Структурный функционализм дюркгейма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Актуальностьструктурно-функционального метода для изучения восточной философии состоит в рационализации религиозных институтов Китая. Раскрытия социальной жизни древнего общества.

Цель курсовой работы: Провести анализ синологического исследования М. Гране в контексте "социального реализма" Э. Дюркгейма,

Объект исследования: анализ влияния структурно-функционального метода на концепцию М.Гране.

Предмет исследования: Базисные основания трудов М.Гране в их связи с методологией Э. Дюркгейма.

Задачи исследования:

1. Проследить эволюцию взглядов М.Гране с точки зрения структурно-функционального анализа.

2. Соотнести основные идеи трудов М.Гране с целеполаганием "социального реализма".

3. Показать какое значение имеет методология Э.Дюркгейма для исследований М.Гране.

ГЛАВА 1. МЕТОД СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА. ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. Социология строго должна изучать социальную действительность, обладающая специфическими качествами. При взаимодействии индивидов возникает и общество, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, влияющие на поведение людей. Основополагающей социологией Дюркгейма выступают социальные факты, как элементы действительности и выступающие как эмпирические факты [1] . Факты в свою очередь обособляются от индивидов и властвуют над ними и оказывают на них принудительное воздействие. Социальные факты делятся на две части материальные и нематериальные, но оба факта воздействуют с рождения на человека и при их нарушении сразу возникает дискомфорт. Тема социальной солидарности является центральной в социологии Дюркгейма, что в дальнейшем развивает Марсель Гране на древнекитайской цивилизации. Солидарность имеет базис разделения труда, у Гране базис разделения понятий. Дюркгейм так же тут выделяет два вида солидарности. Первая это механическая, пока в сознании не человека не образуется понятие разделения труда, что присуще в архаическом обществе и применяющееся Гране в своих работах. Вторая органическая, присуща обществу с разделением труда. В последней работе по социологии религии, он рассматривает религию как крайнюю форму нематериального социального факта. Она способствует поддержанию социальной солидарности и формируя социальные идеалы в обществе. Народ поклоняясь богу по Эмилю Дюркгейму, поклоняется обществу. Такую позицию можно проследить в дальнейшем и в работе Марселя Гране: “Дух китайской религии”, где он не утрачивает позиций своего учителя.

Структурный функционализм. Эмиль Дюркгейм исследует социальную систему на основе структурно-функционального понимания, что заимствует в последствии его ученик Гране и многие другие социологи. Ряд наиболее важных трудов, где прослеживается метод структурного функционализма: “О разделении общественного труда” работа 1893 года, “Правила социологического метода” 1895 год, “Самоубийство” 1897 год и значительный труд “Элементарные формы религиозной жизни” 1912 год. Действия человека или общества освещается только через социальные факты и только они могут пояснить взаимодействие людей и общественных групп. Факты разделяются на два класса. Первый- морфологический класс, заключающий в себя материальный характер. Второй- духовный соответствующий коллективным представлениям. Так в основе структурного функционализма лежит понятие социальных фактов. Социальные факты в свою очередь являются вещью. Социальные факты и вещи в совокупности образуют социальную систему. Для познания социальной системы необходимо будет в первую очередь эмпирически познать социальные факты, так же характер взаимосвязи и взаимодействие между собой. Пояснение социального социальным имеет название функционального анализа системы. Социальный факт в свою очередь, существует вне человека, как бы объективно и за ним можно наблюдать. Но порождены они взаимодействием людей и тут они не могут быть отделимы от деятельности человека, что прослеживается в дальнейших выводах Марселя Гране. Яркий пример моральных норм как социального факта, они существуют и качественно отличают в индивидуальном сознании и имеют основание коллективного сознания. Коллективное сознание преобладает над индивидуальным и задет характер поведения и норм. Метод структурного функционализма имеет характер определение конкретного факта в предшествующих ему других социальных фактах. Общество зависит от социальных функций, характера коллективного сознания и методов взаимодействий. Объяснение социальной жизни содержится в самом обществе как отмечает Дюркгейм. Анализ общества, выявление понятий и причин состоит в отыскании взаимосвязи социального явления от социальной среды. Структурный функционализм как метод открывает большие возможности в познании общества и тщательно разбирает и описывает все общественные явления их понятия. Единение причинного и структурного анализа Эмиля Дюркгейма образует новое явление социологический детерминизм.

“Элементарные формы религиозной жизни”. Делая сопоставление с теорией ученика Марселя Гране, который применяет данные Дюркгейма на древнем обществе Китая, важно выделить описание религии со стороны Эмиля Дюркгейма. Центральной работой о религии у Дюркгейма является: “Элементарные формы религиозной мысли”. Где прослеживается идея связи религии различных культур и попытка найти общие основания всех верований. Дюркгейм занимается поиском эмпирических фактов духовности, выходящих за рамки понятий Бога, духовности. У Марселя Гране в дальнейшем духовный аспект напрямую связан именно с социальной деятельностью общества. Эмиль Дюркгейм дает определение религии как: унифицированной системы верований и практик, связанных со священными предметами, то есть предметами обособленными и запрещёнными,- верований и практик, которые объединяют в одном-единственном нравственном сообществе, называемом церковью, всех тех, кто придерживается их, - в работе “Элементарные формы религиозной жизни”. В понимании религии Дюркгейм описывает три основные концепции религии: Идеи, которые не поддаются рациональному объяснению и чувства уважение и преданности к ним есть священные. Практики, которые вводят в коллективное возбуждение и наделение символов священным значением. И общество, придерживающееся этических принципов есть нравственное общество. Древнейший фундамент социального института это религия. Она производит остальные социальные нормы. Дает чувство огромного массового сознания. Свой метод он распространил на исследование тотемизма коренных жителей Австралии и Южной Америки. Там, Дюркгейм рассчитывал найти элементы соответствующие всем религиям. Отдавая тотемизму предпочтение как самой древнейшей религиозной формой. После работа получила сильнейшую критику. Наиболее четко её выразил современник Дюркгейма- Арнольд ван Геннеп. Ключевым моментом критики является информация, которую Дюркгейм брал от торговцев и религиозных деятелей. И тем самым располагал, не достаточно подтвержденными фактами, чем существенно отличается от Гране.

Ключом к пониманию функционализма Дюркгейма является его концепция социальных фактов. Только в свете социальных фактов можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. Социальные факты могут быть:

- морфологическими, т.е. материального характера

- духовными – "коллективные представления", которые оказывают особенно глубокое воздействие на человека.

Основным постулатом метода Дюркгейма является сформулированное им положение: "первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи". Вещь – это "всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума, это всё о чём мы можем сформулировать адекватные понятия простым приёмом мысленного анализа, это всё, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путём наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким".

Совокупность социальных факторов – вещей и составляет социальную систему, её институты, ценности и нормы. Чтобы познать социальную систему, её содержание и своеобразие, нужно эмпирически постигнуть такие её наиболее важные элементы, как социальные факты, а также характер связи и взаимодействие между ними. Объяснить социальное социальным, по выражению самого Дюркгейма, и есть функциональный анализ социальной системы.

И так, социальный факт существует объективно, вне индивида. Внешне он является объектом, его можно наблюдать. Но вместе с тем социальные факты порождены совокупными действиями людей, и в этом смысле они не отделимы от человека, его деятельности. Ценности и нормы, например, являются социальными фактами потому, что качественно отличаются от того, что содержится в индивидуальном сознании: у них как социальных фактов другое основание – "коллективное сознание". Существующие в каждом обществе коллективное сознание господствует над индивидуальным, приводит к установлению, закреплению определенных образцов поведения, типичных способов действия, общепризнанных правил, которые становятся объективными социальными фактами, детерминирующими чувства, мышление и поведение отдельных индивидов.

Ценности и нормы являются рычагами социальной регуляции. При этом социолог особо подчеркивает, что социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешние принуждения, а на нравственный авторитет общества и нравственное совершенство людей.

Важная сторона метода функционализма Дюркгейма заключается в том, что он видел причины существования данного конкретного факта других, предшествующих ему социальных фактов. Социологическое объяснение фактов, реальностей, явлений и процессов, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его коллективного сознания. Поэтому и объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества.

По мнению Дюркгейма, общество имеет определённые функциональные предпосылки, важнейшая из которых – потребность в социальном порядке. Это вытекает из человеческой природы, у которой есть две стороны:

· первая – эгоистическая: от части поведение людей детерминировано биологическими потребностями, которые реализуются в удовлетворение собственных интересов, что затрудняет интеграцию индивидов в общество;

· вторая сторона человеческой природы – способность верить в моральные ценности.

Общество, поддерживая эту сторону, обеспечивает тем самым возможность социальной жизни и стабильности.

Дюркгейм был далёк от мысли, что общество во все времена функционирует гладко. Напротив, в ряде своих работ он высказал предположение, что индустриальные общества могут придти в упадок. Такое станет возможным, если эгоизм приведёт к утрате обществом контроля над индивидами.

По Дюркгейму, важнейший вклад в общественную стабильность и развитие взаимодействия людей вносит труд, точнее, разделение труда между индивидами. С ростом разделения труда всё более важной интеграционной силой выступает безличная функциональная зависимость – никто больше не обеспечивает сам себя, каждый индивид начинает выполнять определённую социальную функцию, социальную роль. Разделение труда формирует личность, обуславливая различия между индивидами, развивающими личные способности и таланты в соответствии со своей профессиональной ролью.

Надо отметить, что причинный анализ социальных фактов, по Дюркгейму, - это отыскание зависимости социального явления от социальной среды. Такой подход мог бы открыть более широкие возможности в познании общества, если бы социолог указал на социальные, экономические, исторические источники такой зависимости. Но он ограничился лишь функциональной стороной. Социолог ратовал за единство причинного анализа с анализом структурным, что и составило специфику интерпретации общества, которую сам он обозначил термином "социологический детерминизм".

Функционализм Роберта К.Мертона:

"Высокая" теория Парсонса стала объектом критики со стороны социологов, которые не разделяли его "схоластическую", "формалистическую" концепцию. К ним в первую очередь относится Роберт Кинг Мертон (1910). Он спорил с Парсонсом и по конкретным аспектам развил и переосмыслил целый ряд его теоретических положений.

Мертон является создателем более совершенной, динамичной, эмпирически обоснованной теоретической системы. Свою теорию он называл теорией "среднего уровня" или "среднего радиуса действия". Это по существу многочисленные промежуточные теории, такие как теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, бюрократической структуры и т.д.

Первая крупная проблема при рассмотрении социологической теории Мертона это, во-первых, выяснение дилеммы: кем является социолог, какое направление он представляет - структурализм или функционализм? Во-вторых, какое место занимает социальная структура и структурный анализ в его теории? Сам Мертон исходит из того, что функционализм и структурализм нераздельно взаимосвязаны как направления единой теории социальной системы. Функционализм это и есть теоретическое и динамическое представление о работающей социальной структуре, взаимодействии ее компонентов. В рамках структурно-функциональной парадигмы функционалист, прежде всего, должен быть структуралистом. Это обобщенно проявляется в его подходе к предмету социологии, задачей которой является "ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения".

Таким образом, благодаря объединению двух направлений - функционализма и структурализма, двух способов мышления и анализа в единую теорию, он разработал более конкретные и действенные концепции социальной структуры, отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов и др. Как считает социолог, любая структура не только сложна, но и внутренне асимметрична: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжения, противоречия.

Рассмотрим, каковы главные и общие характеристики мертоновского функционализма.

Это вторая крупная проблема.

Теория функционализма Мертона состоит как бы из двух взаимосвязанных аспектов: критического и творчески-новаторского.

Мертон считает неверным применение трех взаимосвязанных постулатов в функциональном анализе, которое имело широкое распространение в антропологии, а затем и в социологии.

1. "Постулат функционального единства общества". Из этого утверждения следует, что любая часть социальной системы функциональна для всей системы. Однако Мертон утверждает, что в сложных, сильно дифференцированных обществах это "функциональное единство" сомнительно. Например, в обществе с разнообразием верований религия имеет тенденцию скорее разделять, чем объединять.

Далее, идея функционального единства предполагает, что перемена в одной из частей системы приведет к изменениям во всех других. И снова Мертон утверждает, что это нельзя принимать как должное, настаивая на конкретном исследовании. Он утверждает, что в сильно дифференцированных обществах его институты могут иметь высокую степень "функциональной автономии".

2. "Постулат универсальности функционализма" утверждает, что "все стандартизированные социальные или культурные" нормы имеют позитивные функции". Мертон же считает, что это утверждение является не только упрощенным, но может быть и неправильным. Социолог предлагает исходить из посылки, что любая часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна!

3. Мертон подверг критике и "постулат обязательности", согласно которому некоторые институты или социальные oбpaзoвания являютcя атрибутами для общества, (в этом свете функционалисты часто рассматривали религию). Критикуя этот постулат, Мертон утверждает, что те же самые функциональные требования могут удовлетворяться альтернативными институтами. По его мнению, нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия являются атрибутами всех человеческих обществ. Для замены идеи обязательности, социолог предлагает концепцию "функциональных эквивалентов" или "функциональных альтернатив".

Концепцию Мертона о явных и латентных (скрытых.) функциях можно рассматривать в качестве наиболее позитивного и весомого его вклада в функциональный анализ. Только узко мыслящий практик-эмпирик ограничивается изучением явных функций. Вооруженный понятием скрытой функции, социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая не является видимой.

Таким образом, определяя место Мертона в структурном функционализме, можно сказать, что он не только органично объединил теорию, метод и факты, создав "теорию среднего уровня", но его теоретические положения приобрели характер метода в эмпирическом и теоретическом аспектах. Тем самым он во многом преодолел абстрактность теории Парсонса.

Содержание

Структурные элементы

Структурные элементы — любые устойчивые образцы деятельности людей.

Истоки

У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Огюст Конт

Создатель социологии Огюст Конт провозгласил главной задачей социологии поиск объективных, не зависящих от конкретного человека законов общественного развития.

Герберт Спенсер

Английский философ и социолог Герберт Спенсер также рассматривал общество на уровне институтов и функций. Социология, по Спенсеру, — наука об изучении структурных и функциональных изменений, которые проходят общества.

Спенсер предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества, которая объясняла социальные изменения, характер общества законом усредненного уровня развития его членов. Эволюция, по Спенсеру, предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям: от разъединенности к интеграции, от однородности к дифференциации и от неопределенности к определенности, упорядоченности. Эволюция приводит к одновременным изменениям в структуре и функциях.

Эмиль Дюркгейм

Французский социолог Эмиль Дюркгейм обосновал новый взгляд на общество, его структуры и людей — социальный реализм. Его суть заключается в том, общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая, во-первых, автономна по отношению к другим видам реальности, во-вторых, развивается по своим собственным законам; в-третьих, имеет место примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, то есть индивидуальная реальность считается вторичной.

Предмет социологии Дюркгейма — социальный факт. Социальный факт является внешним по отношению к индивиду. И оказывает на него принуждающее воздействие. Социальные факты могут быть материальными (само общество, его социальные структуры) и нематериальными (мораль, ценности и нормы, коллективное сознание, верования).

Основные положения

1) Общество рассматривается как система;

2) Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей;

3) Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).

Структурно-функциональный методологический подход в социологии трактует общество как систему, у которой есть своя структура, а также механизмы взаимодействия входящих в нее элементов, имеющих собственную функцию. Структурный функционализм в социологии – наша тема сегодня.

Создал эту теорию Толкотт Парсонс, который в своей научной работе опирался на концепции философов Герберта Спенсер и Эмиля Дюркгейма.

Также косвенное влияние на создание структурно-функционального подхода оказал социальный антрополог, родом из Польши, но живущий в Великобритании Бронислав Малиновский.

Структурный функционализм в социологии

Основная мысль структурного функционализма заключается в том, что любая система старается поддержать равновесие и согласовать различные элементы между собой, чтобы добиться максимальной гармонии между ними.

Ученик основоположника – Роберт Мертон вложил очень много сил в развитие структурного функционализма, а также адаптировал его к практической деятельности. Так, Мертон уделил много времени проблеме дисфункций. Структурные элементы – это образцы деятельности людей.

Структурный функционализм в социологии

Истоки

Началось развитие структурного функционализма с работ первых социологов: Огюста Конта, Герберта Спенсера (он еще является философом, просто вложил много сил в развитие социальной философии, которую некоторые ученые отождествляют с макросоциологическим уровнем знания), а также Эмиля Дюркгейма.

Они желали того, чтобы создать такую общественную науку, которая могла бы узнавать о существовании определенных законов общественного развития, а также обосновывать их.

Огюст Конт

Основатель социологической науки Огюст Конт объявил центральной целью социологии исследование объективных (то есть, таких, которые не зависят от конкретного человека) законов развития социума. Конт был по своей природе позитивистом и натуралистом.

Первая была направлена на исследование того, как структуры социума функционируют, каким образом между ними и обществом в целом происходит взаимодействие. В первую очередь он исследовал особенности функционирования основных социальных институтов (семьи, религии и так далее), и какая их роль в социальной интеграции.

Социальная динамика была направлена на осмысление существующих проблем развития общества, а также характера изменений в нем. Ученых хотел создать, как он сам говорил, абстрактную историю, не имеющую ни имен, ни отношения к определенным народам.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер был английским ученым, занимающимся исследованием в рамках социологии и философии. Он также видел общество, как систему институтов и функций, которые они выполняют.

Социология, как говорил этот ученый, – наука, изучающая структурные и функциональные изменения общества. В этом плане были развиты идеи социальной динамики Огюста Конта.

Спенсер предложил интересную эволюционную теорию социума, которая раскрывала социальные изменения, а также характер всего общества на основе усредненного уровня развития каждого входящего в него члена.

Эволюция, как говорил Спенсер, предполагает постоянное изменение в сторону прогресса, действующим в трех направлениях: к интеграции, к дифференциации и к определенности. Эволюция заканчивается изменениями как в структуре общества, так и в функциях, выполняемых отдельными его элементами.

Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм является французским социологом, имя которого знают не только в научных кругах, но и общественных. Он дал новый взгляд на социум, его структуру и входящих в него личностей и назвал его социальным реализмом.

Его суть – общество, несмотря на зависимость от конкретных действий каждого входящего в него индивида, обретает самостоятельность, если смотреть на него как целостность и в динамике. Во-вторых, каждое общество имеет собственные законы, по которым оно развивается, а в-третьих, существует примат структур и функций, относящихся к входящему в него индивиду.

Проще говоря, индивидуальность отходит на второй план, когда речь идет о функционировании общества как системы.

Предметом социологии Дюркгейма является не личность и даже не группа, а социальный факт, который имеет внешнюю по отношению к индивиду природу и принуждает его к чему-либо. Они могут быть любыми:

  1. Материальными. Сюда входит само общество, его структура и функции.
  2. Нематериальными. Мораль, ценности, социальные нормы и существующие в данном обществе положительные и отрицательные санкции.

Основные положения структурного функционализма

  1. Общество – это полноценная система, а потому любые законы системного анализа на него распространяются. В частности, общество не сводится к простой сумме входящих в него членов, оно имеет относительную самостоятельность, хоть и зависит в какой-то степени от других обществ.
  2. Процессы этой системы изучаются с точки зрения входящих в нее частей и их взаимодействия, но всегда первичное значение придается целостности.
  3. Система все равно ограниченная. Проще говоря, внутри нее существуют процессы, которые направляются на сбережение целостности ее границ. Примером такого структурного элемента является армия.

Недостатки структурного функционализма

  1. В теории Парсонса конфликтов не существовало, хотя по факту они есть. Типичным примером конфликта в обществе является гражданская война.
  2. Парсонс не предусматривал эволюции и иных форм развития общества. Потом у него были попытки исправления этого недочета, но времени, чтобы проработать этот вопрос на должном уровне, у него уже не оставалось.
  3. Парсонс ввел ограничения на функции социальных подсистем. Так, их выделяют всего четыре, хотя для выживания системы может быть намного больше функций.

Вот такие мысли про структурный функционализм в социологии мы вам дали.

Структурный функционализм в социологии видео

Читайте также: