Структурные модели коммуникации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Таким образом можно выделить 4 базовых элемента:

5) Коммуникатор (источник)

8) Коммуникант (получатель)

Важное значение имеют коммуникативное действие и акт, а также эффект.

Эффект - выраженный или в поведении, или во внутреннем состоянии, или в отношениях субъектов К. последствия коммуникативной деятельности.

Имеется мнение о том, что первая из известных моделей была предложена еще Аристотелем. В “Риторике” древнегреческий философ отмечает, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Таким образом данную модель можно представить в следующем виде:

Оратор – Речь – Слушатель.

Данная модель универсальна – она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной форме. Элементы данной модели, хотя и в измененном виде, воспроизводятся в последующих моделях коммуникации.

Только с развитием в XX в. массовых коммуникаций через радио, кино, телевидение и под влиянием потребности в совершенствовании методов пропаганды классическая модель претерпела изменения.

В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэл разработал модель коммуникации для ведения пропаганды в армейских подразделениях. Но эта модель могла быть использована и для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия. Элементы коммуникации включены в модель в порядке ответа на последовательно возникающие вопросы:

КТО сообщает – ЧТО сообщает – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ

Данная модель отражает структуру коммуникационного процесса и может использоваться как инструмент исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

Тогда как модель Шэннона-Вивера представляет процесс коммуникации с чисто технологической стороны, социально-психологическая модель Ньюкомба (часто именуемая А-В-Х моделью) рассматривает отношения между участниками и объектом коммуникации и описывает влияние этих отношений на характер и результат коммуникативного взаимодействия.

В качестве рабочей модели Ньюкомб предложил ситуацию элементарного коммуникативного взаимодействия, в которой два субъекта (А и В) вступают в коммуникацию по поводу некоторого внешнего по отношению к ним объекта Х.

Согласно Ньюкомбу понятие ориентации может быть описано в терминах позитивных (+) или негативных (-) аттитюдов. Позитивный аттитюд характеризуется симпатией к объекту и стремлением к взаимодействию с ним, негативный – антипатией и избеганием объекта.

Понятие аттитюда введено в социальную психологию Г. Олпортом.

По Дэвиду Майерсу аттитюд - это – благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция, проявляемая в убеждениях, чувствах и преднамеренном поведении.

Как полагает Ньюкомб, коммуникация в своем элементарном виде возможна в том случае, когда два субъекта – А и В испытывают потребность в ориентации и выработке аттитюдов по отношению к внешнему объекту "Х" и друг относительно друга.

Графическое изображение модели Ньюкомба имеет следующий вид:

Рис. 5.2. Социально-психологическая модель Т.Ньюкомба

А В – межсубъектный аттитюд АВ;

А В – межсубъектный аттитюд ВА;

АХ – субъектно-объектный аттитюд "АХ";

ВХ - субъектно-объектный аттитюд "ВХ".

Отечественный специалист по семиотике Юрий Воронцов в линейную модель

коммуникационного процесса, включающую пятнадцать компонентов, ввел дополнительноразличные фильтры и поля:

1. Источник коммуникации.

4. Коммуникационный канал.

7. Источник механических помех.

8. Источник семантических помех.

9. Классовые и социальные фильтры.

12.Поля коммуникационной обстановки.

Один из основателей семиотики Чарльз Пирс поставил перед собой задачу описать механизм знаковой деятельности человека. Это не модель знака, а именно модель знаковой деятельности человека. Еще ее можно обозначить как прагматическую модель коммуникации.Треугольник Пирса выглядит следующим образом.

Знак S Объект О

(Субъективный знак в сознании субъекта S) (Денотат, референт)

Рис. 6.1. Треугольная модель знаковой деятельности человека (по Ч.Пирсу)

В модели Пирса отражены несколько видов отношений:

§ объект "О" – знак "О" – наименование знака, присвоение ему имени, выработка в рамках общности конвенции о соответствии данного объекта и его знака;

§ знак "О" – объект "О" – нормативное обозначение конвенциональным знаком объекта в сознании всех членов данной общности (знак обозначает объект);

§ "знак О" – знак "S" - субъект воспринимает и интерпретирует знак объективный знак и на его основе формирует субъективный знак;

§ объект "О" – "знак "S" – субъект формирует субъективный знак на основе прямого взаимодействия с объектом.

Коммуникации в современной литературе определяются или как действие (в качестве одностороннего процесса передачи сигналов без обратной связи), или как процесс взаимодействия (двусторонний процесс обмена информацией), или как коммуникативный процесс, коммуникаторы в котором непрерывно и поочередно выступают в качестве получателя и источника информации.

В соответствии с точками зрения, представленными в научной литературе, разные модели коммуникации появляются на основании различных задач, стоящих перед исследователем. Исследователи разделяют их по разным параметрам:

  • социологическим;
  • психологическим;
  • семиотическим.

Модели коммуникации по Г. Г. Почепцову

В соответствии с подходом Г. Г. Почепцова выделяют модели коммуникации:

  • психологические и социологические модели коммуникации;
  • модель коммуникации с точки зрения PR, пропаганды и рекламы;
  • семиотические модели коммуникации - в социологии и психологии были разнообразные модели коммуникации. Анализ коммуникации осуществляется активно на основании их современных подходов;
  • модели имиджевой коммуникации;
  • модели мифологической коммуникации;
  • модели психотерапевтической коммуникации;
  • модели пропагандистской коммуникации;
  • модели аргументирующей коммуникации.

Модель коммуникации по Ф. И. Шаркову

Подход основывается на классической позитивистской методологии субъектно-объектных диспозиций. Данная модель представлена концепциями системного подхода, структурного функционализма, компьютерной футурологии, технологического детерминизма, информационного общества и др. Социальные коммуникации в этом подходе базируются на системных функциях и связях. Коммуникативные технологии ставят перед собой задачу сконструировать необходимый образ субъекта и определенных социальных связей в системе. Данную модель можно сравнивать с принципами классической кибернетики, предполагающими жесткий контроль над деятельностью системы, одновременно исключая все ненужные элементы и взаимосвязи.

Современные модели коммуникаций

Все модели коммуникаций можно классифицировать по форме, содержанию, функциям, задачам и целям. На сегодняшний день практическое применение в интегративных системах имеют несколько моделей коммуникации.

Авторитарная модель – данная модель базируется на жестком административно-управленческом контроле над деятельностью СМИ и максимальном ограничении свободы информации. Эта модель описана исследователями Д. Маккуэйлом и У. Шраммом.

Двусторонняя асимметричная модель - в данную модель включают обратную связь, при этом сохраняя власть коммуникатора над коммуникацией, что и формирует асимметрию определенного рода. Двусторонняя асимметричная модель - одна из четырех моделей, которые были предложены Т. Хантом и Дж. Груингом, появившаяся в 20-е гг. XX в.

Неклассическая методология - базируется на когнитивной модели субъектно-объектных отношений касательно объекта. Ю. Хабермас, немецкий философ, автор данной методологии, предпочитал постулаты позитивной науки в изучении и анализе социальных субъектов. Инструментом осуществления практических интересов человека он называл межличностные коммуникации ("интеракции") как способ высвобождения, эмансипации от различного рода влияний (политики, экономики и т.п.) и принуждений. Ю. Хабермас различает "истинные" коммуникации и "ложные" коммуникации, обосновывает "техническую рациональность" транспозиции технических методов и средств на межличностные коммуникации.

Постнеклассический подход природу социального сводит к субъектно-субъектным отношениям, при этом объектность исключая. Общество в соответствии с данным подходом рассматривается в качестве сети коммуникаций, а коммуникациям свойственна возможность самоописания общества и его самовоспроизводства (принципы аутопоэзиса и самореферентности Н. Лумана). Коммуникация в этом случае выступает в качестве активной самоорганизующаяся среда, где самые простые социально-коммуникативные системы устанавливаются посредством взаимного согласования переживаний и действий присутствующих участников коммуникации. Общество охватывает все действия, достигаемые для соотнесения друг с другом в процессе коммуникации. Действие воспринимается в качестве подлинного элемента социальной системы, которое воспринимается и производится в ней в соотнесении (коммуникации) с иными действиями-событиями.

Не останавливаясь детально на всех моделях, рассмотрим самые известные модели.

Модель Аристотеля

В своем труде "Риторика" древнегреческий философ писал:

"Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)".

На первый план в устной речи ставится ораторское искусство. Однако необходимо отметить, что во времена Аристотеля речь ораторов предназначалась не только для произнесения, а и для прочтения. Об этом Аристотель упоминает в произведении "Риторика" (кн. 3, гл. 12), подчеркивая самодостаточность письменной речи.

Таким образом, представленная модель является универсальной: она описывает коммуникативный акт в устной и письменной формах.

Модель Лассуэлла

В 1948 г. Г. Лассуэлл, американский ученый, предложил свою модель коммуникации, которая стала классической моделью в социологии массовой коммуникации. Формула Г. Лассуэлла – не только модель, отражающая структуру коммуникационного процесса, но и модель исследования данного процесса, его отдельных элементов и структуры.

Таблица 1 – Формула Г. Лассуэлла

Согласно данной структуре Г. Лассуэлл определял ряд разделов исследования коммуникации, каждый из которых дает ответ на соответствующий поставленный вопрос:

анализ управления процессами массовой коммуникации – ответ на вопрос "кто?" рассматривает факторы, открывающие и направляющие сам акт коммуникации (это сам коммуникатор в первую очередь);

анализ аудитории (специализированной, массовой), которая является жизненно важной для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекают социологические службы, результаты анализа которых используют профессиональные вещательные корпорации, рекламодатели и т.д.;

Модель Г. Лассуэлла как одна из ведущих парадигм теоретического осмысления коммуникации получила широкое признание. Это обусловлено ее удачной формулировкой, которая дает возможность включать не только теоретические положения, но и большое количество эмпирических данных.

  • "кто?";
  • "в какой ситуации?";
  • "с каким намерением?";
  • "используя какую стратегию?";
  • "с какими ресурсами?";
  • "с каким результатом?";
  • "оказывает влияние на какую аудиторию?".

Эта модель отражает бихевиористский подход к коммуникации, заключающийся в простом воздействии коммуникатора на реципиента, который является объектом, так либо иначе реагирующим на принятую информацию.

Таблица 2 - Модель коммуникации Г. Лассуэлла

Формула коммуникативного процесса Г. Лассуэлла является одновременно и моделью исследования коммуникативного процесса, и развернутым планом коммуникативного действия. Одновременно, данной модели присущ существенный недостаток - она монологична, в состав модели не входит обратная связь, благодаря которой коммуникация рассматривается не однонаправленно и не "сама по себе", а в качестве двустороннего процесса и в ее отношении к политическому, экономическому, культурному, социальному и другому контексту. Это важно для массовой коммуникации, в первую очередь, в кризисных ситуациях жизни общества, актуализирующих результаты деятельности СМИ и ее трактовку в массовом сознании общественности.

Модель бихевиоризма

Модель Шеннона - Уивера

Избыточность в коммуникации, согласно К. Шеннону, можно достичь при многократным повторении информации, или ее дублировании с применением иных каналов связи. Таким образом, появляется модель двух - или многоканальной коммуникации. Достоинством данной модели является то, что с ее возникновением появилось представление о количестве и скорости передаваемой информации. Модель Шеннона – Уивера, вместе с этим имеет и ряд ограничений:

  • абстрагированность от сущности передаваемой информации (все внимание обращено лишь на ее количество);
  • механистичность (в основном отражает технические способы коммуникации, а индивид в нее включается лишь как "источник" или "приемник" информации);
  • отсутствие обратной связи, однонаправленный линейный характер коммуникативного процесса.

Циркулярная (циклическая) модель коммуникации

Была предложена в работах Ч. Осгуда и У. Шрамма.

Двухканальная модель речевой коммуникации

Разработана В. П. Морозовым, отечественным психологом, в которой коммуникация показана в виде двухканальной системы, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В. П. Морозовым коммуникация представлена как двухканальный процесс, который состоит из речевого лингвистического, вербального и экстралингвистического невербального каналов.

Данная теория базируется на схеме Шеннона, в соответствии с которой каждая система коммуникации является взаимодействием ряда основных частей:

  • источника информации - человека, который передает информацию;
  • сигнала – транслирует информацию в закодированном виде;
  • слушателя или приемника – обладает навыком декодировать информацию.

В этой модели была учтена роль функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной.

Двухступенчатая модель коммуникации

Теория "Спираль тишины/молчания"

"Спираль тишины/молчания" была разработана Э. Ноэль-Нойман. В соответствии с данной теорией средства массовой коммуникации могут производить манипуляции общественного мнения за счет передачи слова меньшинству вместо большинства.

В соответствии с ее гипотезой человек, который ощущает себя в меньшинстве, не высказывает свое мнение, тем самым становясь частью большинства. Когда же масс-медиа производят коррекцию картинки реального распределения, делая большинство меньшинством, оно замолкает. В массовой коммуникации, таким образом, представленной оказывается лишь одна сторона. Иная сторона замыкается в себе.

Э. Ноэль-Нойман пишет: "Дважды мне приходилось наблюдать "сдвиг последней минуты", давление общественного мнения, что приносило кандидату дополнительные 3-4% голосов. Лазарсфельд, будучи свидетелем этого явления, еще в 1940 г. во время выборов американского президента назвал его "эффектом оркестрового вагона", за которым следуют другие. Согласно же общепринятому объяснению, каждому как бы хочется быть с победителем, считаться тоже победителем".

Основой данного явления считают страх человека, который является по своей природе, существом социальным, и оказаться в изоляции одиночества не хочет.

ü во-вторых, как схематизированное, упрощенное отражение реального коммуникативного процесса, необходимое как инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом. В этом случае модель выступает в качестве алгоритма, в рамках которого данный процесс и осуществляется.

Существует огромное количество коммуникативных моделей, каждая из которых по-своему отражает структуру, элементы и динамику процесса коммуникации. Рассмотрим некоторые модели, наиболее важные с точки зрения процесса коммуникации. Большинство из них было создано в ХХ веке. Но первая из известных моделей была предложена еще Аристотелем.

Рис. 2.1. Модель Аристотеля

Эти элементы, хотя и в измененном виде, воспроизводятся и в последующих моделях коммуникации. Греческая традиция искусства риторики была продолжена в Средневековье и оставалась практически неизменной вплоть до ХХ века.

1) источника информации (отправитель, коммуникатор, адресант);

2) приемника (получатель, реципиент, адресат);

Кроме того, модель предусматривала еще один практически всегда присутствующий фактор, затрудняющий информационный обмен, – фон, который образуют различные шумы, помехи и т.д.[44]

Вскоре после публикации статьи К. Шеннона социолог Гарольд Лассуэлл, анализируя общение между людьми, создал модель коммуникативного процесса, которая включала в себя уже 5 элементов:

3) Как? (осуществляется передача) – канал

5) С каким эффектом? – эффективность (обратная связь).

Интерактивная (циркулярная) модель представлена на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Интерактивная (циркулярная) модель коммуникации

Рис. 2.4. Трансакционная модель коммуникации

Модель двухканальной структуры речевой коммуникации.Отечественный психолог В.П. Морозов предложил оригинальную модель, в которой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В целом он придерживается получившей широкое распространение схемы Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой взаимодействие трех основных частей:

1) источника информации (в данном случае говорящего человека, генерирующего и передающего эту информацию);

2) сигнала, несущего информацию в закодированной определенным образом форме (в данном случае в форме акустических особенностей речи и голоса);

3) приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию (в данном случае – слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия – слушателя).

Однако, имея в виду сложную вербально-невербальную природу системы речевой коммуникации и целый ряд принципиальных отличий невербальной коммуникации от собственно речевой, В.П. Морозов представляет коммуникацию как двухканальный процесс, состоящий из вербального, собственно речевого лингвистического, и невербального экстралингвистического[46] каналов.

Особенность данной модели состоит в учете роли функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной. Исследованиями асимметрии, начатыми еще в XIX в. и продолженными в наше время Р. Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., доказали ведущую роль левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики. Вместе с тем ряд современных зарубежных и отечественных работ, в том числе и В.П. Морозова, свидетельствуют о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации.

Это обстоятельство нашло отражение в теоретической модели (рисунок 2.5.) в виде разделения вербального и невербального каналов во всех звеньях системы коммуникации: в начальном (источник речи), в среднем (акустический сигнал) и в конечном (приемник речи, слушатель). Таким образом, вербальный и невербальный каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.

Рис. 2.5. Двухканальная структура речевой коммуникации

Вместе с тем между вербальным и невербальными каналами имеет место теснейшее взаимодействие и взаимовлияние, что на схеме отмечено вертикальными стрелками. Две категории обратных связей (ОС) на схеме обозначают: ОС-1 – систему собственно сенсорного самоконтроля говорящим процессов образования его речи, и ОС-2 – контроля говорящим результатов воздействия его речи на слушателя[47].

В литературе встречается и другое ее название, по месту создания – Станфордская модель коммуникации.

По мнению М.А. Василика[48], данная модель является наиболее простой и удобной для знакомства с особенностями коммуникативного процесса, благодаря:

ü наличию именно этих составляющих практически во всех иных описаниях коммуникации;

ü достаточно явно проявляющимися комбинациями именно этих элементов в конкретных коммуникативных актах;

ü ее практической направленности, позволяющей разработать конкретную стратегию коммуникации с учетом характеристик всех составляющих ее элементов.

Таким образом, модель ИСКП можно считать базовой при рассмотрении отдельных элементов коммуникативного процесса. Однако она обладает тем же недостатком, что и ряд моделей описанных выше: она монологична, однонаправлена – ее нельзя считать полной без учета результата коммуникации и обратной связи. Следовательно, данная модель при описании реального коммуникативного акта должна быть дополнена еще целым рядом исследуемых единиц – элементов.

2.3. Характеристики основных элементов коммуникативного процесса[49]

По поводу каждого элемента предпринято много разнообразных исследований.

Коммуникатор говорящий человек, генерирующий и передающий информацию.

Характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, всесторонне описаны, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:

ü открытая –коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

ü отстраненная –коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

ü закрытая –коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью которая преследуется в коммуникативном воздействии. Каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия[50].

Реципиент– участник коммуникативного процесса, обладающий свойством декодировать указанную информацию, в данном случае – слуховую систему, мозг и психику субъекта восприятия. Именно для него, собственно, и осуществляется коммуникация. Реципиентом может быть одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть. Когда в роли реципиента выступает более чем одно лицо, его (реципиента) называют аудиторией коммуникации.

ü физический контекст коммуникативного события включает его местоположение, условия окружающей среды (освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток. Каждый из этих фактов может повлиять на коммуникацию. Например: босс сидит за столом в своем кабинете и говорит с подчиненными – это один контекст, а босс разговаривает с теми же людьми за круглым столом в конференц-зале – это другой контекст.

ü исторический контекст включает в себя связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникативных эпизодах и влияющие на понимание текущей ситуации.

ü психологический контекст включает в себя настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.

ü культурный контекст включает в себя убеждения, ценности, отношения, социальную иерархию, религию, роли групп и понятие времени[56].

Итак, коммуникативные каналы материальная сторона социальной коммуникации. Развитие человечества от первобытного варварства до постиндустриальной цивилизации сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникативных каналов. Разделяют каналы

ü невербальныйканал – древнейший из коммуникативных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Он представляет собой наследие зоокоммуникации. Содержание зоокоммуникации – демонстрация переживаемых эмоциональных состояний – гнев, боль, страх и т.д. Животными используются звуковые сигналы, позы, движения, напоминающие жесты, например, щенок виляет хвостом, когда он доволен, прижимает уши и оскаливает клыки, когда притворяется сердитым. Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между людьми.

Палеолингвисты полагают, что австралопитекине выходили за пределы нечленораздельной речи в составе зоокоммуникаций; питекантропывладели примитивной диалоговой речью, состоящей из слов-предложений; неандертальцыстроили простейшие грамматические конструкции, подобно малограмотным и начинающим говорить детям; наконец неоантропы, видимо, освоили монологовую речь со сложной грамматической структурой.

б) искусственные каналы. Потребность в искусственных коммуникативных каналахвозникает тогда, когда коммуникатор и реципиент лишены непосредственного контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существуют социально-культурные смыслы, нуждающиеся в передаче в социальном времени и пространстве.

Для удовлетворения этой первичной коммуникативной потребности использовались два искусственных канала, которые появились если не одновременно, то сравнительно скоро после формирования неоантропов:

ü канал иконических документов – графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения;

ü канал символьных документов – амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный магический смысл, а также языческие идолы и вообще изображения богов.

Невербальный и вербальный каналы в их неразрывном единстве послужили исходной базой для формирования устной коммуникации; иконический и символьный каналы положили начало письменной коммуникации.

XX век стал свидетелем второй технической революции, плодами которой явились фототелеграф и телевидение, видеозапись и компьютерная связь, электронная почта, интернет. Вторая техническая революция знаменовала появление нового рода социальной коммуникации – электронной.

Таким образом, существуют два естественных канала: вербальный и невербальный (устная коммуникация) и два искусственных: письменный и электронный.

Шум любой внешний, внутренний или семантический раздражитель, мешающий процессу обмена информацией[59].

ü физические (внешние) шумы – это предметы, звуки и другие стимулы окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей оттого, что говорится. Например, шумное помещение или человек дает вам нужную информацию, а в это время по радио звучит ваша любимая песня.

Если сравнить направления исследований в 1950 – 1970-х гг. и в 1980 – 2008 гг., то можно констатировать изменения в понимании обратной связи. Раньше обратная связь была одним из основных методов бихевиорального подхода, где реципиент играл пассивную роль. Обратная связь теперь понимается как процесс взаимодействия коммуникатора и реципиента, подразумевавших активность обеих сторон. Конец ХХ в. отмечен преобладанием когнитивно-поведенческого подхода, гуманистической психологии. Современные исследователи показали, что условием принятия обратной связи является активность реципиента, понимаемая как участие его в процессе. При таком понимании обратной связи встает много проблем перед исследователями и практиками. В задачи коммуникатора, если он хочет принятия обратной связи, входит не только адекватная психологии ее формулировка, но и организация ее процесса, позволяющая обеспечить главное условие ее принятия – активность реципиента.

Обратная связь бывает нескольких видов:

1) оценочная и безоценочная.

ü безоценочная обратная связь – вид обратной связи, который не содержит отношения к обсуждаемому вопросу. Мы используем ее, когда хотим больше узнать о чувствах человека или помочь ему сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в действия собеседника. Данная связь легла в основу выделения стилей слушания.

2) прямая и косвенная.

ü прямая обратная связь – это открытый обмен информацией.

ü косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. В ходе нее обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические реакции. Коммуникатор в этом случае должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.

3) спонтанная и обдуманная. Преподаватель в студенческой группе рассказал анекдот. Кто-то засмеялся, потому что ему действительно смешно, а кто-то – из вежливости.

Коммуникативный процесс - это процесс передачи информации от од­ного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств и стратегий. В связи с этим существует большое количество различных моделей коммуникации.

Греческая традиция искусства риторики была продолжена в Средние века и оставалась неизменной вплоть до XX века. Только с развитием средств массовых коммуникаций через радио, кино, телевидение классиче­ская модель претерпела ряд изменений.

Модель Г. Лассуэлла. В 1948 г. американский исследователь Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Эта модель была предназначе­на как для анализа любого коммуникативного действия, так и исследования массовой коммуникации. Модель представляет собой последовательно воз­никающие вопросы:

КТО? - источник информации;

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - результативность передаваемого сообще­ния


Модель Г. Лассуэлла получила широкое признание, т.к. ее рамки по- шолмют включить не только теоретические рассуждения, но и большой массив эмпирических данных.

Модель Шеннона - Уивера. Данная модель основана на аналогии с телефонной связью. Предположим, что два человека, проживающие в разных сфенах, говорящие на разных языках и плохо понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры по телефону. При этом время разговора ограничено, а телефонная связь неустойчива. Такую ситуацию по­пытались смоделировать К. Шеннон и У. Уивер и разработали свою модель коммуникации.


Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением воз­никло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель К. Шеннона и У. Уивера имеет и ряд ограничений:


Спонсор статьи - курсы ораторского мастерства "Скаена" - помогут Вам избавиться от страха публичного выступления, научиться убеждать собеседника с помощью коммуникативных приемов, повысить свой авторитет среди коллег. Записаться на ораторские курсы в Москве в театральной студии "Скаена" - значит сделать первый шаг навстречу уверенности, самодостаточности и уважения.

Читайте также: