Структурализм вундт кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Родоначальниками С. как школы или системы психологии можно считать английских философов XVIII и XIX вв. Формально его возникновение связывают с именем Вильгельма Вундта и относят к концу XIX в. В лаборатории Вундта экспериментально изучались многие важные проблемы: время реакции, смешение цветов, последовательные образы, психофизика и словесные ассоц. Вундт обрисовал природу психич. явлений, определил, что именно следует изучать психологу и как обрабатывать результаты эксперим. исслед.

И Вундт, и Титченер определяли психологию как науку о сознании или о сознательном опыте. Подобное определение ограничивало действительный предмет психологии челов. опытом. Все, что можно было сказать о биолог. видах, стоящих на более низкой ступени эволюционного развития, было отдано на откуп биологии. На протяжении первых трех десятилетий XX в. С. был господствующей школой в американской психологии. В противоборстве с ним развивались и др. системы, такие как функционализм, бихевиоризм и гештальт-психология.

Вундт и Титченер считали задачей психологии поэлементный анализ содержаний сознания. По Титченеру, существовали три класса элементов опыта: ощущения, чувства и представления.

Он также полагал, что элементы обладают измерениями, или свойствами. Так, интенсивность указывает на то, насколько сильными или слабыми являются ощущения, т. е. громкий звук или тихий, яркий свет или тусклый, сильный запах (или вкус) или слабый. Качество указывает на конкретный вид опыта: определенная высота тона; цвет предмета (напр., красный или зеленый); кислый или сладкий вкус пищи, а также холод, тепло, боль или щекотание при касании кожи. Длительность характеризует период, в течение к-рого длится опыт. Ясность характеризует место данного опыта в сознании: то, что находится в центре сознания, будет очень отчетливым, то, что находится на его периферии, — туманным. Элементы чувств лишены измерения ясность. Титченер описал также свойство экстенсивности, или объема, но считал его применимым только к зрительному опыту.

Под вниманием Титченер понимал орг-цию элементов сознания. Оно может быть произвольным, как в случае, когда человек намеренно, преследуя определенную цель, направляет свое внимание на какой-то конкретный объект.

В опыте элементы сознания предстают объединенными. Средством их объединения служит ассоциация. Представления могут связываться по смежности (если нечто происходит вместе в пространстве или во времени) и по сходству.

И Вундт, и Титченер разграничивали два мира опыта: ментальный (сознание) и физический.

Единственный аспект опыта, к-рый Вундту не удалось объяснить, — это значение конкретного представления или множества ощущений (set of experiences). Чтобы решить эту проблему, Титченер создал контекстную теорию значения, согласно к-рой значение подразделялось на сердцевину (core) и на контекст. Сердцевина — это необработанный сенсорный опыт в том виде, в каком он доходит до сознания: голубой свет или высокий звук. Значение опыту придает именно контекст. Контекст составляют различные ассоц., вызываемые в сознании этой сердцевиной.

Методологией С. были интроспекция и экспериментирование. В анализе опыта интроспекции отводилась особая роль. Титченер считал, что наука зависит от наблюдений, а интроспекция — один из способов их проведения. Чел., выполняющий интроспективный анализ, должен пройти соответствующую подготовку.

Как система взглядов С. более не существует. Он умер, потому что не имел перспектив. Методология С. сильно ограничивала круг психол. проблем, подлежащих теорет. изучению, и не имела практ. приложений. Тем не менее С. способствовал выделению из философии психологии как дисциплины, методология к-рой, по крайней мере отчасти, являлась эксперим.

На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Основатель этой школы Э.Титченер (1867-1927) родился в Англии и получил психологическое образование в Оксфордском университете, который он окончил в 1885 г. Там же в 1890 г. он получил свою первую ученую степень магистра. Однако центр изучения психологии к тому времени переместился из Англии в Германию, прежде всего в лабораторию Вундта. Именно в Лейпциг переехал Титченер в 90-е годы, чтобы продолжить психологическое образование под руководством Вундта, и стал одним из его наиболее верных и последовательных учеников. В Лейпциге он занимался главным образом изучением бинокулярного зрения и измерением времени реакции при познавательных процессах. В 1892 г. он переехал в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу, аналогом которой послужила Лейпцигская лаборатория. Поэтому Титченера иногда называют американским Вундтом.

Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает. Главные задачи структурализма он видел в предельно точном определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры. При этом психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии.

Каждый из элементов при специальной установке сознания открывается субъектом с целью диагностики его четырех характеристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости (ясности). Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600).

Придя, как и ученые Вюрцбургской школы, к выводу о необходимости систематической экспериментальной интроспекции, Титченер кардинально расходился с ними в анализе полученных результатов. Он отверг также их концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило и основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.




Хотя обращение к ощущениям, связанным телом, подрывало один из исходных тезисов Титченера об особой материи сознания, данной исключительно в переживаниях, внутреннем опыте субъекта, однако оно соотносило опыт с реальным поведением. При этом контекстная теория сохраняла в неприкосновенности более важный постулат о сенсорной ткани сознания. В то же время сам факт интроспекции при получении совершенно противоположных результатов структурной психологией и Вюрцбургской школой все больше доказывал несостоятельность этого метода.

В еще большей степени, чем концепции Вюрцбургской школы, Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.

На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Основатель этой школы Э.Титченер (1867-1927) родился в Англии и получил психологическое образование в Оксфордском университете, который он окончил в 1885 г. Там же в 1890 г. он получил свою первую ученую степень магистра. Однако центр изучения психологии к тому времени переместился из Англии в Германию, прежде всего в лабораторию Вундта. Именно в Лейпциг переехал Титченер в 90-е годы, чтобы продолжить психологическое образование под руководством Вундта, и стал одним из его наиболее верных и последовательных учеников. В Лейпциге он занимался главным образом изучением бинокулярного зрения и измерением времени реакции при познавательных процессах. В 1892 г. он переехал в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу, аналогом которой послужила Лейпцигская лаборатория. Поэтому Титченера иногда называют американским Вундтом.

Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает. Главные задачи структурализма он видел в предельно точном определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры. При этом психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии.

Каждый из элементов при специальной установке сознания открывается субъектом с целью диагностики его четырех характеристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости (ясности). Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600).

Придя, как и ученые Вюрцбургской школы, к выводу о необходимости систематической экспериментальной интроспекции, Титченер кардинально расходился с ними в анализе полученных результатов. Он отверг также их концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило и основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.

Хотя обращение к ощущениям, связанным телом, подрывало один из исходных тезисов Титченера об особой материи сознания, данной исключительно в переживаниях, внутреннем опыте субъекта, однако оно соотносило опыт с реальным поведением. При этом контекстная теория сохраняла в неприкосновенности более важный постулат о сенсорной ткани сознания. В то же время сам факт интроспекции при получении совершенно противоположных результатов структурной психологией и Вюрцбургской школой все больше доказывал несостоятельность этого метода.

В еще большей степени, чем концепции Вюрцбургской школы, Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.

В структурализмЭта теория познания, также называемая структурной психологией, была разработана в 20 веке Вильгельмом Максимилианом Вундтом и Эдвардом Брэдфордом Титченером. Вундт широко известен как отец структурализма.

Структурализм пытается проанализировать совокупность опыта от рождения до взрослой жизни. В этом опыте есть простые компоненты, которые связаны друг с другом и образуют более сложный опыт. Он также изучает их корреляцию с окружающей средой.

Структурализм пытается проанализировать взрослый разум (совокупность опыта от рождения до настоящего времени) с точки зрения компонентов, определяемых простейшими, и найти, как они сочетаются друг с другом, чтобы сформировать более сложные переживания, а также корреляцию с ними. физические события.

Для этого психологи используют самоанализ через самоотчеты и исследование чувств, ощущений, эмоций, среди прочего, которые предоставляют внутреннюю информацию о человеке.

Определение структурной психологии

Структурализм можно определить в психологии как изучение элементов сознания. Идея состоит в том, что сознательный опыт можно разделить на основные сознательные элементы.

Это можно рассматривать как физическое явление, заключающееся в том, что химические структуры, в свою очередь, можно разделить на основные элементы. Фактически, большая часть исследований, проведенных в лаборатории Вундта, состояла из каталогизации этих основных элементов сознания.

Чтобы свести нормальный сознательный опыт к основным элементам, структурализм был основан на интроспекции (наблюдении за собой, за совестью и собственными чувствами).

Чтобы лучше понять концепцию интроспекции, мы будем использовать следующий пример, который был приведен в лаборатории Вундта.

Немецкий психолог описал яблоко с точки зрения основных характеристик, которыми оно обладает, например, сказав, что оно холодное, хрустящее и сладкое.

Важный принцип самоанализа состоит в том, что любое сознательное переживание должно быть описано в самых основных терминах.

С помощью экспериментов по самоанализу Вундт начал каталогизировать большое количество основных элементов сознания, которые гипотетически можно было объединить для описания всего человеческого опыта.

Вундт и структурализм

Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 года в Бадене (Германия) и умер 31 августа 1920 года в Лейпциге, городе той же страны.

Вундт считался выдающимся физиологом, философом и психологом и широко известен тем, что создал первую экспериментальную лабораторию в городе Лейпциг. В университете в том же городе он был инструктором Титченера, основоположника структурализма.

Вундт часто ассоциируется в древней литературе со структурализмом и использованием методов, подобных интроспективным.

Автор проводит четкое различие между чистым интроспекцией, которая представляет собой относительно неструктурированное самонаблюдение, используемое более ранними философами, и экспериментальной интроспекцией. По его словам, для того, чтобы интроспекция или опыт имели силу, они должны происходить в экспериментально контролируемых условиях.

Титченер принес свою теорию и теорию Вундта в Северную Америку, и, переводя работы последнего, я неправильно понимаю их значение. Он не представлял его как психолога-волюнтариста (доктрина, которая организует содержание ментальной силы воли в мыслительные процессы более высокого уровня), чем он был на самом деле, но представил его как интроспекциониста.

Таким образом, Титченер использовал этот неправильный перевод, чтобы сказать, что работы Вундта подтверждают его собственные.

Титченер и структурализм

Эдвард Б. Титченер родился в Чичестере, Соединенное Королевство, 11 января 1867 года и умер в Соединенных Штатах, в частности, в Итаке 3 августа 1927 года. Несмотря на то, что он был британским психологом, позже он поселился в Соединенных Штатах и ​​принял это гражданство.

Он считается основателем структурализма и пропагандистом экспериментального метода в американской психологии. Титченер - интроспекционист, и когда он импортировал работы Вундта в Соединенные Штаты, он неправильно их перевел, представив его также как интроспекциониста.

Ошибка заключается в том, что в Северной Америке сознание не отличалось от бессознательного, а в Германии - отличалось.

В действительности для Вундта интроспекция не была подходящим методом, потому что, согласно его теориям, она не достигла бессознательного. Вундт понимает интроспекцию как описание сознательного опыта, разделенного на базовые сенсорные компоненты, не имеющие внешних референтов.

Напротив, для Титченера сознание было суммой переживаний человека в данный момент, понимая их как чувства, идеи и импульсы, пережитые на протяжении всей жизни.

Эдвард Б. Титченер был учеником Вундта в Лейпцигском университете и одним из его ведущих студентов.

По этой причине его идеи о том, как работает разум, находились под сильным влиянием теории волюнтаризма Вундта и его идей ассоциации и апперцепции (комбинации элементов активного и пассивного сознания соответственно).

Титченер попытался классифицировать структуры разума и указал, что только наблюдаемые события составляют науку и что любые предположения относительно ненаблюдаемых событий не имеют места в обществе.

Как анализировать разум и сознание

Титченер учел накопленный за всю жизнь опыт. Он считал, что сможет понять структуру разума и его рассуждения, если сможет определить и классифицировать основные компоненты разума и правила, по которым эти компоненты взаимодействуют.

Самоанализ

Основным инструментом, который использовал Титченер для определения различных компонентов сознания, был интроспекция.

В отличие от метода интроспекции Вундта, у Титченера были очень строгие правила проведения интроспективного анализа.

В его случае испытуемый должен был представить себе предмет, например карандаш, а затем сообщить характеристики этого карандаша (цвет, длина и т. Д.).

В переводе Титченером работы Вундта он показывает своего учителя как сторонника интроспекции как метода наблюдения за сознанием.

Однако интроспекция подходит для теорий Вундта только в том случае, если этот термин используется для обозначения психофизических методов.

Элементы разума

Первый вопрос, который поставил Титченер в своей теории, был следующий: что есть каждый элемент разума?

Британский психолог пришел к выводу, что в его исследовании было три типа ментальных элементов, составляющих сознательный опыт. С одной стороны, ощущения (элементы восприятия), с другой - образы (элементы идей) и, наконец, аффекты (элементы эмоций).

Кроме того, эти элементы можно разделить на их соответствующие свойства, а именно: качество, интенсивность, продолжительность, ясность и протяженность.

Ощущения и образы содержат все эти качества; однако им не хватает ясности и длины. С другой стороны, образы и аффекты можно разбить на группы ощущений.

Таким образом, следуя этой цепочке, все мысли были образами, построенными из элементарных ощущений.

Это означает, что все рассуждения и сложное мышление можно, наконец, разделить на ощущения, которые могут быть достигнуты посредством самоанализа. Только хорошо обученные наблюдатели могли проводить самоанализ с научной точки зрения.

Взаимодействие элементов

Второй вопрос, который Титченер поставил в теории структурализма, заключался в том, как ментальные элементы сочетаются и взаимодействуют друг с другом, чтобы сформировать сознательный опыт.

Его выводы в значительной степени основывались на идеях ассоциативности, особенно на законе смежности. Он также отверг понятия апперцепции и творческого синтеза; основа волюнтаризма Вундта.

Физические и психические отношения

Как только Титченер определяет элементы разума и их взаимодействие, он задается вопросом, почему элементы взаимодействуют именно так. В частности, Титченера интересовала взаимосвязь между сознательным опытом и физическими процессами.

Британский психолог считал, что физиологические процессы обеспечивают непрерывный субстрат, обеспечивающий непрерывность психологических процессов, которых в противном случае не было бы.

Следовательно, нервная система не вызывает сознательного опыта, но ее можно использовать для объяснения некоторых характеристик психических событий.

Диалектическое противостояние современной психологии

Альтернативой структурализму теории был функционализм (функциональная психология).

Функционализм был разработан Уильямом Джеймсом, который, в отличие от структурализма, подчеркивал важность эмпирически-рационального мышления, думал об экспериментально-эмпирической философии.

Джеймс включил самоанализ в свою теорию (например, изучение собственных психических состояний психолога), но он также включил такие вещи, как анализ (например, логическая критика-предшественник и современные взгляды на разум) , эксперимент (например, в гипнозе или неврологии) и сравнение (например, использование статистики означает различение норм от отклонений).

Функционализм также отличался тем, что был сосредоточен на том, насколько полезны определенные процессы, расположенные в мозге, для окружающей среды, а не на самих процессах, как это происходит в структурализме.

Функциональная психология оказала сильное влияние на американскую психологию, будучи более амбициозной системой, чем структурализм, и послужила открытию новых областей в научной психологии.

Вы критикуете структурализм

Среди большого количества полученных критических замечаний главная исходит от функционализма, школы, которая позже получила развитие в психологии прагматизма. Он критиковал его ориентацию на самоанализ как метод понимания сознательного опыта.

Они утверждают, что самоанализ был невозможен, поскольку студенты-интроспективы не могли оценить процессы или механизмы своих собственных психических процессов.

Самоанализ, таким образом, приводил к разным результатам в зависимости от того, кто его использовал и что искал. Некоторые критики также указали, что интроспективные техники на самом деле были ретроспективным исследованием, поскольку это было больше воспоминанием об ощущении, чем само ощущение.

Бихевиористы полностью отвергли идею сознательного опыта как достойного предмета в психологии, поскольку они считали, что предмет научной психологии должен быть строго операциональным, объективным и измеримым образом.

Поскольку понятие разума невозможно измерить объективно, это не стоило подвергать сомнению.

Структурализм также считает, что разум можно разделить на отдельные части, которые формируют сознательный опыт. Этот подход подвергся критике со стороны гештальт-школы психологии, которая утверждает, что разум не может быть представлен в отдельных элементах.

Помимо теоретических нападок, его также критиковали за исключение и игнорирование важных событий, которые не были частью его теории. Например, структурализм не занимался изучением поведения и личности животных.

Сам Титченер подвергся критике за то, что не использовал свою психологию для решения практических задач. Вместо этого Титченер был заинтересован в поисках чистого знания, которое было для него более важным, чем другие более банальные предметы.

Современный структурализм

Сегодня структуралистская теория не получила широкого распространения. Исследователи все еще работают над предложением экспериментальных подходов к измерению сознательного опыта, особенно в области когнитивной психологии. Вы работаете над такими же проблемами, как ощущения и восприятие.

В настоящее время любая интроспективная методология применяется в строго контролируемых ситуациях и понимается как субъективная и ретроспективная.

Структурализм понятие термина

Теория структурализма возникла из философского и научного течения холизм, которое изучает соотношение части какой-либо вещи или явления и их целого, при этом отдавая преимущество целому.

Базовым понятием структурализма является структура, т.е. модель, существующая только в теории, которая функционирует без участия сознания, а также не может быть воспринята органами чувств или, иными словами, эмпирически.

Структуралисты определяли структуру исследуемых вещи или явления как систему, представляющую собой многообразие отношений между составляющими её элементами.

Идеи структуралистов использовались в структурной лингвистике, в философском течении позитивизм, в антропологических исследованиях Клодом Леви-Строссом, в психоанализе Жаном Лаканом и в литературной критике Роланом Бартом. Таким образом, структурализм к середине 20 века перерос рамки психологии и философии и стал интеллектуальным движением на междисциплинарном уровне.

Основные представители структурализма в психологии

Вильгельм Вундт

На сегодняшний день считается отцом-основателем структурализма. Самым весомым вкладом в науку является приспособление к нуждам психологии нового способа изучения разума и его структуры, интроспекции (чувственного индивидуального опыта) или, другими словами, самонаблюдения.

Вундт полагал, что психология должна сосредоточить основные усилия на изучении познавательных процессов высокого уровня, которые не сводятся только к ощущениям или представлениям. Поскольку сознание, с его точки зрения, обладало способностью с помощью воли организовать различные психические элементы, то, по мнению Вундта, в подобном исследовании большую роль мог сыграть разработанный им метод апперцепции или осознанного восприятия.

Эдуард Брадфорд Титченер

В отличие от Вундта, его ученик категорически не признавал научную ценность апперцепции и решил сконцентрироваться на элементах, составляющих сознание и психику. В связи с этим, главная задача психологии по Титченеру заключалась в том, чтобы разложить сознание на элементарные части и определить, какая структура образуется при их взаимодействии. Получившаяся в результате анализа и синтеза структура есть то, что называется человеческой психикой.

В своих работах по психологии Титченер часто писал, что в процессе работы с сознанием или психикой психолог должен найти ответы на следующие вопросы:

  • "Что". С помощью этого вопроса исследователь получает возможность разложить внутренний душевный опыт человека на составные части;
  • "Как". Задавая подобный вопрос, психолог обнаруживает законы и способы сочетания и соединения изучаемых элементов;
  • "Почему". Это последний вопрос, который синтезирует ответы на два предыдущих и помогает найти первопричину процессов, протекающих в психике человека.

Предмет и метод структурализма в психологии

Истоки структурализма

Предметом психологии структуралисты называют исследование структуры сознания экспериментальными методами. В свою очередь, психика состоит из сознательного опыта, разбитого на простейшие элементы, совокупность которых будет подробно рассмотрена ниже.

В качестве метода познания структуралисты использовали самонаблюдение. В их исследованиях принимали участие специально обученные люди, которые могли описывать процессы, происходящие в их психике, без привязки к используемым экспериментаторами стимулам. Обучение наблюдателей считалось оконченным, когда интроспекция для них становилась настолько привычным и бессознательным действием, что эти люди зачастую полностью погружались в себя и теряли навыки внимательно и сконцентрированно отслеживать события во внешнем мире.

Элементы сознания - основа структурализма в психологии по Титченеру

Титченер считал, что сознание структурно состоит из следующих элементов:

  1. Ощущения считаются главными элементами восприятия. Они чувствуются человеком в форме запахов, зрительных образов, вкусовых ощущений, звуков. Причиной возникновения ощущений являются объекты окружающего нас физического мира.
  2. Образы отображают переживания, которые не имеют никакой связи с настоящим моментом и происходят, например, в человеческой памяти. Титченер полагал, что именно образ, а не слово, - основная составляющая любой идеи.
  3. Эмоциональные состояния проявляются во внешнем мире в форме душевных переживаний, например, гнев, страх, любовь или ненависть.

Поражает масштаб проведённых Титченером исследований. Так, в работе "Очерки психологии" он описывает около 44 тысяч элементарных ощущений, которые были обнаружены им во время экспериментов. При этом каждое ощущение обладало уникальными характеристиками и отличалось от других ощущений, что и было документально зафиксировано.

Характеристики элементов в психологии Титченера

С помощью этих характеристик структуралисты получили возможность отличать любые элементы психики друг от друга и, в то же время, классифицировать их по отдельным группам:

Что такое структурализм

  1. Качество - главный признак, с помощью которого один элемент отличается от другого.
  2. Интенсивность характеризуется яркостью, громкостью, силой или слабостью изучаемых ощущений.
  3. Длительность описывает временную продолжительность элемента.
  4. Отчётливость показывает, какую роль в сознательном переживании играет внимание, т.е. то, на чём фокусируется наблюдатель, представляется ему более отчётливым, в отличие от другого элемента, на который наблюдатель не обращает внимания.

Всеми четырьмя характеристиками обладали только образы и ощущения, эмоциональные состояния - только тремя, а именно: интенсивностью, качеством и длительностью. По мнению Титченера, эмоции не могли обладать отчётливостью, потому что если на них сфокусировать внимание, они неизбежно исчезнут.

Критика структурализма

Структурализм в мышлении

Наиболее жёсткая критика со стороны других течений в психологии и философии обрушилась на проповедуемый Вундтом и Титченером метод самонаблюдения (интроспекции). Обвинение в ненаучности этого метода появилось ещё за 100 лет до опубликования первых работ структуралистов, и выдвинул его знаменитый философ Кант, который отмечал, что интроспекция неизбежно искажает сознательный опыт, так как на сознание влияет наблюдение.

Родоначальник позитивизма О.Конт, критикуя самонаблюдение, писал, что, для того чтобы осуществлять наблюдение, человеческий разум должен быть разделен на 2 половины: наблюдающую и наблюдаемую. С точки зрения Конта, это невозможно, а значит, интроспекция не может являться достоверным методом исследования.

Также, подход структуралистов к изучению психики человека считали искусственным, другие школы психологии не признавали их постулат о том, что возможно восстановить пережитый опыт в первоначальном виде, скомбинировав несколько составляющих его элементов. Противники структурализма считали, что психические явления слишком сложны, чтобы можно было разбить их на простейшие части.

Вильгельм Вундт

В 1879 году немецкий врач, физиолог и психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) основал первую в мире лабораторию научной психологии.

Целью создания этой лаборатории при Лейпцигском университете (Германия) было научное изучения разума. Подход Вундта, который доминировал в психологии в конце 1800-х и начале 1900-х годов, носил название структурализм.

Вундт думал, что он мог бы достичь этого, используя аналитическую интроспекцию – технику, в которой обученные участники описывали свой опыт и мыслительные процессы в ответ на стимулы.

Хотя Вильгельм Вундт так и не достиг своей цели объяснения поведения с точки зрения ощущений, он оказал значительное влияние на психологию, создав первую лабораторию научной психологии и подготовив докторов наук, создавших факультеты психологии в других университетах.

Эксперименты Дондерса, Эббингауза, Вундта и других психологов обеспечили то, что казалось многообещающим началом в изучении разума. Тем не менее, подобные исследования вынуждены были быть свернутыми. Это случидось главным образом из-за событий в начале 20-го века, которые сместили фокус психологии с изучения разума и психических процессов.

Одной из основных сил, побудивших психологию отказаться от изучения психических процессов, была негативная реакция на технику аналитической интроспекции.

Читайте также: