Структура нормативного акта кратко

Обновлено: 30.06.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Структура нормативного правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Структура нормативного правового акта

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 41 "Охрана здоровья обучающихся" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "Руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции, пришел к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно обеспечение на объекте нахождения охранных структур с заключением соответствующего договора является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления, и заявленные прокурором требования удовлетворил, отклонив возражения администрации и Управления образования об отсутствии определенного источника финансирования и о выполнении обязательств по финансированию мероприятий антитеррористической направленности в рамках программы "Развитие образования на территории МО "Няндомский муниципальный район" на 2014 - 2021 годы", указав на отсутствие охраны с целью соблюдения уровня безопасности, установленного в отношении объектов (территорий) второй категории опасности, к которой относится МБОУ "Мошинская средняя школа"."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Структура нормативного правового акта

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Беляев М.А., Бондарева Э.С., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) 1. Комментируемая статья определяет в общем виде структуру нормативных правовых актов, обеспечивающих правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Здесь имеется в виду законодательство, понимаемое в широком смысле и включающее в себя как законы, так и подзаконные нормативные правовые акты.

Нормативные акты: Структура нормативного правового акта

1. Структура нормативного правового акта может состоять из следующих основных элементов: преамбула, раздел, глава, параграф, статья, пункт, пункт статьи, подпункт, абзац.

2. Преамбула нормативного правового акта содержит разъяснение его целей, мотивов, оснований его принятия и может состоять из абзацев. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. Нормативные правовые акты могут не иметь преамбулы, если разъяснение целей, мотивов и оснований принятия нормативного правового акта не требуется.

3. В областных законах нормативные предписания излагаются в виде статей, обозначаемых словами "Статья", имеющих название без точки и порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой. В законах о внесении изменений в законы, о признании утратившими силу Законов, а также в иных исключительных случаях статья может не иметь названия.

Близкие по содержанию статьи значительных по объему законов объединяются в главы, в необходимых случаях главы могут объединяться в разделы.

4. Постановления Курганской областной Думы, нормативные правовые акты Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области и органов исполнительной власти Курганской области подразделяются на пункты, которые при необходимости объединяются в параграфы, главы, разделы.

5. Разделы нормативных правовых актов должны иметь нумерацию римскими цифрами с точкой. Главы, параграфы нормативных правовых актов должны иметь нумерацию арабскими цифрами с точкой.

Разделы, главы, параграфы нормативных правовых актов обозначаются соответственно словами "Раздел", "Глава", символом "§" и, как правило, должны иметь названия без точки, которые выравниваются по центру.

6. Статья может состоять из пунктов. Пункты статьи областного закона, пункты иных нормативных правовых актов должны иметь нумерацию арабскими цифрами с точкой и названий не имеют. Пункт может состоять из подпунктов, пронумерованных в пределах данного пункта арабскими цифрами со скобкой без точки. Подпункты следуют после двоеточия через точку с запятой. В конце последнего подпункта ставится точка. Статья, пункт, пункт статьи, подпункт, абзац начинаются с абзацного отступа. Пункт, подпункт включают один или несколько абзацев, не имеющих названия.

Допускается нумерация подпунктов, за исключением нумерации в областных законах, буквами русского алфавита со скобкой без точки (за исключением букв "е", "й", "ь", "ъ").

Абзацы, за исключением абзацев в областных законах, могут обозначаться дефисами и заканчиваются точкой с запятой, за исключением последнего абзаца, заканчивающегося точкой. Обозначение абзацев любыми символами, кроме дефисов, не допускается.

В исключительных случаях статья может делиться на пункты, нумеруемые арабскими цифрами со скобкой без точки. При этом деление пунктов на подпункты не допускается.

7. Разделы, главы, параграфы, статьи, пункты, подпункты нормативных правовых актов должны иметь единую сквозную нумерацию.

Не допускается отдельная нумерация статей и пунктов каждого раздела, главы или параграфа. Пункты каждой статьи и подпункты каждого пункта нумеруются отдельно.*

8. Нормативные правовые акты должны иметь название, отражающее предмет правового регулирования. Название может обозначать изменения в ранее принятом нормативном правовом акте либо признание его утратившим силу или его отмену.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия (издания) нормативного правового акта, основные задачи, которые перед ним стоят, нормативный правовой акт может иметь вступительную часть - преамбулу. Правовые нормы в преамбулу не включаются.

2. В федеральных конституционных законах, федеральных законах нормативные предписания объединяются в статьи. Статьи федеральных конституционных законов, федеральных законов могут подразделяться на абзацы, именуемые частями. В частях статей могут содержаться пункты и подпункты.

3. В иных нормативных правовых актах нормативные предписания излагаются в виде пунктов. Пункты могут подразделяться на подпункты, абзацы.

4. Таблицы, графики, карты, схемы, рисунки и иные документы оформляются в виде приложений к нормативному правовому акту. При этом соответствующие положения нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения. В приложении указывается, к какому нормативному правовому акту оно прилагается.

5. Близкие по содержанию статьи значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют наименования.

6. Каждая статья (пункт), а также главы и разделы нормативного правового акта имеют порядковый номер. Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта. Самостоятельной и сквозной является также нумерация глав и разделов нормативного правового акта.

7. Правила по юридико-техническому оформлению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и типовые правила по юридико-техническому оформлению проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

на временные акты;

акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Если Вам была полезна данная информация, можете поделиться ею в соцсетях, нажмите на любую кнопку снизу:

Читайте также: