Судебный порядок рассмотрения избирательных споров кратко
Обновлено: 28.06.2024
Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется отдельной главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Исходя из характера защищаемых правоотношений, из которых возникает потенциальный спор, временных рамок его существования, в том числе ограниченных датой выборов (проведения референдума), отмечается определенная специфика рассмотрения таких споров, и, в первую очередь, установление сокращенных сроков их рассмотрения.
Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учетом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.
В соответствии с частью 6 статьи 239 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных КАС РФ.
Кроме того, дела о защите избирательных прав, наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС РФ, являются обязательными для участия прокурора.
Для обеспечения надлежащей реализации избирательных прав особое значение приобретают оперативность рассмотрения административных исковых заявлений на нарушения избирательного законодательства.
Действующим законодательством предусмотрен как общий порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав, так и специальный, который используется именно в период проведения избирательной кампании. Этот порядок отличается сжатыми сроками подачи в суд административных исковых заявлений о защите избирательных прав, которые предусмотрены статьей 240 КАС РФ, а равно оперативными сроками их рассмотрения судом, предусмотренными статьей 241 КАС РФ.
Законом определено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел.
Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропущен срок обращения в суд; отсутствует возможность восстановления пропущенного срока; установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.
Установленный законодателем порядок рассматриваемой категории дел направлен на соразмерное, дифференцированное и разумное восстановление нарушенных прав.
Прокуратура
Псковской области
Прокуратура Псковской области
7 марта 2018, 17:44
Рассмотрение дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется отдельной главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Исходя из характера защищаемых правоотношений, из которых возникает потенциальный спор, временных рамок его существования, в том числе ограниченных датой выборов (проведения референдума), отмечается определенная специфика рассмотрения таких споров, и, в первую очередь, установление сокращенных сроков их рассмотрения.
Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учетом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.
В соответствии с частью 6 статьи 239 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных КАС РФ.
Кроме того, дела о защите избирательных прав, наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС РФ, являются обязательными для участия прокурора.
Для обеспечения надлежащей реализации избирательных прав особое значение приобретают оперативность рассмотрения административных исковых заявлений на нарушения избирательного законодательства.
Действующим законодательством предусмотрен как общий порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав, так и специальный, который используется именно в период проведения избирательной кампании. Этот порядок отличается сжатыми сроками подачи в суд административных исковых заявлений о защите избирательных прав, которые предусмотрены статьей 240 КАС РФ, а равно оперативными сроками их рассмотрения судом, предусмотренными статьей 241 КАС РФ.
Законом определено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел.
Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропущен срок обращения в суд; отсутствует возможность восстановления пропущенного срока; установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.
Установленный законодателем порядок рассматриваемой категории дел направлен на соразмерное, дифференцированное и разумное восстановление нарушенных прав.
В связи с предстоящими выборами на территории Ленинградской области актуальным является вопрос о соблюдении и защите избирательных прав граждан Российской Федерации.
В настоящее время дела о защите избирательных прав граждан рассматриваются судами в порядке административного судопроизводства, в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ). При этом для подачи административного искового заявления, а также его рассмотрения КАС РФ определяет конкретные сроки.
Так, ч. 1 ст. 240 КАС РФ установлено, что административное заявление о защите избирательных прав может быть подано в течение 3 месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах.
Согласно ч.ч. 2-6 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования.
После опубликования результатов выборов административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня официального опубликования результатов.
Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в такой регистрации, о заверении списка и об отказе в заверении, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией решения.
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за 8 дней до дня голосования.
При этом в силу ч. 7 ст. 240 КАС РФ сроки, указанные в ч.ч. 2-6 данной статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
КАС РФ установлены сокращенные сроки рассмотрения судами дел о защите избирательных прав граждан.
Так, в соответствии со ст. 241 КАС РФ административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через 10 дней после дня его подачи.
Административное исковое заявление об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение 3 дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, - немедленно.
Административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд после дня голосования или окончания избирательной кампании, а также административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение 2 месяцев со дня их поступления в суд.
Решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
Решение по административному исковому заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через 3 дня со дня поступления заявления в суд.
В период избирательной кампании, кампании референдума суд рассматривает дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено.
Избирательная система государства не является на сто процентов идеальной, поэтому в этой сфере периодически возникают споры. Жалуются либо избиратели, либо кандидаты, либо непосредственные организаторы процесса. Проблемы возникают из-за неправильной подготовки, нарушения прав, откровенных подлогов. Решать избирательные вопросы можно на месте или с помощью служителей Фемиды. Судебное решение по избирательным спорам является обязательным к исполнению, однако, может быть оспорено в организации высшей инстанции.
Избирательные споры: понятие, виды
Под избирательными спорами в современном законодательстве понимают конфликтные ситуации, которые возникают в момент подготовки, проведения или непосредственно после окончания выборов. Избирательные споры появляются в ходе федерального, регионального местного избирательных процессов. В этой же связи делятся на следующие виды:
- федеральные;
- региональные;
- муниципальные.
Основными документами, которыми должны руководствоваться граждане при участии в выборах, в том числе при отстаивании своих законных прав, являются:
Именно в этих нормативных актах содержаться права, которые могут быть нарушены в ходе проведения выборов.
Спорить и искать правду – конституционное право граждан нашей страны. Если они уверены, что их свободы нарушаются, то вправе обращаться в суд за защитой. Никто не должен препятствовать такому желанию.
Чтобы избирательный спор признали таковым, он должен отвечать некоторым признакам. А именно:
По субъектам избирательные административные споры подразделяются на споры:
- с участием избирателей;
- с кандидатами;
- с комиссиями, их членами.
Обычно гражданин или кандидат в депутаты любого уровня спорит не со всей избирательной системой в целом, а отдельным ее элементом – комиссией, заявляя об их некомпетентности, приводящей к нарушению прав.
Порядок решения избирательных споров
Любые избирательные споры, касающиеся выборов, должны разрешаться максимально оперативно, чтобы дальнейшая работа избирательной комиссии продолжалась в нормальном темпе. Разрешить конфликт предлагается в административном либо судебном порядках. Третьего просто не дано. Если избирательный спор разрешается сам собой или заявитель ошибся в собственных утверждениях, спор просто снимается, фактически устраняется, соответственно, решать его уже не нужно.
Как происходит оформление спора? Инструкция выглядит так:
- гражданин замечает нарушение и сообщает о нем в избирательную комиссию;
- если спор не устранен на месте, то происходит его оформление в надлежащем порядке;
- для этого гражданин не просто составляет заявление, но и прикладывает к нему возможные имеющиеся доказательства – бланки, фотографии, видеозаписи;
- дело передается в зависимости от вида спора в муниципальную, региональную или федеральную избирательную комиссию;
- если на местном уровне, например, решить проблему не удалось, ее передают дальше – региону и Федерации;
- если спор остается неустраненным, нужно обращаться в судебную инстанцию по месту проживания.
Почему нельзя проходить мимо или игнорировать нарушение? Потому что проблема не просто останется, а усугубится в дальнейшем. Ее необходимо пресечь на корню, убрать из комиссии безответственных специалистов, например, если они стали виновниками конфликта.
Можно ли обойтись без суда
Иногда спор реально решить на месте: в момент подготовки, проведения или непосредственно после выборов. Для этого нужно обратиться к председателю избирательной комиссии на месте, объяснить ситуацию и попытаться разрешить ее в тот же момент, если это возможно.
Любой адекватный председатель не захочет, чтобы жалоба пошла дальше и стала достоянием огромного количества людей. Это – удар по репутации, поэтому конфликт всегда стараются решать здесь же, подключая все имеющиеся ресурсы.
В первую очередь, проверяется законность требований. Если гражданин не уверен в своей правоте, а нормы права, на которую он ссылается вообще не существует, то и оснований для конфликта нет.
Некоторые политические партии специально нанимают людей, провоцирующих членов комиссии на открытые конфликты. Это делается с целью нанесения вреда всему процессу. Подобное считается преступлением и наказывается в соответствии со статьей 141 УК России.
Правила обращения в суд
В том случае, если на административном уровне решить конфликтную ситуацию не удалось, то необходимо обращаться в суд. Делает это тот, кто уверен, что его права и свободы были грубо нарушены. Порядок подачи заявления-иска в целом ничем не отличается от другой ситуации:
- гражданин составляет обращение;
- происходит оплата государственной пошлины;
- к заявке прикладываются доказательства, если таковые имеются;
- далее дело попадает к судье;
- он изучает все обстоятельства;
- назначается заседание;
- происходит слушание;
- выносится решение.
Обращение сначала подается в суд общей юрисдикции. Уже после вынесения решения этой инстанции, подается апелляция или кассация в вышестоящие организации.
Сам истец обязан явиться на судебное заседание или прислать своего представителя. Последнему необходима доверенность, написанная в полном соответствии с требованиями современного законодательства. Это указано в 5 главе Гражданско-процессуального кодекса государства.
В том случае, если право человека действительно было нарушено, например, кандидату не разрешили участвовать в выборной гонке, хотя он имел на это все основания, свобода подлежит восстановлению. Если отказ был действительно неправомерным, то результаты уже прошедшего голосования вправе даже аннулировать. Тогда назначаются новые выборы с участием кандидата, голосование происходит опять – тогда избирательный процесс станет законным.
А как быть с тем, кому не дали проголосовать, хотя он имел на это право? Конечно, из-за одного человека результаты не аннулируют, но право гражданина все равно будет восстановлено, ему дадут выразить свое мнение в установленном законом порядке.
Заключение
Любые избирательные споры и порядок их разрешения регулируются действующим законодательством. Конфликты обязательно должны быть разрешены в административном или судебном порядке. Выделяют несколько видов проблем, в зависимости от того, на каком уровне проводились выборы: федеральном, региональном или муниципальном.
В процессе выборов участвуют дееспособные граждане старше 18 лет – с этого возраста человек получает право голосовать на общих основаниях. Выборы – это право, а не обязанность личности. Посредством данной процедуры гражданин получает возможность влиять на политическую ситуацию в стране и родном населенном пункте, в конечном итоге, улучшать качество своей жизни.
Если того, кто жалуется на избирательный порядок, не устроит принятое судьей решение, его можно опротестовать в порядке апелляции или кассации.
четкой организации работы с жалобами и заявлениями избирателей, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, связанными с нарушениями федерального законодательства о выборах, несоблюдением региональных избирательных законов. Своевременное разрешение избирательных споров, в первую очередь, зависит от четкой организации этого проце«сса в избирательных комиссиях всех уровней.
Порядок разрешения избирательных споров.Хотя в действующем законодательстве отсутствуют специальные правовые нормы, регламентирующие процедурные правила рассмотрения избирательными комиссиями электоральных споров, уже выработаны достаточно удачные формы разрешения конфликтных ситуацийг: создание рабочих групп, рассмотрение спорных вопросов в присутствии заявителя и других заинтересованных лиц, привлечение специалистов и экспертов, выезд в необходимых слусаях на место возникновения конфликта, взаимодействие с правоохранительными органами и др.
Часть П. Избирательный процесс
нижестоящих избирательных комиссий, а также решения по вопросам финансового обеспечения выборов, о результатах последних, о признании выборов несостоявшимися или недействительными и о проведении повторного голосования (повторных выборов) считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа членов ЦИК России.
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц (кроме ЦИК России), нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию. Вышестоящая комиссия вправе отменить решение нижестоящей избирательной комиссии, обязать ее повторно рассмотреть заявление о нарушении избирательных прав либо принять решение по существу возникшего электорального спора. Для рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные и территориальные комиссии обычно создают рабочие группы по предварительному разрешению электоральных споров. Деятельность такой группы должна осуществляться на основании положения, утвержденного избирательной комиссией, решением которой она создана. Решение рабочей группы по электоральному спору является предварительным, оно подлежит рассмотрению соответствующей избирательной комиссией.
Выяснив обстоятельства возникновения конфликтной ситуации и дав им надлежащую правовую оценку, рабочая группа
Глава 18. Разрешение избирательных споров
готовит ее разрешение на заседании соответствующей избирательной комиссии, где и принимается итоговое решение. Готовя материалы, рабочая группа в необходимых случаях запрашивает дополнительную информацию, касающуюся существа конфликта, выясняет привходящие моменты. Затем все материалы передаются для рассмотрения на ближайшем заседании избирательной комиссии, которая может предварительно обсудить их на рабочем совещании. О дне и времени разрешения избирательного спора информируются заинтересованные стороны, которые приглашаются для участия в заседании. В нем вправе активно участвовать заявитель, его представители, сторона, допустившая нарушение законодательства о выборах, члены комиссии с правом совещательного голоса, а также, в необходимых случаях, эксперты и специалисты, например проверявшие правильность отбраковки подписей избирателей в подписных листах либо правомерность расходования средств из избирательного фонда.
Часть II. Избирательный процесс
Глава 18. Разрешение избирательных споров
ную силу решения суда по существу жалобы дальнейшее ее рассмотрение в избирательной комиссии не производится.
Выезды членов Рабочей группы на место возникновения избирательного спора особенно актуальны в тех случаях, когда требуется повторный подсчет (пересчет) голосов, поданных за кандидатов, если между победившим и его основным соперником разрыв незначителен. Чаще всего таким местом бывает нижестоящая избирательная комиссия. На месте выясняются непосредственные причины нарушений избирательных прав граждан в ходе сбора подписей в поддержку того или иного кандидата, при финансировании выборов, проведении предвыборной агитации, голосования избирателей вне избирательных участков и др. В аналогичном порядке разрешают избиратель-. ные споры ИКС РФ, а также территориальные и окружные избирательные комиссии, естественно, по спорам их уровня.
Следует отметить, что на процесс разрешения электоральных споров избирательными комиссиями влияет специфика их формирования и деятельности. Поскольку комиссии — коллегиальные органы, далеко не прост вопрос о правомерности единоличного рассмотрения обращений их должностными лицами или членами, многие из которых к тому же работают в комиссиях на непостоянной основе. Здесь есть проблемные моменты. В соответствии с действующим законодательством члены избирательных комиссий (за исключением ЦИК России) не обязаны иметь высшего юридического образования и профессиональной подготовки. Этот факт нельзя оценить только отрицательно, однако определенные трудности при разрешении избирательных споров, особенно возникших в связи с изощренными нарушениями требований избирательного законодательства, он вызывает. Кроме того, члены избирательных комиссий обычно представляют интересы различных политических и общественных организаций, что может стать (и становится) источником внутренних противоречий и конфликтов. Данное обстоятельство может повлиять на объективность разрешения возникающих избирательных споров. Ждет своего окончательного разрешения и вопрос обеспечения независимости избирательных комиссий, в первую очередь от местных администраций, а иногда и от вышестоящих комиссий. Отсутствие независимости, как и преуве-
личенное представление о ней, особенно сильно сказывается на результатах разрешения конфликтных ситуаций на выборах регионального и муниципального уровня.
Комиссии не имеют механизмов и возможностей по предупреждению избирательных правонарушений, выяснению обстоятельств их совершения, которыми располагают правоохранительные органы. Несомненно, что избирательным комиссиям следует ориентировать свою работу на перспективу освобождения избирательного процесса от противоречий, вызывающих конфликтные ситуации. Поэтому своевременному и тщательному рассмотрению избирательных споров весьма способствует взаимодействие избирательных .комиссий с правоохранительными органами. Немаловажное значение в практике рассмотрения этих споров имеет позиция прокурора, поскольку он вправе вносить протесты и представления об устранении выявленных нарушений избирательных прав граждан. Вмешательство органов прокуратуры на местах наиболее уместно в тех случаях, когда речь идет об издании правовых актов, противоречащих действующему избирательному законодательству, и когда органы местной власти не принимают обязательные организационные решения, чем нарушается процесс подготовки и проведения выборов. Не должны оставаться без прокурорского реагирования и факты нарушений избирательного законодательства, содержащие признаки преступлений или проступков, когда должен решаться вопрос о привлечении конкретных виновников к уголовной или административной ответственности.
Большую помощь при разрешении избирательных споров могут оказать также органы МВД России. Они, в частности, активно помогают в установлении достоверности данных паспортов или заменяющих их документов при проверке подписных листов, выверке списков избирателей, разрешении противоречий относительно постоянного или временного проживания граждан в конкретных населенных пунктах, наличия российского гражданства и др. Расширение объемов и содержания требуемой информации о кандидатах, представление ими по разным причинам неполных сведений, необходимость обращения избирательных комиссий в соответствующие органы с просьбой о проверке достоверности сведений, затягивающийся
Часть II. Избирательный процесс
Глава 18. Разрешение избирательных споров
период ожидания результатов проверки при жестких сроках всех избирательных действий приводят к принятию избирательными комиссиями фактически промежуточных решений о регистрации кандидатов, которые впоследствии отменяются и зачастую переходят в стадию судебных разбирательств.
Законодательство о выборах предусматривает определенные сроки рассмотрения жалоб и обращений, поступивших в избирательные комиссии. В соответствии с рамочным Федеральным законом решения по жалобам, поступившим в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за ним, — немедленно. Если указанные в жалобе факты требуют дополнительной проверки, срок принятия решения увеличивается вдвое и составляет не более 10 дней. Отсчет срока рассмотрения избирательного спора ведется со дня поступления обращения в соответствующую комиссию. Обращения граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом, о невключении в список избирателей, о любой ошибке или неточности в этом списке рассматриваются участковой избирательной комиссией в течение суток, а в день голосования — в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования. Жалоба на решение участковой избирательной комиссии о включении (невключении) гражданина в список избирателей может быть подана в вышестоящую избирательную комиссию, которая обязана рассмотреть ее в трехдневный срок. В случае поступления жалобы за три дня до дня голосования или в день голосования она должна быть рассмотрена немедленно.
Электоральные споры, непосредственно не связанные с избирательной кампанией, разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в избирательную комиссию. При необходимости проведения дополнительной проверки председателем "или заместителем председателя избирательной комиссии срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на один месяц, о чем должно быть сообщено заявителю. Решения по жалобам или заявлениям, не требующим дополнительной проверки и изучения, принимаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. Обращения по вопросам, не относящимся к компетенции избирательной комиссии, направляются для рассмотрения в соответствующий орган или организацию в пятидневный срок, о чем уведомляется заявитель.
Своевременность рассмотрения и единообразный подход к разрешению жалоб и заявлений избирателей необходим еще и потому, что закон предусматривает различные меры ответственности к нарушителям. Анализ практики разрешения электоральных споров показывает, что за однотипные нарушения различные избирательные комиссии нередко применяют разные меры воздействия: от нереагирования вообще до снятия с регистрации. В то же время специфика правоотношений между участниками избирательного процесса, скоротечность его отдельных процедур, статус избирательных комиссий ограничивают правовые возможности последних, делая их весьма уязвимыми в качестве звена механизма защиты избирательных прав граждан. Так, при нарушении прав, которыми закон наделяет участников избирательного процесса, избирательные комиссии не всегда могут восстановить эти права (в частности, при нарушении права кандидата на предвыборную агитацию через СМИ или при незаконном отказе ему в регистрации, когда эти факты установлены уже после выборов). Количество обращений, свя-
Избират. право . РФ
Часть II. Избирательный процесс
Глава 18. Разрешение избирательных споров
занных с нарушением порядка ведения предвыборной агитации, заметно превышает все иные конфликтные ситуации, поэтому необходимо остановиться на специфике информационных избирательных споров.
Анализ нарушений законодательства о выборах в этой сфере показывает, что наиболее часто допускается оказание предпочтения определенным кандидатам. При этом обычно игнорируются нормы закона, согласно которым эфирное время и печатная площадь для агитационной деятельности должны оплачиваться исключительно через избирательные фонды.
Отсутствие в действующем законодательстве четкого разграничения полномочий между судами и избирательными комис-| сиями по рассмотрению избирательных споров ведет к тому, что многих судебных разбирательств могло вообще не быть — споры были вполне разрешимы в административном (инстан-ционном) порядке. Поэтому в федеральном законодательстве § необходимо закрепить единые правила рассмотрения избирательных споров конкретных категорий в административном и судебном порядке. При законодательном разделении полномочий судов и избирательных комиссий предпочтение должно быть отдано праву последних рассматривать основную массу избирательных споров в последовательности от низших инстан-I ций к высшим. Суды же, наверное, должны подключаться Г лишь после того, как возможности административного рас-
Часть II. Избирательный процесс
Глава 18. Разрешение избирательных споров
смотрения реализованы полностью. Конечно, при таком подходе необходимо четко регламентировать полномочия избирательных комиссий разных уровней, правила, сроки и процедуры разрешения избирательных споров.
Предварительный (несудебный) порядок рассмотрения электоральных споров совершенно необходим. Только в случае несогласия гражданина с решением, принятым по его жалобе, должно реализовываться его право на обращение в суд за защитой нарушенного или утраченного избирательного права. Это исключит ненужное дублирование, более четко разграничит компетенцию избирательных комиссий и судов при разрешении избирательных споров, повысит их ответственность за принимаемые решения. Поэтому представляется необходимым:
а) установление запрета на проведение до или после регист
рации кандидатов повторных проверок достоверности подпи
сей, представленных в их поддержку, и правильности оформле
ния подписных листов;
б) ужесточение требований к точности и полноте сведений,
представляемых кандидатами о своих имуществе и доходах, ус
тановление обязательности их представления за два года, пред
шествовавших году назначения выборов, включая сведения о
доходах и имуществе его супруги, в том числе находящихся за
рубежом;
в) установление обязательности возврата бюджетных средств,
выделенных для финансирования избирательных кампаний кан
дидатов, не избранных в органы государственной власти и на
бравших по результатам голосования менее установленного за
конодательством числа голосов избирателей, принявших уча
стие в голосовании; то же самое следует установить в отношении
избирательных объединений и блоков, выдвинувших кандидата
(списки кандидатов);
г) увеличение пятидневного срока рассмотрения избиратель
ных споров, так как в случае удаленности вышестоящей изби
рательной комиссии этого времени недостаточно для проверки
материалов жалобы, вызова заинтересованных лиц, получения
заявителем решения избирательной комиссии;
д) уточнение законодательного регулирования в части кол
легиального и единоличного рассмотрения жалоб и обращений
избирателей с учетом высказанных предложений;
3. Разрешение избирательных споров в судебном порядке.Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. Судебная власть должна стоять в стороне от конкурентной борьбы кандидатов на выборные должности в государственные органы и в органы местного самоуправления. Она формируется иначе, чем законодательная и исполнительная ветви власти, а потому должна выступать гарантом законности проведения выборов любого уровня. Таким гарантом во время проведения избирательных кампаний выступают суды общей юрисдикции. Им отводится важная роль как инструменту пресечения нарушений законодательства, допускаемых в ходе выборов, обеспечения законности действий и решений организаторов избирательного процесса 1 .
Компетенция судов общей юрисдикции по разрешению избирательных споров.ГПК РФв ст. 26 и 27 устанавливает подсудность избирательных споров. Решения и уклонение от принятия решения ЦИК России, за исключением тех, которые оставляют в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации. Решения, действия (бездействие) ИКС РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за тем же исключением, — в суды субъектов Российской Федерации,
1 См.: Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995—2000): В 2 т. / Отв. ред. О. Ю. Вельяшев. М., 2001; Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2001. М., 2002.
Часть II. Избирательный процесс
Глава 18. Разрешение избирательных споров
а решения иных избирательных комиссий обжалуются в районные (городские) суды.
Дела о нарушении избирательных прав рассматриваются судами по правилам гражданского судопроизводства. Сторона, действия (решения) которой обжалуются, несет процессуальную обязанность документально доказать законность оспариваемых действий (решений). Гражданин, обратившийся в суд за защитой своих избирательных прав, освобождается от уплаты государственной пошлины (ст. 89 ГПК РФ) и обязанности доказывать незаконность оспариваемого им обстоятельства. Однако он обязан доказать факт нарушения своих избирательных прав. Конкретизируя эти нормы, законодатель в рамочном Федеральном законе закрепил положение о том, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и общественных объединений, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Дела данной категории возбуждаются путем представления в суд жалобы или искового заявления. При этом обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Решаясь на тот или иной порядок разрешения избирательных споров, следует учитывать, что с жалобами на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц можно обращаться только в судебные органы.
Часть II. Избирательный процесс
Глава 18. Разрешение избирательных споров
тов, снятые с регистрации, а также проигравшие кандидаты. В случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, ЦИК России вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть ее заявление по существу.
ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, а также иным общественным объединением, избирательной комиссией.
Читайте также: