Субстандартная лексика и культура речи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Просторечие(противопоставляется территориальным диалектам) - социально обусловленная разновидность русского языка, в которой реализуются средства, находящиеся за пределами литературной нормы; здесь нет чёткой локальной закреплённости, нет и профессиональной закрытости. Это одна из форм национального языка наряду с территориальной диалектикой и жаргонной речью, а также литературным языком.

Типология ошибок в литературном языке, восходящих к просторечию.

Ударение (километр, приговор).

Стяжение гласных (милицанер).

Ассимиляция (корридор - калидор).

Вставка и наращение (срам-стрям, зря-здря).

Сокращение слогов (эвакуировать-ваикуировать).

Изменение грамматического рода (туфель-туфля, мышь пробежал).

Изменение окончаний (делов, нет время).

Беглые гласные (стаканы, волоса, вальтом).

Сравнительная степень (красивше, хужее).

Глагольные формы (хочут, плотит).

Изменения в сочетании слов (умер воспалением лёгких).

Ложная этимология (пиджак-пинжак).

Социальная база просторечия: люди с невысоким уровнем образования.

Просторечие литературное (сниженные слова эмоциональные и разговорные)

Стало фиксироваться в словаре Академии российской (18 век).

Факты осуждения слов в журналистике 19 века.

Факты осуждения слов в журналистике начала 20 века.

Жаргон - разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной, относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, социального положения, интересов, возраста. Это самовыражение и игра без цели затемнить информацию.

Сленг - жаргон, но относящийся к ангоязычным странам.

Арго - особый язык некоторой ограниченной, профессиональной или социальной группы, состоящей из произвольно избираемых видоизменных элементов одного или нескольких естественных языков. Цель: 1. Сокрытие предмета разговора. 2. Средство обособления группы (воровское арго). У арго нет своей грамматики, обычно это грамматика русского языка.

Словарное отражение социальной дифференциации языка.

Отражается в словарях общего типа, при этом собственно просторечные факты как объект социо-лингвистики не обрабатываются. Но существует термин литературное просторечие грубые экспрессивные слова.

Специальные словари, отражающие и просторечие, и жаргон, и арго.

Материал по просторечию и жаргонам мира входит в словари по культуре речи как фоновый.

  1. Синтаксические нормы: согласование сказуемого с подлежащим.

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

Большинство сотрудников поддержало директора.

Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

Ср.: Большинство депутатов поддержало решение; Часть депутатов поддержала решение; Ряд депутатов поддержал решение.

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм, высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы; Большинство домов на этой улице деревянные.

В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

Аналогичные правила действуют при подлежащем – количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько. Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего – на людей.

2. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре. Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

Три дома на вечер зовут (Пушкин).

При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое стоит в единственном числе, причём, поскольку это числительное изменяется по родам, род сказуемого тоже может быть различным:

В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

Согласование по роду есть и при числительном тысяча, миллион, миллиард.

Явилась тысяча человек.

В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

Прошло пять минут.

Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем – количественно-именном сочетании – влияют и некоторые специфические условия.

Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь:

Прошло всего два дня.

Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры – липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

Обратите внимание, что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

Двести человек сдало кровь для пострадавших в аварии.

К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

в) наличие при подлежащем определений все, эти:

Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

3.Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

Обратите внимание на то, что форма множественного числа при обратном порядке слов является нормативной в официально-деловом и научном стилях, где на первый план выходит смысловая точность высказывания (На заседании присутствовали. ; в Президиум избраны. ).

Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

При соединительных союзах (и, да, ни. ни), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

При разделительных союзах (или, либо, не то. не то, то. то) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

Ср.: Приезжает брат или сестра – Брат или сестра должны были приехать.

При противительных союзах (но, а, однако, зато) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

Это была не разведка боем, а настоящее сражение.

При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

Не ты, но судьба виновата; Роман, а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как. так и сказуемое ставится во множественном числе:

Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

При других сопоставительных союзах (не только. но и; не столько. сколько; если не. то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу – перед третьим.

Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

-Го до магаза сгоняем?!

-Окес, давай, жду в падике.

Давайте разберемся в этом вопросе.

Почему мы решили изучать субстандартную лексику?

Итак, исходя из этого, мы можем заметить, что проблема сохранения чистоты и самобытности своего языка – одна из актуальных в наше время. Не будем забывать, что язык народа формируется и сохраняется непосредственно подрастающим поколением, а конкретно молодёжью.

Объект, цель и предмет исследования.

Цель: исследование частотности употребления субстандартной лексики в языке современного школьника.

Предмет исследования : влияние субстандартной лексики на качество речи и общую культуру молодежи.

Исходя из цели работы, были определены следующие задачи :

дать определение субстандартной лексики, выявить её особенности, причины появления и использования;

протестировать группу учащихся и выявить процентное соотношение, использующих в своей речи субстандартную лексику;

проанализировать полученные данные об уровне речи школьников;

наметить предполагаемые пути решения проблемы влияния субстандартной лексики на живую речь современного школьника.

Гипотеза: Если современная молодежь регулярно использует в своем языке субстандартную лексику, то уровень качества литературного языка понижается.

Новизна исследования:

1.Сравнительный анализ частоты употребления субстандартной лексики среди учащихся школы в 2013 и 2019 годах.

2.Варианты решения проблемы влияния субстандартной лексики на развитие речи.

Изучение и анализ известных данных по проблеме, интервьюирование, социальный опрос, сравнительный анализ полученных данных, работа с терминологией.

Что такое субстандартная лексика?

Субстандартная лексика – это лексика ограниченной сферы употребления. К ней относятся жаргонизмы, диалекты, просторечия, профессионализмы и сленг, которые представляют собой социальную разновидность языка, характеризующуюся территориальной незакрепленностью, ненормативностью и специфической лексикой и фразеологией. Все эти разновидности создают субстандартную лексику и считаются сниженной.

Особенности:

полное отсутствие правил употребления слов, морфологических форм и грамматических конструкций.

отсутствие стилистических различий при формировании высказывания.

использование грубых, экспрессивно- окрашенных слов, обычно характеризующихся отрицательной оценкой. (шмотки, тряпки – об одежде)

ироническое отражение действительности, отход от обыденности, стремление противопоставить собственную речь речи взрослых, эмоциональность, экспрессивность, образное, игровое начало.

Разновидности

Как уже было сказано, субстандартная лексика состоит из сленга, жаргона, просторечий, диалектов, профессионализмов, слов-паразитов. Что же это такое? Давайте разбираться.

Жаргонизмы - это жаргонные слова или выражения.

Жаргон - речь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающая собственной фонетической и грамматической системой.

Профессионализмы – слова, используемые небольшими группами людей, объединенных сферой деятельности, профессией, доступны далеко не каждому. Например, шапка — заголовок (у журналистов).

Просторечия – слова или выражения, распространенные в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных норм. Например, для смягчения согласных перед мягкими согласными: "кирьпич", "сосиська". Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: денежка, кофеёчек, телефончик, шубка, ноготочки.

Диалекты – слова, которые представляют собой разновидность национального русского языка, распространенную на определённой местности. Например, айда — пойдём, стебаться — унижать, хворать - болеть.

Вульгаризмы - грубые слова, обычно не употребляемые образованными людьми в обществе, специальный лексикон, используемый людьми низшего социального статуса: заключенными, торговцами наркотиков, бездомными, которые не приемлемы для большинства людей. Например, ошибиться – проколоться. Друзья – братва, френды, кенты, кореша, корефаны.

Сленг- вариант разговорной речи(экспрессивно окрашиваемые её), не совпадающие с нормой литературного языка.

Причины появления.

В ходе изучения источников информации и школьного исследования она возникает и используется из-за ряда причин:

• Уровень культуры языка современного человека постепенно снижается из-за падения общего уровня жизни населения.

• Недостаток внимания со стороны родителей или употребление ими субстандартной лексики в семейной обстановке.

• Влияние социальных сетей, где нет запрета на использование субстандартной лексики.

• Появление жаргонизмов и просторечий в публицистических работах, фильмах, сериалах.

• Замена русских слов на иностранные. Появление большого количества зарубежных выражений: хорошо - ОК, пошли- го, давай-го.

• Развитие современных технологий, наличие голосовых видов связи.

Использование субстандартной лексики ведет к снижению культуры общества в целом, но она также является неотъемлемой частью языка. Она служит средством самовыражения, отражением той среды, в которой живет говорящий, и ее изучение позволяет облегчить общение на языке и понимание иноязычной субкультуры.

Опрос школьников.

(сказать про то, что опрашивали в 2013 и в 2019)

Пути решения.

Также положительной практикой будет участие молодёжи в школьных лекториях. Рассказывая своим сверстникам о чем-то познавательном, что интересно самому оратору, ребёнок полностью погружается в эту тему, развивая своё мышление и тренируясь выступать на публику. Контролируя свою речь, учащийся не только повышает свой культурный уровень, но и помогает развитию своих сверстников.

Таким образом, мы считаем, что самым благоприятным решением проблемы будет познавательная деятельность для детей, их добровольное участие в подобных мероприятиях и изучение русского языка и отечественной литературы.

В заключение мы хотим подвести итоги нашего исследования. В результате анализа данных, использования научной литературы мы смогли дать определение субстандартной лексики; выявить её особенности, причины появления и использования и предложили пути решения проблемы влияния субстандартной лексики на живую речь школьников. Она (по нашим исследованиям) негативно влияет на общий уровень культуры. Проведя тестирование учащихся, мы можем сделать вывод: дети мало образованы в сфере живого общения. Ученики не привыкли выражать свои мысли обычными словами, без применения субстандартной лексики, которая заполняет паузы, образовавшиеся в результате бедного словарного запаса.

Многие взрослые указали на резкую популяризацию субстандартной лексики, в частности жаргонизмов, в 80-е годы. Это говорит о том, что люди начали активно пользоваться ей уже на протяжении нескольких десятилетий.

Читайте также: