Судебная риторика лекции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Назначение судебной речи в юриспруденции. Установление истины по делу, содействие формированию убеждения судей, воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда. Отличительные черты судебной речи. Борьба мнений процессуальных противников.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.03.2009
Размер файла 18,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Судебная речь оратора

Отличительные черты судебной речи

Риторика это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл.

Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции, суде и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становиться привлечение как можно большего числа людей на свою сторону.

Об ораторском искусстве написано много фундаментальных работ. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только, о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. По нашей речи наши собеседники делают вывод кто мы такие, так как речь помимо воли говорящего создает портрет, раскрывает его личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека - это его своеобразный паспорт.

Речь значительно обусловлена культурой мышления и сознательной любовью к языку. От точности мышления зависит выбор средств выражения, неточность же выражения ведет же к фактическим ошибкам. Поэтому каждый говорящий, в какой - то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит.

Почему необходимо особо говорить речи юриста?

Во-первых, профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По утверждениям различных юристов общее образование должно идти впереди специального, так как юристу в повседневной жизни приходиться сталкиваться с различными общественными явлениями, в которых подчас более требуются другие навыки, чем специальные.

Судебная речь имеет целью способность к формированию убеждения судей и присяжных заседателей. Для этого она должна быть понята составом суда, а также всеми слушателями. Значит первое необходимое качество судебного выступления - ясность.

Чем же достигается ясность? Прежде всего, глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Ясность - умение говорить доходчиво, доступно о сложных вопросах.

Судебная речь оратора

Монологическая речь прокурора и адвоката - необходимая часть судебного процесса. Судебный процесс - это разбирательство уголовного дела, исследование всех материалов, связанных с ним. И проходит он в обстановке напряженных поисков истины, борьбы мнений процессуальных противников, его конечная цель - вынести законный и обоснованный приговор по делу, для того чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

В чем назначение судебной речи в юриспруденции этот вопрос решается основе уголовно процессуальных норм. Теоретики уголовного процесса определяют его как установление истины по делу, содействие формированию убеждения судей, воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда.

Психологи отмечают, что «судебные речи прокурора и адвоката обеспечивают:

активизацию мыслительной деятельности судей по анализу и синтезу всех воспринятых в ходе судебного следствия фактов.

Помощь в выявлении всех спорных и противоречивых фактов

Лингвистами назначение речи понимается как целевая установка и как роль кого-либо, чего-либо в чем-нибудь. В отношении судебной речи приемлемы оба говоря о назначении обвинительной и защитительной речи, необходимо определить не только их конкретную цель по делу, но и роль в уголовном судопроизводстве.

Поэтому следует разграничивать цель судебной речи на ближайшую и конечную. Публичный спор по материалам конкретного дела, являются подведением итогов судебного следствия с позицией обвинения и зашиты, помогают суду лучше разобраться фактических и юридических обстоятельствах дела. Основная функция судебной речи, а значит и выступления судебного оратора , воздействие. Помня об этом, опытный судебный оратор создаст все условия для активной мыслительной деятельности судей, присяжных заседателей и всех присутствующих в зале суда.

Содержание речи определяется целевой установкой оратора, которая в каждом конкретном судебном процессе зависит от обстоятельств дела, от позиции оратора по делу. Прокурор в судебном заседании выступает как государственный обвинитель, защитник интересов общества и государства. Это представитель органа надзора и его основная задача - помочь суду оценить все как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства, вынести законный и справедливый приговор. Но это и воспитатель, и пропагандист прав который вскрывает причины преступлений, разъясняет законы.

Адвокат является защитником прав подсудимого его процессуальная задача - проанализировать материалы дела с точки зрения защиты, доказать невиновность подзащитного или меньшую степень виновности, вменяемой органами предварительного расследования. Если же виновность подсудимого доказана то, адвокат анализирует причины преступления. Таким образом обвинительная речь прокурора и защитительная речь адвоката(судебных ораторов прим. От автора) служат одной цели установлению истины, постановлению справедливого решения. В этом ближайшая цель судебной речи.

Участники судебных прений должны не только доказать истину, но и убедить суд в правильности своей точки зрения. В этом основная задача судебного оратора.

Однако назначение судебной речи не исчерпывается установлением истины по разбираемому делу. Суд, осуществляя правосудие, одновременно проводит разъяснительно-воспитательную работу. Воспитательная функция суда, который не только наказывает преступников, но всей своей деятельностью учит всех присутствующих уважать права, честь и достоинство граждан, определяет обязанностью судебного оратора - содействовать предупреждению преступлений, воспитанию в гражданах уважения к законам. Характеризуя и оценивая отдельные эпизоды преступления, оратор тем самым способствует глубокому уяснению присутствующими в зале суда гражданами существа дела. Речи адвоката и прокурора подготавливают слушателей к правильному восприятию приговора.

Отличительные черты судебной речи

Мы сказали, что публичная речь несет слушателям определенную информацию. Судебная же речь менее информативна, так как она не содержит новых неизвестных суду фактов, в ней уже известная из судебного следствия информация, рассматриваемая с точки зрения обвинения и защиты.

Важным качеством судебной речи является ее уместность, то есть соотнесение речевых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить речь соответственно теме, задаче, времени, месту, оратору. Слова характеризуют оратора как личность, поэтому речь его должна быть чистой. Чистой признается такая речь в структуре, которой нет чуждых литературному языку слов, фразеологизмов, диалектной, жаргонной и арготической лексики.

Заключение

Первое, что должен сделать оратор, готовясь к выступлению, определить свою сверхзадачу и задачи, которые помогут воплотить ее. После разработки задач необходимо создать образ (в котором Вы предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее.

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.

Основная часть выступления доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты отсылочное доказательство.

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

При публичном выступлении удобно опираться на заранее заготовленные тезисы короткие предложения, отмечающие тот или иной логический поворот в изложении содержания речи.

При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве ("универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Также нельзя забывать о "эффекте мортиры" субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору. Немалое значение имеет и тембр голоса.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.

При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.

Выше были изложены базовые идеи ораторского искусства и риторики. Но также незаменим и личный опыт публичных выступлений. Тогда человек сможет сделать собственные наработки и возможно выдвинуть свои оригинальные идеи. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Подобные документы

Судебная власть и судебная система Российской Федерации. Место судебной власти в системе органов государственной власти. Принципы построения судебной системы. Состав и порядок формирования конституционного (уставного) суда. Правовой статус судей.

курсовая работа [92,6 K], добавлен 17.06.2014

Риторический анализ текста судебного выступления отечественного юриста (на примере судебной речи Плевако Ф.Н. в защиту Качки). Вопросы предмета доказывания. Разработка сюжета судебного заседания, грамотное составление защитительной или обвинительной речи.

контрольная работа [43,1 K], добавлен 17.11.2013

Психологическая структура судебной деятельности в уголовном процессе. Формирование убеждения и принятие решения судом. Психология деятельности и судебной речи прокурора и адвоката, последнего слова подсудимого, постановления и исполнения приговора.

курсовая работа [43,3 K], добавлен 23.09.2013

Федерально-региональная структура судебной системы, виды юрисдикции. Отбор и назначение судей, их продвижение по службе и сроки пребывания в должности. Финансовые вопросы, затрагивающие интересы судебной власти. Неправомерное воздействие на судей.

курсовая работа [59,1 K], добавлен 08.12.2013

Управление в деятельности судебной власти. Особенности руководства судебной властью. Важнейшие психические качества судьи. Коммуникативная деятельность суда. Воспитательное воздействие суда. Идейная направленность судьи. Профессиональный долг судьи.

реферат [20,9 K], добавлен 15.03.2017

Судебная речь как прикладная дисциплина, разновидность частной риторики. Судебная речь - официальная и узкопрофессиональная, произносимая только в суде и только участниками судебного разбирательства. Основные качества судебной речи, ее цель и значение.

курсовая работа [31,9 K], добавлен 02.02.2011

Понятие о судебной системе, ее звеньях, нижестоящие и вышестоящие суды как ее звенья. Этапы развития судебной системы в Республике Беларусь. Осуществление правосудия в судебной инстанции в предусмотренной законом процессуальной форме по конкретному делу.

Техника речи

Искусство речи на суде относится к отдельной, узкоспециализированной области риторики. И это не обязательно блестящая речь адвоката в защиту своего подопечного. Регламент, требования юриспруденции накладывают определенные ограничения на выступление оратора, при этом, не ограничивая его в мастерстве. В чем именно заключается специфика судебных докладов, станет понятно далее.

Понятие судебного ораторского искусства

Судебное ораторское искусство, по принципу его сложения, понятиям, очень близко к обычной риторике, поскольку в древние времена эти 2 области были неразрывно связаны между собой. И, в то же время, для юридических речей практически сразу же было установлено прокрустово ложе правил.

Обобщенно они сводились к тому, что адвокат должен в высшей степени детально изучить все факты, обстоятельства, знать законодательство, а уже на основе данных постулатов выстраивать линию своего выступления. Обычно в суде все высказывания подчиняются регламенту – значит, речь должна быть краткой. Ее цель – наиболее полное раскрытие всех до этого не учитываемых нюансов, поэтому требуется составить доклад, насыщенный уликами, неопровержимыми аргументами, доказательствами.

Речь будут слушать живые люди, подвластные эмоциям, значит, она должна быть красноречивой, воспламеняющей, искренней. Только с учетом всех приведенных аспектов можно рассматривать ораторское искусство в суде, как эффективный способ ведения риторического диалога (чаще монолога).

Понятие судебного

История судебного красноречия

Первые успешные судебные ораторы зародились в Древней Греции и Римской республике: тогда были очень популярны публичные выступления при стечении больших масс людей. Успех процесса напрямую зависел от уровня мастерства оратора, который должен был:

  • уметь говорить убедительно;
  • обладать звучным, приятным голосом;
  • силой своего дара уверить слушателей в истинности приведенных доводов.

Такими были Сократ, Платон, Аристотель. Каждый из них внес определенный вклад в развитие основ техники речи судебного оратора, выработку основных принципов построения выступления.

Греческая школа

Из всех областей и образований Древней Греции, практически всегда бывшей разрозненным союзом самостоятельных административных единиц, наибольшего процветания достигли Афины. Отразилось это и на науке, философии, заложении основ судебной риторики. Согласно законам того времени, не существовало института судебных заседателей, защитников, адвокатов: каждый сам отвечал за свои деяния или на предъявленные обвинения.

Не каждый гражданин, как именитый Сократ, которому тоже однажды пришлось защищать себя в суде, обладал развитым даром красноречия, умением вести сложный, продуманный и тщательно рассчитанный монолог. Поначалу тяжущиеся просто заучивали речь, нанимая специалиста (логографа), при этом важна была эмоциональная составляющая, позволяющая заручиться поддержкой слушателей, судей.

Постепенно была выработана структура:

  1. Вступление. Излагалась преамбула дела, причины разногласий, конфликта.
  2. Основная часть. Здесь уже можно было начинать убеждать слушающих в своей правоте, приводя аргументы и доказательства.
  3. Эпилог (завершение). Кульминация речи, усиливающая эффект от предыдущих частей, с максимальной патетической составляющей.

Важно. Заложенные в античные времена форма, структура судебной речи, как жанра ораторского искусства, практически не изменились и в сегодняшние дни: в них можно определить 3 основные части.

Параллельно со школой Сократа и его последователей существовало другое направление – софисты. Наиболее значимыми из них были Горгий, Исократ, Лисий. Отличие от других ораторов у софистского учения заключалось в формализации выступления, отступлении от истины во имя самого диспута. Более того, они не считали зазорным приукрасить какое-либо событие, преподнести его с субъективной точки зрения. Софисты ввели практику обучения юношей из знатных семей основам красноречия. У самого Горгия речь изобиловала яркими фразами, метафорами, он впервые применил принцип окончания предложения рифмой (горгиевы фигуры).

Лисий являлся автором более 2 сотен выступлений, работал он и как логограф. Современники восхищались талантом софиста создавать словесные портреты заказчиков, глубоко проникая в их мысли и характер. Вместе с тем он выработал свой собственный, уникальный стиль выступления, умеренно пафосный, содержащий четкие выводы и доказательства в конце речи. Фактически он предопределил, что является частью судебного ораторского искусства, а что следует отбросить, исключить.

Исократу была присуща манера велеречивого, пышного изъяснения, но сам он никогда не выступал, предпочитая готовить речи другим. При этом не во всем был согласен с остальными приверженцами своей школы. Так, произнося речь против софистов, Исократ четко разделял риторику, философское учение и попытки жульничеством убедить слушателей в истинности своих убеждений, умело применяя мастерство оратора. Как человек, постоянно совершенствующий свой талант, Исократ всегда тщательно подбирал слова, составляя предложения, он же применил периоды – большие части речи, легко и приятно звучащие.

Греческая

Римляне и их вклад в судебные выступления

Во многом тактика выступлений древнеримских ораторов походила на греческую: это и не удивительно, поскольку граждане Республики всегда восхищались искусством греков проводить публичные выступления. Многие из них обучались у эллинов, применяя потом полученные знания у себя на родине.

Наибольшего расцвета судебное ораторское искусство Рима достигло во времена Республики, когда каждый свободный гражданин мог выйти на Форум и произнести речь в защиту своих прав, для обвинения в коррупции или о падении нравов. Марк Порций Катон Старший, обладавший множеством талантов, считается одним из основателей римского ораторского искусства, в частности, судебного красноречия.

Речи Катона звучали слаженно, четко, он всегда полагался на факты, не отступая от истины. В большинстве случаев противники не выдерживали, признавая свое поражение под градом аргументов. Цицерон, сам немалого достигший на ораторском поприще, высоко отзывался о Катоне, особо подчеркивая его внутреннюю силу, энергию, напор.

В отличие от греческой, судебная речь римлян содержала 5 частей:

  • вступление или начало;
  • краткий пересказ обстоятельств;
  • аргументирование своей позиции;
  • использование доводов для развенчания позиции оппонента;
  • заключение с выводами.

Важно. Несмотря на разницу в структуре, судебные выступления греков и римлян содержали одинаковые элементы (вступление и завершение), отличаясь только средней частью.

Римская школа обобщила опыт блестящих эллинских ораторов, сделав выступления яркими, запоминающимися, внеся в них элементы актерского искусства с использованием жестов, мимики, поз. Один из лучших специалистов по риторике, Цицерон учился красноречию у греков, штудировал труды историков, книги по праву и много, напряженно работал, оттачивая свое мастерство. Превыше всего он почитал убежденность: до того, как пытаться доводами и аргументами довести истинность своих слов суду, сначала нужно поверить в них самому.

В его речи было до 6 частей:

  • вступление, в ходе которого говорящий заручается поддержкой слушателей;
  • основные положения, тезисы;
  • изложение сути дела;
  • аргументы, доказательства;
  • краткий повтор основных доводов (закрепление);
  • завершение, итоги.

Благодаря совершенной структуре, непревзойденному мастерству выступлений, равных Цицерону не было – это признавали все его современники.

Римляне и их вклад

Русская школа

Российские адвокаты и судебные заседатели использовали разные стили, являясь приверженцами классического ораторского искусства. Принципы оставались прежними: непредвзятость, четкая аргументированность, структурированность речи, блестящее владение риторикой, ошеломляющий словарный запас и полная осведомленность обо всех обстоятельствах дела.

Русским судебным ораторам приходилось выступать с различными выступлениями – обвинительными, защищающими, и всегда они старались максимально выложиться, вложить в диалог душу.

Виды судебной речи

Как и искусство речи на суде, в кратком виде сформировались основные типы выступлений. К ним относят речи:

  1. прокурора (обвинителя);
  2. защитника (адвоката);
  3. самого обвиняемого (подсудимого) в оправдание своих действий;
  4. потерпевшей стороны (и ее представителей);
  5. защитников и обвинителей со стороны общественности;
  6. уполномоченных представителей трудового коллектива, дома, кооператива.

Специфика судебного красноречия

Тонкость искусства судебной речи состоит в дозированном распределении красочных оборотов, аргументов, пафоса, подкрепленных уверенно звучащими фразами, произносимыми звучным, гармонично звучащим голосом, в хорошем темпе и без малейших проволочек. Подобный баланс достигается только практикой и многолетними тренировками, большим количеством проведенных дел, а также верой в собственные силы.

Любая случайность, не рассмотренная улика, ранее имевший место судебный прецедент могут стать фатальными, полностью разрушив безупречную линию атаки (защиты). Поэтому оратору необходимо тщательно готовить свое выступление, прорабатывая все варианты, мотивы поведения противника.

Основы техники речи судебного оратора

О том, каким должен быть судебный оратор, о его культуре и технике речи писали многие авторы, начиная от античных и заканчивая современными. Исходя из гармоничного развития личности, потребуется с детских лет изучать историю своей страны, ее культуру, язык, постепенно переходя к все более сложным задачам.

Речь ритора в суде ни в коем случае не должна быть вялой, слабой, безжизненной, косноязычной – у такого выступающего нет никаких шансов на победу. Не нужно пересыпать ее остротами, отвлекаясь от сути, перескакивать с раздела на раздел: основу благозвучного монолога составляет последовательное изложение событий, произносимое громко, отчетливо, с хорошим тембром и темпом.

Излишняя лаконичность в технике речи судебного оратора не позволит раскрыть всю суть дела, обилие дополнений, повторов, отступлений растянут драгоценное время и также не позволят выиграть. Только тонкое чувство баланса, дозированная аргументация, беспристрастное изложение фактов и уверенная манера поведения приведут к успеху. И, конечно же, предшествующие всему этому тренировки, упражнения на выразительность, знание законов, умение вести диспуты и доказывать свою правоту.

В Словаре русского языка риторика определяется так:

1. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

2. Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

3. В старину: название младшего класса духовной семинарии.

Риторика (retorike - слово греческого происхождения) – это наука об искусстве публичного выступления.

Риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные тексты, такие, как доклад на собрании, переговоры, публичные речи в судебных процессах и т.д. Данная учебная дисциплина призвана научить, как при помощи речи можно эффективно воздействовать на аудиторию.

Как предмет риторика сложилась раньше других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, история литературы, стилистика возникли позднее риторики и в течение долгого времени развивались как предметы подготовительные для изучения риторики.

Особенность риторики как учебного предмета заключается в том, что она преподается в виде определенных положений, правил. Эти правила не являются обязательными предписаниями, они лишь обобщают опыт известных ораторов, указывая на трудности, с которыми встречается каждый, кто готовится к публичному выступлению.

Красноречие – есть умение говорить интересно, хорошо, логично. Другими словами, говорить красно, то есть красиво.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ора­торское искусство как один из специфических видов чело­веческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

Как учебная дисциплина юридическая риторика преследует своей целью формирование языковой личности юриста и предполагает специальное (юридическое) образование, а также основы лингвистических знаний, осознанную мировоззренческую позицию, владение предметом аргументации и использование уместной техники речи.

Юридическая риторика как наука – это наука об ораторском искусстве, применимая в коммуникативной деятельности юристов. Юридическую риторику следует понимать как комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной риторики сообразно с требованиями процессуального права, как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Главная цель изучения риторики практическая - владение искусством убеждающего слова. Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

Связь риторики с другими науками. Риторика связана со следующими науками: философией, логикой, психологией, педагогикой, этикой, эстетикой и лингвистическими науками.

Риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

Схема Квинтилиана: Изобретение, расположение, исполнение.

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

Схема Аристотеля: Этос, пафос, логос.

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.




Под этосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Данные условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпа речи.

Под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

Под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

Структура риторики. Риторика подразделяется на общую и частную.

Общая риторика иногда используется как синоним "неориторика". В общей риторике развернута система правил образования речи.

Частная риторика главным своим содержанием имеет прежде всего классификацию родов и видов прозаических произведений. В каждом отдельном случае авторы различных пособий предлагают правила организации (построения) высказываний в соответствии с общими требованиями “искусства речи”. Следует подчеркнуть, что частная риторика имеет разные варианты названия: “прикладная”, “специальная”, “краткая” и т.п. Каждая из частных риторик имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Ряд положений и рекомендаций, которые дают авторы пособий, несомненно, устарел, но немало и таких положений, заданий формулировок, которые представляют теоретический и практический интерес до настоящего времени.

Российские частные методики выделялись как самостоятельные, исходя из целей и задач общения, социальной группы, в которой происходило общение.

Именно условия общения определяли в частных риториках речевые жанры, закрепленные за определенным видом красноречия. Например, для академического красноречия это, прежде всего, такие жанры, как лекция, речи, произнесенные на торжественных собраниях.

Особо следует выделить наиболее развитое в России юридическое красноречие, ориентированное на устную форму, причем ряд рекомендаций того времени до сих пор не утратил актуальности для обучения любой профессиональной устной речи.

Судебное красноречие в России достигло своего расцвета, как известно, во второй половине девятнадцатого века, предпосылкой к развитию которого послужила судебная реформа 1864 года, сделавшая судебный процесс гласным, своеобразным совершенством обвинения и защиты. Правильно, логично, доказательно построенная речь обвинения и защиты нередко могло служить основанием для того или иного приговора.

Судебные речи таких известных судебных ораторов как К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, Н.Ф. Кони, П.С. Пороховщикова, являясь образцами для юристов, в то же время служат образцовыми текстами, на основе которых учатся аргументированности, логичности, доказательности не только будущие юристы, но и будущие специалисты в других областях знаний, чья профессиональная деятельность требует умений создавать речи для публичных выступлений.

В юридической риторике основной акцент делается на знание правовых норм, большую роль играет и умение правильно, стилистически корректно строить речь, подбирать слова и обороты, которые точнее соответствуют целям судебной полемики. Игнорирование лингвистического аспекта отрицательно влияет на образ судебного оратора, приводит к ошибкам при вынесении судебного решения, искажает смысл и идею интеллектуального спора, снижает уровень культуры правосудия целом.

В Словаре русского языка риторика определяется так:

1. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

2. Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

3. В старину: название младшего класса духовной семинарии.

Риторика (retorike - слово греческого происхождения) – это наука об искусстве публичного выступления.

Риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные тексты, такие, как доклад на собрании, переговоры, публичные речи в судебных процессах и т.д. Данная учебная дисциплина призвана научить, как при помощи речи можно эффективно воздействовать на аудиторию.

Как предмет риторика сложилась раньше других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, история литературы, стилистика возникли позднее риторики и в течение долгого времени развивались как предметы подготовительные для изучения риторики.

Особенность риторики как учебного предмета заключается в том, что она преподается в виде определенных положений, правил. Эти правила не являются обязательными предписаниями, они лишь обобщают опыт известных ораторов, указывая на трудности, с которыми встречается каждый, кто готовится к публичному выступлению.

Красноречие – есть умение говорить интересно, хорошо, логично. Другими словами, говорить красно, то есть красиво.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ора­торское искусство как один из специфических видов чело­веческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

Как учебная дисциплина юридическая риторика преследует своей целью формирование языковой личности юриста и предполагает специальное (юридическое) образование, а также основы лингвистических знаний, осознанную мировоззренческую позицию, владение предметом аргументации и использование уместной техники речи.

Юридическая риторика как наука – это наука об ораторском искусстве, применимая в коммуникативной деятельности юристов. Юридическую риторику следует понимать как комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной риторики сообразно с требованиями процессуального права, как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Главная цель изучения риторики практическая - владение искусством убеждающего слова. Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

Связь риторики с другими науками. Риторика связана со следующими науками: философией, логикой, психологией, педагогикой, этикой, эстетикой и лингвистическими науками.

Риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

Схема Квинтилиана: Изобретение, расположение, исполнение.

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

Схема Аристотеля: Этос, пафос, логос.

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Под этосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Данные условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпа речи.

Под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

Под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

Структура риторики. Риторика подразделяется на общую и частную.

Общая риторика иногда используется как синоним "неориторика". В общей риторике развернута система правил образования речи.

Частная риторика главным своим содержанием имеет прежде всего классификацию родов и видов прозаических произведений. В каждом отдельном случае авторы различных пособий предлагают правила организации (построения) высказываний в соответствии с общими требованиями “искусства речи”. Следует подчеркнуть, что частная риторика имеет разные варианты названия: “прикладная”, “специальная”, “краткая” и т.п. Каждая из частных риторик имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Ряд положений и рекомендаций, которые дают авторы пособий, несомненно, устарел, но немало и таких положений, заданий формулировок, которые представляют теоретический и практический интерес до настоящего времени.

Российские частные методики выделялись как самостоятельные, исходя из целей и задач общения, социальной группы, в которой происходило общение.

Именно условия общения определяли в частных риториках речевые жанры, закрепленные за определенным видом красноречия. Например, для академического красноречия это, прежде всего, такие жанры, как лекция, речи, произнесенные на торжественных собраниях.

Особо следует выделить наиболее развитое в России юридическое красноречие, ориентированное на устную форму, причем ряд рекомендаций того времени до сих пор не утратил актуальности для обучения любой профессиональной устной речи.

Судебное красноречие в России достигло своего расцвета, как известно, во второй половине девятнадцатого века, предпосылкой к развитию которого послужила судебная реформа 1864 года, сделавшая судебный процесс гласным, своеобразным совершенством обвинения и защиты. Правильно, логично, доказательно построенная речь обвинения и защиты нередко могло служить основанием для того или иного приговора.

Судебные речи таких известных судебных ораторов как К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, Н.Ф. Кони, П.С. Пороховщикова, являясь образцами для юристов, в то же время служат образцовыми текстами, на основе которых учатся аргументированности, логичности, доказательности не только будущие юристы, но и будущие специалисты в других областях знаний, чья профессиональная деятельность требует умений создавать речи для публичных выступлений.

В юридической риторике основной акцент делается на знание правовых норм, большую роль играет и умение правильно, стилистически корректно строить речь, подбирать слова и обороты, которые точнее соответствуют целям судебной полемики. Игнорирование лингвистического аспекта отрицательно влияет на образ судебного оратора, приводит к ошибкам при вынесении судебного решения, искажает смысл и идею интеллектуального спора, снижает уровень культуры правосудия целом.

Юридическая риторика — это совокупность навыков и умений юриста по подготовке и произнесению судебной речи, проведению бесед, консультированию доверителей, участию в поведении переговоров. Под юридической риторикой понимают способы убеждения, различные формы языкового воздействия на аудиторию для получения желаемого эффекта.

Риторика, или ораторское искусство — это филологическая наука об искусстве публичного выступления перед аудиторией, изучающая способы построения художественно выразительной речи. Хороший оратор отличается точностью, ясностью, чистотой речи и предельной информативностью языка. Практика коммуникации определяет предмет риторики как теории коммуникативной деятельности.

Наиболее хорошо изученной и яркой стороной юридической риторики является анализ текстов речей юриста и решений судьи. Большую долю предмета юридической риторики составляет процесс подготовки доводов, оснований, выводов, оформления характеристик содержания дела для последующего представления в речи юриста или решении суда.

Юридическая риторика тесно взаимосвязана с разными отраслями права и филологией, является важным прикладным разделом научной риторики. Юридическая риторика зависит от методологии и предмета систематической дисциплины. Убеждение является предметом юридической риторики в возникающих правоотношениях.

Как научная дисциплина, юридическая риторика исследует весь объем проблем, связанных с подготовкой и предоставлением оценочных выводов о юридически значимых фактах в процессе их исследования и принятия правового решения. Специфические правовые и филологические подходы к исследованию юридической риторики являются правомерными, если согласуются с риторическим методом исследования. Научная методология юридической риторики тесно связана с методологией права и с общей методологией гуманитарных наук.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная речь и ее виды

Судебная речь — это публичная речь, обращенная ко всем присутствующим при рассмотрении гражданского или уголовного дела и участвующим в нем, произнесенная в здании суда и представляющая собой изложение выводов юриста по данному делу либо его возражения другим ораторам.

Виды судебных речей:

  • по назначению — речь по гражданскому или уголовному делу;
  • по субъектам публичных выступлений — речь государственного или общественного обвинителя, общественного защитника, защитника, гражданского истца и ответчика, защитительная речь подсудимого;
  • по стадиям судопроизводства — в уголовном судопроизводстве выделяют речь: в стадии передачи подозреваемого суду, в судебном разбирательстве, в стадии исполнения приговора, в судебном разбирательстве, в надзорной инстанции.

Предмет судебной речи — деяние, за которое подсудимый привлекается к ответственности. Материалом для судебной речи являются обстоятельства, связанные с гражданским или уголовным делом, доказательства и факты.

Особенности юридической риторики

Юридическая риторика является важнейшей по своему социальному значению сферой риторического знания. Ни в сфере массовой коммуникации, ни в политической сфере риторика не имеет настолько сильных и прямо влияющих на судьбы людей позиций, как в стенах суда.

Особенности юридической риторики:

  • круг субъектов речей по гражданским и уголовным делам определен законом;
  • содержание речей, участвующих в деле лиц, последовательность выступлений определены законом;
  • использование приемов юридической риторики при произнесении судебных речей может применяться только с соблюдением всех правил;
  • произнесение судебной речи способствует правильному разрешению гражданского или уголовного дела, обеспечивает воспитательное воздействие судебного процесса.

Благодаря юридической риторике судебная речь носит состязательный характер. Состязательность как принцип судопроизводства предполагает наделение сторон равными процессуальными правами для осуществления функций, отделение функции обвинения и функции защиты от функции правосудия, руководящее положение суда, наделение его полномочиями принятия решения по делу.

Основания достижения судебной истины зависят от юридической риторики и аудитории. Это определяется аргументацией судебной речи. Истиной признается та позиция стороны в деле, которая является более аргументированной, которую судьи и другие граждане готовы признать за истинную, признать необходимой и одобрить ее.

Благодаря юридической риторике язык судебной речи отличает ее от языка других публичных выступлений. Судебная речь — это выступление особого типа, так как ему свойственны дискуссионно-полемический характер, диалогичность, широкое использование отглагольных существительных и терминов, специфической лексики. Юридическая риторика как элемент профессионально-юридической деятельности отражает тип мышления, сформированный этой деятельностью. Речевое поведение юристов нужно рассматривать в связи с коммуникативной и познавательной спецификой правовой сферы.

Особенность юридической риторики — ее диалогичность. Судебные речи произносят судебные ораторы последовательно, в предусмотренным процессуальным законодательством порядке. Каждая судебная речь подразумевает выдвижение тезисов, обосновываемых с точки зрения их аргументации, возможных возражений со стороны процессуальных соперников. Судебная речь должна содержать возражения на аргументы, уже предъявляемые в речи процессуального соперника.

Судебная речь является необратимой. Это вынуждает оратора строить свое выступление так, чтобы оно максимально воздействовало на аудиторию, чтобы его доводы остались в памяти присутствующих.

Читайте также: