Структура самосознания по столину кратко

Обновлено: 02.07.2024

Другой отечественный психолог, А. А. Бодалев, разграничивает все теории на:
• ролевые;
• Я-концепции;
• когнитивные и гуманистические;
• экзистенциалистские.

А. Фернхем и П. Хейвен выделяют наиболее современные, по их мнению, подходы: имплицитный, или конструкционистский (личность зависит от того, что происходит между людьми и среди людей, а не внутри человека); вненаучную точку зрения (теории черт); частотный подход (рассматриваются индивидуальные различия другого уровня в отличие от теории черт).
Л. Хьелл и Д. Зиглер (2000) считают, что теории личности основываются на определенных исходных положениях о природе человека, различия между самими теоретиками по этим вопросам и составляют основу для различения имеющихся теорий (свобода – детерминизм, рациональность – иррациональность, холизм – элементализм, конституционализм – инвайронментализм, изменяемость – неизменность, субъективность – объективность, проактивность – реактивность, гомеостаз – гетеростаз, познаваемость – непознаваемость).
Сальваторе Мадди предлагает разделить все теории на три большие группы:
1) модель конфликта (3. Фрейд, Г. Мюррей);
2) модель самореализации (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Адлер, Г. Олпорт, Э. Фромм);
3) модель согласованности (Р. Ассаджиоли, Д. Келли, С. Мадди).

Также известны классификации таких зарубежных ученых, как Кук, Шульц, Юэн, Первин и др.
Когда идет речь о сравнении чего-либо, важно отметить не только черты различия, но и черты сходства. В данном случае:
• в большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности и индивидуальных различий;
• личность рассматривается как абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдений;
• личность относительно неизменна и постоянна во времени и окружающей обстановке;
• личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов.

Если опустить философские представления о личности древнегреческих и средневековых ученых и рассматривать развитие научного исследования личности начиная с первой половины XX в., то можно выделить несколько различных течений. Остановимся на некоторых из них.
Первыми заметными направлениями были френология и анатомическая психология, занимавшиеся поиском четких анатомических маркеров личности. Такого рода подход используется и до сих пор как в мире псевдонауки (хиромантия), так и в социобиологической литературе (объем и окружность черепа и уровень интеллекта).

Концепция личности Уильяма Джемса [29] (1842–1920) имеет большое значение в становлении многих областей персонологии, в частности изучения самосознания, самооценки и уровня притязаний. Несмотря на то что он не является основоположником психологической школы или системы, по существу, его можно назвать пионером всей психологической науки.

Но основное предназначение Джемса, на наш взгляд, состояло в том, чтобы протестовать против применения искусственных анализов и механистических способов к изучению человеческого опыта.
В начале прошлого века ощутимый вклад в психологическую науку, и в психологию личности в том числе, внес психоанализ.
Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению личности.


По мере того как человек превращается из младенца во взрослого, происходят определенные изменения в его желаниях и в том, как они удовлетворяются. Меняющиеся способы удовлетворения и физические области удовлетворения – основные элементы фрейдовского описания стадий развития. Структура личности отделилась от ее развития и динамики. Определяющим для развития личности являются отношения в семье, в ближайшем окружении ребенка. Фрейд первым предложил трехкомпонентную структуру личности, на которую впоследствии опиралось большинство последователей психоанализа. Раскрывая характер взаимодействия основных потребностей человека – либидонозной и агрессивной, – Фрейд выделяет в структуре личности следующие компоненты.
ID, или ОНО, содержит все унаследованное, заложенное в конституции. Состоит из инстинктов, представляющих собой изначальное содержание психики. У всех инстинктов есть источник – биологические нужды организма, и из этого источника они черпают свою энергию. Цель всех инстинктов сводится к удовлетворению напряжения, они функционируют в соответствии с принципом удовольствия, который предполагает вовлечение первичных процессов мышления, где воображаемые объекты обеспечивают воображаемое удовлетворение и снижение напряжения. Каждый человек обладает инстинктами жизни, смерти и сексуальными, причем последний является важнейшим.
EGO (Эго), или Я, – та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней деятельностью, она развивается из ID, защищая его и при этом беря у него энергию. С обретением опыта психика человека становится более дифференцированной; облегчается функционирование в соответствии с принципом реальности посредством вторичных процессов мышления. Основная задача Эго – самосохранение или защита, оно оставляет в сознании лишь те составляющие и формы инстинктов, которые с меньшей вероятностью влекут за собой наказания и вину. Соответствие принципу реальности обеспечивается посредством защитных процессов, которые сами по себе неосознаваемы.
SUPER EGO (Суперэго), или сверх-Я, – служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, имеет три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Именно наличие Суперэго делает возможным переживание вины – внутреннего отражения наказания, а в качестве предупреждения возникает тревога, причем человек начинает демонстрировать защитное поведение в той или иной форме, чтобы избежать тревоги, устранив инстинктивные импульсы из сферы сознания. Ценности и табу накладывают ограничения на возможные формы удовлетворения инстинктов.
Психоанализ выявил также ряд механизмов психологической защиты одной из подструктур личности Эго (отрицание, вытеснение, проекция, смещение и сублимация).
Фрейдом были выделены пять стадий психосексуального развития (ранее об этом уже шла речь), в связи с которыми были определены следующие типы характера как совокупность черт.
Оральный: в качестве ведущих видов защиты выступает проекция (приписывание человеком другим людям тех черт, которыми он обладает сам), отрицание (отказ воспринимать угрожающие объекты или события внешнего мира) и интроекция (процесс слияния с другим человеком с целью избежать столкновения с пугающей сущностью этого человека или столкновения со своими собственными пугающими инстинктами). Среди типичных черт: оптимизм или пессимизм, доверчивость или подозрительность, восхищенность или завистливость.

image

Обобщая существующие взгляды, можно заметить, что большинство авторов остаются единодушными в понимании ключевых вопросов. Самосознание имеет сложную многоуровневую структуру, в которой каждый уровень связан с другими, образуя систему. Данная система имеет ряд структурных компонентов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку в общей структуре. Таким образом, мы коснулись проблемы структуры самосознания. Изучению структуры данного феномена, функций, особенностей его формирования и механизмов воздействия на этот процесс посвящена большая часть современных исследований.

Как уже указывалась, структура самосознания многомерна, а рассмотрение данного феномена в той или иной плоскости дает нам различные его составляющие. Так, в ряде работ рассматривается проблема уровней самосознания. М. Розенберг называет следующие критерии выделения таких уровней [118]:

Этот критерий характеризует степень стабильности характера частных самооценок во времени.

1. Непосредственно-чувственный – осознание индивидом себя как телесно существующее, реально-жизненное начало.

2. Целостно-личностный (персонифицирующий) – на данном уровне развивается механизм отражения психикой своего личностного начала, собственных эмоциональных состояний, восприятие себя индивидом как активного внутренне единого существа (Я-переживание).

3. Интеллектуально-аналитический – речь идет о способности индивида к осознанию своих когнитивных процессов, теоретических форм и способов своей деятельности. Субъект отражает себя как мыслящего и самосознающего, на основе чего становится возможной сознательная саморегуляция и самовыражение, что обеспечивает переход на четвертый, высший уровень.

4. Целенаправленно-деятельностный – в данном случае самосознание проявляет себя в логически завершенной форме как система осмысленной самодетерминации человека.

В.В. Столин (1983) рассматривает проблему выделения уровней самосознания, соотнося их с различными уровнями активности человека как организма, индивида, личности [137].

Структура самосознания по В.В. Столину


Приведенные точки зрения в целом характеризуются рассмотрением уровней самосознания как иерархической системы от низших, связанных с деятельностью человеческого организма, к высшим, определяющим становление личности, и совпадают с фазами его развития в онтогенезе.

Другим важнейшим аспектом рассмотрения модели самосознания является выделение в его структуре отдельных элементов, которые именуются в различных работах как структурные звенья (В.С. Мухина, 1975, 1985, 1986), стороны, компоненты, аспекты (П.Р. Чамата, 1960, 1966; Н.И. Чеснокова, 1977; А.М. Прихожан, 1980, 1982; М.И. Лисина, А.М. Силиверсту, 1983; Е.А. Сорокоумова, 2010 и др.).

Так, среди прочих можно назвать следующие подходы к рассмотрению данной проблемы.

1. Выделение в структуре самосознания двух основных компонентов – когнитивного, связанного с процессами самопознания, и эмоционального, ответственного за формирование самоотношения личности (М.И. Лисина, А.М. Силиверсту, 1983; В.С. Мухина, 1986; Ольшанский Д.В, 1984; А.М. Петрулите, 1984; Е.А. Сорокоумова, 2010).

Е.А. Сорокоумова определяет самопознание как процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем. Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а ее реализация обеспечит готовность учащихся к образованию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для консолидации и единения людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров, жизненной философии [131].

2. Регулятивный компонент, который стоит в ряду аспектов самосознания и ответственен за оценку и регуляцию собственной деятельности, рассматривала И.И. Чеснокова (1977) [169]; волевой компонент – П.Р. Чамата (1966) [168]; функционально-поведенческий – А.М. Прихожан (1996) [111]. Сходную точку зрения высказывают авторы, рассматривающие в качестве одного из компонентов Я-концепции динамический, поведенческий компонент, связанный с проявлением в деятельности аффективного и познавательного компонента (И.В. Вачков [33], Р. Берне [20]).

Самосознание растущей формирующейся личности рассматривается отечественными и зарубежными психологами как следствие и предпосылка социального взаимодействия, которое определяется социальным опытом человека. В самосознании отражается жизнь личности растущего человека в социальном пространстве и времени (А.Н. Леонтьев [86], С.Л. Рубинштейн [119]).

Существуют и другие точки зрения, рассматривающие структуру самосознания как совокупность определенных компонентов. Так, И.С. Кон выделяет следующие его аспекты.

А.Д. Олейник (цит. по: Тарабаева В.Б. [140]) предлагает рассматривать самосознание как единство следующих сторон: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль и самокритичность.

Р. Берне рассматривает Я-концепцию как совокупность установок личности, направленных на саму себя (1986). В структуре Я-концепции он выделяет три основных компонента:

В качестве важнейших компонентов самосознания, обеспечивающих его динамику, принято выделять процессы идентификации, самопознания или рефлексии (Е.А. Сорокоумова) [131].

Процесс идентификации играет ключевую роль в становлении самосознания личности и связан с формированием личности в контексте социального взаимодействия. Анализируя процесс идентификации как основу становления самосознания, В.В. Столин рассматривает

Соответственно этим трем уровням можно различить и единицы самосознания. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу, на уровне индивидного самосознания – представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность, на уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий, об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе. Такие традиционные нравственные категории, как совесть, долг, и такие личностные качества, как сила воли, мужество, стремление к творчеству, обнаруживаются личностью в себе самой не просто путем оценки себя как объекта, но путем осмысления себя в ситуациях, когда эти качества или их отсутствие выступают как преграды на пути ее же собственной активности или, наоборот, как условия, облегчающие ее деятельную самореализацию.

Поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимно-личностных последствий, оказывается важнейшей категорией самосознания. Признание или не признание факта свершения поступка – важнейшая детерминанта, определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению.

Конкретный эмпирический анализ показал, что поступок, как действие, предполагающее выбор чего-то и отказ от чего-то ценного и значимого, детерминирован не только объективно, ситуацией его свершения, но и субъективно, самим строением личности. Последнее может быть понято не только как иерархия мотивов, побуждающих к деятельностям, но и как иерархия преград, препятствующих тем или иным деятельностям, поведенческим актам и способам самореализации.

Эмоционально-ценностное отношение личности к себе, являющееся результатом и интегратором механизмов личностного самосознания, обладает сложной психологической структурой. Как чувство, оно обладает размерностью, включающей оси симпатии, уважения и близости. Феноменально отношение к себе проявляется в виде внутреннего диалога между "Я" и "не-Я", похожим и отличным от самого субъекта, и результирует в переживаемое (сознаваемое или неосознаваемое) эмоционально-ценностное отношение к себе.

Столин В.В. Самосознание личности

Теоретический и экспериментальный анализ строения самосознания, его форм и функций. Излагается оригинальная концепция уровневого строения самосознания. Раскрывается роль поступков и внутренних противоречий в развитии и функционировании самосознания. Анализируются структура эмоционально-ценностного отношения к себе, диалогическая природа самосознания. Особое внимание уделяется роли самосознания личности в процессе психотерапии и психологического консультирования. Монография рассчитана на психологов, философов, социологов, педагогов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей.
Рассматривает ряд тем:
1. Самосознание и его место в психической организации человека.
2. Уровни и единицы самосознания.
3. Исследование природы конфликтных смыслов.
4. Когнитивная и эмоциональная составляющие смысла "Я"
5. Отношение к себе в структуре внутреннего диалога.
6. Самосознание и проблемы психологической помощи.

Аверин В.А. Психология личности

  • формат doc
  • размер 658.18 КБ
  • добавлен 23 мая 2009 г.

Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А. , 1999. – 89 с В книге адресованной всем, кто изучает и интересуется психологией человека, в систематизированном виде представлен многообразный и порой весьма противоречивый материал, касающийся проблем личности. Первая часть курса лекций посвящена анализу человека в системе современного научного знания. Здесь же в конспективном виде дается изложение наиболее известных концепций личности отечествен.

Евдокимова Ю.А. Психология личности. Курс лекций

  • формат doc
  • размер 932.5 КБ
  • добавлен 01 июня 2011 г.

ТНУ им. Вернадского, Симферополь. Личность в системе современного научного знания. Личность в отечественной психологии (концепции). Учение Ананьева о человеке. Направленность в структуре личности. Самосознание личности. Развитие личности. Психоаналитические теории. Когнитивное и социально-когнитивное направление в психологии личности. Теория личных конструктов Дж. Келли. Теория поля Курта Левина. Семинары.

Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности

  • формат chm
  • размер 67.74 КБ
  • добавлен 15 января 2011 г.

2002г. 50стр. Самосознание как предмет философского познания. Психологический подход к самосознанию. Общие теории самосознания. Личностные типы сознания. Смысл жизни. Имя собственное. Имя как знак. Физическое Я. Личностное Яrn

Клочко Ю.Н., Ермилова Н.Ю., Клочко А.Ю. Понятие личности, её структура и факторы формирования

  • формат pdf
  • размер 89.49 КБ
  • добавлен 04 октября 2011 г.

Контрольная работа - Понятие личности

  • формат docx
  • размер 68.17 КБ
  • добавлен 07 ноября 2011 г.

37 страниц. ИВ 4-ПЗ-7 Введение теоретические подходы к проблеме личности Первые теоретики личности Психодинамическая теория личности Аналитическая теория личности Гуманистическая теория личности Когнитивная теория личности Поведенческая теория личности Деятельностная теория личности Диспозициональная теория личности Самосознание исамооценка личности Формирование и развитие личности Вывод Список используемой литературы

Курсовая работа - Особенности самосознания студентов-психологов и студентов-программистов

  • формат doc
  • размер 356.5 КБ
  • добавлен 15 октября 2011 г.

Реферат - Самооценка

  • формат doc
  • размер 83.5 КБ
  • добавлен 09 июля 2011 г.

Столин В.В. Самосознание личности

  • формат htm
  • размер 302.68 КБ
  • добавлен 09 января 2009 г.

М., МГУ, 1983 г. В монографии осуществлён теоретический и экспериментальный анализ строения самосознания, его форм и функций. Излагается оригинальная концепция уровневого строения самосознания. Раскрывается роль поступков и внутренних противоречий в развитии и функционировании самосознания. Анализируются структура эмоционально-ценностного отношения к себе, диалогическая природа самосознания. Особое внимание уделяется роли самосознания личности.

Талайко С.В. Психология личности: Курс лекций

  • формат doc
  • размер 165.51 КБ
  • добавлен 08 декабря 2009 г.

Личность в системе современного научного знания. Личность в отечественной психологии (Концепции личности А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, А. Г. Ковалева, В. С. Мерлина). Личность в отечественной психологии (Концепции личности К. К. Платонова, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядова). Учение Б. Г. Ананьева о человеке. Направленность в структуре личности. Самосознание личности. Развитие личности. Психоаналитич.

Шпаргалки по теориям личности

  • формат doc
  • размер 199.53 КБ
  • добавлен 11 января 2010 г.

1. Проблема теоретического определения личности в психологии 2. Основные критерии оценки личности 3. Основные психологические концепции происхождения личности человека 4. Топографическая модель личностной организации в психодинамическом подходе и структура личности 5. Психосексуальные стадии развития личности по Фрейду 6. Защитные механизмы эго 7. Индивидуальная психология А. Адлера: основные идеи и принципы 8. Типы личности по Адлеру 9. Аналити.

Читайте также: