Структура тела кратко 8 класс биология

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Строение организма человека

Цели урока: сформировать знания об уровнях организации организма человека и плане его строения, топографии внутренних органов, системах органов и полостях тела.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Предметные результаты обучения: называть и показывать на иллюстрации внутренние органы человека; выявлять связи между структурой и функциями органов.

Метапредметные результаты обучения:

познавательные : ориентироваться в текстах, выделять основную и второстепенную информацию; применять для получения новых знаний модели, муляжи, анатомические атласы, таблицы, схемы;

регулятивные: ставить цель и планировать пути ее достижения; уметь контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их достижение;

коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения: понимать важность изучения строения собственного тела для сохранения здоровья.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Что такое антропология?

2. Что такое антропогенез?

3. Расскажите о происхождении человека. Почему обезьян нельзя считать нашими предками?

4. Расскажите о стадиях антропогенеза (представители, время, особенности развития человека).

II . Изучение нового материала

Учащиеся выполняют самостоятельное задание:

Самостоятельная работа:

Уровни организации:

hello_html_m4baf1c44.jpg

Далее учитель рассказывает об атомно-молекулярном уровне. Учащиеся записывают следующее:

Атомно-молекулярный:

Химические элементы: углерод, водород, кислород, азот, сера, натрий, кальций и др.

Молекулы : вода с солями, белки, жиры (липиды), углеводы, нуклеиновые кислоты.

Затем учитель рассказывает о клеточном уровне. Учащиеся записывают следующее:

Клетки похожи на животные (нет вакуоли, есть ядро).

Далее учитель рассказывает о тканевом уровне. Учащиеся фиксируют информацию в виде таблицы:

Особенности строения

Тесно прилегающие клетки, мало межклеточного вещества, хорошо восстанавливаются

Много жидкого или плотного межклеточного вещества

Механическая (опорная), защитная, транспортная

Меняют размеры (сокращаются)

А) поперечно полосатые (очень длинные)

Б) гладкие (очень короткие)

Два типа клеток: 1) нейроны (похожи на звезду) и 2) глиальные.

Нервные соединены синапсами, глиальные снабжают пищей и защищают нервные

Передача электрических сигналов

Затем учитель рассказывает об органном уровне. Учащиеся записывают следующее:

Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение и расположение и приспособленная для выполнения специфической функции.

hello_html_572c55ac.jpg

Органы состоят из всех 4 групп тканей, но всегда один из них является главным.

Далее учащиеся выполняют задание:

Самостоятельная работа:

Системы органов – группа органов, выполняющая в организме общую функцию.

hello_html_74fde406.jpg

При экстремальных условиях системы органов объединяются на время в функциональную систему.

Затем учитель рассказывает об организменном уровне организации. Учащиеся фиксируют информацию:

Организменный:

Организм – совокупность всех систем органов.

hello_html_m216ac540.jpg

I I. Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

Организм человека состоит из молекул, атомов, ионов , образованных различными химическими элементами. Важнейшее значение для построения белковой структуры организма имеют углерод \(C\), водород \(H\), кислород \(O\), азот \(N\).

Организм человека состоит из эукариотических клеток , имеющих оформленное ядро и строение, характерное для клеток животных.

Клетки и межклеточное вещество образуют в организме человека ткани . В зависимости от вида ткани клетки выполняют разные функции, поэтому имеют различные размеры и форму.

Каждый орган состоит из тканей, которые имеют общую структуру и выполняют сходные функции. В органе один вид ткани всегда преобладает. Например, в сердце преобладает мышечная ткань, в коже — эпителиальная.

Многие органы по своим функциям дополняют друг друга. Таким образом, можно выделить системы органов , выполняющих общие функции в организме (опорно-двигательная, пищеварительная и др.).

Органы и системы.jpg

Системы органов объединены в единый организм, функционирующий под управлением нервной и эндокринной систем.


Цели урока: сформировать знания об уровнях организации организма человека и плане его строения, топографии внутренних органов, системах органов и полостях тела.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Предметные результаты обучения: называть и показывать на иллюстрации внутренние органы человека; выявлять связи между структурой и функциями органов.

Метапредметные результаты обучения:

познавательные: ориентироваться в текстах, выделять основную и второстепенную информацию; применять для получения новых знаний модели, муляжи, анатомические атласы, таблицы, схемы;

регулятивные: ставить цель и планировать пути ее достижения; уметь контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их достижение;

коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения: понимать важность изучения строения собственного тела для сохранения здоровья.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Что такое антропология?

2. Что такое антропогенез?

3. Расскажите о происхождении человека. Почему обезьян нельзя считать нашими предками?

4. Расскажите о стадиях антропогенеза (представители, время, особенности развития человека).

II. Изучение нового материала

Учащиеся выполняют самостоятельное задание:

Самостоятельная работа:

Уровни организации:

Далее учитель рассказывает об атомно-молекулярном уровне. Учащиеся записывают следующее:

Атомно-молекулярный:

Химические элементы: углерод, водород, кислород, азот, сера, натрий, кальций и др.

Молекулы: вода с солями, белки, жиры (липиды), углеводы, нуклеиновые кислоты.

Затем учитель рассказывает о клеточном уровне. Учащиеся записывают следующее:

Клетки похожи на животные (нет вакуоли, есть ядро).

Далее учитель рассказывает о тканевом уровне. Учащиеся фиксируют информацию в виде таблицы:

Особенности строения

Тесно прилегающие клетки, мало межклеточного вещества, хорошо восстанавливаются

Много жидкого или плотного межклеточного вещества

Механическая (опорная), защитная, транспортная

Меняют размеры (сокращаются)

А) поперечно полосатые (очень длинные)

Б) гладкие (очень короткие)

Два типа клеток: 1) нейроны (похожи на звезду) и 2) глиальные.

Нервные соединены синапсами, глиальные снабжают пищей и защищают нервные

Передача электрических сигналов

Затем учитель рассказывает об органном уровне. Учащиеся записывают следующее:

Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение и расположение и приспособленная для выполнения специфической функции.

Органы состоят из всех 4 групп тканей, но всегда один из них является главным.

Далее учащиеся выполняют задание:

Самостоятельная работа:

Системы органов – группа органов, выполняющая в организме общую функцию.

При экстремальных условиях системы органов объединяются на время в функциональную систему.

Затем учитель рассказывает об организменном уровне организации. Учащиеся фиксируют информацию:

Организменный:

Организм – совокупность всех систем органов.

II. Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

III. Домашнее задание

§ 4-5, учить записи в тетради.


-75%


Живые организмы состоят из молекул, которые организуются в клетки. Клетки – в ткани, ткани – в органы, органы в системы органов, которые создают целостный организм.

Тело человека имеет определенную структуру, то есть строение. Основные части тела это голова, шея, туловище, руки и ноги. Между отдельными частями тела существуют определенные пропорции. Например, люди с маленькой головой обычно имеют длинную шею, длина предплечья обычно равна длине стопы.

Бытовые названия частей тела не всегда точны, так плечом мы обычно называем надплечье, а на самом деле плечо – это верхняя часть руки до локтевого сгиба, далее идут предплечье и кисть.

Снаружи тело человека покрыто кожей, а под ней находятся кости и мышцы, образующие опорно-двигательный аппарат. Грудная часть туловища – ребра, грудина и часть позвоночника. Живот состоит из мягких тканей. Внутри туловища есть две полости – брюшная и грудная, которые разделены мышечной диафрагмой.

Части тела состоят из органов.

Орган – это анатомически обособленная часть тела, имеющая определенную форму, строение, месторасположение и выполняющая одну или несколько функций.

Различают внешние и внутренние органы. Внешние органы видны при внешнем осмотре: глаза, уши, нос. Внутренние органы – не видны, они расположены внутри организма, поэтому различают области тела, под которыми эти органы находятся. Например: область сердца, желудка, печени.

Внутренние органы расположены в полостях тела. Например, в грудной полости – легкие, сердце, сосуды, дыхательные пути и пищевод. В брюшной полости под диафрагмой находится желудок, а справа – печень, ниже их расположен кишечник, поджелудочная железа и селезенка. К позвоночнику в области поясницы примыкают почки, от которых отходят мочеточники, ведущие в мочевой пузырь. Ниже в брюшной полости расположены женские половые органы: яичники, маточные трубы и матка. Половые органы мужчины – яички, находятся вне брюшной полости.

На голове человека есть такие органы чувств, как нос, язык, глаза, уши, вестибулярный аппарат – орган равновесия, скрытый в черепной коробке.

Органы, выполняющие общие физиологические функции, объединяются в систему органов

http://lfk-consultant.ru/wp-content/uploads/2014/07/004.jpg

У человека те же системы органов, что и у млекопитающих:

покровная (кожа и слизистые оболочки);

опорно-двигательная (скелет и мышцы);

дыхательная (легкие и воздухоносные пути);

кровеносная (сердце и кровеносные сосуды);

лимфатическая система (лимфатические сосуды и узлы);

пищеварительная система (пищеварительный тракт и пищеварительные железы);

выделительная система (почки, мочевой пузырь, мочеточники);

нервная система (головной и спинной мозг, нервы, нервные узлы, сплетения и т.п.);

эндокринная система (железы внутренней секреции).

Нервная и эндокринная системы обеспечивают слаженную работу всех систем организма человека при любом режиме работы. Так, при беге включаются в интенсивную работу не только мышцы, но и сердце, легкие, сосуды.

Такое объединение органов на период выполнения работы Петр Кузьмич Анохин назвал функциональной системой. Как только бег закончится, функциональная система, обеспечивавшая бег, распадется и сформируется новая, например для отдыха.

Функциональные системы – временные объединения органов и систем органов для достижения полезного организму результата.

http://ru.static.z-dn.net/files/d35/5cc390c7d370f52948be6495784aadbe.jpg

Человек – это часть природы, результат длительной эволюции животных.

Систематическое положение человека:

Род: Человек (homo)

Вид: Человек разумный (homo sapiens)

Признаки, позволяющие отнести Человека разумного к царству Животных – это гетеротрофный способ питания (питание органическими веществами), ограниченный рост и способность к передвижению.

Как и у всех Хордовых, у человека на ранних этапах эмбрионального развития закладывается хорда, над ней нервная трубка, а под хородой кишечная трубка.

Наличие внутреннего скелета, позвоночника, черепа позволяет отнести его к подтипу Позвоночные.

Как представитель класса Млекопитающих человек имеет следующие признаки:

1. диафрагму, разделяющую полость тела на грудную и брюшную;

2. интенсивный обмен веществ и постоянную температуру тела;

3. общий план в строении скелета, нервной, дыхательной , пищеварительной систем;

4. развитие зародыша внутри материнского организма – в матке и выкармливание детенышей молоком;

5. деление зубов на резцы, клыки и коренные;

6. наличие ушной раковины;

7. рудиментарный волосяной покров;

8. семь позвонков в шейном отделе позвоночника;

и другие характеристики.

Человека относят к отряду Приматов по следующим характеристикам:

1. пятипалая конечность;

2. большой палец кисти противопоставлен всем остальным;

3. концевые фаланги пальцев защищены ногтями.

Сходство же Человека с человекообразными обезьянами (семейство Гоминид) в следующем:

1. на 90% сходен генетический материал Шимпанзе и человека;

2. антропоморфные обезьяны и человек болеют одинаковыми болезнями.

Наряду с признаками сходства человека и животных есть и особенности, характерные только для Человека:

1. Наличие большего по размеру мозгового отдела черепа по сравнению с лицевым, что обусловлено увеличением головного мозга и развитием мыслительной деятельности.

2. Признаки, связанные с развитием речи. Это подбородочный выступ, к которому крепятся мышцы языка участвующие в речи и клыки примерно равные резцам, что позволяет совершать боковые движения челюстями для произнесения слов.

3. Для человека характерно прямохождение, в связи с этим, он приобрел следующие особенности: S-образный позвоночник и сводчатая стопа, защищающая от резких толчков при ходьбе и беге и выполняющая роль рессор; уплощенная в переднезаднем направлении грудная клетка, способствующая удержанию равновесия; массивные кости таза и нижних конечностей, несущие на себе всю тяжесть тела;

4. В связи с трудовой деятельностью лучевая кость человека подвижна относительно локтевой, подвижны также и кости ладоней рук, что увеличивает многообразие движений.

1. Изучить строение клетки человека, функции ее органоидов;

2. Научиться распознавать органоиды клетки человека;

3. Доказать родство человека и животных на основании сходства строения их клеток.

Клеточное строение организма


Наше тело, как и тело всех многоклеточных организмов, состоит из клеток. Клеток в организме человека многие миллиарды – это его главный структурный и функциональный элемент.

Кости, мышцы, кожа – все они построены из клеток. Клетки активно реагируют на раздражение, участвуют в обмене веществ, растут, размножаются, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.

Клетки нашего организма очень разнообразны. Они могут быть плоскими, круглыми, веретенообразными, иметь отростки. Форма зависит от положения клеток в организме и выполняемых функций. Размеры клеток тоже различны: от нескольких микрометров (малый лейкоцит) до 200 мкм (яйцеклетка). При этом, несмотря на такое многообразие, большинство клеток имеют единый план строения: состоят из ядра и цитоплазмы, которые снаружи покрыты клеточной мембраной (оболочкой). Клетка человека имеет те же органоиды, что и клетка животных, что служит доказательством родства этих групп организмов.

Ядро есть в каждой клетке, кроме эритроцитов. Оно несёт наследственную информацию и регулирует образование белков. Наследственная информация обо всех признаках организма хранится в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).

ДНК является основным компонентом хромосом. У человека в каждой неполовой (соматической) клетке их 46, а в половой клетке 23 хромосомы. Хромосомы хорошо видны только в период деления клетки. При делении клетки наследственная информация в равных количествах передаётся дочерним клеткам.

Снаружи ядро окружает ядерная оболочка, а внутри него находится одно или несколько ядрышек, в которых образуются рибосомы – органоиды, обеспечивающие сборку белков клетки.

Органоиды клетки – это постоянные клеточные структуры, выполняющие определённые функции. Познакомимся с некоторыми из них.

Эндоплазматическая сеть напоминает сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков (цистерн). В некоторых участках на её мембранах расположены рибосомы, такую сеть называют гранулярной (зернистой). Эндоплазматическая сеть участвует в транспорте веществ в клетке. В гранулярной эндоплазматической сети образуются белки, а в гладкой (без рибосом) – животный крахмал (гликоген) и жиры.

Комплекс Гольджи представляет собой систему плоских мешочков (цистерн) и многочисленных пузырьков. Он принимает участие в накоплении и транспортировке веществ, которые образовались в других органоидах. Здесь также синтезируются сложные углеводы.

Митохондрии – органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающееся высвобождением энергии. Эта энергия идёт на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором. Энергию, заключённую в АТФ, клетки затем используют на различные процессы своей жизнедеятельности: выработку тепла, передачу нервных импульсов, мышечные сокращения и многое другое.

Лизосомы, небольшие шарообразные структуры, содержат вещества, которые разрушают ненужные, утратившие своё значение или повреждённые части клетки, а также участвуют во внутриклеточном пищеварении.

Снаружи клетка покрыта тонкой (около 0,002 мкм) клеточной мембраной, которая отграничивает содержимое клетки от окружающей среды. Основная функция мембраны – защитная, но она воспринимает также и воздействия внешней для клетки среды. Мембрана не сплошная, она полупроницаема, через неё свободно проходят некоторые вещества, т. е. она выполняет и транспортную функцию. Через мембрану осуществляется и связь с соседними клетками.

Вы видите, что функции органоидов сложны и многообразны. Они играют для клетки туже роль, что и органы для целостного организма.


Продолжительность жизни клеток нашего организма различна. Так, некоторые клетки кожи живут 7 дней, эритроциты – д о 4 месяцев, а вот костные клетки – от 10 до 30 лет.

Читайте также: