Международное морское право кратко

Обновлено: 30.06.2024

Исторически международное морское право зарождается вместе с появлением мореплавания и торговли между странами. По этой причине оно может являться старейшей отраслью международного права. В то время появляется потребность регламентировать морские отношения, а с развитием морской торговли и мореплавания стало увеличиваться число морских правил, собранных в соответствующие кодексы.

Первый известный кодекс был представлен Родосским кодексом (III или II в. до н.э.). Его широко использовали в районе Средиземного моря. Создание такого кодекса представляло собой попытку кодифицировать правила и обычаи, постепенно приобретающие обязательный характер. Их признавали купцы и торговцы в экономически развитых морских регионах.

По большей части все сборники правил и обычаев относились к имущественным и административным вопросам, возникающим у мореплавателей и судовладельцев. Они не были призваны регулировать морские отношения между странами, хотя те учитывали в своей практической деятельности данные документы.

В дальнейшем появляются международные договоры между странами, сконцентрированные на регулировании узких областях мореплавания. Подобную направленность и разносторонность можно было наблюдать вплоть до середины XX в. Тогда была завершена Вторая мировая война и сформирована ООН, при этом внимание стран направилось на кодификацию норм международного права, включая морское. Огромный вклад в подготовительную работу в этом деле внесла Комиссия международного права Организации Объединенных Наций, созданная в 1947 году. На ней были вынесены рекомендацию Генеральной Ассамблее ООН на созыв специальной международной конференции.

НТП и изменение приоритетов развитых стран позволили многогранно использовать Мировой океан (например, осуществление разведки и эксплуатации ресурсов континентального шельфа, научно-исследовательской деятельности, разработки ресурсов морского дна, океанов за пределами континентального шельфа). Все это способствовало тому, что рекомендацию Комиссии международного права ООН восприняли положительным образом и в 1958 году была проведена I Конференция ООН в Женеве, касающаяся морского права. С ее проведением можно считать завершенным этап становления международного морского права в качестве отрасли международного права.

Международное морское право можно определить как отрасль современного международного права, представляющую собой совокупность международных правил и норм, посредством которых устанавливается правовой статус морских пространств и регулируются отношения между субъектами.

86 стран приняли участие в работе конференции, при этом ее мандат состоял в рассмотрении морского права с учетом юридического, технического, биологического, экономического и политического аспекта проблемы. Было необходимо использовать результаты проделанной работы в одной или нескольких международных конвенциях или прочих подобных актах.

В апреле 1958 года Конференцией были приняты 4 самостоятельные конвенции, открытые для подписи до конца октября 1958 года. Далее они были открыты для присоединения всех стран, являющихся членами ООН, и прочих стран и специализированных организаций, которые были приглашены Генеральной Ассамблеей. Другие документы в этой сфере представлены:

  • Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне (от 1964 года);
  • Конвенцией об открытом море (от 1962 года);
  • Конвенцией о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (от 1966 года);
  • Конвенцией о континентальном шельфе (от 1964 года);
  • Факультативным протоколом подписания, который касается обязательного разрешения споров (от 1962 года);
  • резолюции, в том числе резолюция о созыве II Конференции ООН по морскому праву.

Роль первой Конференции ООН по морскому праву состояла в том, что она являлась первой глобальной стадией кодификации обычных норм, которые сформировались на то время. На ней в рамках прогрессивного развития международного права были приняты новые нормы, впоследствии получившие широкое признание и имеющие силу по сегодняшний день.

Еще одна важная Конференция ООН по морскому праву была проведена в Женеве в Европейском офисе ООН (17 марта — 26 апреля 1960 года). В ее работе принимали участие делегации 88 стран, включая делегацию от нашей страны, во главе которой стоял видный советский юрист Г. И. Тункин, занимающийся вопросами международного права. По приглашению Генеральной Ассамблеи ООН наблюдателями здесь были представители МОТ, ИКАО, ВОЗ, МСЭ, ВМО, ИМКО и др.

Цель II Конференции ООН заключалась в формировании международно-правовых норм по вопросам, не решенным в рамках I Конференции (например, определение ширины территориального моря и установка рыболовных зон за рамками территориального моря). По причине возникших политических разногласий не удалось найти решения этим вопросам.

При закрытии Конференции, ее председателем было высказано мнение, что отрицательный результат можно объяснить сложностью рассматриваемых вопросов, а не отсутствием доброй воли членов Конференции.

Итоговые результаты голосования на II Конференции ООН по морскому праву по вопросам определения ширины территориального моря, а также практика стран показали, что на то время была создана обычная норма международного права. Ее признавали если не все, то, по крайней мере, большая часть стран. Она гласила, что неправомерна установка ширины территориального моря более 12 морских миль. Наряду с этим, сразу после завершения Конференции, многие государства становятся на путь одностороннего расширения собственного территориального моря за указанные пределы. Часто значение стало достигать до 200 морских миль. Акты издавали некоторые латиноамериканских страны (Аргентина, Бразилия, Уругвай и Эквадор), ряд африканских стран (Либерия, Ангола, Конго).

Проблема ширины территориального моря и прочие не решенные вопросы международного морского права сформировали предпосылки для того, чтобы созвать новую Конференцию.

Особенности кодификации морского права

Кодификация международного морского права означает его прогрессивное развитие. Оно продолжается после II Конференции ООН, когда были приняты международные соглашения, частично кодифицирующие нормы международного морского права, включая:

  • Международные конвенции по охране человеческой жизни на море (от 1960 и 1974 года);
  • Договор о запрете на размещение на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (от 1971 года);
  • Международную конвенцию в области предотвращения загрязнения судов (1973 года), включая Протокол к ней, принятый в 1978 году;
  • Международную конвенцию о безопасности судов (от 1977 года) и др.

В 1982 году произошло важное событие в рамках совершенствования и кодификации международного морского права – III Конференция ООН по морскому праву (1973-1982 гг.). На ней приняли Конвенцию ООН по морскому праву, в чем участвовали более 150 стран.

Глобальный характер Конференции, включая ее нормотворческие задачи, характеризуют пакетный подход к рассмотрению всех вопросов в совокупности. Это основано на признании тесной взаимосвязи всех проблем, касающихся Мирового океана.

Конвенцию ООН по морскому праву открыли для подписания в декабре 1982 года. Она вступает в силу в ноябре 1994 года. Тогда же вступает в силу Соглашение об осуществлении XI части Конвенции, касающейся минеральных ресурсов Международного района морского дна. Все это повлияло на практически всеобщее принятие странами Конвенции. Сегодня уже все признали, что что любая деятельность, касающаяся океана, не должна противоречить положениям Конвенции, участниками которой уже являются более 140 стран. Остальные страны находятся в процессе ратификации или присоединения к Конвенции.

По своей структуре Конвенция включает 17 частей (320 статей и 9 приложений), в рамках которых расписан всеобъемлющий правовой режим океанов и морей. Эти положения устанавливают правила, с помощью которых регулируется вся деятельность в океанах, включая использование их ресурсов (судоходство, аэронавигация, разведка и добыча минеральных ресурсов, сохранение и предотвращение загрязнения и др.).

Конвенция воспроизводит основные положения Женевских конвенций 1958 года, касающихся открытого моря, территориальных вод, прилежащей зоны и др. В ней решаются глобальные и актуальные проблемы международного морского права (12-мильный предел, 200-мильная исключительная экономическая зона, режим морского дна за территорией действия национальной юрисдикции, право архипелажного и транзитного прохода через международные проливы и др.).

Принципы международного морского права

Международное морское право, представляя собой отрасль международного права, использует его общепризнанные принципы. Наряду с этим Конвенции закрепили специальные принципы международного морского права:

Жизнь на Земле возникла в Мировом океане. Необъятные океанические пространства покрывают около 140 миллионов квадратных миль, что составляет более 70 процентов земной поверхности. Помимо того что океаны всегда служили основным источником питания для всего живого на земле, они также с самых ранних времен истории человечества способствовали развитию торговли и налаживанию связей. Океаны разлучали людей и сводили их вместе.

Даже сейчас, когда все участки суши нанесены на карту и вглубь континентов можно свободно перемещаться по автомобильным дорогам, а также с помощью речных и воздушных путей, большая часть жителей планеты по-прежнему живут в пределах 200 миль от моря и тесно с ним связаны.

Свобода морей

Мировой океан долгие годы подпадал под действие доктрины свободы морей, выдвинутой еще в 17-м веке и, по сути, ограничивающей национальные права и юрисдикцию в отношении океана до узкой полоски моря, прилегающей к побережью государств. Остальная часть Мирового океана была провозглашена свободной и не принадлежащей ни одному государству.

Это положение сохранялась до середины двадцатого века, когда у государств появился новый стимул заявлять о своих притязаниях на морские ресурсы. Росла обеспокоенность по поводу ущерба, наносимого рыбным запасам в прибрежных водах рыболовецкими судами, ведущими промысел в открытом море, а также в связи с угрозой загрязнения отходами транспортных судов и нефтяных танкеров, бороздящих морские просторы по всему земному шару и нередко перевозящих опасные грузы. Возникла угроза загрязнения, угрожающая прибрежным зонам и морской флоре и фауне. Военно-морские силы морских держав боролись за сохранение своего присутствия по всему земному шару, не только на поверхностных водах, но и под водой.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС)

Организация Объединенных Наций уже давно находится в авангарде усилий по обеспечению мирного, основанного на сотрудничестве и закрепленного законодательно использования морей и океанов, в интересах как отдельных стран, так и всего человечества. Настоятельные призывы к установлению эффективного международного использования океанского и морского дна за пределами действия четко определенной национальной юрисдикции положили начало 15-летнему процессу, в течение которого был создан Комитет Организации Объединенных Наций по морскому дну и подписан договор, запрещающий размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов. В тот же период Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию, провозгласившую ресурсы дна и недр морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы таких зон, общим достоянием человечества. Кроме того, была созвана Стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды.

Новаторская деятельность ООН привела к принятию в 1982 году Конвенции по морскому праву. Это стало определяющим моментом в расширении сферы действия международного права на обширные, совместного используемые водные ресурсы нашей планеты.

Конвенция разрешила ряд важных проблем, касающихся использования океана и национальной юристдикции. Так, в ней были установлены:

  • права на свободную навигацию;
  • границы территориального моря в 12 милях от берега;
  • исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега;
  • правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.

Защита морской среды

Защита морей и океанов является одним из важнейших аспектов деятельности Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). В частности, в рамках своей Программы по региональным морям, она содействует безопасному с точки зрения экологии использованию морских ресурсов.

ЮНЕП учредила Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности. Это единственный глобальный межправительственный механизм, занимающийся вопросами наземных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем.

Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с помощью Межправительственной океанографической комиссии координирует программы в области морских исследований, систем наблюдения, а также смягчения опасных явлений и более эффективного управления океанскими и прибрежными районами.

Ключевой структурой Организации Объединенных Наций в области развития международного морского права является Международная морская организация (ИМО). Ее главная задача заключается в создании глобальной эффективной нормативно-правовой базы в области индустрии судоходства, в которой отражены интересы всех сторон.

Судоходство и загрязнение моря

Для обеспечения экологически чистого судоходства Международная морская организация (ИМО) разработала правила, направленные на сокращение выбросов в атмосферу опасных веществ, а также обязательные энергосберегающие методы с целью сокращения эмиссии парниковых газов морскими судами. К ним относятся историческая Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, принятая в 1973 году и измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ) и Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года.

Полярный кодекс

Важной вехой в области нормативного регулирования развития транспорта и торговли стало принятие в 2014 году Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), а также внесение ряда регламентационных изменений, связанных с вопросами безопасности морского транспорта и системы снабжения и охраны окружающей среды.

Пиратство

MONUSCO peacekeepers land at beach to guard against piracy

Миротворцы МООНСДРК высаживаются на пляж для защиты от пиратства в Демократической Республике Конго. Фото ООН / Сильвен Лихти

Преступная деятельность пиратов, нередко сопровождающаяся захватами заложников из числа моряков, ведет не только к гибели людей и увечьям, но и к существенным сбоям в торговле и навигации, финансовым потерям судовладельцев, повышению страховых сборов и расходов на безопасность, повышению затрат производителей и расходов потребителей, а также нанесению ущерба морской среде. Пиратские нападения могут иметь самые различные последствия, в том числе препятствовать оказанию гуманитарной помощи и способствовать повышению стоимости будущих поставок в пострадавшие районы. Международная морская организация (ИМО) и ООН приняли дополнительные резолюции по борьбе с пиратством, дополняющие Конвенцию по морскому праву.

Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) в рамках своей Глобальной программы борьбы с преступностью на море борется с транснациональной организованной преступностью в Африке, уделяя особое внимание проблеме пиратства в районе Африканского Рога и в Гвинейском заливе. В рамках этой программы государствам региона оказывается содействие в проведении судебных процессов над подозреваемыми в пиратстве лицами и заключении их в тюрьму. Также реализуются программы подготовки кадров для укрепления потенциала в области обеспечения правопорядка на море. Действуя в сложных условиях, УНП ООН добилось больших успехов по самым различным направлениям, включая создание модели судебного преследования за пиратство и передачи задержанных лиц, подготовку работников судебной системы и реализацию учебных программ для служащих береговой охраны и полицейских подразделений в Сомали, Кении и Гане. Этого удалось достичь благодаря успешной реализации целого ряда программ, направленных на обеспечение безопасности на море и укрепление верховенства права и систем правосудия.

________________
* Конвенция вступила в силу для России 11 апреля 1997 года.

Пункт 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 28 июля 1994 года N 48/263 устанавливает, что часть XI данной Конвенции подлежит толкованию и применению вместе с Соглашением от 23 июля 1994 года как единый документ.

Государства - участники настоящей Конвенции,

руководствуясь стремлением урегулировать, в духе взаимопонимания и сотрудничества, все вопросы, касающиеся морского права, и сознавая историческое значение настоящей Конвенции как важного вклада в поддержание мира, справедливости и прогресса для всех народов мира,

принимая во внимание, что развитие, происшедшее после конференций Организации Объединенных Наций по морскому праву, состоявшихся в Женеве в 1958 и 1960 годах, подчеркнуло необходимость разработки новой общеприемлемой Конвенции по морскому праву,

сознавая тесную взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое,

учитывая тот факт, что достижение этих целей будет способствовать установлению справедливого и равноправного международного экономического порядка, при котором будут учитываться интересы и потребности всего человечества, и в частности особые интересы и потребности развивающихся стран как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю,

стремясь настоящей Конвенцией развить принципы, предусмотренные в резолюции 2749 (XXV) от 17 декабря 1970 года, в которой Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций торжественно заявила, среди прочего, что район дна морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также его ресурсы являются общим наследием человечества, разведка и разработка которых осуществляются на благо всего человечества, независимо от географического положения государств,

убежденные в том, что кодификация и прогрессивное развитие морского права, достигнутые в настоящей Конвенции, будут способствовать укреплению мира, безопасности, сотрудничества и дружественных отношений между всеми государствами в соответствии с принципами справедливости и равноправия, а также содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов мира в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций, изложенными в ее Уставе,

подтверждая, что вопросы, не регулируемые настоящей Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права,

согласились о нижеследующем:

Часть I

Статья 1

Употребление терминов и сфера применения

1. Для целей настоящей Конвенции:

1) "Район" означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции;

2) "Орган" означает Международный орган по морскому дну;

3) "деятельность в Районе" означает все виды деятельности по разведке и разработке ресурсов Района;

4) "загрязнение морской среды" означает привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха;

5) а) "захоронение" означает:

i) любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;

ii) любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;

b) "захоронением" не считается:

i) удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций и их оборудования, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, платформами или другими искусственно сооруженными в море конструкциями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, платформам или другим искусственно сооружаемым в море конструкциям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, платформах или конструкциях;

ii) помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящей Конвенции.

2. 1) "Государство-участник" означает государство, которое согласилось на обязательность для него настоящей Конвенции и для которого настоящая Конвенция находится в силе.

2) Настоящая Конвенция применяется mutatis mutandis к субъектам права, перечисленным в пункте 1 "b", "с", "d", "е" и "f" статьи 305, которые становятся участниками настоящей Конвенции в соответствии с условиями, характерными для каждого из них, и в этой мере под термином "государства-участники" понимаются эти субъекты права.

Часть II

Территориальное море и прилежащая зона

Раздел 1. Общие положения

Статья 2

Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над
территориальным морем, а также его дна и недр

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

Раздел 2. Границы территориального моря

Статья 3

Ширина территориального моря

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

Статья 4

Внешняя граница территориального моря

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Статья 5

Нормальная исходная линия

Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Статья 6

В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.

Статья 7

Прямые исходные линии

1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

2. Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

4. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.

5. В случае, когда, согласно пункту 1, применим метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением.

6. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Статья 8

1. За исключением случаев, предусмотренных в Части IV, воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

2. Когда установление прямой исходной линии согласно методу, предусмотренному в статье 7, приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые, в таких водах применяется право мирного прохода, предусмотренное в настоящей Конвенции.

Статья 9

Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.

Статья 10

1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.

2. Для целей настоящей Конвенции под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, - в соотношении к ширине входа в него, - что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега, Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. Для цели измерения площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.

4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает двадцати четырех морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.

5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает двадцать четыре морские мили, прямая исходная линия в двадцать четыре морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.

6. Изложенные выше положения не распространяются на так называемые "исторические" заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 7.

Статья 11

Для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

Статья 12

Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море.

Статья 13

Осыхающие при отливе возвышения

1. Осыхающее при отливе возвышение представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе. Если осыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря, то линией наибольшего отлива такого возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения ширины территориального моря.

2. Если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, то оно не имеет своего территориального моря.

Статья 14

Сочетание методов установления исходных линий

Прибрежное государство может устанавливать исходные линии, используя поочередно любой из методов, предусмотренных в предыдущих статьях, в зависимости от различных условий.

Статья 15

Делимитация территориального моря между государствами
с противолежащими или смежными побережьями

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств. Однако вышеуказанное положение не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем положении.

Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Содержание

Субъекты

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т. е. государства и международные межправительственные организации.

Источники

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи.

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. [1] Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года; 1974 года;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78); 1972 года; 1978 года; 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года; 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года; 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;

Принципы международного морского права

Принцип свободы открытого моря

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

=== Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

Этот принцип гласит — торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством;
  • судно занимается работорговлей;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.

    Принцип мирного использования мирового океана

    Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

    Принцип защиты морской среды

    По иному — принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

    Принцип иммунитета военных кораблей

    Принцип гласит — военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

    Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

    Права государств, не имеющих выхода к морю

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

    • Такие имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. [4] При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением. [5]
    • Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении. [6]
    • Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам. [7]

    Это интересно

    • Морские споры, наряду с территориальными, составляют значительную часть споров, представляемых государствами в Международный суд ООН, что в самом Суде объясняют общим для всех государств стремлением к экспансии. [8]

    Примечания

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Международное морское право" в других словарях:

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — см. Морское право. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Международное морское право система норм и принципов, о … Морской словарь

    Международное морское право — (англ international maritime law) подотрасль международного права, система принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, возникающие в связи с использованием Мирового океана, в т.ч … Энциклопедия права

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — совокупность правовых принципов и норм, регулирующих взаимоотношения государств, международных организаций, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного пространства над… … Юридический словарь

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами, а тж. международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и, в ряде случаев,… … Юридическая энциклопедия

    международное морское право — совокупность правовых принципов и норм, регулирующих взаимоотношения государств, международных организаций, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного пространства над… … Большой юридический словарь

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами, а т.ж. международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и в ряде случаев… … Энциклопедический словарь экономики и права

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — одна из старейших отраслей международного права, образуемая системой юридических норм. регулирующих отношения между пользователями Мирового океана на основе единого универсального правопорядка, который соответствует многообразным интересам… … Энциклопедия юриста

    Международное морское право — совокупность юридических норм и правил, регулирующих отношения между государствами, а также международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Международное морское право — отрасль общего международного права, объединяет те его принципы и нормы, которые регламентируют отношения, возникающие между субъектами международного права в связи с их деятельностью в мирное и военное время в Мировом океане, а также определяют… … Пограничный словарь

    Международное морское право — В 1973 1982 гг. 3 я Конференция ООН по морскому праву разработала единую универсальную конвенцию, регулирующую использование биологических и минеральных ресурсов, судоходство на морях и океанах. Однако, не дожидаясь итогов Конференции,… … Геоэкономический словарь-справочник

    Читайте также: