Устное народное творчество 16 века на руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фольклор XVI в. отличается от предыдущего как по типу, так и по содержанию. Наряду с бытованием жанров прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т. д.), в XVI в. расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени — взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям — Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

В песнях о завоевании Сибири, бытовавших в основном среди казачества, главным героем является Ермак Тимофеевич — удалой и смелый атаман вольных людей, народный вожак. В его образе соединились черты героических богатырей русского эпоса с чертами народных предводителей, боровшихся против социальной несправедливости.

Интересны песни о героической обороне Пскова во время Ливонской войны. Потерпев поражение, польский король Стефан Баторий зарекается от своего имени и от имени своих детей, внуков и правнуков когда-либо нападать на Русь.

3. Фольклор

3. Фольклор Язык – это, прежде всего средство общения между людьми. Он связывает личность с социальной группой: и с ближайшим окружением – семьей иди задругой, и с более широкой социальной группой – родом, племенем, нацией. В обществе язык выполняет различные официальные

§ 3. Фольклор. Литература

§ 3. Фольклор. Литература Общественный подъем эпохи Смуты и последовавших за нею событий обусловил расцвет устного народного творчества. В конце века в России побывал Ф. Балатри, известный на своей родине, в Италии, певец. Ему, видимо, понравились русские песни, и одну из

Фольклор и литература

Фольклор и литература С борьбой с монголо-татарами связано дальнейшее развитие устного народного творчества. В былинном эпосе почти не появилось новых сюжетов, но он подвергся переосмыслению. Печенеги и половцы древнерусских былин стали теперь отождествляться с

Фольклор

Фольклор Фольклор XVI в. отличается от предыдущего как по типу, так и по содержанию. Наряду с бытованием жанров прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т. д.), в XVI в. расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания.

Литература и фольклор

Литература и фольклор Литература первой половины XVII в. в центре своего внимания имела события Смутного времени. В основном это были публицистические произведений. Так, в конце 1610 — начале 1311 гг. в Москве стала распространяться «Новая повесть о преславном Российском

Фольклор

Фольклор

в. Фольклор

в. Фольклор Мироощущение литовцев было тесно связано с природой, и этим обусловлено важное место эпоса о животном мире в устном народном творчестве. В отдельных произведениях чрезвычайно художественно изображены картины противостояния рода и семьи, переполненные

10. Фольклор

10. Фольклор XIX век характеризуется расцветом профессионального искусства. Однако народное творчество не потеряло своего значения. Отражая особенности быта, мироощущения, систему духовных ценностей народа, фольклор чутко реагирует на все происходящие изменения и

3. Фольклор

3. Фольклор Язык – это прежде всего средство общения между людьми. Он связывает личность с социальной группой: и с ближайшим окружением – семьей или задругой, и с более широкой социальной группой – родом, племенем, нацией. В обществе язык выполняет различные официальные

§ 2. Фольклор. Литература

§ 2. Фольклор. Литература После монголо-татарского нашествия тема борьбы с ненавистной Ордой становится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи в новых редакциях былин, новых былинах спасают Киев от ордынских туменов (былина об Илье Муромце и Калине-царе),

§ 3. Фольклор. Литература

§ 3. Фольклор. Литература Общественный подъем эпохи Смуты и последовавших за нею событий обусловил расцвет устного народного творчества.В конце века в России побывал Ф. Балатри, известный на своей родине, в Италии, певец. Ему, видимо, понравились русские песни, и одну из

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Устное народное творчество в XIV-XVI веках.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Устное народное творчество в XIV-XVI веках.

Устное народное творчество в XIV-XVI веках.

Устное народное творчество. В XIV-XVI веках наивысшего расцвета достиг героич.

Устное народное творчество. В XIV-XVI веках наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались к славному прошлому своей страны, к русским традициям времён Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А Киев предстаёт в них как воплощение русской государственности. Сохранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко. В этот же период появился новый жанр устного народного творчества — исторические песни. Они были непосредственным откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Одна из них — песня об Авдотье Рязаночке, простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери против ханского баскака Чолхана стала песня о Щелкаие Дудентьевиче. В ней слышен не только плач народа о постигшем несчастье, но и уверенность в неизбежности победы над поработителями. В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению царской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было посвящено взятию Казани. Это событие народ воспринимал как итог многовековой борьбы с ордынским владычеством. Целый цикл исторических песен был посвящён присоединению Сибири и его герою — Ермаку.

Авдотья Рязаночка.

Циклы устного народного творчества. Устное народное творчество XIV-XVIвек В б.

Циклы устного народного творчества. Устное народное творчество XIV-XVIвек В былинах, песнях, воинских повестях отражается представление русских людей о своём прошлом и об окрепшем мире Первый цикл былин - доработка и переработка старого цикла былин о Киевской державе Второй цикл - новгородский Прославляются богатство, могущество вольного города Мужество горожан

Фольклор XIV-XV века. В XIV—XV вв. сложился ряд замечательных памятников фоль.

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА




АРХИТЕКТУРА

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Первые строения из камня были возведены византийскими мастерами. В 989 году было начато строительство Десятинной церкви Успения Богородицы. Она получила десятую часть княжеских доходов. Общая площадь её составляла 900 кв. метров и имела 25 глав. Была разрушена в 1240 году во время Батыева нашествия. В дальнейшем византийский стиль всё больше смешивался с местными, самобытными традициями. К ХII в. в Киевской Руси сложился крестово-купольный стиль.

Исследования Н.Н. Воронина и М.К. Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев – 1037 г.). Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому.

Раннее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире-на-Клязьме. При всем том русская архитектура XII-XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям.

Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства.

Тщательное изучение пропорций древнерусских зданий позволило раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI-XII вв., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей.

Недавние находки в Старой Рязани и Тмутаракани геометрических чертежей из системы вписанных квадратов и прямоугольников, позволили раскрыть еще один метод математических расчетов, метод, восходящий в основе к вавилонской архитектуре и попавший на Русь через посредство Закавказья и Тмутаракани.

Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия.

ЖИВОПИСЬ

Живопись Киевской Руси представлена, в основном, мозаикой, фресками и иконописью. Особенно ярко проявилась мозаика в Софийском соборе в Киеве, где в наиболее освещённой части храма помещалась Евхаристия, Богоматерь Оранта (молящаяся). Но уже с ХII века мозаика отходит на второй план, уступая место фреске и иконописи.

Фрески (рисунок по сырой штукатурке) заполняют всё внутреннее помещение церкви. Рисунки выполнены в основном на библейские темы. Однако в Киевском Софийском соборе содержались фрески и на светские, бытовые сцены (константинопольский ипподром, скоморохи, охота, члены княжеской семьи и т. д.).

Особое развитие получила на Руси иконопись. Вначале были распространены византийские иконы (Владимирская Богоматерь). Однако, с развитием культуры происходит и эволюция в иконописи – появляются свои, русские иконы, не уступающие глубиной и выразительностью образа византийским творениям. А древнерусская иконопись более открыта миру, жизнерадостна, декоративна, чем византийская.

ВВЕДЕНИЕ

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

АРХИТЕКТУРА

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Первые строения из камня были возведены византийскими мастерами. В 989 году было начато строительство Десятинной церкви Успения Богородицы. Она получила десятую часть княжеских доходов. Общая площадь её составляла 900 кв. метров и имела 25 глав. Была разрушена в 1240 году во время Батыева нашествия. В дальнейшем византийский стиль всё больше смешивался с местными, самобытными традициями. К ХII в. в Киевской Руси сложился крестово-купольный стиль.

Исследования Н.Н. Воронина и М.К. Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев – 1037 г.). Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому.

Раннее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире-на-Клязьме. При всем том русская архитектура XII-XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям.

Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства.

Тщательное изучение пропорций древнерусских зданий позволило раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI-XII вв., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей.

Недавние находки в Старой Рязани и Тмутаракани геометрических чертежей из системы вписанных квадратов и прямоугольников, позволили раскрыть еще один метод математических расчетов, метод, восходящий в основе к вавилонской архитектуре и попавший на Русь через посредство Закавказья и Тмутаракани.

Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия.

ЖИВОПИСЬ

Живопись Киевской Руси представлена, в основном, мозаикой, фресками и иконописью. Особенно ярко проявилась мозаика в Софийском соборе в Киеве, где в наиболее освещённой части храма помещалась Евхаристия, Богоматерь Оранта (молящаяся). Но уже с ХII века мозаика отходит на второй план, уступая место фреске и иконописи.

Фрески (рисунок по сырой штукатурке) заполняют всё внутреннее помещение церкви. Рисунки выполнены в основном на библейские темы. Однако в Киевском Софийском соборе содержались фрески и на светские, бытовые сцены (константинопольский ипподром, скоморохи, охота, члены княжеской семьи и т. д.).

Особое развитие получила на Руси иконопись. Вначале были распространены византийские иконы (Владимирская Богоматерь). Однако, с развитием культуры происходит и эволюция в иконописи – появляются свои, русские иконы, не уступающие глубиной и выразительностью образа византийским творениям. А древнерусская иконопись более открыта миру, жизнерадостна, декоративна, чем византийская.


Устное народное творчество, литература

Основная идея произведений - непокорность врагу, освобождение страны от захватчиков, прославление героев.

Сказание о невидимом граде Китеже - легенда о городе, не сдавшемся врагу, а ушедшему на дно озера.

ЛЕТОПИСИ:

- появились новые центы - Москва и Тверь

- патриотизм, идея единства под главенством Москвы

Исторические повести и песни: повести об Александре Невском, о битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем, Повесть о Щелкане ( о восстании в Твери в 1327).

О Куликовской битве: О побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище, Задонщина (Софоний Рязанец)

Расцвет житийной литературы.

Писатели: Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый-о митрополите Петре(перенёс центр в Москву), Сергие Радонежском.

Литература путешествий.( путевые записки).

Хронографы - всемирная история того времени. В сер.16в.- Пахомий Логофет -первый русский хронограф( при Иване 3)

Исторические повести – героическая тематика.

-О хождении Стефана Батория на град Псков.

Развитие публицистики

- Сказания о князьях Владимирских и Сказание о Владимире Мономахе - идея наследственной связи русских князей с византийскими и римскими императорами.

Домострой (составил протопоп Сильвестр )-16в. Учебник нравственности, поведение человека в семье и в обществе, книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.

Четьи - Минеи- 16в. 13 томов- свод церковной литературы

(ежемесячные чтения) – митрополит Макарий и его ученики. В нём - все произведения русской письменности, одобренные церковью.

Начальное, носило церковный характер. Доступно избранным (феодалам, купечеству, духовенству).

Наиболее распространено - обучение при монастырях.

Богословие, чтение, письмо, арифметика.

В основном - богослужебные книги. Лишь во 2 пол. 16в.- специальные: грамматики и арифметики.

Писать стали на бумаге (с 14в). Привозили из Италии, Франции, Германии, Польши.

В 15в- скоропись- беглое, ускоренное письмо.

Книгопечатание.

Началом считают 1564. В Москве на средства царской казны создана типография. Возглавили: Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец.

1574- в г. Львове - первый русский букварь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна


Евпатий Коловрат, народный герой Рязани.


Задонщина. Виктор Маторин


Сказание о мамаевом побоище


Святые Пётр и Феврония Муромские


Памятник Петру и Февронии Муромским. Муром. Открыт 8 августа 2008г. в День семьи.

Читайте также: