Ступа в санчи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Большая Ступа в Санчи — великая ступа с изумительными пропорциями, самое важное сооружение на холме Санчи (Ступа 1), которое стоит прямо перед вами, если вы подходите к комплексу с севера. Изначально построенная Ашокой, впоследствии она была увеличена, и теперь кирпичная ступа находится внутри каменной. Сейчас ее высота составляет 16 м, а в диаметре она достигает 37 м. Большую Ступу окружает стена с четырьмя великолепно украшенными таранами (воротами), самыми красивыми буддийскими произведениями искусства в Санчи, если не во всей Индии.

Сэкономь на путешествии!

Тораны

Ворота Большой ступы установлены примерно в 35 г. до н.э., но все они были разрушены временем к моменту их находки британцами. Теперь их заменили. Сцены, вырезанные на колоннах и треугольных архитравах, -в основном из джатак, рассказов о земных перевоплощениях Будды. В этот период развития искусства Будду никогда не изображали прямо, а его присутствие определяли по узнаваемым символам. Лотос означал его рождение, дерево бодхи - просветление, колесо - его учение, а отпечатки ног и трон - его присутствие. Сама ступа также символизирует Будду.

Северные ворота, увенчанные сломанным колесом правосудия, сохранились лучше других. Среди изображений есть мартышка, предлагающая Будде чашу меда. Будда здесь представлен в виде дерева бодхи. На другом - чудо Шравасти, одно из нескольких чудес, изображенных здесь, когда Будда в виде дерева бодхи поднимается в воздух. Слоны поддерживают архитравы над колоннами, на каждой стороне бесстрашно висят изящно вырезанные якши (девы).

Потрясающе вырезанная фигураял-ши, свисающая с архитрава на восточных воротах, - одно из самых известных изображений в Санчи. На одной из колонн, поддерживаемых слонами, изображены достижения Буддой нирваны. Другая сцена - это сон Майи (Maya), матери Будды, о слоне, стоящем на луне, который приснился ей во время зачатия Будды. Прямо по центру главного архитрава изображен Великий уход, когда Будда (лошадь без всадника) отрекся от чувственной жизни и отправился искать просветления.

Львы, стоящие спина к спине на южных воротах - самых старых, - образуют государственный герб Индии, который можно увидеть на любой купюре. Эти ворота повествуют о буддийской жизни Ашоки, со сценами рождения Будды и Великого ухода. Здесь также изображена джатака Чххадданта, история, в которой Бодхисатва (Bodhisattva; Будда перед тем, как он достиг просветления) принял облик царя слонов с шестью бивнями. Менее любимая из двух жен царя слонов так сильно завидовала второй, что решила умереть с голоду и дала клятву, что переродится царицей Бенареса (прежнее название города Варанаси), чтобы отомстить мужу за то, что он недостаточно любил ее. Ее желание исполнилось, и, став королевой, она приказала охотникам найти и убить царя слонов. Но прежде чем охотник убил слона, тот протянул ему свои бивни. Этот поступок был настолько благороден, что королева умерла от угрызений совести.

Пузатые карлики поддерживают архитравы западных ворот, на которых изображены несколько самых интересных сцен. На главном архитраве мы видим Будду в семи разных реинкарнациях (три раза его символом является ступа и четыре раза - дерево). На обратной стороне одной из колонн изображено, как Будда сопротивляется искушению Мара (буддийской персонификации зла, ее часто называют буддийским дьяволом): демоны спасаются бегством, а ангелы торжествуют.

Другие ступы Санчи

Ступа 2 находится на середине западного склона (поверните направо от ступы 1). Если вы шли по главной дороге из деревни, можно спуститься вниз мимо ступы 2, но будьте готовы к лазанию через забор у подножия холма. Вместо ворот окружающую стену ступы украшают медальоны, наивные, но полные энергии и фантазии. Ступу окружают кольцом изображения цветов, животных, людей, многие из которых - герои мифов.

Ступа 3 стоит к северо-востоку от Великой ступы (если вы идете через главный вход, она будет слева). Она похожа по оформлению на Великую ступу, но немного меньше, и здесь только одни, но очень красивые ворота. Когда-то тут находились останки двух важных учеников Будды, Сари Путгхи и Махи Моггаллана (Sari Puttha; Maha Moggallana). Их перевезли в Лондон в 1853 г., но в 1953 г. они были возвращены и теперь покоятся в современной вихаре.

От древней Ступы 4 (II в. до н. э.) осталось только основание, расположенное за ступой 3. Между ступами 1 и 3 - небольшая Ступа 5. Раньше в ней находилась статуя Будды, которая теперь стоит в музее.

Колонны в Санчи

Среди разбросанных повсюду остатков колонн самая важная - колонна 10, которую построил Ашока и которая позже была разрушена. Две верхние секции с идеальными пропорциями и прекрасной резьбой лежат рядом со ступой 1; капитель (верх колонны, часто со скульптурными элементами) хранится в музее. Колонна 25 (налево от ступы 1) датируется эпохи империи Шунга (II в. до н.э.), другая, менее впечатляющая колонна 35 (справа от ступы 1) датируется V в. н.э.

Буддийские храмы

Храм 18 за Большой Ступой Санчи представляет собой чайтья (зал для молитв и собраний). Его стиль очень напоминает классические древнегреческие здания с колоннами. Храм датируется VII в. н.э., но под ним есть следы более ранних деревянных зданий. Слева расположен храм 17, который также напоминает греческую архитектуру. За ними - храм 40, датируемый эпохой Ашоки.

Прямоугольный храм 31 (за ступой 5) был построен в VI или VII в. Его реконструировали в X-XI вв. Здесь прекрасно выполненное изображение Будды.

Монастыри

Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окруженного монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты. Монастыри 45 и 47, стоящие на восточном хребте слева от ступы 1, датируются периодом перехода от буддизма к индуизму, поскольку в архитектуре есть четкие элементы, присущие индуизму. В одном из монастырей - две статуи сидящих Будд, один из которых восхитителен.

За монастырем 51, на полпути к подножию холма по направлению к ступе 2, находится Великая чаша, вырезанная в камне. Сюда клали еду и подношения для монахов.

Вихара

Археологический музей

посещение 5 рупий, бесплатно, если у вас есть билет на осморт ступ;
8.00-17.00 сб-чт

В этом замечательном музее небольшая коллекция местных скульптур. Главный артефакт -это капитель в форме льва с колонны 10, построенной Ашокой и датируемой III в. до н. э. Среди других интересных вещей стоит обратить внимание на якши, свисающую с мангового дерева, и красивые фигуры умиротворенного Будды из красного песчаника - самые ранние из найденных по всему миру. Здесь также есть несколько интересных фотографий местности до реставрации.

Информация

индийцы/иностранцы 10/250 рупий, машина 10 рупий, музей 5 рупий;
рассвет-закат

К ступам на вершине холма Санчи легко добраться по тропинке и каменным ступенькам в конце Моньюментс-роуд (Monuments Rd; это продолжение улицы, начинающейся от железнодорожной станции), где находится касса.

Если вы собираетесь к ступам на рассвете, купите билет за день. Помните: считается благоприятным ходить вокруг буддийских памятников по часовой стрелке.

В Санчи нет обмена валют, ближайший банкомат - в Видише. В нескольких местах на рынке возле автостанции есть интернет-кафе (час 30-40 рупий)

Дорога туда и обратно

Велосипед

На рынке возле автостанции можно взять велосипед напрокат (час/день 5/30 рупий).

Автобус

Между Санчи и Бхопалом регулярно ходят автобусы (25 рупий, 1,5 часа, 6.00-22.00), также есть рейсы в Видишу (8 рупий, 20 минут, 6.00-23.00). Лучше дождаться автобуса в деревне на перекрестке, чем идти на автостанцию, которая находится справа при выходе с железнодорожной станции.

Поезд

До Санчи из Бхопала можно доехать поездом. Дорога займет меньше часа, поэтому нет необходимости бронировать место: просто придите немного заранее, купите общий билет (7-21 рупий) и садитесь в поезд. Из Бхопала ходят шесть дневных поездов (8.00, 10.20, 15.15, 16.10, 18.00 и 20.55). Обратно - только четыре (8.00, 8.50, 16.30 и 19.10).

Большая Ступа в Санчи – один из самых выдающихся культурно-исторических памятников Индии, привлекающий внимание путешественников со всего мира. Огромный каменный курган, созданный по проекту самого Будды, сохранился и дошел до наших дней почти в неизменном виде.

Вид на Большую Ступу в Санчи

Общие сведения

Санчи – небольшая деревня, расположенная в центральном штате Мадхья-Прадеш в 46 км от его административного центра, города Бхопала. Славится большим количеством памятников ранней буддийской архитектуры, самым выдающимся из которых считается Большая Ступа, возведенная в ІІІ ст. до н. э. по распоряжению правителя Ашоки. Являясь наглядным символом Колеса дхармы, она стала не только первым в мире буддийским святилищем, но и послужила прообразом для всех последующих храмов, возводимых в честь прославленного духовного учителя.

Во ІІ ст. до н. э. в начале правления династии Шунгов Великая Ступа в Санчи была практически полностью разрушена. Со временем храм не только восстановили, но и значительно увеличили в размерах. После таких трансформаций старый кирпичный курган оказался внутри каменного, высота которого достигает 17 м, а диаметр составляет не менее 36 м. В течение последующих лет памятник пережил еще несколько изменений – рядом с ним появились 2 огромные колонны и 4 каменных ворот, заменивших собой полуразрушенную деревянную ограду.

Санчи продолжал оставаться крупнейшим центром буддийской культуры вплоть до 12 ст., но как только в центральной части Индии закрепился ислам, все буддийские святыни стали приходить в упадок. Вместе с ними опустел и сам поселок – к концу века он полностью утонул в песках и кустарниках. Возможно, мы так никогда и не узнали бы ни о самой деревне, ни о хранящихся в ней храмах, если бы не генерал британской армии Тейлор, который случайно наткнулся на это место в конце 1819 года. Спустя еще 100 лет здесь оборудовали музей, а в 1989 году все деревенские достопримечательности были внесены в Список ЮНЕСКО.

Архитектура ступы

Большая Ступа в Санчи представляет собой огромную каменную полусферу, лишенную каких-либо внутренних помещений, но хранящую в своих недрах главную реликвию буддизма – священные останки самого Будды и еще несколько вещей, связанных с его деятельностью. Как и круглая платформа, на которой держится это величественное древнее сооружение, она сложена из камня и серого кирпича. В окружении кургана находится просторная открытая терраса для проведения священных ритуалов, к которой ведут небольшие узкие лестницы.

Форма этого уникального памятника архитектуры подчинена строгим религиозным канонам, а каждый присутствующий элемент имеет глубокое сакральное значение. Так, полусфера ассоциируется с небесным сводом, хармики (небольшие мезонины с основанием в виде балкончика) – с божественной горой Меру, а каменный купол с нанизанными на него зонтиками, постепенно уменьшающимися в диаметре, — с восхождением человека к небесам.

Статуя около Большой Ступы в Санчи

Изначально Большая Ступа была покрыта белой штукатуркой, но со временем от нее не осталось и следа, впрочем, как и от деревянных монастырских построек, окружавших ее в прежние годы. А вот массивная каменная ограда, установленная по 4 сторонам света, сохранилась идеально. Главным украшением этой ограды являются так называемые тораны, внушительные въездные ворота, предназначенные для прохода торжественных процессий и совершения священного буддистского обряда.

На первый взгляд в этих торанах нет ничего примечательного: простая конструкция, состоящая из 3 столбов и такого же количества горизонтальных перекладин. Но если подойти к воротам поближе, можно увидеть, что вся их поверхность покрыта различными рельефными рисунками, создающими контраст с лаконичными и абсолютно гладкими стенами самого кургана. Ворота Большой Ступы в Санчи (Индия) нередко сравнивают с альманахом исторических, культовых и бытовых образов. Но главное даже не в этом – являясь свидетельством огромного прогресса, достигнутого индийскими зодчими в I ст. до н. э., рельефы этих сооружений стали еще и самым древним произведением искусства, найденным на территории Индии.

Скульптура около Большой Ступы в Санчи

Основная часть рисунков, нанесенных на тораны, связана с Великим Буддой. Правда, портретов самого учителя вы там не увидите. Дело в том, что в тот период развития искусства его рисовали не прямо, а в виде определенных символам – лотоса (появление на свет), дерева бодхи (просветление), колеса (буддистское учение), а также следов ног и престола (присутствие). В качестве последнего как раз-таки и выступает большой курган.

Из всех 4 ворот лучше всего сохранились северные, увенчанные сломанным колесом правосудия, поддерживаемые огромными каменными слонами и украшенные прекрасными полубожественными обольстительницами. Самым известным изображением этих торан является парящее дерево бодхи, ассоциирующееся с погружением Будды в состояние истинной благодати.

Архитравы западных ворот, поддерживаемые уродливыми карликами, демонстрируют 7 разных реинкарнаций великого учителя и сцену борьбы Будды с Марой, буддийским воплощением злых сил. Скульптуры львов, установленные спинами друг к другу на самых старых – южных – воротах, формируют государственный герб Индии, на фоне которого любят делать селфи многочисленные посетители комплекса. Еще одной особенностью этих торан являются сцены появления на свет и великого ухода Будды, отрекшегося от мирской жизни и отправившегося искать просветление (лошадь без всадника). Что касается четвертых ворот – западных – их главной гордостью является изображение колеса учения, к которому долгие годы приходят многочисленные паломники.

Элементы ворот около Большой Ступы

Практическая информация

Архитектурный памятник, расположенный по адресу Sanchi, Bhopal, Индия, работает с 8 утра до 5 вечера. Стоимость посещения составляет 3,5$.

Добраться до места назначения можно как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно.

Дорога от Бхопала до Санчи занимает меньше часа. Билет стоит 20 центов. Бронировать его заранее не стоит – достаточно прийти к кассам за 20-30 минут до отправления поезда. До деревни ходит 6 составов (08:00, 10:20, 15:15, 16:10, 18:00 и 20:55), назад возвращается только 4 (08:00, 08:50, 16:30 и 19:10).

На заметку! Еще одна электричка отправляется из Мумбаи. А вот экспрессы и скоростные поезда ходят только до города Видиша, расположенном в 10 км от деревни. Затем нужно пересесть на автобус или рикшу.

Автобус в Индии

Автобусы между поселком и Бхопалом курсируют с 6 утра до 10 вечера. На дорогу уйдет не меньше 1,5 часов. Билет стоит 40 центов.

На заметку! Регулярные автобусные рейсы ходят и до Видишы. Время в пути – 20 минут, билет стоит 10 центов. Первое отправление – в 6 утра, последнее – в 11 вечера.

Цены на странице приведены на октябрь 2019.

Полезные советы

Большая Ступа в Санчи является популярнейшим туристическим местом, но прежде чем начинать знакомство с главной достопримечательностью штата Мадхья-Прадеш, возьмите на заметку несколько полезных советов:

Паспорта разных государств

  1. Лучшим временем для посещения кургана является период с сентября по март, когда на улице устанавливается комфортная и абсолютно сухая погода. Если же собираетесь приехать в Индию летом (с апреля по июнь), приготовьтесь к 40-градусной жаре и постоянным дождям, размывающим дороги.
  2. Помимо великого буддистского святилища в Санчи есть несколько интересных архитектурных памятников. Чтобы осмотреть их все, купите билет на день.
  3. Хотите привлечь удачу? Местные жители верят, что для этого достаточно походить вокруг буддийских храмов по часовой стрелке.
  4. Обязательно возьмите с собой паспорт – в противном случае вас просто не пропустят.
  5. В деревне нет ни банкоматов, ни пункта обмена валют, поэтому запастись наличными лучше заранее (ближайший банкомат находится в Видише).
  6. Даже в зимний сезон в Индии довольно жарко – не забудьте взять с собой воду и легкий головной убор.
  7. Если вам срочно понадобился доступ к всемирной сети, отправляйтесь на рынок возле автовокзала – там есть несколько интернет-кафе, предлагающих услуги за 50 центов в час.
  8. Осмотр Большой Ступы лучше проводить с гидом, тем более что многие экскурсии проводятся на русском языке.
  9. Рядом с курганом есть музей и несколько сувенирных лавок, в которых можно купить вещицы ручной работы.
  10. Ни кафе, ни ресторанов на территории комплекса нет – если едите надолго, захватите перекус.

Большая Ступа в Санчи — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО:

Обновлено: 21 Май, 2021 Канди (Шри-Ланка) – древний город, с численностью населения чуть…

Обновлено: 22 Фев, 2020 Город Мафра (Португалия) – место, где была построена самая большая…

Обновлено: 4 Окт, 2019 Храм Солнца в Конараке – одна из древнейших…

Обновлено: 4 Окт, 2019 Эллора, Индия – небольшой торговый поселок, который, возможно,…

В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось не одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся сооружение, уникальная достопримечательность Индии, известная как Большая Ступа в Санчи.

панорама санчи

Она расположена в штате Мадхъя-Прадеш в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии. В II—I веках до н.э. она была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Из других исторических мест Индии, связанных с зарождением и становлением буддизма, следует отметить поселения Бодх-Гая, Сарнатх и Кушинагар. Четвертое священное место буддизма, Лумбини, расположено в Непале.

Большая Ступа в Санчи, архитектурные особенности

изваяния санчи

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх.

двор ступы в санчи

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

древности санчи

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

резные ворота

Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру.

каменные сценки ворот торана

Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

барельефы санчи

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

резные фигурки санчи

ворота торана

искусство санчи

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.

резьба ворот торана

Ворота святилища в Санчи — своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот — свидетельство большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н.э. и наиболее зрелое произведение искусства Индии той эпохи.

Основные темы рельефов — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, а также птиц и животных — слонов, львов. В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов. А фигуры якшинь — женских божеств природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и достопримечательностей Индии, включенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большая Ступа в Санчи

B III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм в Индии был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашока их было построено более 8 тысяч.

Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашока до наших дней дошло выдающееся сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал.

Большая Ступа в Санчи

Большая Ступа является самым древним из сохранившихся архитектурных сооружений буддизма в Индии. В II- I веках до н. э. она была перестроена из более древней и меньшей по размерам ступы. Ступа в Санчи — сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

Большая Ступа в Санчи фото 4

Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика — она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

Большая Ступа в Санчи, ворота

Вокруг ступы — массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Большая Ступа в Санчи, фото 3

Ворота святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, птиц и животных — слонов, львов.

Большая Ступа в Санчи фото 5

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Среди рельефов ворот в Санчи можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшини — женского божества природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, находятся в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Читайте также: