Судьба людей в годы гражданской войны кратко

Обновлено: 13.05.2024

Роман повествует о жизни высшего общества, его быте в это непростое время. Они относятся ко всему со снисхождением к людским слабостям, искренне переживая. Они лишены высокомерия и чопорности. Турбины не признают непорядочности. непримиримы ко всему, что стоит за гранью невидимой человеческой чести. И, как правило, на долю таких людей: порядочных и верных себе, выпадают самые тяжелые испытания.

Турбины — приверженцы монархии, но для них монархия — это не царь, а история, с вязанная с именами великих правителей.

Булгаков считал, что революция — это результат угнетения народа, как в нравственном, так и в физическом смысле. Он ненавидел и презирал политику и людей, связанных с ней , которые вселяли в людей лишь злобу и агрессию, которые влияли на их поступки, на их судьбы В романе любовь и ненависть переплетаются между собой, и все таки побеждает любовь. Прежде всего, это любовь Елены и Шервинского. Чувство, не признающее никаких границ. Это главный вывод, который можно извлечь, прочитав данное произведение. Любовь превыше всего на свете. Она стоит во главе всего.

Человек — это главная ценность мира, вот о чем говорит автор. Турбины смогли сохранить свою честь и спастись, при этом потеряв немало. Они прозрели, пусть поздно, но они это сделали.

“Роман этот я люблю больше всех моих вещей”, – писал М. Булгаков о романе “Белая гвардия”. Правда, тогда еще не был написан вершинный роман “Мастер и Маргарита”. Но, конечно, “Белая гвардия” занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова.

Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.

Словно с высоты времени

озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась. “Велик был и страшен год по Рождестве Христовом 1918”, – пишет он. События захлестнули своим водоворотом обыкновенных людей, простых смертных. Эти люди мечутся, проклинают, как Алексей Турбин, поневоле ставший участником творимого зла. Зараженный ненавистью толпы, он набрасывается на мальчика, разносчика газет: цепная реакция зла действует и на добрых людей.

Непонимающе смотрит на жизнь Николка, ищет свои пути Елена. Но все они живут, страдают, любят.

Город, любовь, дом, война… Роман этот о судьбе русской интеллигенции в

революции. М. Булгаков нарисовал быт русской интеллигенции. Здесь снисходительны к человеческим слабостям, внимательны, искренни.

Здесь нет высокомерия, чванства, чопорности. В доме Турбиных непримиримы ко всему, что стоит за гранью человеческой порядочности.

Но рядом с Турбиными живут Тальберги, Лисовичи. Самые жестокие удары судьбы принимают на себя те, кто верен долгу, кто порядочен. А Тальберг и ему подобные умеют пристроиться, умеют выжить.

Оставив жену Елену и ее братьев, он бежит из Киева с петлюровцами.

Идет война идей. Но идеи ли сражаются? Турбины – монархисты по своим взглядам, однако для них монархия – это не столько царь, сколько самые святые страницы русской истории, которые традиционно связывали с именами царей.

При всем неприятии идеологии революции М. Булгаков понимал главное: она – результат позорнейшего многовекового нравственного и физического угнетения народной массы. Ведя повествование, писатель сохраняет нейтралитет. Он с одинаковой объективностью отмечает смелость большевиков, честь белогвардейских офицеров.

Но М. Булгаков и ненавидит. Ненавидит Петлюру и петлюровцев, для которых человеческая жизнь ничего не стоит. Презирает политиков, разжигающих в сердцах людей ненависть и злобу, ибо ненависть правит их поступками.

Высочайшими словами о городе, матери городов русских, они прикрывают свои трусливые деяния, а город залили кровью.

Любовь и ненависть схлестнулись в романе, и побеждает любовь. Это любовь Елены и Шервинского прежде всего.

Любовь выше всего на свете. Не может быть гуманнее вывода из той драмы, свидетелями которой мы становимся, читая роман. Человек и человечность превыше всего.

Это утверждает М. Булгаков своим романом. Турбины сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность. Прозрение, пусть позднее, все же пришло.

Таков главный смысл и урок исторического романа М. Булгакова “Белая гвардия”, делающий эту книгу современной и своевременной.

Андреевский спуск - одна из самых живописных киевских улиц, особенно если идти сверху – от прелестной, как бы от плывущей в небо Андреевской церкви, которую киевляне по традиции называют собором, к Подолу.

Улица петляет, пытаясь умерить свою крутизну, зажатая между возникающими слева и справа холмами, и приводит нас к дому №28 по Воздвиженской улице, в котором молодые супруги Булгаковы снимали квартиру, и в котором 3 мая по старому стилю (15 мая по новому) 1891 года родился их первенец, будущий писатель Михаил Афанасьевич Булгаков.

Отец писателя, Афанасий Иванович Булгаков, родился 21 апреля (17) 1859 года, обучался в Орловской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии. Знал языки – и древние, и новые. У него был живой, лёгкий слог, он много и с увлечением писал. В Духовной академии Афанасий Иванович работал до конца жизни, за 2 месяца до кончины получил звание ординарного профессора академии, что помогло обеспечить пенсией семью. По совместительству он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.

Мир семьи был прочен и радостен. И знакомые очень любили бывать у Булгаковых, а родственники – гостить. Но 14 марта 1907 года семью постигло несчастье: от наследственного гипертонического нефросклероза, не дожив до 50 лет, умер Афанасий Иванович.

Образование.

Варвара Михайловна все-таки сумела дать своему первенцу образование.

До осени 1900 года Михаил учился дома, затем поступил в 1 класс Александровской гимназии, в которой учился и будущий писатель Константин Паустовский. Уже здесь Булгаков проявил свои способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял рассказы, увлекался театром. 1905 год – это извещения, прокламации в коридорах гимназии.. На улицах – стачки… Революция…

Т.Н.Лаппа.

А в 1910 году Михаил Афанасьевич знакомится с юной Татьяной Лаппа, приехавшей из Саратова в Киев к своей тётке. В 1913 году молодые поженились.

Разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война развеяла надежды Булгакова на мирное и благополучное будущее. Он вместе с женой работает в госпитале. Михаил научился так быстро ампутировать ноги, что Таня еле успевала переходить от одного больного к другому.

В апреле 1924 года Булгаков разошёлся с Татьяной Николаевной Лаппа. В жизни Михаила Афанасьевича появляется другая женщина – Любовь Евгеньевна Белозёрская. Она происходила из старинной аристократической семьи. Закончила знаменитую Демидовскую гимназию с серебряной медалью, а также частную балетную школу. Хорошо знала английский язык. В обыденной жизни была смела, решительна, находчива. На брак с Белозёрской пришлось самое лучшее время Булгакова – драматурга и писателя.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ШИЛОВСКАЯ.

В феврале 1929 года Михаил Афанасьевич познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской. Женщина в это время состояла во втором браке и была матерью двух сыновей – Евгения (1921) и Сергея (1926).

Осенью 1936 года Булгаков переходит на службу в Большой театр. Он пишет либретто для опер, но и их судьба оказывается неудачной. Весной 1937г. он долго размышлял над новым письмом к Сталину, но в атмосфере всё усиливавшегося террора так и не решился написать его.

Известие о запрете постановки пьесы, ожидание последствий, мучительные расчёты с самим собой – всё это, по-видимому, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза.

Михаил Афанасьевич безумно любил жизнь. Он никогда не претендовал на первое место, но невольно так получалось благодаря его остроумию, благодаря необычайной жизненной силе, бурлящей в нём. Характеризуя личность Булгакова, можно выделить такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжёлых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть самим собой во всех ситуациях.

Ныне всё булгаговское до последней строчки опубликовано. Однако не всё осмыслено и освоено, поэтому именно вам предстоит открыть новые ценности, таящиеся в глубинах произведений Михаила Афанасьевича Булгакова.

История создания

Роман был опубликован в журнале Россия № 4,5 за 1925 г., но только 13 глав. В 1927 г. первая книга была издана в Париже, а в 1929 вторая книга в Париже и в Риге. На родине писателя роман опубликован в 1966 г.

ЖАНР

Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное (если оно было), но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками.

Проблематика

Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои – белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.

Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.

Сюжет и композиция

Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.

В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был ещё страшней. Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс. Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных. Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.

Катастрофы становятся всё более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.

Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадёжном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.

Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за неё счастье с Тальбергом.

Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает её, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.

Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на её изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид (в ад). Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадёжностью для конкретного человека.

Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков даёт надежду всем читателям, потому что пройдёт голод, пройдут страдания и муки, а звёзды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.

ГЕРОИ РОМАНА

Он слабый человек, а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей – военный врач. Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.

Елене 24 года. Мышлаевский называет её ясной, Булгаков зовёт рыжеватой, её светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи. Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.

Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили своё существование. Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.

Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.

Город, любовь, дом, война… Роман этот о судьбе русской интеллигенции в революции. М. Булгаков нарисовал быт русской интеллигенции. Здесь снисходительны к человеческим слабостям, внимательны, искренни. Здесь нет высокомерия, чванства, чопорности. В доме Турбиных непримиримы ко всему, что стоит за гранью человеческой порядочности. Но рядом с Турбиными живут Тальбер-ги, Лисовичи. Самые жестокие удары судьбы принимают на себя те, кто верен долгу, кто порядочен. А Тальберг и ему подобные умеют пристроиться, умеют выжить. Оставив жену Елену и ее братьев, он бежит из Киева с петлюровцами.

Идет война идей. Но идеи ли сражаются? Турбины — монархисты по своим взглядам, однако для них монархия — это не столько царь, сколько самые святые страницы русской истории, которые традиционно связывали с именами царей.
При всем неприятии идеологии революции М. Булгаков понимал главное: она — результат позорнейшего многовекового нравственного и физического угнетения народной массы. Ведя повествование, писатель сохраняет нейтралитет. Он с одинаковой объективностью отмечает смелость большевиков, честь белогвардейских офицеров.

Читайте также: