Субъективное решение это в менеджменте кратко

Обновлено: 02.07.2024

Управленческие решения характеризуются высокой сложностью и чрезвычайно широким разнообразием типов. Говорят, что решение принадлежит к определенному типу, если оно обладает каким-либо общим признаком, характерным для некоторого множества решений. Среди основных признаков, которые применяются для построения типологии решений, выделяют такие, как степень разработки, степень обоснования, возможность реализации и степень достижение цели управленческого решения. Основные типы решений по указанным признакам и их краткая характеристика приведены в табл. 1.

Очень важно, чтобы руководители организаций были уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно развиваться. Если для принятия решений в изменившихся условиях применяются устаревшие методики, то это может привести к нежелательным или даже катастрофическим последствиям. Поэтому процедуры принятия управленческих решений должны непрерывно совершенствоваться и обновляться, учитывая появление новых факторов и охватывая новые возможные ситуации. Кроме этого, крайне желательно обосновать методику принятия любых запрограммированных решений и убедить в ее правильности тех людей, для которых она предназначена, а не просто предложить или навязать ее для применения.

По степени обоснования можно выделить интуитивные, логические и рациональные решения. Обоснованность характеризует способ принятия решения и, как правило, предопределяет качество этого решения. В связи с этим необходимо отметить, что принять какое-либо решение всегда легко. Для этого необходимо лишь сделать выбор, т.е. указать одну из возможных альтернатив. Но дело в том, что трудно принять хорошее решение. Для этого необходимо не только сделать выбор, но также обосновать его для себя и других людей, от которых зависит исполнение принятого решения. Чтобы принимать хорошие решения, мы должны уметь их обосновывать.

Все управленческие решения должны реализовываться в деятельности организации. Поэтому любое решение, прежде всего, должно допускать саму возможность практической реализации. По этому признаку выделяют два типа решений – допустимые и недопустимые.

Допустимые решения – это решения, которые удовлетворяют всем ограничениям и могут быть реализованы на практике. Любые решения всегда принимаются в условиях объективных ограничений – ресурсных, временных, правовых, организационных, этических и т.д. Именно в пределах заданных ограничений формируется область допустимых вариантов действий, т.е. множество альтернатив, предъявляемых для выбора. Чтобы в будущем не возникло трудностей с реализацией управленческих решений, необходимо заранее предвидеть влияние всех факторов внешней и внутренней среды организации, выступающих в роли ограничений. Анализ ограничений – один из важнейших этапов принятия решений. Если этого не сделать или упустить из виду некоторые ограничения, то можно принять недопустимое решение, которое не может быть реализовано и поэтому не имеет никакой практической ценности.

По степени достижения цели управления можно выделишь неразумные, удовлетворительные и оптимальные решения. Допустимость или реалистичность принятого решения еще не означает его разумность. Решение может быть вполне допустимым по условиям ограничений, но не приводить к получению желаемых результатов. Такие решения будем называть неразумными. Поскольку недопустимые решения также не приводят нас к поставленной цели (они вообще не могут быть реализованы), то можно дать следующее определение.

Неразумные решения – это недопустимые решения или решения, не приводящие к достижению цели управления.

Любое решение имеет смысл лишь тогда, когда оно не только реализуемо, но и позволяет достигнуть желаемых результатов. Поэтому все управленческие решения должны оцениваться с точки зрения достижения цели управления, которая устанавливается руководителем организации и выступает как дополнительное, субъективное ограничение, определяющее разумный выбор. Следовательно, объективные ограничения и цели управления являются своеобразным фильтром, очищающим множество всех мыслимых и немыслимых альтернатив от неразумных решений (рис. 3.).

Удовлетворительными решениями следует признать такие варианты действий, которые приводят к достижению цели управления организацией. Иначе говоря, эти решения удовлетворяют всем объективным и субъективным ограничениям одновременно и обеспечивают приемлемый, но не обязательно наилучший результат. Необходимо помнить, что оптимальные решения являются наилучшими не в абсолютном смысле, а лишь относительно конкретной цели управления, которая выбирается человеком. Оптимальные решения – это решения руководителя, которые обеспечивают максимальную степень достижения цели управления. Другими словами, это наилучшие компромиссы, найденные в результате тщательного анализа и сравнения всех альтернатив. Хорошо известно, что любое управленческое решение кроме полезного эффекта имеет и негативные последствия. Поиск разумного или наилучшего компромисса между ними и составляет суть процесса принятия решения.

С точки зрения инновационности рассматривают рутинные, селективные, адаптационные и инновационные решения [2].

Рутинные решения – это хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы. Они представляют собой лишь стандартную реакцию на типовую ситуацию и по сути своей решениями не являются. В отличие от них селективные решения предполагают выбор одной альтернативы из определенного набора способов действий. В этом случае предполагается, что множество альтернатив задано и хорошо известно лицу, принимающему решение. От него требуется всего лишь выбрать одну из них.

Адаптивные решения принимаются в условиях, когда ситуация изменяется и поэтому требуется некоторая модификация известных вариантов с учетом особенностей новой ситуации. Наиболее сложными являются инновационные решения, которые принимаются в условиях, когда проблема не может быть решена с помощью известных способов действий или их модификаций и требует разработки принципиально новых решений, не используемых ранее.

По масштабу изменений, вносимых в организацию, управленческие решения могут быть разделены на ситуационные и реорганизационные [3]. Ситуационные решения не предусматривают каких-либо глобальных изменений и связаны с решением текущих проблем организации. В отличие от них реорганизационные решения подразумевают значительные изменения, например перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации.

По времени действия выделяют стратегические, тактические и оперативные решения. Стратегические решения направлены на достижение долгосрочных целей организации. Тактические решения обеспечивают выполнение стратегических и преследуют достижение среднесрочных целей организации. Оперативные решения принимаются руководителями ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации.

решение управленческий принятие задача

Человеческий компонент в принятии решения не может быть устранен. Поэтому решение с необходимостью включает в себя субъективные моменты и оценки, опыт, интуицию, личную ответственность и квалификацию принимающего решение, т.е. все то, что роднит этот процесс с искусством. При этом главное в решении -

превратить сопровождающую его неопределенность в осознанный и контролируемый риск. Риск - это отклонение от цели. Он всегда присутствует там, где есть выбор, неопределенность. И задачей современного менеджмента является управление рисками, что без грамотного решения сделать практически невозможно.

На процесс выработки решения влияют факторы, связанные с самой организацией или же находящиеся вне ее:

юридические;

экономические;

коммуникативные, эмоционально-психологические;

социокультурные (в том числе традиции). Управленческие решения - прерогатива человека. Поэтому и

возникает необходимость учета множества факторов формирования решения: личностных предпочтений и оценок руководителя, мотивации, ценностных и мировоззренческих предпочтений, всей системы личностного и предпосылочного знания в целом. Все это означает, что субъект осуществляет выбор, опираясь на подсознательные установки, на догадки, условные ориентиры, интуицию и предпосылочные знания.

Основными источниками субъективности в решении являются:

неадекватная или просто неверная информация, на базе которой принимаются решения;

нечеткая формулировка цели (задачи);

переоценка возможностей компьютерных средств и технологий, формальных и количественных методов в формировании и принятии решения;

слишком малое или, наоборот, слишком большое число альтернатив, из которых осуществляется выбор;

личностный характер многих оценок качества альтернатив;

недостаточная развитость средств коммуникаций;

постоянная корректировка решения как результат

слабой его аналитической проработки.

Таким образом, принятие решений - процесс, из которого личностный, психологический моменты принципиально неустранимы, поэтому в этом процессе по-разному представлены логика и чувства, нерациональные и рациональные факторы, наука и искусство. Видимо, можно

сформулировать некую общую закономерность в процессе принятия управленческих решений: по мере усложнения всей

системы деятельности мера выраженности психологических свойств субъекта управления также будет усиливаться, т.е. субъективные детерминанты решения возрастают.

целом в теории решений выделяют:

интуитивные решения, основанные на ощущении правильности;

решения, основанные на суждениях, на выборе, обоснованном знаниями или накопленном опыте;

рациональные решения, независимые от прошлого опыта.

До недавнего времени в целом это приводило к тому, что

процесс выработки и принятия решений считался больше искусством, чем наукой.

Двойственная природа решения формально выражается в том,

что в настоящее время существуют два типа теории принятия решений:

психологическая теория;

теория рациональных решений.

Психологическая теория принятия решения - это прежде всего описательная, дескриптивная теория, система мотивированных утверждений о том, как человек решает задачи, требующие принятия решений. Ее предметом является деятельность лица, принимающего решение в процессе выполнения определенной задачи.

Психологическая теория принятия решения - неформальная теория, что и обусловливает, с одной стороны, наличие в ней различных эвристик, а с другой - дескриптивность ее характера. Роль эвристик существенно возрастает в случае решения динамических задач с рисками, когда в ходе решения

информация об альтернативах и их последствиях изменяется во времени, а также в случае решения творческих задач, в которых и возникают уникальные проблемы выбора. Это "открытые", качественные, слабоструктурированные задачи,

при анализе которых центральным понятием оказывается не рациональность решения, а уровень притязания.

Субъективные факторы при их чрезмерности и отсутствии контроля со стороны логики, мышления могут приводить к

ошибочным стратегиям при принятии управленческих решений. К ним можно отнести:

необдуманные решения: отодвигать решение до тех пор, пока для подготовки его уже не останется времени;

"смелые решения": закрывать глаза на возможные последствия решений или просто не думать о них;

эгоцентрические решения: в качестве критерия

ориентироваться только на себя и собственную выгоду и не беспокоиться о воздействии решения на других;

"гениальные" решения: принимать решения только по вдохновению, по наитию;

эмоциональные решения: решать на основе симпатий, настроения, отбрасывать всякие рациональные соображения;

самодовольные решения: считать себя

непогрешимым и отказываться от советов и помощи других;

"управляемые" решения: не желать учиться на ранее принятых решениях и допущенных ошибках,

совершать одни и те же ошибки.

Перечисленные ошибочные стратегии обусловлены выдвижением в решении на передний план субъективной его стороны. Задача теории решений связана прежде всего с приданием решению научно обоснованного характера, с усилением рациональной составляющей в нем.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


Управленческие решения входят в любой процесс управления. Они — важная часть управленческой деятельности, связанной с достижением целей. Причем они пронизывают каждый этап — от постановки цели и выработки стратегии до подведения итогов.

Управленческие решения можно назвать главным продуктом, созданным менеджерами. От их эффективности зависит, будет достигнута цель или нет. Особое значение имеет обоснованность решений и своевременность их принятия. Решения должны соответствовать ситуации, подчиняться законам страны и внутренним законам компании, быть совместимыми с условиями развития компании и сферы в целом. Также важно, чтобы решения не шли вразрез с экономией ресурсов — иначе получается, что ради достижения одной цели ухудшается ситуация в других областях.

Что такое управленческие решения

Исходя из информации, представленной в предыдущем параграфе, можно сформулировать определение. Управленческое решение — это выбор развития событий для достижения цели. Его осуществляет руководитель. Это альтернатива, позволяющая решить проблему или конфликтную ситуацию.

Управленческие решения — это логически связанные действия, позволяющие решить поставленные перед руководством или коллективом задачи. Это также действия со стороны менеджмента или другого руководящего звена, которые основываны на анализе ситуации или теоретических аспектов деятельности. Действия тесно связаны с выбором цели и выбора вариантов работы коллектива по ее достижению.

Управленческие решения имеют форму приказа, распоряжения или инструкции. Также они могут доноситься до коллектива в рамках личной или деловой беседы.

Классификация управленческих решений

Требования к управленческим решениям

Рекомендации по подготовке и принятию управленческих решений

Руководитель вправе выбирать самостоятельно, каким способом ему принимать решения. Методологически можно выделить следующие рекомендации, повышающие эффективность принимаемых мер:

  • Применение научного подхода из области управления.
  • Анализ экономических законов и выявление наиболее эффективных из них.
  • Предоставление полной и подробной информации лицу, на которое возлагается ответственность за принятие решения.
  • Использование основ моделирования, анализа и прогнозирования.
  • Подробное описание проблемы и формирование структуры ее решения. На данном этапе также важно составить список целей для достижения.
  • Сравнение нескольких вариантов решений и их исхода.
  • Подготовка вариативности решений.
  • Определение обоснованности решения, а также его соответствия нормам законодательства и корпоративному уставу.
  • Использование систем автоматизации для сбора информации и реализации плана по устранению проблемы.
  • Создание системы мотивации и наказания для ответственных лиц.
  • Обеспечение работы системы, разработанной в ходе принятия решения.

Эффективность управленческого решения: главные параметры

Эффективное решение должно соответствовать хотя бы 80% параметров из списка:

  1. Оно связано с реальными целями, достижение которых приводит к решению проблемы.
  2. Для него есть необходимое время и ресурсы.
  3. Оно подходит для организации и ее потребностей.
  4. До принятия решения произведена оценка рисков и вероятность возникновения конфликтов.
  5. Решение подразумевает наличие изменений в деловой среде или бизнес-направлении.
  6. Качество его исполнения может быть проконтролировано, а по итогам — дана оценка.

Заключение

Управленческие решения — важная часть жизни компании. Они определяют ее судьбу и помогают выжить в условиях жесткой конкуренции и кризисного времени. При умелом подходе к их разработке можно избежать больших трудностей и ускорить достижение общих целей компании. Решения должны приниматься теми, кто готов нести за них ответственность. При этом принятие решений может производиться на всех уровнях работы компании.


Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.

Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.

В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:

  • успешно запускать новые проекты;
  • масштабировать проекты старые и выводить их на космический уровень; и внедрять перспективные инструменты; и поддерживать дружеские отношения с уже имеющимися;
  • работать на рынке, полном конкурентов, анализировать их ошибки и выигрышные стратегии, а также применять лучшие практики в деятельности своей компании.

Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.

Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.

Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.

Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.

В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.

Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.

Первый уровень - рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.

Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.

Третий уровень - адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.

Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

Характер проблемы лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с его использованием выделяются три типа проблем:

  • хорошо структурированные;
  • слабо структурированные;
  • неструктурированные.

Под структуризацией понимается возможность количественного выражения зависимостей между компонентами ситуации.

Хорошо структурированными считаются проблемы, в которых зависимости между компонентами ситуации могут выражаться численными значениями или символами. При решении хорошо структурированных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как "исследование операций".

Слабо структурированными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся качественными зависимостями компонентов ситуации. Однако слабо структурированные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых.

Неструктурированные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков, а также характеристик, количественные зависимости между которыми абсолютно неизвестны. Решение неструктурированных проблем производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.

В процессе структуризации проблем необходимо свести к минимуму количество неформальных элементов с расчетом, чтобы проблема имела более определенный характер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна согласовываться с целями управления организации, и на этой основе формировать процедуру разрешения ситуации.

Процесс принятия управленческого решения представлен на рисунке 22.1:

 Процесс принятия управленческого решения

Проблема выбора менеджером альтернативы является наиболее сложной в современной науке управления. Для того, чтобы управленческое решение было эффективным, оно должно учитываться ряд следующих факторов:

  1. Иерархия в принятии решений - делегирование определённых полномочий по принятию решений.
  2. Использование целевых межфункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней организации.
  3. Использование горизонтальных связей при принятии решений. Говоря другими словами - это сбор и обработка информации без обращения к вышестоящему руководству. Данный подход способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений.

Факторы эффективности решений:

Во-первых, решение должно быть эффективным, т.е. наиболее полно обеспечивать достижение поставленной организацией цели.

Во-вторых, решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.

В-третьих, решение должно быть своевременным. В данном случае, речь идет о своевременности не только принятия решения, но и достижения целей.

Направляющая функция решений проявляется, прежде всего, в том, что они принимаются исходя из стратегии развития организации, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются посредством решений.

Координирующая роль решений отражается в важности согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки с соответствующим качеством.

Мотивирующая функция решений реализуется посредством системы организационных мер (приказы, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки, взыскания), социальных оценок (факторы трудовой активности: самореализация личности, творческая активность ).

Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере определяется выполнением и соотношением указанных функций, как в ходе его подготовки, так и на этапе реализации. С учетом этого управленческое решение становится действенным инструментом достижения поставленных целей.

Краткие итоги

В лекции рассмотрена теория принятия управленческих решений. Детально осуществлен подход к понятию решения, его видам и признакам.

Представлен процесс принятия решений с подробным описанием механизма действий на каждом из шагов.

Под решением в менеджменте (управленческое решение) следует понимать умозаключение менеджера о действиях и состояниях объекта менеджмента, предваряющее эти действия и их последствия. Управленческое решение должно быть закреплено в сознании субъекта и доведено до объекта управления.

В соответствии с требованиями теории рациональной бюрократии управленческие решения должны оформляться в письменном виде как нормативные и распорядительские документы.

Принимая решение, менеджер чаще всего осуществляет выбор из некоторого числа альтернатив. Принять решение достаточно просто. Трудно принять хорошее, эффективное решение, отвечающее целям организации, минимизирующее затраты ресурсов и объем негативных последствий, максимизирующее полезные результаты.

Управленческие решения могут существенным образом влиять на жизнь очень большого количества людей, поэтому принятие решения является весомым моральным бременем для менеджера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 1 Что такое менеджмент?

Вопрос 14 Что такое организация?

Вопрос 14 Что такое организация? Ответ Нормативного (обязательного к использованию и общепризнанного) определения организации нет.Под организацией следует понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (одной или

Вопрос 51 Что такое процессный подход в менеджменте?

Вопрос 51 Что такое процессный подход в менеджменте? Ответ Процессный подход заключается в рассмотрении управления как процесса, поскольку достижение целей с помощью (посредством) других людей – это не единовременное дискретное действие, а серия непрерывных

Вопрос 52 Что такое системный подход в менеджменте?

Вопрос 52 Что такое системный подход в менеджменте? Ответ В рамках системного подхода рассматривается не процесс менеджмента, а организация как открытая система, в которой изменения одной ее части влекут за собой реакцию других частей. Изменения во внешней среде,

Вопрос 53 Что такое ситуационный подход в менеджменте?

Вопрос 53 Что такое ситуационный подход в менеджменте? Ответ Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация как конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данный момент времени. Ситуация определяет, какие методы и инструменты

Вопрос 61 Что такое стратегия?

Вопрос 61 Что такое стратегия? Ответ Определений стратегии имеется много. В данном учебном пособии под стратегией будем понимать генеральную программу действий организации, отражающую логику бизнеса. Логика бизнеса определяет, за счет чего фирма может получить

Вопрос 84 Что такое делегирование?

Вопрос 84 Что такое делегирование? Ответ Делегирование как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Можно добавить к этому классическому определению: «лицу или группе

Вопрос 85 Что такое организационные полномочия?

Вопрос 85 Что такое организационные полномочия? Ответ Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации, совершать действия, принимать решения, направлять усилия работников на выполнение определенных задач.Почему

Вопрос 89 Что такое ответственность?

Вопрос 89 Что такое ответственность? Ответ Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Ответственность не может делегироваться ниже, подчиненному. Она остается за тем, кому были

Вопрос 91 Что такое единоначалие?

Вопрос 91 Что такое единоначалие? Ответ В соответствии с принципом единоначалия сотрудник организации должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед ним. В этом случае все формальные коммуникации проходят только по цепи команд. Сотрудник

Вопрос 100 Что такое функция контроля в менеджменте?

Вопрос 100 Что такое функция контроля в менеджменте? Ответ Функция контроля представляет собой действие оценки готовности к процессу достижения целей, выявления отклонений хода процесса достижения целей от запланированного и констатации факта и степени достижения

Вопрос 109 Как разрабатывается управленческое решение?

Вопрос 109 Как разрабатывается управленческое решение? Ответ Рациональное управленческое решение разрабатывается с помощью объективного аналитического процесса и применения научных, прежде всего количественных, методов.Решения могут приниматься относительно проблем

Вопрос 110 Что такое коллегиальность в менеджменте?

Вопрос 110 Что такое коллегиальность в менеджменте? Ответ Коллегиальность в менеджменте – различные формы участия работников в решении проблем и задач, стоящих перед организацией.Как уже отмечалось выше, решения бывают единоличными и коллегиальными.Если менеджер –

Читайте также: