Структура самоуправления в детском коллективе кратко

Обновлено: 18.05.2024

Новый этап развития детского самоуправления в России связывают с началом 90-х гг. XX века. В этот период наша страна вошла в единое образовательное пространство Европы, где сформировался четкий облик молодого человека, окончившего учебное заведение.

В каждом педагогическом коллективе начался поиск своего пути решения проблемы участия детей в управлении образовательным учреждением. Появились разные мнения о работе детского самоуправления. В.М. Коротов определяет его как метод устройства коллектива, а В.А. Караковский – как средство воспитания. Ю.П. Сокольникова видит в нем способ организации работы, Л.И. Новикова относит к виду деятельности, которая включает постановку цели, планирование, способы реализации плана, создание учета и контроля. И.Л. Аникеева считает, что самоуправление – это выработка гуманистических отношений.

В целом А.С. Прутченков определил сущность этого явления на современном этапе как технологию воспитательной работы, направленную на развитие субъектности ребенка (иными словами – способности к самоанализу, самопланированию, самоорганизации своей жизнедеятельности).

В условиях нашего детского дома мы рассматриваем самоуправление в качестве составной части воспитательного процесса.


Анализируя научную литературу по данному вопросу, можно выделить ключевые принципы развития субъектности ребенка:

1. Принцип единства и оптимального сочетания социально значимой доминанты (мобилизация детского коллектива вокруг единой цели) и личных интересов детей.

Как отмечает А.С. Прутченков, через различные виды совместной деятельности у ребят вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения соотносить свои личные интересы с групповыми. Сознание принадлежности к коллективу дает ощущение эмоциональной уверенности, психологической устойчивости. Но в то же время каждый ребенок должен иметь возможность развивать и проявлять свои собственные способности, интересы, образовательные потребности.

2. Принцип динамичности и вариативности структуры органов самоуправления.

В зависимости от этапа развития детского самоуправления, стоящих перед ним целей могут меняться и структурные единицы (подразделения), вноситься коррективы в круг решаемых на каждом из них вопросов. Данный принцип позволяет формировать у ребенка такие качества, как мобильность, гибкость.

3. Принцип интеграции педагогического управления и детского самоуправления.

Он предполагает определение места и роли самоуправления в модели управления образовательным учреждением. Только при постоянном конструктивном взаимодействии со всеми ветвями власти оно становится интересным и действительно продуктивным.

Зарождение пришлось на 2001–2003 годы.

На данном этапе были поставлены задачи:

1. Проанализировать научно-методические подходы к осуществлению детского самоуправления.
2. Изучить опыт работы образовательных учреждений г. Череповца по его организации.
3. Установить круг компетенций самоуправления в условиях детского дома и роль в общей системе управления.
4. Разработать нормативно-регламентирующую базу, структуру этой деятельности.

Члены педагогического коллектива изучили опыт работы образовательных учреждений г. Череповца; проанализировали научно-методические подходы к проблеме, существующую нормативно-правовую базу по данному аспекту.

Силами профессионального объединения педагогов была организована и проведена серия деловых игр с сотрудниками учебного заведения по созданию структуры детского самоуправления, определению его места и роли в организационной модели ОУ, разработке соответствующего положения. Итогом проделанной работы стало выявление круга вопросов компетенции органа самоуправления, который:

– планирует, организует и анализирует содержание досуговой занятости воспитанников;
– обсуждает, вносит предложения педагогическому коллективу и принимает участие в организации дополнительного образования, трудоустройстве старших детей в свободное от учебы время, сохранении материально-технической базы ОУ;
– вырабатывает правила общежития в детском доме, принимает решения о поощрениях и наложении санкций за нарушение правил поведения.

Становление оказалось самым протяженным по времени и охватило период 2003–2006 годы. На данном этапе решался следующий круг задач:

1. Внести коррективы в структуру.
2. Разработать планирование деятельности на учебный год.
3. Выделить критерии и показатели отслеживания эффективности работы.
4. Создать пакет диагностических методик для оценки развития детского коллектива.

Структура детского самоуправления видоизменилась за счет введения новых элементов.

– принятие планов деятельности детского самоуправления, подведение результатов работы за отчетный период;
– поощрение и наложение санкций на воспитанников;
– утверждение членов актива, выдвигаемых путем тайного голосования на собраниях воспитанников групп.

Актив детского самоуправления разрабатывал тактическое и оперативное планирование деятельности образовательного учреждения, связи с общественными организациями города, социальными институтами, обобщал интересный опыт работы.

– организация деятельности коллектива группы по решению общих планов;
– распределение обязанностей между воспитанниками;
– выдвижение кандидатов в актив;
– анализ деятельности группы за отчетный период;
– заслушивание отчетов о работе старост и руководителей секторов.

Следующие более мелкие структурные единицы – это старостат и секторат.

Старосты выбираются тайным голосованием на период учебного года и работают по разрешению следующих вопросов:

– организация деятельности воспитанников группы по выполнению общих планов;
– координация деятельности секторов;
– оказание помощи ребятам в решении спорных вопросов, конкретных проблем.

Положительными моментами в работе старост можно назвать четкую координацию жизнедеятельности воспитанников в течение дня (например, распределение ответственных за сопровождение младших детей в кружки, секции; определение участков и объемов работы каждого воспитанника при проведении генеральных уборок групп, субботников на территории детского дома).

Деятельность сектората направлена на развитие организационных, творческих способностей детей, разработку содержательной стороны их жизнедеятельности.

Работа секторов осуществляется в различных направлениях.

Особое внимание на этапе становления уделялось планированию. Оно разрабатывалось активом совместно с педагогами на учебный год и включалось в комплексный план работы детского дома. Кроме того, была создана циклограмма деятельности детского самоуправления.

Объективное оценивание эффективности детского самоуправления было невозможно без выделения конкретных критериев. В качестве таковых мы определили:

– уровень его развития (по методике М.И. Рожкова);
– изучение степени общественной активности воспитанников в детском самоуправлении (на основе референтометрии по методике Е.И. Степановой);
– мотивы участия воспитанников в этом процессе;
– коммуникативные и организаторские склонности детей;
– лидерские качества воспитанников.

В данный период самоуправление находится на этапе устойчивого развития.

Нами решаются следующие задачи:

1. Обновление структуры и содержания деятельности детского самоуправления с учетом необходимости развития социальных компетенций.
2. Разработка и апробирование диагностического инструментария оценки развития социальных компетенций воспитанников.

В рамках решения первой поставленной задачи внесены изменения в структуру. Появилась такая структурная единица, как студенческий клуб. Он объединяет учащихся 9-х классов школ и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

В деятельность студенческого клуба входит осуществление взаимопомощи в освоении учебных программ профессионального образования; взаимодействие с учебными заведениями профессионального образования в проведении досуга учащихся, участии в конкурсах профессионального мастерства; организация посещений дней открытых дверей, ярмарок вакансий и т.д.

Изменилось и содержание деятельности самоуправления. Теперь воспитанники совместно со взрослыми – кураторами секторов планируют свою работу на учебный год в группах.

В качестве критериев оценки эффективности этого процесса нами рассматриваются:

Особое внимание на данном этапе отводится оценке формирования социальных компетенций воспитанников. В первую очередь детское самоуправление направлено на развитие: умения планировать свою деятельность и анализировать ее; коммуникативных навыков (например, работа в команде). Проблемной группой педагогов детского дома разработаны механизмы оценки уровня развития социальных компетенций детей.

В целом хочется отметить, что опыт организации детского самоуправления становится действенным только в атмосфере взаимного уважения прав детей и взрослых, доверия и ориентации на позитивные стороны личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Детское самоуправление

Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.

Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

Дадим краткое определение самоуправления.

Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности обучающихся.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач :

• создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие через конкретные дела;

• создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

• развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;

• воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы);

• создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся руководитель класса и воспитатель. Именно они непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремятся помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. Ведь от того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

В связи с этим большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально-экономических условиях.

В детских группах встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты.

Лидеры организаторы играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для групп детей. Лидер-умелец – наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива. Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в детской группе. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Большое значение имеет овладение детьми организаторской техникой, включающей две группы умений. К первой относятся организаторские знания, умение владеть собой (осанкой, мимикой, жестами), управлять своим эмоциональным состоянием (снимать излишнее психическое напряжение, вызывать состояние творческого самочувствия), владеть техникой речи (дикция, темп). Ко второй группе относится умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом в процессе решения организаторских задач (организаторские, бесконфликтного взаимодействия, стимулирования деятельности и т.д.)

В книгах Л.И. Уманского и его ученика А.Н. Лутошкина приводятся общие и специфические качества лидера для определения основных направлений работы в классном коллективе

Общие качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать им):

• Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

• Активность – умение действовать энергично, напористо;

• Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

• Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

• Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

• Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

• Самообладание – способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях;

• Работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу;

• Наблюдательность – умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;

• Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;

• Организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):

• Организаторская проницательность – тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;

• Способность к активному психологическому воздействию – разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, сложившейся ситуации;

• Склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива. В классном коллективе выбираются органы самоуправления по направлениям: учебное, информационное, , художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление. Высшим органом является Школьный ученический Совет. По мере необходимости проводятся внеочередные сборы для решения оперативных, срочных вопросов.

В создании классного коллектива, как определенной организации, основанной на принципе самоуправления, можно выделить несколько взаимосвязанных сторон, имеющих существенное значение для оптимального функционирования вне учебной деятельности:

А. педагогически целесообразный выбор форм первичных коллективов с учетом конкретных условий в тот или иной момент;

Б. структура органов само- и соуправления;

В. систематическое включение воспитанников в организаторскую деятельность;

Г. регулярное включение детей и подростков в систему ответственных зависимостей в классе и вне его. В основе организации системы зависимостей лежит распределение деятельности.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса

Содержание деятельности самоуправления классного коллектив

1. Творческое развитие каждого ученика.

2. Создание в классе микроклимата сотрудничества учителей, учеников, родителей.

3. Реализация личностного потенциала в деятельности по выбранным направлениям.

Структуру классного самоуправления можно представить в виде следующей схемы: Актив класса

Высший орган - классное собрание . В его работе участвуют все учащиеся класса, классный руководитель и воспитатель.

В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности своего ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей- Актив класса.

Один из главных органов классного самоуправления – это актив класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива – лидеры, которые могут возглавить одно из направлений работы.

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных задач работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчета по работе секторов.

Ведет классное собрание его председатель - педагог ( руководитель класса или воспитатель) Подготавливаются вопросы для обсуждения на Актив класса.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.

Функции Актива класса (АК)

участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;

подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;

организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);

выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

поддерживает связь с СШ (совет школы).

Задача всех органов самоуправления под руководством актива класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Правила для учащихся класса:

Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.

Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.

Принимать активное участие в жизни коллектива.

Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.

Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.

Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.

Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.

Не опаздывать на урок.

Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.

Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.

Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд обучающихся класса входят в Совет лидеров школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.

Bнедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя и воспитателя.

Пашков А.А. Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассников. 2014г.

Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. организаторские способности и их развитие. Курск. 1967г.

Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив./ Избр. Труды. Кострома. 2001г.

Читайте также: