Судостроение в японии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Япония у обывателя обычно ассоциируется с электроникой и машиностроением. Но было бы странно предположить, что островное государство не имеет развитого судостроения. На самом деле эта отрасль - едва ли не ведущая в японской промышленности и уходит корнями в глубину веков. Традиционно судостроительные районы Японии располагаются на побережьях Японского моря и Тихого океана, а также на севере острова Кюсю.

О размахе японского кораблестроения можно судить по общему количеству национальных судостроительных предприятий - их 75. К их числу принадлежат такие компании как Сасебо, имеющая заводы в одноименном городе-порте, и известная на весь мир Митсубиси, являющаяся владелицей значительной доли судостроительного бизнеса страны. Митсубиси принадлежат 5 верфей в Хиросиме и Нагасаки, Кобе, Симоносеки и Иокогаме. Естественно, в государстве идеально организована координация деятельности всех этих промышленных объектов, которая осуществляется Ассоциацией судостроительных компаний Японии.

Строительство кораблей "кормит" в настоящее время около 400 тысяч японцев, 100 тысяч из них заняты непосредственно на верфях и стапелях, а еще 300 тысяч обеспечивают деятельность дочерних и сопутствующих предприятий, поскольку наполняются японские суда только отечественным оборудованием.

После Второй Мировой войны Япония, которая была лишена почти всего торгового флота, оказалась в критической ситуации, выходом из которой явилась серия программ по национальному плановому судостроению, заработавшая в 1947 году. Благодаря льготным и долгосрочным кредитам, предоставленным правительством, судостроение Японии не просто встало на ноги, а сумело совершить скачок и занять лидирующие позиции в мире, обойдя в 1956 году Великобританию. И только нефтяной кризис 74-75 годов 20-го столетия привел отрасль к спаду производства из-за отказа судоходных компаний приобретать крупнотоннажные нефтеналивные танкеры.

Уже в начале 80-х Япония за счет ряда действенных мер справилась с ситуацией в промышленности, но за годы кризиса "подросли" конкуренты - Южная Корея и КНР. По сей день Япония периодически уступает лидерство Корее на мировом судостроительном рынке.

В настоящее время высокие технологии производства позволяют японским промышленникам выпускать суда практически любой категории и любого водоизмещения, начиная от лодок и катеров и заканчивая танкерами и сухогрузами. Почти все крупные судостроительные предприятия выполняют заказы ВМФ Японии. Так, например, на заводах компании Кавасаки дзукогё в г. Кобе производится почти половина всех подводных лодок страны.

Судостроительная отрасль испытывает тенденции к объединению усилий нескольких предприятий. В 2002 году корпорации NKK и Хитачи слились в области производства судов и образовали Универсальную Корпорацию Судостроения (Universal Shipbuilding Corporation) с генеральным директором Кензо Тасава во главе.

Япония от А до Я. Энциклопедия . EdwART . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "Судостроение" в других словарях:

судостроение — судостроение … Орфографический словарь-справочник

судостроение — кораблестроительство, кораблестроение Словарь русских синонимов. судостроение кораблестроение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Судостроение — 1) (Межевой канал, 4), научно производственное объединение. Создано в 1988. Относится к Министерству речного флота РСФСР. В головную структурную единицу НПО входят Центральное технико конструкторское бюро, научно исследовательское и… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

судостроение — СУДОСТРОЕНИЕ, кораблестроение … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

СУДОСТРОЕНИЕ — издательство, Санкт Петербург. Основано в 1940. Литература по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению и приборостроению … Большой Энциклопедический словарь

СУДОСТРОЕНИЕ — СУДОСТРОЕНИЕ, судостроения, мн. нет, ср. Постройка, строительство судов (см. судно2). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СУДОСТРОЕНИЕ — СУДОСТРОЕНИЕ, я, ср. Теория и практика постройки судна 2. | прил. судостроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СУДОСТРОЕНИЕ — (Shipbuilding) отрасль промышленности, занимающаяся постройкой судов. С. делится на морское и речное; по виду материалов, из которых строятся суда, и по типу судов на стальное, деревянное и железобетонное С; промысловое С, мелкое С. (постройка… … Морской словарь

Судостроение — А) Деревянное С. Дерево впервые было применено к С., как материал легко обрабатываемый и плавучий. Наиболее простая конструкция деревянных судов это постройка из цельного куска дерева; так строятся иногда и теперь челноки, которые выдолблены или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Сначала надо сказать несколько слов о структуре и подчиненности японского кораблестроительного ведомства, без которой трудно понять все нюансы японской проектировочной системы. Заказы на проектирование кораблей выдавал Морской Генеральный штаб (МГШ), но само проектирование вкупе со строительством находилось в ведении Морского министерства. Тактико-техническое задание из МГШ поступало в министерство и передавалось в Морской технический департамент (МТД) – Кайгун Консей Хонбу, конкретнее–- в его 4-ю секцию.

Формально все секции МТД были равны, каждую возглавлял капитан 1-го ранга или контр-адмирал, но кораблестроением ведала 4-я, поэтому именно она организовывала взаимодействие с остальными секциями (вооружение и бронирование, энергетические установки, прочее оборудование) и спускала им свои технические задания. Особняком стояла 6-я секция, ведавшая строительством подводных лодок.

​Юдзуру Хирага - Столпы японского кораблестроения | Военно-исторический портал Warspot.ru

Юдзуру Хирага

Таким образом, можно заметить, что яркие, оригинальные, но чересчур странные и неуживчивые личности на посту главы кораблестроительного ведомства постепенно сменялись людьми, не хватавшими звезд с неба, но умевшими организовать работу и примирить интересы различных лиц и секций. Эпоха гениев проходила, начиналась эпоха менеджеров.

Машиностроение – сердцевина японской промышленности. А в мире оно признано одним из самых развитых и передовых. В современной Японии успешно сочетаются старые, новые и новейшие направления индустрии.

Отраслевая структура машиностроительного комплекса Японии

Судостроение Японии

Судостроение относится к древнейшим отраслям. Более того, она оставалась ведущей на протяжении многих веков.

  • Иокогаме,
  • Йокосуке,
  • Кобе,
  • Нагасаки,
  • Ономити,
  • Сакаиде,
  • Хакодате.

Станкостроение Японии

Станкостроение Страны восходящего солнца – отличный пример новой отрасли можно привести. Еще в 1982 г. Япония заняла лидерские позиции по выпуску металлообрабатывающих станков в мире и прочно удерживает их до сих пор.

Автомобилестроение Японии

Автомобилестроение Японии уже почти полвека одно из самых прогрессивных в мире. Автомобилистам в любом уголке планеты известны флагманские марки японских автомобилей:

  • Daihatsu,
  • Honda,
  • Isuzu,
  • Kawasaki,
  • Mazda,
  • Mitsubishi,
  • Mitsuoka,
  • Nissan,
  • Subaru,
  • Suzuki,
  • Toyota,

Крупнейшие центры расположены в Токио, Иокогаме, Кобе Нагое, Осаке. Ежегодно в стране производится более 5 млн авто, 90% из которых экспортируется. Отрасль предоставляет работу почти 10 млн граждан страны.


Авиастроение Японии

Авиастроение – еще одна из новейших отраслей экономики. Почти полторы сотни предприятий заняты разработкой и производством авитехники. Из них наиболее крупные: Kawasaki Heavy Industries, Mitsubishi Heavy Industries, Fuji Heavy Industries и IHI – признанный лидер по производству авиационных двигателей Японии.

Читайте также: