18 век в российской и мировой истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Петр I начинает войну со Швецией, которая продлится больше 20 лет.

Петр I вводит обязательную воинскую повинность и отправляет офицеров учиться в Европу. Петр развивает крепостнический труд, вводит крайне жёсткие антикоррупционные законы, всячески способствует развитию торговли в стране.

В итоге, Россия одерживает победу в войне со Швецией, а Петр I нарекает себя императором Российской Империи, в каком виде она и просуществует до своего конца.

При правлении Екатерины Великой происходило многократное расширение территорий страны. В ходе турецких войн России уходят части территорий на Керчи, Крыма, территории современной Украины. После разделов Речи Посполитой — территории Великого Княжества Литовского.

Конец века ознаменовывается царствованием Павла — сына Екатерины, который упраздняет ряд реформ Екатерины, а на международной арене активно участвует в антинаполеоновских войнах. В 1801 году император Павел был убит в ходе очередного переворота.

XVIII век как век Просвещения, его роль в развитии Российского государства. Внешняя политика Петра I, рождение Российской империи. Эпоха Просвещения в Западной Европе, путь модернизации общественной и духовной жизни, политика просвещенного абсолютизма.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.11.2014
Размер файла 25,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. XVIII век в европейской и мировой истории

просвещение империя российский европа модернизация

XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.

XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.

Первая попытка модернизировать страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая - Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую империю. Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий.

XVIII столетие стало веком утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета. Самодержавие сосредоточило в своих руках неограниченную государственную власть. Важнейшие черты и элементы бюрократического государственного аппарата и абсолютизма в России в XVIII веке явились основой последующего развития русского самодержавия.

Вместе с тем абсолютизм XVIII века сыграл прогрессивную роль в истории российского государства, так как способствовал становлению буржуазных отношений и превращению России в ведущую мировую державу. модернизация просвещение абсолютизм внешняя политика

2. Эпоха просвещения в Западной Европе

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки - это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация - это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией - небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

3. Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения

XVIII век в жизни народов Европы и Америки -- это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация -- это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией -- небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность -- принцип монархизма.

Конфликты французских просветителей с католической церковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматизмом, и это исключало возможность компромисса.

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эволюционными путями побудило многих из них примкнуть к непримиримой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для философов-материалистов -- Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Другие, к числу которых относились Джонатан Свифт и Джон Арбетнот, стремились вскрыть недостатки современного им общества представлявшееся им далеко не совершенным. При этом они в значительной степени учитывали и интересы угнетенного народа.

На характер английского Просвещения повлияли также его неконфликтные отношения с религией и церковью. Объяснялось это тем, что англиканская церковь не противопоставляла себя католической, и в какой-то мере пропагандировали веротерпимость.

В политической программе английских просветителей нет радикальных лозунгов и боевых призывов. Причина понята: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале XVIII в..

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована еще в XVII веке философом-материалистом Джоном Локком (1632-1704) -- создателем идейно-политической доктрины либерализма. Взгляды Локка в значительной степени воплотились в политическом строе АНГЛИИ: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Все это в основном соответствовало целям просветителей.

Просветительное движение в Шотландии опиралось на интеллектуальный потенциал университетов Эдинбурга, Глазго« Абердина. Один из просветителей -- Дэвид Юм (1711-1776) --философ, историк, экономист. Современное ему общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на разделении труда и различиях в положении людей. По его мнению, не может быть стабильным общество, не уважающее социальных и религиозных различий между людьми. В свою очередь гражданин, не признающий, что его благополучие связано с благополучием всего общества, не может быть добродетельным.

Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление прежде всего в силу политической раздробленности страны. Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теоретический характер.

Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), профессор университета в Кенигсберге, почетный член Петербургской Академии наук (1794); Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей.

Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX-XX веках.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанским королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм -- форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается -- значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия -- политические, экономические, социальные -- носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

ХУП1 век стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX век позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII веке.

4. Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи

Петр Великий вошел в историю не только как реформатор России, но и как выдающийся полководец и дипломат. С его именем связано превращение России в империю, евроазиатскую военную державу.

Петр еще в 90-е гг. XVII в. пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям - Черному и Балтийскому или хотя бы к одному из них. Первоначально российская экспансия устремилась на юг - в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. В результате второго похода Азов был взят, выход в Азовское море обеспечен. Однако больших успехов в южном направлении против сильной Османской империи тогда добиться не удалось.

Северная война (1700 -1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый-с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй- с 1709 по 1721 г. (с Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). Война началась для России и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. А в ноябре 1700 г. 8 тыс. шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серьезный урок, который Петр сумел извлечь для себя и для русской армии. И уже в 1702 -1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург (переименован в Шлиссельбург-Ключ-город), Ниеншанц. Все устье Невы оказалось в руках русских**.

Тем не менее на первом этапе войны стратегическая инициатива оставалась в руках Швеции, войска которой заняли Польшу, Саксонию и вторглись в Россию. Поэтому на данном этапе Петр уделял главное внимание проблеме сохранения и преобразования армии, укреплению военного потенциала страны. Ценою огромных усилий и жертв эти задачи были успешно решены.

Рубежом в войне стала Полтавская битва (27 июня 1709 г.). Русские уже воевали не числом, а умением. Стратегическая инициатива перешла в руки России. Но характер войны со стороны России изменился. Петр отказался от прежних обещаний союзникам ограничиться возвращением старых русских территорий. В 1710 г. от шведов, были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы не война с Турцией 1710 -1713 гг., Северную войну удалось бы закончить быстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий. Шведская империя рухнула.

Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте (1714), островах Эзель (1719) и Гренгам (1720). Более того, русский десант неоднократно высаживался на шведское побережье. Карл XII никак не мог смириться с поражениями и продолжал воевать вплоть до своей гибели в Норвегии в 1718 г. Новому королю Швеции Фридриху I пришлось сесть за стол переговоров. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле и компенсацию за Лифляндию - 2 млн. ефимков.

Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Великого, отца отечества и императора всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.

Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков - выход к морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими странами.

После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики. Цель заключалась в захвате транзитных путей торговли Индии и Китая. В 1722 -1723 гг. к России перешло Западное и Южное Прикаспие, принадлежавшее ранее Персии. Внешние планы Петра заходили очень далеко - вплоть до захвата Индии и Мадагаскара. Однако предпринять попытки их осуществления Петр I не успел.

Таким образом, внешняя политика России эволюционизировала в сторону имперской политики. Именно при Петре I была создана Российская империя, сформировалось имперское мышление, которые сохранялись почти в течение трех веков.

Подобные документы

Начало новой эры в развитии России. Внутренняя и внешняя политика Петра I. Эпоха дворцовых переворотов второй четверти XVIII века. "Просвещенный абсолютизм" Екатерины II, и изменения в политике после ее смерти. Россия на рубеже XVIII и XIX веков.

реферат [32,5 K], добавлен 07.06.2008

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России и ее окончательного вступления на путь структурной модернизации. Переход от традиционного к индустриальному обществу. Расцвет фаворитизма.

контрольная работа [33,1 K], добавлен 12.07.2015

Семилетняя война, ее причины и последствия для истории, основные предпосылки поражения. Золотой век Екатерины II, сущность и значение ее реформ для Российской империи. Ликвидации гетманства на Левобережной Украине. Политика "просвещенного абсолютизма".

реферат [31,5 K], добавлен 10.11.2010

Причины и историческое значение дворцовых переворотов. Нарушение закона о престолонаследии - ключевое событие истории российской монархии. Международное положение России в эпоху Петра Великого. Внешняя политика Российского государства в 1725-1762 гг.

контрольная работа [21,6 K], добавлен 03.12.2010

Биография императрицы Елизаветы Петровны. Внутренняя политика Елизаветы. Внешняя политика Елизаветы. Эпоха "просвещенного абсолютизма" как один из этапов российской государственности. Влияние на развитие русской культуры и науки.

реферат [28,4 K], добавлен 06.09.2007

Понятие и характерные особенности эпохи Просвещения. Своеобразие английского и французского Просвещения и ее выдающиеся представители. Джон Локк - основатель "договорной" теории происхождения государства, основоположник свободомыслия XVIII века.

презентация [260,1 K], добавлен 16.12.2011

Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма. Век Екатерины II. Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России. Генезис и особенности русского самодержавия как национального, самобытного явления.

Началась осада Риги русскими войсками под командованием фельдмаршала Б.П. Шереметева (в ходе Северной войны 1700—1721 годов). Город был взят только 4 июля 1710 года.

Примечания

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю, а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю. При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Далее читайте:

Гларус - бой между авангардом русской армии и французской бригадой в ходе Швейцарского похода А.В. Суворова в 1799 году.

Особенностью развития России в 18 веке являлась повышенная активность ее внешней политики. Непрерывные войны, которые вел Петр I, решали основные в то время задачи — обретение выхода к морю и укрепление международных отношений. Дочь императора Елизавета продолжила преобразования, начатые отцом, а Екатерина II в какой-то степени довела до завершения. Реформы 18 века, проводимые государством, выводили страну на новый уровень развития.

Россия в 18 веке

Эпоха правления Петра I

Биография будущего великого императора России началась в Москве 30 мая 1672 года. Отцом его был царь Алексей Михайлович, находившийся у власти 31 год. С Натальей Нарышкиной у него был второй брак, от первой жены он имел еще 13 детей. Когда умер его отец, престол занял старший сын Федор III. Петр с 6 лет обучался разным наукам. Дьячки, занимавшиеся с ним, сами не обладали глубокими знаниями, поэтому обучение нельзя было назвать качественным. Многое впоследствии пришлось наверстывать путем самообразования.

Бунт стрельцов

Царевна Софья Алексеевна

Однако, узнав об этом, царевна послала своих стрельцов в Преображенское, чтобы опередить Петра. Он успел спрятаться в Троице-Сергиевском монастыре, а утром (это было 27 августа 1689 года) издал приказ явиться туда войскам. Софья признала поражение и была заключена в Новодевичий монастырь под строгое наблюдение. Иван до конца своей жизни оставался соправителем Петра, но в государственные дела не вмешивался.

После смерти соправителя Ивана в 1696 году Петр Романов I стал полноправным царем Всея Руси. Первое, что сделал молодой царь, придя к власти, — решил завоевать Азов, который в то время был занят турками. Начало было неудачным, но в итоге крепость была покорена, и эта победа укрепила позиции страны на юге.

Россия в условиях военного времени

После заключения в 1700 году мирного договора с Турцией Петр объявил войну Швеции и двинул свои полки на Нарву, осада которой потерпела неудачу. Северная война также началась с поражения русской армии. Были предприняты срочные меры для ее укрепления:

  • набраны новые полки;
  • в Архангельске началось активное строительство кораблей;
  • на уральских заводах начали лить пушки. Вскоре здесь начали производить железо, которое по качеству было лучше европейского.

Русская армия завоевала Неву

В 1701—1703 годах русская армия, совершив несколько походов на шведские территории в Прибалтике, завоевала Неву, на которой в мае 1703 года был заложен город Санкт-Петербург. Эта дата стала знаменательной для всех россиян еще и потому, что при строительстве города погибло большое количество людей.

Основание Северной столицы стало важнейшим событием 18 века. Со временем Петербург стал символом новой России, центром развития и распространения новой русской культуры.

Продолжение войны требовало притока новых сил в войска, и в 1705 году была проведена реформа армии, за основу которой была взята рекрутская повинность, которая затем существовала в России еще более 150 лет. Ни одно сословие, кроме духовенства, не было от нее освобождено. Рекрутство было не единственной повинностью, которые легли на плечи народа, что вызывало дух сопротивления. В стране начались восстания, но они жестоко подавлялись.

Победа Петра под Полтавой в 1709 году

Петр I не мог не знать, что войны ослабляют могущество государства, и им была предпринята попытка к перемирию со шведами. Карл XII, не желая слышать о мире, начал наступление и был разбит под Полтавой в 1709 году. Эта победа стала величайшим событием в истории 18 века, выведя Россию на мировую арену. В 1719 году, после смерти Карла XII, Россия вновь активизировала военные действия, используя не только наземные силы, но и флот.

Швеция окончательно была разгромлена и весной 1721 года был заключен Ништадтский договор, согласно которому во владение России отошло несколько территорий и города Выборг и Кексгольм. Изменения позднее были нанесены на карту России 18 века. В честь окончания более чем 20-летней войны царю Петру I был присвоен титул императора, первый в русской истории, а государство стало называться Российской империей.

Итоги царских преобразований

Петр, вступив на престол, получил отсталую во всех отношениях Россию. У нее не было выходов к морю, если не считать Белого, сильной обороноспособной армии, кораблестроение вообще не развивалось, о промышленности и внешней торговле и речи не велось. Что касается культуры и образования, то, кроме Славяно-греко-латинской академии, высших учебных заведений не было. Не развивались книгопечатание, театр, живопись, народ в большинстве своем был неграмотным. Даже многие бояре и дворяне не умели читать.

Если говорить кратко, следуя исторической хронологии, то Петр сделал следующее:

Петр 1 построил сильный военный флот

  • Произвел реформу государственного управления, заменив приказы коллегиями.
  • Упразднил патриаршество, создав Святейший Синод.
  • Страна была разделена на губернии, губернии — на волости, волости — на уезды.
  • Создал регулярную армию, которая набиралась из всех сословий, построил сильный военный флот.
  • Было создано мощное промышленное производство. К концу царского правления в стране работало более 200 заводов и фабрик, было построено около 400 кораблей, по выплавке чугуна Россия в 1725 году догнала Англию.
  • Открылись школы, готовившие специалистов по всем отраслям: горные, медицинские, морские и т. д. , а также духовные и начальные школы для детей. Уже после смерти императора открылась Академия наук, о которой он мечтал.
  • Стала издаваться первая в стране газета, появились типографии, открылись музеи и библиотеки, дворянам предписывалось носить модную европейскую одежду.

Список можно продолжать и продолжать, судя по хронологической таблице его биографии. Вызывает удивление, как он все успевал. Дискуссии по поводу необходимости преобразований и войн 18 века начались в обществе еще в XIX веке среди западников и славянофилов.

Многие современные историки придерживаются мнения, что многие реформы Петра обошлись слишком дорого для простого народа, что Россия и без них пришла бы к этим изменениям. Научных доказательств этим малопродуктивным высказываниям нет.

Россия после смерти императора

Время после смерти Петра и до прихода на престол его младшей дочери Елизаветы нельзя назвать благоприятным, так как за короткий срок сменилось пять правителей и произошло несколько дворцовых переворотов. Елизавета, приняв власть, старалась возобновить все, что было заброшено из преобразований отца.

Главное, она вернула права Сенату, но при ее правлении этот орган не проявлял особой активности и крупных преобразований не совершил, направляя свою деятельность на насущные проблемы. Царица возобновила работу магистрата, мануфактур и коллегий. Вся дальнейшая деятельность правительницы еще больше укрепила самодержавие и улучшила жизнь дворян. Крестьяне были еще больше закабалены и бесправны. Из 90% крестьянского населения половина была закрепощена.

Царица Елизавета Петровна

Участились побеги крепостных, наблюдались разбои и поджоги помещичьих усадеб. Тут и там вспыхивали восстания. Елизавета провела экономическую реформу, отменив таможенную пошлину. Оживилась торговля с другими странами. При Елизавете были созданы Купеческий и Дворянский банки, начало развиваться предпринимательство. Стоит заметить, что именно с ее правления в стране началась эпоха Просвещения.

Знаменитым архитектором Расстрелли выстроены Екатерининский дворец в Царском селе и Большой в Петергофе. Открылись новые школы и гимназии, военные училища, университеты.

Это период деятельности известных ученых и просветителей М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова, развития оперы и хорового пения и зарождения русского театра.

Время Екатерины II можно назвать временем расцвета русской национальной литературы и языка, живописи, музыки, архитектуры. Она основала Публичную библиотеку в Петербурге, вела переписку с французскими просветителями, собирала репродукции известных художников, которые позднее послужили основанием Государственного Эрмитажа. При ее правлении вполне привычным стало обучение молодых дворян за границей.

Читайте также: