приступило к серийному выпуску не имеющего аналогов многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50.

Проследить за истоками становления таких гениальных людей всегда интересно.

Виленщина - место появления на свет

Удивительный факт. Несмотря на то, что с историческим местом рождения у Павла Осиповича связано лишь раннее детство, всю свою жизнь он хранил в рабочем столе фотоснимок с видами именно этого белорусского города.

Гомель - зарождение мечты

Москва дореволюционная – первые шаги на пути к профессии

Изучать теорию воздухоплавания в России в начале двадцатого столетия возможно было только в Москве - в Императорском высшем техническом училище. Выпускник гимназии из Гомеля Павел Сухой всеми силами стремится в столицу, но поначалу из-за сущего пустяка - нарушения правил при подаче документов - ему было отказано в допуске к экзаменам в это учебное заведение. Павлу, впрочем, без особого труда удалось тогда стать студентом другого престижного вуза - Московского университета. Однако, не прояви он упорства в достижении цели, не повтори спустя год, в 1915-ом, попытку быть зачисленным в будущий МГТУ им.Баумана, кто знает, как сложилась бы его собственная судьба и, главное, как отразился бы сей факт на развитии отечественного авиастроения… Но, к счастью, сделать шаг на пути к мечте удалось - хотя вокруг бушевала война, и вскоре студента Сухого мобилизовали в армию.

Отправляясь служить артиллеристом на Западный фронт, ближе к родным местам, он всё же не скрывал тоски и сожаления. Хотелось поскорее вернуться в Москву, где он не просто слушал лекции своего кумира – основоположника русской авиации Жуковского, чьими статьями ещё в детстве зачитывался, но и посещал кружок, которым Николай Егорович руководил лично.
Столицу он покорит многим позже, когда позади останутся военное лихолетье, недолгое возвращение на родину, перенесенные тяжелые болезни, и, как одна из немногих светлых страниц того периода, встреча с любимой женщиной.

Западная Беларусь – учитель математики

В этом городке Сухой встретил свою будущую жену Софью Феликсовну Тенчинскую, учительницу французского языка. Тенчинская, полька по происхождению, по воспоминаниям современников, была очень красива. Свою избранницу Павел Сухой задаривал охапками сирени, которую очень любил. Она же всю жизнь хранила ему преданность, неукоснительно следуя за его привычками и строжайшим распорядком дня, которого Павел Осипович был вынужден придерживаться ввиду перенесенных в молодости заболеваний.

Когда в 1919 году войска Пилсудского подошли к Лунинцу, многие из учителей, в том числе Сухой, переехали в Гомель.

В Лунинце авиаконструктору Сухому также установлен памятник.

Москва советская – на ключевых ролях

В столицу теперь уже советской России Павел Сухой вернулся осенью 1921 года. И снова аудитории МВТУ – нетопленные, но такие родные и притягательные. Стосковавшись по любимому делу, Павел Осипович нагружал себя до предела – продолжал учиться в училище, подрабатывая по вечерам в конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, занимавшегося проектированием дирижаблей.
Но, будучи на фронте, Сухой не раз наблюдал, какие возможности в сражениях имеет крылатая авиация. Поэтому первейшей задачей для себя он ставил создание цельнометаллического самолета. Разработкой именно таких машин занимались специалисты Центрального аэрогидродинамического института, куда в 1924 году Сухого, ещё студентом, пригласили работать. Новый проект, получивший обозначение БД-2, принес конструктору первый шумный успех. На гражданском варианте этого самолета в сентябре 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова установили мировой рекорд по дальности и продолжительности полета.

На личном счету Сухого – огромное количество изобретений и нововведений в авиации. Вот только некоторые из них: убирающиеся в крылья шасси, стартовые пороховые ускорители, тормозной парашют, объединение бензобаков и крыльев в единое целое, двухкамерная конструкция гидроусилителя руля и так далее. За выдающиеся достижения в области авиационной науки и техники ему дважды присваивалось звание Героя Социалистического Труда, присваивалась Сталинская и Ленинские премии, он был награжден множеством орденов и медалей. Когда в 1975 году президиум АН СССР учредил медаль имени А. Н. Туполева, первым ее лауреатом (посмертно) стал Павел Сухой.

В Северном административном округе российской столицы одна из улиц носит имя Авиаконструктора Сухого.

Читайте также: