Структура морального фактора кратко

Обновлено: 02.07.2024

Этика, мораль, нравственность: общее представление.

1.Что изучает этика?

Этика изучает специфику и роль морали в жизни общества. Этика— теория морали, которая устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми разрабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Следует иметь в виду, что этика не вырабатывает конкретные рекомендации, как поступить в том или ином случае, а лишь формулирует общие принципы, на основании которых могут быть даны конкретные оценки и рекомендации относительно поступков человека в той или инои ситуации.
2.Каковы функции этики?

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная (гносеологическая) и нормативная.

Познавательная функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь человека в плане ее соответствия моральным нормам.

Нормативная функция этики проявляется в разрешении моральных ситуаций. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период оказать помощь человеку в понимании того, что есть истинное благо, и найти свой путь к его достижению.

Этика является не только нормативной наукой, предписывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и

теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений человека.

Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение, функционирование и эволюция в обществе.

Мораль - это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми люди руководствуются в своих действиях. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семье и т. д.

Моральные нормы отражают общественные отношения в таких понятиях, как добро и зло, честь и достоинство, справедливость, совесть, счастье, смысл жизни и т. д.

Если мораль представляет собой форму общественного сознания, регулирующую и оценивающую поведение и действия социальных субъектов, то нравственность проявляется в самих реальных процессах сферы человеческих отношений. Она выступает в качестве определенной меры, характерной для достойного поведения, и служит критерием добра и зла.
4.Чем вызвано формирование морали, и какова ее роль в человеческом обществе?

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль. Мораль (нравственность) как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости.
5.В чем состоит взаимосвязь этики с другими отраслями знании?

Мы определили этику как философскую науку. Каково же соотношение этики с философским знанием?

Этика сформировалась в лоне философии. Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию (науку о бытии), гносеологию (науку о познании), аксиологию (учение о ценностях), праксеологию (учение о бытийной практике человека), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном). В различных философских системах в определенные периоды превалировали разные отрасли философии. Так, в ряде философских школ (Эпикур, Сократ, стоики и др.) акцент делался именно на нравственной философии (этике), которая венчает собой житейскую мудрость.

Однако еще в глубокой древности Аристотель пытался развести этику и философию, поставить этику в зависимость от политики, придать этике практическую направленность — помогать реализовывать те задачи, которые ставит перед ней политика.

Этику как науку нормативную, определяющую поведение индивида в конкретных случаях, интересует прежде всего потенциальное бытие, мир должного. Но, тем не менее, она обращает внимание и на реальные нравственные отношения людей.

Родство этики с гносеологией обусловлено необходимостью осмысления природы, сущности, структуры и

функций морали, подъема моральных представлений (которые в целом относятся к обыденному сознанию) до уровня научных понятии.

Решает этика и праксеологические проблемы, в частности создает образцы и практические модели человеческих отношений и средства их реализации, предлагает определенные рекомендации. Следовательно, этика является практической философией, которая исследует активное, деиственное, практическое отношение человека к миру, возможности, способы и пределы его деятельности. Этика, в частности, изучает проблему свободы и необходимости и различные способы ее решения: фатализм (господство над человеком неотвратимых сил); волюнтаризм (провозглашение свободы как первоосновы и создателя действительности); концепции, в которых преодолеваются крайности фатализма и волюнтаризма.

Как наука о должном этика находится во взаимосвязях с футурологией (от лат. futurum — будущее и греч. logos — слово, учение) — наукой о будущем человечества.

Мир морали настолько сложен и многообразен, что нередко для решения этических проблем люди вынуждены обращаться к смежным областям знаний. В решении ряда вопросов этика взаимодействует не только с другими разделами философии, но и с науками, которые исследуют бытие человека, психологией, религией, биологией, социологией, педагогикой, историей, антропологией, этнографией, экономикой и пр.
6.Что такое мораль, какова ее структура, функции и специфика?

Мораль — это система принципов, норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

Еще в древности был намечен очень простой вариант структуры морали. Поскольку нравственность — это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой стороны, поступки, практические действия, то соединение слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми. В морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношения. Другими словами, в структуре морали выделяются:

• нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, особенностью которой является восприятие всех явлений с точки зрения ценности. Главное — не объяснение явления, не раскрытие его причин, а его оценка. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания.

Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (общества). Исходя из этого нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Эта оценка является важной характеристикой, предписывающей модель действия. Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.


7.Каковы основные категории этики?

Категории этики в этической теории подразделяются в соответствии с уже известной нам структурой морали и нравственности следующим образом:

• категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, ценности и т.д.); категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.);

• категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репутация и т.д.).

Вся совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных основных понятий этики образует так называемую систему моральной регуляции, которая включает в себя нормы, высшие ценности, идеалы, принципы. Рассмотрим коротко каждое из этих понятий.
9.Чем определяется нравственный характер деятельности?

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
10. Охарактеризуйте основные проблемы (противоречия) теории морали.

1. Всеохватность. Мораль регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни — в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях.

2. Автономная регуляция. Нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например суда, церкви.

Исходной базовой категорией для анализа морального фактора является понятие "человеческий фактор". Человеческий фактор как многогранное социальное образование включает в себя несколько "срезов". Во-первых, это биологический, физиологический срез, характеризующий состояние здоровья населения, рождаемость и смертность, продолжительность жизни и трудовой активности граждан, некоторые расовые, антропологические особенности населения, его половозрастной состав и т.д. Во-вторых, это социальный срез, отражающий социально-классовую структуру общества, его национальный состав, профессиональные и территориальные социальные группы и т.д. В-третьих, это интеллектуально- профессиональный срез, представляющий собой уровень образования и культуры населения, его профессиональную подготовку, способность и готовность к смене профессий, к самообразованию, повышению профессионального мастерства и т.п. В-четвертых, это срез, характеризующий ценностную ориентацию людей, их общественные потребности и интересы, степень удовлетворения их, приоритеты образа жизни основной массы граждан. В-пятых, это духовно-нравственный срез, отражающий духовное состояние общества, моральные качества его граждан, морально-политический климат, воспитанность людей, доминирующие мотивы и нормы их поведения и деятельности, обычаи и традиции населения.

Как видно из анализа человеческого фактора, одной из его сторон является моральный фактор (духовно-нравственный срез), который выступает интегрирующим элементом человеческого фактора, поскольку по существу зависит от состояния всех иных его элементов в то же время и сам оказывает на них заметное влияние, играя роль посредника между проявлениями других элементов человеческого фактора. Последнее объясняется сущностью морали, призванной согласовывать интересы и действия личности, социальных групп, общества в целом, а также тем, что человеческий фактор проявляется как на личностном уровне, так к на уровне социальных общностей (класс, нация, социальная группа), и, стало быть, моральный фактор играет опосредующую роль между этими проявлениями человеческого фактора. Как связующее звено моральный фактор "переводит" состояние той или иной социальной общности или всего общества в состояние личности и в определенной мере осуществляет обратный процесс.

Поскольку моральный фактор - явление объективно-субъективное, постольку им можно управлять, его можно целенаправленно формировать, исходя из состояния общества, общественных потребностей и возможностей, содержания и характера предстоящих или решаемых обществом задач.

Обладая относительной самостоятельностью, моральный фактор способен воздействовать на личность, не согласуясь с общим состоянием и тенденциями развития общества. В ряде случаев моральный фактор может даже направлять поведение и действия людей вопреки их реальным интересам и потребностям. Это обусловлено тем, что моральный фактор содержит в себе как элемент рационального сознания, так и элементы психологии обыденного сознания, включая и элементы подсознательного. Вот почему "наэлектризованная" толпа так плохо поддается рациональным доводам. Вот почему в состоянии политической или националистической эйфории человек порой совершает поступки, им же нередко осуждаемые впоследствии, противоречащие его личным интересам и интересам общества.

2.25. Структура морального фактора.

Сущность морального фактора раскрывается при анализе его места в системе иных социальных образований, его функций и структуры. Мораль - это одна из форм общественного сознания, и она, как и иные формы общественного сознания, имеет два уровня - теоретическое сознание и обыденное сознание. Поэтому надо и в самом моральном факторе выделять два уровня, два тесно взаимосвязанных структурных элемента: теоретико- идеологический и обыденно-психологический.

Теоретико-идеологический уровень морального фактора представлен усвоенными личностью и социальными группами, обществом в целом законами и категориями этики, нравственными принципами и нормами, общественным или групповым моральным идеалом. Данный уровень морального фактора отражает официальную идеологию и в силу этого включен в систему контролируемого государством формирования морального фактора в соответствии с состоянием общества, содержанием и характером решаемых задач. Однако официальная идеология отнюдь не всегда является научной и прогрессивной. При ее помощи можно манипулировать общественным сознанием, использовать моральный фактор против прогрессивных тенденций и отдельных лиц, вопреки интересам участвующих в историческом процессе людей. Этим всегда пользовались реакционные силы в ходе контрреволюционных переворотов, целенаправленно формируя моральный фактор и используя его в своих классовых или кастовых интересах, которые по своей сущности являлись враждебными основной массе населения. Теоретико-идеологический уровень морального фактора успешно функционирует только тогда, когда он не противоречит общественной психологии, общественному сознанию, или же, по крайней мере, пока он не "завоюет" их.

Обыденно-психологический уровень морального фактора проявляется в таких элементах, как настроения и чувства людей, традиции, обычаи, образцы, запреты. Данный уровень морального фактора имеет локальное существование (семья, трудовой коллектив, землячество, неформальное объединение). Он гораздо сложнее поддается контролю и управлению, в нем много непредсказуемого, случайного. Однако это вовсе не означает, что обыденно-психологический уровень морального фактора нельзя изучать, прогнозировать, регулировать, согласовывать его с теоретико-идеологическим уровнем. Недооценка этого элемента приводит к бесперспективности идеологического воздействия на людей. Это хорошо подтверждают попытки использовать идеологические стереотипы в процессе урегулирования национальных конфликтов, забастовок, несанкционированных митингов и демонстраций.

Структуру морального фактора можно проследить и на личностном уровне, не выделяя при этом двух уровней морали. В этом случае он включает в себя следующие элементы: моральные чувства и качества человека или типичные свойства, черты характера; преобладающие мотивы действий, поступков; совокупность моральных ценностей; систему морального самостимулирования; типичные нормы поведения; моральные потребности и привычки. Каждый из названных структурных элементов может существовать только в совокупности с другими, но любой из них имеет свою специфику, свои средства формирования и развития. Проявление морального фактора существенно зависит от сферы его применения. В этой связи можно выделить следующие уровни проявления морального фактора:

    1. общесоциальный (в масштабе всего общества);
    2. социальный (в масштабе класса, нации, народности и т.д.);
    3. отраслевой (в масштабе той или иной сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства, профессиональной группы и т.д.);
    4. коллективный (в масштабе того или иного трудового коллектива);
    5. семейный (в масштабе отдельной семьи);
    6. личностный (в масштабе отдельной личности)

Применительно к органам безопастности, надо выделить отраслевой уровень проявления морального фактора. Это - престиж профессии, ведомственная солидарность, профессиональная честь и гордость и т.д.

2.26. Специфика морального фактора в служебной деятельности.

Моральный фактор в деятельности правоохранительных органов можно охарактеризовать как конкретное проявление моральных сил личного состава в процессе выполнения им служебных задач. Здоровый моральный фактор способствует успешному решению служебных задач, благоприятствует укреплению всей системы правоохранительных органов, служит повышению ее морального авторитета в обществе.

Правоохранительные органы несут на себе отпечаток морального фактора всей общественной системы. Специфика проявления м.ф. в правоохр. орг. обусловлено особой ролью и ответственностью правоохр. орг. в жизни общества: от их морального здоровья зависит не только состояние правопорядка в стране, но и экономическое благосостояние населения, деятельность демократических институтов, политический режим, морально-политический климат общества и т.д. Иными словами, речь идет не только о своеобразии проявления морального фактора общества в правоохранительной системе, но и об обратном ее влиянии на моральный фактор общества.

Говоря о моральном факторе самих правоохранительных органов, следует подчеркнуть ряд признаков, существенно влияющих на значимость и проявление моральных сил личного состава. В их числе высокая морально-психологическая и физическая напряженность труда сотрудников правоохранительных органов, нередко связанного с риском для их жизни и здоровья. Заметный след на формировании и проявлении морального фактора в правоохранительных органах оставляют такие их признаки, как жесткое распределение обязанностей, закрепленное в уставах, приказах, инструкциях; система субординации; принцип единоначалия; система санкций за нарушение не только правовых, но и моральных норм.

В правоохранительных органах в силу их специфики преобладают методы административно-правового воздействия и регулирования. Однако эти методы дают устойчивый положительный результат только при определенных условиях. Во-первых, объект воздействия (личность, группа, коллектив) должен быть достаточно прост и однороден. Во-вторых, субъект воздействия (начальник, наставник, руководящий орган, руководитель) должен по своим свойствам вполне соответствовать объекту. В-третьих, обязанности всех членов коллектива четко определены. В-четвертых, налажена информационная связь между всеми членами коллектива. В-пятых, внешнее административное воздействие дополняется самоуправляемостью коллектива, основанной на нравственной ответственности и компетентности его членов. Выбор тех или иных средств воздействия на коллектив или отдельных его членов зависит от трех причин: от состояния самого коллектива или отдельных сотрудников, от характера предстоящих или решаемых задач, от профессиональной и нравственной культуры начальника, воспитателя, наставника.

Наличие в правоохранительной системе обширной правовой базы, регламентирующей действия и поведение сотрудников, существенно упорядочивает их работу, облегчает их взаимодействие между собой, с гражданским населением, органами власти. Однако деятельность правоохранительных органов настолько разнообразна, конкретная обстановка настолько изменчива, что предвидеть все ситуации и отразить их в соответствующих инструкциях, приказах, уставах практически невозможно. В этих условиях "на помощь" праву приходит мораль в форме таких категорий, как долг, честь, ответственность, совесть.

Важной гранью морального фактора служебного коллектива являются его обычаи, традиции, нравы, которые, будучи устойчивыми и привычными нормами поведения многих членов коллектива, выступают одновременно и как средство формирования и активизации морального фактора всего подразделения и отдельных сотрудников. Основным средством сплочения коллектива являются его мобилизация на совместное выполнение служебных задач и коллективная ответственность за их успех.

2.27. Сущность и структура морального выбора.

Моральный выбор - это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками. Необходимость морального выбора появляется тогда, когда обстоятельства вынуждают человека принять одно решение из нескольких, каждое из которых имеет нравственное содержание, т.е. может быть оценено с позиций добра и зла.

Моральный выбор иногда трактуют слишком узко, лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие определенных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжением его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата.

К числу объективных условий морального выбора можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности. В этой связи возникает вопрос: насколько свободен человек в своем моральном выборе, если этот выбор обусловливается объективными и субъективными обстоятельствами? В истории этики отчетливо выявились две альтернативные позиции по данному вопросу: фаталистическая и релятивистская.

Суть морального фактора раскрывается при анализе его места в системе иных социальных обра­зований, его функций и структуры. Мораль – это одна из форм общественного сознания, и она, как и иные формы общественного сознания, имеет два уровня – теоретическое и обыденное сознание. Поэтому надо и в самом моральном факторе выделять два уровня, два тес­но взаимосвязанных структурных элемента: теоретико-идеологи­ческий и обыденно-психологический.

Учет морального фактора также предопределяет соответствующую тактику действий пред­ставителей аудиторской профессии. Так, например, порядок заполнения и хранения документов неофициального учета на некоторых предприятиях не предусмотрен ведомственными инструк­циями. Злоумышленники не только уничтожают личные черновые записи, но и стремятся убедить в бесполезности хранения неофициальных документов работников, не принимавших участия в нарушениях. Под их влиянием некоторые работники уничтожают свои записи после каждой инвентаризации, а иногда еженедельно и даже ежедневно. Некоторые, но не все. Между тем, в большинстве случаев нарушители могут быть разоблачены с помощью записей работников, не причастных к нарушениям, если даже сами злоумышленники уничтожают свои экземпляры неофициальных документов. Учитывая это, аудиторы могут принимать меры к обеспечению сохранности неофициальных записей работников, воздействуя на моральный фактор в их коллективе через руководителей, общественный актив и т.д. Одним из путей снижения риска является контроль кадров. У аудируемого лица должна осуществляться определенная система требований к их подбору и расстановке. Сюда относится правильный подбор кадров и своевременное обучение, справедливая оплата труда работников. Аудитор должен убедиться, что эта система обеспечивает возможность каждого сотрудника выполнять возложенные на него обязанности, причем в усло­виях усложнения хозяйственной жизни.

Проявление морального фактора существенно зависит от сфе­ры его применения, специфики той или иной системы функцио­нирования моральной стороны духовных сил общества, его раз­личных социальных и профессиональных групп, личности. В этой связи можно выде­лить следующие уровни проявления морального фактора:

- общесоциальный (в масштабе всего общества);

- социальный (в масштабе класса, нации, народности, терри­ториальных социальных образо­ваний и т.д.);

- отраслевой (в масштабе той или иной сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства, профессиональной группы и т.д.);

- коллективный (в масштабе того или иного профессионального коллектива, например кол­лек­тива аудиторской фирмы);

- семейный (в масштабе отдельной семьи);

- личностный (в масштабе отдельной личности).

Вряд ли есть необходимость доказывать взаимосвязь всех этих уровней. Однако важно под­черкнуть своеобразие каждого из перечисленных уровней, указать на специфику механизма форми­рования и проявления морального фактора на каждом из них, их влияния на общественную жизнь в целом и на состояние различных социальных образований и институтов. Например, если на лич­ностном уровне моральный фактор может проявляться как моральная предрасположенность лич­ности к той или иной дея­тельности или конкретным поступкам, то в семье он может выступать в виде семейного обычая, авторитета родителей; в коллективе – как сплоченность, единство работников, авторитет руково­дителя, коллективного мнения. На социальном уровне моральный фактор может приобрести форму национальных или классовых традиций, городского или деревенского уклада жизни и т.д.

Читайте также: