Статья 15 фз об орд кратко

Обновлено: 02.07.2024

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава I. Общие положения

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно - розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы , осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.


ЗАКОН

Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации

(с изменениями на 2 июля 1992 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 августа 1995 года на основании
Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Настоящий Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными на то настоящим Законом государственными органами и оперативными подразделениями* в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

* Далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том числе сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (абзац дополнен с 14 августа 1992 года Федеральным законом от 2 июля 1992 года N 3181-1, - см. предыдущую редакцию);

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан.

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал.

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются Конституция РСФСР, настоящий Закон, а также другие законы и иные правовые акты Российской Федерации. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством и по согласованию с Прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности в
оперативно-розыскной деятельности

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом.

Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, привели к ограничению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, полагающее, что в отношении его проводились оперативно-розыскные мероприятия, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о характере полученной в отношении его информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе в предоставлении запрошенных сведений либо получении их не в полном объеме данное лицо вправе обжаловать эти действия в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывания обоснованности такого решения возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, по требованию судьи обязан представить ему оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением данных о лицах, конфиденциально содействовавших проведению оперативно-розыскных мероприятий.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.

Полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если исполнение служебных обязанностей или правосудие не требуют иного. За три месяца до уничтожения документов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных с санкции прокурора, об этом уведомляется соответствующий прокурор.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением настоящего Закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Раздел II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.

Для решения этих задач органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяются:

1) опрос граждан;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) контрольные закупки;

5) исследование предметов и документов;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений;

10) цензура корреспонденции осужденных;

11) прослушивание телефонных и иных переговоров;

12) снятие информации с технических каналов связи.

Установленные частью второй настоящей статьи действия реализуются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническим и иными специальными познаниями, а также содействие отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

Статья 7. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, по которому обязательно производство предварительного следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления;

о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

о безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;

5) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции вправе также собирать данные, характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность;

2) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления. Данное положение не распространяется на судей и прокуроров;

3) в связи с оказанием ими содействия в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

4) о выдаче разрешений на частую детективную и охранную деятельность.

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Гражданство, национальность, пол, место жительства, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не оговорено законом.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению террористического акта или диверсии, на основании мотивированного заключения одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в части второй настоящей статьи, с незамедлительным уведомлением соответствующего прокурора и последующим получением санкции в течение 24 часов.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или других переговорных устройств, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность органов внутренних дел, органов безопасности, Службы внешней разведки и органов Государственной налоговой службы, проводятся в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 14 августа 1992 года Федеральным законом от 2 июля 1992 года N 3181-1, - см. предыдущую редакцию).

Статья 9. Производство оперативной проверки

При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-3 части первой статьи 7 настоящего Закона, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативную проверку. Факт ее проведения подлежит обязательной регистрации.

Оперативная проверка проводится с разрешения и под контролем руководителя органа, ее осуществляющего. Результаты оперативно-розыскных мероприятий отражаются в оперативно-служебных документах и систематизируются.

Оперативно-служебные документы должны быть представлены прокурору при осуществлении прокурорского надзора или для получения санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, а также при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Статья 10. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Материалы оперативной проверки не являются основанием для ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Раздел III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Статья 11. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено:

Также, конституционность положений ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в той части, в которой норма статьи позволяет суду при рассмотрении жалобы на бездействие следователя, удерживающего изъятое имущество, не исследовать законность процедуры изъятия этого имущества, основания его удержания, срок в течении которого имущество может быть удержано, стоимость этого имущества, его значимость для собственника, последствия связанные с удержанием этого имущества и другие значимые обстоятельства связанные с изъятием этого имущества.

На действия, а точнее бездействие следователя была подана жалоба в Чертановский районный суд в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

Предлагаю ознакомиться с документами, приложенными к жалобе в Конституционный суд и высказать свою точку зрения.


По мнению одного из адвокатов, изменения являются реакцией законодателя на многочисленные публичные расследования, выявляющие наличие у должностных лиц правоохранительных органов имущества, не соответствующего их доходам, и, соответственно, – признаков коррупции. Другой считает, что поправки в Закон об ОРД логичны и последовательны, а изменения в Закон о госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов не должны были пройти антикоррупционную экспертизу.

22 декабря Госдума приняла в третьем чтении поправки в законодательство, которые запрещают разглашать сведения об ОРД, а также о частной жизни судей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (законопроект № 1070431-7).

Изменения, в частности, вносятся в ст. 9 Закона о госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Согласно новой редакции данной статьи при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц временно запрещается выдача находящихся у оператора персональных данных сведений о личности таких лиц и их имуществе, за исключением случаев, когда такие сведения необходимы в связи с производством по уголовному делу. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и их имуществе осуществляется оператором на основании решения органа, обеспечивающего безопасность, в установленном Правительством РФ порядке.

Как указано в пояснительной записке, расширяется практика несанкционированного опубликования в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о фактах, событиях и об обстоятельствах частной жизни сотрудников правоохранительных, контролирующих органов и военнослужащих, что негативно влияет на осуществление ими своих полномочий, препятствует отправлению правосудия, а также борьбе с преступлениями и другими правонарушениями.

Поправками предусмотрено, что конфиденциальность сведений также может быть гарантирована для указанных лиц в отсутствие угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество (например, одновременно с вступлением в должность или назначением на нее). В этих случаях такая мера безопасности может распространяться и на близких указанных лиц.

Закон об оперативно-розыскной деятельности дополнен ст. 12.1 о недопустимости разглашения сведений об осуществлении ОРД. В частности, сведения, содержащиеся в запросах, направляемых гражданам и организациям в процессе осуществления ОРД, не подлежат разглашению (за исключением некоторых случаев), о чем указывается в соответствующем запросе. Такие сведения могут быть преданы гласности лишь с разрешения должностного лица органа, осуществляющего ОРД, и только в допустимом объеме, если того требуют служебные интересы.

Запрет на разглашение сведений об осуществлении ОРД не распространяется на ряд случаев – например, если они были оглашены в открытом судебном заседании или в ходе досудебного производства с разрешения следователя, дознавателя; изложены в заявлениях, жалобах и иных документах при оспаривании решений или действий органов (должностных лиц), осуществляющих ОРД; распространены органом, осуществляющим ОРД, следователем, дознавателем, прокурором или судом в СМИ, интернете или иным публичным способом.

Читайте также: