Судебные органы российской империи в 1900 1917 гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Годы правления императора Александра ІІ вошли в историю России как период либерально-демократических преобразований. Одной из самых последовательных и завершенных считается судебная реформа Александра 2, утвержденная в 1864 году. Во время этой реформы была полностью изменена судебная система Российской империи. Уже перед Первой мировой войной была опубликовано масса литературы, в которой анализировались результаты и историческое значение судебной реформы для России. В данной статье предлагается обзор основных направлений данной реформы, а также краткая характеристика ее результатов.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Судебная реформа Александра 2

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Значение судебюной реформы 1864 года

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Предпосылки возникновения судебной системы в Российской империи

Судебная система Российской империи — это судейская система, существовавшая в период с 1721 года вплоть до Октябрьской революции. До середины 60-х гг. XIX века (вплоть до введения в действие судебной реформы 1864 года) судебная система России была хаотичной и громоздкой.

Высшей судебной инстанцией Империи выступал Правительствующий сенат, средний уровень был представлен палатами уголовного и гражданского суда, совестными судами, а нижний уровень составляли уездные и земские суды, надворные суды, магистраты, словесные суды, ратуши, сиротские суды, сельские и волостные расправы.

Петр I был активным реформатором судебной системы. Проведенные царем реформы сопровождались созданием новых органов правосудия.

Реформы в сфере системы правосудия проходили в 2 этапа:

  • I этап (конец XVII – начало XVIII вв. до реформы центрального управления 1717-1718 гг.) — усилена роль царя в отправлении правосудия, царь является верховным судьей, по своему усмотрению разбирал большое количество дел, его суду были подведомственны высшие должностные лица; царь обладал правом помилования
  • II этап (1717-1718 гг. — 1725 год) — реорганизация центрального правительственного аппарата, учреждение коллегий; деятельность коллегий основывалась на принципах единоначалия, дела должны были рассматриваться коллегиально; создан институт прокуратуры, прокуроры осуществляли надзор за деятельностью всех государственных органов.

В 1711 году отдельные полномочия в системе правосудия Петр I возложил на Правительствующий Сенат, ставший высшим судебным органом, а с 1718 года — высшей апелляционной инстанцией. Сенат действовал только по поручению царя и отвечал только перед ним. Компетенция Сената была обусловлена несколькими указами царя. Сенату принадлежали надзор за судебными и финансовыми органами, коллегиями, за законностью управления. Свой надзор Сенат производил через фискалов, прокуроров, ревизующих провинции и находящихся при коллегиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Первым генерал-прокурором стал П. И. Ягужиинский, занимавший эту должность до 1736 года. При надворных судах и при коллегиях имелись прокуроры. Система прокуратуры была централизованной.

Судебные реформы Елизаветы II

Реформы Елизаветы II проводились последовательно, они создали долговременную систему суда и управления. В 1766 году был обнародован Манифест о принятии нового Уложения, со всей империи были созваны депутаты от Сената, Синода, канцелярий и коллегий, уездов, городов и т.д. Работы по устройству Комиссии, ее открытие было возложено на А.А. Вяземского, исполняющего должность генерал-прокурора. Комиссия по составлению нового Уложения проработала 1,5 года.

Работа Комиссии была прервана в 1769 году под предлогом начала русско-турецкой войны. Наработанные Комиссией материалы помогли определить направление, в котором должна проводиться судебная реформа. Проведение реформы ускорила крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева.

При Елизавете II проводился принцип разделения судебной и административной власти. Сохранялось отправление суда административными учреждениями. От суда отделялось следствие, которое передавалось в ведение полиции. В основной части суд оставался преимущественно сословным и функционировал на коллегиальных началах. Сенат в ходе реформы почти полностью лишился надзорной функции, переданной генерал-губернатору. На долгие годы Сенат стал играть роль высшего суда империи. Самостоятельность судебной власти значительно ограничивалась предоставлением губернатору полномочий по надзору за судом.

В период правления Елизавете II начал действовать Верховный уголовный суд, который создавался специальными указами по особо важным делам. Верховный уголовный суд включал представителей Синода, Сената, высших должностных лиц.

Судебная система XIX — начала XX века

В первой половине XIX века появились проекты государственных преобразований, направленные на реорганизацию суда. Император Александр I закрепил за Сенатом роль высшего суда. Круг полномочий Сената в системе правосудия был многообразен и широк. Он решал дела, касающиеся должностных преступлений обер-прокуроров Сената и сенаторов. Сенат был высшей апелляционной и ревизионной инстанцией.

Исключительной подсудности подлежали директора министерских департаментов.

В начале XIX века были проведены реформы, в результате которых:

В первой половине XIX века (1926 год) был создан Верховный уголовный суд, царь подписал Манифест об учреждении суда над декабристами, Указ Сенату о составе суда, рескрипт министру юстиции и др. Коренные преобразования в судопроизводстве связаны с именем императора Александра II. К работе над судебной реформой были привлечены С.И. Зарудный, Н.И. Стояновский, Н.А. Буцковский, Д.А. Ровинский, А.М. Плавский, К.П. Победоносцев, П.Н. Даневский и др. Благодаря интенсивной работе были созданы Судебные Уставы: гражданского судопроизводства, уголовного судопроизводства, о наказаниях и др.

Государственно-политический кризис 1850-х гг. Социально-политические предпосылки либеральных реформ. Реформистский курс правительства.

Крестьянская реформа 1861 г. Программа крестьянской реформы. Основные акты. Изменения в сословном статусе крестьянства. Земельная и кредитная реформы. Крестьянская община, волостные учреждения. Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства.

Военная реформа, ее сущность и основные мероприятия. Устав о воинской повинности 1874 г. Цель и основное содержание военно-судебной реформы. Военно-судебный устав 1867 г. Создание постоянных органов военной юстиции.

Контрреформы 1880-1890-х гг. Консервативное и чрезвычайное законодательство.

Тема 8. Государство и право Российской империи в начале XX века (1900-1917 гг.)

Углубление кризиса абсолютизма В России в начале XX в. Необходимость экономических и политических реформ.

Правовая политика царизма в условиях углубления кризиса. Права и свободы подданных Российской империи. Уголовное уложение 1903 г.

Изменения в государственном управлении в годы первой мировой войны. Особые совещания по обороне, топливу, транспорту, продовольствию. Союз земств и городов (Земгор). Военно-промышленные комитеты. Реорганизация верховного военного командования в 1915 г. Изменения в гражданском и финансовом праве, обусловленные обстоятельствами военного времени. Закон об усилении полиции от 23 октября 1916г. Военная юстиция. Усиление уголовных наказаний за воинские преступления .Прогрессивный блок в Думе.

Судебные органы Российской империи в 1900-1917 гг.

Государственно-политический кризис 1850-х гг. Социально-политические предпосылки либеральных реформ. Реформистский курс правительства.

Крестьянская реформа 1861 г. Программа крестьянской реформы. Основные акты. Изменения в сословном статусе крестьянства. Земельная и кредитная реформы. Крестьянская община, волостные учреждения. Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства.

Военная реформа, ее сущность и основные мероприятия. Устав о воинской повинности 1874 г. Цель и основное содержание военно-судебной реформы. Военно-судебный устав 1867 г. Создание постоянных органов военной юстиции.

Контрреформы 1880-1890-х гг. Консервативное и чрезвычайное законодательство.

Тема 8. Государство и право Российской империи в начале XX века (1900-1917 гг.)

Углубление кризиса абсолютизма В России в начале XX в. Необходимость экономических и политических реформ.




Правовая политика царизма в условиях углубления кризиса. Права и свободы подданных Российской империи. Уголовное уложение 1903 г.

Изменения в государственном управлении в годы первой мировой войны. Особые совещания по обороне, топливу, транспорту, продовольствию. Союз земств и городов (Земгор). Военно-промышленные комитеты. Реорганизация верховного военного командования в 1915 г. Изменения в гражданском и финансовом праве, обусловленные обстоятельствами военного времени. Закон об усилении полиции от 23 октября 1916г. Военная юстиция. Усиление уголовных наказаний за воинские преступления .Прогрессивный блок в Думе.

Годы правления императора Александра ІІ вошли в историю России как период либерально-демократических преобразований. Одной из самых последовательных и завершенных считается судебная реформа Александра 2, утвержденная в 1864 году. Во время этой реформы была полностью изменена судебная система Российской империи. Уже перед Первой мировой войной была опубликовано масса литературы, в которой анализировались результаты и историческое значение судебной реформы для России. В данной статье предлагается обзор основных направлений данной реформы, а также краткая характеристика ее результатов.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Судебная реформа Александра 2

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Значение судебюной реформы 1864 года

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Читайте также: