Судебные гарантии прав и свобод человека в ес кратко
Обновлено: 05.07.2024
Юридические гарантии, существующие в странах с демократическим режимом, опираются, прежде всего, на авторитет конституций, в которых закреплены основные права и свободы. В этом плане для всех граждан очень важно, чтобы как можно больше прав и свобод было в тексте именно конституций. Однако конституции далеко не всегда закрепляют права и свободы в полном объеме. В США, например, нет ни одной конституционной нормы о социальных правах и свободах. Верховный суд этой страны не считает ряд таких прав и свобод "фундаментальными", т. е. конституционно охраняемыми. Перечень прав и свобод в конституциях Швеции, Австралии, Новой Зеландии и других стран вообще отсутствует. Далеко не всегда закрепление того или иного права в конституции ведет впоследствии к принятию закона или вынесению судебных решений, которые содержали бы необходимую детализацию и уточнения для его реализации. Конституционные гарантии в таком случае оказываются ограниченными.
Практически более важными являются судебные гарантии. Они заключаются в предоставлении гражданину права обращения в суд с требованием признать неконституционным тот или иной закон; который ограничивает какое-то конституционное право данного гражданина, или издать приказ в адрес административного органа вплоть до правительства об "осуществлении предусмотренного законом действия или о воздержании от какого-то действия, нарушающего субъективное право граждан. Право судов принимать такие иски вытекает из их обязанности служить гарантами законности, что является важным элементом принятых в большинстве государств официальных концепций правового государства и господства права.
Наряду с юридическими большое значение имеют морально-политические гарантий прав и свобод. Они заключаются в воздействии общественного мнения, которое в наше время стало важным элементом демократической политической системы. Правящие круги вынуждены считаться с общественным мнением, воздерживаться от грубых форм ограничения гражданских прав.
Материальные гарантии заключаются в реальных возможностях для людей пользоваться своими правами и свободами. Общество с рыночной экономикой провозглашает равные возможности, но в связи с социальным расслоением людей не обеспечивает в полном объеме их интересов. Государство через свои правоохранительные органы в состоянии гарантировать личные и политические права граждан, но не обладает необходимыми рычагами для обеспечения социально-экономических прав. Этому препятствует безработица, рост стоимости здравоохранения, общий рост цен и другие экономические факторы. Крайне затруднена реализация многими лицами наемного труда прав на участие в управлении предприятиями, охрану здоровья, получение жилища и др. В реализации этих прав они могут полагаться только на государственные системы социального обеспечения, бесплатного среднего образования, охраны труда и др. Однако социальная политика даже высокоразвитых в экономическом отношении государств часто носит неустойчивый и половинчатый характер, не обеспечивая ликвидации нужды и нищеты многих людей. Трудное экономическое положение препятствует осуществлению многих прав людей в постсоциалистических странах, которые переходят от планового к рыночному хозяйству.
В конституциях не только провозглашаются права и свободы человека и гражданина, но и устанавливаются их ограничения. Последние необходимы, прежде всего, потому, что интересы различных людей неизбежно приходят в противоречие друг с другом. На предотвращение их столкновений и направлены ограничения прав и свобод. Они допустимы лишь в тех случаях и в той мере, в которых предусмотрены в конституции. Конституционные ограничения подразделяются на общие (относящиеся ко всем или многим правам и свободам) и специальные (распространяющиеся лишь на отдельные права и свободы). Особыми видами ограничений прав и свобод являются их ограничения в условиях чрезвычайного и военного положений.
Вопрос 6. Личные (гражданские) права, свободы, обязанности в зарубежных странах.
Эти права и свободы, имеющие конституционный характер, обычно относят к естественным, неотъемлемым правам личности, самым важным гарантиям и проявлениям человеческой свободы. Поэтому их распространяют не только на граждан того или иного государства, но и на всех других людей, проживающих на его территории. Личные права и свободы считаются как бы производными от права на жизнь, которым от рождения обладает каждый человек.
Защита человека от произвола государства состоит в признании таких прав и свобод, как достоинство личности, право на жизнь, неприкосновенность личности, свобода частной жизни, гарантии на справедливый суд (процессуальные гарантии) и некоторых других.
Достоинство личности. Этим понятием охватывается качество человека, равнозначное праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство личности — это, прежде всего, запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. В развитие конституционных норм достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права, вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступления, как клевета и оскорбление.
Право на жизнь. Это неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира.
Свобода и неприкосновенность личности. Эта конституционная гарантия вытекает из признания человека свободным. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.). Наиболее сильные гарантии неприкосновенности и безопасности личности выступают в форме уголовно-правового запрета любых обратных действий граждан и должностных лиц. Ограничения этой свободы допускаются только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем.
Под неприкосновенностью частной жизнипонимается конституционная гарантия защиты тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Тайна в данном случае не прикрывает какую-то противоправную деятельность, а отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый От чужих глаз. Вмешательство государства в частную жизнь возможно только на основе закона при наличии признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления.
Составной частью права на частную жизнь, личной свободы и достоинства человека является неприкосновенность жилища.Проникновение в, жилище против воли проживающих в нем лиц возможно только на основании закона или судебного решения.
Свобода совести и вероисповеданияпредполагает право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии (вероисповедания), так и быть атеистом. Современное демократическое государство является светским, церковь в нем отделена от государства и школы, а свобода вероисповедания гарантируется. В то же время есть государства, -признающие определенные преимущества одной церкви (в Греции восточно-православная церковь объявлена Конституцией "господствующей", в Болгарии аналогичное вероисповедание — "традиционной религией"). Государство тем не менее гарантирует свободу всех церквей в отправлении религиозных культов, а также их участие в общественной жизни.
Свобода мысли и словаотносится к числу личных и одновременно политических свобод человека. Все демократические конституции мира закрепляют, эту свободу, рассматривая ее как основу свободы печати и инакомыслия. Свобода слова позволяет каждому человеку выражать свои мысли, убеждения и мнения. Но эта свобода требует правового регулирования, поскольку злоупотребление ею способно наносить ущерб другим свободам и подрывать общественные устои. В Международном пакте о гражданских и политических правах признается правомерность на основе закона ограничивать свободу слова для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и нравственности населения.
Уголовно-процессуальные гарантии свободы личности составляют самостоятельный набор прав и свобод человека и гражданина. Эти гарантии направлены на исключение произвола при уголовном преследовании и судебном разбирательстве. Конституции обычно говорят о праве на справедливый суд, имея в виду при этом, что лишение свободы может осуществляться только судом, обвиняемый имеет право на защиту, недопустимо придавать закону обратную силу, суд должен быть скорым, коллегиальным, публичным и т.д. Закрепляется также презумпция невиновности, означающая, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в силу приговором суда. Равным образом никто не может быть принужден к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. Конституции обычно закрепляют общеизвестную в демократическом праве гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
С правами и свободами граждан тесно связаны и их обязанности. В своей совокупности все они составляют правовой статус гражданина и человека. Обязанности далеко не всегда закрепляются в конституционном порядке, но все же существуют и рассматриваются как необходимые ограничения конституционной свободы гражданина. Эти обязанности вытекают из предписаний тех отраслей права (уголовного, административного и др.), которые, указанные ограничения закрепляют. До второй мировой войны конституции западных государств практически вообще не знали института обязанностей граждан. На деле, однако, эти обязанности всегда признавались, они даже получили закрепление в отдельных законах, обычаях и судебной практике.
В европейских странах имеется два надгосударственных судебных органа, которые обеспечивают защиту основных прав и свобод человека: Суд Европейских Сообществ (далее – Суд ЕС) и Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ).
Как выше отмечалось, Суд ЕС был учрежден в целях единообразного толкования и применения законодательства Европейских сообществ. Он уполномочен разрешать юридические споры между государствами – членами ЕС, институтами ЕС, юридическими и физическими лицами.
Физические лица (граждане ЕС), по общему правилу, не обращаются в Суд ЕС. Исключение составляют дела по искам работников к институтам и органам ЕС (обычно в связи с трудовой деятельностью). Такого рода иски рассматривает специальный суд - Суд первой инстанции.
Суд ЕС отказал в удовлетворении жалобы. При этом он подтвердил, что юридические нормы, допускающие ограничения свободы на выражение мнений, должны толковаться сугубо ограничительно. Наряду с этим, он признал, что нормальное функционирование любого учреждения предполагает поддержание отношений доверия между ним и его сотрудниками. Поэтому признаваемая за сотрудниками свобода выражение мнений не носит абсолютного характера. По мнению Суда, администрация имела право настаивать на том, чтобы сотрудник, перед тем как передать рукопись в печать, получил на это разрешение.
Еще одна группа исков физических лиц, которые принимает к рассмотрению Суд ЕС, касается случаев, когда законодательными актами ЕС нарушаются права и свободы граждан. В этом случае в исковом заявлении необходимо указать, какой акт ЕС и каким именно образом ограничивает или ущемляет права конкретного лица. Классическим в этом отношении считается дело Хауер, в котором Суд ЕС пришел к выводу о том, что в законодательстве ЕС имело место вмешательство в частную жизнь человека.
По общему правилу, граждане государств – членов ЕС в случае нарушения их прав и свобод государственными органами и должностными лицами обращаются в Европейский суд по правам человекав Страсбурге (ЕСПЧ). Обязательным условием для обращения в ЕСПЧ является нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. и вступившей в силу 3 сентября 1953 г.
Правом подавать иски в ЕСПЧ наделяются государства и частные лица (юридические и физические лица). Подавляющее большинство дел инициируется физическими лицами (гражданами государств – членов ЕС). Государства обращаются в Европейский суд по правам человека только при чрезвычайных обстоятельствах (такие случаи имели место при разделе Кипра, военных переворотах в Греции, Турции).
Индивидуальные заявители должны доказать, что в отношении их имело место нарушение конкретных статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – ЕКПЧ). Предварительным условием обращения в ЕСПЧ должно быть обращение в национальный суд с иском о защите своих прав и отказ суда в удовлетворении иска.
Ответчиками по делам, принимаемым к производству в Европейском суде, являются государства – участники Совета Европы. Им могут быть инкриминированы нарушения ЕКПЧ как в форме действия, так и бездействия. Если национальный суд проявляет предвзятость или отказывается разрешить жалобу лица, чьи права или свободы были нарушены, то ответственность ложится на государство.
Срок исковой давности по делам о нарушении прав человека – 6 месяцев со дня вынесения национальными судами окончательного решения по делу.
Жалобы, подаваемые в ЕСПЧ, могут быть отклонены как неприемлемые, если они подаются ненадлежащими заявителями или против ненадлежащих ответчиков, а также если не исчерпаны все внутринациональные средства правовой (судебной) защиты или пропущен срок исковой давности.
В последние годы количество жалоб в ЕСПЧ постоянно возрастает. Тем не менее, значительная их часть отклоняется вследствие неприемлемости.
Если жалоба принята к рассмотрению, то по ее итогам Европейский суд выносит решение, которым признает нарушение государством ЕКПЧ или отклоняет жалобу как необоснованную. В случае нарушения прав заявителю присуждается соответствующая компенсация.
Кроме обращения к органам правосудия, физические и юридические лица с целью защиты нарушенных прав могут подавать жалобы во внесудебные учреждения ЕС. В таком качестве выступают Европейский омбудсман и Европейская комиссия.
Так, Европейский омбудсман принимает к рассмотрению жалобы на противоправную деятельность институтов и органов ЕС. Европейская комиссия на основании жалоб физических и юридических лиц, а также отдельных государств-членов может проводить расследование против государств, которые допускают нарушение положений учредительных договоров ЕС, а также систематическое или грубое нарушение общепризнанных прав человека.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем характеризуется правовой статус человека и гражданина в странах ЕС?
2. Какие основные документы определяют правовой статус личности в ЕС?
3. Когда и с какой целью была принята Хартия ЕС об основных правах?
4. В чем особенности Хартии ЕС об основных правах?
5. Из каких глав состоит Хартия ЕС об основных правах?
6. Назовите основные права и свободы, закрепленные в Хартии?
7. Какие гарантии характеризуют достоинство человека, согласно главы 1 Хартии?
11. На каком принципе основано гражданство ЕС?
12. Какие дополнительные права по сравнению с национальным гражданством имеют граждане ЕС?
13. Какие судебные органы защищают права граждан ЕС?
14. Когда гражданин ЕС вправе обращаться в Европейский суд по правам человека?
15. Какие предварительные условия должны быть соблюдены для подачи жалобы в Европейский суд по правам человека?
16. Какая процедура рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека?
Рассматриваются основные действующие институциональные гарантии, обеспечивающие защиту прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах. Анализируются судебные механизмы защиты, деятельность досудебных органов, а также механизмы внесудебной защиты. Автором делается акцент на том, что защита прав и свобод человека является конституционной обязанностью государства. Особое внимание уделяется специальным механизмам защиты прав человека, таким как Уполномоченному по правам человека, деятельности различных органов конституционного контроля; указывается на значимость внесудебных механизмов защиты прав и свобод. Автором анализируются способы прямой защиты прав и свобод, а также роль органов исполнительной и законодательной власти как элементов косвенной защиты.
Ключевые слова
Об авторе
Рецензия
Для цитирования:
For citation:
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Европейский суд по правам человека (известный также как Европейский суд, Страсбургский суд, ЕСПЧ) - это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском городе Страсбург. Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
Постановления Европейского суда (Judgments) - это окончательные решения по существу дела. Только в постановлении ЕСПЧ может признать нарушение Конвенции со стороны государства-ответчика. Постановления ЕСПЧ являются обязательными для государств-участников и вынуждают правительства вносить изменения в законодательство, менять административную и судебную практику.
Конвенции о защите прав человека и основных свобод была принята в 1950 году и является главным юридическим документом для всех стран Совета Европы. Защищать ее обязанность государственных и муниципальных властей каждого государства, а также национальных судов. Поэтому Европейский суд выступает последней судебной инстанцией и действует на основе принципа субсидиарности.
ЕСПЧ является необычным судом во многих отношениях. Его юрисдикция простирается от Рейкьявика в Северной Атлантике до Владивостока на тихоокеанском побережье России. Европейский суд по правам человека служит основой для защиты прав человека в 47 государствах-членах Совета Европы, в которых проживают больше, чем 800 миллионов человек. Участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод в скором времени будет также Европейский союз.
Здание Европейского суда по правам человека
Здание Европейского суда по правам человека, именутеся также как "ДВОРЕЦ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" было построено в 1995 года по проекту архитекторов: Richard Rogers Partnership Ltd, Лондон, и Клод Бюше, Страсбург. Полезная площадь: 28 000 кв.м, из них: - 860 кв.м большой зал судебных заседаний - 520 кв.м малый зал судебных заседаний - 4500 кв.м конференц-залы. Количество конференц-залов: -16500 кв.м офисы 18, в том числе: - большой зал судебных заседаний (243 места + 49 мест для судей + 22 места для заявителей) - малый зал судебных заседаний (101 место + 25 мест для судей + 12 мест для заявителей) - совещательные комнаты (от 47 до 52 мест) - конференц-залы (в среднем 47 мест вокруг стола + 52 отдельных места).
Содержание
I. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека
ЕСПЧ - высшая судебная инстанция для всех судебных систем европейских стран, включая Турцию и Россию, кроме Республики Беларусь; всего 47 государств.
ЕСПЧ создан и действует с 1959 года во французском городе Страсбург на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Конвенция).
ЕСПЧ рассматривает жалобы от любых физических, юридических лиц, или государств на действия (бездействия) властей государств-участников Конвенции или Европейского Союза (ЕС еще не присоединился к Конвенции).
Официальными языками Европейского суда являются английский и французский; это означает, что судебные заседания и судебное делопроизводство осуществляется на одном из этих языков.
Рабочими языками ЕСПЧ являются все языки государств-участников Конвенции; это означает, например, что жалоба может быть подана на любом языке государства-участника.
Европейский суд выносит три основных вида решений (всего их более 10 видов):
- решение о неприемлемости жалобы, оформленное в виде письма, адресованного заявителю (более 95%);
- решение о неприемлемости или приемлемости жалобы в виде отдельного мотивированного документа, в переводе на русский, именуется собственно "решением" (decision);
- окончательное решение по делу, в переводе на русский, именуемое постановлением (judgment); только в этом документе Европейский суд может признать нарушение прав человека.
7. За 56 лет своего существования ЕСПЧ вынес 42,529 мотивированных решений и постановлений (на 25 ноября 2016 года). 90% из них было вынесено за 20 последних лет.
8. Полномочия Европейского суда по правам человека:
- признавать факт нарушения прав человека;
- присуждать компенсацию жертвам; признавать ответчика не исполнившим окончательное решение Европейского суда;
- выносить консультативные заключения; предписывать ответчику принять определенные меры по устранению нарушений прав человека, указав на характер этих мер.
9. Последствия для государства (или Европейского союза) вынесения постановления Европейским судом, в котором будет признано нарушение, зависят от характера нарушений и могут быть следующие:
- выплата компенсации; проведения расследования, если речь идет о потерпевшем в преступлении, пересмотр как гражданского, так и уголовного дела (индивидуальные меры);
- изменение законодательства или принятие других общих мер по исправлению ситуации в целом (меры общего характера).
10. Последствия невыполнения постановления Европейского суда: привлечение к международно-правовой ответственности, включая все применимые международно-правовые виды ответственности (порицание, ответные меры и и др., а также как крайняя мера - приостановление членства или исключение из членов Совета Европы.
II. Идеология Европейского суда по правам человека
Идеология создания и работы ЕСПЧ определяется двумя факторами. Во-первых, создателями Европейского суда и их целями. Во-вторых, тем кто и на что может жаловаться в этот международный суд.
Идеологами создания ЕСПЧ является небольшая группа дальновидных и идеалистически настроенных адвокатов, которые решили предотвратить повторение разрушительных войн и сопутствующих ужасных преступлений. Они утверждали, что лучшим способом для достижения этой цели должно быть гарантировано уважение к демократии и верховенству права на национальном уровне. Они считали, что только коллективное соблюдение основных прав обеспечит общие минимальные стандарты, которые составляют основу демократического общества.
Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это означает, что жалобы против частных лиц (физических или организаций) являются недопустимыми. Однако в некоторых случаях государство несет ответственность за действия частных лиц. Тем не мене жалоба в любом случае подается против государства.
Государство несет ответственность за действия всех своих органов и представителей. Муниципальные органы также подпадают для целей обращения в Европейский суд по правам человека в круг ответственных субъектов, хотя формально не являются государственными органами. В некоторых случаях в Европейский суд по правам человека можно обращаться в связи с действиями коммерческих организаций, которые не являются ни государственными, ни муниципальными, однако в руководстве, которых государство играет определенную роль.
Главной целью создания и функционирования Европейского суда по правам человека является обеспечение соблюдение прав и свобод людей и организаций, закрепленных в Конвенции по защите прав и основных свобод.
III. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека
IV. Конвенция о защите прав человека и основных свобод:
основа существования и деятельности ЕСПЧ
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.
Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.
Конвенция дополнялась отдельными протоколами, которые действуют и юридически являются частью Конвенции. В Конвенцию вносились изменения отдельными протоколами. Протокол № 14 изменил процедуру рассмотрения дел, а также дополнил текст Конвенции положениями гарантирующими исполнение окончательных постановлений (решений) Европейского суда по правам человека. Текст Конвенции также был ранее изменен в соответствии с положениями Протокола № 3, который вступил в силу 21 сентября 1970 г., Протокола № 5, который вступил в силу 20 декабря 1971 года и Протокола № 8, который вступил в силу с 1 января 1990 года, и включает в себя также текст Протокола № 2. Все положения, которые были изменены или добавлены 5 и 8 протоколами были заменены Протоколом № 11, с даты вступления его в силу - 1 ноября 1998 года.Начиная с этого момента, Протокол № 9, который вступил в силу 1 октября 1994 года, был отменен, а Протокол № 10 потерял свою цель.
V. Cостав Европейского суда по правам человека
Судьи и Секретариат ЕСПЧ
ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств - участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У
ЕСПЧ есть вспомогательный орган - Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.
VI. Полномочия Европейского суда по правам человека
Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:
- рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;
- признавать факт того, что было нарушено, то или иное право заявителя;
- присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
- толковать Конвенцию о защите прав человек и основных свобод;
- устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
- рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда поп правам человека;
- давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
- выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.
VII. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека
Перечень прав за соблюдением которых государствами-членами Совета Европы следит Европейский суд по правам человека закреплен в Конвенции о защите прав человека и протоколах к ней:
- Право на жизнь
- Запрещение пыток
- Запрещение рабства и принудительного труда
- Право на свободу и личную неприкосновенность
- Право на справедливое судебное разбирательство
- Наказание исключительно на основании закона
- Право на уважение частной и семейной жизни
- Свобода мысли, совести и религии
- Свобода выражения мнения
- Свобода собраний и объединений
- Право на вступление в брак
- Право на эффективное средство правовой защиты
- Запрещение дискриминации
- Защита собственности
- Право на образование
- Право на свободные выборы
- Свобода передвижения
- Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
- Право на компенсацию в случае судебной ошибки
- Право не быть судимым или наказанным дважды
- Равноправие супругов
VIII. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека
Поступившие в ЕСПЧ жалобы, рассматриваются сначала всегда Секретариатом Суда, затем либо Единоличным Судьей, либо Комитетом из трех Судей, либо Палатой из семи судей (или 5 судей), либо Большой Палатой из 17 судей.
С 2014 года в Суд может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывалось намерение подать жалобу и ее суть).
Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.
Рассмотрение индивидуальных жалоб является основным видом деятельности Европейского суда по правам человека. Однако наряду с этим ЕСПЧ разрешает другие вопросы: о применении предварительных мер, о вынесении консультативного заключения, вынесение пилотного постановления, толкование ранее вынесенного Судом постановления, производство по вопросу нарушения обязательства исполнять постановление. Два последних производства введены Протоколом № 14 к Конвенции.
Читайте подробнее о порядке рассмотрения жалоб: Процесс рассмотрения жалоб в ЕСПЧ
Кто может подавать жалобы в ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека принимает жалобы от любого физического лица, юридического лица или группы таких лиц. Исключение составляют только государственные органы и организации.
После какой национальной инстанции можно подавать жалобу в ЕСПЧ
Европейский суд принимает жалобы только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, но не всех, а только эффективных средств. Право определить, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит самому Европейскому суду по правам человека.
Применительно к России, ответить на вопрос о том, после какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо следующим образом:
- По гражданским делам, рассматриваемым по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным кодексом, а также по делам из публичных правоотношений, разрешаемым по кодексу административного судопроизводства жалобу в Европейский суд по правам человека следует подавать в течении 6 месяцев после кассационного определения Верховного суда РФ (суда четвертой инстанции) инстанции.
- По уголовным делам, а также делам по административным правонарушениям, рассматриваемым по КоАП, жалобу в ЕСПЧ необходимо подавать после суда второй (апелляционной) инстанции.
- В отличие от гражданских и уголовных дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, по делам рассматриваемым в арбитражном суде нет точной определенности, поскольку на данный момент ЕСПЧ не рассмотрел вопрос о том, является ли Верховный суд РФ, который рассматривает арбитражные дела взамен упраздненного Высшего арбитражного суда, эффективном средством правовой защиты. Однако автор убежден, что ответ будет положительным.
- В определенных случаях обращение в национальные суды может не потребоваться.
IX. Cтатистические показатели работы Европейского суда по правам человека
ЕСПЧ: статистика в 2016 году
С 1 января по 1 ноября 2016 года
за 2015 тот же период
Статистика Европейского суда по правам человека за с 1959 по 2016 годы
Главными полномочиями Европейского суда по правам человека является компетенция рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы. Именно в рассмотрении индивидуальных жалоб сосредоточенно больше 99% деятельности Европейского суда по правам человека.
С момента своего основания в 1959 году по 10.06.2016, Европейский суд по правам человека вынес:
- постановлений: 19001;
- мотивированных решений: 22 483;
- консультативных заключения: 3.
Около половины постановлений и решений вынесено против четырех государств: Турции (5 195), Польша (3597), Россия (3309), Италия (3036).
Статистика ЕСПЧ в картинках
Количество жалоб, ожидающих рассмотрения ЕСПЧ
Стадии на которых находятся жалобы в ЕСПЧ
X. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз
В настоящее время идет процесс присоединения Европейского Союза к Конвенции. После присоединения Европейского союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, жаловаться также можно будет и против действий органов и институтов Европейского союза.
Присоединение Европейского союза к Конвенции стало юридическим обязательством по Лиссабонскому договору, который вступил в силу 1 декабря 2009 года. Правовая основа для присоединения ЕС Конвенции стала статья 59 этого договора ( "Европейский Союз может присоединиться к настоящей Конвенции"), с поправками, внесенными Протоколом № 14 к Конвенции, который вступил в силу 1 июня 2010 года.
Присоединение Европейского союза к Конвенции о защите прав человека преследует решение двух основных задач:
- дать возможность гражданам и организациям обжаловать действия органов Европейского Союза;
- сбалансировать практику Европейского суда по правам человека и Суда Европейского Союза, которые находится в Люксембурге.
XI. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека
European Court of Human Rights
Council of Europe
67075 STRASBOURG CEDEX
FRANCE
Читайте также: