Структура приемного отделения кратко

Обновлено: 09.05.2024

Приемное отделение является важнейшим лечебно-диагностическим отделением больницы.

В современных больницах с централизованной системой планировки приемный покой располагается на I этаже, имеет самостоятельный вход и связь со всеми отделениями. При децентрализованной системе (павильонной) застройки приемное отделение находится либо в отдельном здании, либо в одном из лечебных корпусов, обычно в том, где находится отделение реанимации, хирургии.

Функции приемного отделения:

1) прием и регистрация больных;

2) осмотр, первичное обследование больных и диагностика;

3) санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших больных;

4) оказание квалифицированной медицинской помощи;

5) транспортировка больных в лечебные отделения.

Через центральное приемное отделение поступают все больные кроме инфекционных и рожениц (прием их осуществляется децентрализовано в специально выделенных помещениях этих корпусов (санпропускник или приемно-смотровой бокс). Больные, нуждающиеся в экстренной медицинской помощи, иногда сразу же доставляются в реанимационное отделение, минуя приемное.

Структура приемного покоя:

- регистратура (кабинет дежурной медсестры)

- перевязочная, иногда малая операция

- помещения для врачей, медсестер

Зал ожидания д.о. оборудован стульями, столом, стендами с информацией о режиме работы лечебных отделений, часах беседы с врачом и др.

Здесь же должна находится и регистратура, где производится регистрация всех поступивших больных и оформление документов.

Пути госпитализации в стационар:

1) машиной скорой помощи,

2) плановая (по направлению участкового врача),

3) путем перевода из одного лечебного учреждения в другое по договоренности с администрацией больницы,

После осмотра больного врачом, и решения вопроса о госпитализации заполняется медицинская документация:

«Статистическая карта выбывшего больного из стационара (форма № 066/у) Если больной доставлен в бессознательном состоянии и без документов, медсестра после осмотра врачом, оказания экстренной медицинской помощи, должна дать телефонограмму в отделение милиции по месту происшествия, указав приметы поступившего.

При поступлении больного в отделение реанимации оформление необходимой документации, производится постовой медсестрой отделения реанимации с последующей регистрацией ею больного в приемном отделении.

В зависимости от мощности больницы в приемном отделении оборудуют один или несколько смотровых кабинетов. В них производится осмотр больных дежурным врачом, проводят термометрию и другие исследования.

Процедурный кабинет, перевязочная, малая операционная предназначены для оказания экстренной помощи. Здесь же располагается лаборатория, P-кабинет и др.

Для санитарной обработки больных имеется санпропускник. Он состоит из смотровой, раздевальни, ванно-душевой и комнаты, где больной одевается.

Санитарная обработка включает в себя:

1) дезинсекцию – уничтожение вредных насекомых (вшей), если они обнаружены у больного

2) гигиеническая ванна, душ или обтирание больного

3) переодевание в чистое белье

Руководит санитарной обработкой медсестра.

Способ санитарной обработки назначает врач. Бывает полная и частичная санитарная обработка. Она зависит от состояния больного и отличается лишь назначением ванны, душа или обтирания.

Санпропускник должен быть оборудован достаточным количеством кушеток, шкафчиков, бачков для грязного белья, клеенок, банного мыла,

мочалок, термометров, специального оборудования для обработки использованного материала, дезинфицирующих средств.

Все оборудование промаркировано и используется только по назначению.

Медсестра должна присутствовать в ванно-душевой комнате, чтобы контролировать состояние больного, проводить ее может младшая медсестра. При ухудшении состояния больного медсестра должна оказать доврачебную помощь и сообщить врачу.

После ванны, душа или обтирания больному одевают чистое белье, халат (пижаму), тапочки.

Транспортировка в отделение должна осуществляться только в сопровождении медицинского работника. Способ доставки зависит от тяжести состояния больного: на носилках, на руках, на каталке, на кресле-каталке, пешком.

При любом способе транспортировки сопровождающий обязан передать больного и его медицинскую карту палатной медсестре.

Приёмный покой - важное лечебно-диагностическое отделение, предназначенное для регистрации, приёма, первичного осмотра, антропометрии (греч. anthropos - человек, metreo - измерять), санитарно-гигиенической обработки поступивших больных и оказания квалифицированной (неотложной) медицинской помощи.

Таким образом, основными функциями приёмного отделения выступают следующие.

• Приём и регистрация больных.

• Врачебный осмотр пациентов.

• Оказание экстренной медицинской помощи.

• Определение отделения стационара для госпитализации больных.

• Санитарно-гигиеническая обработка больных.

• Оформление соответствующей медицинской документации.

Устройство приёмного отделения больницы

Работа приёмного отделения протекает в строгой последовательности:

1) регистрация больных;

2) врачебный осмотр;

3) санитарно-гигиеническая обработка.

Устройство приёмного отделения больницы зависит от профиля стационара; оно включает в себя, как правило, следующие кабинеты.

• Зал ожидания: в нём находятся больные, не нуждающиеся в постельном режиме, и сопровождающие пациентов лица.

• Регистратура: в этом помещении проводят регистрацию поступающих больных и оформление необходимой документации.

• Смотровой кабинет (один или несколько): предназначен для врачебного осмотра больных с постановкой предварительного диагноза и определением вида санитарно-гигиенической обработки, антропометрии, термометрии и при необходимости других исследований (например, электрокардиографии (ЭКГ).

• Санпропускник с душевой (ванной), комнатой для переодевания

• Диагностический кабинет - для больных с неустановленным диагнозом

• Изолятор - для больных, у которых подозревается инфекционное заболевание

• Процедурный кабинет - для оказания экстренной помощи

• Операционная (перевязочная) - для оказания экстренной помощи

• Кабинет дежурного врача

• Кабинет заведующего приёмным отделением

• Помещение для хранения одежды поступивших больных.

Прием пациентов в стационар осуществляется через приемное отделение. В центральное приемное отделение пациентов доставляют:

машиной скорой медицинской помощи;

по направлению участкового врача поликлиники;

переводом из других лечебных и профилактических учреждений по договоренности с администрацией больницы;

без какого-либо направления лечебно-профилактического учреждения, т.е. “самотеком”.

В зависимости от способа доставки больного в больницу и его состояния различают три вида госпитализациипациентов:

1) плановая госпитализация;

2) экстренная госпитализация;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"

13. Требования к правилам личной гигиены пациентов

13.1. При поступлении в стационар пациенты, при необходимости, проходят санитарную обработку в приемном отделении, включающую принятие душа или ванны, стрижку ногтей и другие процедуры, в зависимости от результатов осмотра.

После санитарной обработки больному выдается комплект чистого нательного белья, пижама/халат, тапочки. Личная одежда и обувь оставляются в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передаются его родственникам (знакомым).

Допускается нахождение больных в стационарах в домашней одежде.

Личная одежда больных инфекционными заболеваниями должна подвергаться камерной дезинфекции в случаях, предусмотренных санитарными правилами.

Основные структурные подразделения стационара - приёмное отделение (приёмный покой), лечебные помещения, административно-хозяйственная часть.

Обслуживание пациентов в стационаре начинается в приёмном отделении. Приёмный покой - важное лечебно-диагностическое отделение, предназначенное для регистрации, приёма, первичного осмотра, антропометрии (греч. anthropos - человек, metreo - измерять), санитарно-гигиенической обработки поступивших больных и оказания квалифицированной (неотложной) медицинской помощи. Оттого, насколько профессионально, быстро и организованно действует медицинский персонал этого отделения, в определённой степени зависит успех последующего лечения больного, а при неотложных (ургентных) состояниях - и его жизнь. Каждый поступающий больной должен почувствовать в приёмном отделении заботливое и приветливое к себе отношение. Тогда он проникнется доверием к учреждению, где будет лечиться.

Таким образом, основными функциями приёмного отделения выступают следующие.

· Приём и регистрация больных.

· Врачебный осмотр пациентов.

· Оказание экстренной медицинской помощи.

· Определение отделения стационара для госпитализации больных.

· Санитарно-гигиеническая обработка больных.

· Оформление соответствующей медицинской документации.

Работа приёмного отделения протекает в строгой последовательности:

1) регистрация больных;

2) врачебный осмотр;

3) санитарно-гигиеническая обработка.

В такой же последовательности расположены и помещения приемного отделения. Устройство приёмного отделения больницы зависит от профиля стационара; оно включает в себя, как правило, следующие кабинеты:

· Зал ожидания: в нём находятся больные, не нуждающиеся в постельном режиме, и сопровождающие пациентов лица. Здесь должны стоять стол и достаточное количество стульев. На стенах вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, часах беседы с лечащим врачом, перечне продуктов, разрешённых для передачи больным.

· Регистратура: в этом помещении проводят регистрацию поступающих больных и оформление необходимой документации.

· Смотровой кабинет (один или несколько): предназначен для врачебного осмотра больных с постановкой предварительного диагноза и определением вида санитарно-гигиенической обработки, антропометрии, термометрии и при необходимости других исследований, например, электрокардиографии (ЭКГ).

· Санпропускник с душевой (ванной), комнатой для переодевания.

· Диагностический кабинет - для больных с неустановленным диагнозом.

· Изолятор - для больных, у которых подозревается инфекционное заболевание.

· Процедурный кабинет - для оказания экстренной помощи.

· Операционная (перевязочная) - для оказания экстренной помощи.

· Кабинет дежурного врача.

· Кабинет заведующего приёмным отделением.

· Помещение для хранения одежды поступивших больных.

В многопрофильных стационарах в приёмном отделении могут быть также и другие кабинеты, например травматологическая, реанимационная, кардиологическая (для больных с инфарктом миокарда) и др.

ПРИЁМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ

Основные структурные подразделения стационара - приёмное отделение (приёмный покой), лечебные помещения, административно-хозяйственная часть.

Обслуживание пациентов в стационаре начинается в приёмном отделении. Приёмный покой - важное лечебно-диагностическое отделение, предназначенное для регистрации, приёма, первичного осмотра, антропометрии (греч. anthropos - человек, metreo - измерять), санитарно-гигиенической обработки поступивших больных и оказания квалифицированной (неотложной) медицинской помощи. Оттого, насколько профессионально, быстро и организованно действует медицинский персонал этого отделения, в определённой степени зависит успех последующего лечения больного, а при неотложных (ургентных) состояниях - и его жизнь. Каждый поступающий больной должен почувствовать в приёмном отделении заботливое и приветливое к себе отношение. Тогда он проникнется доверием к учреждению, где будет лечиться.




Таким образом, основными функциями приёмного отделения выступают следующие.

· Приём и регистрация больных.

· Врачебный осмотр пациентов.

· Оказание экстренной медицинской помощи.

· Определение отделения стационара для госпитализации больных.

· Санитарно-гигиеническая обработка больных.

· Оформление соответствующей медицинской документации.

Работа приёмного отделения протекает в строгой последовательности:

1) регистрация больных;

2) врачебный осмотр;

3) санитарно-гигиеническая обработка.

В такой же последовательности расположены и помещения приемного отделения. Устройство приёмного отделения больницы зависит от профиля стационара; оно включает в себя, как правило, следующие кабинеты:

· Зал ожидания: в нём находятся больные, не нуждающиеся в постельном режиме, и сопровождающие пациентов лица. Здесь должны стоять стол и достаточное количество стульев. На стенах вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, часах беседы с лечащим врачом, перечне продуктов, разрешённых для передачи больным.

· Регистратура: в этом помещении проводят регистрацию поступающих больных и оформление необходимой документации.

· Смотровой кабинет (один или несколько): предназначен для врачебного осмотра больных с постановкой предварительного диагноза и определением вида санитарно-гигиенической обработки, антропометрии, термометрии и при необходимости других исследований, например, электрокардиографии (ЭКГ).

· Санпропускник с душевой (ванной), комнатой для переодевания.

· Диагностический кабинет - для больных с неустановленным диагнозом.

· Изолятор - для больных, у которых подозревается инфекционное заболевание.

· Процедурный кабинет - для оказания экстренной помощи.

· Операционная (перевязочная) - для оказания экстренной помощи.

· Кабинет дежурного врача.

· Кабинет заведующего приёмным отделением.

· Помещение для хранения одежды поступивших больных.

В многопрофильных стационарах в приёмном отделении могут быть также и другие кабинеты, например травматологическая, реанимационная, кардиологическая (для больных с инфарктом миокарда) и др.

организация работы приемного отделения

июль, 2019

Определение, задачи и функции приемного отделения

Приемное отделение является структурным подразделением медицинской организации, предназначенным для приёма и регистрации больных, врачебного осмотра, оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, определения профиля отделения для госпитализации пациентов, санитарно-гигиенической обработки пациентов и их транспортировки в отделения стационара.
Основными задачами приемного отделения являются:
1. Организация экстренной, неотложной и плановой медицинской помощи пациентам, в том числе обеспечение преемственности с амбулаторно-поликлиническими учреждениями в осуществлении плановой госпитализации.
2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима и обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний.
3. Оформление и ведение установленной медицинской и учетно-отчетной документации.
4. Поддержание постоянной готовности отделения к работе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Основные функции приемного отделения:
1. Приём, осмотр и обследование пациентов, поступивших (обратившихся) в приемное отделение.
2. Проведение необходимых исследований пациентам, наблюдение за пациентами, находящимися в приемном отделении для уточнения предварительного диагноза.
3. Оформление и ведение учетно-отчетной медицинской документации.
4. Определение требований к транспортировке пациентов и их транспортировка в отделения медицинской организации.
5. Проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического, токсического) и оформление его результатов (при наличии лицензии).
6. Предоставление докладов, служебной информации в установленном порядке.
7. Обеспечение мероприятий по выявлению и профилактике инфекционных заболеваний.
8. Приём на хранение личных вещей госпитализируемых пациентов установленным порядком.
9. Поддержание постоянной готовности приёмного отделения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и при выявлении пациентов с особо опасными инфекциями.

Устройство приемного отделения

организация работы приемного отделения - пандус

Правильная организация работы приемного отделения определяет многие вопросы работы медицинской организации.
Приемное отделение должно размещаться в главном или лечебном корпусе медицинской организации, в котором расположены отделения стационара с наибольшей коечной ёмкостью, на первом этаже, в изолированной части здания, по возможности, вблизи главного въезда на территорию медицинской организации. Ширина проезжей части дороги, ведущей к приёмному отделению, должна допускать возможность разъезда 2-х автомобильных транспортных средств.
Приемные отделения (приёмные покои) для педиатрического, акушерского, инфекционного, кожно-венерологического, туберкулезного, психиатрического (психосоматического) отделений должны быть автономными.
Место высвобождения транспортных средств, доставивших пациентов, должно быть оборудовано навесом и обеспечивать одновременное размещение 1-2 санитарных автомобилей. При необходимости, подъезд к месту высвобождения транспортных средств оборудуется пандусом.
Для обеспечения доступности медицинской помощи, на входе в приемное отделение устанавливаются мобильные рампы, подъёмники или другие приспособления, облегчающие передвижение инвалидных и детских колясок.
Тамбур входа в приемное отделение должен быть отапливаемым или с тепловой завесой.
Устройство приёмного отделения (приёмного покоя) медицинской организации зависит от профиля стационара, а также от уровня оказания медицинской помощи.
В приемном отделении, как правило, должны быть: холл с местами для ожидания посетителей (ожидальня), пост дежурной медицинской сестры, смотровой кабинет, противошоковая, перевязочная (чистая и гнойная), процедурный кабинет, диагностический бокс (палата), кабинет заведующего отделением, кабинет старшей медицинской сестры, комната сестры-хозяйки, комната персонала, санитарный пропускник и туалет для посетителей.
При наличии возможности, в приемном отделении развертываются экспресс-лаборатория, рентгеновский кабинет, изолятор, кабинет ультразвуковой диагностики, кабинет эндоскопии, дополнительные смотровые кабинеты, комната отдыха медицинского персонала и другие вспомогательные помещения.
Приемное отделение обеспечивается телефонной связью с внешними и внутренними абонентами.
Все помещения приемного отделения должны иметь автономное резервное освещение, а помещения, в которых пациентам оказывается медицинская помощь в экстренной и (или) неотложной формах, кроме того, должны быть подключены к резервному источнику электропитания.

Места для посетителей

организация работы приемного отделения - ожидальня

Места для ожидания посетителей должен быть обеспечены мебелью с покрытием, позволяющим проводить санитарную обработку и дезинфекцию её поверхностей. На стендах должны быть размещены информационные материалы для пациентов и их родственников:
о названии, почтовом адресе, адресе электронной почты и контактном номере телефона медицинской организации;
о должностных лицах госпиталя (начальнике госпиталя и его заместителях) с указанием номеров их контактных телефонов и адресов для направления письменных обращений, в т.ч. по электронной почте;
памятка с основными требованиями по соблюдению лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов;
о часах и днях посещения пациентов родственниками;
о часах и днях общения с лечащим врачом;
о предоставляемых в госпитале платных медицинских услугах;
о распорядке работы справочной службы госпиталя (с указанием номера контактного телефона);
о часах и днях приёма посетителей по личным вопросам начальником госпиталя и его заместителями;
перечень продуктов, разрешённых для передачи пациентам;
копия лицензии на право осуществления медицинской деятельности;
о правах пациента;
о контролирующих и правоохранительных органах, а также о должностных лицах, к которым может обратиться пациент при нарушении его прав, с указанием номеров их контактных телефонов и адресов для направления письменных обращений (в т.ч. по электронной почте).
Кроме того, на стендах могут размещаться информационные материалы, имеющие санитарно-просветительную направленность.
Стенды должны иметь покрытие, устойчивое к влажной обработке с применением дезинфекционных средств без потери качества размещённой на них информации.
Места для ожидания посетителей

Пост дежурной медицинской сестры приемного отделения

организация работы приемного отделения - пост медсестры

Пост дежурной медицинской сестры предназначен для регистрации пациентов, хранения и ведения учётной и отчётной медицинской документации. Он должен быть расположен таким образом, чтобы дежурная медицинская сестра могла видеть посетителей и наблюдать за состоянием пациентов, чтобы немедленно прийти им на помощь в случае необходимости.
Пост дежурной медицинской сестры

Смотровой кабинет

организация работы приемного отделения - смотровой кабинет

Смотровой кабинет, он же - кабинет дежурного врача, предназначен для осмотра, обследования и установления предварительного диагноза всем пациентам, а при необходимости - для оказания медицинской помощи. Смотровой кабинет

Смотровой кабинет должен размещаться вблизи от холла приемного отделения и обеспечивать свободный ввоз в него пациента на каталке (инвалидной коляске). Смотровой кабинет оснащается столом письменным для медицинского персонала, стульями, кушеткой медицинской, принадлежностями, приспособлениями, аппаратами и приборами, необходимыми для проведения антропометрии, первичного врачебного осмотра и обследования пациентов. При отсутствии в приемном отделении дополнительных смотровых кабинетов для врачей-консультантов (офтальмолога, отоларинголога и др.), в кабинете дежурного врача для них оборудуются рабочие места.

Противошоковая приемного отделения

организация работы приемного отделения - противошоковая

Противошоковая предназначена для проведения медицинских вмешательств при оказании пациентам медицинской помощи в экстренной и (или) неотложной формах.
Противошоковая

Перевязочная приемного отделения

организация работы приемного отделения - перевязочная

Перевязочный кабинет (перевязочная) предназначена для выполнения малых хирургических медицинских вмешательств.
Перевязочная

Процедурный кабинет (процедурная) приемного отделения

организация работы приемного отделения - процедурная

Процедурная предназначена для выполнения отдельных медицинских вмешательств, не выполняемых в перевязочных. При отсутствии в составе приемного отделения противошоковой, медицинская помощь в экстренной и (или) неотложной формах оказывается пациентам в процедурном или перевязочном кабинете. Противошоковая, процедурный кабинет и перевязочная приемного отделения обеспечиваются централизованной подачей кислорода, оснащаются медицинским имуществом, медицинским оборудованием и лекарственными средствами, в том числе для выполнения реанимационных мероприятий.
Процедурная

Во всех помещениях, используемых для оказания пациентам медицинской помощи в экстренной и (или) неотложной формах, должны иметься укладки экстренной профилактики парентеральных инфекций.

Диагностическая палата

Диагностическая палата (бокс) предназначена для кратковременной (не более одних суток) госпитализации и обследования пациентов, нуждающихся в уточнении диагноза, определения нуждаемости в стационарном лечении и профиля лечебного отделения, в которое пациент должен быть направлен. При отсутствии в приёмном отделении изолятора, диагностическая палата (бокс) используется для временной изоляции пациентов с признаками инфекционного заболевания. Койки диагностических палат (боксов) приемных отделений учитываются как койки скорой медицинской помощи краткосрочного пребывания. Палаты оснащаются функциональными кроватями и предметами ухода за пациентами.

Кабинет заведующего отделением

Кабинет заведующего приёмным оснащается как кабинет врача. В кабинете должны быть нормативные и правовые акты, методические указания и инструкции, регламентирующие организацию оказания медицинской помощи, организацию работы приемного отделения, а также порядок предоставления докладов.

Санитарный пропускник

организация работы приемного отделения - санитарный пропускник

Санитарный пропускник предназначен для гигиенической помывки (в ванне, в душе), а при наличии медицинских показаний - для проведения санитарно-гигиенической обработки госпитализируемых пациентов. В санитарном пропускнике пациенты сдают личные вещи, получают госпитальную обувь и переодеваются в чистую одежду.
Санитарный пропускник

В составе санитарного пропускника должны быть предусмотрены помещения (места) для осмотра, раздевания, помывки и для одевания пациентов, а также для временного хранения личных вещей пациентов.
Размеры и планировка помещения, в котором установлена ванна, должны не ограничивать перемещение персонала, позволять беспрепятственно транспортировать пациента на каталке и удобно приближать каталку к ванне. Ванна надёжно закрепляется, оборудуется поручнями. Дезинфицирующие средства, средства для дезинсекции, мыло и мочалки, принадлежности для стрижки и бритья должны храниться в медицинских шкафах, в условиях, исключающих свободный доступ к ним пациентов и посетителей.
В помещениях для переодевания должны быть установлены медицинские столы для приёма от пациентов личного имущества и выдачи им госпитальной одежды и обуви, стулья, стеллажи (шкафы).
Для временного хранения личных вещей пациентов в отдельном помещении санитарного пропускника устанавливаются стеллажи (шкафы) и вешалки.

Комната сестры-хозяйки предназначена для хранения запаса вещевого имущества приемного отделения (чистого нательного белья, госпитальной одежды и обуви, простыней, пододеяльников, спальных мешков, одеял, полотенец, мешков для личных вещей пациентов, медицинских халатов для персонала, мыла, мочалок, а также материалов для ремонта белья и одежды).

Кабинет старшей медицинской сестры приемного отделения, в дополнение к своему основному предназначению, выполняет функцию материальной, в которой содержится текущий запас лекарственных средств и медицинских расходных предметов, бланков, журналов, канцелярских принадлежностей и т.д. В кабинете должен быть письменный стол медицинский, компьютерный стол, стулья, бытовой или фармацевтический холодильник, книжный и платяной шкафы, медицинские шкафы.

Медицинское и другое имущество, предназначенное для оснащения нештатных формирований службы медицины катастроф, перевода приемного отделения на работу в условиях строгого противоэпидемического режима и его подготовки к массовому поступлению пострадавших, а также укладки для оказания медицинской помощи в экстренной и (или) неотложной форме вне медицинской организации содержатся в отдельном помещении.
^Наверх

Читайте также: