История создания планера кратко

Обновлено: 07.07.2024

Люди с давних времен пытались придумать конструкцию, которая позволила бы им парить в небе как птицы. Первым упоминанием о планеризме можно считать древнегреческий миф, в котором изобретатель Дедал и его сын Икар решили бежать с острова Крит. Дедал сконструировал летательный аппарат, использовав птичьи перья в роли крыльев предварительно скрепив их воском. Он предостерег сына не приближаться близко к солнцу, чтобы оно не растопило воск. Но Икар не послушался отца за что и поплатился, солнечные лучи расплавили воск и он упал в Средиземное море. Дедал же успешно долетел до Сицилии. Множество подобных мифов можно найти в летописях практически каждой древней цивилизации, но реальные факты зарождения планеризма известны в Древнем Китае IV-III века до н.э. Сохранилось описание воздушного змея из бамбукового дерева, обтянутого тканью и способного держаться в воздухе самостоятельно. Его украшали красивыми рисунками и придавали различные формы. Была выдвинута идея создания такого воздушного змея, который мог бы поднять в небо человека. Что на практике оказалось несбыточной мечтой, на смертельные эксперименты было отправлено огромное количество китайских заключенных, разбивавшихся при каждой попытке взлететь, ушел не один век прежде чем конструкторы смогли рассчитать точную модель летательного аппарата. Марко Поло путешествуя по странам Азии в своем дневнике писал, что он видел как люди поднимались в небо на огромном восьмиугольном воздушном змее.


В XV веке воздушные змеи добрались до Европы, но идея планеризма не получила должного распространения из-за плохого понимания основных принципов аэродинамики. Серьезный толчок дальнейшему развитию дал итальянский ученный и изобретатель Леонардо да Винчи, который достиг больших успехов в изучении аэродинамической науки. Благодаря ему, в 1495 году появился чертеж летательного устройства пирамидоподобной формы, которым можно было управлять в воздухе путем сгибания рук. Сейчас оно известно, как парашют. В 1804 году британский конструктор Джордж Кейли создал модель планера, который стал первым в истории аппаратом с твердо установленным крылом, способным свободно летать. Вес такого планера составил 108 грамм. Чуть позже в 1853 году на основе его он создал воздушное судно, способное поднять человека в воздух.

Отто Лилиенталь

С начала XIX наблюдается небывалый интерес к созданию летательных аппаратов. В 1891 году немецкий инженер Отто Лилиенталь сделал несколько тысяч успешных полетов на созданных им балансирных планерах. Принцип работы состоял в том, что пилот сначала занимал место в точке центра тяжести, а позже переносил весь вес своего тела в разные стороны, тем самым управляя своим полетом. После Лилиенталя идею такого планера подхватили братья Райт и создали в 1901 году первый самолет.

После Первой мировой войны произошел прорыв в области развития планеризма. Стали создаваться все новые и новые модели планеров, которые позволяли перемещаться на дальние дистанции. Именно этот период принято считать становлением планеризма, как вида спорта. На Олимпиаде в Берлине 1936 года планерный спорт был включен в показательную программу. Первый чемпионат мира прошел в Вассеркуппе в 1937 году.
Благодаря активному развитию планеризма и современных технологий, уже тысячи пилотов совершили полеты на расстояния превышающие 1000 км, во многих странах регулярно проводятся турниры и чемпионаты.

Планер - история создания, конструкция, виды

Почти всегда люди, глядя в небо, мечтали летать, как это делают птицы. Легенда об Икаре, разбившемся в ходе своего полета, как раз явилась воплощением этой мечты. Но сделать так, чтобы аппарат тяжелее воздуха мог планировать, было непросто.

Датой создания первого такого устройства считается 1891 год, когда немецкий инженер Отто Лилиенталь создал планер из ивовых прутьев, обтянутых тканью. Сейчас к этому классу летательных устройств относят аппараты, в которых пилоты осуществляют свои полеты без использования тяги.

История планера и планерного спорта

Можно считать, что история планера как раз и ведет свое начало с 1891 года. Лилиенталь продолжил свои изыскания и совершенствовал свою модель. Для этого за 5 лет он совершил более 2 тысяч полетов. Увы, в 1896 году во время одного из таких полетов Отто разбился насмерть.

История создания планера

Но у него появились последователи, которые учли ошибки предшественника. В частности, были разработаны рули, с помощью которых можно было регулировать высоту и перемещение в поперечной плоскости.

Особенное развитие планеризм получил в Германии, ведь после Версальских соглашений немцы не имели права изготавливать моторные самолеты. Поэтому вся инженерная мысль их изобретателей сосредоточилась на планерах. Вот и первые соревнования на планерах состоялись в этой стране в 1920 году, и можно считать, что именно с этого года начался планерный спорт.

На Олимпиаде 1936 года прошли показательные выступления по планеризму. Этот спорт наверняка бы стал олимпийским в 1940 году, если бы не Вторая мировая война. После войны ему не удалось войти в программу Олимпиад, поскольку не могли договориться, какая модель будет единой для всех.

История планерного спорта

Но планеризм стал замечательным увлечением для тысяч людей во всем мире. В России и Советском Союзе также этот спорт активно развивался, ведь еще в 1907 году пилотом Арцеуловым был совершен первый полет на балансирном планере, а уже в 1921 году в СССР возник первый планерный кружок.

Конструкция планера

За счет чего же это устройство летит и удерживается на весу? За счет восходящих подъемных масс! Главное объяснение — это конструкция планера, который состоит из крыльев, обеспечивающих эту самую подъемную силу, фюзеляжа и оперения с гондолой пилота и рулями управления, шасси и системы торможения, а также приборов управления планером.

Конструкция планера

В оперение входят стабилизаторы и рули высоты. В крыльях важными элементами выступают так называемые элероны, которые аэродинамически управляют движением, будучи закрепленными шарнирами на задней кромке крыла.

На плоской поверхности планер разгоняется буксирующим автомобилем, и при достижении высоты от 100 до 600 метров пилот просто отсоединяет трос. Может запускаться планер и с воздуха, при буксировке одномоторным самолетом, что сейчас применяется для полетов наиболее часто, а с воды эту миссию выполняет катер.

Виды планеров

Современный планеризм предоставляет значительный выбор летательных аппаратов, которые можно разделить на три большие группы:

• сверхлегкие одноместные глайдеры для любителей (вес до 115 кг);
• легкие одноместные планеры для спортсменов;
• двухместные планеры, которые, кроме самостоятельных полетов, также могут быть использованы для обучения будущих пилотов.

Бывают и планеры трехместные, но они достаточно редки. По материалам, из которых сделаны такие летательные аппараты, они подразделяются на самые недорогие деревянные, стеклопластиковые или металлические.

Но это еще не все. Планеры подразделяются по размаху крыльев (до 15, 15, 18, 20 м), по классам (клубный, стандартный, открытый) и ряду других параметров. Все эти тонкости становятся доступны уже более опытным пилотам.

Если же вас влечет небо и манит полет, нужно пройти обучение и влиться в замечательную семью планеристов. Тогда вы сможете сделать осознанный выбор планера своей мечты. Именно такого вида этого ЛА, который позволит вам почувствовать, что это такое — чувство восторга от безмолвного, но такого красивого парения в небесах. Ну, а потом придет время и рекордов, ведь планеры смогли подняться на 15,5 км и летали на скорости почти 170 км/час.

Запись опубликована в рубрике В мире приключений с метками авиация, планер, полёты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Свободный полет издавна будоражил воображение людей. Философы даже придумывали множество теорий, в которых пытались объяснить, каким же образом птицы держатся в воздухе, когда не машут крыльями?

Какая сила помогает орлам плавно скользить? Что дает им возможность не только скользить вниз, но и подниматься вверх, набирая высоту над холмами? Хотя большинство теорий не выдержали испытания времени, интерес не пропадал. И подталкивал практиков к экспериментам. Первым, кому удалось воплотить парящий полет в жизнь, был инженер из Германии Отто Лилиенталь. Присматриваясь к тому, как летают крупные птицы, он создал свою теорию. И на ее основе построил в 1891 году первый в истории планер. Он представлял собой пару крыльев из ивовых прутьев, которые изобретатель обтянул прочной тканью.

Система управления полетом была проста. Пилот, изначально занявший место в точке равновесия в центре тяжести крыла, переносил вес своего тела в стороны или вперед, управляя направлением и высотой полета. Сегодня такой тип планера называется балансирным.

Фото: планер Отто Лилиенталя

Планер Отто Лилиенталя

Отто с чисто немецкой педантичностью и основательностью подошел к освоению своего изобретения. Он начал с бега по наклонным спускам, прыжков с невысоких насыпей, пытался научиться отрываться от земли и скользить на вновь обретенных крыльях, конспектируя свои опыты. И постепенно его прыжки начали превращаться в настоящие полеты. За пять лет испытаний своих моделей, с 1891 до 1896 год, он выполнил более 2000 полетов. Но несовершенство конструкции и управления сказалось трагичным образом — во время очередного полета в августе 1896 года отважный исследователь получил травму позвоночника и погиб.

Записи Лилиенталя стали настоящим пособием для его последователей, которые сумели внести в конструкцию планера ряд усовершенствований. Например, были придуманы рули для управления полетом — продольного (руль высоты) и поперечного (при помощи механизма изгиба крыльев).

Первые опыты воздухоплавания в России связаны с именами теоретика воздухоплавания профессора Н.Е. Жуковского (который разрабатывал теорию полета), и практика — К.К. Арцеулова (1891-1980 гг), выдающегося летчика и планериста. Свой первый полет Арцеулов совершил в 1907 году, построив балансирный планер, правда, не очень удачный. Совершенствуя планеры собственной конструкции, он сумел создать удачные модели в 1912-13 годах, однако начало первой мировой войны затормозило конструирование планеров. По окончании войны возобновилась как исследовательская теоретическая работа, так практические полеты. И планеры снова обратили на себя внимание как профессионалов, так и широких кругов любителей.

Сразу в нескольких странах произошел настоящий прорыв в области планеростроения и полетов. Новые конструкции позволяли не только летать вниз с высоких стартовых точек, но и набирать высоту в восходящих воздушных потоках, долго парить в небе и выполнять перелеты на большие расстояния.

Первые Всесоюзные соревнования планеристов прошли в том же 1923 году вблизи Феодоссии, в Крыму. Хотя сегодня достижения, показанные на том первом слете, не особенно впечатляют, они заложили основу дальнейшего развития отрасли, а для того времени результаты были неплохими даже на мировом уровне. Например, рекорд по длительности полета составил 1 час 2 минуты. Планеризмом заинтересовались не только в столице, но и по всей стране. И уже в следующем, 1924 году, в соревнованиях участвовали спортсмены из 21 города СССР.

Большое значение школа планеризма имела в воспитании будущих конструкторов самолетов. В этих кружках приобщились к небу, летая и рассчитывая конструкции машин О.К. Антонов, А.С. Яковлев и будущий главный конструктор советской космической программы С.П. Королев.

В ходе боевой операции в тыл врага было переброшено около 300 человек и около 200 тонн груза. Партизаны получили обученных командиров, специалистов по местной войне, радистов для связи с большой землей, а также медикаменты и боеприпасы. Использовались на войне планеры и для срочной доставки грузов на передовую. Например, специальные воинские подразделения были доставлены под Сталинград и на форсирование Днепра.

Любительский планеризм после войны пришлось возрождать буквально заново, так как вся сеть кружков и школ была разрушена. Первые всесоюзные соревнования прошли только в 1950 году. И хотя для дальнейшего развития спорта потребовалось приложить много усилий для оснащения школ и секций, результат был достигнут. Об этом свидетельствуют десятки рекордов, установленных советскими планеристами.

Первые двигатели внутреннего сгорания появились только в XIX веке. До этого люди пытались строить летательные аппараты за счёт механики крыла, подсмотренной у птиц. Самая известная история — миф о Дедале, создавшем крылья для сына Икара. Тот подлетел на них близко к Солнцу, воск, крепивший перья, расплавился, а Икар погиб.

История не сохранила имена смельчаков, сложивших голову ради того, чтобы взлететь в небо на рукотворных крыльях. Но одна из самых ранних конструкций летательных аппаратов, имитирующих полёт птиц, осталась в дневниках Леонардо да Винчи. Много позднее, в 1714 году, 26-летний Эммануил Сведенборг создал эскизы, по которым можно было построить планер. А в 1853 году сэр Джордж Кейли уже создал практическую модель, поднявшую человека в воздух.

Подобно птице

Немецкий подарок

Военный период

Журнал: Загадки истории №33, август 2020 года
Рубрика: Люди и вещи
Автор: Алексей Мартов

Планеризм – одна из тех колыбелей, в которых вырастают будущие пилоты боевых, транспортных и пассажирских воздушных судов. В кабине планёра даже далёкий от авиации человек может без лишнего риска почувствовать то, что испытывает в полёте птица.

Первые эскизы планёра сделал Эммануил Сведенборг приблизительно в 1714 году. Но лишь спустя почти полтора века – в 1853 году – Джордж Кейли сконструировал планёр, поднявший человека в воздух. Золотым временем для планерного спорта стали 1920 – 1930-е. Во многом – из-за Версалького мирного договора, который ограничивал использование моторных самолётов в Германии.

Простота и невысокая стоимость планёров стали залогом их успеха. Уже к 1933 году в СССР насчитывалось более 500 планёрных кружков, и это число вскоре удвоилось. Именно планеризм стал лётной школой для лучших пилотов Великой Отечественной войны. С планёров начина путь к профессии такие инженеры-конструкторы, как Олег Антонов, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Андрей Туполев, Сергей Королёв…

Но это, как говорится, совсем другая история. В летопись планеризма мы углубляться не будем. Тема этой статьи – планерный спорт.

Первый полет

Кабина двухместная. Сзади – инструктор, спереди – обучаемый, то есть я. Забрался, уселся – тесновато. Передо мной – приборы со стрелками, рычаги, педали, тумблеры. Никакой электроники. Как этим управлять, на лету не схватишь.

Немало полетал и в самолётах, и в вертолётах, но в планёре ощущения другие. Положение – полулёжа, обзор хороший. Летишь в этой алюминиевой трубе и понимаешь, что в десяти сантиметрах от плеча – бездна. Люди на земле стали точками.

Планёр скользил по волнам воздуха. Инструктор делал вираж за виражом – набирал высоту. Ещё на земле узнал, что так пилот ловит восходящие потоки воздуха. Их не увидишь, можно только почувствовать. Я не чувствовал ничего, кроме первобытной тревоги сухопутного создания.

Хороший планерист делает около десятка пилотажных фигур – петлю, переворот, спираль, штопор… В какой-то момент инструктор решил подшутить надо мной и дал виража. Перегрузка вдавила в сиденье… Признаюсь, я закричал. Не трус, но не сдержался, включились какие-то скрытые инстинкты. Хотелось за что-нибудь ухватиться, да где там! Дёрни какой рычаг – и в землю… Тот адреналин был высшего качества. Теперь я знаю, что военные лётчики – герои, все до одного. Их-то виражи куда страшнее.

Полет длился с полчаса, я эти минуты запомнил навсегда. Потом мы спланировали к аэродрому. Короткий пробег – и планёр, остановившись, опять свалился на левое крыло. На земле было хорошо. С чувством пожал руку своему пилоту.

Это, конечно, красиво – полет в полной тишине. Наверное, так влюбляются в небо. Признаюсь, если бы тот аэродром был поближе к дому, пошёл бы учиться планеризму…

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Как стать планеристом?

Планеризм доступен не только будущим лётчикам. Любой человек может стать планеристом, если здоровье более-менее в норме.

Возрастной ценз для спортсмена-планериста – всего пятнадцать с половиной лет, так как планёр – самое безопасное воздушное судно. Обучение проходит в аэроклубах ДОСААФ и других организаций. В России их перечень есть на сайте Федерации планерного спорта. В Беларуси планеристов готовят в Рогачевском и Бобруйском аэроклубах ДОСААФ. Хорошо развит планеризм и в Украине. Если интересно – гугл в помощь.

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Кроме буксирования самолётом, есть другие способы доставки планёра к точке начала свободного полёта. Кое-где планёр разгоняют автомобилем. Это сложнее, потому что надо твёрдое ровное покрытие большой длины и мощная машина. Ещё используют специальную наземную планерную лебёдку. В начале прошлого века была популярна своеобразная планерная рогатка – взлёт с помощью резинового жгута. Или старт со склона горы. Сегодня существуют планёры с собственным двигателем. Они запускаются либо для взлёта, либо уже в небе.

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Планеризм – это спорт

Большинство планеристов поднимаются в небо для удовольствия и воспринимают планеризм как вид активного отдыха. Самые лучшие из них участвуют в состязаниях – от клубных, региональных и национальных до чемпионатов Европы и мира.

Планерный спорт объединяет свыше ста тысяч человек. Он культивируется в более чем 40 странах мира. Первые соревнования состоялись в немецком Вассеркуппе в 1920 году. Тогда время лучшего полёта было всего две минуты, а мировой рекорд по дальности составил 2 км.

В наши дни планёры летают гораздо дальше и дольше. Абсолютный мировой рекорд дальности полёта на планёре – 3009 км за 10,5 часов (2003 г.), по высоте – 15 460 метров (2006 г.). Мировой рекорд скорости на дистанции 500 км – 306,8 км/ч (2006 г.).

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Планеристы уже давно отказались от состязаний полётов на предельное время и скорость. Ведь зачастую эти показатели зависят не столько от мастерства пилотирования, сколько от возможностей организма терпеть долгий полет и погодных условий. Поэтому сегодня классической дисциплиной стал полет по маршруту на скорость.

Как же состязаются современные планеристы? Маршрут состязания, как правило, имеет несколько поворотных пунктов, которые необходимо пролететь в заданной последовательности. Побеждает тот спортсмен, который преодолеет маршрут с максимальной скоростью.

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Соревнования проводятся в разных подклассах планёров. Если этого деления нет, к разным конструкциям применяются поправочные коэффициенты.

Так как на полет планёра влияет очень много факторов – от природных условий до удачи пилота – соревнования длятся несколько дней. На чемпионатах мирового уровня спортсмены соревнуются до 15 дней. В день разыгрывается одно упражнение. Абсолютным чемпионом становится тот, кто набрал максимальное количество баллов за все соревновательные полёты.

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

​Лётчик-инструктор Бобруйского аэроклуба ДОСААФ мастер спорта Сергей Бухтояров - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Лётчик-инструктор Бобруйского аэроклуба ДОСААФ мастер спорта Сергей Бухтояров

Как видите, в планеризме достичь совершенства невозможно, как нельзя обуздать ветер, землю и солнце. Здесь каждый полет – как новый бой, постоянная борьба, бесконечное оттачивание мастерства.

Читайте также: