Субъекты административной ответственности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.

Личность правонарушителя индивидуальна, и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная их часть учитывается при правовой оценке содеянного. Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя, которые принято разделять на две группы: во-первых, входящие в состав административного проступка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния; во-вторых, особые свойства субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении формы, вида и размера наказания. Поэтому среди физических лиц в науке административного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности.

Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности, которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка, признаки гражданина как субъекта административной ответственности. Предусмотренные же соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их несколько.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос же об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административной ответственности. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило, не подлежат административной ответственности, а за совершенные ими административные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами.

Административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения, связанные исключительно с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение правил охоты, рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам, таможенных и некоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 2.5 КоАП РФ). Но и за эти административные правонарушения к военнослужащим и приравненным к ним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом как особым субъектом административной ответственности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что, во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой; во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания, чем для граждан; в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности, дисквалификация.

Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности — продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и другие, которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой — не относятся законодательством и к обычным гражданам. К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст. 3.10 КоАП РФ).

Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов. Выступая субъектами административной ответственности (но не субъектами административного проступка), организации в установленном законом порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов и здесь понятие субъекта ответственности расходится с понятием субъекта административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В административном порядке в качестве административных наказаний к организациям могут быть применены: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и их конфискация. Могут применяться также и некоторые другие административные меры, например, различные экономические санкции (лишение налоговых и некоторых иных финансовых льгот, лицензий, установленных ранее квот и т.д.), не являющиеся однако административными наказаниями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.3.4. Сроки для привлечения к административной ответственности

4.3.4. Сроки для привлечения к административной ответственности В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях устанавливаются следующие процессуальные сроки.1. Постановление об административном правонарушении должно быть вынесено в течение двух

§ 1. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности

§ 1. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности 1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в

Статья 203. Подача заявления о привлечении к административной ответственности

Статья 203. Подача заявления о привлечении к административной ответственности Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности 1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев* со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства

2. Понятие и структура административной ответственности

2. Понятие и структура административной ответственности Административная ответственность — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний

3. Основания и условия административной ответственности

3. Основания и условия административной ответственности Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении

Статья 4. 5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4. 5. Давность привлечения к административной ответственности 1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности 1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства

Структура административной ответственности

Структура административной ответственности Как уже говорилось, административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение; это один из двух

Административные взыскания и освобождение от административной ответственности

Административные взыскания и освобождение от административной ответственности Административное взыскание по КоАП РФ характеризуется как мера ответственности за административное правонарушение.КоАП РФ предусматривает:– предупреждение;– штраф;– возмездное

Освобождение от административной ответственности, ограничение административной ответственности

Освобождение от административной ответственности, ограничение административной ответственности КоАП РФ предусматривает освобождение от административной ответственности:с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное

41. Уход от административной ответственности

41. Уход от административной ответственности Скупой платит дважды, тупой трижды, лох всегда!Правила игры – одни для всех. И, если ИДПС играет не по правилам, то почему вы их должны соблюдать? В административном процессе никто на сегодняшний день не будет устанавливать

§ 1. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности

§ 1. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности По вопросу о применении части 1 статьи 202 см. Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 №11.1. Дела о привлечении к

Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности 1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям,

Законом Нижегородской области от 8 ноября 2010 г. N 172-З статья 1.6 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Статья 1.6. Субъекты административной ответственности

1. Согласно федеральному законодательству к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Кодексом, привлекаются физические, юридические и должностные лица.

2. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также иные лица, указанные в статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если иное не установлено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Административная ответственность — это мера физического и морального принуждения, которая применяется к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающая личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права.

Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность — это мера физического и морального принуждения, которая применяется к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающая личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права.

Для административной ответственности характерны следующие признаки:

  • собственная нормативно-правовая база, которую образуют Кодекс об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов государства об административных правонарушениях;
  • основанием административной ответственности является состав административного правонарушения;
  • субъектами административной ответственности являются в равной степени физические и юридические лица;
  • специфический вид и характер применяемых санкций. Комбинация санкций, ограничивающих права и свободы граждан, с санкциями, воздействующими на моральные устои жизни правонарушителя, характерно только для административной ответственности;
  • внесудебный характер административной ответственности, который заключается в том, что наказание назначается должностными лицами государственных органов системы исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке;
  • процессуальный порядок привлечения к административной ответственности отличается значительной упрощенностью содержания стадий административного производства.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Законодательство об административных правонарушениях

Законодательство включает в себя:

  • кодифицированное федеральное законодательство – КоАП (в том числе федеральные законы, вносящие в него изменения);
  • законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа;
  • нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и иных публичных органов, которые устанавливают порядок исполнения процедур, определенных КоАП и законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях.

Виды законодательств об административной ответственности

В зависимости от предназначения соответствующей правовой нормы законодательство об административных правонарушениях можно разделить на:

  • материальное законодательство, которое включает в себя КоАП и законы субъектов РФ, устанавливающие виды административных наказаний и составы соответствующих правонарушений;
  • процессуальное законодательство, которое определяет публичные процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и процедуры исполнительного производства.

От нормативного правового акта следует отличать ненормативный акт, который принимается органом административной юрисдикции или его должностным лицом, в частности постановления по делу об административном правонарушении.

Индивидуальный правовой акт устанавливает, изменяет или прекращает обязанности лица, которому он адресован, его принятие повлечет за собой установление публичного правомочия лица или изменение/прекращение имущественного правомочия подозреваемого/нарушителя.

Общей чертой нормативного и ненормативного правовых актов является их обязательность для исполнения.

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности выступают как физические (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), так и юридические лица. В теории права выделяют три вида субъектов административной ответственности.

Общий субъект, т.е. вменяемое лицо, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Специальный субъект предполагает лиц, которые характеризуются набором специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для конкретного состава правонарушения.

К ним относятся:

  • должностные лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом свои служебные обязанности;
  • родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних;
  • собственники владельцы транспортных средств, совершившие административное правонарушение в области дорожного движения или в области благоустройства территории, выявленные и зафиксированное специальными средствами фото- или видеофиксации;
  • собственники или иные владельцы земельных участков и иных объектов недвижимости, совершившие административное правонарушение в области благоустройства территории, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо размещения объектов благоустройства, зафиксированное специальными средствами фото- или видеофиксации.

Особые субъекты, т.е. лица, которые обладают полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции.

Установленные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законодательством должностные лица, которые выполняют определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер производства по делу об административных правонарушениях и привлечения к административной ответственности, а именно:

Иностранные граждане, которые пользуются дипломатическим иммунитетом.

Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и таможенных органов.

Поводы для возбуждения дела

В ст. 28.1 КоАП РФ содержится закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административной ответственности, а именно:

Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений устанавливаются следующие виды административных взысканий.

Предупреждение – мера административного взыскания, которая выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме.

Административный штраф представляет собой денежное взыскание. которое может быть выражено в величине, кратной:

  • минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент окончания или пресечения правонарушения;
  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения;
  • сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения предполагает принудительное изъятие предмета, являющегося орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему владельцу (собственнику) за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное изъятие предмета, который является орудием совершения административного правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Минимальный срок специального права составляет один месяц, максимальный – два года.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случая, предусмотренных законодательством.

Административное приостановление деятельности – мера административного взыскания, которая заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

Данная мера взыскания назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток.

Обязательные работы предполагают выполнение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы, или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Данное обязательство назначается судьей на срок от двадцати до двухсот часов и отбывается не более четырех часов в день (в некоторых случаях до восьми часов в день).

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей на срок от шести месяцев до семи лет.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Факторы, исключающие наступление административной ответственности

Однако, законодательством об административных правонарушениях предусмотрены факторы, исключающие наступление административной ответственности.

В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.

Иными словами, если возникла ситуация, при которой существовала угроза личности, ее правам или другим лицам и ее невозможно было устранить иными средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред, то действия лица расцениваются как крайняя необходимость, что является исключающим фактором по делу об административном правонарушении.

Статья 2.8 КоАП РФ гласит, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости и не могло осознавать фактического характера и противоправности совершаемых действий (бездействия).

К категории невменяемости также относят действия (бездействие), совершенные лицом, находящимся в состоянии хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Состояние невменяемости свидетельствует об отсутствии одного из признаков состава административного правонарушения, характеризующего его субъект.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, которые уполномочены решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс об административных правонарушениях является основным документом, регламентирующим порядок производства по делу об административном правонарушении.

Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является достаточно широким. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать показания, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган.

Вывод

Таким образом, административная ответственность – это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно – властного характера за совершенное административное правонарушение.

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

Читайте также: