Судебная реформа 1917 года кратко

Обновлено: 30.06.2024

Особенности слома прежней судебной системы и создание нового суда состояли в том, что население в ряде мест страны, не дожидаясь директив сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти суды носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной совести и т.д. Обобщая опыт судебного правительства, решая задачу укрепления советского судебного аппарата, его унификации, укрепления правопорядка в государстве, СНК принимает декрет О суде , названный впоследствии декретом о суде 1. Он был опубликован 24 ноября 1917г. Первоначальный проект декрета был составлен в НКЮ при активном участии П.И. Стучки. Бытующее в трудах по истории советского суда мнение, что левые эсеры тормозили принятие декрета о суде, должно быть отвергнуто, как не соответствующее действительности. Проект декрета затем подвергся изменениям в процессе его обсуждения в СНК. Этим декретом упразднялись прежние суды: окружные, судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские, коммерческие. Приостанавливалась деятельность мировых судей. Ликвидировались адвокатура, прокурорский надзор, институт судебных следователей.

Создавалась новая судебная система: местные суды, которые действовали в составе постоянного судьи и двух очередных заседателей. Им были подсудны гражданские дела с ценой иска до 3000 руб. и уголовные с наказанием не свыше 2 лет лишения свободы. Для защиты революции, борьбы с контрреволюцией учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей. Новые суды создавались и действовали на следующих принципах: во-первых, выборность судов, во-вторых, участие населения в отправлении правосудия в качестве заседателей. Местные судьи должны были избираться на основании прямых демократических выборов населением, а до их назначения - местными Советами. Эти же Советы составляли списки очередных заседателей и определяли очередь их явки на сессию. Революционные трибуналы должны были избираться губернскими или городскими Советами. В местные судьи могли быть избраны прежние мировые судьи. Как же предполагалось организовать предварительное следствие и защиту и обвинение на суде по данному декрету? Он возложил временно предварительное следствие на местных судей, нарушив тем самым демократический принцип отделение следствия от суда. Для производства следствия по делам, подсудным революционным трибуналом, Советы создавали следственные комиссии. В качестве обвинителей и защитников по уголовным делам, причем со стадии предварительного следствия, а по гражданским делам поверенными, допускались все неопороченные граждане обоего пола . Местные суды решали дела именем Российской Республики и руководствовались в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств в случаях, если они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными признавались все законы, противоречащие декретам ЦИК и СНК, а также программам - минимум партии РСДРП и партии СР. Революционные трибуналы в своих приговорах на прежнее законодательство не ссылались.

Советское государство, местные советские и партийные органы были обеспокоены прежде всего созданием революционных трибуналов. За короткий срок были изданы нормативные акты, регулировавшие организацию трибуналов, процессуальный порядок их деятельности, подсудность, а также организацию и деятельность следственных комиссий. Следует отметить, что подобных актов в отношении общих судов за это время не было издано. Первым актом о трибуналах было Руководство для устройства революционных трибуналов , подготовленное НКЮ и опубликованное в Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 28 ноября 1917г.

19 декабря 1917г. появилась инструкция НКЮ революционным трибуналам, подписанная тогдашним наркомом юстиции левым эсером И.З. Штейнбергом. В обоих этих актах в качестве меры наказаний, применяемых трибуналами, смертная казнь отсутствовала. С декабря 1917г. и до весны 1918г. действовали революционные трибуналы печати в составе трех судей без заседателей.

7 марта 1918 г. появился декрет О суде, вводивший окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Созданы они были не везде и работали плохо. Решения по гражданским делам окружные суды выносили в составе трех постоянных членов суда и четырех народных заседателей, приговоры же по уголовным делам в составе 12 заседателей и председательствующего постоянного члена суда. Предполагалось создание Кассационного суда. В судах всех инстанций допускалось судоговорение на местных языках. Предварительное расследование по делам, превышающим подсудность местного суда, производили следственные комиссии из трех человек, избираемых Советами. При Советах создавалась коллегия правозаступников, осуществлявших как общественное обвинение, так и защиту.

В мае 1918 г. был создан при ВЦИК Революционный трибунал для разбирательства дел, имевших общегосударственное значение. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при ВЦИК, рассматривавший кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов, исправляя их ошибки и обеспечивая единую уголовную политику трибуналов РСФСР. С созданием местных судов трибуналы в соответствии с декретом СНК О революционных трибуналах от 4 мая 1918 г. разгружались от многих уголовных дел и должны были сосредоточить свое внимание на борьбе с контрреволюционными преступлениями. Резко сокращалась сеть трибуналов. Они сохранялись лишь в крупных центрах: в столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах. При каждом трибунале учреждалась коллегия обвинителей в составе не менее трех лиц, избиравшихся Советами.

Начиная с декрета О суде 1 в стране были созданы и действовали две системы судов: система общих судов и система революционных трибуналов, на общих принципиальных основах. Их отличала лишь подсудность.

Следует отметить весьма характерную закономерность в строительстве судебных органов в первые месяцы Советской власти. Процесс строительства революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. За период с ноября 1917 г. по май 1918 г. вся территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. Там, где была Советская власть, они были созданы почти во всех областных и губернских городах, почти во всех уездах и даже в ряде волостей и поселков РСФСР.

Вторая закономерность определялась первой. В результате того, что трибуналы были созданы на большей части территории республики раньше местных судов, им пришлось рассматривать дела не только своей подсудности, но и все уголовные и подчас даже гражданские дела. В результате все трибуналы нарушали нормы декрета О суде, о подсудности трибуналов и местных судов.

Закономерностью процесса создания новых судебных органов на местах являлось широкое местное правотворчество. Оно объяснялось необычной творческой активностью населения, вовлеченного в общественную деятельность революцией, не имевшего опыта государственной деятельности, а также несвоевременным поступлением нормативных актов из центра, в ряде случаев их неполнотой, отсутствием четкого размежевания компетенции центральных и местных органов РСФСР и т.д. Лишь в Конституции РСФСР 1918 г. этот вопрос получил определенное разрешение. Статья 49 Конституции отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что решающую роль в процессе создания новых судебных органов на местах играли общереспубликанские нормативные акты.

Судебная система Советского государства 1917–1918 гг. представлена Декретами о суде.

Декрет о суде 1 (ноябрь 1917 г.)

Основные положения:

1) ликвидация существующей системы судопроизводства (исключение – народные суды);

2) революционные трибуналы объявлялись судебными органами, в компетенцию которых входило решение дел о контрреволюционной деятельности;

3) устанавливалось применение законодательства свергнутых правительств в частях, не противоречащих принципам и целям революции и революционному сознанию;

4) устанавливалось, что судьями могут быть бывшие мировые судьи.

Принципы судопроизводства:

1) сменяемость судей (выборность судей – цель);

2) гласность и публичность судебного разбирательства;

3) коллегиальность судопроизводства.

Система судов по Декрету 1

1. Местные (общие) суды. Они рассматривали гражданские дела, по которым цена иска не превышала 3 тыс. руб., и уголовные дела, срок лишения свободы по которым был не более 2 лет, в пределах уезда; суды осуществляли следствие; защита в местных судах могла осуществляться любыми гражданами, обладающими непорочной репутацией; их решения и приговоры считались окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке:

1) местные суды (разрешали дела по первой инстанции);

2) уездные суды (кассационная инстанция).

2. Революционные трибуналы. Рассматривали большинство уголовных дел, главным образом связанных с борьбой против контрреволюционных сил: о мародерстве, саботаже; предварительное следствие и подготовка этих дел к рассмотрению осуществлялась особыми следственными комиссиями при Советах.

Состав местных судов:

1) профессиональный судья;

2) 2 народных заседателя.

Декрет о суде № 2 (февраль 1918 г.) учредил окружные и областные суды. Это значительно менее классовый декрет, он создан под нажимом партии левых эсеров.

В этих судах разбирательство должно было вестись на языке, который преобладает у населения данного региона.

Суды реально стали выборными. Избрание судей и народных заседателей производили Советы.

Окружные суды рассматривали гражданские и уголовные дела, находящиеся вне пределов компетенции местного суда. В них гражданское судопроизводство осуществлялось в составе 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей, а уголовное – в составе 1 профессионального и 12 народных заседателей (2 запасных заседателя). Вынесение приговора по уголовным делам осуществлялось совместно народными заседателями и председательствующим судьей. В окружных судах формировались коллегии правозащитников.

Областные суды должны были рассматривать гражданские и уголовные дела в кассационной инстанции.

Кассационный пересмотр осуществлялся теперь не только по формальным основаниям (недостатки решения или приговора суда), но и по фактическим (необоснованность решения или приговора суда).

Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил компетенцию местных судов. Теперь они разрешали гражданские дела, цена иска по которым не превышала 10 тыс. руб., и уголовные, по которым наказание не предусматривало срок лишения свободы не более 5 лет.

Был сформирован Кассационный суд в Москве. Он рассматривал дела в кассационном порядке для окружных судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел IV Эволюция предпринимательства после октября 1917 г. (1917–1991 гг.)

Раздел IV Эволюция предпринимательства после октября 1917 г. (1917–1991 гг.) Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом (1921 г., марта 21) 1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти В основу построения и деятельности советского государственного аппарата положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — ВЦИК. В

75. Судебная система РФ

75. Судебная система РФ Согласно Конституции правосудие в РФ осуществляется только судом на основе конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. В Российской Федерации действует принцип единства судебной системы

58. Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г

58. Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. И. Милюков публично обвинил правительство в

60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг

60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг В период двоевластия 10 октября 1917 г. ЦК партии большевиков принял резолюцию о вооруженном восстании. 12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК),

62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг

62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в

67. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг

67. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг Причины создания Вооруженных сил:1) Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. объявил о необходимости вывода русских войск; Декрет о мире повлек заключение Брестского мирного договора (по нему Прибалтика, Белоруссия,

70. Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг

70. Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг Основной принцип общественного строя РСФСР в период установления советской власти: семья – ячейка общества.Нововведения в семейно-брачное право 1917–1918 гг.:1) отменено обязательное согласие родителей или работодателей на

Судебная система

Судебная система Основы судебной системы были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие

Судебная система

Судебная система В основном законе ФРГ имеет специальный девятый раздел, регулирующий организацию и деятельность судов и других органов юстиции. В акте не дается исчерпывающего описания судебной системы, лишь устанавливается, что судебная власть вверяется судьям и что

Судебная система

Судебная система В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля

71. Судебная система в РФ

71. Судебная система в РФ Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и

3.4. Судебная система РФ

3.4. Судебная система РФ Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью. Судебная власть в России принадлежит только судебным органам, выполняющим правоохранительные функции,

В мае 1917 года принято новое Временное положение о земских учреждениях. Компетенция земских органов самоуправления значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 года. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств стала милиция.

Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снимался возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями.

Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены охрана труда, создание бирж труда и общественных мастерских, оказание юридической помощи, устранение дороговизны.

После ликвидации на местах дореволюционных органов управления (губернаторов, градоначальников, полицмейстеров, земских начальников и др.) основными органами местного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства и их канцелярии. В начале марта обязанности комиссаров временно были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов.

Комиссары Временною правительства были представителями власти на местах, под их контролем действовали волостные комитеты.

Его органы: собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.

Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности.

Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные им сборы договоры и займы.

В ходе революции была расширена компетенция мировых судов (судебная система того периода включала окружные суды, судебные палаты, в которых ликвидировался институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях. В мае и июне 1917 года приняты акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых — среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных — высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате.




В самом начале революции (в марте) постановлением правительства и по инициативе Петроградского совета стали учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы были упразднены.

В мае 1917 года в стране возродилась система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.

В апреле 1917 г. вместо полиции была создана милиция, на которую возлагались функции по охране общественного порядка, гражданской свободы, содействия органам власти. Кроме того, на милицию были возложены дополнительные функции по содействию органам судебного ведомства и военным органам. Милиция отчитывалась перед уездными, земскими и городскими управами, а через них — перед думами.

В Петрограде в июле создано Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда и контролируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознания осуществлялось в рамках систем общего суда и местного самоуправления с целью усилить за ними контроль общественности и представительных органов.

В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты.

Земельные комитеты на губернском, уездном и волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Цель, поставленная перед ними, — подготовить земельную реформу для ее окончательного утверждения на Учредитель ном собрании. В задачи земельных комитетов входил сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров.

К компетенции Главного земельного комитета относились: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных комитетов. Функции губернских и уездных комитетов — подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы; ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением; разрешение споров о владении.

Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами и состояли из членов уездных или волостных земельных комитетов, окружных судов, представителей Министерства финансов и Министерства земледелия. Уездные земельные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты — из представителей уездных комитетов, экономических отделов губернских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.

В состав Главного комитета входили: министр земледелия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского совета крестьянских депутатов, временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, Всероссийского совета кооперативов, представители политических партий и научных экономических обществ.

В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспорядках.

В начале апреля создана сеть губернских, уездных, городских и волостных продовольственных комитетов (в составе Министерства земледелия), призванных бороться со спекуляцией, монополией хлебной торговли, спекулятивным ростом цен.

На местах действовали фабрично-заводские инспекторы и комиссары труда, возглавлявшие округ труда, охватывающий несколько губерний. В их ведении находились фабрично-заводские инспекторы, примирительные камеры, третейские суды и биржи труда. Третейские суды состояли из рабочих и предпринимателей; председатели бирж труда избирались органами городского самоуправления.

Для разрешения конфликтов на промышленных предприятиях в августе 1917 г. создавались примирительные камеры в территориальных районах или отраслях промышленности. Второй инстанцией для решения этих споров стали третейские суды.

Еще в апреле был создан институт комиссаров труда, возглавлявших трудовые округа из нескольких губерний. В их ведении находились биржи труда, закон о которых был принят в августе. В апреле специальным постановлением были закреплены функции фабрично-заводских комитетов, создававшихся явочным порядком на местах. В августе законодательно был установлен порядок найма рабочей силы, хозяевам предприятий предоставлялось право увольнять бастующих рабочих.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: свержение самодержавия. Отречение Николая II и его правовые последствия. Образование переходных органов власти. Временный комитет Государственной Думы. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материал лекции. Подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Изменения в государственном строе России в феврале – октябре 1917 г.2. Законодательная политика Временного Правительства России. 3. Основные тенденции развития права.

В мае 1917 года принято новое Временное положение о земских учреждениях. Компетенция земских органов самоуправления значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 года. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств стала милиция.

Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снимался возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями.

Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены охрана труда, создание бирж труда и общественных мастерских, оказание юридической помощи, устранение дороговизны.

После ликвидации на местах дореволюционных органов управления (губернаторов, градоначальников, полицмейстеров, земских начальников и др.) основными органами местного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства и их канцелярии. В начале марта обязанности комиссаров временно были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов.

Комиссары Временною правительства были представителями власти на местах, под их контролем действовали волостные комитеты.

Его органы: собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.

Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности.

Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные им сборы договоры и займы.

В ходе революции была расширена компетенция мировых судов (судебная система того периода включала окружные суды, судебные палаты, в которых ликвидировался институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях. В мае и июне 1917 года приняты акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых — среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных — высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате.

В самом начале революции (в марте) постановлением правительства и по инициативе Петроградского совета стали учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы были упразднены.

В мае 1917 года в стране возродилась система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.

В апреле 1917 г. вместо полиции была создана милиция, на которую возлагались функции по охране общественного порядка, гражданской свободы, содействия органам власти. Кроме того, на милицию были возложены дополнительные функции по содействию органам судебного ведомства и военным органам. Милиция отчитывалась перед уездными, земскими и городскими управами, а через них — перед думами.

В Петрограде в июле создано Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда и контролируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознания осуществлялось в рамках систем общего суда и местного самоуправления с целью усилить за ними контроль общественности и представительных органов.

В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты.

Земельные комитеты на губернском, уездном и волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Цель, поставленная перед ними, — подготовить земельную реформу для ее окончательного утверждения на Учредитель ном собрании. В задачи земельных комитетов входил сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров.

К компетенции Главного земельного комитета относились: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных комитетов. Функции губернских и уездных комитетов — подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы; ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением; разрешение споров о владении.

Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами и состояли из членов уездных или волостных земельных комитетов, окружных судов, представителей Министерства финансов и Министерства земледелия. Уездные земельные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты — из представителей уездных комитетов, экономических отделов губернских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.

В состав Главного комитета входили: министр земледелия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского совета крестьянских депутатов, временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, Всероссийского совета кооперативов, представители политических партий и научных экономических обществ.

В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспорядках.

В начале апреля создана сеть губернских, уездных, городских и волостных продовольственных комитетов (в составе Министерства земледелия), призванных бороться со спекуляцией, монополией хлебной торговли, спекулятивным ростом цен.

На местах действовали фабрично-заводские инспекторы и комиссары труда, возглавлявшие округ труда, охватывающий несколько губерний. В их ведении находились фабрично-заводские инспекторы, примирительные камеры, третейские суды и биржи труда. Третейские суды состояли из рабочих и предпринимателей; председатели бирж труда избирались органами городского самоуправления.

Для разрешения конфликтов на промышленных предприятиях в августе 1917 г. создавались примирительные камеры в территориальных районах или отраслях промышленности. Второй инстанцией для решения этих споров стали третейские суды.

Еще в апреле был создан институт комиссаров труда, возглавлявших трудовые округа из нескольких губерний. В их ведении находились биржи труда, закон о которых был принят в августе. В апреле специальным постановлением были закреплены функции фабрично-заводских комитетов, создававшихся явочным порядком на местах. В августе законодательно был установлен порядок найма рабочей силы, хозяевам предприятий предоставлялось право увольнять бастующих рабочих.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: свержение самодержавия. Отречение Николая II и его правовые последствия. Образование переходных органов власти. Временный комитет Государственной Думы. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материал лекции. Подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Изменения в государственном строе России в феврале – октябре 1917 г.2. Законодательная политика Временного Правительства России. 3. Основные тенденции развития права.

Система юстиции была медлительна и коррумпирована. Судебная реформа сделалась общим требованием либералов, а в эпоху кризиса власти и общественного подъема, вызванного стыдным поражением режима в Крымской войне, одним из наиболее настоятельных требований общественности в целом.

В 1858 году на улучшение деятельности судебной системы было ассигновано более 800 тысяч золотых рублей; эти деньги, выражаясь современным языком, были освоены, но никаких кардинальных изменений не произошло. Этот урок стоит запомнить: система пожирает ресурсы, не меняясь, если реформаторы не осуществляют преобразований технологий ее работы и структурных изменений.

Составители Судебных Уставов уголовного судопроизводства отказались от формальной теории доказательств и провозгласили принцип свободной их оценки в гласном и состязательном процессе; это позволило подавляющее большинство дел разрешать быстро и на гораздо более справедливых основаниях. Для оценки значения доказательств по внутреннему убеждению требовались уже не юристы, склонные к стереотипной работе, а люди, обладающие житейским, практическим, а не канцелярским, опытом. В Судебных Уставах вслед за многими другими странами, и прежде всего, пользуясь опытом Наполеоновской Франции, Россия воспринимает модель, при которой судьями факта являются представители народа. При этом с участием присяжных заседателей рассматривали дела лишь окружные суды; гражданские дела суд присяжных не решал. В судебных палатах дела о государственных и должностных преступлениях слушались профессиональными судьями совместно с сословными представителями.

Для кандидатов в присяжные заседатели были установлены цензы: подданства (обязательно — российское); возрастной (от 25 до 70 лет); оседлости (проживание не менее двух лет в соответствующем уезде); моральный (не могли быть присяжными заседателями находившиеся под следствием и судом за преступления, судимые и отбывавшие наказание в тюрьме или приговоренные к иному более строгому наказанию, исключенные за пороки из службы, духовного ведомства, обществ и дворянских собраний, несостоятельные должники, опекаемые ввиду расточительства); здоровья (не допускались до исполнения обязанностей присяжного заседателя слепые, глухие, немые, лишенные рассудка); языковой (не знавшие русского языка не могли быть присяжными заседателями); профессиональный (не вносились в списки чиновники полиции, лица прокурорского надзора, нотариусы, священнослужители и монашествующие, прислуга); имущественный (в списки вносились лица, обладающие землею и другим недвижимым имуществом определенной ценою). Фактически же подавляющее большинство присяжных заседателей было крестьянами, поскольку они наиболее трепетно относились к исполнению своих обязанностей в суде, и даже необходимость в период судебных сессий довольствоваться скудным вознаграждением и даже иногда получать пропитание от мирского подаяния не останавливала их; представители чиновничества и правящих классов, напротив, предпочитали уклоняться от участия в процессах.

Контрреформа в России XIX — начала XX веков
Во второй половине 70-х годов исподволь начались процессы, получившие в отечественной литературе наименование контрреформы. Эти процессы затронули, прежде всего, суд присяжных и мировые судебные учреждения.

Александр III не решился на такую радикальную ломку судебной системы, созданной в предшествующее царствование. Однако компетенция суда присяжных была значительно урезана. Закон о земских начальниках, которые, будучи служащими исполнительной власти, получили судебные функции в отношении сельских жителей, увидел свет 12 июля 1889 года. Мировые судьи были упразднены в 37 губерниях и работали лишь в Петербурге, Москве и Одессе.

Уроки судебных реформ и контрреформ
Из исторического экскурса в область судебных реформ и контрреформ прошлого можно вынести ряд наблюдений.

Во-первых, для реформ нужна политическая воля верховной власти.

В-четвертых, даже царской власти в огромной России недостаточно, чтобы провести преобразования единомоментно и повсеместно.

Судебные революции


Теперь обратимся к опыту революций.

Временное правительство, и это отличает революционный и реформаторский подходы, начало кадровую чистку, учредив органы по расследованию правонарушений царской бюрократии, уволив наиболее реакционных судей и прокуроров.

Октябрьская революция 1917 года дает законченный и классический пример не реформаторских, а действительно решительных революционных преобразований судов.

Сразу же после переворота революционные массы организуют собственные суды, из которых наибольшей известностью пользуется народный суд Выборгской стороны Петрограда под председательством рабочего Василия Чакина.

Декретом Временного рабочего и крестьянского правительства от 24 ноября 1917 года (так называемым Декретом о суде № 1) были упразднены общие судебные установления, институт судебных следователей, прокуратура, адвокатура, приостановлена деятельность мировых судей. Было решено создать местные суды в составе избираемых Советами постоянного судьи и двух очередных заседателей для рассмотрения дел уголовных — если наказание не превышает двух лет лишения свободы и гражданских — с ценой иска до трех тысяч рублей. Решения местных судов должны были быть окончательными, их апелляционного пересмотра не предполагалось, однако, при назначении более строгого наказания нежели семь дней лишения свободы, допускалась кассационная жалоба на съезд местных судей.

Кроме того, учреждались революционные трибуналы для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях, мародерстве, хищениях, саботаже и злоупотреблениях торговцев, промышленников, чиновников. Судьям и заседателям предписывалось руководствоваться революционной совестью и революционным правосознанием.

До окончания гражданской войны и окончательного утверждения Советской власти (точнее, власти большевиков) в судоустройстве происходили многие изменения. Так, по настоянию союзников большевиков — левых эсеров ВЦИК принял Декрет о суде № 2, на основании которого в искореженном виде восстанавливались окружные суды, отдаленно напоминающие суды присяжных. В состав окружных судов входил судья и 12 народных заседателей, которые контролировали деятельность судьи и даже могли его отвести; судья же выполнял при коллегии народных заседателей роль юридического советника без права решающего голоса. Гражданские дела окружные суды должны были рассматривать в составе 3 членов суда и 4 народных заседателей.

Окружные суды, просуществовав с марта по ноябрь 1918 года, были упразднены, так как процесс оказался слишком громоздким и стеснительным для большевиков, а старые специалисты-судьи (вот оно, сопротивление человеческого материала!) действовали в духе буржуазного права.

Хотя Декретом о суде № 2 предусматривалось создание областных народных судов и Верховного судебного контроля — эти органы так и не появились. Целый ряд судебных решений пересматривались административным порядком сотрудниками 4-го отдела Народного комиссариата юстиции.

Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет о суде № 3 (20 июля 1918 года), которым была расширена компетенция местного суда, юрисдикция которого была распространена на все дела, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денег, взятках, спекуляции.

ВЦИК РСФСР принял Положение о народном суде РСФСР (30 ноября 1918 года). Учреждался единый народный суд, работавший, в зависимости от категории дела, в составе единоличного народного судьи, постоянного судьи и 2 народных заседателей, постоянного судьи и 6 народных заседателей. Положение содержало правило, запрещающее судьям ссылаться на законы свергнутых правительств. В роли кассационной инстанции выступал совет народных судей, избираемый губернским съездом народных судей. Народный суд должен был, по замыслу, рассматривать по существу все дела, кроме уголовных дел, подведомственных революционным трибуналам.

ВЦИК РСФСР принимает Положение о народном суде РСФСР 21 октября 1920 года. Высший судебный контроль за законностью судебных приговоров и решений возлагался на Наркомат юстиции, который мог объявлять судебные акты не имеющими законной силы и возобновлять дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Во-первых, революция, в отличие от реформы, не видоизменяет старые формы и не сооружает новых систем рядом со старыми (как делал, в частности, Петр Великий, юстиц-коллегия которого некоторое время функционировала наряду с завещанными ему отцом приказами — Разбойным и др.). Революция безжалостно сминает старые формы и не дает им возродиться, даже если какие-то силы (в нашем случае — левые эсеры) пытаются вернуть их на арену. Действуя на основании Декрета о суде № 1, уполномоченный следственной комиссии петроградского Военно-революционного комитета 29 ноября 1917 года закрыл Сенат, главный военный суд, петроградский коммерческий суд, а в ночь на следующий день — окружной суд. Комиссар распределил поручения между младшими работниками суда, судей и прокуроров вызвал повесткой или доставил под конвоем и потребовал от них сдачи дел и казенных денег, что и было исполнено. Во-вторых, революция насаждает новые формы взамен сметенных до основания старых форм, выпуская, как джинна из бутылки, угнетенное ранее правопонимание, давая ход почину снизу, экспериментируя и заигрывая со стихийностью, вольницей. Отсюда — предложение следовать революционному правосознанию, игнорируя законы свергнутых правительств, поощрение самочинного судейства и узаконение общегражданских обвинения и защиты.

Постановлением ВЦИК 11 ноября 1922 года утверждается Положение о судоустройстве РСФСР, которое с 1 января 1923 года вступило в силу. На долгие 70 лет закрепляются составы суда, рассматривающие в России все без исключения дела: постоянный народный судья и два народных заседателя или постоянный народный судья. Судебная система республики становится трехзвенной: народные суды; губернские суды; Верховный Суд РСФСР. В 1924 году, с образованием Союза ССР, она будет достроена четвертым звеном: Верховным Судом СССР. Революционные трибуналы свою деятельность прекращают, однако судебная система включает в себя военные и военно-транспортные трибуналы, за деятельностью которых надзирают соответствующие коллегии Верховного Суда РСФСР (впоследствии трибуналы станут судебными органами Союза ССР).

Реформа продолжает в кадровом вопросе революционную линию: начинается очередная чистка, формулируется классовый критерий отбора и расстановки кадров. В 1923 году среди народных судей 46 губерний (из 68 имевшихся в то время губерний) — рабочие и ремесленники составляли — 26,5 процента; крестьяне — 49,5 процента, служащие — 24 процента. 60 процентов судей — члены РКП(б). Высшее образование имели только 10 процентов судей (8,1 процента — высшее юридическое образование), среднее — 17,5 процента, низшее — 72,5 процента судей. К 1925 году удалось вычистить 75 процентов народных судей. Число судей с низшим образованием увеличилось с 72 процентов до 83 процентов, партийных судей — с 63 до 81 процента. Уволено 60 процентов губернских судей.

Последующая кадровая политика Советского режима в судебной области характеризуется следующими тенденциями: ростом среди судей доли партийных лиц; нарастанием партийной прослойки и уменьшением количества образованных судей по мере продвижения вверх по судебной пирамиде; нарастанием доли женщин-судей (из чего надо сделать вывод о том, что судейская работа становится все менее привлекательной, все менее престижной среди партийных выдвиженцев и красной номенклатуры). Среди судейских кадров все чаще формальная образованность достигается окончанием ускоренных юридических курсов и получением дипломов по заочной и вечерней формам обучения.

Вот только некоторые иллюстрации. В 1928 году среди судей члены ВКП(б) составляли 85,6 процента; женщин было 10,4 процента; почти половина судей имела стаж работы по юридической специальности менее 3 лет; высшее юридическое образование имели 5,9 процента судей, 17,2 процента получили среднее юридическое образование либо одолели юридические курсы. По состоянию на 1 июля 1931 года среди народных судей рабочие составляли 53,2 процента, крестьяне — 25,8 процента, служащие — 21 процент; членов ВКП(б) было 91,9 процента, членов ВЛКСМ — 3,1 процента, беспартийных — 5 процентов; 18,5 процента судей — женщины. Юридическую подготовку получили 34,9 процента народных судей того времени и лишь 33,1 процента членов областных судов. По состоянию на 1935 год (непосредственно перед одобрением Сталинской Конституции СССР 1936 года) низшее образование получило 65,2 процента членов областных судов и 48,5 процента народных судей (понятная логика: вышестоящим надо быть не умнее и образованнее, а идейнее нижестоящих).

Шаги судебной реформы в постсоветской России
Судебная реформа в постсоветской России развивалась на фоне относительно бескровной социальной революции, течение которой осложнялось периодическими дворцовыми переворотами.

Важнейшей предпосылкой судебной реформы в России было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года).

Концепция судебной реформы в РСФСР, подготовленная группой независимых экспертов под руководством народного депутата Б. А. Золотухина, была внесена в Верховный Совет РСФСР Президентом Российской Федерации и 24 октября 1991 года одобрена постановлением Верховного Совета РСФСР. В Концепции анализировались причины кризисного состояния правоохранительных органов и судебной системы и предлагались законодательные и организационные меры по преодолению затруднений и преобразованию судопроизводства на демократических основах. В частности, провозглашалась необходимость возрождения суда присяжных, института мировых судей, введения судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, несменяемости судей, пересмотра ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов.

Основополагающие идеи Концепции судебной реформы были зафиксированы в конституционном законодательстве (см.: Законы РСФСР от 1 ноября 1991 года, от 21 апреля 1992 года, от 9 декабря 1992 года; Декларацию прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года; Конституцию Российской Федерации 1993 года).

Демонтаж Союза ССР позволил Российской Федерации включить в состав своих судебной и правоохранительной систем новые органы (в частности, военные суды) и придать прежним органам более обширные полномочия (в частности, прокуратуре, которая воспользовалась правомочиями, ранее принадлежавшими Генеральной прокуратуре Союза ССР).

К сожалению, одновременно происходило свертывание многих гарантий справедливого рассмотрения дел: оказался урезанным круг оснований освобождения от уголовной ответственности; потерпевшие от преступлений утратили право на получение компенсации причиненного им ущерба за счет государства; постоянно разрастался круг дел, которые подлежат рассмотрению без участия народных и присяжных заседателей; все новые и новые категории дел дозволялось готовить в упрощенном порядке, без проведения полноценного расследования. Уголовный кодекс, принятый в 1996 году, оказался основанным на теоретических представлениях, свойственных советскому периоду, его нормы позволяют назначать бессмысленно жестокие наказания за малозначительные правонарушения. Имела место бюрократизация системы помилования, ужесточение практики применения помилования.

Справедливости ради стоит отметить, что в начале 2002 года наметилась политическая тенденция гуманизации судебной практики и практики работы пенитенциарных учреждений; в частности, более чем на треть по сравнению с 2000 годом уменьшилось тюремное население, которое сегодня составляет около 880 000 человек. Данный феномен, однако, объясняется не либерализацией уголовно-процессуального законодательства, ибо перемены начались еще до вступления его в действие. Роль сыграли три фактора: во-первых, заявленная на уровне высшего политического руководства политическая позиция, к чему суды всегда были чутки (всплески смягчения карательной практики под влиянием слов лидера наблюдались и в период перестройки, и в ельцинский период); во-вторых, экономическая невозможность и нецелесообразность содержать изрядную долю населения в неволе; в-третьих, назначение (избрание) в большинстве регионов мировых судей, которые оттянули на себя множество уголовных дел, ранее подсудных федеральным районным и вышестоящим судам. Мировые судьи, не успевшие до конца сродниться с прежними судебными структурами и смириться с обыкновениями и требованиями федерального судебного руководства, ближе населению; они выносят более здравые и гуманные судебные решения, ориентируясь не на устоявшуюся практику, а, прежде всего, на местную обстановку.

Инерция материала губит и подтачивает реформы, нейтрализуя все, что угрожает привычным условиям существования. В посткоммунистической России ввиду огромного опыта двоемыслия и криводушия оппозиция необязательно выступает с открытым забралом; наиболее типичная линия поведения — это взять под козырек и забыть. Реформам противопоставлена деформация, коррозия, разъедание их сути видимостью преобразований.

Заинтересованные исследователи и реформаторы должны, в свете сказанного выше, изучать реформы, не только и не столько перетолковывая нормативный материал. Нормотворчество выступает, прежде всего, средством воспроизводства деятельности, но лишь в относительно небольшой степени оказывается инструментом ее реформирования. В поле зрения необходимо включить реальную практику функционирования правоохранительных органов и судов, их явно не противоречащие законодательству обыкновения, гасящие реформаторские импульсы и технологии, противостоящие нововведениям.

Наконец, реформаторам обязательно стоит принимать в расчет и менталитет человеческого материала, осваивающего спускаемые на него реформаторами конструкции.

[5] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 15.

[6] Цит. по: Буков В. Суд и общество в Советской России: у истоков тоталитаризма. М., 1992. С. 119.

[8] Мельгунов С. П. Красный террор в России. М., 1990. C. 242.

[9] Зиновьев А. А. Зияющие высоты. Книга первая. С. 43.

[11] Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. С 119.

Следующий материал

История дореволюционного суда

Спасибо за подписку! Проверьте почту

Временное правительство не проводило кардинальных изменений судебной системы, оно скорее стремилось приспособить ее к своим целям и задачам. Для занятия судебных должностей в судах с назначаемым составом по-прежнему требовалось высшее юридическое образование, а для мировых судей — среднее образование и стаж чиновничьей службы. Функции судебных палат несколько уменьшились — был упразднен суд с сословными представителями. В окружных судах стал широко применяться суд с присяжными заседателями (он вводился даже на окраинах страны). Юрисдикция окружных судов значительно расширилась.

Серьезные изменения коснулись и мировой юстиции. 4 мая 1917 г. было издано постановление Временного правительства, согласно которому закон от 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда был распространен еще на 33 губернии. Закон расширил гражданскую (до 1000 рублей иска) и уголовную юрисдикцию мировых судей. В уголовных делах они имели право выносить выговоры, делать замечания, внушения, налагать денежные взыскания, производить арест на срок до трех месяцев, заключать в тюрьму до полутора лет.

Временное правительство воплотило в жизнь проект создания органов административной юстиции. Закон от 30 мая 1917 г. вводил суд по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья. В губернских и областных городах при окружных судах были созданы особые административные отделения, а в Сенате высшей инстанцией для административных судов стал I департамент.

Административные судьи рассматривали конфликты между государственными органами, комиссарами правительства и общественными учреждениями (городского и земского самоуправления, военно-промышленными комитетами и т.п.). Законом от 7 сентября 1917 г. к ведению этих судов были отнесены земельные и продовольственные комитеты.

Временное правительство развито достаточно бурную деятельность в области нормотворчества. Свидетельством тому являются многотомные издания собраний узаконений и распоряжений правительства. Деятельность в области законотворчества развертывалась по трем главным направлениям.

Во-первых, законодательное оформление слома некоторых органов старого государственного аппарата, а именно: уничтожение или замена наиболее одиозных институтов — полиции, жандармерии, прокуратуры.

Во-вторых, законодательное оформление новых органов государственной и общественной власти: создание временных судов, института уездных и губернских комиссаров, комитетов общественных организаций. Третье направление в законодательной деятельности Временного правительства связано с провозглашением гражданских свобод. К нему можно отнести законы об амнистии, ликвидации национальных и вероисповедных ограничений, праве собраний и съездов.

События начала XX в. — две революции, участие в Первой мировой войне — безусловно повлияли на систему судоустройства и судопроизводства России. Она была вынуждена подстраиваться под те катаклизмы, которые переживало сначала самодержавие, а потом и Временное правительство. Только за период Первой мировой войны сменились четыре министра юстиции (И.Г. Щегловитов — 24 апреля 1906 г. — 6 июня 1915 г.; А.А. Хвостов — 6 июля 1915 г. — 7 июня 1916 г.; А.А.Макаров — 7 июля — 20 декабря 1916 г.; Н.А. Добровольский — 20 декабря 1916 г. — 27 февраля 1917 г.). Министерская чехарда продолжалась и при А.Ф. Керенском.

Политическая нестабильность, отсутствие четких ориентиров и разноплановость интересов привели к тому, что Временное правительство не смогло удержать власть. После Октябрьской революции 1917 г. большевистское правительство полностью разрушило правительственный аппарат, в том числе и судебную систему. Специальными актами Советской власти вся старая судебная система была упразднена (исключение составляла просуществовавшая незначительное время мировая юстиция). 12 декабря 1917 г. было отменено прежнее деление Министерства юстиции на департаменты и сознано шесть отделов Наркомата юстиции, который возглавила коллегия.

Читайте также: