Структура политической власти кратко

Обновлено: 03.07.2024

Суть власти рассматривается с той позиции, что ее глубинным истоком выступает неравенство индивидов. Основной здесь является роль, которую имеет власть для оптимальной организации общественных отношений. Главными чертами власти выступает:

  • инклюзивность – противопоставление, соединение отдельных индивидов, групп социума;
  • всеобщность – проникновение фактически во все отношения людей в целом обществе.

Структура власти

В настоящее время власть в политологии структурируется по такому принципу:

  1. Субъектом может выступать общность индивидов, конкретный человек или организация, которая осуществляет власть.
  2. Объектом является конкретный индивид, общность людей, определенная организация, над которой осуществляется власть.
  3. Приказом субъекта является его личное выражение воли в отношении человека, группе индивидов или организации, над которой он осуществляет собственную власть с сопровождением угрозы использования санкций, штрафов и других наказаний при неповиновении.
  4. Общественные нормы определяют, что человек или партия, отдающие приказы, наделены правом на такую деятельности, а тот субъект, приказы которого касаются, должен подчиняться.
  5. Объекты власти обязаны подчиняться приказам.

Структура власти

Политическая власть имеет особенности в зависимости от типов власти в различных общественных сферах (духовной, социальной, информационной, экономической):

Особенности политической власти, исходящие из различных трактовок политики

Современные политологи определяют политику как:

  1. Сферу общества, которая отвечает за полное сохранение его целостности, обеспечивая защиту, полный порядок, быстрое развитие, правильное функционирование.
  2. Деятельность людей, связанную с властью.
  3. Свободное создание, обсуждение реальных возможностей достижения организации, задач общества, которые являются абсолютно новыми для государства.

Власть определяется следующим образом:

Основные элементы политической власти

Ресурсы власти. По Р. Далю это все то, что определенная группа или индивид могут применять с целью влияния на других. Под ресурсами власти понимается насилие, принуждение, поощрение, убеждение, право, мифы, страх, традиции. Также они проявляются в качестве духовно-информационных, экономических, материальных ценностей. В публицистике ресурсы власти бывают организационными, административными, финансовыми, административными, информационными.

Элементы власти

Основания власти – база, на которую ориентируется властная политическая воля конкретного субъекта. Она бывает социальной, административной, силовой, экономической, культурной, политико-правовой, демографической, информационной.

Под источниками власти по В.Г. Ледяеву понимают властное первоначало, а также источники подчинения объектов субъектам – это манипуляция, убеждение, сила, побуждение, принуждение, авторитет. По О. Тоффлеру источниками власти являются знания, богатство, сила.

Типология власти политических элит

Типология отличается реальной основой, которая характеризует власть с ее источниками. Согласно с данными подходами, имеется огромное количество определений власти. Представленное понятие трактуется в качестве возможности, способности оказывать влияние на направление деятельности, характер, поведение классов, социальных групп, отдельных людей при помощи различных механизмов. Среди них выделяются организационные, правовые, идеологические, экономические. Также влияние осуществляется при помощи принуждения, традиций, авторитета, убеждения. Власти в любых ситуациях преследуют какие-то определенные задачи, по причине чего их можно определить в качестве производящих преднамеренные итоги.

Политический тип власти является самым важным. Он определяет жизнеспособность в разных общественных сферах. Политическая власть имеет ряд признаков, которые присущи исключительно только ей:

  1. Возможность применения всех доступных ресурсов власти.
  2. Обязательность решений для любой другой власти, а также проникновение в разные общественные процессы;
  3. Наличие специализированного государственного аппарата, воздействующего на общество.
  4. Публичность – право обращения от имени общества непосредственно к гражданам.

Общественная власть – профсоюзная, партийная, СМИ. Выполняется организациями по большому счету непосредственно при помощи неформального влияния на мнение общества.

Государственная власть – на конкретной территории, суверенная, публичная. Государство реализует свои властные полномочия в виде формальных указов, законов и полной законодательной базы. За неисполнение нарушители караются санкциями.

По области распространения власть делится на уровни по организациям:

  • мега – международные;
  • мезо – региональные;
  • макро – центральные;
  • микро – власть в малых группах, первичных организациях.

По функциональности органов власть бывает судебной, исполнительной, законодательной.

По видам социального господства в соответствии с работами М. Вебера политическая власть делится на харизматическую, легальную, традиционную.

По типам взаимного действия объектов, субъектов или по режиму правления власть бывает тоталитарной, авторитарной, демократической.

Функционирование власти (функции аналогичны тем, которые имеются у государства, политической системы):

  • Управление государственными, общественными делами.
  • Создание политической системы.
  • Руководство процессами политической жизни страны.
  • Разработка определенного вида правления.
  • Организация жизни, отношений в политической сфере.

Главные принципы стойкости политической власти заключаются в результативности, легитимности.

Результативность – уровень выполнения властью собственных задач, а также возможности удовлетворения народных запросов, пожеланий.

Легитимность – процесс признания власти и всех ее решений, действий, организаций, лидеров обществом государства. При этом по М. Веберу она классифицируется так:

  • выборная, называемая плебисцитарной;
  • личностная/харизматическая;
  • наследственная в качестве традиционалистской.

Легитимность власти

Чем ниже будет уровень легитимности власти, тем чаще она начинает опираться на насильственное или силовое принуждение.

Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Добиться власти значительно помогают следующие источники.

власть

Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

  • руководство;
  • управление;
  • господство;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

  • волю;
  • убеждение;
  • манипуляцию;
  • авторитет;
  • насилие;
  • право;
  • поощрение;
  • принуждение.

ВИДЫ ВЛАСТИ

Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

⊕ По источнику власти:

  • политика;
  • экономика;
  • религия;
  • культура.

⊕ По участникам власти:

  • государство;
  • партия;
  • церковь;
  • семья.

⊕ По функциям органов власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

  • верховенство;
  • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
  • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
  • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
  • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

  • общественная (касается всего общества);
  • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

Формы политической власти:

  • партии;
  • профсоюзы;
  • международные организации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

Смесь всех видов власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

Существуют три ветви государственной власти:

  • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
  • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
  • судебная (суд).

Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

Содержание

Содержание

  • Политическая власть и ее понятие
  • Структура политической власти
  • Функции власти и ее разделение
  • Ресурсы, сила, основания, легитимность власти
  • Политический режим, как механизм власти
  • Типы политических режимов и их сравнение
  • Государство и его значение в организации политической власти

Политическая власть является одной из важнейших составляющих управления государством. Ее главная задача – организация производственного процесса, установление порядков, которому обязано следовать общество, принятие важных решений, влияющих на развитие и экономическое состояние государства.

Политическая власть и ее понятие

Для воздействия на людей субъект власти использует различные методы, например:

  • принуждение;
  • мотивацию;
  • традиции;
  • устоявшиеся или моральные нормы;
  • идеологию;
  • правовую систему и т.д.

Политическая власть не может существовать без двух важных составляющих. Во-первых, субъект обязан иметь физическую и моральную возможность управлять людьми, к примеру, авторитет, принуждение. А во-вторых, у него должна быть способность воздействовать на общество, например, принятые законодательные акты, права.

Структура политической власти

Структура политической власти представляет собой иерархическое разделение составляющих. Она имеет 2 стороны: субъекта и объекта. Субъект – это представители власти, которые имеют возможность оказывать воздействие на общество. А объект – это тот, на чье поведение влияет власть.

Если говорить простым языком, субъект – это различные управленческие структуры (правительство, депутаты, государство, элита), а объект – это люди, которые готовы подчиняться.

Политическая власть РФ имеет следующую структуру:

  1. Возглавляет иерархию Правительство. Именно он принимает важные решения, диктует обществу правила, принимает законопроекты.
  2. В связи с тем, что президент не имеет права принимать решения единолично, без мнения Правительства, он находится на второй ступени.
  3. На третьем уровне располагается Федеральное собрание и Судебная власть.
  4. Дальнейшие структуры в большей степени выполняют поручения, имея возможность оказывать влияние на общество. К ним относят Госдуму, Совет Федерации, суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный).

Но на этом иерархия политической власти не заканчивается. Количество ступеней напрямую зависит от стороны воздействия. К примеру, если отталкиваться от Верховного суда, то ниже можно расположить иные судебные инстанции, в зависимости от подсудности.

Важно! Политическая власть не имеет единой структуры. Все зависит от ее субъекта и объекта, политического режима, формы государства.

Таким образом, политическая власть разных стран обладает индивидуальной структурой, представленной четкой иерархией.

Функции власти и ее разделение

Политическая власть не может функционировать без четкого разделения. Каждый субъект наделяется определенными правами и обязанностями. Они не подчиняются друг другу, но не могут существовать раздельно, то есть взаимосвязаны между собой. Как показывает практика, если одна структура пытается доминировать над другой, то государство ослабевает, теряется возможность контролировать поведение людей, воздействовать на решения и действия общества.

Политическая власть выполняет ряд функций. Самыми главными из них являются следующие задачи:

  • организация общественного порядка;
  • обеспечение стабильности;
  • предупреждение возникновения конфликтных ситуаций на общегосударственном, общественном, общенациональном и мировом уровнях;
  • достижение любыми методами консенсуса;
  • принуждение общества к выполнению определенных действий.

То есть, политическая власть делает все, чтобы население не было разрозненным. Ведь из истории известно, когда толпы бесконтрольных людей берут власть в свои руки, в стране начинается хаос, беззаконие.

Ресурсы, сила, основания, легитимность власти

Для того чтобы воздействовать на поведение людей, политическая власть обязана иметь основания. Так называют задачи, для выполнения которых представители структур влияют на общество. Они могут быть социальными, культурными, экономическими, национальными, административными и т.д.

Важно! Субъект политической власти обладает главным ресурсом управления – государством. В его арсенале находятся разнообразные по своей силе и методам воздействия инструменты: армия, правоохранительные органы, тюрьмы, политическая, экономическая системы и др.

Они могут убеждать людей, оказывать влияние на их чувства, вызывать благодарность, страх, зависть, ненависть. Немаловажны для руководства людьми и их традиции, моральные качества, принятые устои.

Основным приемом убеждения власть использует распространение информации, например посредством телевизионных, печатных или интернет-СМИ. Сильная политическая власть отличается своей независимостью и поддержкой народа. Если на ее решения могут воздействовать сторонние субъекты, то люди перестают доверять ей. А без поддержки общества подрывается авторитет.

Политическая власть обязана быть легитимной, то есть строиться на справедливости и правомерности. Люди должны чувствовать, что им не навязывают чье-то стороннее мнение, в противном случае население считает, что власть незаконна. На этом фоне могут возникать протесты, митинги. Люди начинают искать методы свержения неугодных им правителей.

Политический режим, как механизм власти

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов, обладающих индивидуальным набором характеристик, при помощи которых власть оказывает влияние на общество. При помощи него определяют, каким образом воздействовать на людей: мотивировать или заставлять.

Политический режим устанавливается в зависимости от:

  • традиций народа;
  • формы государства;
  • набором полномочий структур;
  • особенностей действующего законодательства;
  • характером международных отношений.

Каждая страна имеет один из трех основных политических режимов, которые, в свою очередь, подразделяются на подтипы.

Типы политических режимов и их сравнение

Политология различает авторитарный, демократические и тоталитарный политические режимы. В некоторых странах применяются их измененные, комбинированные формы, например, авторитарно-демократический или авторитарно-тоталитарный. Каждый режим можно отличить, обратив внимание на ряд свойственных им признаков.

Некоторые политологи уверены, что чистая демократия может носить, как конструктивный, так и разрушительный характер. Чтобы плодотворно управлять народом, представители политической власти обязаны иметь авторитет, уметь убеждать людей, а не заставлять их.

Государство и его значение в организации политической власти

Главным ресурсом управления является государство. Так называют институт политсистемы, который способен не только контролировать, но и направлять, организовывать отношения между людьми и структурами. Каждое государство имеет свою территорию, народ, который там проживает, госаппарат и независимость.

Государство вправе принимать законы, использовать любые методы убеждения людей, выпускать деньги, взимать с граждан налоги. Государство обязано обеспечивать законность, правопорядок, организовывать хозяйственную, культурную, социальную, образовательную деятельность, защищать свой народ и вести международную работу.

Государство может быть монархическим или республиканским. Первая форма характеризуется тем, что страной в основном управляет один человек или конкретная группа лиц, а при второй – высшие органы власти меняются и избираются народом.

Также, государство может быть унитарным, федеративным или конфедеративным. Например, Россия – это республиканская федеративная страна с демократическим политическим режимом правления.

Читайте также: