Субурбанизация это в географии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Субурбанизация - рост пригородных зон в результате переселения в них населения из городов-центров, а также из сельской местности. Обычно рост пригородов и городов-спутников происходит быстрее, чем городов-центров. Субурбанизация начала развиваться в 50-х гг. 20 в. , её породило, в частности, ухудшение условий проживания (в т. ч. экологической обстановки) в больших городах вследствие чрезмерной концентрации в них населения и всех видов деятельности; обеспечил субурбанизацию и рост автомобилизированности населения. Субурбанизация ведёт к образованию городских агломераций (хотя они могут формироваться и за счёт роста центра, как это было распространено в СССР и во многих развивающихся странах) . Этот процесс иногда называют дезурбанизацией. Однако, хотя он приводит к некоторому рассредоточению населения, по сути это урбанизация, поскольку осн. черты городского образа жизни переносятся в пригороды. Процесс субурбанизации активно идёт в США, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Бельгии, Австрии, в последнее десятилетие он начался и в России.

СУБУРБАНИЗАЦИЯ — (от лат. sub nod, около и urbs город) англ. suburbanization; нем. Suburbanisierung. Процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, в результате чего происходит формирование городских агломераций. С. обычно характеризуется более… … Энциклопедия социологии

СУБУРБАНИЗАЦИЯ — (от лат. sub под, около и urbanus городской), процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, в результате чего происходит формирование городских агломераций. С. обычно характеризуется более высокими темпами роста нас. пригородов и… … Демографический энциклопедический словарь

субурбанизация — Процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, ведущий к формированию городских агломераций … Словарь по географии

субурбанизация — рост пригородных зон в результате переселения в них населения из городов центров, а также из сельской местности. Обычно рост пригородов и городов спутников происходит быстрее, чем городов центров. Субурбанизация начала развиваться в 50 х гг. 20 в … Географическая энциклопедия

субурбанизация — субурбаниз ация, и … Русский орфографический словарь

Черноморская субурбанизация — Черноморская (субурбанизация) агломерация Городская агломерация Черноморская (субурбанизация) агломерация Местоположение Запад центральной части Тарханкутского полуострова Причины роста агломерации Транспортный узел, туризм Обслуживающий… … Википедия

Урбанизация — (от лат. urbanus городской) процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения… … Википедия

Город — У этого термина существуют и другие значения, см. Город (значения). Ронда, Испания … Википедия

Московская область — Координаты: 55°42′ с. ш. 36°58′ в. д. / 55.7° с. ш. 36.966667° в. д. … Википедия


Урбанизация приводит к перенаселению городов, их жители постепенно переселяются в пригороды. Как называется этот процесс, каковы его особенности – обо всем расскажет статья.

Городские пригороды

Со временем деревни, окружающие города, превратились в небольшие городки с обычными городскими условиями. Горожане стремились отдыхать в пригородной зоне, затем начали туда переселяться. Действие ускорилось, когда автомобили стали привычным транспортом, а дорога в пригород перестала утомлять.

Описанный процесс называется субурбанизацией. Сформулируем определение.

Субурбанизация – это развитие пригородов городских центров, переселение туда горожан, по-прежнему связанных с городом трудовой деятельностью.

Многие пригороды превращаются в города-спутники, которые вместе с основным центром образуют городскую агломерацию.

Европейская субурбанизация


Рис. 1. Пригороды Лондона.

Пригород, как культурный центр

Пригороды, где восстановили исторические архитектурные памятники, стали культурными центрами. Это явление характерно для предместий Парижа.

Фонтенбло, дворец и парк

Рис. 2. Фонтенбло, дворец и парк.

С появлением удаленной занятости поездки в город становятся необязательными, компьютер позволяет работать в организации, расположенной далеко от места жительства.

Проблемы субурбанизации

Главная проблема – пробки на автомобильных трассах, где люди вынуждены проводить много времени.

Франция, автомобильная пробка

Рис. 3. Франция, автомобильная пробка.

Разрастание пригородов ведет к сокращению природных ландшафтов, ухудшению экологической ситуации, увеличению заболеваний.

Что мы узнали?

Мы узнали, что такое субурбанизация в географии, ее особенности в разных странах. Мы познакомились с проблемами, которые возникают при особенно интенсивном процессе расширения городов за счет пригородов.

Субурбанизация – развитие пригородов . Первоначально она проявляется в возникновении вокруг крупных городов пригородов.

В итоге формируются городские агломерации – взаимосвязанные группы поселений (прежде всего городские), объединенные различными видами связей (трудовые, производственные, рекреационные, инфраструктурные и др.) в динамичные системы. Затем начинается более быстрое развитие пригородов (прежде всего демографическое) по сравнению с центральным городом. Наконец, пригороды начинают развиваться за счет центрального города: идет интенсивное переселение в пригородную зону жителей из центрального города, перенос туда промышленных и других функций. Численность населения в центральных районах постепенно сокращается.

Причины этого процесса многочисленны. В общем случае можно выделить причины , "выталкивающие" население из центральных городов и привлекающие жителей в пригороды. В качестве "выталкивающих" причин обычно указывают высокую стоимость хорошей недвижимости в городе, перенаселенность и моральный износ жилья в центральных городах, острые экономические проблемы, высокие местные налоги, обострение социальных проблем непрестижность адреса.

Со стремлением жить в собственных домах согласуются относительно низкая стоимость недвижимости в пригородах, хорошая экология, низкие местные налоги. Существенны и такие причины, как возрастание потребности в большой жилой площади, развитие пригородной инфраструктуры, стремление иметь престижный адрес.

Новые пригородные поселения отличаются к тому же, как правило, большой социальной однородностью, которая поддерживается системой специальных мер. Эта продажа земли только большими участками, завышенная стоимость домов для нежелательных поселенцев и др. В итоге в данном поселении не могут поселиться люди с уровнем доходов ниже определенного. Необходимое условие субурбанизации – развитие транспорта для обеспечения перевозок между местам жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе. Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительного размещения мест жительства и мест работы. В соответствии из центрального города в пригороды переселяются наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают образец поведения для остального населения, не реализуемый по материальным причинам: люди хотели бы переселиться , но не могут себе этого позволить со своим уровнем доходов. По мере повышения благосостояния в переселение вовлекаются все более широкие слои населения.

За субурбанизацией населения следует субурбанизация промышленности и других сфер занятости. Начинается она с вывода за пределы центральных городов крупных промышленных предприятий, требующих больших площадей и безопасных в экологическом отношении (химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и т.п.). Среди причин субурбанизации промышленности обычно называют возрастание спроса предприятий на крупные земельные участки, их переориентацию на автомобильный транспорт вместо железнодорожного и внутреннего водного, более низкую стоимость земли в пригородах, миграцию квалифицированных работников в пригородную зону и др.

Субурбанизация торговли и услуг непосредственно связана с субурбанизацией населения. Значительная часть жителей пригородов продолжает работать в центральных городах.

Центральные города лишаются значительной части налоговой базы, в них сокращается количество рабочих мест и соответственно растет безработица, увеличивается концентрация слоев населения с низкими доходами и т.д.

распространение городских форм жизни в сельских поселениях, за счет миграции в них городских жителей

стремительный рост численности городского населения, не сопровождающийся ростом числа рабочих мест => появление неблагоустроенных трущоб

СУБУРБАНИЗА́ЦИЯ, про­цесс рос­та и раз­ви­тия при­го­род­ной зо­ны го­ро­дов, ко­то­рый при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию гор. аг­ло­ме­ра­ций. В ос­но­ве С. – пе­ре­се­ле­ние на­се­ле­ния (в пер­вую оче­редь наи­бо­лее со­стоя­тель­ных сло­ёв) из го­ро­да-яд­ра, в т. ч. из его центр. час­ти, в при­го­род­ную зо­ну, вслед за ко­то­рым на­чи­на­ет­ся ми­гра­ция хо­зяйств. объ­ек­тов (пред­при­ятия об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти, уч­ре­ж­де­ния сек­то­ров сфе­ры ус­луг, в наи­боль­шей сте­пе­ни при­бли­жен­ных к по­тре­би­те­лю, – тор­гов­ля, бы­то­вые ус­лу­ги и т. п.). Про­цесс С. сти­му­ли­ру­ют ком­плекс гос. мер (про­грам­мы по де­кон­цен­тра­ции на­се­ле­ния, соз­да­ние го­ро­дов-спут­ни­ков, строи­тель­ст­во но­во­го, как пра­ви­ло, од­но- или ма­ло­этаж­но­го жи­лья и транс­порт­ных, гл. обр. ско­ро­ст­ных, ма­ги­ст­ра­лей, сти­му­ли­ро­ва­ние сис­те­мы ипо­теч­но­го кре­ди­то­ва­ния и т. п.) и мас­со­вая ав­то­мо­би­ли­за­ция на­се­ле­ния. Сре­ди при­чин от­то­ка на­се­ле­ния из го­ро­да-яд­ра в при­го­род­ную зо­ну – пе­ре­на­се­лён­ность, вы­со­кая стои­мость не­дви­жи­мо­сти, вы­со­кие ме­ст­ные на­ло­ги и та­ри­фы по оп­ла­те ком­му­наль­ных ус­луг, фи­зич. и мо­раль­ный из­нос жи­лищ­но­го фон­да, обо­ст­ре­ние эко­ло­гич. и со­ци­аль­ных (раз­рас­та­ние рай­онов, за­се­лён­ных ма­ло­обес­пе­чен­ны­ми слоя­ми или эт­нич. ми­гран­та­ми, рост пре­ступ­но­сти и т. п.) про­блем, стрем­ле­ние жить в собств. до­ме в со­ци­аль­но од­но­род­ном рай­оне.

Читайте также: